Напоминание

"Проектная деятельность учащихся по географии в урочное и внеурочное время"


Автор: Рязанцева Вера Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ Ясенковская СОШ
Населённый пункт: п. Ясенки, Бобровский район, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность учащихся по географии в урочное и внеурочное время"
Раздел: полное образование





Назад




Проектная деятельность учащихся

Общепризнано, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность,

продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям,

способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности.

Формирование этих социально значимых качеств в контексте модернизации образования

призван решить метод проектов

Что такое метод проектов

Под проектом (от лат. ргоуесtuз — двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова

понимается:

1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;

2) предварительный текст какого-нибудь документа;

3) замысел, план.

Такое толкование значения этого слова близко к его общетехническому пониманию. Поэтому в

технической сфере смысл разработки проекта как раз и состоит в том, что в результате должны

появиться либо определенный материальный объект, либо алгоритм его создания, а также

необходимая документация и технология. В сущности, этот результат в технике и носит название

проекта, неважно, будет ли это проект здания, автомобиля, станка и т.д. Термином “проект”

объединены, таким образом, как работа по созданию проекта, сам продукт этой работы, так и

способы тиражирования этого продукта в других условиях.

Проекты стали распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности

людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических,

экономических, политических, спортивных, развлекательных и других проектах.

Проекты под названием “Метод проблем” уже 80 лет назад начали активно внедряться и в

школьную преподавательскую практику. Обычно этот метод связывают с идеями американского

философа и педагога Дж.Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через

практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в

этом знании. Подробное освещение метод проектов получил в работах американских педагогов

У.Х.Килпатрика и Э.Коллингса, которые пытались организовать не просто активную

познавательную деятельность учащихся, а деятельность на основе совместного труда,

сотрудничества учащихся в процессе работы над проектом.

В 1920-е гг. метод проектов привлек внимание советских педагогов, считавших, что

он, обеспечив развитие инициативы и творческой самостоятельности школьников, будет

способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением

их в решении практических задач. Более того, сторонники метода проектов (В.Н.Шульгин,

М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев) провозгласили его единственным средством преобразования

“школы учебы” в “школу жизни”, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в

связи с трудом учащихся. При этом учебные предметы отрицались, систематическое усвоение

знаний на уроках под руководством учителя подменялось работой по выполнению заданий

проектов, которые часто имели общественную направленность. Темы их говорят сами за себя:

“Поможем ликвидировать неграмотность”, “Вред алкоголя” и т.п. Неудивительно, что уровень

общеобразовательной подготовки школьников падал, учащиеся приобретали лишь знания и

навыки, связанные с выполняемой ими практической работой. Поэтому универсализация метода

проектов была осуждена и в дальнейшей практике советской школы этот метод не применялся.

За рубежом (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии,

Италии и др.) метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую

популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического

применения для решения конкретных проблем.

В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться

лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией

отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности

школьников.

Следует различать широкое толкование проекта как понятия и конкретную

образовательную технологию — “метод проектов”. Проект, как было указано выше, это

совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для

создания реального объекта или какого-либо теоретического продукта.

Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему приемов

и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или

иной деятельностью. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно

способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию),

которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или

иным образом.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных

приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и

самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией

результатов.

Не следует забывать и о том, что проектная деятельность школьников отличается рядом

признаков от учебно-исследовательской. Во-первых, в отличие от последней метод проектов

нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного

варианта (модели) образовательного продукта. Во-вторых, для учебно-исследовательской

деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом

предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект, являясь

результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности

предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного

обеспечения, творческого вклада каждого.

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и

нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования — выйти за рамки

исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д. Это

обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в

специально организованной учебной среде.

Для современной школы актуальными являются две разновидности проектирования.

Педагогическое проектирование как процесс преобразования образовательной системы можно

отнести к социальному типу (проектирование организаций, норм, сложных социальных объектов).

Включение же учащихся в проектную деятельность (метод проектов) относят к проектированию

гуманитарного типа, которое предполагает: определение целей, разработку средств их реализации;

учет социальных и культурных условий, т.е. учет позиций других участников проекта.

Рассмотрим возможности использования метода проектов в школьной педагогической практике.

В 1999 г. в московской школе № 207 начала работу первая проектная группа, разрабатывавшая

тему “Мир с высоты моих 16”.

В 2001 г. эстафету подхватила вторая группа старшеклассников, обратившаяся к теме с

не менее публицистическим названием “Легко ли быть молодым?”.Исходным этапом работы

является так называемый предпроект. В ходе этого этапа осуществляется выстраивание

межличностных отношений, выявляются лидеры, планируется эксперимент, а главное,

формулируется тема проекта.

В том случае, когда область научного знания, внутри которой предстоит развернуть

исследование, и сама идея предъявляются учителем, первым шагом является актуализация этой

идеи в сознании участников проектной группы. Показав актуальность и привлекательность

погружения в данную область исследовательской деятельности, учитель тем самым пытается

найти в учениках — участниках проектной группы — партнеров и единомышленников, ибо

основной принцип технологии проектного обучения — это сотрудничество и сотворчество.

На первую встречу, как правило, приходят многие — почти все учащиеся 10 классов. Они еще не

знают, зачем пришли, ими руководят интерес и чувство солидарности. Особенно важно для

учителя, чтобы среди пришедших оказался явный или неявный лидер ученического коллектива,

так как он впоследствии может стать и лидером проектной группы. Опыт показывает, что эта

встреча — самая сложная, она должна быть всесторонне продумана педагогом вплоть до

проигрывания возможных ответов учеников на поставленные вопросы.

Уже на этом этапе внимание уделяется оформлению кабинета, в котором проводятся встречи.

Можно использовать специально созданные презентации. На первом собрании демонстрируются

слайды, отражающая цели работы над проектом и содержание первого этапа.

Цели работы над проектом:

- научить самостоятельному достижению намеченной цели;

- научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;

- сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно

почерпнуть;

- сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и

опыт;

- сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.

Этапы работы над проектом:

- предпроект;

- этап планирования работы над проектом;

- аналитический этап;

- этап обобщения;

- презентация полученных результатов.

Предпроект: обмен знаниями по теме, интересами; высказывания пожеланий, вопросов;

обсуждение возникших идей; перечисление возможных тем проекта; формулирование темы

проекта для класса или группы учащихся; формулирование тем для работы подгрупп.

Вот какие вопросы и проблемы выдвигаются школьниками, как представляющие для них

интерес, на первом собрании группы: взаимоотношения с родителями; дружба с разными людьми;

проблема употребления алкоголя и наркотиков; сексуальные отношения; религиозные и другие

секты; отношение общества к молодежи; молодежная музыка, одежда, фильмы, игры; отношение

молодежи к армии.

Несложно убедиться, что названные проблемы связаны с процессом социализации,

т.е. с усвоением человеком знаний, норм и ценностей, позволяющих ему быть полноценным

членом общества. Высказывание проблем — процесс шумный и довольно длительный, но это те

самые поиски общего языка, выстраивание отношений, которые являются ядром предпроекта. В

конце собрания назначается точная дата следующей встречи и дается конкретное задание —

определиться, какой из предложенных проблем должен быть, на ваш взгляд, отдан приоритет. На

второе собрание проектной группы, как показывает опыт, приходят те учащиеся, которые твердо

решили принять участие в предложенной работе. Собрание начинается с выбора секретаря в чьи

обязанности входит ведение протокола. Главная задача этого собрания — формулирование темы

проекта и распределение по подгруппам. Участники первой проектной группы в результате

обсуждения назвали проект “Мир с высоты моих 16”.

Вторая проектная группа назвала проект “Легко ли быть молодым?”.

Следующим шагом является распределение участников на подгруппы и определение тем их

работы как компонентов общей исследовательской темы.

Затем формулируются темы рефератов. Вот какие темы избирали участники второй проектной

группы: “Все мы родом из детства”; “Маргиналы на стыке тысячелетий”; “Преступность

несовершеннолетних”; “Роль средств массовой информации в жизни людей”; “Какая армия нам

нужна?”; “Игры, в которые играют люди; люди, которые играют в игры”.

Участники проектной группы получают задание: придумать эмблему проектной группы и

просмотреть литературу по теме реферата, имеющуюся в библиотеке, а также по возможности

познакомиться с информацией, размещенной на различных сайтах в Интернете и связанной с

проблематикой работы. Учитель напоминает, что необходимо сделать фотографии по подгруппам,

а одному или двум участникам дается задание объединить все фотографии, эмблему и название

тем рефератов в презентации Основная цель этапа планирования, который начинается с третьего

собрания проектной группы, — получение общего представления о будущем направлении

исследовательской работы.

Так же, как и на первом собрании, учитель использует визуальное оформление собрания. На этот

раз оно предоставлено слайдами, отражающей содержание этапа планирования работы над

проектом.

Планирование работы над проектом: определение временных рамок, ограничивающих этапы

работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; формулирование

наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход исследовательской работы.

В ходе третьего собрания учитель лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по

планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу

учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника.

Именно на третьем собрании определяются основные проблемы, относящиеся к проведению

исследования:

Как работать с книгами и журналами? Как правильно оформлять реферат?

Как проводить анкетирование и тестирование?

Аналитический этап: исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение

новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные

знания и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями,

родителями, приглашенными консультантами и т.д.); изучение специальной литературы,

привлечение материалов средств массовой информации, Интернета.

Следует отметить, что основной задачей аналитического этапа являются

самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное получение и анализ

информации. Учитель при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам

проекта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных

участников. В его задачу также входят корректировка деятельности групп и отдельных участников

и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа.

Очень важными мероприятиями аналитического этапа являются занятия, связанные с

ознакомлением учащихся с алгоритмами специальных способов работы с информацией, таких, как

проведение анкетирования, социологического опроса, поиска литературы и работы с ней, поиска

информации в Интернете.

На четвертом собрании групп проводится библиотечное занятие. Основной его

целью является знакомство учащихся с каталожной системой библиотеки, обучение умению

пользоваться системой поиска литературы.

Пятое собрание посвящается обучению умениям конспектировать и реферировать

текстовую информацию. По окончании занятия участники проектной группы получают задание:

написать сложный план своего будущего реферата и составить список используемой литературы и

других источников информации.

Шестое собрание проектной группы отводится знакомству с некоторыми

приемами анкетирования и социологического опроса.

Далее по ходу аналитического этапа работы проектной группы организуются

консультационные встречи с участниками подгрупп.

Седьмое собрание проектных групп предполагает подведение итогов про-

деланной работы. Представители каждой из подгрупп отчитываются о проведенных

социологических исследованиях, рассказывают о том, в каком состоянии находится работа над

рефератом. Второй, не менее важной, задачей, которую обсуждают участники, была подготовка к

презентации. Участники первой проектной группы решают, что для презентации необходимы

видео- и фотосюжеты по каждой из тем. Участники второй проектной группы решают поставить

спектакль, общее направление которого должно соответствовать названию проекта.

Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации и

интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения

итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет,

школьных журналов, презентации в Интернете и т.д.).

Задача учителя на этом этапе — предоставить учащимся максимальную

самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления

результатов проекта; стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому

ученику.

На восьмое собрание все участники первой группы приносят свои рефераты. После

небольшого краткого отчета о результатах проделанной работы принимается решение закончить

работу над рефератом и приступить к написанию выступления по материалам работы каждой из

подгрупп.

Целью является создание в письменной форме краткого по содержанию

документа, включающего характеристику целей проведенного исследования, применявшихся

методов и полученных результатов, а также сообщение о намерении продолжить исследование,

если такое намерение предусматривалось авторами.

Вот какие темы рефератов были представлены участниками подгрупп: “Политика —

любимая игра человечества”; “Влияние религии на поведение человека”; “Преступность

несовершеннолетних”; “Современная семья — гармония и конфликты”.

Презентация полученных результатов: осмысление полученных данных и способ

достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе

или группе учащихся; обсуждение и совместная презентация участниками результатов работы

надо проектом; совместная презентация результатов на уровне школы, города, округа и т.д.

Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презентации в той

форме, которую выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано на

приобретение навыков представления итогов своей деятельности.

Подготовка и обобщение материала для презентации, как правило, вызывают новые

вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход

исследований, самостоятельно выявлены ошибки, допущенные в ходе работы над проектом.

Задача учителя — объяснить участникам проектной группы основные правила ведения

дискуссии и делового общения; стремиться выработать навыки конструктивного отношения к

критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек зрения на решение

проблемы.

Таким образом, метод проектов основывается на позициях педагогики прагматизма,

представители которого отстаивают принцип “обучения посредством деятельности”, рассматривая

ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе

этого метода лежит. не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а

деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей

( понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию),

необходимых для исследовательской деятельности.

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение

мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания

( выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта,

найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.

Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих

ценностей ( социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности,

самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.

Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности.

Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей

проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного

вопроса.

Представила: Шарикова Н.И., зав. УМК истории обществознания Дата: 01.12.03

Литература.

1. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ж.ПИиОбщ., 2002г., №9

2. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников.

ж. ПИиОбщ., 2002г., №9

3. Проект: “20 век: год за годом”. ж. ПИиОбщ, 2001г.,№9

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

регламентирует порядок организации и осуществления проектной деятельности

учащихся школы

Проектная

деятельность

является

составляющей

учебной

деятельности

учащихся.

1.

Учащиеся

школы

выполняют

учебные

проекты

и

мини-проекты,

темы

которых предлагают учителя.

2.

Учебный

проект

оценивается

по

разработанным

критериям

и

суммарная

оценка

может

быть

выставлена

по

нескольким

предметам,

если

проект

является межпредметным.

3.

Для организации проектной деятельности учителя в тематических планах

должны указать предполагаемые темы проектов и примерные сроки их сдачи.

4.

Руководителем проекта является учитель, организующий проект.

5.

Проект может быть групповым или индивидуальным.

6.

Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства

ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий.

7.

Учащиеся 9 - 11-х классов могут по желанию выполнять проекты, темы

которых они выбрали самостоятельно, однако тема должна быть согласована с

руководителем проекта.

8. В апреле проводится научная конференция, на которой проходит презентация

проектов и организуется конкурс проектов. Научно-методический совет

школы является ответственным за организацию научной конференции. Цель

организации презентации проектов:

предоставление учащимся возможности для публичного выступления с

целью самовыражения;

повышение мотивации, интереса к учебе, престижности выполнения

проектов;

обучение учащихся умению презентовать себя и свою работу;

обучение учащихся технологии проектной деятельности.

9.

Оценивание персональных проектов учащихся 9-х и 11-х классов происходит

дважды: презентация проекта (в апреле) и защита проекта, которая

проводится в июне и является одним из экзаменов по выбору государственной

аттестации. Итоговая оценка определяется специально формируемой

экзаменационной комиссией (см. приложение 1)

10.Оценивание

презентации

и

защиты

проекта

происходит

по

различным

критериям:

Презентация

проекта

оценивается

по

технологии

проектной

деятельности (см. приложение 2)

Защита проекта оценивается по содержанию и владению материалом

представленного проекта ( см. приложение 3)

11.На

каждый

проект

руководитель

с

учащимися

оформляет

методический

паспорт ( см. приложение 4)

12.Научно-методический совет школы организует семинары для учителей по

проектной деятельности и осуществляет консультативную помощь.

Основные этапы совместной деятельности преподавателя и учащихся

1 этап Выбор темы

Тема должна быть актуальна и интересна не только учащемуся, но и его

одноклассникам, должна быть социально значима, особенно если это касается

предметов гуманитарного цикла.

Успешность сдачи экзамена в форме защиты проекта во многом зависит от

грамотного выбора темы. Есть три типа проектов:

1.

Классификационный, позволяющий его автору обобщить материал,

изучаемый в различных разделах науки и в различное время.

2.

Познавательный, позволяющий его автору изучить внепрограммный

теоретический материал и показать его применение к решению проблем

основного курса

3.

Исследовательский, где основным содержанием проекта является

цепочка задач или проблем, решаемых автором самостоятельно.

Особенности каждого типа:

Классификационный - предполагает обоснование принципа выбора

классификации, ее полноту и достаточно высокий уровень обобщения

программного материала, наличие внутренней связи между внешне

далекими понятиями.

Познавательный - подразумевает изучение его автором достаточно

сложного теоретического материала, далеко выходящего за рамки

программы. В итоге должны быть собраны воедино и доступно изложены

основные положения изученного, приведены яркие примеры,

иллюстрирующие характерные идеи и методы. Желательно, чтобы автор

отметил возможность практического применения изложенных идей в

областях далеких от данного предмета.

(Практика показывает, что малоинтересны проекты, написанные по

учебникам для вузов. Необходимо в увлекательной и доступной форме

изложить яркие идеи. Это даст ученику мощный импульс в его развитии).

Исследовательский - требует от автора гораздо большего объема

самостоятельной работы. Его основой является исследование свойств

выбранного объекта исследования. Материал излагается в виде логически

связанной цепочки решенных задач и рассмотренных проблем.

Отдельный интерес (независимо от типа) представляют проекты,

иллюстрирующие различные межпредметные связи.

2 этап Выбор консультантов-руководителей. Определение первичного

списка изучаемой литературы

После того, как учащиеся определятся с темой проекта, им назначаются

консультанты-руководители. Их задачей является составление списка литературы,

которую учащиеся должны проработать и использовать при написании проекта. В

процессе знакомства учащихся с литературой, консультанты помогают им составить

план будущей работы, уточнить список включаемых в проект задач, проблем,

актуальных вопросов и т.д.

Важен и правильный подбор консультантов-руководителей. Если выбран

познавательный тип проекта, то консультант должен быть специалистом по данному

вопросу. Работу классификационного типа обычно курирует основной

преподаватель. Консультант исследовательского проекта исполняет роль научного

руководителя, дает промежуточные задания, задает направление дальнейших

исследований, это должен быть человек с большим кругозором.

К консультациям, помимо основного преподавателя, могут привлекаться и

другие учителя, студенты, выпускники школы, родители-специалисты.

3 этап Написание проекта, подбор и решение задач и проблем, обсуждение

прикладной части проекта

Проект должен включать следующие разделы:

1. Введение, где показана значимость выбранной темы для ученика. Возможно

описание предыстории, некоторых классических методов, которые встретятся в

проекте.

2. Основная часть, где даются все используемые определения,

рассматриваются проблемы и задачи и т.д.

3. Практическая часть, где показываются разнообразные применения теории и

приводятся решенные задачи и исследования.

4. Заключение, где указывается место данной темы в курсе и возможные

межпредметные связи.

5. Оглавление и список использованной литературы.

В процессе написания проекта консультантами даются рекомендации по его

оформлению, логической последовательности изложения рассматриваемых

вопросов и проблем. Любой проект должен содержать задачи, решенные самим

автором самостоятельно.

4 этап Рецензирование

Готовый вариант отдается на рецензирование консультантам, другим учителям

и специалистам. Все члены экзаменационной комиссии знакомятся с проектом и

рецензией заранее. Готовая работа возвращается с конкретными замечаниями, часть

которых должна быть устранена до защиты. Рецензия также содержит

предварительную оценку работы. Оценка должна соответствовать требованиям,

предъявляемым к конкретному типу проекта. Ученики знакомятся с рецензией на

свою работу, с тем, чтобы в процессе защиты учесть мнение рецензента и внести

изменения в работу.

5этап Защита

В процессе защиты ученик не воспроизводит полностью свою работу, а кратко

излагает содержание проекта, подробно останавливаясь на наиболее существенных

моментах, акцентируя внимание на какой-либо проблеме, которую ему пришлось

решать самостоятельно. По окончании сообщения автора зачитывается рецензия,

члены комиссии задают вопросы. Их цель - выяснить глубину освоения учеником

материала и насколько он в нем ориентируется.

Большое влияние на оценку оказывает заключительная часть защиты, где

ученик отвечает на вопросы экзаменационной комиссии. Характер вопросов связан

с типом проекта. Комиссия не ограничивается цифровой оценкой ученика, а

подробно характеризует достоинство и недостатки, как проекта, так и его защиты.

Защита проекта одним учеником занимает 30-40 минут

6 этап Рефлексия

Совместную работу ученика, учителя и других участников процесса

проектирования можно рассматривать как модель исследовательской деятельности

в рамках общеобразовательной школы. В этом процессе ученик поднимается на

качественно иной уровень образования, а сами проекты станут полезными

методическими пособиями, которые учитель сможет использовать в дальнейшем и

на уроке, и во внеурочной деятельности.

Приложение 1

Презентация проекта

На презентации проекта должен быть представлен не только созданный продукт, но и

подготовлен отчет,

который

содержит

описание

работы

над

проектом,

постановку

цели,

самооценку и рефлексию автора проекта. В рефлексии ребенок должен отразить информацию о

достигнутых целях, а также проанализировать чему научился и что узнал нового в процессе

подготовки проекта.

Отчету придается большое значение, т.к. оценивается не только сам продукт, но и отчет

автора.

Отчет

может

быть

представлен

в

различных

формах

отпечатанный

текст,

в

виде

презентации подготовленной в Power Point или устное сообщение.

Отчет

поможет

учащимся

проанализировать

свою

работу,

а

также

закрепить

такие

общеучебные умения и навыки как целеполагание, планирование, рефлексия и т.п. Отчет должен

отражать основные этапы проектной деятельности: выбор темы и ее значимость для автора

проекта,

планирование

деятельности,

описание

этапов

работы

над

проектом,

самооценка

и

рефлексия.

К проекту должна прилагаться рецензия учителя с оценкой предоставленного материала.

Содержание отчета:

титульный лист (название проекта, автор, школа, класс, координатор проекта и

консультанты, дата исполнения);

вступление (включает обоснование выбора темы, цель проекта и план работы);

основная часть содержит описание основных этапов создания проекта;

заключение (содержит основные выводы, самооценку и рефлексию);

библиография и источники информации;

приложения (рисунки, фотографии, карты, таблицы, графики, стенограммы интервью,

анкеты и т.п.).

Если отчет текстовый файл или файл презентации, то он должен быть представлен на дискете, на

которой надписаны: имя автора, класс, название работы, имя файла.

Рекомендации для учителя

по подготовке учащихся к выступлению (презентации проекта)

на научно-практической конференции

Цель организации презентации проектов

обучение учащихся технологии проектной деятельности;

повышение мотивации, интереса к учебе, престижности выполнения проектов;

обучение учащихся умению презентовать себя и свою работу;

предоставление учащимся возможности для публичного выступления с целью самовыражения.

конференции необходимо подготовитьГотовый проект (продукт).ыступление учащегося –

презентация проекта.Рецензия учителя с оценкой предоставленного материала

К конференции необходимо подготовить

1. готовый проект (продукт)

2. Выступление учащегося – презентация проекта.

3. Рецензия учителя с оценкой предоставленного материала

Подготовка выступления (презентация проекта)

на научно-практической конференции учащихся школы

(рекомендации для учащихся)

Презентация проекта

Это публичное выступление перед научным советом школы и своими сверстниками на

научно–практической конференции школьников.

Это созданный продукт + отчет-анализ собственной деятельности и результатов.

Представляемый продукт – это творческая работа оформленная в виде реферата, статьи,

сочинения, видеофильма, театрального представления, компьютерной программы, альбома,

альманаха, фотовыставки, радио- и стенгазеты и т.д.

К проекту должна прилагаться рецензия учителя с оценкой предоставленного материала.

Чтобы презентовать свой проект

сделай оригинальный титульный лист, не забудь включить: название проекта, автора,

школу, класс, координатора проекта и консультантов, дату). Не забудь, что «встречают по

одежке…».

подготовь убедительное, эмоциональное вступление о важности темы, наиболее

интересных моментах содержания проекта и открытий, которые ты сделал для себя в ходе

работы над проектом.

Используй во время выступления наглядность: компьютерные слайды, таблицы, плакаты,

графики и т. д. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Подведи итоги своей работы: чему научился, какие приобрел навыки, какие использовал

источники информации (список). Содержит ли презентуемый продукт твои личные

размышления и твое собственное оригинальное отношение к теме проекта. Оцени степень

самостоятельности выполнения работы и влияние руководителя и консультантов на ход

работы. Ты считаешь, что данная работа завершена полностью или ты видишь новые

перспективные направления разработки данной темы.

Желаем всем успеха!!!

Приложение 2

Оценивание персонального проекта

Проект оценивается по критериями:

1.

Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения, практическая

ценность проекта.

(мах 5 баллов)

Цель выполнения проекта не сформулирована.

0

Цель определена, но не обозначены пути ее достижения, нет плана работы.

1-2

Цель определена, ясно описана, дан подробный план путей ее достижения,

проект

выполнен

точно

и

последовательно

в

соответствии

с

планом

имеет

практическую ценность

3-5

2.

Полнота использованной информации, разнообразие источников информации.

(мах 3 балла)

Библиография отсутствует.

0

Библиография содержит незначительный объем подходящей информации.

2

Работа

содержит

достаточно

полную

информацию

из

широкого

спектра

подходящих источников.

3

3.

Творческий и аналитический подход к работе, объем разработок, новизна решений

(мах 7 баллов)

Работа не содержит личных размышлений и представляет собой нетворческое

обращение к теме проекта

1

Работа

содержит

размышления

описательного

характера,

не

использованы

возможности творческого подхода

2-4

Работа

отличается

глубокими

размышлениями

и

анализом,

собственным

оригинальным отношением автора к идее проекта, новые решения

5-7

4.

Качество оформления отчета о работе над проектом и наглядных пособий.

(мах 4 баллов

Отчет отсутствует.

0

Отчет представлен в виде устного сообщения без наглядных пособий

1-3

Отчет представлен в виде презентации или текстового файла.

3-4

5.

Анализ процесса и результата работы

(мах 6 баллов)

Анализ работы отсутствует

0

Анализ работы выполнен формально.

1-2

Представлен исчерпывающий обзор хода работы с анализом складывавшихся

ситуаций

5-6

6.

Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу, уровень

самостоятельности

(мах 4 баллов):

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

1-2

Работа самостоятельная, демонстрирующая личное заинтересованное отношение

автора., собственные разработки и предложения

3-4

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Адресация

1.

Тема(ы) учебно-тематического плана предмета(предметов).

2.

Цели: образовательные, воспитательные, развивающие.

3.

Задачи учебно-педагогические (класса, группы, каждого учащегося)

4.

Возраст учащихся.

5.

Время работы над проектом.

6.

Режим работы.

Обеспечение

7.

Материально – техническое и учебно-методическое оснащение,

информационное обеспечение.

8.

Дополнительно привлекаемые (участники, специалисты, или

информационные и материально-технические ресурсы).

9.

ЗУН и общеучебные умения и навыки, необходимые учащимся для работы в

проекте.

10.Мотивация к работе.

Предполагаемые приращения:

11.Новое содержание по каждой теме.

12.Новые практические приемы.

13.Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен

результат проекта.

14.Развитие навыков:

самостоятельной работы с источниками информации, инструментами,

технологиями;

самостоятельного принятия решений;

коммуникативности: в информационном обмене, в ролевом взаимодействии;

мыслительной деятельности при: проектировании, планировании, анализе,

синтезе, структурировании.

самоанализа и рефлексии.

15.Воспитание толерантности.

16.Расширение кругозора.

Статус учебного проекта

Автор-разработчик

Опыт использования (апробация)

Степень распространения: № школ.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте

образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой

деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид

деятельности. Устные экзамены в 9 и 11 классах предполагают защиту проекта как

один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная исследовательская

деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.

И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы

над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда

учеников.

Самое главное в проекте после определения темы – это выработка

гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление

фактов. Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда

учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо

обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в

ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-

исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации

учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя

их к созданию самостоятельных проектов.

1 этап в формировании культуры умственного труда учащихся в ходе

подготовки и презентации проекта - урок-исследование. Подготовка этого типа

урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и

педагогическую деятельность учителя (таблица 2, таблица 3).

2 этап - урок-проект ( таблица 4). Педагогическая деятельность учителя

такая же, как и на уроке-исследовании.

Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся

культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к

самостоятельной осознанной работе над проектом.

Таблица 1

Типология проектов

исследовательские

Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех

участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ,

методов обработки результатов.

творческие

Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу

работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета,

видеофильм )

игровые

Структура только намечается и остается открытой до окончания

проекта. Участники принимают на себя определенные роли,

обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные

персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые

отношения.

информационные

Направлен на сбор информации о каком- либо объекте. Его структура:

цель, методы получения и обработки информации, результат,

презентация.

практико-ориентированные

Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое

определение функций каждого участника, координация этапов работы,

презентация конечных результатов, оценка работы.

Таблица 2

Модель исследовательской деятельности учащихся

1. Постановка проблемы.

2. Прояснение неясных вопросов.

3. Формулирование гипотезы исследования.

4. Планирование учебных действий.

5. Сбор данных.

6. Анализ и синтез данных.

7. Подготовка сообщений.

8. Выступление с сообщениями.

9. Ответы на вопросы, корректировка.

10. Обобщения, выводы.

11. Самооценка.

Таблица 3

Педагогическая деятельность учителя

1. Целеполагание.

2. Выбор содержательной модели (модели, которая

соответствует предметным целям).

3. Моделирование учебного процесса:

а) осмысление способов, приемов, средств мотивации;

б) планирование учебной деятельности как процесса

поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;

в) организация процесса рефлексии.

4. Анализ процесса учителем.

Таблица 4

Учебный проект как технология

Основная ценность проекта – общий конечный результат

Цель: формирование и развитие умений и навыков решения

практических задач.

Мотивация: 1) определение цели проекта и этапов достижения цели;

2) распределение ролей и планирование работы.

Этапы работы:

1. Сбор информации.

2. Обсуждение данных, систематизация.

3. Выдвижение гипотезы.

4. Изготовление моделей (макеты, сценарии).

5. Выбор способа представления результатов.

6. Распределение ролей для защиты.

7. Защита ( презентация).

8. Коллективное обсуждение защиты, оценка.

Эффективность использования метода проектов на уроках истории и обществознания

- Модернизация российского образования ориентирует современную школу на

развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений

исследовательской деятельности.

-

Отсюда

неизбежные

нововведения

в

требования

к

работе

учителя,

продиктованные

ситуацией

в

современной

школе:

от

умений

транслировать

программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи,

- Переход от «зуновской» к компетентностной образовательной парадигме.

- Наиболее эффективным в решение данной проблемы, на наш взгляд,

является метод проектов, который разработан на основе исследовательской

деятельности, как педагогов, так и учащихся.

-

Мы

приглашаем

вас

на

презентацию

исследовательской

работы

«Проект – дело серьезное…»

- тема нашего исследования: «Эффективность использования проектной

деятельности на уроках истории и обществознания»

-

Практическая

значимость

нашей

работы

состоит

в

том,

что

ее

теоретические положения позволяют педагогам эффективно организовывать

обучение

школьников

по

проектной

методике

на

уроках

истории

и

обществознания.

- Созданные и апробированные методические разработки могут быть

использованы в качестве материалов для учителей истории и обществознания

при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям.

- Объект исследования: преподавание истории и обществознания.

- Предмет исследования: учебная деятельность школьника на основе

проектной деятельности.

- Цель исследования: определить принципы и разработать технологию

организации и совершенствования учебно-исследовательской деятельности

учащихся в ходе использования проектной технологии.

- Основные задачи исследования:

-

На

основе

теоретического

анализа

методической,

психолого-педагогической

литературы изучить роль и место метода проектов в современной модели школьного

исторического и обществоведческого образования;

-

В

ходе

экспериментальной

работы

в

школе

в

условиях

естественных

педагогических ситуаций создать методические разработки организации проектной

деятельности учащихся.

- Провести анализ эффективности проектной деятельности на уроках истории и

обществознания.

- В ходе

исследования было установлено, что

Проектный метод в процессе

обучения позволяет:

развивать

учебные

умения

и

навыки

(анализ,

синтез,

постановка

целей,

поиск и решение проблем…и т.д.); коммуникативный потенциал школьников;

решать информационные задачи;

организовывать

общение

и

взаимодействие

всех

у ч а с т н и ко в

образовательного процесса;

создавать комфортные условия обучения;

активизировать мыслительную деятельность школьников;

снимать нервную нагрузку (релаксация).

- анализ эффективности использования проектного метода позволяет сделать

вывод, что на уроках истории и обществознания у 88% школьников повышается

активность.

-85% детей утверждают, что на таких уроках им значительнее интереснее, чем

на обычных.

-

Сравнительная

характеристика

отмечает

эффективность

восприятия

учебного материала учащимися.

- Экспериментально было установлено, что в

основе каждого учебного

проекта лежит

проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности

учащихся. Она же обуславливает метод деятельности, направленной на её решение.

Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача

формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.

-

Проектная

деятельность

связана

с

творчеством

и

порождает

нечто

качественно

новое,

отличное

от

уже

существующего.

Ученическая

творческая

деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного

субъекта

(ученика),

в

результате

рождаются

новообразования

в

виде

знаний,

умений, проявлений личности.

-

Таким

образом,

в

процессе

проектной

деятельности,

как

и

в

исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного исследования

(слайд):

возникновение

проблемной

ситуации,

ее

первоначальный

анализ

и

формулирование гипотезы;

этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа

на основе имеющихся знаний;

этап

претворения

найденного

принципа

решения

проблемы

и

его

проверка.

- Значит, на уроках истории и обществознания учащиеся должны выработать

общие навыки исследовательской работы. Это

ещё раз подтверждает мнение

многих учителей истории: «Проектная деятельность способствует формированию

исследовательской культуры».

-

Анализ

показал,

что

каждый

урок

истории

и

обществознания

с

использованием проектно-исследовательской деятельности состоит из нескольких

этапов: организационно-подготовительного, технологического, презентационного.

-

Работа

над

исследовательским

проектом

-

это

учебная

деятельность,

поэтому естественно, что она проводится под руководством педагога. Однако роль

учителя

в

данном

случае

заключается

в

организации

субъект

-

субъектных

отношений, в корректировке самостоятельной деятельности школьников. (Слайд)

-Было

установлено,

что

в

ходе

организации

работы

школьников

над

проектами реализуются триединые цели образовательного процесса. (слайд)

-

Главный

результат

использования

метода

проектов

-

компетентность

учащихся в области истории и обществознания и конкретные умения и навыки,

которые

формируются

в

ходе

проектной

деятельности (слайд):

опыт

работы

с

большим

объемом

информации,

проведение

презентации;

умение

оценивать

ситуацию

и

принимать

решения,

работать

в

коллективе,

структурировать

информацию, планировать работу индивидуально и в команде.

-Таким

образом,

исследовательская

работа,

которая

является

основой

проектной деятельности, формирует и развивает личные качества как учителя, так и

ученика.

-Проектная деятельность на уроках и во внеклассных занятиях по истории и

обществознанию

активизирует

индивидуальный

познавательно-творческий

потенциал школьников и способствует их нравственно-эстетическому развитию.

- Материал данного исследования лежит в основе создания

сайта «Проект

дело серьезное…».

- Где все посетители могут познакомиться с различными сферами использования

проектной технологии. Здесь размещены научно-методические материалы педагогов

школы

о

возможностях

использования

проектной

технологии

на

уроках

и

во

внеклассной

деятельности,

о

формировании

проектной

культуры

учащихся;

разработки уроков по истории и обществознанию и другим учебным предметам.

Подведи итоги своей работы: чему научился, какие приобрел навыки, какие использовал

источники информации (список). Содержит ли презентуемый продукт твои личные

размышления и твое собственное оригинальное отношение к теме проекта. Оцени степень

самостоятельности выполнения работы и влияние руководителя и консультантов на ход

работы. Ты считаешь, что данная работа завершена полностью или ты видишь новые

перспективные направления разработки данной темы.

Желаем всем успеха!!!



В раздел образования