Автор: Танасова Лилия Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №14 "Колосок"
Населённый пункт: х.Большой Лог, Аксайский район, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа экологического кружка "Живая планета"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
третьей категории Аксайского района детский сад №14 «Колосок»
«Согласовано»
Педагогическим советом №_
Протокол №__от________
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ ДС №14
«Колосок»
__________________И.М.Свинцова
Приказ №
«__»____________20___г.
1
Рабочая программа экологического кружка
«ЖИВАЯ ПЛАНЕТА» (4-6 лет)
Составила:
Воспитатель
Танасова Л.Ф.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………3
Введение…………………………………………………………………………4
Формы и методы организованной образовательной деятельности…………..9
Комплексно-тематическое планирование…………………………………….10
Содержание программы………………………………………………………...13
Взаимодействие с родителями………………………………………………...14
Организация развивающей предметно-пространственной среды……………15
Перспективное планирование кружка по экологическому воспитанию детей
среднего дошкольного возраста «ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»……………………..17
Список используемой литературы……………………………………………..29
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка разработана в соответствии с:
1.
Федеральный
закон29.12.2012
г.
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013г.
№
1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;
3.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 г. Москва от «Об утверждении
СанПиН
2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных организаций»(Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая
2013г. № 28564);
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №
1014
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России
26.09.2013 № 30038);
5.
Устав
Муниципального
казенного
дошкольного
образовательного
учреждения.
Введение
В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась
проблема
усиления
экологической
грамотности
каждого
жителя
планеты
Земля.
В
связи
с
загрязнением
окружающей
среды
и
сокращением
разнообразия
живых
существ
особо
встал
вопрос
экологического
образования
населения,
которое
необходимо
осуществлять
с
начального
уровня – дошкольного образования.
Экологическое
воспитание
–
это
процесс
образования
в
их
сознании
реалистических
знаний
об
окружающей
природе,
основанных
на
чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.
Зелёные
леса,
цветы,
бабочки,
жуки,
птицы,
звери,
движущиеся
облака,
падающие
хлопья
снега,
даже
лужицы
после
летнего
дождя
–
всё
это
привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для развития
мышления, речи, чувства красоты.
Игры
в
лесу,
на
берегу
озера
или
реки,
сбор
грибов,
ягод,
уход
и
наблюдение
за
растениями
и
животными
дают
детям
много
радостных
переживаний. Из пристального внимания к природе, из привязанности к
месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной
природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.
Отсутствие
у
детей
знаний,
верно
отражающих
действительность,
приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий.
Это
проявляется
в
недоброжелательном
отношении
детей
к
животным,
уничтожению
ими
лягушек,
полезных
насекомых
и
т.
д.
Это
не
только
наносит
вред
природе,
но
и
отрицательно
действует
на
психику
детей,
ожесточает
их.
Исправить
имеющиеся
неправильные
представления
значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень
важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о
природе. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы,
необходимо направлять процесс восприятия ими природы.
Без
приближения
детей
к
природе
и
широкого
использования
её
в
воспитательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего
развития
дошкольников
-
умственного,
эстетического,
нравственного,
трудового и физического.
Программа кружка «Живая планета» представляет собой цикл занятий по
развитию экологических знаний у детей 4-6 лет и позволяет расширить,
обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы
с
помощью
наблюдений,
бесед,
игр,
экспериментирования,
экскурсий,
практических
занятий,
рассматривания
и
сравнения.
Занятия
по
данной
программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.
Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят
мир
по-своему,
во
всем
многообразии
цвета,
запахов,
звуков,
их
сердца
открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы,
ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме
игры, сказки, загадок, викторин. Занятия, проводимые на природе (экскурсии,
прогулки, очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота
окружающей
природы
оказывает
весьма
благотворное
воздействие
на
здоровье
детей.
Эти
занятия
развивают
их
физические
возможности,
выносливость,
учат
умению
преодолевать
препятствия.
При
общении
с
природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства
дружбы
и
взаимопомощи.
Во
время
экологических
занятий
они
учатся
наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает
их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые
правила
поведения
в
лесу,
учатся
следовать
закону
«не
навреди».
Организуется
и
проводится
сбор
природного
материала
для
дальнейшей
творческой
работы
с
ним.
Выполняются
и
посильные
для
детей
экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора.
Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за
сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили
особое внимание на следующие основные направления:
1.
Познавательно-развивающее
направление
ставит
целью
знакомство
детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности
человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира.
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной
деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Возрастные особенности детей средней группы
Дети 5-6 года жизни уже могут распределять роли до начала игры и
строить
свое
поведение,
придерживаясь
роли.
Игровое
взаимодействие
сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно
взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается
от
ролевой
речи.
Дети
начинают
осваивать
социальные
отношения
и
понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых,
одни
роли
становятся
для
них
более
привлекательными,
чем
другие.
Действия
детей
в
играх
становятся
разнообразными.
Развивается
изобразительная
деятельность
детей.
Кроме
того,
продолжают
совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического
мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о
классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут
изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения
и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке
объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как
показали
исследования
отечественных
психологов,
дети
старшего
дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные
объяснения,
если
анализируемые
отношения
не
выходят
за
пределы
их
наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям
сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся
истории.
Воображение
будет
активно
развиваться
лишь
при
условии
проведения
специальной
работы
по
его
активизации.
Продолжают
развиваться
устойчивость,
распределение,
переключаемость
внимания.
Наблюдается
переход
от
непроизвольного
к
произвольному
вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети
могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются
фонематический
слух,
интонационная
выразительность
речи
при
чтении
стихов
в
сюжетно-ролевой
игре
и
в
повседневной
жизни.
Совершенствуется
грамматический
строй
речи.
Дети
используют
практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче
становится
лексика:
активно
используются
синонимы
и
антонимы.
Развивается
связная
речь.
Дети
могут
пересказывать,
рассказывать
по
картинке,
передавая
не
только
главное,
но
и
детали.
Достижения
этого
возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности;
структурированием
игрового
пространства;
дальнейшим
развитием
изобразительной
деятельности,
отличающейся
высокой
продуктивностью;
применением
в
конструировании
обобщенного
способа
обследования
образца;
усвоением
обобщенных
способов
изображения
предметов
одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом
сложных
форм
объектов;
развитие
мышления
сопровождается
освоением
мыслительных
средств
(схематизированные
представления,
комплексные
представления,
представления
о
цикличности
изменений);
развиваются
умение
обобщать,
причинное
мышление,
воображение,
произвольное
внимание, речь, образ Я.
Цель
рабочей
программы
кружка -
воспитание
гуманной,
социально-
активной
личности,
способной
понимать
и
любить
окружающий
мир,
бережно относиться к природе;формирование представлений о самоценности
природы,
умению
экологически
грамотного
и
безопасного
поведения
в
природе
и
в
быту;закрепление
приобретённых
первоначальных
умений,
позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране
природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению
к
окружающей
среде.
Исходя
из
поставленной
цели,
программа
кружка
реализует следующие
задачи:
Дать
обобщенные
представления
о
жизни
животных и растений в сообществах экосистемы; о взаимосвязях неживой
природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе,
растительном и животном мире; Научить детей быть милосердными, любить
и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами; Научить детей
простейшим
правилам
поведения
в
природе;
Поддерживать
проявление
инициативы
детей
в
самостоятельных
наблюдениях,
опытах;
Обогащать
самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными
растениями,
цветниками.
Развивать
экологическую
культуру;
Развивать
познавательный
интерес
детей
к
природе,
желание
активно
изучать
природный
мир;
Развивать
способность
оценивать
состояние
природной
среды,
принимать
правильные
решения
по
ее
улучшению;
Развивать
у
ребенка
умение
сравнивать
и
обобщать
собственные
наблюдения;
Совершенствовать
мышление,
творческие
способности,
умение
думать
самостоятельно,
логично
и
последовательно.
Воспитывать
нравственные
чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства,
связанные
с
красотой
природного
мира;
Воспитывать
основы
гуманно-
ценностного
отношения
детей
к
природе,
через
понимание
ценности
природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление
ответственности за свои поступки; Сформировать понимание необходимости
охранять
природу,
проявлять
инициативу
действий
по
её
охране
и
предупреждению насилия над природой.
Принципы
реализации
рабочей
программы: Принцип
сознательности,
активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя. Принцип
систематичности
и
последовательности.
Принцип
наглядности.
Принцип
доступности и посильности. Принцип учета возрастных особенностей детей.
Формы и методы организованной образовательной деятельности
Организованная
образовательная
деятельность
по
данной
программе
важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с
природой доставляет детям огромную радость, способствует воспитанию у
детей
чувства
ответственности
за
сохранность
окружающей
природы,
бережного отношения к ней.
Формы
проведения
организованной
образовательной
деятельности:
экскурсии;
игровые,
сюжетные
занятия
с
использованием
опытно
–
экспериментальной
деятельности,
с
использованием
мультимедийного
сопровождения и др.
Методы,
в
основе
которых
л ежит
уровень
д еятельн ости
детей: Объяснительно-иллюстративный (беседы и рассматривание, чтение и
любование
природой);
Репродуктивный
(рисование,
лепка,
аппликация,
конструирование);
Частично-поисковый
(участие
в
коллективном
поиске);
Исследовательский
(опыты,
эксперименты,
изучение
природы,
анализ,
сравнение, самостоятельная творческая работа).
Д л я
р е ш е н и я
п р о г р а м м н ы х
о б р а з о в а т е л ь н ы х
з а д а ч
используются: Словесные
методы
(устное
изложение,
беседы,
чтение
произведений, разбор ситуаций, обсуждение увиденного); Наглядные (показ
видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки);
Практические методы (эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая
деятельность).
Ожидаемые результаты реализации программы: К концу года у детей
сформируются
конкретные
представления
о
свойствах
воды,
воздуха;
о
сезонных
изменениях,
происходящих
в
природе;
о
приспособляемости
растений и животных к условиям жизни. Владеют элементарными навыками
уходу
за
растениями
и
животными.
Умеют
устанавливать
причинно-
следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых
организмов.
Имеют
желание
заботиться
о
живых
объектах
природы.
Стремятся следовать правилам поведения на природе.
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
01.09.201_ «Что такое природа? Живая и неживая природа». Научить детей
отличать
природные
объекты
от
искусственных,
созданных
человеком,
объекты живой природы - от объектов неживой природы.
08.09.201_ «Наш дом – природа». Дать детям понять, что природа – это
наш общий дом.
15.09.201_
«Безопасность
в
природе».
Закрепить
правила
безопасного
поведения в природе.
22.09.201_
«Путешествие
в
страну
осень».
Закреплять
представления
детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес.
29.09.201_ «Что нам осень подарила?» Закрепить знания детей об овощах
и фруктах.
06.10.201_
«Вода
вокруг
нас».
Познакомить
детей
с
некоторыми
свойствами воды.
13.10.201_ «Вода- это жизнь». Расширять знания о свойствах воды, о
значении для всего живого.
20.10.201_ «Путешествие в лесную школу». Способствовать развитию
общей культуры поведения, бережного отношения к природе.
27.10.201_
«Царство
грибов».
Познакомить
детей
с
грибами,
где
они
растут. Дать понятие съедобные и несъедобные грибы.
03.11.201_ «Как деревья готовятся к зиме». Закрепить знания детей о
приметах осени. Формировать систему знаний о жизни растений в осенний
период.
10.11.201_ «Воздух. Свойства воздуха». Систематизировать и уточнить
представления детей о свойствах воздуха.
17.11.2016_«Ветер – движение воздуха». Закрепить знания детей о воздухе
и ветре, познакомить с возникновением ветра в природе.
24.11.201_ «Чистый и загрязнённый воздух». Дать детям элементарное
представление о воздухе, об источниках загрязнения воздуха, о значении
чистого воздуха для нашего здоровья.
01.12.201_
«Зимние
явления
в
неживой
природе».
Формировать
представление о снеге и его свойствах.
08.12.201_ «Как звери в лесу зимуют». Познакомить детей с жизнью диких
животных в лесу зимой.
15.12.201_ «Снег и его свойства». Уточнить и расширить представления
детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег
изменяет свои свойства.
22.12.201_ «Жизнь птиц зимой». Уточнить представления детей о жизни
зимующих птиц.
29.12.201_
«Зимушка
–
зима».
Уточнить
и
конкретизировать
представления детей о характерных признаках зимы.
12.01.201_
«Домашние
животные
-
друзья
человека».
Выявить
и
систематизировать представления детей о домашних животных; продолжать
знакомить детей с домашними животными.
19.01.201_
«Дикие
животные».
Уточнить
и
расширить
представления
детей
об
образе
жизни
ежа,
белки,
зайца,
медведя,
лося,
способах
их
самозащиты от врагов.
26.01.201_
«Комнатные
растения».
Обобщить
представления
детей
об
уходе
за
комнатными
растениями;
закрепить
знания
об
основных
потребностях комнатных растений; обобщить знания о способах ухода за
растениями (полив, удаление пыли, рыхление).
02.02.201_
«Почва
–
верхний
слой
земли».
Познакомить
с
процессом
образования почвы. Дать представление о почве и ее составе.
09.02.201_ «Песок и глина». Уточнять представления: о свойствах песка и
глины.
16.02.201_ «Камни» Дать представление о том, что камни бывают разные:
морские, речные, ценные (мрамор, гранит, драгоценные. Развивать интерес к
камням, умение обследовать их и называть свойства.
0 2 . 0 3 . 2 0 1 _
« В е с н а
–
к р а с н а » .
У точ н и т ь
з н а н и я
д е т е й
о
последовательности весенних изменений в природе.
09.03.201_ «Как растут растения». Уточнить и систематизировать знания о
растениях (цветах, обобщить представления о росте и развитии растений.
16.03.201_
«Красная
книга
природы.
Цветы».
Познакомить
детей
с
Красной книгой, растениями, занесенными в нее. Закреплять знания о цветах,
правилах поведения в природе.
Совершенствовать
диалогическую
речь
детей.
Развивать
творческие
навыки.
23.03.201_
«Перелётные
птицы».
Воспитывать
бережное
отношение
к
птицам. Знакомить с особенностями их жизни.
06.04.201_ «Птицы Красной книги». Расширить знания детей о птицах,
занесенных в Красную книгу.
13.04.201_ «Кто такие рыбы?» Расширять знания детей о разновидностях
рыб
(аквариумные;
пресноводные
–
прудовые,
речные;
морские;
океанические).
20.04.201_
«Насекомые»
Расширять
знания
и
представления
детей
об
особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.
27.04.201_ «Огород на окошке» Формировать у детей представление о
пользе овощей в укреплении здоровья. Учить правильно, сажать чеснок, лук.
Воспитывать интерес к труду.
04.05.201_
«Лекарственные
растения».
Познакомить
детей
с
лекарственными
растениями,
дать
знания
о
простейших
способах
использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах
их сбора.
11.05.201_ «Река и ее жители». Уточнить представления детей о реке как
сообществе растений и животных, в ней и возле нее, сообществе, которое
сложилось без помощи людей. Упражнять детей в установлении цепочек
питания.
18.05.201_
«Экологическая
тропа
весной».
Расширять
представления
детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической
тропы весной.
25.05.201_
Итоговое
занятие.
КВН
«Времена
года».
Обобщить
и
систематизировать
представление
о
временах
года
по
основным,
существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные
условия, явления природы.
Содержание программы
Программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических
знаний у детей 5 – 6 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания
детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений,
бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания
музыки
и
звуков
природы,
просмотр
образовательных
фильмов,
рассматривания и сравнения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 20-25
минут в соответствии с нормами СанПин. График работы кружка: четверг
15.40 - 16.05
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения Программы – это целевые ориентиры
дошкольного образования (п. 4.1. ФГОС ДО, которые представляют собой
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
В ДОУ при реализации программы в старшей группе 2 раза в год (ноябрь,
апрель) проводится оценка индивидуального развития детей, такая оценка
производится педагогами в рамках педагогической диагностики.
Планируемые результаты освоения детьми программы
кружка Живая планета: Ребёнок владеет навыками детской проектной и
экспериментальной
деятельности
сверх
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
в
направлении
«Экологическое
развитие»
и
способен применять их в экологически значимой деятельности; Использует
наблюдение,
как
способ
познания:
способен
принять
цель
наблюдения,
ставить
её
самостоятельно;
Сравнивает
характерные
и
существенные
признаки объектов природы с помощью предметных, обобщающих моделей;
Составляет творческие рассказы, экологические сказки о явлениях природы;
Использует модель в качестве плана рассказа, доказательно строит суждение;
Самостоятельно
устанавливает
причинно-следственные
связи
на
основе
понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий их
существования;
Имеет
сформированное
экологическое
мышление,
умеет
выбирать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в
социально-практической деятельности; Имеет представления о многообразии
растений
и
животных,
их
потребностях
как
живых
организмов;
Владеет
представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится
применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
Взаимодействие с родителями
Экологическое
образование
дошкольников
-
непрерывный
процесс
обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование
его
экологической
культуры,
которая
проявляется
в
эмоционально-
положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном
отношении
к
своему
здоровью
и
состоянию
окружающей
среды,
в
соблюдении
определенных
моральных
норм,
в
системе
ценностных
ориентаций.
Достижение
этой
цели
невозможно
только
в
детском
саду,
необходимо тесное сотрудничество с семьей.
Сотрудничество
с
семьями
детей
по
экологическому
направлению,
совместно
организованные
мероприятия
не
только
помогают
обеспечить
единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот
процесс
необходимую
ребенку
особую
положительную
эмоциональную
окраску.
В
работе
с
родителями
по
экологическому
воспитанию
детей
мы
используем все доступные формы взаимодействия.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая
предметно-пространственная
среда
–
это
естественная
комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве,
насыщенная
разнообразными
предметами
и
игровыми
материалами;
необходимых для осуществления педагогического процесса. Развивающая
предметно-пространственная среда имеет колоссальное влияние на развитие
детей.
Из
нормативных
документов,
а
именно
ФГОС
ДО
мы
знаем,
что
развивающая предметно-пространственная среда должна быть: насыщенной,
вариативной,
трансформируемой,
полифункциональной,
доступной
и
безопасной.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но
видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый,
который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть,
дети захотят узнать ещё больше. Поддерживая и развивая этот интерес,
педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности.
Одним
из
условий
познавательного
развития
детей
в
ДОУ
является
правильная
организация
и
экологической
развивающей
предметно-
пространственной
среды,
которая
должна
способствовать
не
только
познавательному,
эстетическому
и
нравственному
развитию,
но
и
формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного
как для самой природы, так и для ребенка.
Эколого-развивающая
среда
в
детском
саду
должна
способствовать:
познавательному
развитию
ребенка;
эколого-эстетическому
развитию;
оздоровлению
ребенка;
формированию
нравственных
кач е с т в ;
формированию экологически грамотного поведения.
Создавая
эколого-развивающую
среду,
необходимо
учитывать
период
обучения, сезонность.
Модель
экологической
предметно-развивающей
среды
нашей
группы
включает
в
себя
следующие
компоненты:
уголок
природы,
уголок
по
экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный
и демонстрационный материал, оформление группового пространства.
Уголок природы включает в себя следующие составляющие: комнатные
растения,
природный
материал,
в
том
числе
коллекция
разных
семян
и
камней, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности,
мини-огород.
Главная
особенность
уголка
природы
–
непосредственная
близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную
их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за
растениями уголка природы, наблюдения за посадками это все компоненты
методики экологического воспитания.
Уголок по экспериментированию включает в себя картотеку опытов для
детей
и
оборудование
для
опытнической
деятельности,
центр
«Песок
–
Вода».
Опытно
–
экспериментальная
деятельность,
как
форма
работы
с
детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.
В
ц е н т р е
д и д а кт и ч е с ко й
и г р ы
с о б р а н ы
р а з л и ч н ы е
и г р ы
природоведческого содержания, такие, как «Лето в деревне», «Домашние
животные»,
«Кто
где
живёт»,
«Разрезные
картинки»,
«Времена
года»,
«Зоолото» и другие.
В уголке книги подобраны различные произведения познавательной и
художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц,
насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.
Большое значение как в познавательном развитии так и в экологическом
воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал.
Территория
ДОО,
используемые
для
реализации
рабочей
программы
кружка в старшей группе: Прогулочный участок; Экспериментальный огород;
«Зимний сад»; Экологическая тропа; Цветочные клумбы.
Перспективное планирование кружка по экологическому воспитанию
детей среднего дошкольного возраста «ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»
Пояснительная записка
В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей
средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического
мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и
культуры.
Дошкольный
возраст
–
важный
этап
в
развитии
личности.
Это
период
начальной
социализации
ребенка,
приобщения
его
к
миру
культуры
и
общечеловеческих ценностей. В это время у ребёнка формируется отношение
к миру людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он
обеспечивает
общее
развитие,
которое
является
фундаментом
для
приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения
различных видов деятельности.
Цель:
Формирование
целостных
представлений
дошкольников
о
системе
взаимосвязей живой и неживой природы.
Задачи:
- формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе
взаимосвязей и взаимозависимостей;
-
развивать
познавательный
интерес
детей
к
природе,
желание
активно
изучать природный мир;
-
воспитывать
нравственные
чувства,
выражающиеся
в
сопереживании
природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
-
воспитывать
основы
гуманно-ценностного
отношения
детей к
природе
через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым
существам,
сохранение
природных
объектов
ближайшего
окружения,
проявление ответственности за свои поступки.
Виды деятельности:
1. Организованные:
- непосредственная образовательная деятельность (познавательная,
продуктивная, интегрированная);
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы,
деятельностью людей в природе.
2. Совместная деятельность:
– наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
– целевые прогулки;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки),
рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
– рассматривание картин из жизни диких животных;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
– сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр.;
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке
или лаборатории юного исследователя;
– экологические тропы;
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные);
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую
тематику;
– работа с календарями природы;.
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние
животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).
Задачи развития экологических представлений у детей средней группы:
1.
Образовательные:
Формировать
представления
детей
о
многообразии
живой и неживой природы. Объединять в группы растения и животных по
признакам
сходства
(деревья,
кустарники,
рыбы,
птицы,
звери
и
т.д.).
Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и
роли человека в них.
2. Развивающие: Формировать у дошкольников интерес к природе, желание
активно
познавать
и
действовать
с
природными
объектами
с
учётом
избирательности и предпочтений детей. Формировать самостоятельность в
процессе
познавательно-исследовательской
деятельности.
Развивать
самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.
3.
Воспитательные: Воспитывать
стремление
сохранять
и
оберегать
природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим
правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко
всему живому.
Перспективное планирование кружка представляет собой цикл занятий по
развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и
позволяет
расширить,
обобщить
и
углубить
знания
детей
о
взаимосвязи
живой
и
неживой
природы
с
помощью
наблюдений,
бесед,
игр,
экспериментирования,
целевых
прогулок,
слушания
музыки
и
звуков
природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения.
Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю
продолжительностью 20 минут.
ОКТЯБРЬ
Нед
еля
Тема
Программное содержание
Формы работы
1
н
е
д
е
л
я
« Н а ш
д о м -
природа»
Формировать
понятия
о
н е ж и в о й
п р и р од е ,
к а к
ф а к т о р е
ж и з н и
в с е г о
живого. Развивать
познавательный
интере с
детей
к
природе,
желание
активно
изучать
природный
мир. Воспитывать
бережное
отношение
к
окружающей
природе
1. Наблюдение на экологической
тропе «Что такое природа?»
2. Дать понятие живая, не живая
природа.
3.
Беседа:
«Дом
–
жилище
человека» и «Дом - природа»
4. Д/и «Природа – не природа»
5. Внести календарь природы.
2
н
е
д
е
л
я
«Путешествие
в
страну осень»
Закреплять
представления
детей об осени, её признаках.
Развивать
познавательный
и н т е р е с .
В о с п и т ы в а т ь
любовь к природе.
1.
Наблюдение
за
состоянием
погоды на участке.
2. Чтение стихотворения «Осень»
3. Беседа о сезонных изменениях
в природе.
4. Работа с календарём природы.
3
«Лес»
Дать представление о том,
что в лесу растёт и кто
живёт. Учить распознавать 2-
1. Что такое лес?
2. Рассказ о том, что растёт в
лесу и кто там живёт.
н
е
д
е
л
я
3 вида деревьев,
кустарников. Уточнить
сезонные изменения в жизни
растений.
Воспитывать у детей любовь
к природе.
3. Рассматривание иллюстраций
«Лесные животные»
4. Собирание гербария.
4
н
е
д
е
л
я
«Царство грибов»
Познакомить детей с
грибами, где они растут. Дать
понятие съедобные,
несъедобные. Побеседовать о
пользе грибов.
1. Рассмотреть иллюстрации
«Грибы»
2. Рассказ воспитателя о грибах.
3. Рисование «Грибы»
НОЯБРЬ
Нед
еля
Тема
Программное
Содержание
Формы работы
1
н
е
д
е
л
я
«Перелётные
птицы»
Закреплять и расширять
представления о птицах: дать
представление о перелетных
птицах. Показать связь птиц со
средой обитания.
Воспитывать у детей
заботливое отношение к
птицам.
1. Рассмотреть иллюстрации птиц.
2. Беседа «Почему птицы улетают в
тёплые края».
3. Просмотр мультфильма о птицах
«Серая шейка».
4. На прогулке организовать п/и
«Перелётные птицы».
2
н
е
д
е
«Знакомство детей
с почвой»
Уточнить представление детей
о почве как о верхнем слое
земли: «живая земля».
Почему нельзя загрязнять
почву. Воспитывать у детей
бережное отношение к природе.
1. Просмотреть обучающий фильм
«География для самых маленьких».
2. Беседа «почему нельзя загрязнять
почву»
л
я
3
н
е
д
е
л
я
«Глина и земля»
Познакомить детей с
природными материалами-
земля, глина. Учить сравнивать
землю и глину.
1. Рассказ о свойствах земли и
глины. Как используются эти
природные материалы.
2. Рассмотреть землю и глину. Чем
они отличаются.
3. Совместно с детьми посадить в
землю цветок (комнатное растение).
Наблюдение за ним.
4
н
е
д
е
л
я
«Ваза с яблоками»
Продолжать знакомить детей со
свойствами глины.
Формировать представление о
её использовании.
1. Беседа о свойствах глины
2.Просмотр иллюстраций
«Глиняные изделия»
3. Лепка из глины «Ваза с яблоками»
(коллективная работа)
ДЕКАБРЬ
Неделя
Тема
Программное
Содержание
Формы работы
1
н
е
д
е
л
я
«Растения
зимой»
Углублять знания детей о
сезонных изменениях в
природе, зависимость
изменений в живой природе
от изменений в неживой
природе. Развивать
познавательную активность
детей.
Закреплять разнообразие
видов растений в природе, их
характерные признаки,
названия. Доступно
объяснить детям, почему
растениям под снегом теплее.
1. Рассмотреть иллюстрацию
зимнего пейзажа
2. Беседа «Для чего растениям
снег»
3. Наблюдение за деревьями.
2
н
«Ёлочка –
красавица»
Расширять представление
детей о сосне, её полезных
свойствах. Воспитывать
1. Дать понятие хвойные деревья.
2. Беседа о сосне.
е
д
е
л
я
бережное отношение к
растениям, стремление
заботиться.
3. Рассмотреть шишки
(внести в познавательно –
исследовательский уголок)
3
н
е
д
е
л
я
«Зимующие
птицы»
Учить распознавать
зимующих птиц по
внешнему облику,
поведению, издаваемым
звукам. Показать сезонные
изменения в жизни птиц.
Закреплять названия
зимующих птиц.
Воспитывать любовь,
заботливое отношение к
птицам.
1. Рассмотреть иллюстрации
«Зимующие птицы»
2. Рассказ о жизни птиц зимой
3. Беседа «Чем мы можем помочь
птицам»
4
н
е
д
е
л
я
«Путешествие
в зимний лес»
Формировать представления
детей о жизни животных в
холодный период. Учить
распознавать следы лесных
обитателей на снегу
Воспитывать любовь и
сочувствие к животным.
1.Рассмотреть иллюстрации
«Лесные животные»
2.Рассказать о жизни диких
животных в лесу (чем питаются
животные зимой, способы
передвижения, места обитания)
2.Просмотр слайдов «Следы
лесных обитателей на снегу»
ЯНВАРЬ
Неделя
Тема
Программное
Содержание
Формы работы
1
н
е
д
е
«Зимние
явления в
неживой
природе»
Уточнить и закрепить знания
детей о зимних явлениях в
неживой природе. Развивать
способность анализировать и
обобщать,
1. Дать определение понятию -
зимние явления.
2. Беседа «Если на улице
сильный мороз»
3. Наблюдения на прогулке,
работа с календарём природы
л
я
2
н
е
д
е
л
я
«Вода вокруг
нас»
Формировать представление
детей о значении воды в
нашей жизни, где, в каком
виде существует вода в
окружающей среде.
Воспитывать бережное
отношение к воде.
1. Просмотр слайдов
«Вода в окружающей среде.
2. Рассказ о значении воды в
нашей жизни, о необходимости
бережного
отношения к ней.
3
н
е
д
е
л
я
«Кто живёт в
реке»
Познакомить детей с
представителями водных
животных. Показать их
особенности.
1. Беседа, «Какие животные
называются водными»
2. Просмотр познавательного
фильма «Речные обитатели»
Обратить внимание на внешние
особенности.
4
н
е
д
е
л
я
«Речные и
морские
камни»
Формировать представление
о том, что камни могут быть
не только на земле, но и в
реках и в морях. Развивать у
детей познавательный
интерес. Развивать
сенсорные ощущения.
1. Рассмотреть камни речные и
морские
2. Назвать их свойства и
особенности.
2. Вместе с детьми придумать
сказку «Как камень из моря в
детский сад попал»
ФЕВРАЛЬ
Неделя
Тема
Программное
Содержание
Формы работы
1
н
е
д
е
Наблюдения
«Морозные
узоры»
Сформировать
представления о том, что
вода бывает разной.
Развивать познавательный
интерес.
1. Наблюдение за морозными
узорами на стекле. Что будет,
если дотронуться ладошкой до
окон с узорами?
2. Чтение стихотворения
«Ледяные цветы» Ю.
Марцинкявичус
л
я
3. Обсуждение стихотворения
2
н
е
д
е
л
я
Наблюдения
«Снег»
Формировать представление
детей о свойствах снега, от
чего они меняются.
Вспомнить о защитных
свойствах снега.
1. Наблюдение за свойствами
снега (Какого цвета снег в
солнечную погоду, в пасмурную?
Когда он блестит? Когда хорошо
лепится? В какую погоду он
хрустит под ногами? и т.д.)
2. Беседа о защитных свойствах
снега
3
н
е
д
е
л
я
«Воздух»
Формировать знания о
свойствах воздуха и
способами его
обнаружения. Уточнить
значение воздуха в жизни
человека и других живых
организмов. Развивать
познавательную активность в
процессе
экспериментирования.
Формировать навыки
проведения опытов,
способность сравнивать,
делать выводы. Воспитывать
бережное отношение к окр.
среде.
1. Познакомить детей с воздухом
и его свойствами,
способами его обнаружения.
2. Рассказ «Значение воздуха в
жизни всего живого
3. Игра – эксперимент «Дуем –
играем»
4
н
е
д
е
л
я
«Как
рождается
ветер»
Дать представление о
движении воздуха
(ветре). Показать детям роль
ветра в природе и жизни
человека. Закреплять знания
детей о воздухе. Развивать
познавательную активность
1. Видеофильмы «Что такое
воздух?», «Как рождается
ветер?»
2. Наблюдение за ветром
(использование вертушек)
МАРТ
Неделя
Тема
Программное
Содержание
Формы работы
1
н
е
д
е
л
я
«Почему
белые
медведи не
живут в
лесу?»
Формировать представление
детей о приспособлении
животных к жизни в
природных условиях.
Обозначить закон природы:
все животные живут в тех
местах, к которым они
приспособлены.
1. Демонстрационный материал
«Животные Севера» 2.
Видеофильм «Животные севера»
3. Беседа «Почему белые
медведи не живут в лесу»
2
н
е
д
е
л
я
«Животные
жарких
стран»
Дать первоначальное
представление о пустыне,
растениях и животных
пустыни. Доступно
рассказать о приспособлении
всего живого к погодным
условиям пустыни.
Обозначить закон природы:
все животные живут в тех
местах, к которым они
приспособлены.
1. Демонстрационный материал
«Животные жарких стран»
2. Видеофильм «Животные
жарких стран»
3
н
е
д
е
л
я
«Весенние
явления в
неживой
природе»
Учить детей замечать
увеличение дня и
укорачивание ночи,
появление, проталин и
сосулек, взаимосвязь с живой
природой. Упражнять в
сравнении признаков зимы и
весны.
1. Рассмотреть иллюстрацию
«Весна»
2. Беседа «Признаки весны»
3. Сравнение признаков зимы и
весны
4
н
е
д
е
л
я
«Как солнце
жизнь
дает земле»
Уточнить роль солнца как
источника света и тепла в
жизни живых существ.
Развивать познавательный
интерес.
1. Чтение и рассматривание
иллюстраций
«География для малышей»
2. Просмотр мультфильма
«Краденое солнце»
АПРЕЛЬ
Неделя
Тема
Программное
Содержание
Формы работы
1
н
е
д
е
л
я
«Огород
на окошке»
Показать зависимость роста
растений от условий.
Закреплять представления
детей о потребности
растения в почве, воде, свете,
тепле. Воспитывать
ответственность.
1. Беседа «Что нужно
растению?»
2. Посадить лук, петрушку.
3. Дальнейшие наблюдение и
уход.
2
н
е
д
е
л
я
«Насекомые»
Формировать представление
о жуках (майский, носорог,
божья коровка); бабочках
(капустница, крапивница).
На доступных примерах
показать, что скрывается за
названием некоторых
бабочек. Показать пользу
насекомых. Воспитывать
интерес и доброе отношение
к насекомым.
1. Рассмотреть иллюстрации.
2. Рассказ о том, какую пользу
приносят насекомые.
3. Рисование «Бабочка»
3
н
е
д
е
л
я
«Растения
весной»
Учить детей
наблюдательности: набухают
почки, появляются листья и
цветы, трава. Уточнить и
расширить знания детей о
разнообразии видов растений
в природе. Закреплять знание
названий растений. Развивать
способности анализировать и
сравнивать: дерево – куст,
куст – трава. Воспитывать
эстетическое отношение к
растениям.
1. Наблюдение за деревьями.
2. Впомнить названия
некоторых деревьев и
кустарников
3. Работа с календарём природы
4
н
е
д
е
«Встречаем
птиц»
Совершенствовать знания о
перелетных птицах.
Уточнить особенности
строения птиц, сезонные
изменения в жизни птиц
(гнездование, высиживание
из яиц птенцов) Первый
прилет стрижей, ласточек и т.
1. Рассмотреть иллюстрации
птиц. Вспомнить их названия
2. Загадать загадки про птиц
3. Беседа «Для чего нужен
скворечник»
4. Игра с бумажными птицами
л
я
д.
МАЙ
Неделя
Тема
Программное
Содержание
Формы работы
1
н
е
д
е
л
я
«Человек –
живой
организм»
Подвести к осознанию себя
как живого существа,
которое имеет свои
особенности и потребности.
Формировать представление
детей, о некоторых органах
человека, о положительном и
отрицательном влиянии на
них.
1. Рассмотреть энциклопедию
«Тело
человека»
2. Рассказ воспитателя о
некоторых органах человека
3. Беседа «Что для человека
вредно, а что полезно»
2
н
е
д
е
л
я
«Цветущий
сад»
Познакомить детей с
особенностями весеннего
состояния плодовых
деревьев
(цветением). Продолжать
устанавливать связи между
изменениями условий
(тепло, свет) и изменением
состояния растений (рост,
цветение). Воспитывать
эстетические чувства.
1. Наблюдение за яблоней.
2. Беседа «Почему цветут
деревья»
(установить связь с
погодными условиями)
3. Работа с календарём природы.
3
н
е
д
е
л
я
«Экологическ
ая тропа»
Приблизить детей к природе,
учить общаться с ней,
любить ее. Уточнять,
имеющиеся знания об
окружающей природе.
1. Чтение стихотворения
Р. Рождественского
«Береги природу»
2. Целевая прогулка по
экологической тропе
3. Беседа «Что будет, если…»
4
н
е
Диагностика
д
е
л
я
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Н.А. Рыжова. Я и природа: Учеб. -метод. комплект по экологическому
образованию дошкольников. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, с. 56, (Сер.
«Наш дом — природа»).
2.
Н.А. Рыжова «Волшебница вода».
3.
С.Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой -
Педагогическое общество России, Москва 2005.
4.
Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего
дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2011. – 128 с.
5.
Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под
ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
6.
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. «Конспекты занятий: познавательное
развитие, развитие речи, экология». 2008.
7.
Интернет – источники.