Автор: Васильева Светлана Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №16"
Населённый пункт: город Канаш Чувашской Республики
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Лэпбук «Основы безопасности на природе» для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Игра – беседа
«Чего не следует делать в лесу»
Цель: Закреплять представления об опасных
ситуациях в природе, о правильных действиях в
кон к ре т н ы х
с и туа ц и я х; учить
замечать
последствие своих действий по отношению к
природе.
Ход:
П ед а го г
з а д а е т
с и туа ц и ю ,
д л я
обсуждения с детьми, в результате чего, дети
приходят к выводу о безопасном и бережном
отношении в природе. Например, «Что будет,
если сорвать все цветы?», «Что будет, если не
потушить костёр?»
Театрализованная игра
«Расскажи сказку
«Дело было в лесу»
Цель: Развитие понимания и активизация слов
с
обобщающим
значением;
развитие
связной
речи,
словесного
творчества.
Закреплять
п р е д с т а в л е н и я
о п р а в и л а х безопасного
поведения в лесу.
Ход: Педагог предлагает ребёнку придумать
историю
(рассказ,
сказку)
о
приключениях,
которые могли бы произойти в лесу. Взрослый
даёт
образец
истории,
помогает
придумать
начало.
Этапы
развития
сюжета
(«Однажды
Маша и Толя решили пойти в лес…»). В данной
игре ребёнок не только закрепляет понимание
обобщающих слов, но и актуализирует лексику
по
теме,
развивает
вербальное
(словесное)
творчество.
Дидактическое пособие
«Умные раскраски»
Цель:
Расширение
представления
о
правильном поведении на природе, во время
грозы,
о
ядовитых
растениях
и
грибах,
насекомых.
Воспитание
чувства
бережного
отношения
к
природе
и
своему
здоровью.
Развитие
лексико-грамматического
строя
речи:
образование
прилагательных
от
существительных. Развитие познавательного
интереса к миру природы, развитие речи в
беседе,
логического
мышления,
внимания.
Развитие мелкой моторики рук.
Словесная игра
«Опасные природные явления»
Цель:
формирование
знаний
об
опасных
природных
явлениях,
о
б е з о п а с н о м
поведении
при
неблагоприятных
погодных
явлениях. Закрепить умение правильно вести
себя в экстремальной ситуации.
Ход:
Детям
раздаются
игровые
карточки
с
и з о б р а ж е н и е м р а з л и ч н ы х природных
я в л е н и й .
В о с п и т а т е л ь
п р е д л а г а е т
внимательно
рассмотреть
изображения
предметов и ответить на вопросы: -Что может
быть
источником
опасности?
-Что
может
быть
источником
гибели
ч е л о в е к а ?
Отмечается тот, кто назовёт правильно все
изображения.
Игра - тренировка
«Что взять с собой в лес?»
Цель:
Создание
психологиче ского
н а с т р о я
д е т е й
н а
н о в ы й
в и д
деятельности. Уметь правильно выбрать
вещи, необходимые в лесу. Закрепить
знания
о
безопасном
поведении.
Научить практическим действиям;
Ход: Детям предлагают иллюстрации с
изображением
различных
предметов.
Из
этого
многообразия
выбрать
те,
которые
могут
пригодиться
в
лесу.
Выигрывает
тот,
кто
безошибочно
справляется с заданием.
Игра «Собери в корзину»
Цель:
У ч и т ь
д е т е й
у з н а в а т ь
лекарственные
растения,
г ри б ы:
съедобные
и
ядовитые,
растущие
в
родной
местности.
Учить
правильно,
собирать
растения,
не
нанося
вред
окружающей среде.
Ход:
На
столе
разложены
карточки
с
изображением лекарственных растений
или грибов. Дети по очереди берут по
одной
картинке,
называют,
ч т о
изображено и рассказывают о растении:
лекарственное, съедобное или ядовитое.
Проблема
,
на
решение
которой
направлен
лэпбук
:
Формировать
у
детей
навыки
безопасного
поведения
,
оберегать
жизнь
и
здоровье
,
сохранять
нравственное
,
морально
-
психологическое
благополучие
и
формировать
уверенность
и
защищенность
человека
.
Цель
создания
лэпбука
:
Формирование
у
детей
представления
об
опасных
для
человека
и
окружающего
мира
природы
ситуациях
и
способов
поведения
в
них
,
приобщение
к
правилам
безопасного
для
человека
и
окружающего
мира
Основные
задачи
лэпбука
:
определить
особенности
создания
и
использования
лэпбуков
в
образовательном
процессе
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
;
создать
лэпбук
совместно
с
воспитателями
,
родителями
и
детьми
по
теме
«Безопасность»
;
развивать
познавательный
интерес
,
творчество
,
инициативу
,
коммуникативные
навыки
ребенка
.
Ожидаемые
результаты
и
индикаторы
,
по
которым
можно
определить
результативность
лэпбука
:
Повышение
знаний
детей
по
формированию
основ
безопасности
,
включение
родителей
воспитанников
в
педагогический
процесс
как
равноправных
партнеров
Л
эпбук
«
О
сновы
безопасности на природе»
(для детей старшего дошкольного
возраста)
Разработчик
:
Васильева
С
.
Н
.
2018 год
УМНЫЕ РАСКРАСКИ
Пчелы
Ранним утром ей не спится,
Очень хочется трудиться.
Много меда принесла
Работящая…
Найди на рисунке отгадку к этой загадке и раскрась.
Назови насекомых, которых ты знаешь.
Какие правила следует соблюдать, увидев насекомых?
ПОМНИ! Даже полезные насекомые могут быть опасны. Но это
не значит, что их надо истреблять. Лучше их не трогать.
Комары
Рассмотри рисунок. Вспомни, как называется эта сказка.
Найди среди изображенных сказочных героев комарика.
Какой добрый поступок он совершил в этой сказке?
КОМАРЫ –
насекомые-вредители.
Хотя
они
не
являются
опасными
для
здоровья,
но
могут
вызывать
аллергические
заболевания своими укусами.
Клещи
КЛЕЩИ – очень мелкие насекомые. Они прячутся на ветках
деревьев, в кустах, траве и цепляются за одежду, а потом кожу.
Кусают безболезненно. Переносят очень опасную болезнь –
клещевой энцефалит.
Попробуй
поймать
клещей.
(Раскрась
их
красным
карандашом). Посчитай, их должно быть 10.
Помни! Если тебя укусил клещ, сообщи об этом взрослым – сам
ты не справишься с этой проблемой
Ядовитые ягоды
Помнишь сказку, в которой герои пробовали волшебные ягоды
и после этого угощения у них вырастали рога, увеличивались
носы и отрастали ослиные уши? На самом деле, если ты съешь
незнакомые ягоды, уши, конечно, не увеличатся, но отравиться
можно. Ядовитых ягод в природе немало.
Найди среди изображенных ягод ядовитые и зачеркни их.
Полезные ягоды раскрась.
Помни! Никогда не ешь незнакомые ягоды!
Ядовитые растения
В
природе
существует
немало
ядовитых
растений,
которые
важно хорошо знать. В любом случае не срывай незнакомые
растения или известные тебе ядовитые, не бери их в рот.
Рассмотри
внимательно
рисунки.
Обведи
карандашом
красного цвета ядовитые растения.
Помни! Никогда не следует срывать незнакомые растения.
Грибы
В
лесу
растет
много
грибов.
Некоторые
из
них
люди
употребляют в пищу. Но не все грибы безопасны!
Рассмотри и запомни ядовитые грибы, к которым нельзя
даже прикасаться. Помоги девочке собрать съедобные
грибы в корзину (раскрась их).
Помни! Если ты не уверен, что перед тобой съедобный гриб, ни
в коем случае даже не прикасайся к нему руками.
Дикие животные
В лесах можно увидеть зайчика, белочку, ежика, мышонка…
Все эти животные не причинят тебе вреда. В больших лесах
можно встретить медведя, лося, волка, лису. Но даже эти звери
почти никогда сами на человека не нападают.
Найди всех животных, обведи их. Раскрась хищников.
Помни! Встретив
дикого
животного,
нельзя
убегать.
Лучше
просто замереть на месте, и зверь пойдет своей дорогой. Если
животное нападает, зови взрослых, отбивайся палкой, влезай
на дерево.
Змеи
А она без ног ползет,
И по спинке дрожь идет,
Тело в кольца завивает,
Спит зимой, забот не знает,
Не язык у ней, а жало,
Не пчела, но больно жалит,
Я боюсь ее, друзья,
По земле ползет …
Найди 10 животных, которые устроились на ночлег, и
назови их. Раскрась змею.
Помни! Когда ходишь по лесу, внимательно смотри под ноги.
Собираясь по грибы или ягоды, обувай ботинки. Если увидел
змею, никогда не трожь ее. Если тебя укусила змея, срочно
зови взрослых на помощь.
Пожар в лесу
Наибольшая опасность для леса и тех, кто там находится – это
пожар. Чаще всего лесные пожары возникают по вине людей:
от брошенной горящей спички, оставленного костра.
Знаешь
ли
ты,
как
затушить
лесной
пожар?
Раскрась
предметы, которыми можно затушить пожар в лесу.
Помни! Гасить пожар могут только взрослые. Чтобы затушить
огонь, его засыпают землей или песком, заливают водой.
Опасность в норе
Лес
–
это
огромный
дом.
И
всем
его
жителям
–
птицам,
насекомым, животным и растениям – живется в нем спокойно и
уютно. У каждого есть свой домик, свой уголок. Но стоит кому-
нибудь нарушить это спокойствие, разрушить чью-то избушку
или
обидеть
кого-то
из
лесных
жителей,
они
начинают
защищаться. Поэтому даже незначительное, на первый взгляд,
вторжение на чужую территорию может обернуться бедой.
Покажи стрелками, кто где живет. Кто из этих животных
опасен?
Помни! Даже маленькая норка может быть чьим-то домом.
Гром и молния
Рассмотри
рисунки
и
раскрась
кружочки:
карандашом
зеленого цвета – возле картинок, на которых мальчик
поступает
правильно;
красного
–
возле
картинок,
на
которых мальчик поступает неправильно.
Помни, что во время грозы нельзя:
прятаться под высокими деревьями;
бегать по открытой местности;
купаться в водоеме.
Если ты заблудился в лесу
Если
ты
заблудился
в
лесу,
остановись,
сядь
на
пенек,
успокойся и
вспомни правила.
Все дорожки разбежались?
Чтобы не заблудится,
Помнить, солнце где вставало,
Кстати пригодится.
Ты заметь: где на стволах
Густо мох растет,
Значит, в той же стороне
Север всяк найдет.
Слушай лес и тишину,
Мерный стук колес,
Перекличку грибников –
Выход ты найдешь.
Найди тропинку, которая приведет девочку из леса домой.
Стихи для детей о безопасности на природе
Если дерево одно
В поле возвышается,
То стоять под ним в грозу
Людям запрещается.
Если молния в него
Невзначай ударит,
То живого никого
Рядом не оставит…
Должны всерьёз вы уяснить:
Без взрослых в лес нельзя ходить!
Ведь заблудиться так легко:
Уйти от дома далеко
И не найти назад пути…
И больше к маме не прийти.
Если по лесу с друзьями гулял
И на пенёчке змею увидал,
То не кричи, не сзывай всех друзей,
А отойди сам подальше скорей.
Помни: змея начинает кусаться,
Если должна от врагов защищаться…
Ты же не станешь её обижать?
Можешь спокойно свой путь продолжать…
С поляны мусор соберите
И на костре его сожгите!
Костёр в лесу не оставляйте –
Песком, землёю засыпайте,
Чтоб не дымился, не искрил, Беды в лесу не натворил…
Мы попросить хотим ребят
Не трогать маленьких зверят
И в руки никогда не брать –
Их мать примчится защищать:
Пока ещё малы они,
Их мама стережёт все дни…
Никогда не ешьте
Незнакомых ягод…
И грибы-поганки
В рот тащить не надо:
Голова закружится,
Заболит живот
И от отравления
Доктор не спасёт…
Нужно всегда за здоровьем следить,
И потому полагается мыть
Фрукты и овощи перед едой
Очень старательно тёплой водой…
Мытое яблоко ярче блестит,
Да и живот от него не болит…
Не распыляй аэрозоли
Вблизи открытого огня
От комара или от моли,
От паука и от слепня…
Ведь если брызнешь ты на пламя,
Костёр взовьётся до небес,
И в результате пострадают
Друзья, ты сам… и целый лес…
Для вас, родители!
Чего не следует
делать в лесу
Расскажи сказку
«Дело было в лесу»
Умные раскраски
Опасные
природные
явления
Что взять
с собой в лес ?
Разрезные картинки
Собери в корзинку
Как подготовиться
к лесной прогулке
с дошкольником
Подготовить одежду, плотно прилегающую к запястьям и к щиколоткам.
Это защита от клещей и комаров. Одежду заранее обработать спреем от
насекомых на улице за час до поездки, просушить.
Обязательно взять головные уборы для себя и ребенка.
Взять детям запасное белье, носки, футболку, обувь.
Зарядить фотоаппарат и телефон, пополнить баланс.
Аптечка:
бинт,
вата,
пластырь,
йод,
средства
от
укусов
комаров,
укачивания, обезболивающие, влажные салфетки, гель-антисептик.
Еда: чай в термосе, бутерброды, печенье, вареные яйца, овощи и фрукты
(заранее помыть, обсушить, завернуть). Вода в бутылках. Пищу сложить в
контейнеры с крышками.
Туристический
нож,
фонарик,
батарейки,
коврик-подстилку,
одну
небольшую игрушку для ребенка. Если отправляетесь в машине – одеяло.
Уходить из леса с детьми нужно за пару часов до наступления темноты. Приятной
прогулки!