Напоминание

Нетрадиционные технологии в творчестве дошкольников


Автор: Янышева Русиля Равильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С №32 "Брусничка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО - Югра
Наименование материала: доклад
Тема: Нетрадиционные технологии в творчестве дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нетрадиционные технологии в творчестве дошкольников.

«Только творческий педагог

может развить творческое начало в ребенке»

В.А.Сухомлинский

Творчество дошкольников неразрывно связано с работой воображения,

познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения

дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием

передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения.

Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения,

технических

приёмов

способствует

их

творческому

развитию.

Чтобы

расширить возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего

мира, я использовала на занятиях по изобразительной деятельности различные

нетрадиционные

материалы

и

средства

изображения: ватные

палочки,

бумажные трубочки, пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема,

зубной

пасты, пластмассовые

трубки,

зубные

щётки, деревянные

палочки,

соломка, поролон, свечи; листья деревьев, цветов, травы, овощные штампы и

печати и т.д.. Необычный материал изображения вовлекает детей в творческий

процесс. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними

работать. У

детей

появляется

возможность

использовать

дополнительные

средства.

Возникают

новые

идеи,

связанные

с

комбинациями

разных

материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить.

Доступность

использования

нетрадиционных

техник

определяется

возрастными особенностями дошкольников. Самыми простыми и доступными

из них являются рисование пальчиком, ладошкой, кулачком, печатание,

обрывание бумаги и это использовала в работе с младшими дошкольниками.

В старшем возрасте эти же техники дополняют художественный образ,

создаваемый с помощью более сложных: монотипия, граттаж, кляксография,

рисование по мокрому фону, рисование мятой бумагой, набрызг, изонить

и др.

Чем младше ребёнок, тем больше он испытывает страх перед чем-то

новым,

необычным.

Справиться

с

кисточкой

или

карандашом – дело

непростое, а вот рисование собственной ладошкой или пальчиком –

сплошное удовольствие. Малыши с радостью шлёпают ладошкой по листу

бумаги

и

радуются

новым

ощущениям. Я

старалась

учить

детей

пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а

всеми.

Главный художник - малыш, а я - его помощник, дополняла несколько

деталей или подсказывала, как это можно сделать – и на глазах у ребёнка

возникает картина.

Дети искренне радовались тому, что у них получилось. Страх перед

рисованием пропадало, возникало желание рисовать ещё и ещё. Старалась

живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывала приёмы

изображений. Чтобы преодолеть неуверенность, давала возможность ребёнку

сначала попробовать, а потом уже рисовать самостоятельно. Поощряла каждое

усилие ребёнка, поддерживала его. Важно знать о том, что обучение приёмам

изобразительной

деятельности, в

том

числе и нетрадиционным,

должно

проходить на

положительном

эмоциональном

фоне и

с

постепенным

нарастанием сложности. Во время рисования пальчиками, ладошкой ребёнок

получает

необыкновенное

чувственное

наслаждение

при

тактильных

контактах

с

краской,

бумагой, водой.

Проба

нового

изобразительного

материала

воспринималось

ребёнком

как

игра

с

неизвестным.

А

получившийся продукт деятельности приносило малышу большую радость.

Сам процесс рисования для ребёнка – сплошное удовольствие.

Очень важно даже в маленьком человечке разглядеть индивидуальность,

принять и поддержать его интересы, потребности, развить его творческие

способности

и

позаботиться

об

эмоциональном

благополучии. Чтобы

активизировать внимание детей

на

занятии,

побудить их

к

деятельности,

активно использовала игровые приёмы, сюрпризный момент, художественное

слово, музыкальное сопровождение.

У старших дошкольников и жизненный опыт больше, чем у малышей, и

уровень владения техническими приёмами гораздо выше. Поэтому им вполне

доступны такие нетрадиционные техники, как:

печать;

«набрызг»;

рисование по трафарету;

монотипия.

В

процессе

обучения обращала внимание ребят не только на техническую, но и на

выразительную

сторону

изобразительной

деятельности.

Учила

детей

передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке.

Нетрадиционные

техники позволяло маленьким художникам, отойдя от предметного

изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу,

вселяло уверенность в своих силах, расширило творческие

возможности детей.

Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике,

ребёнок

становился

всё более

уверенным

в

своих

силах.

Дальнейшее

творчество приносило ему всё больше радости, даже от обычной работы с

кистью и красками.

Самая большая для меня радость, когда я слышала детский вопрос: «А

мы

ещё

будет

так

рисовать?». Значит,

ребёнку

понравился

процесс

рисования и он хочет продолжения этой деятельности.

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности развивают у

детей

логическое

и

абстрактное

мышление,

фантазию,

наблюдательность,

внимание, повышают самооценку

Владея разными навыками и способами изображения предметов

или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность

выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.

Практика моей работы с дошкольниками показала, что нетрадиционные

техники

эффективны

для

создания

выразительных

образов

и

развития

творческих способностей детей.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок

развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка,

учит нестандартно мыслить.

У детей

повысилась

творческая

активность,

эмоциональность,

самооценка. Дети научились использовать хорошо знакомые им предметы в

качестве художественных материалов, удалось заинтересовать детей, зажечь их

сердца, разбудить в них творческое начало, не навязывая собственных

мнения и вкусов. Ведь рисование для ребёнка - радостный, вдохновенный

труд, к которому, по моему мнению, не надо принуждать, но очень важно

стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним

новые возможности изобразительной деятельности

Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с

родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится

ребёнок. Я уверена, что каждый успех ребёнка в творчестве и в личностном

плане следует довести до сведения родителей, тем самым ребёнок имеет

возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей,

что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний

на признание». Регулярно организованные тематические выставки детских

рисунков дала возможность родителям познакомиться с творчеством своих

детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам

художественного творчества.

И

родители

наших

воспитанников становятся активными участниками

различных конкурсов, выставок,

где

как

раз и

демонстрируют умелое

использование нетрадиционных материалов и техник. Очень важно, чтобы

родители формировали у своих детей уверенность в себе и своих возможностях

при создании изображения предметов доступными средствами выразительности,

чтобы поддерживали творческие проявления детей.

Таким

образом,

использование

нетрадиционных

способов

изобразительной

деятельности

играет

важную

роль

не

только

в

художественно – эстетическом, но и в общем психическом развитии ребёнка.

Ведь в конце концов самоценным является не конечный продукт – рисунок

или аппликация, а развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Нетрадиционные техники рисования техники рисования открывают большие

возможности развития творческих способностей, фантазии, воображения у

детей. Границы нетрадиционных способов изображения можно постоянно

расширять, сочетая их друг с другом, придумывая новые.

Дерзайте, фантазируйте и к вам придёт радость- радость творчества,

удивления и единения с вашими воспитанниками.



В раздел образования