Автор: Стеганцова Марина Александровна
Должность: преподаватель специального фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №9
Населённый пункт: Город Воронеж
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока по специальности "фортепиано"
Тема: "Первый урок фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа
искусств №9" города Воронежа
Методическая разработка открытого урока по специальности «фортепиано»
Тема: «Первый урок фортепиано»
Подготовила: Стеганцова М.А.
Преподаватель по классу «фортепиано»
высшей квалификационной категории
2018г. Воронеж
Методическая разработка открытого урока по специальности «фортепиано»
Тема: «Первый урок фортепиано»
Автор: Стеганцова Марина Александровна
Описание: Огромное значение в обучении игре на фортепиано имеет первый урок. От него во
многом зависит желание ребенка заниматься музыкой, это первый контакт с преподавателем,
ознакомление с инструментом, первые прикосновения, первые музыкальные впечатления и первые
навыки игры на фортепиано. В игровой, доступной для ребенка форме, формируется
пианистический аппарат, даются первые познания в музыкальной грамоте, дается эмоциональный
творческий настрой на обучение. В процессе урока ребенок двигается, выполняет различные
упражнения, слушает, поет, думает, отвечает на поставленные вопросы, запоминает и закрепляет
полученную информацию. Урок проводится в присутствии родителей, пскольку доказано
положительное воздействие их участие в учебном процессе на начальном этапе.
Предмет: специальное фортепиано.
Тип занятия: индивидуальное
Форма урока: практическое занятие.
Цель урока: Дать первоначальные навыки игры на фортепиано. Разбудить желание заниматься
на инструменте.
Задачи:
Образовательные
- Познакомить с инструментом фортепиано, с его звучанием, строением, регистрами.
-Познакомить с расположением нот на клавиатуре
-Познакомить с расположением нот на нотном стане
-Научить выполнению упражнений для развития пианистического аппарата
Развивающие
-Развитие слуха
-Развитие музыкальной памяти
Развитие двигательных пианистических навыков
-Развитие чувства ритма
-Развитие эмоционального отношения к музыке
Воспитательные
-Воспитание интереса к инструменту фортепиано
-Воспитание любви к музыке
-Воспитание усильчивости, собранности, трудолюбия, внимания
-Воспитание правильного поведения за инструментом (посадка, звукоизвлечение)
-Воспитание культуры общения с преподавателем
Оборудование: два инструмента фортепиано, подставка под ноги и на сиденье, четыре стула,
доска, обтянутая фланелевой ворсистой тканью с изображением нотного стана.
Ожидаемый результат.
Учащийся познакомится с инструментом, получит первые познания музыкальной грамоты,
получит первые навыки формирования пианистического аппарата.
План урока:
1.Организационная часть- 2минуты.
2.Основная часть урока- 35минут
3.Закрепление-5минут
4.Заключительная часть урока (подведение итогов, домашнее задание, самооценка)-3 минуты
Приемы и методы, используемые на уроке:
-Словесное объяснение
-Показ
-Практический метод
-Игровой метод
-Метод наблюдения
-Метод анализа
1.Организационная часть. Озвучить тему урока и основную его задачу. Настроить ребенка на
рабочий лад.
2.Основная часть.
а)Знакомство с инструментом.
Открыть крышку пианино, дать возможность ребенку заглянуть внутрь инструмента, обратить
внимание на толщину струн, на то, как работают молоточки, как возникает звук.
Поговорить о различии пианино и рояля. Познакомить ребенка с низким, средним, и высоким
регистрами в форме игры «Медведь- лиса- птичка»
б)Прежде чем посадить ребенка за инструмент выполняем упражнения на расслабление мышц
плечевого пояса по Артоболевской:
Шалтай Болтай». Встать прямо, опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом
одновременно с этим, увеличивать наклон, а затем, постепенно распрямляться, возвращаясь в
исходное положение.
«Мельница» Встать ровно, ноги на расстоянии ступни. Опустить обе руки свободно, пусть они
висят вдоль туловища, как плети. Начать раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад-
вперед, все выше и выше, пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная
мельница.
3атем делаем упражнения за столом на развитие двигательных навыков пальцев и кисти.
Укладываем руку на стол вместе с локтем, ставим пальчики на подушечки, при этом запястье чуть
приподнимаем. Начинаем рассказывать сказку про пять братьев: «Жили-были пять братьев, у
каждого из них была своя лошадка. У первого брата лошадка умела бить ножкой вот так…
(показываем удар по столу округленного первого пальца.) У второго брата лошадка била ножкой
вот так…(показываем удар второго пальца) и т. д. Вдруг напал на братьев Змей Горыныч. Решил он
уничтожить каждого брата по отдельности. Дыхнул он своим огненным дыханием на первого
брата , его лошадка остановилась и замерла без движения. Тогда на помощь пришли другие братья
и заступились за первого брата вот так… (показываем как бьют копытами одновременно лошадки
оставшихся четырех братьев при неподвижном первом). Напал Змей Горыныч на второго брата.
Теперь его лошадка замерла, а все остальные братья стали отбиваться от Змея Горыныча вот так…
(при неподвижном втором пальце, остальные округленные пальчики приподнимаются и
производят удар по столу) и т. д. Сказка продолжается до спасения пятого брата. Вот и победили
братья Змея Горыныча, потому что были они дружные и заступались друг за друга».
в)Посадка за инструментом.
Высоту посадки определяем по локтю, который должен находиться чуть выше дереиянной
части клавиатуры. Опора в ногах. Спина прямая. Делаем упражнения за инструментом. Прогнув
спину достаем правой рукой до последней клавиши справа, левой рукой до последней клавиши
слева. Наклон вперед грудь при опущенных и расслабленных руках вдоль туловища, возвращаясь в
исходное положение.
Ставим третий палец на ноту «до». При этом запястье ровное, все пальчики опущены и слегка
округлены. Знакомство с расположением нот на клавиатуре происходит с ориентацией на черные
клавиши. Выполняем упражнение «Радуга». «Рисуем» радугу от «до» до «до», от «ре» до «ре»
И т. д. Упражнение выполняем правой и левой руками. Затем играем восемь нот подряд 3
пальцем с пением каждой ноты. Упражнение выполняем правой и левой руками.
Г) Физкультминутка. Играем марш, вальс, польку. Просим ребенка подвигаться под музыку и
словами охарактеризовать ее.
д) Знакомство с нотами на нотном стане.
На специальной доске, обтянутой ворсистой фланелевой тканью изображен нотный стан. Здесь
располагаем нотки-картинки, изготовленные из бархатной бумаги по порядку. Такие нотки легко
прилипают и легко снимаются с доски. Даем снятые нотки ребенку в руки и просим прикрепить их
обратно, подсказываем их расположение.
Поем нотную песенку под аккомпанемент преподавателя:
Нотка соль на второй ну-ка спой,
А на первой ми-повтори.
Фа застряла, фа застряла между первой и второй,
Фа не стала, фа не стала жить ни с ми ни с ноткой соль.
Ре к линеечке прилипла, ну никак не оторвешь.
Ноту «до» в подвале ты найдешь.
Между три и два-ля, ля, ля.
Раз, два, три- си,си,си.
3. Закрепление пройденного материала
Ответить на вопросы и показать на инструменте:
Где на инструменте низкие, где средние, где высокие звуки?
Показать на инструменте ноту «до», «фа» и др. ноты.
Какие нотки живут на нотном стане на 1, 2, 3 линеечках?
Какие нотки живут между 1и 2, между 2 и 3 линеечками?
4. Заключительная часть.
Домашнее задание: выполнять упражнение «Радуга» и другие упражнения для рук, учить
расположение нот на клавиатуре и на нотном стане, выучить нотную песенку.
Беседа с учеником.
Понравился ли тебе урок? Расскажи о своих впечатлениях. Как ты занимался на уроке-был
внимателен или отвлекался? Расскажи что у тебя получилось, а что не очень.
Методическая литература
1.А.Д. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» Москва. Советский композитор 1985г.
2.А.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано». Москва «Музыка»1978г.
3. Е. Железнова Бим! Бом! Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах.
4. Л. Абелян. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего
школьного возраста. Москва «Композитор» 1992г.