Напоминание

История фортепиано


Автор: Стеганцова Марина Александровна
Должность: преподаватель специального фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №9
Населённый пункт: Город Воронеж
Наименование материала: Презентация
Тема: История фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования Детская школа искусств №9 г.Воронеж

Презентация на тему «История фортепиано»

Выполнил преподаватель

фортепиано Стеганцова М.А.

История фортепиано

У любого музыкального инструмента существует своя

неповторимая история возникновения, знать

которую очень полезно и интересно. Изобретение

фортепиано стало переворотным событием в

музыкальной культуре начала 18 века.

Фортепиано – далеко не первый

клавишный инструмент в истории

человечества. На клавишных

музыкальных инструментах играли

ещё музыканты Средневековья.

Орган – самый древний духовой

клавишный инструмент, имеющий

вместо струн большое количество

труб. Он до сих пор орган считается

«королём» музыкальных

инструментов, отличающийся

мощным глубоким звучанием,

однако он не является прямым

родственником фортепиано.

Изобретение органа с трубами

принадлежит александрийцу

Ктесибию (III в. до н. э.).

Правда, его гидравлос был не

столько музыкальным

инструментом, сколько

эффективным

приспособлением для

демонстрации принципов

гидравлики. В первое время

органы служили

дипломатическими подарками

и знаками королевской власти;

только лишь в X веке, с

оживлением деятельности

монастырей, они начали

проникать в церковную службу.

Монохорд

Ранним предшественником фортепиано был монохорд (от греческого

monos – «один» и chorda – «струна»). Первое упоминание о монохорде

относится к V в. до н. э. По преданию монохорд был изобретен

Пифагором, и использовался им для исследования музыкальных

интервалов. То есть опять же не столько как музыкальный инструмент,

сколько инструмент для исследования музыки. Таким монохорд

оставался до XIX в., по большей части он использовался в опытах по

акустике, при настройке инструментов и при обучении теории музыки и

пению, а еще как прибор для проектирования и измерения колоколов и

органных труб. Правда, в греческих и средневековых источниках

монохорд иногда упоминается также как ансамблевый инструмент.

Состоял монохорд из продолговатого корпуса

длиной порядка метра, вдоль которого сверху

натягивалась струна. Помещенная под струной

нефиксированная подставка (порожек) делила

струну на 2 части; передвижение этой

подставки давало возможность извлекать

(щипком или молоточками) звуки различной

высоты. Позже монохорд снабдили

несколькими струнами, что увеличило его

диапазон примерно до двух октав. Именно из

многострунного монохорда позже возник

клавикорд.

Клавикорд

Клавикорд (от латинского clavis – «ключ» или

«клавиша», chorda – «струна»). Струнный

клавишный ударный инструмент XV-XVIII вв.

Диапазон инструмента как правило

составлял 4 октавы (до большой – до

третьей), при этом мог варьироваться от 1 до

5 октав. Когда играющий на клавикорде

нажимает на клавишу, укрепленный на ее

задней части металлический штифт – тангент

– ударяет по струне. Чем сильнее

исполнитель ударяет по клавише (и,

соответственно, чем сильнее тангент давит

на струну), тем громче звук. Пока тангент

остается прижатым к струне, исполнитель

может варьировать высоту звука, добиваясь

эффекта вибрато («бебунг») и даже иллюзии

crescendo.

На протяжении большей части своей истории клавир

использовался преимущественно для домашнего

музицирования. В XVI в. его рекомендовали в качестве

возможной замены клавесину. Отношение к клавиру

изменилось в середине XVIII века т.е. в эпоху

чувствительного стиля. Немецкие авторы этой поры считали

клавир идеальным инструментом для излияния нежных

чувств. Так К. Ф. Э. Бах высоко отозвался о клавире в своем

«Руководстве к истинному искусству игры на клавире». Тем

не менее, к концу XVIII в. интерес к клавиру исчезает – с

появлением фортепиано эта участь становится неизбежной

не только для него одного.

Клавесин

Современником и одновременно конкурентом

клавикорда и еще одним дальним предком

фортепиано является клавесин, возникший в

пятнадцатом веке в Италии. Главное отличие этого

струнного клавишного инструмента, заключается в

том, что его струны не ударяются, а защипываются.

Клавесин имеет форму продолговатого треугольника,

чем-то напоминающую современный рояль. Его

струны расположены горизонтально на разных

высотных уровнях. Позади каждой клавиши находится

деревянный стерженек, так называемый толкачик, на

верхнем конце которого помещен плектр из птичьего

пера или кожи. При нажатии клавиши толкачик

поднимается, и плектр зацепляется за струну, таким

образом извлекается звук. Вибрация струны

заглушается кусочком войлока, прикрепленным к

верхней части толкачика. Для изменения силы и

тембра звука, используются ручные и ножные

переключатели.

Фортепиано

Молоточковое фортепиано (нем.

Hammerklavier) стало по сути дальнейшим

развитием клавикорда, а не клавесина,

хотя последний был не только более

популярным инструментом, но и более

совершенным в плане звучания. Однако

клавесин имел пределы своего развития

из-за способа извлечения звука, и эти

пределы были быстро достигнуты.

Молоточковый же способ возбуждения

струны давал больше возможностей, хотя

был освоен давным-давно. В

Средневековье, например, на этом

принципе базировалось устройство

цимбал. Вообще, применение

молоточковой механики в струнных

клавишных инструментах не было

открытием. Но открытием стала сама

механика, а не способ извлечения звука.

Настоящая история фортепиано началась в XVII веке в Европе, когда

многие думали над конструкцией, легшей в основу молоточкового

фортепиано. Прорыв совершил итальянский мастер клавишных

инструментов

Бартоломео Кристофори

(1655 Падуя — 1731 Флоренция).

Собственно он и изобрел около 1698 года фортепианную механику.

Причем молоточковое фортепиано Кристофори стало не только первым,

но и надолго лучшим. Гениальную механику этого инструмента смогли

усовершенствовать лишь в во второй половине XVIII века.

Сам Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение Gravecembalo col

piano e forte (т.е. «клавесин с тихим и громким [звучанием]»). Позже

сокращенное до «Piano forte» .



В раздел образования