Автор: Соколова Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 63"
Населённый пункт: г.Ижевск
Наименование материала: Статья
Тема: Коррекционно - развивающее обучение на уроках информатики с учащимися ЗПР
Раздел: среднее образование
Соколова Татьяна Евгеньевна,
учитель информатики
МБОУ «СОШ № 63»
Коррекционно- развивающееся обучение на уроках
информатики с учащимися ЗПР
Понятие
«задержка
психического
развития» - психолого-педагогическое.
Оно
утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин
«задержка» подчеркивает временной
(несоответствие уровня психического развития
возрасту)
и
одновременно
в
значительном
количестве
случаев
временный
характер
отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной
патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения.
Особенностью психического развития детей с задержанным развитием является
недостаточность у них процессов восприятия, внимания, мышления, памяти.
Несмотря
на
существенные
недостатки
в
интеллектуальном
и
личностном
развитии, у учащихся с задержкой психического развития сохранны предпосылки для
усвоения
учебного
материала
по
общеобразовательным
программам
при
условии
индивидуального и дифференцированного подхода к ним.
При правильной организации учебного процесса, учащиеся могут выравниваться и
переходить в общеобразовательный класс. В практике нашей школы есть такие случаи
выравнивания учащихся, которые потом успешно учатся в общеобразовательных классах и
даже заканчивают 10 и 11 классы с не плохими результатами и поступают в ВУЗы.
На
уроках
информатики
я
использую
следующие методы
коррекционно-
развивающего обучения:
Объяснительно-иллюстративный метод (метод при котором учитель объясняет, а
дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти).
Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению
проблемы).
Особенно
продуктивно
проходят
уроки,
когда
перед
учащимися
ставлю
проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными).
Важным
моментом
при
проведении
уроков
с
учащимися
ЗПР
считаю
давать
дифференцированные
задания
с
учетом
особенностей
каждого
учащегося,
которые
помогут им преодолеть недостатки своего развития, восполнить пробелы в знаниях. Для
мотивации учащихся задания составляю трёх уровней и указываю критерии оценивания
за каждое задание.
Прививаю
и
поддерживаю
интерес
к
своему
предмету
по-разному:
использую
занимательные
задания,
загадки
и
ребусы,
наглядные
средства
обучения,
таблицы-
подсказки, игры. На уроках информатики учащиеся должны освоить ряд практических
навыков и уметь применять их в дальнейшей своей деятельности.
Поэтому все уроки
курса
информатики
являются
взаимосвязанными,
подчиненными
цели:
созданию
собственного продукта, где сочетаются практические навыки + теория + собственное
видение ребенка окружающего мира.
Применяю и использую:
Различные тренажёры:
1)
Тренажер работы с мышью. nk-inform.narod›myprog/mouse.htm, автор Николай
Коротков
- состоит из двух программ позволяет, не делая упор на выполнение
конкретной работы, просто научиться свободно и быстро перемещать
указатель по
экрану и четко фиксировать нажатия на кнопки;
2)
Клавиатурный тренажёр;
3)
s://znaniesila.jimdoтренажёр-по-информатике/
4)
Робототландия и т.д.
Тест.
Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым
ученикам
выполнить
часть
работы,
минуя
психологический
стресс,
получить
удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого.
Тесты я использую готовые из Интернета, или составляю вместе с учащимися на уроке.
Практические работы
Учащимся с ЗПР особенно нравиться работать за компьютером, поэтому на почти
каждом уроке ребята выполняют практические работы, которые должны обязательно
содержать образец задания.
Физминутки (видеофизкультминутки)
Желательно проводить, так как дети с нарушением интеллекта устают быстро и
теряют интерес к заданию, к уроку в целом.
Домашнее задание.
Задаю как можно больше творческих заданий (составить кроссворд, ребусы,
придумать загадки, и т.д.)
Рефлексия.
При подведении итогов учитываю: эмоциональное отреагирование (понравилось –
не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и осмысление (почему это важно,
зачем мы это делали).