Автор: Юрченко Светлана Николаевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУДО "Мичуринская ДШИ имени М.В.Шевердина"
Населённый пункт: п. Мичуринский, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Иллюстрация на стихи А.С.Пушкина о зиме"
Раздел: дополнительное образование
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МИЧУРИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ М.В. ШЕВЕРДИНА»
241524, Брянская область, Брянский район
п. Мичуринский, ул. Березовая, дом 3
телефон/факс 8 (4832) 91-15-56
Конспект
внеклассного
занятия
«
Выставка
-
лекция
»
Тема
: «
Иллюстрация
к
стихам
А
.
С
.
Пушкина
о
зиме
»
Преподаватель
Юрченко
Светлана
Николаевна
Цель
и
задачи
занятия
:
-
раскрыть
поэтичность
нарисованных
А
.
С
.
Пушкиным
картин
изобразительными
средствами
,
колорит
зимнего
пейзажа
.
-
развивать
навыки
художественного
анализа
поэтических
текстов
;
-
совершенствовать
умение
учеников
грамотно
строить
связные
высказывания
;
-
проанализировать
роль
изобразительно
-
выразительных
средств
в
создании
настроения
произведения
;
-
продолжить
развивать
интерес
к
изобразительной
деятельности
и
творчеству
;
-
закрепление
ранее
полученных
знаний
;
- развивать умения анализировать, обобщать, принимать самостоятельное
решение на основе приобретенных навыков работы.
Оборудование:
-
презентация
«Картины
русских
живописцев
с
изображением
зимы»
(Шишкин
И.И.
«Зима
в
лесу»,
Кустодиев
Б.М.
«Зима»,
Коровин
К.А.
«Зимой», Крыжицкий К.Я. «Лес зимой», Колесников С.Ф. «Зимний пейзаж»,
Бродский
И.И.
«Зима»,
Васнецов
А.М.
«зимний
сон»,
Жуковский
С.Ю.
«Зима», Бакшеев В.Н. «Зимний пейзаж», Клевер Ю.Ю. «Зимний пейзаж»);
- зрительный ряд: иллюстрации учеников к стихам А.С.Пушкина;
- музыкальное сопровождение: Антонио Вивальди
«Времена года. Зима»,
Чайковский П.И. «Времена года. Зима».
Вид
занятия
:
защита
ученических
проектов
.
Ход
занятия
:
Вступительное
слово
преподавателя
:
-
За
окном
зима
.
Предлагаю
посмотреть
как
русские
живописцы
на
своих
полотнах
изображали
зиму
(
презентация
«
Картины
русских
живописцев
с
изображением
зимы
»).
-
С
удивительно
трогательной
простотой
рассказывает
нам
о
русской
зиме
в
своих
стихах
А
.
С
.
Пушкин
.
Зима
–
время
бодрящих
холодов
и
рассыпчатого
снега
,
трескучих
морозов
и
волнистых
туманов
.
Бесконечных
зимних
дорог
и
частых
звезд
.
В
стихах
Пушкина
представлены
все
четыре
времени
года
,
но
зима
особенно
хороша
.
Зимой
особенно
светло
оттого
,
что
под
ногами
–
ни
черная
земля
,
а
белый
ослепительный
снег
.
Какими
только
эпитетами
не
наградил
Пушкин
снежную
массу
:
«
пухлая
пелена
», «
волнистые
ковры
», «
великолепные
ковры
»…
Пожалуй
,
нет
такого
человека
,
который
не
знал
хотя
бы
одного
стихотворения
А
.
С
.
Пушкина
о
зиме
.
Вот
так
изобразили
зиму
Пушкина
наши
юные
художники
.
1.
Ученик
: (
читает
стихотворение
«
Волшебница
–
зима
».
Вот
север
,
тучи
нагоняя
,
Дохнул
,
завыл
–
и
вот
сама
Идет
волшебница
зима
.
Пришла
,
рассыпалась
;
клоками
Повисла
на
суках
дубов
.
Легла
волнистыми
коврами
Среди
полей
,
вокруг
холмов
.
Брега
с
недвижною
рекою
Сравнила
пухлой
пеленою
,
Блеснул
мороз
,
и
рады
мы
Проказам
матушки
-
зимы
.
Анализ
: -
в
стихотворении
«
Волшебница
–
зима
»
Пушкин
олицетворяет
зиму
,
властную
,
гордую
,
холодную
.
При
этом
называет
ее
сказочным
,
добрым
,
пожалуй
,
самым
детским
словом
–
«
волшебница
».
Но
все
же
мы
ждем
ее
,
уставшие
от
грязи
и
унылого
вида
обнаженных
деревьев
.
Для
зимней
палитры
характерны
светлые
оттенки
голубого
,
фиолетового
,
синевато
-
холодные
сверкающие
тона
льда
,
контрасты
белого
и
черного
.
Розовато
-
лимонно
-
желтые
холодные
нежные
цвета
сочетаются
с
нейтральными
серыми
оттенками
.
2.
Ученик
: (
читает
стихотворение
«
Зимняя
дорога
»).
Сквозь
волнистые
туманы
Пробирается
луна
,
На
печальные
поляны
Льет
печально
свет
она
.
По
дороге
зимней
,
скучной
Тройка
борзая
бежит
,
Колокольчик
однозвучный
Утомительно
гремит
.
Что
-
то
слышится
родное
,
В
долгих
песнях
ямщика
:
То
разгулье
удалое
,
То
сердечная
тоска
…
Ни
огня
,
ни
черной
хаты
…
Глушь
и
снег
…
Навстречу
мне
Только
версты
полосаты
Попадаются
одне
.
Скучно
,
грустно
…
Завтра
Нина
,
Завтра
к
милой
возвратясь
,
Я
забудусь
у
камина
,
Загляжусь
не
наглядясь
.
Звучно
стрелка
часовая
Мирно
круг
свой
совершит
.
И
,
докучных
,
удаляя
Полночь
нас
не
разлучит
.
Грустно
,
Нина
,
путь
мой
скучен
,
Дремля
смолкнул
мой
ямщик
.
Колокольчик
однозвучен
.
Отуманен
лунный
лик
.
Анализ: - стихотворение «Зимняя дорога», пронизанное грустью,
написано
в
период
отчаяния
Пушкина,
когда
он
чувствовал,
что
окружающие все меньше и меньше понимают его. Его лирический герой
быстро рос духовно, опережая своих современников.
Цвет может радовать, вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски,
грусти, т.е. оказывать на нас эмоциональное воздействие.
Рисуя снег в пейзаже, следует так же помнить и общие правила
изменения цвета в пространстве. Чем дальше от зрителя объект, тем
холоднее он будет по цвету.
3.
Ученик
: (
читает
стихотворение
«
Зимнее
утро
»).
Мороз
и
солнце
;
день
чудесный
!
Еще
ты
дремлешь
,
друг
прелестный
–
Пора
,
красавица
,
проснись
:
Открой
сомкнуты
негой
взоры
Навстречу
северной
Авроры
,
Звездою
севера
явись
.
Вечор
,
ты
помнишь
,
вьюга
злилась
;
На
мутном
небе
мгла
носилась
;
Луна
,
как
бледное
пятно
,
Сквозь
тучи
мрачные
желтела
А
нынче
…
погляди
в
окно
:
Под
голубыми
небесами
Великолепными
коврами
,
Блестя
на
солнце
,
снег
лежит
;
Прозрачный
лес
один
чернеет
.
И
ель
сквозь
иней
зеленеет
,
И
речка
подо
льдом
блестит
.
Вся
комната
янтарным
блеском
Озарена
,
веселым
треском
Трещит
затопленная
печь
.
Приятно
думать
у
лежанки
.
Но
знаешь
:
не
велеть
ли
в
санки
Кобылку
бурую
запрячь
?
Скользя
по
утреннему
снегу
,
Друг
милый
,
предадимся
богу
Нетерпеливого
коня
И
навестим
поля
пустые
,
Леса
,
недавно
столь
густые
,
И
берег
,
милый
для
меня
.
Анализ
: -
стихотворение
«
Зимнее
утро
»,
противоположно
по
настроению
автора
в
«
Зимней
дороге
».
Оно
солнечное
,
бодрое
,
радостное
.
Это
утро
не
только
природы
,
но
и
души
лирического
героя
.
Когда
читаешь
это
стихотворение
,
охватывает
чувство
,
словно
впервые
видишь
зиму
,
красоту
природы
в
это
время
года
.
Снег
на
рассвете
может
приобретать
не
только
голубоватые
,
но
и
явно
розоватые
,
желтоватые
,
зеленоватые
оттенки
.
Все
потому
,
что
в
это
время
суток
солнечный
свет
сам
по
себе
не
белый
,
а
розовый
или
оранжевый
.
4.
Ученик
: (
читает
стихотворение
»
Зимний
вечер
»).
Буря
мглою
небо
кроет
,
Вихри
снежные
крутя
;
То
,
как
зверь
,
она
завоет
,
То
заплачет
,
как
дитя
.
То
на
кровле
обветшалой
.
Вдруг
соломой
зашумит
,
То
,
как
путник
запоздалый
,
К
нам
в
окошко
застучит
.
Наша
ветхая
лачужка
И
печальна
,
и
темна
Что
же
ты
,
моя
старушка
,
Приуныла
у
окна
?
Или
бури
завываньем
Ты
,
мой
друг
,
утомлена
,
Или
дремлешь
под
жужжаньем
Своего
веретена
?
Выпьем
,
добрая
подружка
Бедной
юности
моей
,
Выпьем
с
горя
;
где
же
кружка
?
Сердцу
будет
веселей
.
Спой
мне
песню
,
как
синица
Тихо
за
морем
жила
;
Спой
мне
песню
,
как
девица
За
водой
поутру
шла
.
Анализ
: -
такое
милое
и
родное
с
детства
стихотворение
«
Зимний
вечер
»,
написанное
в
1825
году
во
время
ссылки
поэта
в
Михайловское
,
посвященное
няне
Пушкина
,
Арине
Радионовне
.
В
этом
стихотворении
поэт
изображает
свою
тоску
и
нежные
чувства
к
няне
.
Анна
Радионовна
была
для
Пушкина
не
простой
няней
,
а
верной
подругой
.
Именно
она
прививала
будущему
поэту
любовь
к
народным
сказкам
,
песням
.
Несмотря
на
устрашающую
погоду
,
в
душе
героя
царит
спокойствие
,
ведь
рядом
с
ним
его
милая
,
добрая
подруга
.
Успокаивают голубые, синие, зеленые тона. Выражение главной идеи
зависит
от
доминирующего
цвета
и
подчинения
ему
всех
остальных.
Именно
тогда
цвет
несет
особую
эмоциональную
нагрузку,
передает
настроение, состояние природы вызывает различного рода ассоциации.
Итог
занятия
:
Учитель
: -
Стихи
Пушкина
учат
детей
любить
родную
природу
,
восхищаться
ее
бесконечной
красотой
и
беречь
ее
,
столь
ранимую
.
Наши
юные
художники
постарались
передать
доступными
выразительными
средствами
настроение
и
характер
образа
зимы
А
.
С
.
Пушкина
по
представлению
,
используя
цвет
как
основное
средство
выражения
в
живописи
.
Каждый
из
них
использовал
различные
способы
и
приемы
для
реализации
сюжетной
композиции
поэтических
строк
.
Я
считаю
,
им
удалось
перенести
это
понимание
в
собственную
художественную
деятельность
.
Спасибо
за
внимание
.