Напоминание

"ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО" (к 88–летию академика Трубачёва И.Н.)


Автор: Лебединская Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Лицей № 6 Ворошиловского района Волгограда"
Населённый пункт: г. Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: "ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО" (к 88–летию академика Трубачёва И.Н.)
Раздел: начальное образование





Назад




РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

В 1 КЛАССЕ.

к 88-летию академика Трубачёва И.Н.)

Автор методической разработки:

Лебединская Ирина Геннадьевна

Образование: высшее

Место работы: МОУ Лицей № 6

Должность: учитель начальных

классов

высшая квалификационная категория

Стаж педагогической работы: 22 года

1

Волгоград, 2017

2

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Цели внеклассного мероприятия.

3. Оборудование.

4. Разработка урока.

5. Приложения:

Приложение № 1 - Фото к внеклассному мероприятию.

Приложение № 2 – Портрет академика Трубачёва О.Н.

Приложение № 3 – Краткая биография академика

Трубачёва О.Н.

Приложение № 4 – Рассказ о музее русской письменности

им. Трубачёва О.Н.

Приложение № 5 – Камень с письменами.

Приложение № 6 – Высказывания о русском языке.

Приложение № 7- К игре «Угадай слово».

Приложение № 8 – Пословицы о слове.

Приложение № 9 – Портрет Даля В.И.

Приложение № 10 – Картинки звезды.

Приложение № 11 – К игре «Многозначность слова».

Приложение № 12- Старославянский алфавит.

Приложение № 13 – К игре «Игра наоборот».

3

Пояснительная записка

Данное

внеклассное

мероприятие

проведено

в

рамках

недели русского языка в МОУ Лицей № 6, приуроченной к Дню

русского языка и посвящённое 87-летию академика Трубачёва

О.Н.

Основная

цель

внеклассного

мероприятия

- вызвать

интерес у первоклассников к глубокому изучению языка, слова,

речи.

Игровая

форма

проведения

внеклассного

мероприятия

способствует

активизации

познавательной

деятельности

учащихся.

В

ходе

мероприятия

дети

знакомятся

с

жизнью

и

творчеством

академика

Трубачёва

О.Н.,

с

музеем

русской

письменности

,

с «Толковым словарём живого великорусского

языка» В.И. Даля. Причём дети самостоятельно готовят этот

материал

к

мероприятию.

Высказывания

русских

учёных

и

писателей

о

русском

языке формирует

уважительное

и

бережное отношение к родному языку, повышает культуру речи

учащихся.

В

игровой

ситуации

дети

знакомятся

со

словом,

с

пословицами, «крылатым» выражением о слове. Высказывают

свои мнения и раскрывают смысл пословиц. Многозначность

слова даёт представление детям о том, что слово может иметь

несколько значений. Знакомство со старославянским алфавитом

вызывает у детей большой интерес к истории русского языка,

что

расширяет

кругозор

учащихся

и

с п о с о б с т вуе т

формированию их познавательной самостоятельности.

4

Цели внеклассного мероприятия:

1.Вызвать интерес

к

глубокому

изучению

языка, слова, речи.

2.Формировать

уважительное

и

бережное

отношение

к

родному

языку;

повышать

культуру речи учащихся.

3.Расширить кругозор учащихся.

4.

Р а з в и в а т ь

п о з н а в а т е л ь н у ю

самостоятельность обучающихся.

5.Развивать образное и логическое мышление.

6. Воспитывать любовь к Родине.

5

Оборудование:

1. Портрет академика Трубачёва О.Н.

2. Портрет Даля В. И.

3.

4

т о м а «Толкового

словаря

живого

великорусского языка».

4. Старославянский алфавит.

5. Пословицы о слове.

6. Высказывания о русском языке.

6

Учитель

Ученик

Оформление доски (См. фото 1. Приложение

№1 п.1)

I.

Вступительная часть.

Дорогие

ребята!

23

октября

в

нашем

городе

Волгограде

празднуется

День

русского языка. И сегодня мы не случайно

проводим мероприятие, посвящённое этому

празднику - «Великое русское слово».

II.

Основная часть.

1) - Дата 23 октября выбрана не случайно.

В этот день в 1930 году в Сталинграде (так

назывался

наш

город

ранее)

родился

выдающийся русский учёный-лингвист Олег

Николаевич Трубачёв.

Посмотрите на его портрет

(См.

Приложение № 2 )

2)

Биография О.Н. Трубачёва.

(рассказывает заранее подготовленный ученик )

- Яна подготовила рассказ о жизни и

творчестве О.Н. Трубачёва. Послушаем его

внимательно.

(См. Приложение № 3 )

3)

Рассказ о музее русской письменности

имени О.Н. Трубачёва.

(рассказывает заранее подготовленный ученик )

Учитель

:

-

Олег

Николаевич

Трубачёв

посвятил

всю

свою

жизнь

изучению

русского

языка,

исследованию

истории

возникновения слов.

2 года назад в Волгограде был открыт

первый

и

единственный

в

России музей

русской письменности.

О музее русской письменности нам

расскажет

Дима.

А

мы

внимательно

Дети рассматривают портрет

О.Н. Трубачёва

.

У ч е н и ц а

р а с с к а з ы в а е т

биографию О.Н. Трубачёва.

Ученик рассказывает о музее

русской письменности имени

7

послушаем и узнаем, что же хранится в этом

музее.

(См. Приложение №4 )

- Самым интересным экспонатом в музее

считается камень

с

письменами, которому

больше тысячи лет.

(См. Приложение №5 )

- В музее можно проследить, как менялась

русская письменность, какие буквы исчезли

из нашего языка, а какие появились совсем

недавно.

Ну

и,

конечно

же,

сами

труды

учёного

Трубачёва

и

предметы,

которыми

пользовался исследователь.

- Изучать историю русского языка сегодня

можно во многом, благодаря усилиям О.Н.

Трубачёва.

Именно

поэтому

первому

в

России

музею

русской

письменности

присвоено

имя

учёного-лингвиста

Олега

Николаевича Трубачёва.

4)

Высказывания о русском языке.

- Многие русские писатели и учёные

ценили и любили русский язык.

- Вот некоторые высказывания, которые

нашла Аня. Она вам их сейчас зачитает.

(См.

фото 2, Приложение№ 1 п.2 )

-

Как

эти

высказывания

богаты

и

выразительны! Только ТАК можно сказать о

русском

языке

на

великом

и

могучем

О.Н. Трубачёва.

Д е т и

р а с с м а т р и в а ю т

и л л ю с т р а ц и ю

к а м н я

с

письменами.

У ч е н и ц а

з а ч и т ы в а е т

в ы с к а з ы в а н и я

р у с с к и х

писателей и учёных о русском

языке. (См. Приложение №6 )

8

русском языке.

III.

Игры.

1.

Дети

делятся

на

3

группы.

Каждая

группа

получает своё задание.

Игра 1.

«Угадай слово»

- Каждой группе выдаётся лист с пятью

картинками.

(См. Приложение № 7 ).

Вы под каждой картинкой пишите букву, на

которую начинается предмет, изображённый

на

этой

картинке.

В

итоге

у

вас

должно

получиться слово.

- Какое слово получили?

- А теперь прочитайте слово ниже.

-

Теперь

соедините

эти

два

слова

в

словосочетания.

Вы

получите

выражения.

Объясните их смысл.

Дети

выполняют

задание.

( С м .

Ф о т о

3 .

4 .

5 .

Приложение №1 п.3)

с

л

о

в

о

-

П о л у ч и л и

с л о в о

«СЛОВО».

- Держать.

(1 гр.)

- Давать.

(2 гр.)

- Красное.

(3 гр.)

1

группа:

-

«Держать

слово»

-

это

значит,

что

ч е л о в е к ,

с т а р а е т с я

выполнить своё обещание.

Например,

если

ребёнок

обещает

каждо е

у т р о

заправлять

свою

постель,

то

он

должен

сдержать

своё слово.

2 группа:

- «Давать слово» -

это

значит,

что

человек,

что-то

обещает

сделать.

Например,

мальчик

дал

слово больше не драться и

не

обзываться

на

других

ребят,

значит,

он

должен

сдержать своё обещание.

3 группа:

- «Красное слово» -

это значит, красивое слово.

9

Игра 2.

«Собери пословицу»

-

Часто

в

нашем

русском

языке

мы

используем пословицы и поговорки.

- Пословицы – это народная мудрость. Они

выражают

оценку

жизни,

а

потому

народ

ценит и бережёт их.

- Каждая группа получает несколько слов. Из

этих слов вы должны составить пословицу о

слове.

(См. Приложение №8 ).

А потом найти

эту

пословицу

среди

данных

других

и

постараться объяснить её смысл.

не слово - вылетит - воробей, не поймаешь

слово давши а не -держись, не -крепись

давши

худое доведёт слово дела злого до

На доске даны четыре пословицы:

Худое слово доведёт до дела злого.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Давши слово – держись, а не давши – крепись.

Спасибо – великое слово.

Н а п р и м е р ,

г о в о р я т

«вставить красное словцо»

-

это

значит,

употребить

какую-нибудь

красивую

фразу в разговоре

.

Д е т и

с о с т а вл я ю т

и з

с л о в

пословицу,

затем

находят

её

среди

данных

и

объясняют

её

с м ы с л . ( С м .

Ф о т о

6 . 7 . 8 .

Приложение №1 п.4)

1

группа:

-

«Слово

-

не

воробей,

вылетит

не

поймаешь». Значение - что

сказано,

то

сказано.

Если

уж кто-либо проговорился

о том, чего не нужно было,

то ничего не исправить.

2 группа:

-

«Давши слово –

держись,

а

не

давши-

к р е п и с ь » . З н ач е н и е

-

пообещал

что

либо

(дал

слово),

выполняй

(держи

его),

как

бы

тяжело

не

было.

Если

сч и т а е ш ь

правильным

не

давать

обещание, то и не давай.

3

группа:

-

«Худое

слово

доведёт

до

дела

злого».

Н у ж н о

б ы т ь

о ч е н ь

осторожным

со

словом.

М о г у т

б ы т ь

п л о х и е

последствия после этого.

-

«

Спасибо

великое

10

- Прочитайте пословицу, которая осталась.

- В чём смысл этой пословицы?

-

С л о в о "спасибо"

п р о и з о ш л о

о т

словосочетания

"Спаси

Бог".

Говоря

человеку спасибо, мы желаем ему, чтобы его

спас Бог, то есть, по мнению христиан, мы

желаем

человеку

наивысшего

бл аг а.

Поэтому

«спасибо»

-

это

на

самом

деле

великое слово.

----------------------------------------------------------------------

2)

Знакомство с фразеологическим оборотом.

- Есть в народе такое «крылатое» выражение

-

«Не

бросай

слова

на

ветер». Как

вы

понимаете

это

выражение?

Попробуйте

объяснить его смысл.

-

Говорить без пользы или необдуманно;

опрометчиво

обещать

и

не

выполнять

обещанного; умение ценить своё слово.

3)

Знакомство со словарём В.И. Даля.

- В русском языке так много слов, что всех

не сосчитать. Их количество, разве только

можно сравнить с количеством звёзд на небе.

- Вот посмотрите на эти четыре большие и

толстые

книги

.

(Учитель

показывает

детям

четыре

тома

словаря

Даля.)

Эти

книги

достояние русского языка. Это

«Толковый

словарь

живого

великорусского

языка»

Владимира Ивановича Даля.

-

Посмотрите

на

портрет

Д а ля .

(См.

Приложение № 9)

-

Владимир

Иванович

Даль

русский

слово».

Дети высказывают свои мнения.

Дети высказывают свои мнения.

Дети рассматривают портрет

В.И. Даля.

11

учёный и лингвист. Прославился как автор

«Толкового словаря живого великорусского

языка». В нём собрано очень много слов.

Игра 3.

«Собери слово»

- Я сейчас предлагаю вам из букв составить

одно из таких слов. Каждая группа получает

несколько букв. Из этих букв соберите слово

.

- Какое слово получилось?

- Послушайте, как толкует в своём словаре

Даль слово «звезда».

«Звезда – одно из светящих небесных тел,

видимых в безоблачную ночь…»

- А как вы думаете, как ещё мог истолковать

слово «звезда» Даль? Какое он мог ещё дать

ему значение?

-

Верно.

Даль

так

и

толкует: «…

или:

морское животное, похожее на звезду».

На доску учитель вывешивает иллюстрацию звезды

как небесного тела и звезды как морского животного.

(см. Приложение № 10)

3)

Работа над многозначностью слова.

- Большинство русских слов имеет не одно, а

несколько

значений.

Вспомните,

как

называются такие слова?

- Приведите примеры таких слов.

Дети составляют из букв слово

«ЗВЕЗДА». (См.

Фото

9.10.11.

Приложение №1 п.5)

-

П о л у ч и л о с ь

с л о в о

«звезда».

- Есть морская звезда – это

животное, которое обитает

в море.

- Такие слова называются

многозначными

словами.

Они

имеют

одно

и л и

несколько значений.

Дети приводят примеры 2-3-х

м н о г о з н а ч н ы х

с л о в ,

о б ъ я с н я ю т

и х

12

Игра 4.

«Многозначное слово»

- Каждая группа получает лист с буквами

разного

цвета.

Вам

нужно

будет

собрать

буквы

одинакового

цвета

по

порядку

и

записать их в клеточках того же цвета. Затем

соединить линией это слово с подходящей

картинкой.

(Причём,

у

каждой

группы

получаются одинаковые слова, но картинки

разные.)

(См. Приложение № 11 )

- Молодцы!

4)

Знакомство со старославянской азбукой.

- Мы с вами составили уже много слов из

букв

нашего

русского

современного

алфавита. Напомните, сколько в нём букв?

- А вот в старославянском алфавите 49 букв.

Посмотрите

на

старославянский

алфавит.

(См. Приложение №12)

Его

нам

принёс

Ваня.

(См.

фото

12.

многозначность.

Каждая

группа

«собирает»

слова: ручка, ключ, игла.

Соединяет

слова

с

нужной

картинкой. Затем по очереди

объясняют

многозначность

каждого слова.

*РУЧКА*

1

группа:

-

Это

предмет,

которым мы пишем.

2 группа:

- Дверная ручка.

3 группа:

- Ручка малыша.

*КЛЮЧ*

1

группа:

-

Гаечный

ключ,

которым

откручивают

и

закручивают гайки.

2

группа:

-

Это

предмет,

которым

открывают

и

закрывают замок в двери.

3

группа:

-

Скрипичный

ключ.

*ИГЛА*

1

группа:

- Игла у ежика,

дикобраза, сосны и ели.

2 группа:

- Рыба - игла.

3 группа:

- Это предмет для

шитья.

-

В

русском

современном

алфавите 33 буквы.

13

Приложение №1 п.6 )

Ваня вам расскажет, как в старославянском

алфавите назывались буквы.

-

Одни

буквы

со

временем

ушли

из

старославянского

алфавита,

другие

буквы

заменили.

Так

и

пришли

к

современному

алфавиту. Сейчас в нём 33буквы.

-

П о п р о б у й т е

н а з в а т ь

п о

б у к в а м

старославянского алфавита слово «звезда».

- Молодцы!

Игра 5.

«Старославянское слово»

-

Каждая

группа

получает

о б р а з е ц

старославянского алфавита и несколько букв

этого алфавита.

- Найдите в алфавите вот эту букву

Прочтите её название.

- Как сейчас называется эта буква?

-

А

теперь

давайте

попробуем

составить

слова, используя старославянские буквы.

У 1-ой группы будет слово «ШАР», у 2-ой –

«ДОМ», у 3-ей – «РИС».

В а н я

р а с с к а з ы в а е т

од н о к л а с с н и к а м ,

к а к

в

старославянском

алфавите

назывались буквы.

- З - «земля», В – «веди», Е

«есть», З - «земля», Д

«добро», А - «аз».

- Буква «слово».

-Она

называется

буква

«эс».

Дети

составляют

данные

слова,

используя

бу к в ы

старославянского

алфавита.

(См.

фото

13.

Приложение

№1 п. 7 )

1 группа:

2 группа:

3 группа:

14

- Назовите буквы, которые вы использовали.

Игра 6.

«Игра наоборот»

- А сейчас игра наоборот. Я зашифровала

слово

названиями

старославянских

букв.

Найдите буквы по их названию и прочитайте

слово.

(См.Приложение № 13)

СЛОВО

ЛЮДИ

ОНЪ

ВЪДИ

ОНЪ

- Какое слово получилось?

- Молодцы!!!

IV.

Заключительная часть.

-

Наше

мероприятие

«Великое

русское

слово», посвящённое Дню русского языка, я

б ы

х о т е л а

з а к о н ч и т ь

с т р о к а м и

стихотворения

великой

поэтессы

Анны

Ахматовой.

«… Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя русская речь,

ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО…»

1 группа: -

«ша», -

«аз», - «реци».

2 группа: -

«добро», -

«он», - «мыслете».

1 группа: -

«реци», -

«иже», - «слово».

Дети

ищут

буквы

по

их

названиям в старославянском

алфавите

и

получают

слово

«СЛОВО». (См. Фото № 14.

Приложение № 1 п.8)

- П о л у ч и л о с ь

с л о в о

«СЛОВО».

15

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

1.

доски

ФОТО

№ 1

2.

Высказывания о русском языке.

ФОТО

№ 2

16

3.

Игра «Угадай слово»

ФОТО

№ 3

ФОТО

№ 4

17

ФОТО

№ 5

4.

Игра «Собери пословицу»

ФОТО

№ 6

18

ФОТО

№ 7

ФОТО

№ 8

19

5.

Игра «Собери слово»

ФОТО

№ 9

ФОТО

№ 10

20

ФОТО

№ 11

6.

Знакомство со старославянской азбукой.

ФОТО

№ 12

21

7.

Игра «Старославянское слово»

ФОТО

№ 13

8.

Игра «Игра наоборот»

ФОТО

№ 14

22

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Академик

Олег

Николаевич

Трубачёв

(1930-2002)

23

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Трубачев Олег Николаевич: биография

Олег Николаевич Трубачев родился 23 октября

1930 г. в Сталинграде, в семье врача. В 1942 г.

ему

довелось

пережить

страшные

дни

бомбардировок Сталинграда, откуда семья едва

выбралась. Первое время жили в Горьком, в 1944

г., после освобождения Украины, поселились в

Днепропетровске. Здесь мальчик окончил школу

и

в

1947

г.

поступил

в

университет.

Он

рано

обратил

на

себя

внимание

преподавателей

и

сокурсников способностями к языкам и редким

среди

студентов

интересом

к

славянской

этимологии. Выпускником университета он знал уже более десятка языков.

Продолжать образование приехал в Москву (1952), где вначале работал

корреспондентом

иностранного

отдела

"Комсомольской

правды"

и

параллельно учился в заочной аспирантуре Института славяноведения АН

СССР. Уже год спустя он перешел на очное обучение, в 1957 г. защитил

кандидатскую диссертацию и стал сотрудником Академии наук. В 1961 г. по

приглашению академика В.В.Виноградова, директора Института русского

языка,

О.Н.Трубачев

создал

и

возглавил

в

этом

институте

сектор

этимологии и ономастики, которым руководил в течение 40 лет - до конца

жизни. В 1965 г. он защитил докторскую диссертацию, в 1972 г. стал

членом-корреспондентом АН СССР, а в 1992 г. - действительным членом

РАН. В 1996 г. он был избран председателем Национального комитета

с л а в и с т о в

в

Р о с с и и .

Основным в жизни творчестве Трубачёва была наука - этимология.

М н о г о

т р у д о в

Т р у б а ч ё в а

п о с в я щ е н ы

э т и м о л о г и и .

Олег Николаевич Трубачёв умер 9 марта 2002 в Москве. В историю он

вошёл как

Российский языковед, специалист в области сравнительно-

исторического

языкознания,

славист,

лексикограф,

этимолог.

Академик

РАН (1992).

24

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

В Волгограде открыт

музей русской

письменности

В

В о л г о г р а д е

2 3

о к т я б р я

празднуется День русского языка. Дата выбрана неслучайно.

В этот день в 1930 году в Сталинграде родился выдающийся

русский ученый-лингвист Олег Николаевич Трубачев. Ко дню

рождения

исследователя

были

приурочены

сразу

два

события – презентация мемориальной доски в память об

Олеге Трубачеве и открытие первого в России музея русской

письменности.

Олег

Николаевич

Трубачев

посвятил

всю

свою

жизнь

изучению

русского

языка,

исследованию

и с то р и и

возникновения слов, потому памятную доску в честь нашего

выдающегося

земляка

разместили

рядом

с

входом

в

б и б л и о т е к у

н а

у л и ц е ,

г д е

р о д и л с я

у ч е н ы й .

Кроме того, в рамках празднования Дня русского языка в

Волгограде был открыт первый и единственный в России

м у з е й

р у с с к о й

п и с ь м е н н о с т и .

Самым

интересным

экспонатом

по

праву

можно

считать

камень

с

письменами,

которым

больше

тысячи

лет.

Его

позаимствовали в Волгоградском краеведческом музее. Есть

на выставке и экспозиция, посвященная Олегу Трубачеву. В

ней

собранны

многие

труды

ученого,

а

также

предметы,

которыми

пользовался

исследователь.

В

музее

можно

проследить, как менялась русская письменность, какие буквы

исчезли из нашего языка, а какие появились совсем недавно.

Изучать историю русского языка сегодня можно во многом

благодаря усилиям Олега Николаевича Трубачева. Именно

поэтому

первому

в

России

музею

русской

письменности

присвоено имя выдающегося волгоградца.

25

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Камень с

письменами

26

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Высказывания о

русском языке

27

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

Держать

Давать

Красное

28

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

Слово

не воробей, вылетит – не

поймаешь.

Давши слово – держись, а

не давши – крепись.

Худое слово доведёт до

дела злого.

СПАСИБО – великое

слово.

29

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

Владимир

Иванович

Даль

(

1801 –1872

)

30

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

ПРИЛОЖЕНИЕ № 11

31

ПРИЛОЖЕНИЕ № 12

32

Старославянский

алфавит

ПРИЛОЖЕНИЕ № 13

33

Слово

Людiе

Онъ

Въди

Онъ

34



В раздел образования