Автор: Халдеева Надежда Игорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ – детский сад № 40 "Березка"
Населённый пункт: г. Серпухов
Наименование материала: Статья
Тема: «Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей: методики руководства сюжетно–ролевой игрой».
Раздел: дошкольное образование
«Поддержка самостоятельной игровой деятельности
детей: методики руководства сюжетно-ролевой игрой».
Введение.
В
игре,
как
во
всякой
деятельности
детей,
воспитателю
принадлежит
ведущая
роль.
Однако
попытки
обучать
детей
намеченному
воспитателем
сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шаблону,
подавляют воображение детей, лишают игру ее педагогического значения.
Самое сложное и важное - обдумать задачи и приемы воспитания детей в
игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли,
считаться с товарищами, доводить до конца задуманное.
Педагогический процесс детского сада включает в себя две составляющие:
деятельность детей в условиях непосредственного руководства и контроля со
стороны
взрослого
—
в
основном
на
обучающих
занятиях,
—
и
самостоятельную свободную деятельность детей .
А. С. Макаренко основными требованиями к руководству детской игрой
выдвигал следующие:
1.
Следить
за
тем,
чтобы
игра
не
делалась
единственным
стремлением
ребенка и не отвлекала его целиком от общественных целей.
2.
Воспитывать
в
игре
те
психические
и
физические
навыки,
которые
необходимы для работы.
Совершенствование игровых умений происходит в совместной игре, когда
дети и воспитатель являются партнерами.
В
игре,
как
во
всякой
деятельности
детей,
воспитателю
принадлежит
ведущая
роль.
Однако
попытки
обучать
детей
намеченному
воспитателем
сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шаблону,
подавляют воображение детей, лишают игру ее педагогического значения.
Самое сложное и важное - обдумать задачи и приемы воспитания детей в
игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли,
считаться с товарищами, доводить до конца задуманное.
Педагогический процесс детского сада включает в себя две составляющие:
деятельность детей в условиях непосредственного руководства и контроля со
стороны
взрослого
—
в
основном
на
обучающих
занятиях,
—
и
самостоятельную свободную деятельность детей.
А. С. Макаренко основными требованиями к руководству детской игрой
выдвигал следующие:
1. Следить за тем, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребенка и
не отвлекала его целиком от общественных целей.
2.
Воспитывать
в
игре
те
психические
и
физические
навыки,
которые
необходимы для работы.
Педагог должен помнить о том, что обогащение содержания игры во многом
зависит от того, как организовано наблюдение детей за жизнью и деятельностью
взрослых и общение с ними. В этом помогут экскурсии по детскому саду и за его
пределы,
встречи
и
беседы
с
представителями
разных
профессий,
чтение
соответствующей литературы.
Совершенствование игровых умений происходит в совместной игре, когда
дети и воспитатель являются партнерами.
Основная часть.
Н.Я. Михайленко и Н. А. Короткова сформулировали принципы организации
сюжетно-ролевой игры в детском саду.
Первый
принцип:
для
того
чтобы
дети
овладели
игровыми
умениями,
воспитатель должен играть вместе с детьми.
При
этом
чрезвычайно
важным
моментом,
во
многом
определяющим
успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения
взрослого во время игры. Но в совместной игре с детьми воспитатель должен
занять позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя
свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал
бы
себя
вне
оценок:
хорошо
—
плохо,
правильно
—
неправильно,
ибо
к
сюжетной игре они не применимы. Совместная игра взрослого с детьми только
тогда
будет
действительно
игрой
для
ребенка,
если
он
почувствует
в
этой
деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае
надо
подчиняться,
а
лишь
превосходство
«умеющего
интересно
играть»
партнера. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение
воспитателя
как
играющего
партнера
—
гарантия
возникновения
у
ребенка
побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к
любой тематике, которую включает в игру взрослый.
Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего
дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким
образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный
способ ее построения.
Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать
смысл
действий
партнера
и
самому
быть
им
понятым.
Для
этого
смысл
условного
игрового
действия
с
предметом,
момент
принятия
той
или
иной
игровой роли, развертываемое в игре событие должны быть пояснены партнеру.
Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия
Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе
дошкольного
детства
необходимо
при
формировании
игровых
умений
одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия,
так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику. Такая
стратегия
обеспечит
и
индивидуальную
самостоятельную
игру
детей,
и
их
согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного
парного взаимодействия в раннем возрасте.
Комплексный метод руководства игрой Е.В. Зворыгиной.
Комплексный метод руководства игрой включает 4 компонента:
- Расширение представлений об окружающей действительности за счёт
приобретения детьми опыта, знаний, в том числе и в ходе содержательного
общения со взрослым.
- Приобретение детьми игрового опыта.
- Обогащение предметно-игровой среды для реализации игрового опыта и
постановки игровых задач самими детьми.
- Проблемное общение взрослого с ребёнком, направленное на активизацию
игровой деятельности и воображения, способности к использованию своих
знаний в игре и пополнению их.
Первый компонент – обогащение познавательной сферы дошкольника.
Сначала нужно отобрать содержание и методы, направленные на
формирование у детей представлений, например, о море. При этом широко
используются художественные произведения из хрестоматии для детей
старшего дошкольного возраста, диафильмы и мультфильмы, детская
энциклопедия «Что такое. Кто такой» и др.
Второй компонент – приобретение определённого игрового опыта . Для
перевода полученных знаний в игровой план, усвоения игровых способов
воспроизведения реальных событий используют обучающие игры
(дидактические, сюжетно-дидактические, игры-драматизации). Например,
перед режиссёрской игрой «Море» с детьми играют в настольно-печатную
игру «Рыбаки», развивающую у них представления о многообразии видов
морских и пресноводных рыб, о других морских и речных обитателях
(медузах, кораллах и др.). Продуктивность подобного расширения детских
представлений об обитателях моря проявляется затем в рисунках детей
(рисуют кроме обычных рыб рыбу-меч, рыбу-пилу, морских ежей).
Третий компонент – изменение и обогащение предметно-игровой среды –
требует подбора необходимых игрушек и игрового материала, картин,
иллюстраций, музыкальных произведений по той или иной тематике,
побуждающих к режиссёрским и сюжетно-ролевым играм.
Четвёртый компонент – активизирующее общение взрослого с ребёнком в
процессе как обучающей, так и режиссёрской игры на компьютере и
самостоятельной сюжетно-ролевой игры. Это общение носит проблемный
характер, активизирует творческую инициативу детей.
Технология педагогической поддержки сюжетно-ролевых игр О.К.
Васильевой.
Педагогическая поддержка — это деятельность педагога направленная на
развитие свободоспособности ребенка.
Содержательно технология педагогической поддержки направлена на:
- поддержку здоровья и физических сил ребенка: организацию здоровье-
сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально
подобранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим
здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек,
разрушающих здоровье;
- поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие
познавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для
успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального
образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей
профессии;
- поддержку ребенка в области общения: создание условий для
гуманистического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе
поведения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в
досуговой деятельности;
Виды педагогической поддержки
• Социальная поддержка.
• Психологическая поддержка.
• Педагогическая поддержка.
• Социально-педагогическая поддержка
• непосредственная и опосредованная поддержки
создание условий для развивающих игр-самое главное.
Характеристика приёмов прямого и косвенного руководства игрой.
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение
игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое
участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу
игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние
и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли,
наполняя их нравственным содержанием.
Например..
Старший дошкольный возраст.
Приемы прямого руководства.
- Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или
второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца,
коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .
Приемы косвенного руководства.
- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности
(наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр
детских телепередач, беседы)
- привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
Средняя группа
- включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или
второстепенных ролей (не часто)
- вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого
диалога)
Приемы косвенного руководства.
Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:
- внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и
впечатлений
- экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий,
сопровождающиеся беседой с детьми
- создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с
окружающими (поручения)
- чтение художественных произведений, драматизация сказок.
В каждой группе мебель и оборудование установлены так, что каждый
ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения
его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых
или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же
предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны
детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу,
краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-
инсценировок
.
В группах должен быть специальный игровой уголок, оборудованный по
принципу подбора игр по игровым зонам: "Больница", "Магазин", "Кухня",
"Столовая", "Спальня", "Парикмахерская", "Ателье", "Почта". В отдельных
нижних ящиках находится строительный материал, которым дети с
удовольствием пользуются во время игры.
В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для
игры в:
"Больницу" в наличии должны быть халат, и медицинские приборы
(инструменты), всевозможные пузыречки и коробочки от таблеток;
для игры в "магазин" - халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы,
гири, изготовленные из папье-маше, пластмассовые фрукты, и овощи,
всевозможные конфеты, пирожные из теста, колбаса из деревянных
брусочков и т.д.,
для уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки,
уголок музыкальной деятельности содержит - музыкальные инструменты,
различные музыкальные дидактические игры
уголок сенсорного воспитания содержит различные вкладыши, шнуровки,
пособия для развития тактильной памяти, ознакомления с цветовой
гаммой и т.д
спортивный уголок содержит спортивный инвентарь: скакалки, мячи,
кегли, бубны, погремушки, султанчики, атрибуты для спортивных игр,
соответственно возрасту, в коробках или папках. Он может находиться как
в групповой комнате, так и в раздевалке
также разнообразные сюжетные игрушки (куклы, зверюшки, посуда,
штурвалы, рули, телефоны), различные предметы-заместители, которыми
ребята восполняют недостающие сюжетные игрушки.
Также нужны мелкие игрушки в таких уголках, как:
зоопарк
сельский дворик
дорожное движение
городок – в ясельных и младших группах
математический – в старшей и подготовительной группах
уголок школы – в подготовительной группе - которые ребенок может
взять в любое удобное место.
Также в каждой группе должен быть уголок настольных и дидактических
игр
Большое количество игрового оборудования и материалов для творческой
деятельности должно быть сделано руками воспитателей.
Предметно-игровая среда групп детского сада должна быть организована
таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься
любимым делом
.
В каждой приемной комнате для родителей организуется уголок для
родителей, в котором должно быть:
режим, по которому живет группа;
сетка занятий, соответствующая возрасту и программе обучения и
воспитания дошкольников.
меню (вывешивается на 2 дня – сегодня и завтра);
антропометрические данные "Мы растем";
выставки детского творчества (рисунков, поделок).
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости,
эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать
его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной
творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей
дошкольного возраста
.
Оснащение игровой среды младшей группы детского сада.
Предметы подбираются чистых цветов, несложной формы, сделанные из
безопасных для здоровья ребенка материалов. Маленькие дети предпочитают
крупное игровое оборудование, которое надо размещать на открытых полках.
Оно должно быть внешне привлекательным, ярким. Для развития мелкой
моторики кроме специальных дидактических игрушек (вкладыши,
пирамидки, шнуровки) в обстановку нужно включать пластиковые
контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие, уже
ненужные хозяйственные предметы. Для стимулирования двигательной
активности необходимо иметь горку со ступеньками и пологим спуском,
оборудование для пролезания, подлезания, перелезания (пластиковые кубы с
отверстиями или лабиринты). Можно использовать матрац, на котором дети с
удовольствием будут прыгать, лежать, ползать. Два-три крупных
разноцветных надувных мяча и нескольких мячей меньших размеров будут
стимулировать ходьбу. Целесообразно иметь одну-две большие коляски для
кукол, один-два больших автомобиля (на которых может кататься сам
ребенок). В группах для детей младшего дошкольного возраста основное
внимание уделяется сравнению величин, предметов по количеству и
свойствам. Этому способствуют дидактические игры (типа лото и парных
картинок), мозаика (для 3-летних детей – крупная пластиковая, для 4-летних –
магнитная и крупная гвоздиковая), пазлы из 3-15 частей, наборы кубиков из 4-
12 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), а
также игры с элементами моделирования и замещения.
Оснащение игровой среды средней группы детского сада.
Наступает время расцвета сюжетно-ролевой игры. В этом случае вносятся
атрибуты для разворачивания новых сюжетов, простых и связанных с
имеющимся у ребенка опытом: семья, магазин, детский сад, праздники,
цирк… Поэтому в игровых наборах должны быть куклы разного пола и
«профессий», мягкие игрушки, наборы мебели (крупной и для игр на столе),
посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. Более разнообразным
становится материал для строительных и конструктивных игр. Усложняются
форма деталей, способы крепления, появляются тематические наборы
(«Город», «Поезд» и др.). Среди дидактических игр прежде всего должны
быть игры на сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу,
функции, на группировку, на воссоздание целого из частей. На общее
обозрение целесообразно выставлять знакомые детям обозначения
разнообразных свойств (геометрические фигуры, цветовые пятна, цифры и
др.) – это поможет им быстрее освоить эталоны свойств и использовать их в
самостоятельной познавательной деятельности
.
Заключение.
Выводы:
1. Значение сюжетных игр заключается в том, что они влияют на развитие
всех
психических
процессов,
в
том
числе
на
творческое
воображение
и
мышление,
благодаря
игре
происходят
преобразования
интеллектуальной
сферы
ребенка,
кроме
того
игра
является
носителем
социального
опыта
дошкольников и способствует формированию их нравственной стороны.
2. Сюжетная игра в своем развитии проходит ряд этапов: от предметно-
действенного этапа к этапу ролевого поведения и от него к сюжетосложению,
где
центральным
содержанием
игры
является
выполнение
действий,
отражающих социальные и межличностные отношения. Каждый этап требует
определенной методики руководства.
3. Условиями, способствующими развитию сюжетных игр детей среднего
возраста, являются: обогащение знаний об окружающем мире, организация
предметно-игровой среды и совместные игры с взрослым, обучающие ролевому
поведению детей (режиссерские и сюжетно-ролевые игры).
4. Методическая работа по организации руководства сюжетными играми
дошкольников
заключается
в
обогащении
представлений
воспитателей
о
значении игры в жизни ребенка, о этапах становления игровой деятельности
детей
и
особенностями
руководства
на
каждом
этапе
(планирование,
организация предметно-игровой среды, организация игровых действий ребенка
адекватных соответствующему этапу игровой деятельности).
Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру
детей,
являются
игрушки.
Особенно
большое
значение
игрушки
имеют
на
этапах
раннего
и
младшего
дошкольного
возраста,
где
предметно-игровая
обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры
детей.
Организация
игрового
пространства
является
важной
педагогической
задачей, от правильного решения которой зависит развитие самостоятельной
игры детей дошкольного возраста..
Необходимо так оформить и наполнить игрушками тематические уголки или
зоны,
чтобы
они
сами
подсказывали
детям
сюжет
игры
и
способы
его
реализации.
Надо
помнить,
что
стабильная
пространственная
локализация
уголков, их тематическая пестрота и разностильность оформления мешают
детскому воображению выйти за рамки данной темы.
Для развития детской активности на первоначальной стадии развития игры
необходимы игрушки, которые имитируют реальные предметы, знакомые детям
по
их
смысловому
назначению.
При
этом
масштаб
игрушек
должен
соответствовать размеру руки ребенка, его росту.
Искусство педагогов заключается в создании условий для возникновения и
реализации
игровых
замыслов
детей,
обеспечении
динамики
развития
различных игр, формировании бережливого отношения к игре и игрушке со
стороны детей и взрослых.