Автор: Пузикова Анна Сергеевна
Должность: студентка 3 курса, группы ТМД с–о 15–3
Учебное заведение: Северо–Кавказского Федерального Университета
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Оценка влияния санкционной политики на экономику России: результаты социологического опроса"
Раздел: дополнительное образование
Оценка влияния санкционной политики на экономику России:
результаты социологического опроса
Пузикова Анна сергеевна
Студентка 3 курса
Института экономики и управления СКФУ (г.Ставрополь)
Научный руководитель: Кулаговская Татьяна Анатольевна
д.э.н., доцент,
заведующий кафедрой налоговой политики и таможенного дела
Института экономики и управления СКФУ (г. Ставрополь)
Экономические
санкции
(торговое
эмбарго)
–
запрещение
государством
ввоза
в
какое-то
иное
государство
или
же
вывоза
из
какой-нибудь страны товаров. Государство вводит эмбарго на торговлю
с другим государством, обычно , по политическим соображениям[1–3].
На
современном
рубеже
становления
международных
финансовых
отношений более действенным является влияние не на государство в
целом,
а
на
их
отдельных
глав:
разведка
и
замораживание
их
зарубежных активов, отказ в способности вкладываться в инвестиции
за
рубежом,
вплоть
до
запрета
на
въезд.
Строгие
финансовые
наказания, нацеленные на подрыв экономики государства, признаны
негуманными, т. к. от них более всего мучается общество, и в основном
беднейшие слои [4–6].
Первичные
санкции
Австралии,
Канады,
Норвегии,
США,
государств
Евросоюза,
Швейцарии,
Японии
и
иных
стран
мира,
в
различие от ответных санкций России, были ориентированы не на
лимитирование внешней торговли между государствами, а имели, до
этого
всего,
политический
окрас.
В
начале
были
введены
визовые
5
10
15
20
25
ограничения для лиц, которые внесены в особые перечни с запретом на
заезд,
а
еще
прекращены
всевозможные
формы
международного
сотрудничества государств с Россией, к примеру, в рамках государств
«Большой восьмерки» . С аннексией Автономной Республики Крым в
апреле
2014
г.
Несколькими
государствами,
а
именно
Англией,
Германией
и
США,
были
введены
на
втором
рубеже
финансовые
санкции в виде запрета на поставки товаров военного предназначения.
В
июне
2014
г.
Экономические
санкции
были
расширены
в
виде
ужесточения
экспортного
режима
в
отношении
некоторых
отечественных
корпораций
военно-промышленного
комплекса.
Следующая
волна
санкций
была
вызвана
авиационной
аварией
самолета Boeing 777 авиакомпании «Малазийские авиалинии», которая
произошла 17 июля 2014 г. на востоке Донецкой области Украины. В
июле 2014 г. были введены экономические санкции в отношении ряда
крупнейших
ведущих
фирм
военно-промышленного
комплекса
и
банковского раздела. В итоге в августе 2014 г. ряд государств, в т.ч.
США, Швейцария, ввели в первый раз запреты на ввоз и вывоз (т.е.
экспорт и импорт ) продуктов , применяемых в добыче нефти и газа.
В свою очередь, в ответ на ограничения подобного характера
Правительство РФ, исполняя Указ Президента от 6 августа 2014 г. №
5 6 0 «О
применении
отдельных
специальных
экономических
мер
в
целях обеспечения безопасности Российской Федерации» , приняло 7
августа 2014 г. распоряжение № 778 о внедрении сроком на 1 год
запрета на импорт в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия
для
государств
таких,
как
Австралия,
Канада,
Норвегия, Америка и ЕС. Обоюдные санкции стали одним из ведущих
5
10
15
20
25
инструментов внешней политической деятели стран на современном
рубеже становления мировой экономики [7, 8].
С
01
по
31
марта
2016
года
в
Выборге
был
проведен
социологический
опрос
с
целью
проверки
социального
понятия
о
воздействии санкционной политической деятельности на экономику
России.
Подборка составила 83 человек. Были опрошены учащиеся Северо-
Кавказского Федерального Университета в возрасте от 18 до 23 лет.
Во время опроса были заданы следующие вопросы.
1 . Какое
отношение
вы
имеете
к
таможенному
делу
и
внешнеэкономической деятельности?
2. Собственно что для вас значат санкции?
3
. Как
вы
оцениваете
воздействие
санкций
на
отечественную
экономику?
4. Необходимо продлить или же отменить действующие санкции?
5 . Как
вы
оцениваете
работу
таможенных
органов
в
критериях
санкционной политики?
6
. Как
вы
оцениваете
воздействие
санкционной
политической
деятельности на отечественный бизнес?
По итогам были получены следующие ответы.
На вопрос «Какое отношение вы имеете к таможенному делу и
внешнеэкономической деятельности?» основная масса опрошенных (64
%) дали ответ «учусь/учился по специальности «Таможенное дело»; 30
% ответили «прочее»; 4 % «работают в таможенных органах или же
имеют знакомых людей и родных в представленной сфере».
На
вопрос «Собственно
что
для
вас
значат
санкции?»
30
%
респондентов дали ответ «запрет на импорт в Россию товаров питания»
5
10
15
20
25
и столько же ответили «повышение тарифов на внутреннем рынке»; для
13 % санкции значат «дефицит продуктов на внутреннем рынке»; 12 %
дали
ответ «девальвация
рубля» ;
9
%
«ограничение
на
въезд
российских госслужащих в США» ; и
6
%
дали
ответ «блокировка
счетов российских госслужащих за границей».
Н а
в о п р о с «Как
вы
оцениваете
воздействие
санкций
на
отечественную
экономику?»
большинство
(54
%)
рассматривают
«негативно» ;
3 6
%
«позитивно»
(началось
массово е
импортозамещение) и 10 % что «отсутствие влияния».
На вопрос «Необходимо продлить или же отменить действующие
санкции?»
48 % респондентов
считают,
что
нужно «сохранить на
некоторое
время
для
отдельных
стран» ;
2 7
% же ла ют «срочно
отменить» санкции и 25 % дали ответ «сохранить с целью дальнейшего
развития импортозамещения».
На вопрос «Как вы оцениваете работу таможенных органов в критериях
санкционной
политики?»
4 0
% респондентов
рассматривают
«достаточно эффективно» (санкционные продукты задерживаются на
границе);
30
%
опрошенных
считают «недостаточно
эффективно»
(санкционные продукты продолжают попадать на российский рынок) и
30 % затруднились ответить на этот вопрос.
На
вопро с «Как
вы
оцениваете
воздействие
санкционной
политической
деятельности
на
отечественный
бизнес?»
основная
масса
опрошенных
(54
%)
дали
ответ «негативно»
(в
связи
с
уменьшением объема импорта начались трудности у компаний, членов
ВЭД);
28
%
рассматривают «позитивно» (развивается отечественное
сельское хозяйство) и 18 % респондентов затруднились ответить.
5
10
15
20
25
Наконец,
по
итогам
проделанного
социологического
опроса
сделаем
вывод,
собственно
что
санкции
коснулись
стратегически
весомых
сфер
экономики:
оборонной
индустрии,
автотранспорта
и
банковского сектора.
В критериях санкций сотрудничество с большинством развитых стран
по
экономически
и
стратегически
необходимым
планам
сведено
невозможно вовсе или же отложено, а это практически значит, что
го с уд а р с т в о
о к а з а л о с ь
в
о б с т о я т е л ь с т в а х
н а р у ш е н и я
внешнеэкономических
связей
в
настоящем
и
кат аст рофы
существовавших возможностей финансового становления в будущем.
Таким
образом,
нужно
сформулировать
и
воплотить
в
жизнь
к о м п л е к с
м е р
п о
п о м о щ и
р о с с и й с к о й
э к о н о м и к и
и
предпринимательства
при
новых
критериях.
При
данном
нужно
понимать, что переживаемый Российской Федерацией этап – время
в о з м о ж н о с т е й ,
т а к ж е
и
р е ш е н и е
з а д а ч
р о с с и й с к о г о
предпринимательства,
почти
все
из
которых
обо снованы
о с о бе н н о с тя м и
р о с с и й с ко й
э ко н ом и к и
и
м еха н и зма
е е
государственного
регулирования.
При
этом
решать
эти
трудности,
усугубленные в реальное время воздействием экономических санкций,
необходимо в довольно короткие сроки. В данном контексте санкции
имеют все шансы и должны стимулировать переход государства на
рельсы
суверенного
социально-экономического
становления,
для
создания
экономически
и
политически
независимой
Российской
Федерации, развивающей личное производство.
ИСТОЧНИКИ:
5
10
15
20
25
1.
Белокопытов
А.В.
Факторы
экономического
роста
России
в
у с л о в и я х
с а н к ц и о н н н о г о
п р е с с и н г а
/ /
Р о с с и й с к о е
предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 2. – C. 145–154.
2.
Бисултанова
А.А.
Российская
банковская
система
в
условиях
сохранения санкций // Экономика, предпринимательство и право. –
2015. – Том 5. – № 4. – С. 209–214.
3.
Влазнева
С.А.,
Мишина
Н.А.
Продовольственная
безопасность
России
в
период
санкций
//
Продовольственная
политика
и
безопасность. – 2015. – Том 2. – № 3. – С. 153–166.
4.
Гончарова О.Ю. Развитие малого предпринимательства в условиях
антироссийских санкций // Российское предпринимательство. – 2015. –
Том 16. – № 5. – С. 679–690.
5.
Демченко
С.К.,
Каплун
В.В.
Воздействие
государства
на
совокупный спрос в условиях экономических санкций // Российское
предпринимательство. – 2014. – № 23 (269). – С. 4–11.
6.
Н и к о н о р о в
В . М .
И м п о р т о з а м е щ е н и е
в
т о р г о в л е
продовольственными товарами РФ // Российское предпринимательство.
– 2016. – Том 17. – № 6. – С. 787–798.
7.
Остапенко Г.Ф. Моделирование внешнеэкономической деятельности
и
инструменты
торговой
политики
ВТО
в
России
//
Российское
предпринимательство. – 2013. – № 9 (231). – С. 16–21.
8.
Ровных
Е.А.
Роль
информационного
про ст ранства
в
стимулировании
инновационной
деятельности
РФ
в
условиях
экономических санкций // Креативная экономика. – 2015. – Том 9. – №
5. – С. 565–576.
5
10
15
20
25