Напоминание

Функции управления организацией


Автор: Дерюшева Надежда Анатольевна
Должность: преподаватель экономических дисциплин
Учебное заведение: БПОУ УР Глазовский технический колледж
Населённый пункт: город Глазов, Удмуртская Республикаи
Наименование материала: Методическая разработка занятия по ПМ.03 "Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно–монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений"
Тема: Функции управления организацией
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УР

БПОУ УР «Глазовский технический колледж»

Методическая разработка занятия

По ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений при

выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции

зданий и сооружений

по специальности

08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Тема: « Функции управления организацией»

Глазов, 2017 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании методической комиссии про-

фессионального цикла

специальности 08.02.01 «СЭЗиС»

Протокол № ___ от ___________20___ г.

РЕКОМЕНДОВАНО

к применению экспертной комиссией

БПОУ УР «Глазовский технический

колледж»

Председатель МК ______________

/____________________/

Зам. директора по УПР

_____________ /__________________/

« ___ » ____________20___ г.

Дерюшева

Н.А.

Методическая

разработка

занятия

по

ПМ.03

Организация

деятельности

структурных

подразделений

при

выполнении

строительно-монтажных

работ,

эксплуатации

и

реконструкции

зданий

и

сооружений

по специальности

08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Тема: « Функции управления организацией».

В разработке представлена методика проведения занятия с применением

иновационных технологий. Использование данного метода изложения

данного материала в обучении студентов позволяет повысить

познавательный интерес к изучаемым дисциплинам, способствует развитию

исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия

решений.

Фронтальная форма деятельности реализуется через беседу- объяснения

нового учебного материала и активизацию познавательной деятельности.

Разработка предназначена преподавателям профессионального цикла для

проведения занятий на четвертом курсе.

2

Рецензент: М.С.Караваева преподаватель профессионального цикла

специальности СЭЗиС

Содержание проекта

1. Пояснительная записка………………………………………… 3 стр.

2. План занятия……………………………………………………. 6 стр.

3. Структура занятия ……………………………………………. 8 стр.

4. Источники информации………………………………………..10 стр.

5. Приложение А………………………………………………… 11 стр.

6. Приложение Б………………………………………………… 13 стр.

7. Приложение В…………………………………………………. 16 стр.

8. Презентация к уроку……………………………………………прилагается

3

1.Пояснительная записка

Данная методическая разработка открытого занятия предназначена для

изучения

темы

«

Функции

управления

организацией»

по

ПМ.03

«Организация

деятельности

структурных

подразделений

при

выполнении

строительно-монтажных

работ,

эксплуатации

и

реконструкции

зданий

и

сооружений» с применением совмещенных различных форм деятельности

обучающихся в условиях занятия сообщения нового материала.

Цели занятия определены с учетом требований ФГОС по специальности

08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» к знаниям и

умениям

по

профессиональному

модулю.

Согласно

требованиям

обучающийся должен знать:

- функции управления организацией;

- приемы и методы управления структурными подразделениями, при

выполнении ими производственных задач;

- нормативно-техническую и распорядительную документацию по

вопросам организации деятельности строительных участков;

- общие принципы оперативного планирования производства

строительно-монтажных работ;

Кроме того, на выбор форм организации

деятельности обучающихся

влияют

требования

ФГОС

к

формированию

общих

компетенций,

включающих следующие способности:

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством;

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),

за результат выполнения заданий;

Использовать

информационно-коммуникационные

технологии

для

совершенствования профессиональной деятельности.

Основной задачей проведения данного занятия является поддержание

устойчивого интереса и активности всех обучающихся на протяжении всего

4

занятия. В основе реализации этой задачи является сочетание различных

форм деятельности: фронтальной, групповой, индивидуальной.

Фронтальная форма деятельности реализуется через беседу - объяснение

нового

учебного

материала,

вопросы,

направленные

на

актуализацию

опорных знаний и познавательной деятельности, задания для закрепления

изученной темы.

5

2.План занятия

по ПМ.03 «Организация деятельности структурных подразделений при

выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции

зданий и сооружений»

Тема:

« Функции управления организацией»

Группа: 331

Специальность:

08.02.01

«Строительство

и

эксплуатация

зданий

и

сооружений»

Место проведения: учебный кабинет 4501«Экономика организации»,

«Оперативное управление деятельностью структурных подразделений»

Цели занятия:

Обучающая:

- сформировать знания о функциях управления организацией, видах и

формах различных функций управления организации.

Развивающая:

- формировать умение воспринимать и осмысливать новые знания;

-

развивать

логическое

мышление

(умение

выделять

главное,

сравнивать, сопоставлять, обобщать, анализировать);

- развивать познавательный интерес;

- развивать профессиональный интерес, профессиональные качества.

Воспитательная:

- формировать коммуникативные качества студента;

-

формировать

умение

вести

дискуссию,

умение

работать

в

одной

команде, защищать собственную точку зрения;

- формировать умение составлять краткий, убедительный ответ;

- формировать навыки профессионально-грамотной речи;

- формировать интерес к будущей профессиональной деятельности,

стремления к приобретению профессиональных навыков.

Тип занятия: урок сообщения новых знаний и закрепления.

6

Межпредметные

связи:

Экономика

организации,

Правовое

обеспечение профессиональной деятельности, Основы предпринимательства.

Оборудование:

- Ноутбук,

- Мультимедийный проектор,

- Экран.

Наглядные пособия: мультимедийная презентация по вопросам темы.

Опережающее задание студентам: повторить теоретический материал

по предыдущим темам.

7

3.Структура Занятия

Элемент занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

время

1.

Организационный этап.

Приветствие студентов.

Отметка отсутствующих в журнале

учебных занятий.

Приветствие преподавателя.

2мин.

2.

Актуализация

опорных знаний.

Блиц-опрос.

Ответы на поставленные

вопросы.

10мин.

3.

Сообщение темы и

целей занятия.

Демонстрация слайдов 1,2 «Тема и план

урока»

Информирование о значимости темы занятия

в

практической деятельности.

Запись темы и плана урока.

5мин.

4.

Сообщение новых

знаний.

Изложение нового материала с применением

визуальной

технологии.

56мин.

1вопрос «Понятие

функции управления»

Демонстрация слайдов 3,4.

Активизация познавательной деятельности.

Ведение конспекта

Формулирование ответов на

Вопросы.

8мин

2вопрос

«Целеполагание».

Демонстрация слайдов 5,6,7.

Активизация познавательной деятельности:

− какие два основных вида постановки цели

существуют?

Ведение конспекта

Формулирование ответов на

Вопросы.

8мин

3вопрос

«Планирование».

Демонстрация слайдов 8,9,10,11.

Активизация познавательной деятельности:

− назовите виды планирования по срокам

Ведение конспекта

Формулирование ответов на

Вопросы.

8мин

проведения?

4вопрос

«Организация».

Демонстрация слайдов 12,13.

Активизация познавательной деятельности:

− в чем заключается целевое назначение

организации как

функции?

Ведение конспекта

Формулирование ответов на

Вопросы.

8мин

5вопрос «Мотивация».

Демонстрация слайдов 14,15,16.

Активизация познавательной деятельности:

− что общего между стимулом и мотивом?

Ведение конспекта

Формулирование ответов на

Вопросы.

8мин

6вопрос «Контроль».

Демонстрация слайдов 17,18.

Активизация познавательной деятельности:

− какие виды контроля существуют?

Ведение конспекта

Формулирование ответов на

Вопросы.

8мин

7вопрос

«Координация».

Демонстрация слайдов 19.

Активизация познавательной деятельности:

− что является объектом функции

координирования?

Ведение конспекта

Формулирование ответов на

Вопросы.

8мин

5.

Закрепление

изученного материала

Демонстрация слайда 20 критерии

оценивания

Выдача тестовых заданий и проверка их

выполнения

Ответы на тестовые задания.

10мин.

6.

Анализ и оценка работы

студентов.

Достижение целей занятия. Характеристика

работы студентов в ходе занятия.

4мин.

7.

Информирование о

домашнем задании.

Демонстрация слайда 22

«Домашнее задание»

Опишите действия

руководителя среднего звена по

осуществлению функций управления

строительной организацией и заполните

таблицу.

Фиксирование домашнего

задания в конспектах.

3мин.

Источники информации:

1.

Косьмин

А.Д.,

Свинтицкий

Н.В.

Менеджмент.-М.:Издательский

центр «Академия», 2013г. – 208 с.

2. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В.

В. Глухов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2013. – 600 с.

3. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. –

Минск: Современная школа, 2012. – 635 с.

4. Демчук, О. Н. Теория организации: учеб. пособие. М.: Флинта:

МПСИ, 2013 – 264 с.

5. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента: учеб. пособие. – М.: Новое

знание, 2013 – 336 с.

6. Райченко, А.В. Общий менеджмент: учебник. / А.В. Райченко – М.:

Изд-во Инфра − М, 2012. – 384 с.

7. Семенов, А.К., Набоков, В.И. Основы менеджмента: учебник – М.:

Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2012.− 556с.

Приложение А

Блиц-опрос.

1.Дайте определение менеджмента.

– комплекс взаимосвязанных действий по организации и управлению

коллективом.

– особая дисциплина, которая изучает процессы управления организаци-

ями.

– обобщение опыта людей, которым приходилось управлять организаци-

ей.

2.Цель менеджмента?

- обеспечение прибыльности деятельности фирмы путем рациональной

организации производственного процесса, управления производством.

3. Задачи менеджмента.

- повышение качества продукции;

- внедрение новых технологий;

-рациональная организация производства товаров и услуг.

4. Кого можно назвать менеджером?

- профессионала по организации и управлению производством, сбытом;

- человек, занимающий управленческую должность и наделен полномо-

чиями принимать решения.

5. На какие группы подразделяют менеджеров?

- высший уровень

- средний уровень

- низший уровень

6. Кто относится к менеджерам высшего уровня?

- генеральные директора, директора, члены правления.

7. Кто относится к менеджерам среднего уровня?

- руководители управлений, цехов, отделов.

8. Кто относится к менеджерам низшего уровня?

- руководители подотделов, бригад.

9. Дайте определение понятию организация (фирма).

- группа людей, деятельность которых направлена на достижение каких

либо целей.

10. Что собой представляет формальная группа?

- это группа людей, сформированная руководством для достижения це-

лей организации.

11. Что собой представляет неформальная группа?

- стихийно образовавщаяся группа людей в соответствии с их общими

интересами.

12. Что собой представляет внутренняя среда организации?

- это все то, что находится внутри организации: персонал, ресурсы, пра-

вила, технологии.

13. Структура внешней среды организации.

- микросреда (партнеры, потребители, поставщики, конкуренты)

- макросреда (государство, политика, экономика, налоговая система)

14. Что такое делегирование?

- распределение полномочий и ответственности.

15. Что является объектом управления?

-орган, воспринимающий управляющее воздействие со стороны субъек-

та управления (работник, трудовой коллектив).

16. Что является субъектом управления?

- часть системы управления, которая является источником воздействия

на объект (совокупность отделов, служб).

17. Тождественны ли понятия «руководитель» и «менеджер».

- Не всегда руководителя можно назвать менеджером.

Менеджер работает на экономический результат: получение прибыли и

достижение эффективности производства.

Приложение Б

Комментарии к презентации

Слайд 1

Тема: Функции управления организацией

Слайд 2

Содержание:

Понятие функций управления.

Целеполагание.

Планирование.

Организация.

Мотивация.

Контроль.

Координация.

Слайд 3

Понятие функции управления:

Управление – это процесс планирования, организации,

мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы до-

стичь цели организации.

Функция управления – особый, характерный, качественно

однородный вид управленческой деятельности, выделив-

шийся в результате разделения управленческого труда, с по-

мощью которого субъект управления воздействует на управ-

ляемый объект

Слайд 4

Функции управления:

Планирование

Организация

Мотивация

Контроль

Координация

Слайд 5

Целеполагание:

Целеполагание – процесс создания и формирования цели,

один из важнейших элементов процесса управления.

Цель – осознанное представление о том результате, кото-

рый должен быть достигнут путем направленных усилий

личности в ходе ее взаимодействия и общения.

Слайд 6

Иерархия целей

Слайд 7

Главное - поставь цель

Слайд 8

Планирование:

Плани́

рование — оптимальное распределение ресурсов

для достижения поставленных целей, деятельность

связанная с постановкой целей, задач и действий в будущем.

Сущность планирования- состоит в том, что оно позволяет

оптимальным образом согласовывать индивидуальные уси-

лия членов организации и ее подразделений для достижения

ее целей.

Слайд 9

Основные принципы планирования:

Принцип единства предполагает, что планирование в орга-

низации должно иметь системный характер.

Принцип участия означает, что каждый член организации

становится участником плановой деятельности независимо

от должности и выполняемой им функции.

Принцип непрерывности предполагает, что:

процесс планирования на предприятии должен осуще-

ствляться постоянно в рамках установленного цикла.

Принцип гибкости заключается в придании планам и про-

цессу планирования способности менять свою направлен-

ность в связи с возникновением непредвиденных обстоя-

тельств.

Принцип точности означает, что всякий план должен быть

составлен с такой степенью точности, которая возможна.

Слайд 10

Уровни планирования:

Стратегическое планирование.

Тактическое планирование.

Оперативное планирование.

Слайд 11

Этапы планирования.

Слайд 12

Организация:

Организация - это процесс создания структуры предприятия

и упорядочение происходящих в ней событий.

Организация- это постановка определенных задач перед

каждым подчиненным, делегирование части полномочий

подчиненным, разработка каналов управления и передачи

информации, координация работы подчиненных.

Слайд 13

Принципы организации.

Слайд 14

Мотивация:

Мотива́

ция - побуждение к действию; динамический про-

цесс психофизиологического плана, управляющий поведе-

нием человека, определяющий его направленность, органи-

зованность, активность и устойчивость; способность чело-

века деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотив - это материальный или идеальный предмет, дости-

жение которого выступает смыслом деятельности.

Мотивирование - это побуждение к активной трудовой дея-

тельности, основанное на удовлетворении важных для чело-

века потребностей.

Потребности – это внутреннее состояние человека, отража-

ющее физиологический и психологический дефицит чего-

либо.

Слайд 15

У каждого человека своя мотивация.

Слайд 16

Пирамида потребностей.

Слайд 17

Контроль:

Контроль – это процесс сопоставления фактически достиг-

нутых результатов с запланированными. Он обеспечивает

обратную связь между ожиданиями, определенными перво-

начальными планами менеджмента, и реальными показате-

лями деятельности организации.

Слайд 18

Виды контроля.

Слайд 19

Координация:

Координация – это центральная функция процесса управ-

ления, обеспечивающая, во-первых, его бесперебойность и

непрерывность и, во-вторых, взаимосвязь всех функций ме-

неджмента

Одно из основных правил успешной деятельности органи-

зации – согласованность действий менеджеров этой органи-

зации. Соответственно, главная задача координации – это

достижение согласованности в работе всех звеньев органи-

зации путем установления рациональных связей между

ними

Слайд 20

Цикл менеджмента:

Слайд 21

Ответы на тестовые задания:

Слайд 22

Домашнее задание: Опишите действия руководителя сред-

него звена по осуществлению функций управления строи-

тельной организацией и заполните таблицу.

Приложение В

Закрепление изученного материала

1. Общие функции управления

включают:

а) Планирование

б) Организацию

в) Проектирование

г) Мотивацию

д) Хранение

е) Контроль

2.Цели организации - это

а) Мысленное представление

результата деятельности

организации.

б) Эффективность деятельности

организации.

в) Формы и системы оплаты труда в

организации.

3.Стратегическое планирование –

это:

а) процесс выбора целей;

б) процесс выбора решений;

в) процесс выбора структуры.

4.Процесс планирования

предполагает:

а) разработку личных планов;

б) разработку планов организации;

в) разработку процедур принятия

решений.

5.Организация – это:

а) распределение полномочий;

б) управленческая функция;

в) метод управления.

6.Деятельность по организации

выполнения подчиненными

поставленных задач - это:

a) лидерство

b) мотивация

c) координация

d) организовывание

7.Мотивация относится к

управлению:

а) оборудованием;

б) трудовыми ресурсами;

в) продуктом.

8.Процесс побуждения

сотрудника к целенаправленным

действиям:

a) планирование

b) организация

c) мотивация

d) результаты анализа, аудита

9.Контроль – это:

а) способ проверки;

б) управленческая функция;

в) метод проверки.

10.Процесс регулирования

разных видов деятельности,

структур

организации - это:

a) анализ среды и стратегическое

планирование

b) контроль

c) мотивация

d) координация

Ответы на тестовые задания

№ вопроса

Вариант ответа

№ вопроса

Вариант ответа

1.

а,б,г,е.

6.

д

2.

а

7.

б

3.

а

8.

с

4.

б

9.

б

5.

б

10.

д

10баллов - оценка «5»

8 баллов – оценка «4»

6 баллов – оценка «3»

Критерии оценивания

Оценка за сегодняшнее занятие будет складываться из баллов, набранных

каждым студентом в 2-х этапах: блиц – опросе и ответов на тестовые задания.

Один правильный ответ в блиц – опросе равен 0,3 балла

Домашнее задание

Опишите действия руководителя среднего звена по осуществлению функций

управления строительной организацией и заполните таблицу.

Функции управления:

Действия руководителя:

Целеполагание

Планирование

Организация

Мотивация

Контроль



В раздел образования