Автор: Таирова Зульфия Абукаровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Нижневартовский нефтяной техникум (филиал) ФГБОУ ВО "ЮГУ"
Населённый пункт: г.Нижневартовск Тюменской области
Наименование материала: Статья
Тема: "О пользе чтения".
Раздел: полное образование
Преподаватель Нижневартовского
нефтяного техникума
Таирова Зульфия Абукаровна
О пользе чтения
«Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть
наука самая занимательная». Пушкин А.С.
Вот какая мысль тревожит мое сознание довольно продолжительное время: отчего
люди не читают? Было время, когда люди – наши люди, люди нашей страны – читали
абсолютно всегда и везде: в метро, в автобусе, дома, на курорте, в больничной палате…
Одним словом, везде! И это в то время, когда хорошую книгу достать было задачей почти
невыполнимой.
Мы
шли
в
библиотеку,
проводили
много
времени,
зачитываясь
в
читальном зале. Потом активно обсуждали прочитанное, делились своими впечатлениями.
С трудом «расставались» с полюбившимися героями и ждали «встречи» с новыми.
Что же случилось? Почему раз и навсегда исчезла эта замечательная и такая
полезная привычка? Вы, удивленно взглянув на меня, скажете, что книги нам заменили
появившиеся гаджеты: айфоны, смартфоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры! Да, я
знаю, что появились эти «игрушки». Я вижу, как люди, и большие, и малые, и молодые, и
старые постоянно держат их в руках, заворожено смотрят в них, что-то выискивая там;
судорожно набирают сообщения; не выпускают их из рук, находясь за рулем, переходя
дорогу, заходя в магазин, выходя из него, стоя в очереди. Люди разного возраста, разного
социального положения, разной национальности без конца отвечают на звонки, что-то
громко кричат в телефон, делятся новостями, невзирая на людей, которые их окружают. И
им неважно, хотят ли окружающие «знать» их новости, проблемы, заботы… Но что-то я
отвлеклась! Это уже к разговору о воспитании и уважении к тем, кто вокруг. А я хочу
говорить об утраченной любви к чтению.
Итак, вы мне говорите, что эти самые гаджеты заменили книгу. Но разве можно
книгу заменить компьютером? Книгу, в которой ты «проживаешь» целую жизнь. Герои
которой становятся для тебя родными. Кто-то ответит: да!
Но я тоже пользуюсь и смартфоном, и компьютером. И я не понимаю, что можно
делать в компьютере целыми днями? Играть? Но это однообразное повторение одних и тех
же действий должно когда-нибудь надоесть. Однако не надоедает. Я часто задаю ученикам
вопрос: что вы так подолгу разглядываете в своем телефоне? Вразумительного ответа я
так и не могу получить. Вероятно, не все, что они там видят, они могут пересказать
взрослому человеку. Иногда дети, смотря в свой гаджет, начинают безудержно хохотать.
Когда
я
спрашиваю,
что
вызвало
их
смех,
они
опять
же
не
могут
ответить,
переглядываются,
многозначительно
улыбаясь,
что
говорит
о
том,
что
не
совсем
приличные вещи вызывают у них такое веселье. И это относится, к сожалению, к большей
части учащихся подросткового возраста (из моего опыта). Я вам говорю о подростках,
студентах техникума. Хотя начинается увлечение телефонами гораздо раньше…
Очевидно,
что
никакой
пользы
подрастающему
поколению
такое
увлечение
гаджетами принести не может. Но, возможно, кто-то
примет мои высказывания за
«бурчание»
ретрограда,
противника
всего
нового,
человека
«вчерашнего
дня»,
неспособного адаптироваться к новой реальности. Не соглашусь! Я совершенно не против
всего нового. Более того, я активно пользуюсь тем, что предлагают информационные
технологии. Люблю, когда есть свободное время,
«полазить» по интернету, почитать
новости перед сном. Скачать и послушать любимую музыку. Но именно потому, что я
«заглядываю» туда, я и считаю, что находиться там
ребенку целыми днями не только
вредно, но и очень опасно. Об опасности этого явления я здесь говорить не буду, потому
что об этом сегодня мы можем услышать везде: и в средствах массовой информации, и из
тех же интернет-новостей, и из передачи из уст в уста различных жизненных историй и
т.д.
Я хочу говорить о другом. О том, как вернуть молодежь к чтению. Сразу оговорюсь,
что понимаю, насколько это трудновыполнимая задача, порой можно даже сказать -
невыполнимая. Но мне не хочется сдаваться, хочется верить в то, что человечество
одумается и здравый смысл все же одержит верх. Так что же надо сделать для того, чтобы
повернуть детей лицом к книге, если можно, конечно, так выразиться?
Прежде чем говорить о том, как вернуть любовь к чтению, надо рассказать о пользе
чтения. В чем же она заключается? Приведу в пример слова Дидро. Он говорил о том, что
люди, преставшие читать, перестают мыслить. И люди мыслящие подтвердят это. Потому
что
чтение
расширяет
кругозор, развивает интеллектуальные способности, заставляет
мыслить,
анализировать,
переживать
вместе
с
героями
произведений
те
ситуации
и
события, которые с ними происходят. Это позволяет как бы со стороны рассмотреть, в чем
правы и в чем не правы персонажи, дать оценку их поступкам и не допустить в будущем
ошибок, совершенных ими. Таким образом, чтение – это в том числе и, помимо всего
прочего, обретение жизненного опыта. Также чтение несет в себе решение некоторых
психологических проблем.
Приведу интересные факты из этой области:
Книга снижает стресс.
Богатство и ритм языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от
стресса.
Чтение защищает от болезни Альцгеймера.
Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, а это благотворно сказывается на его
состоянии.
Чтение придает уверенности.
Чтение книг делает нас более грамотными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое
знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более собранно. Признание
окружающими вашей эрудиции положительно влияет на личную самооценку.
Улучшает мозговую активность.
При чтении мы представляем много деталей: персонажей, окружающие их предметы.
Поэтому необходимо запоминать множество вещей, которые нужны для понимания книги.
Вот почему чтение тренирует память и логику.
Помимо этих причин, можно говорить и о том, что книга несет эстетическое
удовлетворение.
Она
является
незаменимым
источником
знаний.
Приносит
орфографическую
и
пунктуационную
грамотность.
И
еще
множество
причин
можно
назвать в пользу чтения книг.
Теперь я хочу поразмышлять о том, как же повернуть наше юное поколение лицом к
книге, и о том, возможно ли это вообще!
Для начала этой работы я как преподаватель литературы вижу следующие пути:
1.Познакомить учащихся с лучшими образцами классической
литературы (на примере
произведений А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.И.Куприна и др.)
2.Использовать на занятиях чтение отрывков из произведений, показывая тем самым
красоту родного языка;
3.Научить сопереживать героям книги, используя беседы, дискуссии, чтение по ролям
отрывков из произведений;
4.Участие
детей
в
конкурсах
чтецов,
литературных
КВН,
брейн-рингах;
участие
в
постановках
пьес
(изучаемых
по
программе).
На
этих
мероприятиях
происходит
знакомство обучающихся с содержанием произведений, у них формируется впечатление от
прочитанного
произведения,
что
в
дальнейшем,
возможно,
приведет
к
тому,
что
им
захочется прочитать другие произведения данного автора, а там, глядишь, возникнет
привычка к чтению.
В заключение хочу сказать о том, что нам, конечно, уже не повернуть время
вспять и не вернуться к тому времени, когда никаких гаджетов не было и в помине. Никуда
нам от прогресса не деться. Но надо сделать так, чтобы извечные ценности, такие как
чтение, книга оставались с нашими детьми и они научились правильно совмещать эти,
настолько разные, привязанности.