Автор: Дерюшева Надежда Анатольевна
Должность: преподаватель экономических дисциплин
Учебное заведение: БПОУ УР Глазовский технический колледж
Населённый пункт: город Глазов, Удмуртская Республикаи
Наименование материала: Методическая разработка занятия по ПМ.03 "Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно–монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений"
Тема: Функции управления организацией
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УР
БПОУ УР «Глазовский технический колледж»
Методическая разработка занятия
По ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений при
выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции
зданий и сооружений
по специальности
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Тема: « Функции управления организацией»
Глазов, 2017 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании методической комиссии про-
фессионального цикла
специальности 08.02.01 «СЭЗиС»
Протокол № ___ от ___________20___ г.
РЕКОМЕНДОВАНО
к применению экспертной комиссией
БПОУ УР «Глазовский технический
колледж»
Председатель МК ______________
/____________________/
Зам. директора по УПР
_____________ /__________________/
« ___ » ____________20___ г.
Дерюшева
Н.А.
Методическая
разработка
занятия
по
ПМ.03
Организация
деятельности
структурных
подразделений
при
выполнении
строительно-монтажных
работ,
эксплуатации
и
реконструкции
зданий
и
сооружений
по специальности
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Тема: « Функции управления организацией».
В разработке представлена методика проведения занятия с применением
иновационных технологий. Использование данного метода изложения
данного материала в обучении студентов позволяет повысить
познавательный интерес к изучаемым дисциплинам, способствует развитию
исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия
решений.
Фронтальная форма деятельности реализуется через беседу- объяснения
нового учебного материала и активизацию познавательной деятельности.
Разработка предназначена преподавателям профессионального цикла для
проведения занятий на четвертом курсе.
2
Рецензент: М.С.Караваева преподаватель профессионального цикла
специальности СЭЗиС
Содержание проекта
1. Пояснительная записка………………………………………… 3 стр.
2. План занятия……………………………………………………. 6 стр.
3. Структура занятия ……………………………………………. 8 стр.
4. Источники информации………………………………………..10 стр.
5. Приложение А………………………………………………… 11 стр.
6. Приложение Б………………………………………………… 13 стр.
7. Приложение В…………………………………………………. 16 стр.
8. Презентация к уроку……………………………………………прилагается
3
1.Пояснительная записка
Данная методическая разработка открытого занятия предназначена для
изучения
темы
«
Функции
управления
организацией»
по
ПМ.03
«Организация
деятельности
структурных
подразделений
при
выполнении
строительно-монтажных
работ,
эксплуатации
и
реконструкции
зданий
и
сооружений» с применением совмещенных различных форм деятельности
обучающихся в условиях занятия сообщения нового материала.
Цели занятия определены с учетом требований ФГОС по специальности
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» к знаниям и
умениям
по
профессиональному
модулю.
Согласно
требованиям
обучающийся должен знать:
- функции управления организацией;
- приемы и методы управления структурными подразделениями, при
выполнении ими производственных задач;
- нормативно-техническую и распорядительную документацию по
вопросам организации деятельности строительных участков;
- общие принципы оперативного планирования производства
строительно-монтажных работ;
Кроме того, на выбор форм организации
деятельности обучающихся
влияют
требования
ФГОС
к
формированию
общих
компетенций,
включающих следующие способности:
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством;
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
за результат выполнения заданий;
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
Основной задачей проведения данного занятия является поддержание
устойчивого интереса и активности всех обучающихся на протяжении всего
4
занятия. В основе реализации этой задачи является сочетание различных
форм деятельности: фронтальной, групповой, индивидуальной.
Фронтальная форма деятельности реализуется через беседу - объяснение
нового
учебного
материала,
вопросы,
направленные
на
актуализацию
опорных знаний и познавательной деятельности, задания для закрепления
изученной темы.
5
2.План занятия
по ПМ.03 «Организация деятельности структурных подразделений при
выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции
зданий и сооружений»
Тема:
« Функции управления организацией»
Группа: 331
Специальность:
08.02.01
«Строительство
и
эксплуатация
зданий
и
сооружений»
Место проведения: учебный кабинет 4501«Экономика организации»,
«Оперативное управление деятельностью структурных подразделений»
Цели занятия:
Обучающая:
- сформировать знания о функциях управления организацией, видах и
формах различных функций управления организации.
Развивающая:
- формировать умение воспринимать и осмысливать новые знания;
-
развивать
логическое
мышление
(умение
выделять
главное,
сравнивать, сопоставлять, обобщать, анализировать);
- развивать познавательный интерес;
- развивать профессиональный интерес, профессиональные качества.
Воспитательная:
- формировать коммуникативные качества студента;
-
формировать
умение
вести
дискуссию,
умение
работать
в
одной
команде, защищать собственную точку зрения;
- формировать умение составлять краткий, убедительный ответ;
- формировать навыки профессионально-грамотной речи;
- формировать интерес к будущей профессиональной деятельности,
стремления к приобретению профессиональных навыков.
Тип занятия: урок сообщения новых знаний и закрепления.
6
Межпредметные
связи:
Экономика
организации,
Правовое
обеспечение профессиональной деятельности, Основы предпринимательства.
Оборудование:
- Ноутбук,
- Мультимедийный проектор,
- Экран.
Наглядные пособия: мультимедийная презентация по вопросам темы.
Опережающее задание студентам: повторить теоретический материал
по предыдущим темам.
7
3.Структура Занятия
№
Элемент занятия
Деятельность преподавателя
Деятельность студента
время
1.
Организационный этап.
Приветствие студентов.
Отметка отсутствующих в журнале
учебных занятий.
Приветствие преподавателя.
2мин.
2.
Актуализация
опорных знаний.
Блиц-опрос.
Ответы на поставленные
вопросы.
10мин.
3.
Сообщение темы и
целей занятия.
Демонстрация слайдов 1,2 «Тема и план
урока»
Информирование о значимости темы занятия
в
практической деятельности.
Запись темы и плана урока.
5мин.
4.
Сообщение новых
знаний.
Изложение нового материала с применением
визуальной
технологии.
56мин.
1вопрос «Понятие
функции управления»
Демонстрация слайдов 3,4.
Активизация познавательной деятельности.
Ведение конспекта
Формулирование ответов на
Вопросы.
8мин
2вопрос
«Целеполагание».
Демонстрация слайдов 5,6,7.
Активизация познавательной деятельности:
− какие два основных вида постановки цели
существуют?
Ведение конспекта
Формулирование ответов на
Вопросы.
8мин
3вопрос
«Планирование».
Демонстрация слайдов 8,9,10,11.
Активизация познавательной деятельности:
− назовите виды планирования по срокам
Ведение конспекта
Формулирование ответов на
Вопросы.
8мин
проведения?
4вопрос
«Организация».
Демонстрация слайдов 12,13.
Активизация познавательной деятельности:
− в чем заключается целевое назначение
организации как
функции?
Ведение конспекта
Формулирование ответов на
Вопросы.
8мин
5вопрос «Мотивация».
Демонстрация слайдов 14,15,16.
Активизация познавательной деятельности:
− что общего между стимулом и мотивом?
Ведение конспекта
Формулирование ответов на
Вопросы.
8мин
6вопрос «Контроль».
Демонстрация слайдов 17,18.
Активизация познавательной деятельности:
− какие виды контроля существуют?
Ведение конспекта
Формулирование ответов на
Вопросы.
8мин
7вопрос
«Координация».
Демонстрация слайдов 19.
Активизация познавательной деятельности:
− что является объектом функции
координирования?
Ведение конспекта
Формулирование ответов на
Вопросы.
8мин
5.
Закрепление
изученного материала
Демонстрация слайда 20 критерии
оценивания
Выдача тестовых заданий и проверка их
выполнения
Ответы на тестовые задания.
10мин.
6.
Анализ и оценка работы
студентов.
Достижение целей занятия. Характеристика
работы студентов в ходе занятия.
4мин.
7.
Информирование о
домашнем задании.
Демонстрация слайда 22
«Домашнее задание»
Опишите действия
руководителя среднего звена по
осуществлению функций управления
строительной организацией и заполните
таблицу.
Фиксирование домашнего
задания в конспектах.
3мин.
Источники информации:
1.
Косьмин
А.Д.,
Свинтицкий
Н.В.
Менеджмент.-М.:Издательский
центр «Академия», 2013г. – 208 с.
2. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В.
В. Глухов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2013. – 600 с.
3. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. –
Минск: Современная школа, 2012. – 635 с.
4. Демчук, О. Н. Теория организации: учеб. пособие. М.: Флинта:
МПСИ, 2013 – 264 с.
5. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента: учеб. пособие. – М.: Новое
знание, 2013 – 336 с.
6. Райченко, А.В. Общий менеджмент: учебник. / А.В. Райченко – М.:
Изд-во Инфра − М, 2012. – 384 с.
7. Семенов, А.К., Набоков, В.И. Основы менеджмента: учебник – М.:
Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2012.− 556с.
Приложение А
Блиц-опрос.
1.Дайте определение менеджмента.
– комплекс взаимосвязанных действий по организации и управлению
коллективом.
– особая дисциплина, которая изучает процессы управления организаци-
ями.
– обобщение опыта людей, которым приходилось управлять организаци-
ей.
2.Цель менеджмента?
- обеспечение прибыльности деятельности фирмы путем рациональной
организации производственного процесса, управления производством.
3. Задачи менеджмента.
- повышение качества продукции;
- внедрение новых технологий;
-рациональная организация производства товаров и услуг.
4. Кого можно назвать менеджером?
- профессионала по организации и управлению производством, сбытом;
- человек, занимающий управленческую должность и наделен полномо-
чиями принимать решения.
5. На какие группы подразделяют менеджеров?
- высший уровень
- средний уровень
- низший уровень
6. Кто относится к менеджерам высшего уровня?
- генеральные директора, директора, члены правления.
7. Кто относится к менеджерам среднего уровня?
- руководители управлений, цехов, отделов.
8. Кто относится к менеджерам низшего уровня?
- руководители подотделов, бригад.
9. Дайте определение понятию организация (фирма).
- группа людей, деятельность которых направлена на достижение каких
либо целей.
10. Что собой представляет формальная группа?
- это группа людей, сформированная руководством для достижения це-
лей организации.
11. Что собой представляет неформальная группа?
- стихийно образовавщаяся группа людей в соответствии с их общими
интересами.
12. Что собой представляет внутренняя среда организации?
- это все то, что находится внутри организации: персонал, ресурсы, пра-
вила, технологии.
13. Структура внешней среды организации.
- микросреда (партнеры, потребители, поставщики, конкуренты)
- макросреда (государство, политика, экономика, налоговая система)
14. Что такое делегирование?
- распределение полномочий и ответственности.
15. Что является объектом управления?
-орган, воспринимающий управляющее воздействие со стороны субъек-
та управления (работник, трудовой коллектив).
16. Что является субъектом управления?
- часть системы управления, которая является источником воздействия
на объект (совокупность отделов, служб).
17. Тождественны ли понятия «руководитель» и «менеджер».
- Не всегда руководителя можно назвать менеджером.
Менеджер работает на экономический результат: получение прибыли и
достижение эффективности производства.
Приложение Б
Комментарии к презентации
Слайд 1
Тема: Функции управления организацией
Слайд 2
Содержание:
Понятие функций управления.
Целеполагание.
Планирование.
Организация.
Мотивация.
Контроль.
Координация.
Слайд 3
Понятие функции управления:
Управление – это процесс планирования, организации,
мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы до-
стичь цели организации.
Функция управления – особый, характерный, качественно
однородный вид управленческой деятельности, выделив-
шийся в результате разделения управленческого труда, с по-
мощью которого субъект управления воздействует на управ-
ляемый объект
Слайд 4
Функции управления:
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль
Координация
Слайд 5
Целеполагание:
Целеполагание – процесс создания и формирования цели,
один из важнейших элементов процесса управления.
Цель – осознанное представление о том результате, кото-
рый должен быть достигнут путем направленных усилий
личности в ходе ее взаимодействия и общения.
Слайд 6
Иерархия целей
Слайд 7
Главное - поставь цель
Слайд 8
Планирование:
Плани́
рование — оптимальное распределение ресурсов
для достижения поставленных целей, деятельность
связанная с постановкой целей, задач и действий в будущем.
Сущность планирования- состоит в том, что оно позволяет
оптимальным образом согласовывать индивидуальные уси-
лия членов организации и ее подразделений для достижения
ее целей.
Слайд 9
Основные принципы планирования:
Принцип единства предполагает, что планирование в орга-
низации должно иметь системный характер.
Принцип участия означает, что каждый член организации
становится участником плановой деятельности независимо
от должности и выполняемой им функции.
Принцип непрерывности предполагает, что:
процесс планирования на предприятии должен осуще-
ствляться постоянно в рамках установленного цикла.
Принцип гибкости заключается в придании планам и про-
цессу планирования способности менять свою направлен-
ность в связи с возникновением непредвиденных обстоя-
тельств.
Принцип точности означает, что всякий план должен быть
составлен с такой степенью точности, которая возможна.
Слайд 10
Уровни планирования:
Стратегическое планирование.
Тактическое планирование.
Оперативное планирование.
Слайд 11
Этапы планирования.
Слайд 12
Организация:
Организация - это процесс создания структуры предприятия
и упорядочение происходящих в ней событий.
Организация- это постановка определенных задач перед
каждым подчиненным, делегирование части полномочий
подчиненным, разработка каналов управления и передачи
информации, координация работы подчиненных.
Слайд 13
Принципы организации.
Слайд 14
Мотивация:
Мотива́
ция - побуждение к действию; динамический про-
цесс психофизиологического плана, управляющий поведе-
нием человека, определяющий его направленность, органи-
зованность, активность и устойчивость; способность чело-
века деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотив - это материальный или идеальный предмет, дости-
жение которого выступает смыслом деятельности.
Мотивирование - это побуждение к активной трудовой дея-
тельности, основанное на удовлетворении важных для чело-
века потребностей.
Потребности – это внутреннее состояние человека, отража-
ющее физиологический и психологический дефицит чего-
либо.
Слайд 15
У каждого человека своя мотивация.
Слайд 16
Пирамида потребностей.
Слайд 17
Контроль:
Контроль – это процесс сопоставления фактически достиг-
нутых результатов с запланированными. Он обеспечивает
обратную связь между ожиданиями, определенными перво-
начальными планами менеджмента, и реальными показате-
лями деятельности организации.
Слайд 18
Виды контроля.
Слайд 19
Координация:
Координация – это центральная функция процесса управ-
ления, обеспечивающая, во-первых, его бесперебойность и
непрерывность и, во-вторых, взаимосвязь всех функций ме-
неджмента
Одно из основных правил успешной деятельности органи-
зации – согласованность действий менеджеров этой органи-
зации. Соответственно, главная задача координации – это
достижение согласованности в работе всех звеньев органи-
зации путем установления рациональных связей между
ними
Слайд 20
Цикл менеджмента:
Слайд 21
Ответы на тестовые задания:
Слайд 22
Домашнее задание: Опишите действия руководителя сред-
него звена по осуществлению функций управления строи-
тельной организацией и заполните таблицу.
Приложение В
Закрепление изученного материала
1. Общие функции управления
включают:
а) Планирование
б) Организацию
в) Проектирование
г) Мотивацию
д) Хранение
е) Контроль
2.Цели организации - это
а) Мысленное представление
результата деятельности
организации.
б) Эффективность деятельности
организации.
в) Формы и системы оплаты труда в
организации.
3.Стратегическое планирование –
это:
а) процесс выбора целей;
б) процесс выбора решений;
в) процесс выбора структуры.
4.Процесс планирования
предполагает:
а) разработку личных планов;
б) разработку планов организации;
в) разработку процедур принятия
решений.
5.Организация – это:
а) распределение полномочий;
б) управленческая функция;
в) метод управления.
6.Деятельность по организации
выполнения подчиненными
поставленных задач - это:
a) лидерство
b) мотивация
c) координация
d) организовывание
7.Мотивация относится к
управлению:
а) оборудованием;
б) трудовыми ресурсами;
в) продуктом.
8.Процесс побуждения
сотрудника к целенаправленным
действиям:
a) планирование
b) организация
c) мотивация
d) результаты анализа, аудита
9.Контроль – это:
а) способ проверки;
б) управленческая функция;
в) метод проверки.
10.Процесс регулирования
разных видов деятельности,
структур
организации - это:
a) анализ среды и стратегическое
планирование
b) контроль
c) мотивация
d) координация
Ответы на тестовые задания
№ вопроса
Вариант ответа
№ вопроса
Вариант ответа
1.
а,б,г,е.
6.
д
2.
а
7.
б
3.
а
8.
с
4.
б
9.
б
5.
б
10.
д
10баллов - оценка «5»
8 баллов – оценка «4»
6 баллов – оценка «3»
Критерии оценивания
Оценка за сегодняшнее занятие будет складываться из баллов, набранных
каждым студентом в 2-х этапах: блиц – опросе и ответов на тестовые задания.
Один правильный ответ в блиц – опросе равен 0,3 балла
Домашнее задание
Опишите действия руководителя среднего звена по осуществлению функций
управления строительной организацией и заполните таблицу.
Функции управления:
Действия руководителя:
Целеполагание
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль