Автор: Чернобровкина Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ с.Кормёжка им. Ф.П.Полынина
Населённый пункт: Балаковский район Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание развивающей предметно–пространственной среды в группе детского сада по безопасности жизнедеятельности"
Раздел: дошкольное образование
Создание предметно-пространственной среды в группе детского сада по
безопасности жизнедеятельности Современный детский сад - это место, где
ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического
взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его
развития сферах жизни. Поэтому возникает необходимость наполнять среду
группы играми, предметами, объектами, которые составляют комплекс
средств, для полноценного физического, эстетического, познавательного и
социального развития. Развивающая среда обеспечивает разнообразие д е т с
к о й занятости по интересам, моделирует ближайшее и перспективное
развитие детской деятельности, а также обладает релаксирующим
воздействием. Воспитательно - образовательный процесс формируется в
прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня
развития детей и их деятельности, а также в соответствии с требованиями
ФГОС. Образовательная с р е д а – э т о с о в о к у п н о с т ь у с л о в и й ,
целенаправленно создаваемых в ц е л я х о б е с п еч е н и я п ол н о ц е н н о
го образования и развития детей. Развивающая п р е д м е т н о - п р о с т р а н
с т в е н н а я с р е д а – ч а с т ь образовательной среды, представленная с п е
ц и а л ь н о о р г а н и з о в а н н ы м пространством (помещениями, участком
и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного
этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции
недостатков их развития. В о п р о с о р г а н и з а ц и и р а з в и ва ю щ е й
предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо
актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии
с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции
образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников. Решение программных образовательных
задач предусматривается н е т о л ь ко в с о вм е с т н о й деятельности
взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при
проведении режимных моментов. Создавая развивающую предметно-
пространственную среду по безопасности жизнедеятельности учтены
психологические основы конст руктивного взаимодействия участников во
спит ательно- образовательного процесса, современной среды дошкольного
учреждения и психологические особенности разновозрастной группы, на
которую нацелена данная среда. Формирование основ безопасности
жизнедеятельности у воспитанников является одним из актуальных и
значимых направлений работы учреждений дошкольного образования.
Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека.
Сохранение здоровья детей,обеспечение достойных условий
жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей
межведомственный характер и требующей комплексного стратегического
решения. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и
экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты.
Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких
детей. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать
и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с
различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В
условиях социально-экономической и политической нестабильности
ответственность за организацию жизнедеятельности детей ложится на
образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание,
должна сделать педагогический процесс в ДОУ безопасным. Правила
поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с
условиями проживания человека, будь то современный город или сельская
местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует
совершенно различные способы поведения соответственно меры
предосторожности. По этому возникла необходимость научить ребенка -
дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке,
помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома,
на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и
ответственность. Д л я д е т е й р а з н о в о з р а с т н о й группы, р а з в и ва
ю щ а я предметно- пространственная среда по безопасности
жизнедеятельности занимает достаточно большое пространство в группе для
удовлетворения потребности в д в и г а т е л ь н о й а к т и в н о с т и . П р а в
и л ь н о о р г а н и з о в а н н а я развивающая среда позволяет каждому
малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности,
научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками. Предметно-
пространственная среда по безопасности жизнедеятельности организована с
учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными
подгруппами. Пособия и игрушки расположены так, чтобы не мешать их
свободному перемещению; предусмотрено место для временного уединения
дошкольника, где он может подумать, помечтать. Развивающая предметно-
пространственная среда по безопасност местах, в том числе в экстремальных
ситуациях; пожарной безопасности; общения с незнакомыми людьми на
улице и др. Хотелось бы представить опыт организации предметно-
пространственной среды по безопасности жизнедеятельности применяемый
для детей в разновозрастной группе. Педагогическими работниками созданы
игровые пособия, оборудование, которое позволяет эффективно решать
задачи формирования у воспитанников основ безопасности
жизнедеятельности. О с н о в н ы е с о с т а в л я ю щ и е п р и п р о е к т и р о
в а н и и предметно- пространственной развивающей среды по безопасности
жизнедеятельности в группе «Солнышко»являются - пространство, время и
предметное окружение. Такое проектирование среды показывает её влияние
на развитие ребёнка. Проектирование среды с и с п о л ь з о в а н и е м т а к и
х с о с т а в л я ю щ и х позволяет представить все особенности
жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей
среды на ребёнка обусловлена её а к т и в н о с т ь ю в э т о й среде. Вся
организация педагогиче ского процесса предполагает свободу передвижения
ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида
активности: рабочая, активная и спокойная. Развивающая предметно-
пространственная среда по безопасности жизнедеятельности я в л я е т с я с о
д е р ж а т е л ь н о - н а с ы щ е н н о й , полифункциональной,
трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной. Направления
Возможности изменений 1. Насыщенность среды разнообразие материалов,
оборудования, инвентаря в группе 2. Полифункциональность материалов - в о
з м ож н о с т ь р а з н о о б р а з н о го и с п о л ь з о в а н и я р а з л и ч н ы х
составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули,
ширмы и т. д.) -наличие не обладающих жёстко закреплённым способом
употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы,
предметы- заместители) 3. Трансформируемость пространства Зависит от:
-образовательной ситуации -меняющихся интересов детей -возможностей
детей 4. Вариативность среды -наличие различных пространств
-периодическую сменяемость игрового материала -разнообразие материалов
и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми -появление новых
предметов 5. Доступность среды -доступность для воспитанников всех
помещений, где осуществляется образовательная деятельность; -свободный
доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской
активности; -исправность и сохранность материалов и оборудования. 6.
Безопасность среды - соответствие всех ее элементов по обеспечению
надежности и безопасности, игрушки должны быть сертификаты и
декларации соответствия; - примерные центры, которые должны быть
созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС В
групповых помещениях нашего ДОУ созданы уголки безопасности,
оснащённые разнообразными игровыми пособиями, художественной
литературой, энциклопедиями, альбомами для рассматривания, детскими
журналами, оборудования, машин специального назначения и т. д., которые
дети активно используют в процессе самостоятельной и совместной с
педагогом деятельности, которые служат и для организации НОД, а так–же
для общения с воспитанниками по темам безопасности жизнедеятельности.
Предметная среда должна создаваться с учётом возрастных возможностей
детей, половых склонностей и интересов и конструироваться так, чтобы
ребёнок в течение дня мог найти для себя занятие по душе. Подбор
материалов, дидактических игр, пособий, детской литературы в группе
«Солнышко» учитывает особенности разных уровней развития детей, и
помогать осуществлять требуемую коррекцию для положительного
продвижения каждого ребёнка. Как в специально организованной, так и
нерегламентированной деятельности с детьми проводятся игры, НОД,
спортивные праздники, развлечения, в которых они могут попробовать себя в
роли спасателей, закрепить имеющиеся у них навыки безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях. К примеру: полученные детьми представления и
впечатления о правилах пожарной безопасности находят своё отражение в
рисунках. Наиболее интересные тематические выставки совместного
творчества детей и родителей. Хо р о ш о з а р е ко м е н д о в а л и с е б я , е ж
е г о д н о п р о в о д и м ы е викторины « Д о р о ж н а я а з б у к а », р а з л и
ч н ы е к о н к у р с ы знатоков. Представленные формы работы позволяют
детям не только проявить свои способности, продемонстрировать знания,
умения, но и научиться работать в команде, действовать согласно правилам,
прислушиваться к мнению сверстников, оценивать свою деятельность.
Особое внимание также уделяется взаимодействию с родителями
воспитанников по вопросам безопасности жизнедеятельности. Одной из
эффективных форм работы с семьей являются родительские собрания с
приглашением сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Через решение проблемных ситуаций, творческие задания, беседы, у
родителей формируется культура безопасного поведения, которую они
впоследствии передают своим детям. Такие встречи оставляют глубокий след
в памяти и душе воспитанников и служат хорошей воспитательной основой
формирования культуры безопасности юных граждан нашей Страны. Среда
развития дошкольника в детском саду это не только набор отдельных
тематических уголков и зон, где происходит подготовка детей к дальнейшему
обучению, но и «среда обитания» ребенка, в которой он находится
значительную часть времени, где может реализовать свои задумки, интересы.
Безопасность обстановки и комфорт лучше всего достигается через подобие
интерьера группы с домашней обстановкой. Это помогает снимать стресс,
который возникает под воздействием общественного учреждения, создавая
чувство безопасности, уверенности, создавая условия для возникновения и
закрепления положительного эмоционального настроения, что является
фундаментом успешного личностного и интеллектуального развития ребенка.
Таким образом, предметно-пространственная среда в группе «солнышко»
ориентирована на зону «ближайшего развития», т. е. имеет знакомые и
незнакомые предметы и материалы, которыми дети будут овладевать
самостоятельно и с помощью взрослого. Довольно значимое место в
развивающей среде отводится ее наполнению. Педагогическая значимость
игровых материалов, которые представлены в центрах, заключается в том,
что их можно творчески интерпретировать, учитывая развитие каждого в о с
п и т а н н и к а . Э т о о б е с п е ч и в а е т к о м ф о р т и безопасность
жизнедеятельности каждого ребенка во всех сферах деятельности. В
заключении необходимо сказать, что деятельность нашего ДОУ по
формированию у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности
остается актуальной, система работы постоянно совершенствуется.
Педагогические работники осознают, что только систематическая,
планомерная, комплексная работа способствует формированию у детей
дошкольного возраста представлений о правилах безопасного поведения,
умений применять их в различных ситуациях.