Автор: Янышева Русиля Равильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С №32 "Брусничка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО - Югра
Наименование материала: доклад
Тема: Нетрадиционные технологии в творчестве дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные технологии в творчестве дошкольников.
«Только творческий педагог
может развить творческое начало в ребенке»
В.А.Сухомлинский
Творчество дошкольников неразрывно связано с работой воображения,
познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения
дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием
передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения.
Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения,
технических
приёмов
способствует
их
творческому
развитию.
Чтобы
расширить возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего
мира, я использовала на занятиях по изобразительной деятельности различные
нетрадиционные
материалы
и
средства
изображения: ватные
палочки,
бумажные трубочки, пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема,
зубной
пасты, пластмассовые
трубки,
зубные
щётки, деревянные
палочки,
соломка, поролон, свечи; листья деревьев, цветов, травы, овощные штампы и
печати и т.д.. Необычный материал изображения вовлекает детей в творческий
процесс. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними
работать. У
детей
появляется
возможность
использовать
дополнительные
средства.
Возникают
новые
идеи,
связанные
с
комбинациями
разных
материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить.
Доступность
использования
нетрадиционных
техник
определяется
возрастными особенностями дошкольников. Самыми простыми и доступными
из них являются рисование пальчиком, ладошкой, кулачком, печатание,
обрывание бумаги и это использовала в работе с младшими дошкольниками.
В старшем возрасте эти же техники дополняют художественный образ,
создаваемый с помощью более сложных: монотипия, граттаж, кляксография,
рисование по мокрому фону, рисование мятой бумагой, набрызг, изонить
и др.
Чем младше ребёнок, тем больше он испытывает страх перед чем-то
новым,
необычным.
Справиться
с
кисточкой
или
карандашом – дело
непростое, а вот рисование собственной ладошкой или пальчиком –
сплошное удовольствие. Малыши с радостью шлёпают ладошкой по листу
бумаги
и
радуются
новым
ощущениям. Я
старалась
учить
детей
пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а
всеми.
Главный художник - малыш, а я - его помощник, дополняла несколько
деталей или подсказывала, как это можно сделать – и на глазах у ребёнка
возникает картина.
Дети искренне радовались тому, что у них получилось. Страх перед
рисованием пропадало, возникало желание рисовать ещё и ещё. Старалась
живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывала приёмы
изображений. Чтобы преодолеть неуверенность, давала возможность ребёнку
сначала попробовать, а потом уже рисовать самостоятельно. Поощряла каждое
усилие ребёнка, поддерживала его. Важно знать о том, что обучение приёмам
изобразительной
деятельности, в
том
числе и нетрадиционным,
должно
проходить на
положительном
эмоциональном
фоне и
с
постепенным
нарастанием сложности. Во время рисования пальчиками, ладошкой ребёнок
получает
необыкновенное
чувственное
наслаждение
при
тактильных
контактах
с
краской,
бумагой, водой.
Проба
нового
изобразительного
материала
воспринималось
ребёнком
как
игра
с
неизвестным.
А
получившийся продукт деятельности приносило малышу большую радость.
Сам процесс рисования для ребёнка – сплошное удовольствие.
Очень важно даже в маленьком человечке разглядеть индивидуальность,
принять и поддержать его интересы, потребности, развить его творческие
способности
и
позаботиться
об
эмоциональном
благополучии. Чтобы
активизировать внимание детей
на
занятии,
побудить их
к
деятельности,
активно использовала игровые приёмы, сюрпризный момент, художественное
слово, музыкальное сопровождение.
У старших дошкольников и жизненный опыт больше, чем у малышей, и
уровень владения техническими приёмами гораздо выше. Поэтому им вполне
доступны такие нетрадиционные техники, как:
печать;
«набрызг»;
рисование по трафарету;
монотипия.
В
процессе
обучения обращала внимание ребят не только на техническую, но и на
выразительную
сторону
изобразительной
деятельности.
Учила
детей
передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке.
Нетрадиционные
техники позволяло маленьким художникам, отойдя от предметного
изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу,
вселяло уверенность в своих силах, расширило творческие
возможности детей.
Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике,
ребёнок
становился
всё более
уверенным
в
своих
силах.
Дальнейшее
творчество приносило ему всё больше радости, даже от обычной работы с
кистью и красками.
Самая большая для меня радость, когда я слышала детский вопрос: «А
мы
ещё
будет
так
рисовать?». Значит,
ребёнку
понравился
процесс
рисования и он хочет продолжения этой деятельности.
Нетрадиционные методы изобразительной деятельности развивают у
детей
логическое
и
абстрактное
мышление,
фантазию,
наблюдательность,
внимание, повышают самооценку
Владея разными навыками и способами изображения предметов
или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность
выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.
Практика моей работы с дошкольниками показала, что нетрадиционные
техники
эффективны
для
создания
выразительных
образов
и
развития
творческих способностей детей.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок
развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка,
учит нестандартно мыслить.
У детей
повысилась
творческая
активность,
эмоциональность,
самооценка. Дети научились использовать хорошо знакомые им предметы в
качестве художественных материалов, удалось заинтересовать детей, зажечь их
сердца, разбудить в них творческое начало, не навязывая собственных
мнения и вкусов. Ведь рисование для ребёнка - радостный, вдохновенный
труд, к которому, по моему мнению, не надо принуждать, но очень важно
стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним
новые возможности изобразительной деятельности
Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с
родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится
ребёнок. Я уверена, что каждый успех ребёнка в творчестве и в личностном
плане следует довести до сведения родителей, тем самым ребёнок имеет
возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей,
что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний
на признание». Регулярно организованные тематические выставки детских
рисунков дала возможность родителям познакомиться с творчеством своих
детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам
художественного творчества.
И
родители
наших
воспитанников становятся активными участниками
различных конкурсов, выставок,
где
как
раз и
демонстрируют умелое
использование нетрадиционных материалов и техник. Очень важно, чтобы
родители формировали у своих детей уверенность в себе и своих возможностях
при создании изображения предметов доступными средствами выразительности,
чтобы поддерживали творческие проявления детей.
Таким
образом,
использование
нетрадиционных
способов
изобразительной
деятельности
играет
важную
роль
не
только
в
художественно – эстетическом, но и в общем психическом развитии ребёнка.
Ведь в конце концов самоценным является не конечный продукт – рисунок
или аппликация, а развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Нетрадиционные техники рисования техники рисования открывают большие
возможности развития творческих способностей, фантазии, воображения у
детей. Границы нетрадиционных способов изображения можно постоянно
расширять, сочетая их друг с другом, придумывая новые.
Дерзайте, фантазируйте и к вам придёт радость- радость творчества,
удивления и единения с вашими воспитанниками.