Автор: Павлова Ирина Владиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 86"
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Организация предметно–пространственной развивающей среды, как условие успешного пребывания детей с ОВЗ в ДОУ."
Раздел: дошкольное образование
Организация предметно-пространственной развивающей среды,
как условие успешного пребывания детей с ОВЗ в ДОУ.
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного образования позиция ребенка как субъекта образовательного
процесса поставлена в контексте индивидуализации образования.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации»
и
Федеральный
Государственный
Стандарт
(Утвержден
приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
от
17
октября
2013
г.
N
1155)
направлены
на
«обеспечение
государством
равенства
возможностей
для
каждого
ребёнка
в
получении
качественного
дошкольного
образования»,
«обеспечения
равных
возможностей
полноценного
развития
каждого
ребёнка
в
период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального
статуса,
психофизиологических
особенностей
(в
том
числе
ограниченных возможностей здоровья)».
Один
из
основных
принципов
ФГОС
ДО
—
индивидуализация
образования,
построение
образовательной
деятельности
на
основе
индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в том числе детей с ОВЗ.
Инклюзия
—
двунаправленный
процесс,
предполагающий
взаимную
адаптацию и готовность коллектива принять особого ребёнка и учитывающий
индивидуальные особенности каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ.
При
инклюзивном
подходе
выигрывают
все
дети,
поскольку
он
делает
образование индивидуализированным для всех участников образовательного
процесса.
В нашем детском саду созданы специальные условия для детей с ОВЗ,
одно из них — организация развивающей предметно-пространственной среды.
При
её
организации
учтены
здоровьесберегающие
факторы:
экологическая
среда,
благоприятно
воздействующая
на
ребенка
с
ОВЗ.
Важным элементом экологической среды, который используется в холдинге
является видеоэкология, воздействующая на психику, а через нее на здоровье
зрительных
образов:
пастельная
цветовая
гамма,
округлые
очертания,
разнообразие
форм
и
линий,
которые
способствуют
более
высокой
работоспособности, лучшему настроению, оптимистическим ожиданиям, как
здоровых дошкольников, так и детей с ОВЗ.
Материально-техническое оснащение ДОУ – важная сторона создания
комфортных
условий
пребывания
ребенка
в
детском
саду.
Совместными
усилиями
работников
и
родителей
ДОУ
для
детей
создана
развивающая
предметно-пространственная
среда,
оборудованы
помещения
для
занятий
детской деятельностью:
Кабинеты психологов. Чтобы обеспечить психическое благополучие
детей,
в
МАДОУ
имеется
кабинет
психолога,
который
будет
оснащен
набором психолога «Пертра». Атмосфера психологического кабинета очень
важна для ребенка с ОВЗ, она способствует спокойствию и защищенности.
Кабинет разделен на несколько зон: игровую, зону развивающих занятий,
зону
релаксации
и
психического
расслабления, с
различными
видами
игрушек и аутостимуляторов; зону консультативной работы, организационно-
планирующей деятельности психолога. Все функциональные зоны кабинета
подчинены решению главной задачи: созданию условий для обеспечения
психического здоровья детей и взрослых.
Музыкальный
зал
оборудован
техническими
средствами:
музыкальными
центрами,
пианино,
музыкальными
инструментами,
используемыми в работе с детьми.
Физкультурный
зал
оборудован
физкультурным
оборудованием
в
полном объеме.
Кабинет
учителя-логопеда
оборудован
рабочим
местом
для
индивидуальной и подгрупповой работы с детьми; а также, компьютером.
Медицинский
блок
состоит
из
медицинского
кабинета,
изолятора,
массажного
кабинета,
физиотерапевтического
кабинета,
спелеокамеры
и
солевых ванн. Каждый дошкольник, включая детей с ОВЗ, получает в год по
одному десятидневному курсу посещения массажа, спелеокамеры, солевых
ванн. При необходимости детям назначаются физиопроцедуры.
Методические
кабинеты
д л я
р е а л и з а ц и и
о с н о в н о й
общеобразовательной
программы
оборудованы
подборками
картин,
картотек. Создан библиотечный фонд методической и детской литературы,
фонотеки и видеотеки, фонд интерактивных презентаций.
Оборудованы
техническими средствами: телевизор, DVD, ноутбук, ксерокс, проектор.
Предметно-развивающая среда в нашей группе организована так, чтобы
каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом и
насыщена тем разнообразием игрового и дидактического материала, который
действительно оставляет за ребенком свободу выбора.
Учитывая
индивидуальные
особенности
детей,
обуславливающие
направленность
детской
деятельности,
групповое
помещение
поделено
на
центры – секторы в соответствии с образовательными областями и обозначено
маркерами
игрового
пространства.
Размещение
оборудования
по
секторам
позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
При организации предметно-развивающей среды группы учитываются
интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны
столярные и плотницкие инструменты, девочкам – для работы с рукоделием.
Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы
женской одежды, украшения, банты, сумочки и т.п.; Мальчикам – детали
строительной спецодежды, разнообразные технические игрушки.
В
группе
имеется
большое
количество
«подручных»
материалов:
веревок, коробочек, проволочек, колес, лент, которые творчески используются
для решения различных игровых проблем, именно эти материалы привлекают
внимание детей с ограниченными возможностями здоровья.
Так как наша группа для детей старшего дошкольного возраста, то в
ней
есть
и
различные
материалы,
способствующие
овладению
чтение,
математикой:
таблица
–
азбука,
книги
с
крупным
шрифтом,
настольно-
печатные
игры
с
цифрами
и
буквами,
ребусами.
В
образовательной
деятельности
мы
используем
задания
разного
содержания
и
уровня
сложности, упор делаем на сильные стороны ребёнка, коррекционная работа
строится с опорой на сохранные зоны, что демонстрирует достижения детей,
позволяет отметить даже незначительный прогресс ребёнка, таким образом,
для каждого создается ситуации успеха.
Стандартно
развивающихся
сверстников
мы
включаем
в
помощь
«особым» детям в разных видах деятельности: занятия в паре, помощь в
самообслуживании.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
группы
постоянно
пополняется и обновляется в зависимости от возраста, особенностей здоровья,
интересов и потребностей детей, а также в соответствии с тематикой месяца и
недели.
Мы считаем, что такая развивающая предметно-пространственная среда,
которая учитывает особенности и характер нарушений здоровья детей с ОВЗ,
способствует
их
включению
в
социальную
жизнь,
позволяет
им
быть
успешными,
ощущать
собственную
безопасность,
значимость
и
сопричастность к общей жизни. У ребенка с ОВЗ появляется возможность
естественного перехода к более сложным отношениям с социумом. Кроме
того,
для
остальных
детей
это
возможность
учиться
понимать
и
ценить
многообразие общества, лучше относиться друг к другу, осознать, что такое
социальная справедливость.