Напоминание

"Первый урок фортепиано"


Автор: Стеганцова Марина Александровна
Должность: преподаватель специального фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №9
Населённый пункт: Город Воронеж
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока по специальности "фортепиано"
Тема: "Первый урок фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа

искусств №9" города Воронежа

Методическая разработка открытого урока по специальности «фортепиано»

Тема: «Первый урок фортепиано»

Подготовила: Стеганцова М.А.

Преподаватель по классу «фортепиано»

высшей квалификационной категории

2018г. Воронеж

Методическая разработка открытого урока по специальности «фортепиано»

Тема: «Первый урок фортепиано»

Автор: Стеганцова Марина Александровна

Описание: Огромное значение в обучении игре на фортепиано имеет первый урок. От него во

многом зависит желание ребенка заниматься музыкой, это первый контакт с преподавателем,

ознакомление с инструментом, первые прикосновения, первые музыкальные впечатления и первые

навыки игры на фортепиано. В игровой, доступной для ребенка форме, формируется

пианистический аппарат, даются первые познания в музыкальной грамоте, дается эмоциональный

творческий настрой на обучение. В процессе урока ребенок двигается, выполняет различные

упражнения, слушает, поет, думает, отвечает на поставленные вопросы, запоминает и закрепляет

полученную информацию. Урок проводится в присутствии родителей, пскольку доказано

положительное воздействие их участие в учебном процессе на начальном этапе.

Предмет: специальное фортепиано.

Тип занятия: индивидуальное

Форма урока: практическое занятие.

Цель урока: Дать первоначальные навыки игры на фортепиано. Разбудить желание заниматься

на инструменте.

Задачи:

Образовательные

- Познакомить с инструментом фортепиано, с его звучанием, строением, регистрами.

-Познакомить с расположением нот на клавиатуре

-Познакомить с расположением нот на нотном стане

-Научить выполнению упражнений для развития пианистического аппарата

Развивающие

-Развитие слуха

-Развитие музыкальной памяти

Развитие двигательных пианистических навыков

-Развитие чувства ритма

-Развитие эмоционального отношения к музыке

Воспитательные

-Воспитание интереса к инструменту фортепиано

-Воспитание любви к музыке

-Воспитание усильчивости, собранности, трудолюбия, внимания

-Воспитание правильного поведения за инструментом (посадка, звукоизвлечение)

-Воспитание культуры общения с преподавателем

Оборудование: два инструмента фортепиано, подставка под ноги и на сиденье, четыре стула,

доска, обтянутая фланелевой ворсистой тканью с изображением нотного стана.

Ожидаемый результат.

Учащийся познакомится с инструментом, получит первые познания музыкальной грамоты,

получит первые навыки формирования пианистического аппарата.

План урока:

1.Организационная часть- 2минуты.

2.Основная часть урока- 35минут

3.Закрепление-5минут

4.Заключительная часть урока (подведение итогов, домашнее задание, самооценка)-3 минуты

Приемы и методы, используемые на уроке:

-Словесное объяснение

-Показ

-Практический метод

-Игровой метод

-Метод наблюдения

-Метод анализа

1.Организационная часть. Озвучить тему урока и основную его задачу. Настроить ребенка на

рабочий лад.

2.Основная часть.

а)Знакомство с инструментом.

Открыть крышку пианино, дать возможность ребенку заглянуть внутрь инструмента, обратить

внимание на толщину струн, на то, как работают молоточки, как возникает звук.

Поговорить о различии пианино и рояля. Познакомить ребенка с низким, средним, и высоким

регистрами в форме игры «Медведь- лиса- птичка»

б)Прежде чем посадить ребенка за инструмент выполняем упражнения на расслабление мышц

плечевого пояса по Артоболевской:

Шалтай Болтай». Встать прямо, опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом

одновременно с этим, увеличивать наклон, а затем, постепенно распрямляться, возвращаясь в

исходное положение.

«Мельница» Встать ровно, ноги на расстоянии ступни. Опустить обе руки свободно, пусть они

висят вдоль туловища, как плети. Начать раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад-

вперед, все выше и выше, пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная

мельница.

3атем делаем упражнения за столом на развитие двигательных навыков пальцев и кисти.

Укладываем руку на стол вместе с локтем, ставим пальчики на подушечки, при этом запястье чуть

приподнимаем. Начинаем рассказывать сказку про пять братьев: «Жили-были пять братьев, у

каждого из них была своя лошадка. У первого брата лошадка умела бить ножкой вот так…

(показываем удар по столу округленного первого пальца.) У второго брата лошадка била ножкой

вот так…(показываем удар второго пальца) и т. д. Вдруг напал на братьев Змей Горыныч. Решил он

уничтожить каждого брата по отдельности. Дыхнул он своим огненным дыханием на первого

брата , его лошадка остановилась и замерла без движения. Тогда на помощь пришли другие братья

и заступились за первого брата вот так… (показываем как бьют копытами одновременно лошадки

оставшихся четырех братьев при неподвижном первом). Напал Змей Горыныч на второго брата.

Теперь его лошадка замерла, а все остальные братья стали отбиваться от Змея Горыныча вот так…

(при неподвижном втором пальце, остальные округленные пальчики приподнимаются и

производят удар по столу) и т. д. Сказка продолжается до спасения пятого брата. Вот и победили

братья Змея Горыныча, потому что были они дружные и заступались друг за друга».

в)Посадка за инструментом.

Высоту посадки определяем по локтю, который должен находиться чуть выше дереиянной

части клавиатуры. Опора в ногах. Спина прямая. Делаем упражнения за инструментом. Прогнув

спину достаем правой рукой до последней клавиши справа, левой рукой до последней клавиши

слева. Наклон вперед грудь при опущенных и расслабленных руках вдоль туловища, возвращаясь в

исходное положение.

Ставим третий палец на ноту «до». При этом запястье ровное, все пальчики опущены и слегка

округлены. Знакомство с расположением нот на клавиатуре происходит с ориентацией на черные

клавиши. Выполняем упражнение «Радуга». «Рисуем» радугу от «до» до «до», от «ре» до «ре»

И т. д. Упражнение выполняем правой и левой руками. Затем играем восемь нот подряд 3

пальцем с пением каждой ноты. Упражнение выполняем правой и левой руками.

Г) Физкультминутка. Играем марш, вальс, польку. Просим ребенка подвигаться под музыку и

словами охарактеризовать ее.

д) Знакомство с нотами на нотном стане.

На специальной доске, обтянутой ворсистой фланелевой тканью изображен нотный стан. Здесь

располагаем нотки-картинки, изготовленные из бархатной бумаги по порядку. Такие нотки легко

прилипают и легко снимаются с доски. Даем снятые нотки ребенку в руки и просим прикрепить их

обратно, подсказываем их расположение.

Поем нотную песенку под аккомпанемент преподавателя:

Нотка соль на второй ну-ка спой,

А на первой ми-повтори.

Фа застряла, фа застряла между первой и второй,

Фа не стала, фа не стала жить ни с ми ни с ноткой соль.

Ре к линеечке прилипла, ну никак не оторвешь.

Ноту «до» в подвале ты найдешь.

Между три и два-ля, ля, ля.

Раз, два, три- си,си,си.

3. Закрепление пройденного материала

Ответить на вопросы и показать на инструменте:

Где на инструменте низкие, где средние, где высокие звуки?

Показать на инструменте ноту «до», «фа» и др. ноты.

Какие нотки живут на нотном стане на 1, 2, 3 линеечках?

Какие нотки живут между 1и 2, между 2 и 3 линеечками?

4. Заключительная часть.

Домашнее задание: выполнять упражнение «Радуга» и другие упражнения для рук, учить

расположение нот на клавиатуре и на нотном стане, выучить нотную песенку.

Беседа с учеником.

Понравился ли тебе урок? Расскажи о своих впечатлениях. Как ты занимался на уроке-был

внимателен или отвлекался? Расскажи что у тебя получилось, а что не очень.

Методическая литература

1.А.Д. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» Москва. Советский композитор 1985г.

2.А.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано». Москва «Музыка»1978г.

3. Е. Железнова Бим! Бом! Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах.

4. Л. Абелян. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего

школьного возраста. Москва «Композитор» 1992г.



В раздел образования