Автор: Митрофанов Валерий Анатольевич
Должность: учитель ИЗО, черчения, технологии
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1 г.Балабаново"
Населённый пункт: г.Балабаново Калужская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа ДТО "Рисунок и живопись"
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Балабаново»
Принято на педагогическом совете
МОУ «СОШ №1 г. Балабаново»
Протокол №1 от 28.08.2016
г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ №1 г. Балабаново»
_______________________ Князева Л. Р.
Приказ № ____ от 31. 08.2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДТО «Рисунок и живопись»
5-7 класс
2016-2017 учебный год
Составитель программы: учитель
технологии
МОУ «СОШ №1 г. Балабаново»
Митрофанов В.А.
Балабаново 2016
Программа кружка «Умелые руки» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Минобразования РФ
от 2 апреля 2002 № 13-51-28\13.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму
Минобразования РФ от 11 июня 2002 года №30-51 -433\16
Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 18.02.2003 3
28-51-391/16
Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Школьное образование призвано обеспечить функциональную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в
сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслового творчества. Главной целью
школьного и дополнительного образования является развитие ребенка как компетентной творческой личности путем включения его в различные виды
ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные
ориентации, поиск смысла жизнедеятельности.
Направленность данной программы – общекультурная и раскрывает основные методы, приемы и способы умственного труда человека в процессе его
творческой, познавательной и научно-исследовательской работы и направлен на формирование личностных интеллектуальных качеств и использование
врожденных творческих возможностей каждого учащегося.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: актуальность программы заключается в преемственности развития творческой
активности учащихся в процессе технологической подготовке в школе и в системе дополнительного образования. Вызвана постоянно растущей ролью
информации в жизни человека на современном этапе, сталкиваясь с которой неподготовленный человек не в состоянии правильно ее обработать и
использовать в своей профессиональной деятельности. Огромный поток научной, технической и другой информации требует от современного человека
высокой мыслительной культуры; навыков точной и быстрой ориентации в научных теориях, экономических и технических проектах; умений
грамотно вычленить и рационально решить любую теоретическую или практическую проблему.
В основу данной программы заложено духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание среднего школьного возраста через
знакомство с историей народных промыслов по художественной обработке древесины. Образовательная программа актуальна, поскольку современная
ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование творческой, целостной
самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное
существование человека в окружающем мире.
Данная программа рассчитана на один год обучения на обучающихся 5-7 классов и ориентирована на обеспечение условий для конкретного
творческого труда, одного из видов искусства – композиции в рисунке и живописи.
Предусматривает групповые и индивидуальные занятия. Особое место уделяется отработке практических навыков и умений полученных на
уроках ИЗО.
Целью обучения ДТО "Рисунок и живопись" является - формирование и закрепление знаний, первоначальных умений и навыков,
полученных на уроках ИЗО, а также обеспечение развития творческой личности подростка.
Обучение предполагает решение следующих задач:
Расширить и углубить знания по истории и роли народного творчества, декоративно-прикладного искусства
По программе кружковой деятельности, способствовать развитию творческой активности учащихся;
Реализовать навыки и умения по выполнению творческих проектов;
Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ,
с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами, с новыми формами проектной деятельности; В процессе
занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества
народных мастеров
Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают
собственные композиции художественных изделий, готовят творческие проекты. Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится
одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного,
текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а
также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий. В процессе практического обучения воспитанники
осваивают виды рисования и техники в живописи, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и выполнения
художестенных работ.
Творческий процесс по созданию изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе
подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области
художественно- технической деятельности. Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную
ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным. Для усиления
профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями.
В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической
грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора. Программа предусматривает расширение знаний по
видам и техникам рисования , композиции и компановки.. Программа ставит своей целью - развитие творческой активности воспитанников, развивать
"чувство материала", его художественных и технологических возможностей материала. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства
прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания
художественных работ, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников
к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного. Изучение, принципа работы с различными инструментами рисования: кистей и
красок и других инструментов.. Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным
воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы.
Возраст детей 11 – 14 лет.
Сроки реализации программы: 2016-2017 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями к результатам основного образования и ориентирована на использование
учебно-
методического комплекта:
Режим
занятий: Программа кружка «Рисунок и живопись» рассчитана на 1 год обучения. Программа ориентирована на учащихся 5-7 классов.
Количество часов занятий в неделю: 2 часа (2 занятия по 45 минут); в год 74 часа ( с учетом каникулярного времени)
Ожидаемые результаты :
Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей обучающихся. В программе предложена система самопроверки знаний
обучающимися и контроля знаний - учителем изобразительного искусства.
Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний обучающимися. Для этого в работе используются:
учебники, справочники;
дидактический материал;
дополнительная литература;
На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности
труда. Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из художественных профессий вподготовке
послешкольного обучения и выбора профессии с художественным уклоном. По завершению изучения данной программы обучающиеся должны
овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Должны знать:
принципы организации рабочего места овные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
технологические, эстетические и экологические свойства материалов;
способы разметки компановки на листе
принцип подбора кистей и красок - по назначению, по виду деятельности, по свойствам бумаги и др. материалов
понятие о конструировании, моделировании и композиции
способы подготовки , грунтовки, отделки на используемом материале для нанесения рисунка и красок
основные сведения о видах художественных техник и их характерные особенности;
истории современной живописи
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приёмы рисования и их выполнение на различных видах материала (бумага и другое)
технологическая последовательность изготовления художественных изделий
способы экономного расходования материалов, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Должны уметь:
рационально организовывать рабочее место,читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
готовить подрамник к работе
производить разметку и компоновку подрамника
применять художественные исттрументы по назначению.
использовать простые средства в компановки листа
уметь накатывать лист на подрамник;
производить окраску листа с учётом темы;
выполнять простейшие расчёты стоимости изделия, если темой является дизайн проект;
выполнять и защищать творческие проекты;
выполнять элементы и мотивы сюжетов технике рисования,
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
самостоятельно разрабатывать композиции для рисования и выполнять их;
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:
владения основными инструментами для рисования и живописи;
выполнения рисунка с натуры ;
владения основными элементами графической грамотности;
выполнения разметки листа;
разработки и составление композиции для особенностей темы,
выполнение декорирования(обобщения) в техике рисования
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
коллективная (бригадная).
Общая характеристика
Основной объем теоретических и практических занятий проводится в специально оборудованной мастерской рисунка и живописи. Практические
работы выполняются с соблюдением санитарно-технических норм и правил техники безопасности.
Основные формы деятельности: теоретические и практические занятия; игры, конкурсы и другие массовые мероприятия.
Формы подведения итогов: выставки школьного, городского, муниципального и регионального уровней, участие в интернет конкурсах различного
уровня, выполнение творческих проектов.
Учебно-тематический план
ДТО «РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ»
Раздел
Тема
Количество часов
Рисунок и живопись
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при изготовлении художественных
работ.
2
Основы материаловедения.
Виды декоративно-прикладной живописи и рисунка
2
Материалы, инструменты и приспособления.
1
Технические приёмы выполнения художественных работ
4
Подготовка к выполнению рисунка и живописи
4
Изготовление подрамника
24
Компоновка листа (подрамника)
4
Техника нанесения красок на лист (подрамник)
2
Основы композиции.
4
Основные приёмы рисования
4
Рисунок и живопись
(70 часов)
Техники выполнения приёмов рисования
10
Раскраска листа
8
Проведение выставки и критерии оценки работ
3
Календарно – тематическое планирование
ДТО «РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ»
Общее кол-во часов
В том числе
Теоретические часы
Практические часы
Раздел : Рисование
20
4
16
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при
изготовлении художественных работ.
1
1
-
Основы материаловедения.
1
1
-
Виды техник по рисунку.
1
1
-
Материалы, инструменты и приспособления.
2
1
-
Технические приёмы рисования.
1
1
-
Работа над композицией
8
1
3
Компоновка подрамника(листа)
2
-
12
Цветная графика и её приёмы.
10
-
1
Раздел: Живопись
12
4
13
Композиция и соразмерность
2
1
Основы композиции.
2
2
-
Основные приёмы живописи
4
2
2
Техника выполнения работ красками
16
-
18
Завершение работ по живописи о оформление к подаче.
6
1
2
Проведение выставки работ
2
2
Всего за год
70
16
54
Содержание программы ДТО «РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ »
№
п/п.
Тема раздела
Основные вопросы
рассматриваемые на занятии
Формы и методы работы,
виды контроля
Рисунок 35 часов
1.
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при
изготовлении художественных изделий.
Правила:
- поведения и техника безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- задачи на год
Инструктирование.
Беседа.
2.
Основы материаловедения.
Бумага (различные виды)
- основные свойства
- характеристика видов
-ватман, акварельная бумага, картон
Беседа.
Практическая работа:
«Знакомство с видами и свойствами
бумаги и картона. Их
предназначение
3.
Виды рисования.
- народные художественные традиции;
- виды и особенности рисования
- источники орнаментальных узоров.
Беседа.
Демонстрации.
4.
Материалы, инструменты и приспособления.
- Особенности работы лобзиком;
- источники и особенности узоров для
выпиливания.
Беседа.
Демонстрации.
Практическая работа.
5.
Технические приёмы рисования и живописи.
- Основные свойства материалов;
- характеристики инструмента и
приспособлений.
Беседа.
Практическая работа
«Знакомство с видами материалов и
инструментом».
6.
Работа над тематическим рисунком
- Основные принципы композиции;
-идея рисунка рисунка и метод воплощения
Практическая работа
«Подготовка материалов. Приёмы
рисования. Способы соединения
элементов композиции.
7.
Тематическое рисование
-разметка и компановка
-нанесение штриха;
-проверка масштабности;
-методика прорисовок
- завершение рисунка.
Практическая работа
«Рисунок с натуры»
8.
Нанесение красок
-краски
-смешивание красок;
- устранение дефектов;
Беседа.
(призентация)
Живопись 35 часов.
1.
Декорирование с помощью красок.
Правила:
- техники нанесения и просушка
художественных работ.
Инструктирование.
Беседа.
2
Основы композиции.
- Основные свойства бумаги
- различные краски
Беседа.
Практическая работа:
«Знакомство с различными типами
бумаги и красок».
3.
Основные приёмы рисования
- Подготовка листа;
- перевод рисунка;
- приёмы рисования.
Практическая работа:
«Подготовка материалов. Приёмы
рисования».
4.
Техника выполнения приёмов рисования
- Инструменты и приспособления для
рисования
Практическая работа:
«Подготовка инструмента».
5.
Окраска рисунка
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
Беседа
Практическая работа:
6.
Проведение выставки работ
Оформление выставки.
Всего за год
70
Методическое обеспечение программы :
Занятия кружка «Рисунок и живопись» проводятся на базе школьной художественной мастерской. Используются наглядные пособия (стенды, плакаты,
дидактический материал), инструменты, приспособления, образцы творческих работ, как специально изготовленные для кружка, так и стандартные,
необходимые для проведения уроков ИЗО по курсу «Рисование и живопись».
Для организации образовательного процесса используются следующие методы обучения: частично – поисковые и трудовая практическая деятельность.
Применение этих методов позволяет за краткий промежуток времени добиться максимальных результатов.
В начале занятия учащимся предлагается выслушать новый материал в лекционной форме с элементами беседы. Далее на образце показываются
технологические приемы выполнения работы. Затем ученики повторяют эти приемы, и только четко усвоив их, приступают к самостоятельной работе,
которая производится под постоянным контролем преподавателя.
Особое место уделяется изучению и повторению правил техники безопасности.
Программой предусмотрено использование следующих форм обучения: индивидуальная; групповая; коллективная.
С кружковцами, у которых возникают трудности при изготовлении сложных изделий, предполагается проведение индивидуальных занятий. При этом
используется не только привычная схема «учитель – ученик», но и схема «ученик – ученик», когда ребята из старших классов или просто более опытные
закрепляются за менее опытными.
Коллективная форма применяется при организации и проведении выставки работ учащихся.
В основном программа рассчитана на работу с группами по 3 – 5 человек, в зависимости от сложности выбранной и решаемой ими задачи. Предполагается
также работа и с группами меньшей численности и индивидуальная работа с учащимися, активно занимающимися проектной деятельностью.
Список литературы :
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1998.
2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 2008.
3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 2002.
4. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.
5. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 2002.
6. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 2008.
7. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 2003.
8. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000.
9. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 2006.
10. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 2006.
11. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 2005.
12. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 2014.
13. Работа с деревом. /Сост. Белов Н.В./. - Минск.: Современная литература, 2009.
14. Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н.В., Яценко В.А./. - М.: АСТВ Гамма - СА, 2008.
15. Резьба по дереву. /Сост.Мольнар А.А./.- М.: Спектр сезам - маркетинг, 2007.
16. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.
17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.
18. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.
19. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2003.