Напоминание

Рабочая программа экологического кружка "Живая планета"


Автор: Танасова Лилия Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №14 "Колосок"
Населённый пункт: х.Большой Лог, Аксайский район, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа экологического кружка "Живая планета"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

третьей категории Аксайского района детский сад №14 «Колосок»

«Согласовано»

Педагогическим советом №_

Протокол №__от________

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ ДС №14

«Колосок»

__________________И.М.Свинцова

Приказ №

«__»____________20___г.

1

Рабочая программа экологического кружка

«ЖИВАЯ ПЛАНЕТА» (4-6 лет)

Составила:

Воспитатель

Танасова Л.Ф.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………3

Введение…………………………………………………………………………4

Формы и методы организованной образовательной деятельности…………..9

Комплексно-тематическое планирование…………………………………….10

Содержание программы………………………………………………………...13

Взаимодействие с родителями………………………………………………...14

Организация развивающей предметно-пространственной среды……………15

Перспективное планирование кружка по экологическому воспитанию детей

среднего дошкольного возраста «ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»……………………..17

Список используемой литературы……………………………………………..29

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка разработана в соответствии с:

1.

Федеральный

закон29.12.2012

г.

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.10.2013г.

1155

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;

3.

Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 г. Москва от «Об утверждении

СанПиН

2.4.1.3049-13

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

дошкольных

образовательных организаций»(Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая

2013г. № 28564);

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №

1014

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России

26.09.2013 № 30038);

5.

Устав

Муниципального

казенного

дошкольного

образовательного

учреждения.

Введение

В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась

проблема

усиления

экологической

грамотности

каждого

жителя

планеты

Земля.

В

связи

с

загрязнением

окружающей

среды

и

сокращением

разнообразия

живых

существ

особо

встал

вопрос

экологического

образования

населения,

которое

необходимо

осуществлять

с

начального

уровня – дошкольного образования.

Экологическое

воспитание

это

процесс

образования

в

их

сознании

реалистических

знаний

об

окружающей

природе,

основанных

на

чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Зелёные

леса,

цветы,

бабочки,

жуки,

птицы,

звери,

движущиеся

облака,

падающие

хлопья

снега,

даже

лужицы

после

летнего

дождя

всё

это

привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для развития

мышления, речи, чувства красоты.

Игры

в

лесу,

на

берегу

озера

или

реки,

сбор

грибов,

ягод,

уход

и

наблюдение

за

растениями

и

животными

дают

детям

много

радостных

переживаний. Из пристального внимания к природе, из привязанности к

месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной

природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

Отсутствие

у

детей

знаний,

верно

отражающих

действительность,

приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий.

Это

проявляется

в

недоброжелательном

отношении

детей

к

животным,

уничтожению

ими

лягушек,

полезных

насекомых

и

т.

д.

Это

не

только

наносит

вред

природе,

но

и

отрицательно

действует

на

психику

детей,

ожесточает

их.

Исправить

имеющиеся

неправильные

представления

значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень

важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о

природе. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы,

необходимо направлять процесс восприятия ими природы.

Без

приближения

детей

к

природе

и

широкого

использования

её

в

воспитательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего

развития

дошкольников

-

умственного,

эстетического,

нравственного,

трудового и физического.

Программа кружка «Живая планета» представляет собой цикл занятий по

развитию экологических знаний у детей 4-6 лет и позволяет расширить,

обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы

с

помощью

наблюдений,

бесед,

игр,

экспериментирования,

экскурсий,

практических

занятий,

рассматривания

и

сравнения.

Занятия

по

данной

программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.

Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят

мир

по-своему,

во

всем

многообразии

цвета,

запахов,

звуков,

их

сердца

открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы,

ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме

игры, сказки, загадок, викторин. Занятия, проводимые на природе (экскурсии,

прогулки, очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота

окружающей

природы

оказывает

весьма

благотворное

воздействие

на

здоровье

детей.

Эти

занятия

развивают

их

физические

возможности,

выносливость,

учат

умению

преодолевать

препятствия.

При

общении

с

природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства

дружбы

и

взаимопомощи.

Во

время

экологических

занятий

они

учатся

наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает

их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые

правила

поведения

в

лесу,

учатся

следовать

закону

«не

навреди».

Организуется

и

проводится

сбор

природного

материала

для

дальнейшей

творческой

работы

с

ним.

Выполняются

и

посильные

для

детей

экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора.

Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за

сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.

При построении системы работы экологического кружка мы обратили

особое внимание на следующие основные направления:

1.

Познавательно-развивающее

направление

ставит

целью

знакомство

детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности

человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира.

3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной

деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Возрастные особенности детей средней группы

Дети 5-6 года жизни уже могут распределять роли до начала игры и

строить

свое

поведение,

придерживаясь

роли.

Игровое

взаимодействие

сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно

взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается

от

ролевой

речи.

Дети

начинают

осваивать

социальные

отношения

и

понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых,

одни

роли

становятся

для

них

более

привлекательными,

чем

другие.

Действия

детей

в

играх

становятся

разнообразными.

Развивается

изобразительная

деятельность

детей.

Кроме

того,

продолжают

совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического

мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о

классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут

изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения

и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке

объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как

показали

исследования

отечественных

психологов,

дети

старшего

дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные

объяснения,

если

анализируемые

отношения

не

выходят

за

пределы

их

наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям

сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся

истории.

Воображение

будет

активно

развиваться

лишь

при

условии

проведения

специальной

работы

по

его

активизации.

Продолжают

развиваться

устойчивость,

распределение,

переключаемость

внимания.

Наблюдается

переход

от

непроизвольного

к

произвольному

вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети

могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.

Развиваются

фонематический

слух,

интонационная

выразительность

речи

при

чтении

стихов

в

сюжетно-ролевой

игре

и

в

повседневной

жизни.

Совершенствуется

грамматический

строй

речи.

Дети

используют

практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче

становится

лексика:

активно

используются

синонимы

и

антонимы.

Развивается

связная

речь.

Дети

могут

пересказывать,

рассказывать

по

картинке,

передавая

не

только

главное,

но

и

детали.

Достижения

этого

возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности;

структурированием

игрового

пространства;

дальнейшим

развитием

изобразительной

деятельности,

отличающейся

высокой

продуктивностью;

применением

в

конструировании

обобщенного

способа

обследования

образца;

усвоением

обобщенных

способов

изображения

предметов

одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом

сложных

форм

объектов;

развитие

мышления

сопровождается

освоением

мыслительных

средств

(схематизированные

представления,

комплексные

представления,

представления

о

цикличности

изменений);

развиваются

умение

обобщать,

причинное

мышление,

воображение,

произвольное

внимание, речь, образ Я.

Цель

рабочей

программы

кружка -

воспитание

гуманной,

социально-

активной

личности,

способной

понимать

и

любить

окружающий

мир,

бережно относиться к природе;формирование представлений о самоценности

природы,

умению

экологически

грамотного

и

безопасного

поведения

в

природе

и

в

быту;закрепление

приобретённых

первоначальных

умений,

позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране

природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению

к

окружающей

среде.

Исходя

из

поставленной

цели,

программа

кружка

реализует следующие

задачи:

Дать

обобщенные

представления

о

жизни

животных и растений в сообществах экосистемы; о взаимосвязях неживой

природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе,

растительном и животном мире; Научить детей быть милосердными, любить

и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами; Научить детей

простейшим

правилам

поведения

в

природе;

Поддерживать

проявление

инициативы

детей

в

самостоятельных

наблюдениях,

опытах;

Обогащать

самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными

растениями,

цветниками.

Развивать

экологическую

культуру;

Развивать

познавательный

интерес

детей

к

природе,

желание

активно

изучать

природный

мир;

Развивать

способность

оценивать

состояние

природной

среды,

принимать

правильные

решения

по

ее

улучшению;

Развивать

у

ребенка

умение

сравнивать

и

обобщать

собственные

наблюдения;

Совершенствовать

мышление,

творческие

способности,

умение

думать

самостоятельно,

логично

и

последовательно.

Воспитывать

нравственные

чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства,

связанные

с

красотой

природного

мира;

Воспитывать

основы

гуманно-

ценностного

отношения

детей

к

природе,

через

понимание

ценности

природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление

ответственности за свои поступки; Сформировать понимание необходимости

охранять

природу,

проявлять

инициативу

действий

по

её

охране

и

предупреждению насилия над природой.

Принципы

реализации

рабочей

программы: Принцип

сознательности,

активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя. Принцип

систематичности

и

последовательности.

Принцип

наглядности.

Принцип

доступности и посильности. Принцип учета возрастных особенностей детей.

Формы и методы организованной образовательной деятельности

Организованная

образовательная

деятельность

по

данной

программе

важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с

природой доставляет детям огромную радость, способствует воспитанию у

детей

чувства

ответственности

за

сохранность

окружающей

природы,

бережного отношения к ней.

Формы

проведения

организованной

образовательной

деятельности:

экскурсии;

игровые,

сюжетные

занятия

с

использованием

опытно

экспериментальной

деятельности,

с

использованием

мультимедийного

сопровождения и др.

Методы,

в

основе

которых

л ежит

уровень

д еятельн ости

детей: Объяснительно-иллюстративный (беседы и рассматривание, чтение и

любование

природой);

Репродуктивный

(рисование,

лепка,

аппликация,

конструирование);

Частично-поисковый

(участие

в

коллективном

поиске);

Исследовательский

(опыты,

эксперименты,

изучение

природы,

анализ,

сравнение, самостоятельная творческая работа).

Д л я

р е ш е н и я

п р о г р а м м н ы х

о б р а з о в а т е л ь н ы х

з а д а ч

используются: Словесные

методы

(устное

изложение,

беседы,

чтение

произведений, разбор ситуаций, обсуждение увиденного); Наглядные (показ

видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки);

Практические методы (эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая

деятельность).

Ожидаемые результаты реализации программы: К концу года у детей

сформируются

конкретные

представления

о

свойствах

воды,

воздуха;

о

сезонных

изменениях,

происходящих

в

природе;

о

приспособляемости

растений и животных к условиям жизни. Владеют элементарными навыками

уходу

за

растениями

и

животными.

Умеют

устанавливать

причинно-

следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых

организмов.

Имеют

желание

заботиться

о

живых

объектах

природы.

Стремятся следовать правилам поведения на природе.

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

01.09.201_ «Что такое природа? Живая и неживая природа». Научить детей

отличать

природные

объекты

от

искусственных,

созданных

человеком,

объекты живой природы - от объектов неживой природы.

08.09.201_ «Наш дом – природа». Дать детям понять, что природа – это

наш общий дом.

15.09.201_

«Безопасность

в

природе».

Закрепить

правила

безопасного

поведения в природе.

22.09.201_

«Путешествие

в

страну

осень».

Закреплять

представления

детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес.

29.09.201_ «Что нам осень подарила?» Закрепить знания детей об овощах

и фруктах.

06.10.201_

«Вода

вокруг

нас».

Познакомить

детей

с

некоторыми

свойствами воды.

13.10.201_ «Вода- это жизнь». Расширять знания о свойствах воды, о

значении для всего живого.

20.10.201_ «Путешествие в лесную школу». Способствовать развитию

общей культуры поведения, бережного отношения к природе.

27.10.201_

«Царство

грибов».

Познакомить

детей

с

грибами,

где

они

растут. Дать понятие съедобные и несъедобные грибы.

03.11.201_ «Как деревья готовятся к зиме». Закрепить знания детей о

приметах осени. Формировать систему знаний о жизни растений в осенний

период.

10.11.201_ «Воздух. Свойства воздуха». Систематизировать и уточнить

представления детей о свойствах воздуха.

17.11.2016_«Ветер – движение воздуха». Закрепить знания детей о воздухе

и ветре, познакомить с возникновением ветра в природе.

24.11.201_ «Чистый и загрязнённый воздух». Дать детям элементарное

представление о воздухе, об источниках загрязнения воздуха, о значении

чистого воздуха для нашего здоровья.

01.12.201_

«Зимние

явления

в

неживой

природе».

Формировать

представление о снеге и его свойствах.

08.12.201_ «Как звери в лесу зимуют». Познакомить детей с жизнью диких

животных в лесу зимой.

15.12.201_ «Снег и его свойства». Уточнить и расширить представления

детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег

изменяет свои свойства.

22.12.201_ «Жизнь птиц зимой». Уточнить представления детей о жизни

зимующих птиц.

29.12.201_

«Зимушка

зима».

Уточнить

и

конкретизировать

представления детей о характерных признаках зимы.

12.01.201_

«Домашние

животные

-

друзья

человека».

Выявить

и

систематизировать представления детей о домашних животных; продолжать

знакомить детей с домашними животными.

19.01.201_

«Дикие

животные».

Уточнить

и

расширить

представления

детей

об

образе

жизни

ежа,

белки,

зайца,

медведя,

лося,

способах

их

самозащиты от врагов.

26.01.201_

«Комнатные

растения».

Обобщить

представления

детей

об

уходе

за

комнатными

растениями;

закрепить

знания

об

основных

потребностях комнатных растений; обобщить знания о способах ухода за

растениями (полив, удаление пыли, рыхление).

02.02.201_

«Почва

верхний

слой

земли».

Познакомить

с

процессом

образования почвы. Дать представление о почве и ее составе.

09.02.201_ «Песок и глина». Уточнять представления: о свойствах песка и

глины.

16.02.201_ «Камни» Дать представление о том, что камни бывают разные:

морские, речные, ценные (мрамор, гранит, драгоценные. Развивать интерес к

камням, умение обследовать их и называть свойства.

0 2 . 0 3 . 2 0 1 _

« В е с н а

к р а с н а » .

У точ н и т ь

з н а н и я

д е т е й

о

последовательности весенних изменений в природе.

09.03.201_ «Как растут растения». Уточнить и систематизировать знания о

растениях (цветах, обобщить представления о росте и развитии растений.

16.03.201_

«Красная

книга

природы.

Цветы».

Познакомить

детей

с

Красной книгой, растениями, занесенными в нее. Закреплять знания о цветах,

правилах поведения в природе.

Совершенствовать

диалогическую

речь

детей.

Развивать

творческие

навыки.

23.03.201_

«Перелётные

птицы».

Воспитывать

бережное

отношение

к

птицам. Знакомить с особенностями их жизни.

06.04.201_ «Птицы Красной книги». Расширить знания детей о птицах,

занесенных в Красную книгу.

13.04.201_ «Кто такие рыбы?» Расширять знания детей о разновидностях

рыб

(аквариумные;

пресноводные

прудовые,

речные;

морские;

океанические).

20.04.201_

«Насекомые»

Расширять

знания

и

представления

детей

об

особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.

27.04.201_ «Огород на окошке» Формировать у детей представление о

пользе овощей в укреплении здоровья. Учить правильно, сажать чеснок, лук.

Воспитывать интерес к труду.

04.05.201_

«Лекарственные

растения».

Познакомить

детей

с

лекарственными

растениями,

дать

знания

о

простейших

способах

использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах

их сбора.

11.05.201_ «Река и ее жители». Уточнить представления детей о реке как

сообществе растений и животных, в ней и возле нее, сообществе, которое

сложилось без помощи людей. Упражнять детей в установлении цепочек

питания.

18.05.201_

«Экологическая

тропа

весной».

Расширять

представления

детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической

тропы весной.

25.05.201_

Итоговое

занятие.

КВН

«Времена

года».

Обобщить

и

систематизировать

представление

о

временах

года

по

основным,

существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные

условия, явления природы.

Содержание программы

Программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических

знаний у детей 5 – 6 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания

детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений,

бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания

музыки

и

звуков

природы,

просмотр

образовательных

фильмов,

рассматривания и сравнения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 20-25

минут в соответствии с нормами СанПин. График работы кружка: четверг

15.40 - 16.05

Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения Программы – это целевые ориентиры

дошкольного образования (п. 4.1. ФГОС ДО, которые представляют собой

социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений

ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

В ДОУ при реализации программы в старшей группе 2 раза в год (ноябрь,

апрель) проводится оценка индивидуального развития детей, такая оценка

производится педагогами в рамках педагогической диагностики.

Планируемые результаты освоения детьми программы

кружка Живая планета: Ребёнок владеет навыками детской проектной и

экспериментальной

деятельности

сверх

образовательного

стандарта

дошкольного

образования

в

направлении

«Экологическое

развитие»

и

способен применять их в экологически значимой деятельности; Использует

наблюдение,

как

способ

познания:

способен

принять

цель

наблюдения,

ставить

её

самостоятельно;

Сравнивает

характерные

и

существенные

признаки объектов природы с помощью предметных, обобщающих моделей;

Составляет творческие рассказы, экологические сказки о явлениях природы;

Использует модель в качестве плана рассказа, доказательно строит суждение;

Самостоятельно

устанавливает

причинно-следственные

связи

на

основе

понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий их

существования;

Имеет

сформированное

экологическое

мышление,

умеет

выбирать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в

социально-практической деятельности; Имеет представления о многообразии

растений

и

животных,

их

потребностях

как

живых

организмов;

Владеет

представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится

применять имеющиеся представления в собственной деятельности.

Взаимодействие с родителями

Экологическое

образование

дошкольников

-

непрерывный

процесс

обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование

его

экологической

культуры,

которая

проявляется

в

эмоционально-

положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном

отношении

к

своему

здоровью

и

состоянию

окружающей

среды,

в

соблюдении

определенных

моральных

норм,

в

системе

ценностных

ориентаций.

Достижение

этой

цели

невозможно

только

в

детском

саду,

необходимо тесное сотрудничество с семьей.

Сотрудничество

с

семьями

детей

по

экологическому

направлению,

совместно

организованные

мероприятия

не

только

помогают

обеспечить

единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот

процесс

необходимую

ребенку

особую

положительную

эмоциональную

окраску.

В

работе

с

родителями

по

экологическому

воспитанию

детей

мы

используем все доступные формы взаимодействия.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая

предметно-пространственная

среда

это

естественная

комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве,

насыщенная

разнообразными

предметами

и

игровыми

материалами;

необходимых для осуществления педагогического процесса. Развивающая

предметно-пространственная среда имеет колоссальное влияние на развитие

детей.

Из

нормативных

документов,

а

именно

ФГОС

ДО

мы

знаем,

что

развивающая предметно-пространственная среда должна быть: насыщенной,

вариативной,

трансформируемой,

полифункциональной,

доступной

и

безопасной.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но

видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый,

который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть,

дети захотят узнать ещё больше. Поддерживая и развивая этот интерес,

педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности.

Одним

из

условий

познавательного

развития

детей

в

ДОУ

является

правильная

организация

и

экологической

развивающей

предметно-

пространственной

среды,

которая

должна

способствовать

не

только

познавательному,

эстетическому

и

нравственному

развитию,

но

и

формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного

как для самой природы, так и для ребенка.

Эколого-развивающая

среда

в

детском

саду

должна

способствовать:

познавательному

развитию

ребенка;

эколого-эстетическому

развитию;

оздоровлению

ребенка;

формированию

нравственных

кач е с т в ;

формированию экологически грамотного поведения.

Создавая

эколого-развивающую

среду,

необходимо

учитывать

период

обучения, сезонность.

Модель

экологической

предметно-развивающей

среды

нашей

группы

включает

в

себя

следующие

компоненты:

уголок

природы,

уголок

по

экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный

и демонстрационный материал, оформление группового пространства.

Уголок природы включает в себя следующие составляющие: комнатные

растения,

природный

материал,

в

том

числе

коллекция

разных

семян

и

камней, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности,

мини-огород.

Главная

особенность

уголка

природы

непосредственная

близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную

их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за

растениями уголка природы, наблюдения за посадками это все компоненты

методики экологического воспитания.

Уголок по экспериментированию включает в себя картотеку опытов для

детей

и

оборудование

для

опытнической

деятельности,

центр

«Песок

Вода».

Опытно

экспериментальная

деятельность,

как

форма

работы

с

детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.

В

ц е н т р е

д и д а кт и ч е с ко й

и г р ы

с о б р а н ы

р а з л и ч н ы е

и г р ы

природоведческого содержания, такие, как «Лето в деревне», «Домашние

животные»,

«Кто

где

живёт»,

«Разрезные

картинки»,

«Времена

года»,

«Зоолото» и другие.

В уголке книги подобраны различные произведения познавательной и

художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц,

насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.

Большое значение как в познавательном развитии так и в экологическом

воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал.

Территория

ДОО,

используемые

для

реализации

рабочей

программы

кружка в старшей группе: Прогулочный участок; Экспериментальный огород;

«Зимний сад»; Экологическая тропа; Цветочные клумбы.

Перспективное планирование кружка по экологическому воспитанию

детей среднего дошкольного возраста «ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»

Пояснительная записка

В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей

средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического

мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и

культуры.

Дошкольный

возраст

важный

этап

в

развитии

личности.

Это

период

начальной

социализации

ребенка,

приобщения

его

к

миру

культуры

и

общечеловеческих ценностей. В это время у ребёнка формируется отношение

к миру людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он

обеспечивает

общее

развитие,

которое

является

фундаментом

для

приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения

различных видов деятельности.

Цель:

Формирование

целостных

представлений

дошкольников

о

системе

взаимосвязей живой и неживой природы.

Задачи:

- формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе

взаимосвязей и взаимозависимостей;

-

развивать

познавательный

интерес

детей

к

природе,

желание

активно

изучать природный мир;

-

воспитывать

нравственные

чувства,

выражающиеся

в

сопереживании

природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

-

воспитывать

основы

гуманно-ценностного

отношения

детей к

природе

через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым

существам,

сохранение

природных

объектов

ближайшего

окружения,

проявление ответственности за свои поступки.

Виды деятельности:

1. Организованные:

- непосредственная образовательная деятельность (познавательная,

продуктивная, интегрированная);

– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы,

деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;

– целевые прогулки;

– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки),

рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;

– рассматривание картин из жизни диких животных;

– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;

– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

– сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр.;

– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке

или лаборатории юного исследователя;

– экологические тропы;

– игры (подвижные, дидактические, театрализованные);

– различные виды изобразительной деятельности на экологическую

тематику;

– работа с календарями природы;.

– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние

животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

Задачи развития экологических представлений у детей средней группы:

1.

Образовательные:

Формировать

представления

детей

о

многообразии

живой и неживой природы. Объединять в группы растения и животных по

признакам

сходства

(деревья,

кустарники,

рыбы,

птицы,

звери

и

т.д.).

Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и

роли человека в них.

2. Развивающие: Формировать у дошкольников интерес к природе, желание

активно

познавать

и

действовать

с

природными

объектами

с

учётом

избирательности и предпочтений детей. Формировать самостоятельность в

процессе

познавательно-исследовательской

деятельности.

Развивать

самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.

3.

Воспитательные: Воспитывать

стремление

сохранять

и

оберегать

природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим

правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко

всему живому.

Перспективное планирование кружка представляет собой цикл занятий по

развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и

позволяет

расширить,

обобщить

и

углубить

знания

детей

о

взаимосвязи

живой

и

неживой

природы

с

помощью

наблюдений,

бесед,

игр,

экспериментирования,

целевых

прогулок,

слушания

музыки

и

звуков

природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения.

Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю

продолжительностью 20 минут.

ОКТЯБРЬ

Нед

еля

Тема

Программное содержание

Формы работы

1

н

е

д

е

л

я

« Н а ш

д о м -

природа»

Формировать

понятия

о

н е ж и в о й

п р и р од е ,

к а к

ф а к т о р е

ж и з н и

в с е г о

живого. Развивать

познавательный

интере с

детей

к

природе,

желание

активно

изучать

природный

мир. Воспитывать

бережное

отношение

к

окружающей

природе

1. Наблюдение на экологической

тропе «Что такое природа?»

2. Дать понятие живая, не живая

природа.

3.

Беседа:

«Дом

жилище

человека» и «Дом - природа»

4. Д/и «Природа – не природа»

5. Внести календарь природы.

2

н

е

д

е

л

я

«Путешествие

в

страну осень»

Закреплять

представления

детей об осени, её признаках.

Развивать

познавательный

и н т е р е с .

В о с п и т ы в а т ь

любовь к природе.

1.

Наблюдение

за

состоянием

погоды на участке.

2. Чтение стихотворения «Осень»

3. Беседа о сезонных изменениях

в природе.

4. Работа с календарём природы.

3

«Лес»

Дать представление о том,

что в лесу растёт и кто

живёт. Учить распознавать 2-

1. Что такое лес?

2. Рассказ о том, что растёт в

лесу и кто там живёт.

н

е

д

е

л

я

3 вида деревьев,

кустарников. Уточнить

сезонные изменения в жизни

растений.

Воспитывать у детей любовь

к природе.

3. Рассматривание иллюстраций

«Лесные животные»

4. Собирание гербария.

4

н

е

д

е

л

я

«Царство грибов»

Познакомить детей с

грибами, где они растут. Дать

понятие съедобные,

несъедобные. Побеседовать о

пользе грибов.

1. Рассмотреть иллюстрации

«Грибы»

2. Рассказ воспитателя о грибах.

3. Рисование «Грибы»

НОЯБРЬ

Нед

еля

Тема

Программное

Содержание

Формы работы

1

н

е

д

е

л

я

«Перелётные

птицы»

Закреплять и расширять

представления о птицах: дать

представление о перелетных

птицах. Показать связь птиц со

средой обитания.

Воспитывать у детей

заботливое отношение к

птицам.

1. Рассмотреть иллюстрации птиц.

2. Беседа «Почему птицы улетают в

тёплые края».

3. Просмотр мультфильма о птицах

«Серая шейка».

4. На прогулке организовать п/и

«Перелётные птицы».

2

н

е

д

е

«Знакомство детей

с почвой»

Уточнить представление детей

о почве как о верхнем слое

земли: «живая земля».

Почему нельзя загрязнять

почву. Воспитывать у детей

бережное отношение к природе.

1. Просмотреть обучающий фильм

«География для самых маленьких».

2. Беседа «почему нельзя загрязнять

почву»

л

я

3

н

е

д

е

л

я

«Глина и земля»

Познакомить детей с

природными материалами-

земля, глина. Учить сравнивать

землю и глину.

1. Рассказ о свойствах земли и

глины. Как используются эти

природные материалы.

2. Рассмотреть землю и глину. Чем

они отличаются.

3. Совместно с детьми посадить в

землю цветок (комнатное растение).

Наблюдение за ним.

4

н

е

д

е

л

я

«Ваза с яблоками»

Продолжать знакомить детей со

свойствами глины.

Формировать представление о

её использовании.

1. Беседа о свойствах глины

2.Просмотр иллюстраций

«Глиняные изделия»

3. Лепка из глины «Ваза с яблоками»

(коллективная работа)

ДЕКАБРЬ

Неделя

Тема

Программное

Содержание

Формы работы

1

н

е

д

е

л

я

«Растения

зимой»

Углублять знания детей о

сезонных изменениях в

природе, зависимость

изменений в живой природе

от изменений в неживой

природе. Развивать

познавательную активность

детей.

Закреплять разнообразие

видов растений в природе, их

характерные признаки,

названия. Доступно

объяснить детям, почему

растениям под снегом теплее.

1. Рассмотреть иллюстрацию

зимнего пейзажа

2. Беседа «Для чего растениям

снег»

3. Наблюдение за деревьями.

2

н

«Ёлочка –

красавица»

Расширять представление

детей о сосне, её полезных

свойствах. Воспитывать

1. Дать понятие хвойные деревья.

2. Беседа о сосне.

е

д

е

л

я

бережное отношение к

растениям, стремление

заботиться.

3. Рассмотреть шишки

(внести в познавательно –

исследовательский уголок)

3

н

е

д

е

л

я

«Зимующие

птицы»

Учить распознавать

зимующих птиц по

внешнему облику,

поведению, издаваемым

звукам. Показать сезонные

изменения в жизни птиц.

Закреплять названия

зимующих птиц.

Воспитывать любовь,

заботливое отношение к

птицам.

1. Рассмотреть иллюстрации

«Зимующие птицы»

2. Рассказ о жизни птиц зимой

3. Беседа «Чем мы можем помочь

птицам»

4

н

е

д

е

л

я

«Путешествие

в зимний лес»

Формировать представления

детей о жизни животных в

холодный период. Учить

распознавать следы лесных

обитателей на снегу

Воспитывать любовь и

сочувствие к животным.

1.Рассмотреть иллюстрации

«Лесные животные»

2.Рассказать о жизни диких

животных в лесу (чем питаются

животные зимой, способы

передвижения, места обитания)

2.Просмотр слайдов «Следы

лесных обитателей на снегу»

ЯНВАРЬ

Неделя

Тема

Программное

Содержание

Формы работы

1

н

е

д

е

«Зимние

явления в

неживой

природе»

Уточнить и закрепить знания

детей о зимних явлениях в

неживой природе. Развивать

способность анализировать и

обобщать,

1. Дать определение понятию -

зимние явления.

2. Беседа «Если на улице

сильный мороз»

3. Наблюдения на прогулке,

работа с календарём природы

л

я

2

н

е

д

е

л

я

«Вода вокруг

нас»

Формировать представление

детей о значении воды в

нашей жизни, где, в каком

виде существует вода в

окружающей среде.

Воспитывать бережное

отношение к воде.

1. Просмотр слайдов

«Вода в окружающей среде.

2. Рассказ о значении воды в

нашей жизни, о необходимости

бережного

отношения к ней.

3

н

е

д

е

л

я

«Кто живёт в

реке»

Познакомить детей с

представителями водных

животных. Показать их

особенности.

1. Беседа, «Какие животные

называются водными»

2. Просмотр познавательного

фильма «Речные обитатели»

Обратить внимание на внешние

особенности.

4

н

е

д

е

л

я

«Речные и

морские

камни»

Формировать представление

о том, что камни могут быть

не только на земле, но и в

реках и в морях. Развивать у

детей познавательный

интерес. Развивать

сенсорные ощущения.

1. Рассмотреть камни речные и

морские

2. Назвать их свойства и

особенности.

2. Вместе с детьми придумать

сказку «Как камень из моря в

детский сад попал»

ФЕВРАЛЬ

Неделя

Тема

Программное

Содержание

Формы работы

1

н

е

д

е

Наблюдения

«Морозные

узоры»

Сформировать

представления о том, что

вода бывает разной.

Развивать познавательный

интерес.

1. Наблюдение за морозными

узорами на стекле. Что будет,

если дотронуться ладошкой до

окон с узорами?

2. Чтение стихотворения

«Ледяные цветы» Ю.

Марцинкявичус

л

я

3. Обсуждение стихотворения

2

н

е

д

е

л

я

Наблюдения

«Снег»

Формировать представление

детей о свойствах снега, от

чего они меняются.

Вспомнить о защитных

свойствах снега.

1. Наблюдение за свойствами

снега (Какого цвета снег в

солнечную погоду, в пасмурную?

Когда он блестит? Когда хорошо

лепится? В какую погоду он

хрустит под ногами? и т.д.)

2. Беседа о защитных свойствах

снега

3

н

е

д

е

л

я

«Воздух»

Формировать знания о

свойствах воздуха и

способами его

обнаружения. Уточнить

значение воздуха в жизни

человека и других живых

организмов. Развивать

познавательную активность в

процессе

экспериментирования.

Формировать навыки

проведения опытов,

способность сравнивать,

делать выводы. Воспитывать

бережное отношение к окр.

среде.

1. Познакомить детей с воздухом

и его свойствами,

способами его обнаружения.

2. Рассказ «Значение воздуха в

жизни всего живого

3. Игра – эксперимент «Дуем –

играем»

4

н

е

д

е

л

я

«Как

рождается

ветер»

Дать представление о

движении воздуха

(ветре). Показать детям роль

ветра в природе и жизни

человека. Закреплять знания

детей о воздухе. Развивать

познавательную активность

1. Видеофильмы «Что такое

воздух?», «Как рождается

ветер?»

2. Наблюдение за ветром

(использование вертушек)

МАРТ

Неделя

Тема

Программное

Содержание

Формы работы

1

н

е

д

е

л

я

«Почему

белые

медведи не

живут в

лесу?»

Формировать представление

детей о приспособлении

животных к жизни в

природных условиях.

Обозначить закон природы:

все животные живут в тех

местах, к которым они

приспособлены.

1. Демонстрационный материал

«Животные Севера» 2.

Видеофильм «Животные севера»

3. Беседа «Почему белые

медведи не живут в лесу»

2

н

е

д

е

л

я

«Животные

жарких

стран»

Дать первоначальное

представление о пустыне,

растениях и животных

пустыни. Доступно

рассказать о приспособлении

всего живого к погодным

условиям пустыни.

Обозначить закон природы:

все животные живут в тех

местах, к которым они

приспособлены.

1. Демонстрационный материал

«Животные жарких стран»

2. Видеофильм «Животные

жарких стран»

3

н

е

д

е

л

я

«Весенние

явления в

неживой

природе»

Учить детей замечать

увеличение дня и

укорачивание ночи,

появление, проталин и

сосулек, взаимосвязь с живой

природой. Упражнять в

сравнении признаков зимы и

весны.

1. Рассмотреть иллюстрацию

«Весна»

2. Беседа «Признаки весны»

3. Сравнение признаков зимы и

весны

4

н

е

д

е

л

я

«Как солнце

жизнь

дает земле»

Уточнить роль солнца как

источника света и тепла в

жизни живых существ.

Развивать познавательный

интерес.

1. Чтение и рассматривание

иллюстраций

«География для малышей»

2. Просмотр мультфильма

«Краденое солнце»

АПРЕЛЬ

Неделя

Тема

Программное

Содержание

Формы работы

1

н

е

д

е

л

я

«Огород

на окошке»

Показать зависимость роста

растений от условий.

Закреплять представления

детей о потребности

растения в почве, воде, свете,

тепле. Воспитывать

ответственность.

1. Беседа «Что нужно

растению?»

2. Посадить лук, петрушку.

3. Дальнейшие наблюдение и

уход.

2

н

е

д

е

л

я

«Насекомые»

Формировать представление

о жуках (майский, носорог,

божья коровка); бабочках

(капустница, крапивница).

На доступных примерах

показать, что скрывается за

названием некоторых

бабочек. Показать пользу

насекомых. Воспитывать

интерес и доброе отношение

к насекомым.

1. Рассмотреть иллюстрации.

2. Рассказ о том, какую пользу

приносят насекомые.

3. Рисование «Бабочка»

3

н

е

д

е

л

я

«Растения

весной»

Учить детей

наблюдательности: набухают

почки, появляются листья и

цветы, трава. Уточнить и

расширить знания детей о

разнообразии видов растений

в природе. Закреплять знание

названий растений. Развивать

способности анализировать и

сравнивать: дерево – куст,

куст – трава. Воспитывать

эстетическое отношение к

растениям.

1. Наблюдение за деревьями.

2. Впомнить названия

некоторых деревьев и

кустарников

3. Работа с календарём природы

4

н

е

д

е

«Встречаем

птиц»

Совершенствовать знания о

перелетных птицах.

Уточнить особенности

строения птиц, сезонные

изменения в жизни птиц

(гнездование, высиживание

из яиц птенцов) Первый

прилет стрижей, ласточек и т.

1. Рассмотреть иллюстрации

птиц. Вспомнить их названия

2. Загадать загадки про птиц

3. Беседа «Для чего нужен

скворечник»

4. Игра с бумажными птицами

л

я

д.

МАЙ

Неделя

Тема

Программное

Содержание

Формы работы

1

н

е

д

е

л

я

«Человек –

живой

организм»

Подвести к осознанию себя

как живого существа,

которое имеет свои

особенности и потребности.

Формировать представление

детей, о некоторых органах

человека, о положительном и

отрицательном влиянии на

них.

1. Рассмотреть энциклопедию

«Тело

человека»

2. Рассказ воспитателя о

некоторых органах человека

3. Беседа «Что для человека

вредно, а что полезно»

2

н

е

д

е

л

я

«Цветущий

сад»

Познакомить детей с

особенностями весеннего

состояния плодовых

деревьев

(цветением). Продолжать

устанавливать связи между

изменениями условий

(тепло, свет) и изменением

состояния растений (рост,

цветение). Воспитывать

эстетические чувства.

1. Наблюдение за яблоней.

2. Беседа «Почему цветут

деревья»

(установить связь с

погодными условиями)

3. Работа с календарём природы.

3

н

е

д

е

л

я

«Экологическ

ая тропа»

Приблизить детей к природе,

учить общаться с ней,

любить ее. Уточнять,

имеющиеся знания об

окружающей природе.

1. Чтение стихотворения

Р. Рождественского

«Береги природу»

2. Целевая прогулка по

экологической тропе

3. Беседа «Что будет, если…»

4

н

е

Диагностика

д

е

л

я

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Н.А. Рыжова. Я и природа: Учеб. -метод. комплект по экологическому

образованию дошкольников. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, с. 56, (Сер.

«Наш дом — природа»).

2.

Н.А. Рыжова «Волшебница вода».

3.

С.Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой -

Педагогическое общество России, Москва 2005.

4.

Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего

дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-

ПРЕСС, 2011. – 128 с.

5.

Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под

ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

6.

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. «Конспекты занятий: познавательное

развитие, развитие речи, экология». 2008.

7.

Интернет – источники.



В раздел образования