Напоминание

"Тайны русского языка" 5–8 классы


Автор: Лазуткина Людмила Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Щебзаводская ООШ"
Населённый пункт: Кемеровская обл.,Беловский район, пос. Щебзавод
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Тайны русского языка" 5–8 классы
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Щебзаводская основная общеобразовательная школа»

Принято Согласовано Утверждено

Педагогическим советом

Зам.директора по УВР Директор школы

Протокол № _____ ________М.В.Неустроева _______М.Н.Юрова

«__» _______2017г. «___» ________2017г. Приказ № ______

« __» _______2017г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Тайны русского языка»

5-8 класс

Составила: ЛазуткинаЛ.В, учитель высшей квалификационной категории.

2017

1

Содержание.

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

2.

Содержание учебного предмета, курса.

3.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых

на усвоение каждой темы.

4.

Приложение. Календарно – тематическое планирование

2

1.Планируемые результаты.

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать

другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою

деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

(составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

3

адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы

2.

Содержание учебного предмета, курса.

Первый год обучения. (5 класс)

1.

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация)

2.

Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология)

3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)

4.

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)

5.

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)

6.

Речевой этикет

7.

Обобщающее занятие

Второй год обучения (6 класс)

1.Речь и чтение.

2.Лингвистика.

3.Фонетика .Русская письменность.

4.Морфемика.Словообразование.

5.Лексика.

6.Морфология.

7.Повторение.

Третий год обучения (7 класс)

1.Устная и письменная речь. Выдающиеся лингвисты

2.Словообразование.

3.Лексика.

4.Синтаксис. Словосочетание и предложение.

5.Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

6.Правописание. Орфография и пунктуация.

4

7.Повторение.

Четвертый год обучения 8 класс

1.Введение. Речь.

2.Орфография.

3.Морфология.

4.Синтаксис и пунктуация.

5.Прямая и косвенная речь.

6.Итоговое занятие.

3. Тематическое планирование

Первый год обучения 5 класс

Количество

часов

Название раздела

Ожидаемые

результаты

7 ч.

Раздел 1

Секреты устной речи.

(Фонетика. Интонация.)

Уметь:

-рассматривать

заявленные темы на

занятиях;

- использовать

интерактивные

тренажеры;

- проводить

практические занятия

в игровой форме.

7 ч.

Раздел 2

Загадки русского

словообразования.

(Морфемика.

Словообразование.

Этимология)

Уметь:

-составлять шарады,

метаграммы;

- рекламировать свои

творческие работы;

- пользоваться

средствами массовой

информации (по

желанию):

телевидение, радио,

интернет.

5 ч.

Раздел 3

Секреты письменной речи.

(Графика. Орфография.

Пунктуация)

Уметь:

-проводить

исследования данных

тем;

- использовать тексты

художественных

произведений;

- аргументировать

свои ответы;

- делать выводы для

5

доказательства

выдвинутой гипотезы.

5 ч.

Раздел 4

Тайны русского слова.

(Лексика. Фразеология)

Уметь:

-изучать

специализированную

литературу по

этимологии слов;

- работать со

словарями;

- изучать языковые

средства

выразительности;

- исследовать

художественные

произведения.

6 ч.

Раздел 5

Секреты морфологии и

синтаксиса. (Морфология.

Синтаксис.)

-развитие кругозора и

интеллекта детей ;

-умение работать с

заданиями

повышенной

трудности для

любознательных.

3 ч.

Раздел 6

Речевой этикет

Умение рассматривать

специфику русского

речевого этикета и

технику реализации

этикетных форм.

1 ч.

Раздел 7

Обобщающее занятие

Умение ответить на

поставленные вопросы

в игровой форме.

Второй год обучения 6 класс

Количество часов

Раздел

Ожидаемые

результаты

5 ч.

Раздел 1

Речь и чтение.

Уметь:

- владеть

различными видами

диалога и монолога;

-пользоваться

различными видами

чтения

5 ч.

Раздел 2

Лингвистика.

-знание основных

разделов

лингвистики;

-иметь

6

представление о

выдающихся

отечественных

лингвистах.

5 ч.

Раздел 3

Фонетика .Русская

письменность.

Уметь:

-владеть

нормативным

ударением в словах

и их формах;

- пользоваться

орфоэпическими

словарями;

знать историю

русской

письменности.

5 ч.

Раздел 4

Морфемика.

Словообразование.

Осознавать роль

суффиксов в

процессах формо-и

словообразования.

Умение пользоваться

этимологическими

словарями.

2 ч.

Раздел 5

Лексика.

Умение

осуществлять выбор

лексических средств

и употреблять их в

соответствии со

значением и сферой

общения;

умение пользоваться

толковыми

словарями и

определять

лексическое

значение слова.

11 ч.

Раздел 6

Морфология.

Уметь:

-пользоваться

основными

понятиями

морфологии;

-распознавать

грамматические

признаки сам-х

частей речи;

- умение находить и

различать их в

тексте.

1 ч.

Раздел 7

Умение

7

Повторение.

использовать

полученные знания

при решении

лингвистических

задач.

Третий год обучения 7 класс

Кол

-во

час

ов

Раздел

Ожидаемые результаты

5 ч.

Раздел 1

Устная и письменная речь.

Выдающиеся лингвисты

Умение использовать

речевые средства в

зависимости от цели,

ситуации и условий

общения;

-иметь представление о

выдающихся

отечественных

лингвистах.

5 ч.

Раздел 2

Словообразование

Уметь составлять

словообразовательные

пары, цепочки слов,

характеризовать

словообразовательные

гнезда.

Осуществлять устный и

письменный анализ.

6 ч.

Раздел 3

Лексика.

Уметь определять

лексическое значение

слова и его

грамматические

признаки;

- уметь пользоваться

схемой лексического

разбора слова.

- умение пользоваться

лексическими словарями.

8

5 ч.

Раздел 4

Синтаксис.

Словосочетание и

предложение.

-овладеть основными

понятиями синтаксиса;

-группировать и

моделировать

словосочетание;

- распознавать главные

члены предложения и

способы их выражения;

8 ч.

Раздел 5

Морфология.

Самостоятельные и

служебные части речи.

-распознавать наречия

разных разрядов;

- различать слова

категории состояния и

наречия;

-различать

грамматические

омонимы;

-различать предлог,

частицу, союз;

-уметь проводить

морфологический анализ.

4 ч.

Раздел 6

Правописание.

Орфография и

пунктуация.

Освоить алгоритм

правописания не и ни с

разными частями речи и

уметь использовать их на

практике;

- освоить правила

слитного и раздельного

правописания

служебных частей речи.

1 ч.

Раздел 7

Повторение.

Умение использовать

полученные знания при

решении

лингвистических задач.

9

Четвертый год обучения 8класс

Тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

УУД

1

Заговори, чтоб я тебя

увидел.

1

Личностные результаты: эмоциональность - умение

управлять своими эмоциями, чувство прекрасного –

умение чувствовать красоту и выразительность речи,

интерес к изучению языка. Метапредметные

результаты: Регулятивные УУД: - самостоятельно

формулировать тему и цели занятия; - составлять план

решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные УУД: - пользоваться словарями,

справочниками. Коммуникативные УУД :-

высказывать и обосновывать свою точку зрения; -

строить рассуждения.

2

Типы речи или типы в

речи. Проектная работа.

1

3

Необычные правила.

1

4

Н+Н=НН. Одна н и нн в

разных частях речи.

1

5

Путеводные звёзды

орфографии.

1

6

Слитно, раздельно или

через дефис?

1

7

Не и Ни бывают в слове.

1

Личностные результаты: чувство прекрасного -

стремление к совершенствованию собственной речи.

Метапредметные результаты: Регулятивные УУД:

-работать по плану, сверяя свои действия с целью,

корректировать свою деятельность. Познавательные

УУД: - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать

причинно-следственные связи. Коммуникативные

УУД: - владеть монологической и диалогической

формами речи;- высказывать и обосновывать свою

точку зрения и быть готовым её корректировать.

8

Различай и отличай.

Проектная работа.

1

9

Морфологическая

семейка.

1

10

Тайна в имени твоём.

1

11

Именная родня.

1

12

Братство глагольное.

1

13

Служу всегда, служу

везде, служу я в речи и в

письме. Проектная

работа.

1

Личностные результаты: -способность к самооценке

на основе критериев успешности учебной

деятельности. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: планировать свои действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её

реализации. Познавательные УУД: - осуществлять

поиск необходимой информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной и

справочной литературы; - устанавливать причинно-

следственные связи в изучаемых орфограммах и

пунктограммах; - проводить сравнение, аналогии,

обобщать. Коммуникативные УУД: - адекватно

использовать коммуникативные, прежде всего речевые,

средства для решения различных коммуникативных

задач; -строить монологическое высказывание; -

формулировать собственное мнение и позицию.

14

Сочетание или

словосочетание?

1

15

Примыкай, управляй,

согласуй…

1

16

Работа над проектом.

1

17

Это непростое простое

предложение.

1

18

Главнее главного.

1

19

Действую по-разному.

1

20

Определяй и дополняй.

1

21

Где? Когда? Куда?

Откуда?

1

22

Назывные именные.

1

Личностные результаты: - способность к самооценке

на основе критериев успешности учебной

23

Личные отличные.

1

24

Тройное доказательство

1

10

родства.

деятельности. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: - планировать свои действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её

реализации. Познавательные УУД: - осуществлять

поиск необходимой информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной и

справочной литературы; Коммуникативные УУД: -

строить монологическое высказывание; -

формулировать собственное мнение и позицию.

25

Соединю родных и

разделю.

1

26

Обратись ко мне красиво!

1

27

Водные или вводные.

1

28

Сочетай, конструируй и

вставляй.

1

29

Обособим мы тебя.

1

Личностные: – умение чувствовать красоту и

выразительность речи, стремиться к

совершенствованию собственной речи.

Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -

умение адекватно оценивать свои знания.

Познавательные УУД: - рефлексия способов и

условий действия, контроль и оценка процесса и

результатов деятельности. Коммуникативные УУД: -

умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями

коммуникации; владение монологической и

диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами

русского языка.

30

Квадратное обособление.

1

31

Распространённые

одиночки. Проектная

работа.

1

32

Скажи прямо, не молчи…

1

33

Косвенно чужая речь.

Проектная работа.

1

34

Итоговое занятие за год.

1

11

МБОУ «Щебзаводская основная общеобразовательная школа»

Согласовано:

Зам.директора по УВР

_______М.В.Неустроева

«___»_________2017г

Календарно-тематическое планирование

по внеурочной деятельности

«Тайны русского языка»

Класс: 5

Количество часов: 34

Календарно-тематическое планирование составлено на 2017-2018 учебный

год

Составитель: Лазуткина Л.В., учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

12

Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения 5 класс

Дат

а

Количество

часов

Название раздела

п/п

Тема

7 ч.

Раздел 1

Секреты устной речи.

(Фонетика.

Интонация.)

1.

2

3

4

5

6

7

Почему не всегда совпадает

звучание и написание слова.

Для чего используют звуковые

повторы в речи.

Звуковые повторы в речи.

Какова роль интонации в устной

речи.

Интонации в устной речи.

Обобщающее занятие «Кто

говорит-сеет, кто слушает -

собирает».

Мониторинг проверки знаний

7 ч.

Раздел 2

Загадки русского

словообразования.

(Морфемика.

Словообразование.

Этимология)

8

9

10.

11

О чём рассказывает

словообразовательная модель

слова.

Что такое словообразовательное

гнездо однокоренных слов

Почему с течением времени может

измениться морфемный состав

слова

.

Этимология слов.

13

12

13

14

Работа со словарями

Сказочные превращения.

Презентация творческой работы.

5 ч.

Раздел 3

Секреты письменной

речи. (Графика.

Орфография.

Пунктуация)

15

16

17

18

19

Зачем нужно знать алфавит.

В чём секрет правописания морфем

Как пунктуационные знаки

помогают передавать смысл

высказывания

Не пером пишут – умом. Тайны

письма.

Бенефис знаний.

5 ч.

Раздел 4

Тайны русского

слова. (Лексика.

Фразеология)

20

21

22

23

24

На какие группы делится

словарный состав русского языка

В чём особенность употребления

слова в художественном тексте.

О чём рассказывают

фразеологизмы.

Фразеология в художественных

произведениях.

Лабораторная работа.

6 ч.

Раздел 5

Секреты морфологии

и синтаксиса.

(Морфология.

Синтаксис.)

25.

26

27

28

29

30

Чем отличаются, друг от друга

склоняемые части речи.

В чём секрет глагола и его форм.

Как отличать грамматические

омонимы.

Какими бывают предложения.

Грамматике учиться всегда

пригодится.

Мониторинг проверки знаний

3 ч.

Раздел 6

Речевой этикет

31

32

33

Правила речевого этикета.

Русский речевой этикет

Формулы речевого этикета

14

1 ч.

Раздел 7

Обобщающее занятие

34

Аукцион знаний

МБОУ «Щебзаводская основная общеобразовательная школа»

Согласовано:

Зам.директора по УВР

М.В.Неустроева

«___»_________2017г

Календарно-тематическое планирование

по внеурочной деятельности

«Тайны русского языка»

Класс: 6

Количество часов: 34

Календарно-тематическое планирование составлено на 2017-2018 учебный

год

Составитель: Лазуткина Л.В., учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

15

Второй год обучения 6 класс

Дата

Количест

во часов

Раздел

п/п

Тема

5 ч.

Раздел 1

Речь и чтение.

1.

2.

3

4.

5.

Монолог. Виды монолога.

Диалог. Виды диалога.

.

Культура чтения.

Абзац.

Элементы абзаца

5 ч.

Раздел 2

Лингвистика.

6

7

8

9

10

Основные разделы лингвистики.

Известные ученые лингвисты

Секреты устной речи.

(Фонетика. Интонация)

Загадки русского

словообразования.(Морфемика.

Словообразование. Этимология.)

Секреты письменной речи

(Графика. Орфография.

Пунктуация.)

Тайны русского слова. (Лексика.

Фразеология. Морфология.).

5 ч.

Раздел 3

Фонетика .Русская

письменность.

11

.

12

13

14

15

Выразительные средства

фонетики.

Почему не всегда совпадает

звучание и написание слова.

Правила нормативного

произношения ударения.

Орфоэпические словари.

История русской письменности

5 ч.

Раздел 4

Морфемика.

Словообразование.

16

17

18

Суффиксы.

Сказочные превращения

Исторические изменения в

структуре слова.

16

19

20

Этимологические словари.

Выразительные средства

словообразования

2 ч.

Раздел 5

Лексика.

21

22

Лексикон человека – показатель

его интеллектуального и

речевого развития.

Толковые словари.

11 ч.

Раздел 6

Морфология.

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Самостоятельные части речи.

Чем отличаются, друг от друга

склоняемые части речи.

В чем секрет глагола и его форм.

Как отличить грамматические

омонимы.

Практическая работа.

Имя числительное.

Местоимение.

Практическая работа.

Грамматике учиться всегда

пригодится.

Мониторинг

Презентация творческой работы

1ч.

Раздел 7

Повторение.

34

Аукцион знаний.

17

МБОУ «Щебзаводская основная общеобразовательная школа»

Согласовано:

Зам.директора по УВР

М.В.Неустроева

«___»_________2017г

Календарно-тематическое планирование

по внеурочной деятельности

«Тайны русского языка»

Класс: 7

Количество часов: 34

Календарно-тематическое планирование составлено на 2017-2018 учебный

год

Составитель: Лазуткина Л.В., учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

18

Третий год обучения 7класс

Дата

Кол-

во

часов

Раздел

п/п

Тема

5 ч.

Раздел 1

Устная и письменная

речь.

Выдающиеся

лингвисты

1

2

3

4

5

Виды пересказов.

Письмо.

Спор – один из жанров разговорного

языка. Его особенности.

Выдающиеся лингвисты.

Практическая работа

5 ч.

Раздел 2

Словообразование

6

7

8

9

10

О чем рассказывает

словообразовательная модель слова

Типичные способы образования слов.

Что такое словообразовательное гнездо

однокоренных слов

Словообразовательное гнездо.

Практическая работа.

6 ч.

Раздел 3

Лексика.

11

12

13

14

15

16

Лексика русского языка.

На какие группы делится словарный

состав русского языка

Основные средства выразительности

лексики и фразеологии.

Лексический разбор слов.

Лексические словари .

Практическая работа.

5 ч.

Раздел 4

Синтаксис.

Словосочетание и

предложение.

17

18

19

Основные единицы синтаксиса.

Виды связи слов в словосочетании.

Элементы интонации в предложении

19

20

21

Трудные случаи координации

подлежащего и сказуемого.

Практическая работа.

8 ч.

Раздел 5

Морфология.

Самостоятельные и

служебные части речи.

22

.

23

24

25

26

27

28

29

Наречие

Разряды наречий

Категория состояния.

Грамматические омонимы.

Служебные части речи. Предлоги

Служебные части речи. Союзы

Служебные части речи. Частицы

Практическая работа.

4 ч.

Раздел 6

Правописание.

Орфография и

пунктуация.

30

31

32

33

.Дружба не и ни с разными частями речи.

Предлоги, союзы, частицы. Как писать:

слитно или раздельно?

Правила пунктуации.

Практическая работа.

1 ч.

Раздел 7

Повторение.

34

Аукцион знаний.

20

МБОУ «Щебзаводская основная общеобразовательная школа»

Согласовано:

Зам.директора по УВР

М.В.Неустроева

«___»_________2017г

Календарно-тематическое планирование

по внеурочной деятельности

«Тайны русского языка»

Класс: 8

Количество часов: 34

Календарно-тематическое планирование составлено на 2017-2018 учебный

год

Составитель: Лазуткина Л.В., учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

21

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

учащихся

1

Заговори, чтоб я тебя

увидел.

1

Составлять текст по пословице или

поговорке о языке.

2

Типы речи или типы в речи.

1

Анализировать текст. Составлять свой

текст. Работать в команде.

Систематизировать материал.

3

Необычные правила.

1

Анализировать текст сказки. Сочинение

грамматической сказки.

4

Н+Н=НН

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

5

Путеводные звёзды

орфографии.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

6

Слитно, раздельно или

через дефис?

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

7

Не и Ни бывают в слове.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

8

Различай и отличай.

1

Аргументировать выбор гласной в корнях с чередованием гласных.

Работать в команде.

9

Морфологическая семейка.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

10

Тайна в имени твоём.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

11

Именная родня.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

12

Братство глагольное.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

13

Служу всегда, служу везде,

служу я в речи и в письме.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

14

Сочетание или

словосочетание?

1

Сравнительный анализ словосочетаний и предложений. Выступление

на публике.

15

Примыкай, управляй,

согласуй.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

16

Работа над проектом .

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

17

Это непростое простое

предложение.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

18

Главнее главного.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

19

Действую по-разному.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

20

Определяй и дополняй.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

21

Где? Когда? Куда? Откуда?

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

22

Назывные именные.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

23

Личные отличные.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

24

Тройное доказательство

родства.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

25

Соединю родных и

разделю.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

26

Обратись ко мне красиво!

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

27

Водные или вводные.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

28

Сочетай, конструируй и

вставляй.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

29

Обособим мы тебя.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

22

30

Квадратное обособление.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

31

Распространённые

одиночки.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

32

Скажи прямо, не молчи…

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

33

Косвенно чужая речь.

1

Анализировать текст. Составлять свой текст.

34

Итоговое занятие.

1

Публичное выступление.

23



В раздел образования