Автор: Доровских Светлана Евгеньевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР – детский сад № 375" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Характеристика старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Характеристика старшего дошкольного возраста
Старший
дошкольный
возраст
характеризуется
возникновением
новой
социальной
ситуации
развития
ребенка.
Эта
ситуация
перестраивается в соотношение: ребенок – предмет – взрослый.
Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир
взрослых,
быть
как
они
и
действовать
вместе
с
ними.
Но
реально
выполнять
функции
старших
ребенок
не
может.
Поэтому
данная
потребность удовлетворяется ребенком в сюжетно – ролевой игре. Дети
моделируют
взаимоотношения
людей,
когда
разыгрывают
какой-либо
сюжет
в
игре.
Они
создают
модели,
отражающие
взаимосвязи
между
предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов
(3).
Игра – это школа социальных отношений. Использование ребенком
роли дает возможность ориентироваться на сверстников и согласовывать
действия
с
ними.
Затем
развивается
способность
к
сопереживанию
и
формируются
коллективистические
качества.
Ведущим
видом
деятельности дошкольника является игра. И именно через освоение игры в
дошкольном возрасте закладываются основы для появления новых видов
деятельности: учебной и трудовой (1). Дошкольный возраст можно назвать
периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой
деятельности, периодом интенсивной ориентации в них.
Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция,
новый
уровень
осознания
своего
места
в
системе
общественных
отношений. Ребенок осознает свои возможности и способности. В сфере
развития личности возникают первые этические инстанции, складывается
соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и
личностное сознание.
В
этом
возрасте
начинают
формироваться
основы
учебной
деятельности,
которая
включает
в
себя:
развитие
познавательных
интересов
и
умение
учиться.
Познавательные
интересы
являются
важными мотивами деятельности, выражают направленность личности,
активизируют
способности.
Овладение
же
элементарными
навыками
учебной деятельности позволяет ребенку успешно обучаться в школе.
Период
дошкольного
детства
является
периодом
сенсорного
развития
ребенка:
развития
органов
чувств,
овладения
сенсорными
эталонами и способами обследования предметов. В процессе сенсорного
развития
ребенок
овладевает
перцептивными
действиями
по
обследованию
предметов,
их
свойствами,
отношениями.
При
этом
у
ребенка
развивается
острота
зрения,
точность
цветоразличения,
фонематический
и
звуковысотный
слух,
рука
превращается
в
орган
активного осязания. Сенсорное развитие является основой чувственного
познания
мира
и
развития
психических
функций
и
свойств
личности
ребенка.
В
дошкольном
детстве
основным
видом
мышления
является
наглядно
-
образное.
Действия
детей,
ранее
осуществляемые
с
реальными
предметами,
начинают
осуществляться
на
уровне
представлений. К пяти годам речевое действие предваряет практическое.
Формируется
образно
–
схематическое
мышление.
В
процессе
различных видов деятельности происходит развитие знаковой функции
сознания
ребенка,
он
овладевает
построением
особого
вида
знаков
-
наглядно – пространственных моделей, в которых отображаются связи и
отношения вещей, существующие объективно.
Логическое мышление старшего дошкольника характеризуется тем,
что речевое действие осуществляется с опорой на понятие; при этом
ребенок в состоянии продумать план действия в уме и затем выполнить
соответствующие
действие.
Надо
обратить
внимание
на
то,
что
дошкольный возраст сензитивен к обучению, особенно опирающемуся на
образы.
В этот период ребенок практически усваивает строение родного
языка, типы склонений, спряжений. Словарный запас увеличивается в три
раза. При усвоении языка наблюдается большая активность ребенка по
отношению
к
языку.
Это
выражается
в
словообразованиях
и
словоизменениях. Ребенок проявляет наибольшую чуткость к языку.
Постепенно
происходит
развитие
произвольного
и
творческого
воображения. Этому способствует сюжетно – ролевая игра. Проявляется
произвольное
воображение
и
в
предметных
видах
деятельности,
требующих предварительного планирования.
Начинает
развиваться
произвольное
запоминание.
Ребенок
легче
запоминает то, что связано с деятельностью, что было интересно и имело
эмоциональный характер.
В
деятельности
развивается
произвольное
внимание.
По
мере
развития
планирующей
функции
ребенок
приобретает
способность
заранее организовывать свое внимание.
Все познавательные психические процессы ребенка взаимосвязаны
и
развиваются
в
деятельности,
для
которой
они
необходимы,
под
руководством взрослого (1).
В дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех
сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте,
ребенок
осваивает
широкий
круг
деятельности
–
игровую,
трудовую,
продуктивные,
бытовую,
общение,
формируется
как
их
техническая
сторона, так и мотивационно – целевая.
Главным
итогом
развития
всех
видов
деятельности,
с
одной
стороны,
выступает
овладение
моделированием
как
центральной
умственной способностью (Л.А. Венгер), с другой стороны, формирование
произвольного поведения (Н.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Дошкольник
учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением,
и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия.
В познавательной сфере главным достижением является освоение
средств
и
спо собов
познавательной
деятельно сти.
Между
познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они
все
более
интеллектуализируются,
осознаются,
приобретают
произвольный,
управляемый
характер.
Складывается
первый
схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации
природных
и
общественных
явлений,
живой
и
неживой
природы,
растительного и животного мира.
В.Н. Дружинин пишет о том, что если человек в детстве, например,
в шесть лет демонстрирует высокий тестовый интеллект, то с большой
вероятностью и в пятнадцать, и в тридцать, и в семьдесят лет он будет
показывать
высокие
результаты
по
интеллектуальным
те стам
относительно людей своего возраста (2).
Исходя
из
всего
сказанного
выше,
мы
можем
заключить,
что
старший
дошкольный
возраст
имеет
большое
значение
для
развития
интеллектуальных
способностей
детей.
Проблемой
интеллектуального
развития
детей
занимались
многие
отечественные
и
зарубежные
психологи. Среди них Л.С Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец,
П.Я. Гальперин, Ж.Пиаже, Дж. Брунер.
Литература:
1.
Волков
Б.С.,
Волкова
Н.В.
Психология
детства.
–
М.:
АПО, 1997. – 152с.
2.
Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических
вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 572с.
3.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 1997. –
336с.