Напоминание

Теоретические аспекты изучения процесса мышления детей с ЗПР


Автор: Новоселова Елена Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ №7 Красносельского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Теоретические аспекты изучения процесса мышления детей с ЗПР
Раздел: начальное образование





Назад




Теоретические аспекты изучения процесса

мышления детей с ЗПР

Процесс мышления как объект изучения психологии

Для

материалистического

объяснения

процессов

мышления,

психологическая

наука

должна

была

рассматривать

мышление

не

как

«проявление

духа»,

а

как процесс, который формируется в общественной

истории,

протекает

сначала

как

развернутая

предметная

деятельность,

использует систему языка с объективно заключенной системой смысловых

связей и отношений и затем принимает свернутые, сокращенные формы,

приобретая характер внутренних «умственных действий» .

В

психологии

под

мышлением

понимают

процесс

познавательной

деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным

отражением

действительности.

Первая

особенность

мышления

его

опосредованный

характер.

Мышление

всегда

опирается

на

данные

чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее

приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание

опосредованное. Вторая особенность мышления — его обобщённость.

Основными

мыслительными

операциями

являются

анализ,

синтез,

сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение .

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное

выделение

из

целого

его

сторон,

действий,

отношений.

Анализ

бывает

практическим (когда мыслительный процесс не посредственно включен в

речевую деятельность) и умственным (теоретическим) .

Синтез — это мысленное объединение частей, свойств, действий в

единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе

устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов

или частей к их сложному целому, предмету или явлению. Синтез не является

механическим соединением частей и поэтому не сводится к их сумме .

Сравнение

это

установление

сходства

или

различия

между

предметами и явлениями или их отдельными признаками .

Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства,

признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Абстрагирование

обычно осуществляется в результате анализа. Среди видов абстракции можно

выделить

практическую,

непосредственно

включенную

в

процесс

деятельности;

чувственную

или

внешнюю;

высшую,

опосредованную,

выраженную в понятиях .

Конкретизация

предполагает

возвращение

мысли

от

общего

и

абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. Обобщение —

мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным

признакам.

Повторяемость

определенной

совокупности

свойств

в

ряде

предметов указывает на более или менее существенные связи между ними.

При этом обобщение вовсе не предполагает отбрасывания специфических

особенных свойств предметов, а заключается в раскрытии их существенных

связей. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на

основе

отдельных,

случайных

признаков.

Более

сложным

является

комплексное

обобщение,

при

котором

объекты

объединены

по

разным

основаниям.

Наиболее

сложно

обобщение,

в

котором

четко

выделяются

видовые и родовые признаки и объект, включается в систему понятий .

Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи

друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как

классификация,

систематизация

и

прочие.

Каждая

из

мыслительных

операций

может

быть

рассмотрена

как

соответствующее

умственное

действие .

Мышление человека не только включает в себя различные операции,

но

и

протекает

на

различных

уровнях,

в

различных

формах,

что

в

совокупности позволяет говорить о существовании разных видов мышления.

В психологии сложилось несколько подходов к проблеме классификации

видов мышления .

Мышление

это

особого

рода

теоретическая

и

практическая

деятельность,

предполагающая

систему

включенных

в

нее

действий

и

операций

ориентировочно-исследовательского,

преобразовательного

и

познавательного характера .

Теоретическое

понятийное

мышление

это

такое

мышление,

в

процессе решения задачи

обращение к понятиям, выполнение действий в

уме.

Теоретическое

понятийное

мышление

характерно

для

научных

теоретических исследований .

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем,

что

материалом,

который

здесь

использует

человек

для

решения

задачи,

являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или

непосредственно

извлекаются

из

памяти,

или

творчески

воссоздаются

воображением .

Наглядно-образный вид мышления — мыслительный процесс в нем

непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без

него

совершаться

не

может.

Наглядно-образное

мышление

связано

с

оперированием образами .

Наглядно-действенное мышление представляет собой практическую

преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными

предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются

правильные действия с соответствующими предметами .

Заметим,

что

перечисленные

виды

мышления

выступают

одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается

более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой

более высокий уровень развития, чем образное. С одной стороны, за такими

рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое

мышление в фило- и онтогенезе действительно появляются позднее, чем,

скажем, практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех

названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно

независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет

филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму

.

В психологии существует различная классификация видов мышления,

поэтому

рассмотрим

ещё

несколько

видов

или

как

их

классифицируют

«основополагающие типы» мышления .

Аутистическое

мышление

данный

тип

мышления

направлен

на

удовлетворение собственных интересов. Потребности в данном случае более

личностно ориентированы. Во многих отношениях аутистическое мышление

противоположно

реалистическому.

Аутистическое

мышление

порождает

иллюзии, а не истины .

Реалистическое мышление – правильно отражает действительность,

делает

поведение

человека

в

различных

ситуациях

разумным.

Целью

операций реалистического мышления является создание правильной картины

мира, нахождение истины. Эгоцентрическое мышление – характеризуется

тем, что человек не способен принять точку зрения не совпадающую с его

«эго». Как правило, логические принципы соблюдаются, но они не ведут к

рациональному решению задачи, противоречат общепринятым законам, не

соответствуют временным тенденциям. Такие люди воспринимают картину

мира, как «всё зависит от моего мнения и решения, причём другого как

правило не дано .

Репродуктивное

мышление

это

поиск

и

установление

связей

и

отношений

между

готовыми

продуктами

мыслительной

деятельности,

которые

фиксированы

в

знаковой

форме.

Данный

тип

предполагает

интенсивную

мыслительную

деятельность.

Часто

встречается

в

педагогической практике, когда знаковые формы, фиксирующие содержание

и

отношение

понятий

даны

и

понятны

для

восприятия,

а

понимание

и

логическое сопоставление отсутствует, в следствие различных личностных

аспектов непонимания .

В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и

операциональных

процедур

различаются

алгоритмическое,

дискурсивное,

эвристическое

и

творческое

мышление.

Алгоритмическое

мышление

ориентировано

на

заранее

установленные

правила,

общепринятую

последовательность

действий,

необходимых

для

решения

типовых

задач.

Дискурсивное

мышление

основано

на

системе

взаимосвязанных

умозаключений. Эвристическое мышление — это продуктивное мышление,

состоящее

в

решении

нестандартных

задач.

Творческое

мышление

мышление,

приводящее

к

новым

открытиям,

принципиально

новым

результатам .

Различают также репродуктивное и продуктивное мышление.

Репродуктивное

мышление

воспроизведение

ранее

полученных

результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью.

Продуктивное

мышление

мышление,

приводящее

к

новым

познавательным результатам.

Изложенные

выше

классификации

мышления

могут

быть

сформулированы в виде ряда закономерностей мыслительного процесса:

основная функция процессов мышления – ориентировка субъекта в

окружающем

мире

посредством

установления

межпредметных

связей

и

отношений, на основе различных средств и способов.

процессы установления связей и отношений протекают на нескольких

взаимосвязанных

уровнях

основанных

на

логических

сопоставлениях

наглядно-образного,

словесно-логического,

наглядно-образного

или

наглядно-действенного мышления.

на каждом уровне мышления установление межпредметных связей и

отношений реализуется посредством ряда универсальных взаимосвязанных

обратимых операций: анализа и синтеза; обобщения и конкретизации. Такие

операции могут объединяться в функциональные схемы, психологические

механизмы,

обеспечивающие

выполнение

мыслительных

действий

при

решении различных задач .

Индивидуальные

особенности

мышления

у

различных

людей

проявляются

прежде

всего

в

том,

что

у

них

по-разному

складывается

соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной

деятельности

(наглядно-действенного,

наглядно-образного,

словесно-

логического и абстрактно-логического).

К

индивидуальным

особенностям

мышления

относятся

также

и

другие

качества

познавательной

деятельности:

продуктивность

ума,

самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество,

критичность, инициативность, сообразительность и т.д.

Быстрота мышления – скорость протекания мыслительных процессов.

Самостоятельность мышления – умение увидеть и поставить новый

вопрос, а затем решить его собственными силами.

Гибкость мышления – способность изменять аспекты рассмотрения

предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный

путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям,

активное

переструктурирование

исходных

данных,

понимание

и

использование их относительности.

Инертность

мышления

качество

мышления,

проявляющееся

в

склонности

к

шаблону,

к

привычным

ходам

мысли,

в

трудности

переключения от одной системы действий к другой.

Темп

развития

мыслительных

процессов

минимальное

число

упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления – число логических ходов (рассуждений),

посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума – умение охватить широкий круг вопросов в различных

областях знания и практики.

Глубина мышления – умение вникать в сущность, вскрывать причины

явлений, предвидеть последствия.

Последовательность

мышления

умение

соблюдать

строгий

логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность

мышления

качество

мышления,

позволяющее

осуществлять

строгую

оценку

результатов

мыслительной

деятельности,

находить

в

них

сильные

и

слабые

стороны,

доказывать

истинность

выдвигаемых положений.

Устойчивость

мышления

качество

мышления,

проявляющееся

в

ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже

известные закономерности.

Осознанность

мышления

качество

мышления,

проявляющееся

в

возможности

выразить

в

слове

как

результат

работы

(существенные

признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с

помощью которых этот результат был найден.

Все

перечисленные

и

многие

другие

качества

мышления

тесно

связаны с основным его качеством, или признаком.

Важнейший признак

мышления – умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко

все новым обобщениям.

Психологически исследовать мышление как процесс, значит, изучить

внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных

познавательных результатов .

Трактовка мышления как процесса означает прежде всего, что сама

детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс.

В

зависимости

от

разных

взглядов

на

процесс

мышления

психологи

предлагают различные пути формирования мышления в ходе решения задач.

Таким образом, мышление — это движение идей, раскрывающее суть

вещей.

Его

итогом

является

не

образ,

а

некоторая

мысль,

идея.

Специфическим

результатом

мышления

может

выступить

понятие

обобщенное

отражение

класса

предметов

в

их

наиболее

общих

и

существенных особенностях.

Таким образом, мышление –

это процесс отражения в сознании

человека

реальной

действительности

путём

синтеза

и

анализа

всех

познавательных

процессов.

На

практике

мышление

как

отдельный

психический

процесс

не

существует,

оно

присутствует

во

всех

познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти,

речи.

Процесс

мышления

является

самостоятельным

и

генеральным

по

функциям, в течении всей жизнедеятельности человека. Мышление является

направляющей

функцией

поведения

человека,

отражающей

истинную

картину мира данного субъекта.



В раздел образования