Напоминание

«Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество"


Автор: Самарская Снежана Владимировна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 им.А.И.Исаевой"
Населённый пункт: Нефтеюганск
Наименование материала: Статья
Тема: «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество"
Раздел: среднее образование





Назад




Снежана Владимировна Самарская,

учитель изобразительного искусства и черчения

МБОУ «СОШ №2 им. А.И. Исаевой»

г. Нефтеюганск

Реализация

программы

«Моя

Россия,

страна

моя»

по

учебно-

методическому

пособию

«Внеурочная

деятельность

в

школе.

Народное искусство и художественное творчество 5-8 класс» в рамках

региональной апробационной площадки.

Аннотация. В

статье

представлен

опыт

внеурочной

деятельности

образовательной

организации

через

реализацию

программы

«Моя

Россия,

страна моя».

Ключевые

слова. Внеурочная

деятельность, воспитание интереса

к

народному искусств, гончарная мастерская, народные промыслы.

Традиционные русские народные промыслы знакомы каждому с детства, но это

относится только к нашему взрослому поколению. Дети вряд ли знают, что заставленные у

бабушки шкафы яркими безделушками и разноцветной посудой, это и есть знаменитые

Хохлома, Гжель, Дымковские игрушки, Палехские шкатулки, а висящие на кухонной стене

доски и подносы, это же те самые настоящие - Городецкая роспись и Жостовские

подносы. И даже сами мы побывав в новых местах, приобретаем различные сувениры

народных умельцев, зачастую не знаем, что это за промысел и когда он возник. А может быть

там целая волшебная история, которая могла бы затронуть за живое многих людей,

заинтересовать, потянуть за собой. Ведь так и рождаются новые мастера.

Но в наше современное время дети быстрее назовут брендовые марки телефонов,

популярные компьютерные игры, чем передадут особенности создания хохломской посуды.

А это ведь наша с вами культура, культура русского народа, которая может со временем

исчезнуть, и наши выросшие дети не смогут передать своим детям историю своего народа.

Ведь знание традиционного искусства своей страны наполняет глубоким содержанием всю

жизнь человека. Это историческая память, сохранение обычаев и обрядов, почитание отцов

и дедов. Особенность русской народной культуры еще и в том, что практически каждый

уголок нашей страны, области или автономного округа имеют собственный вид рукоделия.

Это может быть роспись по различным материалам, глиняные изделия и игрушки, плетение

кружев, выпечка и многое-многое другое. Наша Югра богата ремеслами и промыслами

народов ханты и манси. И главное сейчас нужно это все сохранить.

В настоящее время ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Мы наблюдаем

возрождение интереса россиян к народному творчеству, в том числе к народным

художественным промыслам. Уже не просто мы покупаем красивую игрушку, а хотим

узнать ее историю, из чего она сделана, и еще больше, пробуем свои силы в изготовлении

разных традиционных изделий.

В общеобразовательных школах ведется активная деятельность по возрождению и

сохранению художественных промыслов. В чем особенно помогает правильно

построенная внеурочная работа. В нашей школе этому способствует апробация

методического

пособия

«Внеурочная деятельность в школе.

Народное

искусство

и

художественное

творчество

5-8

класс».

На

основе

этого

методического пособия была разработана рабочая программа «Моя Россия,

страна моя»

1

Программа «Моя Россия, страна моя» дает огромную возможность приобщить детей

к ценностям народной культуры, дать им понимание высокого художественного

мастерства, создателей произведений.

Актуальность программы

Работа

по

этой

программе

позволяет

расширить

и

углубить

художественные знания и умения учащихся.

Актуальность проявляется в применение разнообразных инновационных

форм внеурочной деятельности: мастер-классы, творческие встречи, научные,

исследовательские и выставочные проекты, инсценировка праздников.

Программа

актуальна,

поскольку

является

комплексной,

вариативной,

интегрированной. Предполагает каждый вид работы на занятиях ориентировать

на

создание

художественного

образа

в

разном

материале:

бумаге,

ткани,

пластилине, глине, дереве

или в рисунках, живопись, графика. Программа

позволяет развить индивидуальные творческие способности каждого ученика,

накопить

опыт

в

процессе

восприятия

декоративно-прикладного

искусства,

развить полученные знания и приобретенные навыки, научиться анализировать

и

понимать

всю

полноту

народного

искусства,

оценивать

его

значение в

выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности. И

конечно же учащиеся получают дополнительную информацию по остальным

изучаемым

в

школе

предметам,

таким

как

музыка,

история,

география,

литература.

Направленность

программы

«Моя

Россия,

страна

моя»

является

формированием целостного отношения к истории и культуре своей страны для

постижения

и

понимания

культуры

других

народов.

Освоение

мирового

художественного наследия идет

через промыслы и

ведет к сохранению

культуры.

Понимание

происходит

через

изготовление

различных

изделий

народных промыслов.

Новизна

программы

в

том, что

в

процессе

обучения

учащиеся

получают

знания

о

народных

художественных

промыслах

и

ремеслах,

знакомятся с устным народным творчеством, фольклором.

Знакомятся с правилами композиции, основам лепки, рисования.

В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству,

как основе духовно-нравственного образования и воспитания, становиться не

только значимым, но и актуальным.

Цель: воспитание творческой

личности, способной к эмоционально-

образному

отражению

своих

впечатлений

и

размышлений

средствами

декоративно-прикладного

и

изобразительного

искусств,

через

воплощение

различных изделий народного искусства.

Задачи:

1.

Воспитание интереса к народному искусству. Обогащение нравственного

опыта, формирование представлений о добре и зле.

2

2.

Развитие воображения,

творческого

потенциала

ребенка,

умения

подходить к любой деятельности творчески.

3.

Освоение п е р в о н ач а л ь н ы х

з н а н и й

о

н а р од н о м

и с к у с с т в е :

изобразительных, декоративно - прикладных, архитектуре, дизайне.

4.

Овладение элементарной художественной грамотой, умением работать

разными художественными материалами.

5.

Формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы

в различных видах художественно творческой деятельности.

6.

Совершенствование эстетического вкуса.

7.

Развитие

нравственных

чувств,

уважения

к

культуре

народов

многонациональной России.

Продукты

учащихся

после

освоения

программы

могут

быть

представлены

в

виде

презентации,

выставок,

мастер-классов,

защиты

творческой работы или проектов, участие в конкурсах различного уровня.

Формы работы:

- лекции,

- творческие задания,

- практические работы,

- самостоятельный поиск,

- рисование иллюстраций.

Ожидаемые результаты:

Готовность

учащихся к

саморазвитию и личностному самоопределению,

способность

ставить

цели

и

строить

жизненные

планы.

Способность

учащихся

использовать

универсальные

учебные

действия

в

учебной,

познавательной

и

социальной

практике.

Самостоятельно

планировать

свою

деятельность. Освоение учащимися видов деятельности по получению новых

знаний в процессе изучения нового предмета, и применение их. Владение

учащимися новыми понятиями, научной терминологией, приемами.

Личностные результаты:

Воспитание

патриотизма,

чувства

ответственности

и

долга

перед

Родиной. Формирование осознанного, уважительного отношения к истории,

культуре,

традициям,

ценностям

народов

России

и

народов

мира.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве

со сверстниками.

Метапредметные результаты:

Умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные возможности ее решения. Умение соотносить свои действия с

планируемыми

результатами,

осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе достижения результата. Формирование и развитие компетентности в

области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

Формирование основ художественной культуры учащихся. Приобретение

опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках.

Развитие

пространственного

мышления,

самовыражения

и

ориентации

в

3

художественном

и

нравственном

пространстве

культуры.

Приобщение

к

творческой и проектной деятельности.

Учащиеся 5 В класса изучали программу «Моя Россия, страна моя» по

полугодиям. С сентября по декабрь учащиеся изучали образы родной земли с

одним учителем, а второе полугодие лоскутное шитье с другим педагогом.

Изучая образ древа жизни в народном искусстве, учащиеся исследовали

связь человека и природы.

Познакомились с образом дерева, встречающегося

в

народных

художественных

промыслах,

в

народных

сказках.

Выполняли

работу

по

изготовлению

дерева

в

технике

вытынанка.

А

так

же

росписи

деревянных заготовок.

Знакомились с образом коня, встречающимся в украшении жилища, в

декоративной резьбе интерьера избы, в росписи прялок. И более подробно

рассматривали

образ

коня

в

детских

игрушках.

Выполняли

коней

из

пластилина, глины и дерева с дальнейшей их росписью.

4

Знакомство с образом женщины – матери посредством народных игрушек,

соломенной

куклы,

тряпичной

куклы,

дымковской

барыни.

Продукт

-

изготовление дымковских игрушек.

5

Изготавливали птиц в технике рельеф, с дальнейшей росписью.

Лепили птиц из глины.

6

Учащиеся 5-х классов разработали и защитили проекты «Былины» и

«В гостях у сказки».

Девочки уже в 6 классе продолжают работу по знакомству с различными

росписями

России.

Расписывают

деревянные

расделочные

доски,

прялки,

тарелки.

7

Мастер-классы с родителями и с детьми.

Наличие

в

общеобразовательном

заведении

класса

«Гончарная

мастерская», позволяет расширить поле деятельности в выполнении творческих

и проектных работ. Учащиеся

пробуют выполнять

изделия народных

промыслов не только на бумаге в виде эскизов и росписи досок, а также

выполняют из глины разнообразные традиционные игрушки.

8

Выставки в школе

9

10

Познакомившись на занятиях с народными промыслами нашей страны,

учащиеся приходят к пониманию того, что русский народ очень талантлив.

Русские мастера своего дела создают неподражаемые удивительные вещи,

находят им нужную форму и выражение, сохраняют найденную в них красоту и

все свои достижения передает

в наследство будущим поколениям. А наша

первоначальная

задача

сохранить

полученные

знания

и

умения

и

передать

дальше.

11

Список литературы

1.

Дорожин Ю. Г.«Узоры Северной Двины», 2008.

2.

Жегалова С. «Росписи Хохломы» – Издательство «Детская литература»,

1999.

3.

Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.:

Высшая школа, 1983.

4.

Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М.,

1992.

5.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1994.

6.

Дайн Г. «Игрушечных дел мастера», Москва, Просвещение, 1994 г.;

7.

Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел – Ярославль: Академия

8.

развития, 1998.

9.

Миловский А. Народные промыслы. М.:1994-М., 2000

10.Лукашева Л. Русское кружево - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998

11.

Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Книга для учителя-М.:1998

12



В раздел образования