Напоминание

"Создание развивающей предметно–пространственной среды в группе детского сада по безопасности жизнедеятельности"


Автор: Чернобровкина Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ с.Кормёжка им. Ф.П.Полынина
Населённый пункт: Балаковский район Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание развивающей предметно–пространственной среды в группе детского сада по безопасности жизнедеятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Создание предметно-пространственной среды в группе детского сада по

безопасности жизнедеятельности Современный детский сад - это место, где

ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического

взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его

развития сферах жизни. Поэтому возникает необходимость наполнять среду

группы играми, предметами, объектами, которые составляют комплекс

средств, для полноценного физического, эстетического, познавательного и

социального развития. Развивающая среда обеспечивает разнообразие д е т с

к о й занятости по интересам, моделирует ближайшее и перспективное

развитие детской деятельности, а также обладает релаксирующим

воздействием. Воспитательно - образовательный процесс формируется в

прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня

развития детей и их деятельности, а также в соответствии с требованиями

ФГОС. Образовательная с р е д а – э т о с о в о к у п н о с т ь у с л о в и й ,

целенаправленно создаваемых в ц е л я х о б е с п еч е н и я п ол н о ц е н н о

го образования и развития детей. Развивающая п р е д м е т н о - п р о с т р а н

с т в е н н а я с р е д а – ч а с т ь образовательной среды, представленная с п е

ц и а л ь н о о р г а н и з о в а н н ы м пространством (помещениями, участком

и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей

дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного

этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции

недостатков их развития. В о п р о с о р г а н и з а ц и и р а з в и ва ю щ е й

предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо

актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного

образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии

с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции

образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и

особенностями воспитанников. Решение программных образовательных

задач предусматривается н е т о л ь ко в с о вм е с т н о й деятельности

взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при

проведении режимных моментов. Создавая развивающую предметно-

пространственную среду по безопасности жизнедеятельности учтены

психологические основы конст руктивного взаимодействия участников во

спит ательно- образовательного процесса, современной среды дошкольного

учреждения и психологические особенности разновозрастной группы, на

которую нацелена данная среда. Формирование основ безопасности

жизнедеятельности у воспитанников является одним из актуальных и

значимых направлений работы учреждений дошкольного образования.

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека.

Сохранение здоровья детей,обеспечение достойных условий

жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей

межведомственный характер и требующей комплексного стратегического

решения. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и

экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты.

Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких

детей. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать

и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с

различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В

условиях социально-экономической и политической нестабильности

ответственность за организацию жизнедеятельности детей ложится на

образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание,

должна сделать педагогический процесс в ДОУ безопасным. Правила

поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с

условиями проживания человека, будь то современный город или сельская

местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует

совершенно различные способы поведения соответственно меры

предосторожности. По этому возникла необходимость научить ребенка -

дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке,

помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома,

на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и

ответственность. Д л я д е т е й р а з н о в о з р а с т н о й группы, р а з в и ва

ю щ а я предметно- пространственная среда по безопасности

жизнедеятельности занимает достаточно большое пространство в группе для

удовлетворения потребности в д в и г а т е л ь н о й а к т и в н о с т и . П р а в

и л ь н о о р г а н и з о в а н н а я развивающая среда позволяет каждому

малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности,

научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками. Предметно-

пространственная среда по безопасности жизнедеятельности организована с

учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными

подгруппами. Пособия и игрушки расположены так, чтобы не мешать их

свободному перемещению; предусмотрено место для временного уединения

дошкольника, где он может подумать, помечтать. Развивающая предметно-

пространственная среда по безопасност местах, в том числе в экстремальных

ситуациях; пожарной безопасности; общения с незнакомыми людьми на

улице и др. Хотелось бы представить опыт организации предметно-

пространственной среды по безопасности жизнедеятельности применяемый

для детей в разновозрастной группе. Педагогическими работниками созданы

игровые пособия, оборудование, которое позволяет эффективно решать

задачи формирования у воспитанников основ безопасности

жизнедеятельности. О с н о в н ы е с о с т а в л я ю щ и е п р и п р о е к т и р о

в а н и и предметно- пространственной развивающей среды по безопасности

жизнедеятельности в группе «Солнышко»являются - пространство, время и

предметное окружение. Такое проектирование среды показывает её влияние

на развитие ребёнка. Проектирование среды с и с п о л ь з о в а н и е м т а к и

х с о с т а в л я ю щ и х позволяет представить все особенности

жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей

среды на ребёнка обусловлена её а к т и в н о с т ь ю в э т о й среде. Вся

организация педагогиче ского процесса предполагает свободу передвижения

ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида

активности: рабочая, активная и спокойная. Развивающая предметно-

пространственная среда по безопасности жизнедеятельности я в л я е т с я с о

д е р ж а т е л ь н о - н а с ы щ е н н о й , полифункциональной,

трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной. Направления

Возможности изменений 1. Насыщенность среды разнообразие материалов,

оборудования, инвентаря в группе 2. Полифункциональность материалов - в о

з м ож н о с т ь р а з н о о б р а з н о го и с п о л ь з о в а н и я р а з л и ч н ы х

составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули,

ширмы и т. д.) -наличие не обладающих жёстко закреплённым способом

употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы,

предметы- заместители) 3. Трансформируемость пространства Зависит от:

-образовательной ситуации -меняющихся интересов детей -возможностей

детей 4. Вариативность среды -наличие различных пространств

-периодическую сменяемость игрового материала -разнообразие материалов

и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми -появление новых

предметов 5. Доступность среды -доступность для воспитанников всех

помещений, где осуществляется образовательная деятельность; -свободный

доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской

активности; -исправность и сохранность материалов и оборудования. 6.

Безопасность среды - соответствие всех ее элементов по обеспечению

надежности и безопасности, игрушки должны быть сертификаты и

декларации соответствия; - примерные центры, которые должны быть

созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС В

групповых помещениях нашего ДОУ созданы уголки безопасности,

оснащённые разнообразными игровыми пособиями, художественной

литературой, энциклопедиями, альбомами для рассматривания, детскими

журналами, оборудования, машин специального назначения и т. д., которые

дети активно используют в процессе самостоятельной и совместной с

педагогом деятельности, которые служат и для организации НОД, а так–же

для общения с воспитанниками по темам безопасности жизнедеятельности.

Предметная среда должна создаваться с учётом возрастных возможностей

детей, половых склонностей и интересов и конструироваться так, чтобы

ребёнок в течение дня мог найти для себя занятие по душе. Подбор

материалов, дидактических игр, пособий, детской литературы в группе

«Солнышко» учитывает особенности разных уровней развития детей, и

помогать осуществлять требуемую коррекцию для положительного

продвижения каждого ребёнка. Как в специально организованной, так и

нерегламентированной деятельности с детьми проводятся игры, НОД,

спортивные праздники, развлечения, в которых они могут попробовать себя в

роли спасателей, закрепить имеющиеся у них навыки безопасного поведения

в чрезвычайных ситуациях. К примеру: полученные детьми представления и

впечатления о правилах пожарной безопасности находят своё отражение в

рисунках. Наиболее интересные тематические выставки совместного

творчества детей и родителей. Хо р о ш о з а р е ко м е н д о в а л и с е б я , е ж

е г о д н о п р о в о д и м ы е викторины « Д о р о ж н а я а з б у к а », р а з л и

ч н ы е к о н к у р с ы знатоков. Представленные формы работы позволяют

детям не только проявить свои способности, продемонстрировать знания,

умения, но и научиться работать в команде, действовать согласно правилам,

прислушиваться к мнению сверстников, оценивать свою деятельность.

Особое внимание также уделяется взаимодействию с родителями

воспитанников по вопросам безопасности жизнедеятельности. Одной из

эффективных форм работы с семьей являются родительские собрания с

приглашением сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Через решение проблемных ситуаций, творческие задания, беседы, у

родителей формируется культура безопасного поведения, которую они

впоследствии передают своим детям. Такие встречи оставляют глубокий след

в памяти и душе воспитанников и служат хорошей воспитательной основой

формирования культуры безопасности юных граждан нашей Страны. Среда

развития дошкольника в детском саду это не только набор отдельных

тематических уголков и зон, где происходит подготовка детей к дальнейшему

обучению, но и «среда обитания» ребенка, в которой он находится

значительную часть времени, где может реализовать свои задумки, интересы.

Безопасность обстановки и комфорт лучше всего достигается через подобие

интерьера группы с домашней обстановкой. Это помогает снимать стресс,

который возникает под воздействием общественного учреждения, создавая

чувство безопасности, уверенности, создавая условия для возникновения и

закрепления положительного эмоционального настроения, что является

фундаментом успешного личностного и интеллектуального развития ребенка.

Таким образом, предметно-пространственная среда в группе «солнышко»

ориентирована на зону «ближайшего развития», т. е. имеет знакомые и

незнакомые предметы и материалы, которыми дети будут овладевать

самостоятельно и с помощью взрослого. Довольно значимое место в

развивающей среде отводится ее наполнению. Педагогическая значимость

игровых материалов, которые представлены в центрах, заключается в том,

что их можно творчески интерпретировать, учитывая развитие каждого в о с

п и т а н н и к а . Э т о о б е с п е ч и в а е т к о м ф о р т и безопасность

жизнедеятельности каждого ребенка во всех сферах деятельности. В

заключении необходимо сказать, что деятельность нашего ДОУ по

формированию у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности

остается актуальной, система работы постоянно совершенствуется.

Педагогические работники осознают, что только систематическая,

планомерная, комплексная работа способствует формированию у детей

дошкольного возраста представлений о правилах безопасного поведения,

умений применять их в различных ситуациях.



В раздел образования