Напоминание

Рабочая программа ДТО "Рисунок и живопись"


Автор: Митрофанов Валерий Анатольевич
Должность: учитель ИЗО, черчения, технологии
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1 г.Балабаново"
Населённый пункт: г.Балабаново Калужская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа ДТО "Рисунок и живопись"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Балабаново»

Принято на педагогическом совете

МОУ «СОШ №1 г. Балабаново»

Протокол №1 от 28.08.2016

г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №1 г. Балабаново»

_______________________ Князева Л. Р.

Приказ № ____ от 31. 08.2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДТО «Рисунок и живопись»

5-7 класс

2016-2017 учебный год

Составитель программы: учитель

технологии

МОУ «СОШ №1 г. Балабаново»

Митрофанов В.А.

Балабаново 2016

Программа кружка «Умелые руки» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Минобразования РФ

от 2 апреля 2002 № 13-51-28\13.

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму

Минобразования РФ от 11 июня 2002 года №30-51 -433\16

Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 18.02.2003 3

28-51-391/16

Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности

Пояснительная записка

Школьное образование призвано обеспечить функциональную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в

сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслового творчества. Главной целью

школьного и дополнительного образования является развитие ребенка как компетентной творческой личности путем включения его в различные виды

ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные

ориентации, поиск смысла жизнедеятельности.

Направленность данной программы – общекультурная и раскрывает основные методы, приемы и способы умственного труда человека в процессе его

творческой, познавательной и научно-исследовательской работы и направлен на формирование личностных интеллектуальных качеств и использование

врожденных творческих возможностей каждого учащегося.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: актуальность программы заключается в преемственности развития творческой

активности учащихся в процессе технологической подготовке в школе и в системе дополнительного образования. Вызвана постоянно растущей ролью

информации в жизни человека на современном этапе, сталкиваясь с которой неподготовленный человек не в состоянии правильно ее обработать и

использовать в своей профессиональной деятельности. Огромный поток научной, технической и другой информации требует от современного человека

высокой мыслительной культуры; навыков точной и быстрой ориентации в научных теориях, экономических и технических проектах; умений

грамотно вычленить и рационально решить любую теоретическую или практическую проблему.

В основу данной программы заложено духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание среднего школьного возраста через

знакомство с историей народных промыслов по художественной обработке древесины. Образовательная программа актуальна, поскольку современная

ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование творческой, целостной

самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное

существование человека в окружающем мире.

Данная программа рассчитана на один год обучения на обучающихся 5-7 классов и ориентирована на обеспечение условий для конкретного

творческого труда, одного из видов искусства – композиции в рисунке и живописи.

Предусматривает групповые и индивидуальные занятия. Особое место уделяется отработке практических навыков и умений полученных на

уроках ИЗО.

Целью обучения ДТО "Рисунок и живопись" является - формирование и закрепление знаний, первоначальных умений и навыков,

полученных на уроках ИЗО, а также обеспечение развития творческой личности подростка.

Обучение предполагает решение следующих задач:

Расширить и углубить знания по истории и роли народного творчества, декоративно-прикладного искусства

По программе кружковой деятельности, способствовать развитию творческой активности учащихся;

Реализовать навыки и умения по выполнению творческих проектов;

Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ,

с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами, с новыми формами проектной деятельности; В процессе

занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества

народных мастеров

Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают

собственные композиции художественных изделий, готовят творческие проекты. Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится

одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного,

текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а

также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий. В процессе практического обучения воспитанники

осваивают виды рисования и техники в живописи, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и выполнения

художестенных работ.

Творческий процесс по созданию изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе

подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области

художественно- технической деятельности. Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную

ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным. Для усиления

профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями.

В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической

грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора. Программа предусматривает расширение знаний по

видам и техникам рисования , композиции и компановки.. Программа ставит своей целью - развитие творческой активности воспитанников, развивать

"чувство материала", его художественных и технологических возможностей материала. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства

прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания

художественных работ, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников

к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного. Изучение, принципа работы с различными инструментами рисования: кистей и

красок и других инструментов.. Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным

воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы.

Возраст детей 11 – 14 лет.

Сроки реализации программы: 2016-2017 учебный год

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями к результатам основного образования и ориентирована на использование

учебно-

методического комплекта:

Режим

занятий: Программа кружка «Рисунок и живопись» рассчитана на 1 год обучения. Программа ориентирована на учащихся 5-7 классов.

Количество часов занятий в неделю: 2 часа (2 занятия по 45 минут); в год 74 часа ( с учетом каникулярного времени)

Ожидаемые результаты :

Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей обучающихся. В программе предложена система самопроверки знаний

обучающимися и контроля знаний - учителем изобразительного искусства.

Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний обучающимися. Для этого в работе используются:

учебники, справочники;

дидактический материал;

дополнительная литература;

На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности

труда. Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из художественных профессий вподготовке

послешкольного обучения и выбора профессии с художественным уклоном. По завершению изучения данной программы обучающиеся должны

овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Должны знать:

принципы организации рабочего места овные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

технологические, эстетические и экологические свойства материалов;

способы разметки компановки на листе

принцип подбора кистей и красок - по назначению, по виду деятельности, по свойствам бумаги и др. материалов

понятие о конструировании, моделировании и композиции

способы подготовки , грунтовки, отделки на используемом материале для нанесения рисунка и красок

основные сведения о видах художественных техник и их характерные особенности;

истории современной живописи

основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

основные приёмы рисования и их выполнение на различных видах материала (бумага и другое)

технологическая последовательность изготовления художественных изделий

способы экономного расходования материалов, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Должны уметь:

рационально организовывать рабочее место,читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

готовить подрамник к работе

производить разметку и компоновку подрамника

применять художественные исттрументы по назначению.

использовать простые средства в компановки листа

уметь накатывать лист на подрамник;

производить окраску листа с учётом темы;

выполнять простейшие расчёты стоимости изделия, если темой является дизайн проект;

выполнять и защищать творческие проекты;

выполнять элементы и мотивы сюжетов технике рисования,

проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;

самостоятельно разрабатывать композиции для рисования и выполнять их;

бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:

владения основными инструментами для рисования и живописи;

выполнения рисунка с натуры ;

владения основными элементами графической грамотности;

выполнения разметки листа;

разработки и составление композиции для особенностей темы,

выполнение декорирования(обобщения) в техике рисования

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная;

коллективная (бригадная).

Общая характеристика

Основной объем теоретических и практических занятий проводится в специально оборудованной мастерской рисунка и живописи. Практические

работы выполняются с соблюдением санитарно-технических норм и правил техники безопасности.

Основные формы деятельности: теоретические и практические занятия; игры, конкурсы и другие массовые мероприятия.

Формы подведения итогов: выставки школьного, городского, муниципального и регионального уровней, участие в интернет конкурсах различного

уровня, выполнение творческих проектов.

Учебно-тематический план

ДТО «РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ»

Раздел

Тема

Количество часов

Рисунок и живопись

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при изготовлении художественных

работ.

2

Основы материаловедения.

Виды декоративно-прикладной живописи и рисунка

2

Материалы, инструменты и приспособления.

1

Технические приёмы выполнения художественных работ

4

Подготовка к выполнению рисунка и живописи

4

Изготовление подрамника

24

Компоновка листа (подрамника)

4

Техника нанесения красок на лист (подрамник)

2

Основы композиции.

4

Основные приёмы рисования

4

Рисунок и живопись

(70 часов)

Техники выполнения приёмов рисования

10

Раскраска листа

8

Проведение выставки и критерии оценки работ

3

Календарно – тематическое планирование

ДТО «РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ»

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретические часы

Практические часы

Раздел : Рисование

20

4

16

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при

изготовлении художественных работ.

1

1

-

Основы материаловедения.

1

1

-

Виды техник по рисунку.

1

1

-

Материалы, инструменты и приспособления.

2

1

-

Технические приёмы рисования.

1

1

-

Работа над композицией

8

1

3

Компоновка подрамника(листа)

2

-

12

Цветная графика и её приёмы.

10

-

1

Раздел: Живопись

12

4

13

Композиция и соразмерность

2

1

Основы композиции.

2

2

-

Основные приёмы живописи

4

2

2

Техника выполнения работ красками

16

-

18

Завершение работ по живописи о оформление к подаче.

6

1

2

Проведение выставки работ

2

2

Всего за год

70

16

54

Содержание программы ДТО «РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ »

п/п.

Тема раздела

Основные вопросы

рассматриваемые на занятии

Формы и методы работы,

виды контроля

Рисунок 35 часов

1.

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при

изготовлении художественных изделий.

Правила:

- поведения и техника безопасности;

- пожарной и электробезопасности;

- задачи на год

Инструктирование.

Беседа.

2.

Основы материаловедения.

Бумага (различные виды)

- основные свойства

- характеристика видов

-ватман, акварельная бумага, картон

Беседа.

Практическая работа:

«Знакомство с видами и свойствами

бумаги и картона. Их

предназначение

3.

Виды рисования.

- народные художественные традиции;

- виды и особенности рисования

- источники орнаментальных узоров.

Беседа.

Демонстрации.

4.

Материалы, инструменты и приспособления.

- Особенности работы лобзиком;

- источники и особенности узоров для

выпиливания.

Беседа.

Демонстрации.

Практическая работа.

5.

Технические приёмы рисования и живописи.

- Основные свойства материалов;

- характеристики инструмента и

приспособлений.

Беседа.

Практическая работа

«Знакомство с видами материалов и

инструментом».

6.

Работа над тематическим рисунком

- Основные принципы композиции;

-идея рисунка рисунка и метод воплощения

Практическая работа

«Подготовка материалов. Приёмы

рисования. Способы соединения

элементов композиции.

7.

Тематическое рисование

-разметка и компановка

-нанесение штриха;

-проверка масштабности;

-методика прорисовок

- завершение рисунка.

Практическая работа

«Рисунок с натуры»

8.

Нанесение красок

-краски

-смешивание красок;

- устранение дефектов;

Беседа.

(призентация)

Живопись 35 часов.

1.

Декорирование с помощью красок.

Правила:

- техники нанесения и просушка

художественных работ.

Инструктирование.

Беседа.

2

Основы композиции.

- Основные свойства бумаги

- различные краски

Беседа.

Практическая работа:

«Знакомство с различными типами

бумаги и красок».

3.

Основные приёмы рисования

- Подготовка листа;

- перевод рисунка;

- приёмы рисования.

Практическая работа:

«Подготовка материалов. Приёмы

рисования».

4.

Техника выполнения приёмов рисования

- Инструменты и приспособления для

рисования

Практическая работа:

«Подготовка инструмента».

5.

Окраска рисунка

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

Беседа

Практическая работа:

6.

Проведение выставки работ

Оформление выставки.

Всего за год

70

Методическое обеспечение программы :

Занятия кружка «Рисунок и живопись» проводятся на базе школьной художественной мастерской. Используются наглядные пособия (стенды, плакаты,

дидактический материал), инструменты, приспособления, образцы творческих работ, как специально изготовленные для кружка, так и стандартные,

необходимые для проведения уроков ИЗО по курсу «Рисование и живопись».

Для организации образовательного процесса используются следующие методы обучения: частично – поисковые и трудовая практическая деятельность.

Применение этих методов позволяет за краткий промежуток времени добиться максимальных результатов.

В начале занятия учащимся предлагается выслушать новый материал в лекционной форме с элементами беседы. Далее на образце показываются

технологические приемы выполнения работы. Затем ученики повторяют эти приемы, и только четко усвоив их, приступают к самостоятельной работе,

которая производится под постоянным контролем преподавателя.

Особое место уделяется изучению и повторению правил техники безопасности.

Программой предусмотрено использование следующих форм обучения: индивидуальная; групповая; коллективная.

С кружковцами, у которых возникают трудности при изготовлении сложных изделий, предполагается проведение индивидуальных занятий. При этом

используется не только привычная схема «учитель – ученик», но и схема «ученик – ученик», когда ребята из старших классов или просто более опытные

закрепляются за менее опытными.

Коллективная форма применяется при организации и проведении выставки работ учащихся.

В основном программа рассчитана на работу с группами по 3 – 5 человек, в зависимости от сложности выбранной и решаемой ими задачи. Предполагается

также работа и с группами меньшей численности и индивидуальная работа с учащимися, активно занимающимися проектной деятельностью.

Список литературы :

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1998.

2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 2008.

3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 2002.

4. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.

5. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 2002.

6. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 2008.

7. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 2003.

8. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000.

9. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 2006.

10. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 2006.

11. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 2005.

12. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 2014.

13. Работа с деревом. /Сост. Белов Н.В./. - Минск.: Современная литература, 2009.

14. Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н.В., Яценко В.А./. - М.: АСТВ Гамма - СА, 2008.

15. Резьба по дереву. /Сост.Мольнар А.А./.- М.: Спектр сезам - маркетинг, 2007.

16. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.

17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.

18. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.

19. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2003.



В раздел образования