Автор: Самарская Снежана Владимировна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 им.А.И.Исаевой"
Населённый пункт: Нефтеюганск
Наименование материала: Статья
Тема: «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество"
Раздел: среднее образование
Снежана Владимировна Самарская,
учитель изобразительного искусства и черчения
МБОУ «СОШ №2 им. А.И. Исаевой»
г. Нефтеюганск
Реализация
программы
«Моя
Россия,
страна
моя»
по
учебно-
методическому
пособию
«Внеурочная
деятельность
в
школе.
Народное искусство и художественное творчество 5-8 класс» в рамках
региональной апробационной площадки.
Аннотация. В
статье
представлен
опыт
внеурочной
деятельности
образовательной
организации
через
реализацию
программы
«Моя
Россия,
страна моя».
Ключевые
слова. Внеурочная
деятельность, воспитание интереса
к
народному искусств, гончарная мастерская, народные промыслы.
Традиционные русские народные промыслы знакомы каждому с детства, но это
относится только к нашему взрослому поколению. Дети вряд ли знают, что заставленные у
бабушки шкафы яркими безделушками и разноцветной посудой, это и есть знаменитые
Хохлома, Гжель, Дымковские игрушки, Палехские шкатулки, а висящие на кухонной стене
доски и подносы, это же те самые настоящие - Городецкая роспись и Жостовские
подносы. И даже сами мы побывав в новых местах, приобретаем различные сувениры
народных умельцев, зачастую не знаем, что это за промысел и когда он возник. А может быть
там целая волшебная история, которая могла бы затронуть за живое многих людей,
заинтересовать, потянуть за собой. Ведь так и рождаются новые мастера.
Но в наше современное время дети быстрее назовут брендовые марки телефонов,
популярные компьютерные игры, чем передадут особенности создания хохломской посуды.
А это ведь наша с вами культура, культура русского народа, которая может со временем
исчезнуть, и наши выросшие дети не смогут передать своим детям историю своего народа.
Ведь знание традиционного искусства своей страны наполняет глубоким содержанием всю
жизнь человека. Это историческая память, сохранение обычаев и обрядов, почитание отцов
и дедов. Особенность русской народной культуры еще и в том, что практически каждый
уголок нашей страны, области или автономного округа имеют собственный вид рукоделия.
Это может быть роспись по различным материалам, глиняные изделия и игрушки, плетение
кружев, выпечка и многое-многое другое. Наша Югра богата ремеслами и промыслами
народов ханты и манси. И главное сейчас нужно это все сохранить.
В настоящее время ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Мы наблюдаем
возрождение интереса россиян к народному творчеству, в том числе к народным
художественным промыслам. Уже не просто мы покупаем красивую игрушку, а хотим
узнать ее историю, из чего она сделана, и еще больше, пробуем свои силы в изготовлении
разных традиционных изделий.
В общеобразовательных школах ведется активная деятельность по возрождению и
сохранению художественных промыслов. В чем особенно помогает правильно
построенная внеурочная работа. В нашей школе этому способствует апробация
методического
пособия
«Внеурочная деятельность в школе.
Народное
искусство
и
художественное
творчество
5-8
класс».
На
основе
этого
методического пособия была разработана рабочая программа «Моя Россия,
страна моя»
1
Программа «Моя Россия, страна моя» дает огромную возможность приобщить детей
к ценностям народной культуры, дать им понимание высокого художественного
мастерства, создателей произведений.
Актуальность программы
Работа
по
этой
программе
позволяет
расширить
и
углубить
художественные знания и умения учащихся.
Актуальность проявляется в применение разнообразных инновационных
форм внеурочной деятельности: мастер-классы, творческие встречи, научные,
исследовательские и выставочные проекты, инсценировка праздников.
Программа
актуальна,
поскольку
является
комплексной,
вариативной,
интегрированной. Предполагает каждый вид работы на занятиях ориентировать
на
создание
художественного
образа
в
разном
материале:
бумаге,
ткани,
пластилине, глине, дереве
или в рисунках, живопись, графика. Программа
позволяет развить индивидуальные творческие способности каждого ученика,
накопить
опыт
в
процессе
восприятия
декоративно-прикладного
искусства,
развить полученные знания и приобретенные навыки, научиться анализировать
и
понимать
всю
полноту
народного
искусства,
оценивать
его
значение в
выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности. И
конечно же учащиеся получают дополнительную информацию по остальным
изучаемым
в
школе
предметам,
таким
как
музыка,
история,
география,
литература.
Направленность
программы
«Моя
Россия,
страна
моя»
является
формированием целостного отношения к истории и культуре своей страны для
постижения
и
понимания
культуры
других
народов.
Освоение
мирового
художественного наследия идет
через промыслы и
ведет к сохранению
культуры.
Понимание
происходит
через
изготовление
различных
изделий
народных промыслов.
Новизна
программы
в
том, что
в
процессе
обучения
учащиеся
получают
знания
о
народных
художественных
промыслах
и
ремеслах,
знакомятся с устным народным творчеством, фольклором.
Знакомятся с правилами композиции, основам лепки, рисования.
В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству,
как основе духовно-нравственного образования и воспитания, становиться не
только значимым, но и актуальным.
Цель: воспитание творческой
личности, способной к эмоционально-
образному
отражению
своих
впечатлений
и
размышлений
средствами
декоративно-прикладного
и
изобразительного
искусств,
через
воплощение
различных изделий народного искусства.
Задачи:
1.
Воспитание интереса к народному искусству. Обогащение нравственного
опыта, формирование представлений о добре и зле.
2
2.
Развитие воображения,
творческого
потенциала
ребенка,
умения
подходить к любой деятельности творчески.
3.
Освоение п е р в о н ач а л ь н ы х
з н а н и й
о
н а р од н о м
и с к у с с т в е :
изобразительных, декоративно - прикладных, архитектуре, дизайне.
4.
Овладение элементарной художественной грамотой, умением работать
разными художественными материалами.
5.
Формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы
в различных видах художественно творческой деятельности.
6.
Совершенствование эстетического вкуса.
7.
Развитие
нравственных
чувств,
уважения
к
культуре
народов
многонациональной России.
Продукты
учащихся
после
освоения
программы
могут
быть
представлены
в
виде
презентации,
выставок,
мастер-классов,
защиты
творческой работы или проектов, участие в конкурсах различного уровня.
Формы работы:
- лекции,
- творческие задания,
- практические работы,
- самостоятельный поиск,
- рисование иллюстраций.
Ожидаемые результаты:
Готовность
учащихся к
саморазвитию и личностному самоопределению,
способность
ставить
цели
и
строить
жизненные
планы.
Способность
учащихся
использовать
универсальные
учебные
действия
в
учебной,
познавательной
и
социальной
практике.
Самостоятельно
планировать
свою
деятельность. Освоение учащимися видов деятельности по получению новых
знаний в процессе изучения нового предмета, и применение их. Владение
учащимися новыми понятиями, научной терминологией, приемами.
Личностные результаты:
Воспитание
патриотизма,
чувства
ответственности
и
долга
перед
Родиной. Формирование осознанного, уважительного отношения к истории,
культуре,
традициям,
ценностям
народов
России
и
народов
мира.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками.
Метапредметные результаты:
Умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные возможности ее решения. Умение соотносить свои действия с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе достижения результата. Формирование и развитие компетентности в
области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Формирование основ художественной культуры учащихся. Приобретение
опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках.
Развитие
пространственного
мышления,
самовыражения
и
ориентации
в
3
художественном
и
нравственном
пространстве
культуры.
Приобщение
к
творческой и проектной деятельности.
Учащиеся 5 В класса изучали программу «Моя Россия, страна моя» по
полугодиям. С сентября по декабрь учащиеся изучали образы родной земли с
одним учителем, а второе полугодие лоскутное шитье с другим педагогом.
Изучая образ древа жизни в народном искусстве, учащиеся исследовали
связь человека и природы.
Познакомились с образом дерева, встречающегося
в
народных
художественных
промыслах,
в
народных
сказках.
Выполняли
работу
по
изготовлению
дерева
в
технике
вытынанка.
А
так
же
росписи
деревянных заготовок.
Знакомились с образом коня, встречающимся в украшении жилища, в
декоративной резьбе интерьера избы, в росписи прялок. И более подробно
рассматривали
образ
коня
в
детских
игрушках.
Выполняли
коней
из
пластилина, глины и дерева с дальнейшей их росписью.
4
Знакомство с образом женщины – матери посредством народных игрушек,
соломенной
куклы,
тряпичной
куклы,
дымковской
барыни.
Продукт
-
изготовление дымковских игрушек.
5
Изготавливали птиц в технике рельеф, с дальнейшей росписью.
Лепили птиц из глины.
6
Учащиеся 5-х классов разработали и защитили проекты «Былины» и
«В гостях у сказки».
Девочки уже в 6 классе продолжают работу по знакомству с различными
росписями
России.
Расписывают
деревянные
расделочные
доски,
прялки,
тарелки.
7
Мастер-классы с родителями и с детьми.
Наличие
в
общеобразовательном
заведении
класса
«Гончарная
мастерская», позволяет расширить поле деятельности в выполнении творческих
и проектных работ. Учащиеся
пробуют выполнять
изделия народных
промыслов не только на бумаге в виде эскизов и росписи досок, а также
выполняют из глины разнообразные традиционные игрушки.
8
Выставки в школе
9
10
Познакомившись на занятиях с народными промыслами нашей страны,
учащиеся приходят к пониманию того, что русский народ очень талантлив.
Русские мастера своего дела создают неподражаемые удивительные вещи,
находят им нужную форму и выражение, сохраняют найденную в них красоту и
все свои достижения передает
в наследство будущим поколениям. А наша
первоначальная
задача
сохранить
полученные
знания
и
умения
и
передать
дальше.
11
Список литературы
1.
Дорожин Ю. Г.«Узоры Северной Двины», 2008.
2.
Жегалова С. «Росписи Хохломы» – Издательство «Детская литература»,
1999.
3.
Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.:
Высшая школа, 1983.
4.
Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М.,
1992.
5.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1994.
6.
Дайн Г. «Игрушечных дел мастера», Москва, Просвещение, 1994 г.;
7.
Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел – Ярославль: Академия
8.
развития, 1998.
9.
Миловский А. Народные промыслы. М.:1994-М., 2000
10.Лукашева Л. Русское кружево - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998
11.
Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Книга для учителя-М.:1998
12