Напоминание

"Организация предметно–пространственной развивающей среды, как условие успешного пребывания детей с ОВЗ в ДОУ."


Автор: Павлова Ирина Владиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 86"
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Организация предметно–пространственной развивающей среды, как условие успешного пребывания детей с ОВЗ в ДОУ."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация предметно-пространственной развивающей среды,

как условие успешного пребывания детей с ОВЗ в ДОУ.

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного образования позиция ребенка как субъекта образовательного

процесса поставлена в контексте индивидуализации образования.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в

Российской

Федерации»

и

Федеральный

Государственный

Стандарт

(Утвержден

приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

от

17

октября

2013

г.

N

1155)

направлены

на

«обеспечение

государством

равенства

возможностей

для

каждого

ребёнка

в

получении

качественного

дошкольного

образования»,

«обеспечения

равных

возможностей

полноценного

развития

каждого

ребёнка

в

период

дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,

социального

статуса,

психофизиологических

особенностей

том

числе

ограниченных возможностей здоровья)».

Один

из

основных

принципов

ФГОС

ДО

индивидуализация

образования,

построение

образовательной

деятельности

на

основе

индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в том числе детей с ОВЗ.

Инклюзия

двунаправленный

процесс,

предполагающий

взаимную

адаптацию и готовность коллектива принять особого ребёнка и учитывающий

индивидуальные особенности каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ.

При

инклюзивном

подходе

выигрывают

все

дети,

поскольку

он

делает

образование индивидуализированным для всех участников образовательного

процесса.

В нашем детском саду созданы специальные условия для детей с ОВЗ,

одно из них — организация развивающей предметно-пространственной среды.

При

её

организации

учтены

здоровьесберегающие

факторы:

экологическая

среда,

благоприятно

воздействующая

на

ребенка

с

ОВЗ.

Важным элементом экологической среды, который используется в холдинге

является видеоэкология, воздействующая на психику, а через нее на здоровье

зрительных

образов:

пастельная

цветовая

гамма,

округлые

очертания,

разнообразие

форм

и

линий,

которые

способствуют

более

высокой

работоспособности, лучшему настроению, оптимистическим ожиданиям, как

здоровых дошкольников, так и детей с ОВЗ.

Материально-техническое оснащение ДОУ – важная сторона создания

комфортных

условий

пребывания

ребенка

в

детском

саду.

Совместными

усилиями

работников

и

родителей

ДОУ

для

детей

создана

развивающая

предметно-пространственная

среда,

оборудованы

помещения

для

занятий

детской деятельностью:

Кабинеты психологов. Чтобы обеспечить психическое благополучие

детей,

в

МАДОУ

имеется

кабинет

психолога,

который

будет

оснащен

набором психолога «Пертра». Атмосфера психологического кабинета очень

важна для ребенка с ОВЗ, она способствует спокойствию и защищенности.

Кабинет разделен на несколько зон: игровую, зону развивающих занятий,

зону

релаксации

и

психического

расслабления, с

различными

видами

игрушек и аутостимуляторов; зону консультативной работы, организационно-

планирующей деятельности психолога. Все функциональные зоны кабинета

подчинены решению главной задачи: созданию условий для обеспечения

психического здоровья детей и взрослых.

Музыкальный

зал

оборудован

техническими

средствами:

музыкальными

центрами,

пианино,

музыкальными

инструментами,

используемыми в работе с детьми.

Физкультурный

зал

оборудован

физкультурным

оборудованием

в

полном объеме.

Кабинет

учителя-логопеда

оборудован

рабочим

местом

для

индивидуальной и подгрупповой работы с детьми; а также, компьютером.

Медицинский

блок

состоит

из

медицинского

кабинета,

изолятора,

массажного

кабинета,

физиотерапевтического

кабинета,

спелеокамеры

и

солевых ванн. Каждый дошкольник, включая детей с ОВЗ, получает в год по

одному десятидневному курсу посещения массажа, спелеокамеры, солевых

ванн. При необходимости детям назначаются физиопроцедуры.

Методические

кабинеты

д л я

р е а л и з а ц и и

о с н о в н о й

общеобразовательной

программы

оборудованы

подборками

картин,

картотек. Создан библиотечный фонд методической и детской литературы,

фонотеки и видеотеки, фонд интерактивных презентаций.

Оборудованы

техническими средствами: телевизор, DVD, ноутбук, ксерокс, проектор.

Предметно-развивающая среда в нашей группе организована так, чтобы

каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом и

насыщена тем разнообразием игрового и дидактического материала, который

действительно оставляет за ребенком свободу выбора.

Учитывая

индивидуальные

особенности

детей,

обуславливающие

направленность

детской

деятельности,

групповое

помещение

поделено

на

центры – секторы в соответствии с образовательными областями и обозначено

маркерами

игрового

пространства.

Размещение

оборудования

по

секторам

позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

При организации предметно-развивающей среды группы учитываются

интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны

столярные и плотницкие инструменты, девочкам – для работы с рукоделием.

Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы

женской одежды, украшения, банты, сумочки и т.п.; Мальчикам – детали

строительной спецодежды, разнообразные технические игрушки.

В

группе

имеется

большое

количество

«подручных»

материалов:

веревок, коробочек, проволочек, колес, лент, которые творчески используются

для решения различных игровых проблем, именно эти материалы привлекают

внимание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Так как наша группа для детей старшего дошкольного возраста, то в

ней

есть

и

различные

материалы,

способствующие

овладению

чтение,

математикой:

таблица

азбука,

книги

с

крупным

шрифтом,

настольно-

печатные

игры

с

цифрами

и

буквами,

ребусами.

В

образовательной

деятельности

мы

используем

задания

разного

содержания

и

уровня

сложности, упор делаем на сильные стороны ребёнка, коррекционная работа

строится с опорой на сохранные зоны, что демонстрирует достижения детей,

позволяет отметить даже незначительный прогресс ребёнка, таким образом,

для каждого создается ситуации успеха.

Стандартно

развивающихся

сверстников

мы

включаем

в

помощь

«особым» детям в разных видах деятельности: занятия в паре, помощь в

самообслуживании.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

группы

постоянно

пополняется и обновляется в зависимости от возраста, особенностей здоровья,

интересов и потребностей детей, а также в соответствии с тематикой месяца и

недели.

Мы считаем, что такая развивающая предметно-пространственная среда,

которая учитывает особенности и характер нарушений здоровья детей с ОВЗ,

способствует

их

включению

в

социальную

жизнь,

позволяет

им

быть

успешными,

ощущать

собственную

безопасность,

значимость

и

сопричастность к общей жизни. У ребенка с ОВЗ появляется возможность

естественного перехода к более сложным отношениям с социумом. Кроме

того,

для

остальных

детей

это

возможность

учиться

понимать

и

ценить

многообразие общества, лучше относиться друг к другу, осознать, что такое

социальная справедливость.



В раздел образования