Автор: Ильдейкина Мария Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Кубинская сш N2
Населённый пункт: г. Кубинка
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: "Что мы знаем о книгах"
Раздел: начальное образование
Сценарий внеклассного мероприятия «Что мы знаем о книгах?»
Действующие лица:
Учитель
Учащиеся
Учитель: Здравствуйте, дети, садитесь. Скажите мне, с чего начинается
книга?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Учитель: Совершенно верно, обложки, но никогда не судите книгу по
ней, ведь содержание важнее. Кто мне скажет, о чем же сегодня будет идти
речь?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Учитель: Правильно, о книгах.
Учитель: А все ли относятся к книгам бережно и аккуратно?
Ответы учащихся.
Учитель: А как вы думаете, почему нужно к ним так относиться?
Ответы учащихся.
Учитель: Книга – самое ценное богатство человека, так как из неё мы
черпаем для себя много нового и интересного. В древние времена книга
стоила очень дорого, потому что она писалась от руки. Продав одну книгу,
можно было купить стадо коров. А сейчас книги доступны всем. Что может
быть лучше увлекательной, хорошо написанной книги, которая дарит нам
многие
часы
удовольствия?
Но,
к
сожалению,
мы
не
всегда
бережно
относимся
к
этому
чуду.
Некоторые
считают,
что
книгу
можно
порвать,
рисовать
в
ней
рожицы,
зная,
что
можно
пойти
и
купить
другую.
Мы
забываем о том, что за книгой стоит колоссальный труд многих людей.
Учитель: Книгам посвящено множество праздников, кто знает, что это
за праздники?
(14
февраля
–
Всемирный
день
дарения
книги;
2
апреля
–
Международный день детской книги).
Учащиеся: 14 февраля – Всемирный день дарения книги; 2 апреля –
Международный день детской книги.
Учитель: Вот что мы можем знать о книгах, давайте же разберем эти
знания подробней. А для этого мы на корабле отправимся в великую страну
знаний и мудрости «Книженция»! Готовы?
Учащиеся: Да/нет.
Учитель: И
первой
нашей
остановкой,
чтобы
пополнить
запасы,
станет
остров
«Книжкина
больница».
Но
чтобы
сойти
на
него,
нужно
разгадать загадки, спрятанные в тексте. Готовы?
Ответы учащихся.
Учитель: Жил да был на свете мальчик Петя. Мальчик был неряшлив и
неаккуратен с вещами, а именно с книгами. Уж очень они ему не нравились.
Не понимал он, как с ними обращаться вообще нужно. Возьмет книжку
грязными, маслеными руками, начнет есть и читать одновременно, начнет
страничку
переворачивать,
да
так,
что
порвет
ее.
Устанет,
раз
уголок
у
странички загнет и пойдет по своим делам. Потом вернется, сядет за уроки с
чаем, а кружку на книжку поставит. Вместо того, чтобы пометки в тетради
делать, он их в книге ставит. И так за годом год, покуда мама ему не скажет,
что так нельзя. А что нельзя он так и не понимал. Может быть вы сможете
ему помочь? Что он делал не так?
Учащиеся
говорят
ошибки,
которые
допускал
Петя,
тем
самым
выводя правила пользования книгами.
1.Не бери книгу грязными руками.
2.Не рисуй в книге ни в коем случае, это не альбом для рисования.
3.Переворачивай страницы аккуратно, чтобы не порвать их.
4.Не ешь во время чтения книги!
5.Не загибай листы в книге и не вкладывай ручку, карандаш и прочие
посторонние предметы.
6.Пользуйся закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил
читать.
Учитель: Совершенно верно, ребята! Теперь вы знаете, как нужно
обращаться
с
книгами.
Наши
запасы
пополнились,
и
мы
можем
плыть
дальше, следующей остановкой, станет остров под названием «Читайна»!
Как вы думаете, что нас может ожидать здесь?
Ответы учащихся.
Учитель: Верно, здесь, мы с вами проверим наши знания о книгах! Нас
ожидает забавная
викторина,
которая
проверит,
как
хорошо
вы
читаете
сказки. Как только мы пройдем это препятствие, мы получим координаты
последнего острова. Для этого я вас поделю на три команды: первый ряд –
красные паруса, второй ряд – зеленые паруса, третий ряд – желтые паруса.
Каждому ряду будет задаваться вопрос, я выберу одного человека с ряда по
поднятой руке, если ответ правильный, то команде засчитывается 1 балл,
если нет – отвечает другая команда.
Учащиеся
поделены
на
команды,
поднимают
руки,
отвечают
на
вопросы, получают баллы.
Вопросы и ответы:
1.Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)
2.Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова?
(Наф-Наф)
3.Кто укусил лису из сказки «Доктор Айболит»? (Оса)
4.Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»?
(Хвостом)
5.Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами?
(«Ребята, давайте жить дружно!»)
6.Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)
7.Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)
8.От кого укрывалась девочка с братцем на берегу речки, под яблоней, в
печке. (от гусей-лебедей)
9.Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой?
(Герда)
10.Что болело у маленьких акулят в сказке «Доктор Айболит»? (Зубки)
11.Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал
милиционером? (Дядя Степа)
12.Кто
является
умывальников
начальник
и
мочалок
командир?
(Мойдодыр)
13.Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии?
(Братья Гримм)
14.Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»?
(Январь)
15.На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет)
16.Насколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад)
17.Сколько щелчков проиграл поп балде в сказке Пушкина? (Три)
Учитель: Вы большие молодцы! Отлично справились с викториной.
Вот и координаты последнего острова: около рифов поэзии, справа от скал
музы, напротив залива вдохновения лежит столица Книженции – остров
«Творития». Готовы к отправлению?
Ответы учащихся.
Учитель: Тогда вперед! Здесь творческий конкурс. От каждый команды
будет нужно несколько человек, они будут показывать отрывки из сказок.
Ведь именно в сказках мы можем быть рыцарями и принцессами, драконами
и зайцами, мы можем быть теми, кем захотим.
Учащиеся задорно выполняют поставленное задание.
Тексты:
«Война грибов»
В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами.
Гриб боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все
грибы глядючи, стал приказывать:
— Приходите вы, белянки, ко мне на войну!
Отказалися белянки:
— Мы — столбовые дворянки! Не пойдем на войну!
— Приходите, вы, рыжики, ко мне на войну!
Отказались рыжики:
— Мы — богаты мужики! Не пойдем на войну!
— Приходите вы, волнушки, ко мне на войну!
Отказалися волнушки:
— Мы, волнушки, — старушки! Не пойдем на войну!
— Приходите вы, опенки, ко мне на войну!
Отказалися опенки:
— У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну!
— Приходите, грузди, ко мне на войну!
— Мы, грузди, — ребятушки дружны! Пойдем на войну!
«Привычки»
Ехали три молодых парня по реке в легоньком стружке. У одного была
привычка утирать под носом указательным пальцем, у другого — постоянно
зачесывать волосы рукою, а у третьего почесывать бока.
Разговорились
они
между
собой.
Тот,
который
утирал
под
носом
пальцем, сказал:
— Братцы! Не худо бы нам отстать от своих привычек!
Другие согласились с ним.
Посидели так какое-то время, а у каждого рука так и чешется: у одного
тянется к носу, у другого — к голове, у третьего к бокам.
Тут увидели, что к ним подплывает лодка.
Первый парень крепился, крепился, да и сказал, подтирая под носом:
— А воно наши-то едут, воно!
Другой, зачесывая волосы, крикнул:
— Сюда, наши! Сюда, наши!
А третий привскочил радостный и, почесывая бока, сказал:
— Наши едут, скоро будут!
«Колобок»
Жили-были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
—
Поди-ка,
старуха,
по
коробу
поскреби,
по
сусеку
помети,
не
наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и
наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на
окошко студить положила.
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с
лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на
крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
«Репка»
Посадил дед репку и говорит:
— Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!
Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку.
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку.
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку.
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут — и вытянули репку.
Учитель: Молодцы,
ребята!
Мы
с
вами
с
гордостью
и
легкостью
прошли все препятствия, которые нас поджидали на островах! И за это
страна «Книженция» решила подарить вашему классу книжку со сказками
Александра Сергеевича Пушкина.
Учитель: Но перед тем как получить заветный приз, скажите мне. Что
же мы с вами сегодня узнали про книги?
Учащиеся отвечают, что книги начинаются с обложки, их нужно
беречь, из книг мы можем узнать много нового и интересного.
Учитель: Правильно, книги – это наше все! Без них мы не сможем
прожить, не сможем получить образование, поэтому важно читать, читать и
еще раз читать!