Напоминание

"Родной край – мой Дагестан"


Автор: Магомедгаджиева Аминат Абдурахмановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Д⁄С №1 "Синяя Птица"
Населённый пункт: город Кизляр Республика Дагестан
Наименование материала: Методическая разработка занятия по нравственно–патриотическому воспитанию
Тема: "Родной край – мой Дагестан"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия «Культура

и традиции народов Дагестана.

Воспитание нравственно-патриотических качеств и толерантности.

Закрепление знаний об особенностях дагестанского народа.

Задачи: Знакомство с поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым.

Отобразить в художественном творчестве характерные особенности

природы Дагестана.

Цель: Воспитать любовь и уважение к родному краю, к традициям и обычаям своего

народа.

Материал и оборудование: иллюстрации, изделия декоративно-прикладного

искусства Дагестана, шаблоны балхарских кувшинов, кисточки, белая гуашь, тарелочки

для кисточек, влажные салфетки.

Предварительная работа: Знакомство с флагом, гербом республики Дагестан. Чтение

притчи о балхарских гончарах, сказок, повторение дагестанских стихов, пословиц,

поговорок, п/и.

Методы и приемы: музыкальное сопровождение (гимн РД Ш. Чалаев Г. Гасанов,

чтение стихов, рассказ, показ иллюстраций и изделий.

Ход ООД

(дети заходят под дагестанскую музыку)

Дети: Здравствуйте!

Ах, Дагестан! Страна прекрасных гор!

Страна ветров, озер великих.

Так удивительно широк ее простор

Приветливы людские лики!

Воспитатель: Ребята, мы с вами знакомились с республикой Дагестан, с

флагом Дагестана, с гербом Дагестана, знаете, что означает цвета флага, какие

национальности проживают в Дагестане, на каких языках разговаривают

в Дагестане? (Вопросы детям)

Дети: Дагестан – это красивая горная страна, воспетая поэтами, писателями,

художниками. В переводе с тюркского «Дагестан» означает «Страна гор». Здесь вершины

скрываются за шапками облаков, в ущельях бушуют водопады, а в долинах шумят

стремительные реки.

Зеленый - олицетворяет жизнь, цвет ислама; синий -цвет моря (часть республики

омывает Каспийское море);красный- цвет мужества и храбрости населения Страны

гор Дагестана. Население Дагестана разговаривают на разных языках, таких как:

аварский, даргинский, лакский, табасмаранский, лезгинский, кумыкский и т.д.

Чтение стихотворения "Мой Дагестан"автор Расул Гамзатов (ребенок)

Когда, я объездивший множество стран,

Усталый с дороги домой воротился,

Склонясь надо мною, спросил Дагестан:

"Не край ли далекий тебе полюбился?"

На гору взошел я и с той высоты,

Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:

"Немало краев повидал я, но ты

По прежнему самый любимый на свете.

Воспитатель: Чтобы понимать все языки большой страны Россия надо хорошо учиться

и много знать.

Ребята мы с вами познакомились с дагестанским поэтом Расулом Гамзатовым всеми

любимым в этой стране, который прославлял свой край и свой народ. Его биографию нам

расскажет Асман.

Расул Гамзатов -знаменитый дагестанский поэт. Родился 8 сентября 1923г.

в Дагестане. Его отец, Гамзат Цадаса. С ранних лет сын слушал стихи отца, которые

быстро запоминал. Уже в 9 лет Расул Гамзатов написал свой первое стихотворение. Он

хорошо учился, работал учителем. В годы Великой Отечественной войны защищал нашу

Родину. Свое стихотворение "Журавли"посвятил погибшим друзьям. Он был патриотом

своей Родины.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что в детстве Расул Гамзатов тоже любил играть в

разные игры, как и все дети.

П/и «Волк и овцы»

П/и «Подними платок

Воспитатель:

Вот теперь наша Амина расскажет нам о нашем родном крае - Дагестане

Ребенок 1: Дагестан – это красивая горная страна, воспетая

поэтами, писателями, художниками. В переводе с

тюркского «Дагестан» означает «Страна гор». Здесь вершины скрываются за шапками

облаков, в ущельях бушуют водопады, а в долинах шумят стремительные реки.

Ребенок 2:

Дагестан, все, что люди мне дали.

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых!

/Расул Гамзатов/.

Воспитатель: У нас в Дагестане, очень много добрых традиций и обычаев. Какие вы

знаете традиции и обычаи дагестанского народа?

Ответы детей: Традиция почитать старших, уважать младших; традиция

взаимопомощи друг другу, традиция гостеприимства.

Ребенок 3: Дагестан, край древних гор.

Здесь обычаи крепки.

Наши предки с давних пор

Ценят дружбу и клинки.

П/и «Защити гостя» (дагестанская игра)

Цель: развивать в детях ловкость, меткость и быстроту действий. Эта игра отображает

гостеприимство и неприкосновенность гостя.

Для игры очерчивается круг, обозначающий дом. Выбираются «хозяин дома» и «гость».

Взявшись за обруч «хозяин дома» и «гость» находятся в кругу. Остальные располагаются

за его пределами, пытаются попасть мячом в «гостя». «Хозяин дома»должен отразить все

попытки атакующих и тем самым защитить честь «гостя».

Воспитатель: У Дагестана есть еще одно название «Страна языков» В республике

живет более двух с половиной миллионов человек, которые разговаривают на 30 языках и

70 диалектах.

Воспитатель: Давайте, каждый из вас скажет, какой он национальности. (ответы

детей). Вот видите, у нас в группе есть кумыки, аварцы, лакцы, даргинцы, русские и мы

все живем дружно и весело.

Ребенок - Кто не любит свой родной язык.

Речь его как горькая халва.

За народ свой ты горою стой

Будет благодарность и хвала!

Музыкальная пауза – Танец с кувшинами.

Воспитатель – Талантлив и трудолюбив народ Дагестана. На весь мир известны

здешние табасаранские ковры, ювелирные изделия из аула Кубачи, унцукульское дерево с

насечкой, гоцатлинские серебряные изделия, балхарские изделия.

Ковры Лепка и роспись-вставить

Дети подходят к выставке

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним притчу, которую читали ранее о балхарских

гончарах.

Воспитатель: О чем эта притча?

Ответы детей: Об уважении к труду, вложенному в каждое изделие

Ребенок : Мастера аула Балхар сохранили традиции. Балхары – делают удивительную

посуду, причем этим занимаются только женщины.

Балхарские гончары делают не только посуду, но и игрушки из глины (животных,

птиц)

Ребенок

Села наши станут краше

Красотой своей пленят.

Пусть народы наши вместе

Знамя высоко несут!

И поют о мире песни,

Честь и славу берегут!

Физкультминутка

Стали дети ровно в круг.

А затем присели вдруг

Дружно сделали прыжок

Над головкою хлопок!

А теперь все дружно

Перепрыгнем лужу!

А сейчас идут по кругу

Улыбаются друг другу!

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте мы сядем за столы и украсим наши

балхарские кувшины красивыми узорами.

Воспитатель: Прежде чем мы начнем рисовать, давайте разомнем наши пальчики

Пальчиковая игра

Заходите дети в сад.

Там крыжовник, виноград.

А в лесу растут черника, земляника и брусника

Варит бабушка варенье

Будет внукам угощенье!

(Продуктивная часть: Рисование. Украшение шаблонов балхарских кувшинов,

орнаментом балхарских мастеров)

Воспитатель:

Для гостей открыты двери. А врагам пощады нет

Мы друг в драга свято верим

И как братья много лет

Не удастся нас поссорить.

Никому и никогда,

Мы и в радости и в горе

Будем вместе навсегда

Спасибо всем! Молодцы ребята!

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 «Синяя птица»

Конспект занятия

«Родной край-

мой Дагестан»

Подготовила: воспитатель

Магомедгаджиева Аминат Абдурахмановна

Г.Кизляр 2017г.



В раздел образования