Автор: Новоселова Елена Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ №7 Красносельского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Теоретические аспекты изучения процесса мышления детей с ЗПР
Раздел: начальное образование
Теоретические аспекты изучения процесса
мышления детей с ЗПР
Процесс мышления как объект изучения психологии
Для
материалистического
объяснения
процессов
мышления,
психологическая
наука
должна
была
рассматривать
мышление
не
как
«проявление
духа»,
а
как процесс, который формируется в общественной
истории,
протекает
сначала
как
развернутая
предметная
деятельность,
использует систему языка с объективно заключенной системой смысловых
связей и отношений и затем принимает свернутые, сокращенные формы,
приобретая характер внутренних «умственных действий» .
В
психологии
под
мышлением
понимают
процесс
познавательной
деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным
отражением
действительности.
Первая
особенность
мышления
—
его
опосредованный
характер.
Мышление
всегда
опирается
на
данные
чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее
приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание
опосредованное. Вторая особенность мышления — его обобщённость.
Основными
мыслительными
операциями
являются
анализ,
синтез,
сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение .
Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное
выделение
из
целого
его
сторон,
действий,
отношений.
Анализ
бывает
практическим (когда мыслительный процесс не посредственно включен в
речевую деятельность) и умственным (теоретическим) .
Синтез — это мысленное объединение частей, свойств, действий в
единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе
устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов
или частей к их сложному целому, предмету или явлению. Синтез не является
механическим соединением частей и поэтому не сводится к их сумме .
Сравнение
—
это
установление
сходства
или
различия
между
предметами и явлениями или их отдельными признаками .
Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства,
признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Абстрагирование
обычно осуществляется в результате анализа. Среди видов абстракции можно
выделить
практическую,
непосредственно
включенную
в
процесс
деятельности;
чувственную
или
внешнюю;
высшую,
опосредованную,
выраженную в понятиях .
Конкретизация
предполагает
возвращение
мысли
от
общего
и
абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. Обобщение —
мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным
признакам.
Повторяемость
определенной
совокупности
свойств
в
ряде
предметов указывает на более или менее существенные связи между ними.
При этом обобщение вовсе не предполагает отбрасывания специфических
особенных свойств предметов, а заключается в раскрытии их существенных
связей. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на
основе
отдельных,
случайных
признаков.
Более
сложным
является
комплексное
обобщение,
при
котором
объекты
объединены
по
разным
основаниям.
Наиболее
сложно
обобщение,
в
котором
четко
выделяются
видовые и родовые признаки и объект, включается в систему понятий .
Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи
друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как
классификация,
систематизация
и
прочие.
Каждая
из
мыслительных
операций
может
быть
рассмотрена
как
соответствующее
умственное
действие .
Мышление человека не только включает в себя различные операции,
но
и
протекает
на
различных
уровнях,
в
различных
формах,
что
в
совокупности позволяет говорить о существовании разных видов мышления.
В психологии сложилось несколько подходов к проблеме классификации
видов мышления .
Мышление
—
это
особого
рода
теоретическая
и
практическая
деятельность,
предполагающая
систему
включенных
в
нее
действий
и
операций
ориентировочно-исследовательского,
преобразовательного
и
познавательного характера .
Теоретическое
понятийное
мышление
—
это
такое
мышление,
в
процессе решения задачи
обращение к понятиям, выполнение действий в
уме.
Теоретическое
понятийное
мышление
характерно
для
научных
теоретических исследований .
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем,
что
материалом,
который
здесь
использует
человек
для
решения
задачи,
являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или
непосредственно
извлекаются
из
памяти,
или
творчески
воссоздаются
воображением .
Наглядно-образный вид мышления — мыслительный процесс в нем
непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без
него
совершаться
не
может.
Наглядно-образное
мышление
связано
с
оперированием образами .
Наглядно-действенное мышление представляет собой практическую
преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными
предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются
правильные действия с соответствующими предметами .
Заметим,
что
перечисленные
виды
мышления
выступают
одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается
более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой
более высокий уровень развития, чем образное. С одной стороны, за такими
рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое
мышление в фило- и онтогенезе действительно появляются позднее, чем,
скажем, практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех
названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно
независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет
филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму
.
В психологии существует различная классификация видов мышления,
поэтому
рассмотрим
ещё
несколько
видов
или
как
их
классифицируют
«основополагающие типы» мышления .
Аутистическое
мышление
–
данный
тип
мышления
направлен
на
удовлетворение собственных интересов. Потребности в данном случае более
личностно ориентированы. Во многих отношениях аутистическое мышление
противоположно
реалистическому.
Аутистическое
мышление
порождает
иллюзии, а не истины .
Реалистическое мышление – правильно отражает действительность,
делает
поведение
человека
в
различных
ситуациях
разумным.
Целью
операций реалистического мышления является создание правильной картины
мира, нахождение истины. Эгоцентрическое мышление – характеризуется
тем, что человек не способен принять точку зрения не совпадающую с его
«эго». Как правило, логические принципы соблюдаются, но они не ведут к
рациональному решению задачи, противоречат общепринятым законам, не
соответствуют временным тенденциям. Такие люди воспринимают картину
мира, как «всё зависит от моего мнения и решения, причём другого как
правило не дано .
Репродуктивное
мышление
–
это
поиск
и
установление
связей
и
отношений
между
готовыми
продуктами
мыслительной
деятельности,
которые
фиксированы
в
знаковой
форме.
Данный
тип
предполагает
интенсивную
мыслительную
деятельность.
Часто
встречается
в
педагогической практике, когда знаковые формы, фиксирующие содержание
и
отношение
понятий
даны
и
понятны
для
восприятия,
а
понимание
и
логическое сопоставление отсутствует, в следствие различных личностных
аспектов непонимания .
В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и
операциональных
процедур
различаются
алгоритмическое,
дискурсивное,
эвристическое
и
творческое
мышление.
Алгоритмическое
мышление
ориентировано
на
заранее
установленные
правила,
общепринятую
последовательность
действий,
необходимых
для
решения
типовых
задач.
Дискурсивное
мышление
основано
на
системе
взаимосвязанных
умозаключений. Эвристическое мышление — это продуктивное мышление,
состоящее
в
решении
нестандартных
задач.
Творческое
мышление
—
мышление,
приводящее
к
новым
открытиям,
принципиально
новым
результатам .
Различают также репродуктивное и продуктивное мышление.
Репродуктивное
мышление
—
воспроизведение
ранее
полученных
результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью.
Продуктивное
мышление
—
мышление,
приводящее
к
новым
познавательным результатам.
Изложенные
выше
классификации
мышления
могут
быть
сформулированы в виде ряда закономерностей мыслительного процесса:
основная функция процессов мышления – ориентировка субъекта в
окружающем
мире
посредством
установления
межпредметных
связей
и
отношений, на основе различных средств и способов.
процессы установления связей и отношений протекают на нескольких
взаимосвязанных
уровнях
основанных
на
логических
сопоставлениях
наглядно-образного,
словесно-логического,
наглядно-образного
или
наглядно-действенного мышления.
на каждом уровне мышления установление межпредметных связей и
отношений реализуется посредством ряда универсальных взаимосвязанных
обратимых операций: анализа и синтеза; обобщения и конкретизации. Такие
операции могут объединяться в функциональные схемы, психологические
механизмы,
обеспечивающие
выполнение
мыслительных
действий
при
решении различных задач .
Индивидуальные
особенности
мышления
у
различных
людей
проявляются
прежде
всего
в
том,
что
у
них
по-разному
складывается
соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной
деятельности
(наглядно-действенного,
наглядно-образного,
словесно-
логического и абстрактно-логического).
К
индивидуальным
особенностям
мышления
относятся
также
и
другие
качества
познавательной
деятельности:
продуктивность
ума,
самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество,
критичность, инициативность, сообразительность и т.д.
Быстрота мышления – скорость протекания мыслительных процессов.
Самостоятельность мышления – умение увидеть и поставить новый
вопрос, а затем решить его собственными силами.
Гибкость мышления – способность изменять аспекты рассмотрения
предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный
путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям,
активное
переструктурирование
исходных
данных,
понимание
и
использование их относительности.
Инертность
мышления
–
качество
мышления,
проявляющееся
в
склонности
к
шаблону,
к
привычным
ходам
мысли,
в
трудности
переключения от одной системы действий к другой.
Темп
развития
мыслительных
процессов
–
минимальное
число
упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.
Экономичность мышления – число логических ходов (рассуждений),
посредством которых усваивается новая закономерность.
Широта ума – умение охватить широкий круг вопросов в различных
областях знания и практики.
Глубина мышления – умение вникать в сущность, вскрывать причины
явлений, предвидеть последствия.
Последовательность
мышления
–
умение
соблюдать
строгий
логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.
Критичность
мышления
–
качество
мышления,
позволяющее
осуществлять
строгую
оценку
результатов
мыслительной
деятельности,
находить
в
них
сильные
и
слабые
стороны,
доказывать
истинность
выдвигаемых положений.
Устойчивость
мышления
–
качество
мышления,
проявляющееся
в
ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже
известные закономерности.
Осознанность
мышления
–
качество
мышления,
проявляющееся
в
возможности
выразить
в
слове
как
результат
работы
(существенные
признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с
помощью которых этот результат был найден.
Все
перечисленные
и
многие
другие
качества
мышления
тесно
связаны с основным его качеством, или признаком.
Важнейший признак
мышления – умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко
все новым обобщениям.
Психологически исследовать мышление как процесс, значит, изучить
внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных
познавательных результатов .
Трактовка мышления как процесса означает прежде всего, что сама
детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс.
В
зависимости
от
разных
взглядов
на
процесс
мышления
психологи
предлагают различные пути формирования мышления в ходе решения задач.
Таким образом, мышление — это движение идей, раскрывающее суть
вещей.
Его
итогом
является
не
образ,
а
некоторая
мысль,
идея.
Специфическим
результатом
мышления
может
выступить
понятие
—
обобщенное
отражение
класса
предметов
в
их
наиболее
общих
и
существенных особенностях.
Таким образом, мышление –
это процесс отражения в сознании
человека
реальной
действительности
путём
синтеза
и
анализа
всех
познавательных
процессов.
На
практике
мышление
как
отдельный
психический
процесс
не
существует,
оно
присутствует
во
всех
познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти,
речи.
Процесс
мышления
является
самостоятельным
и
генеральным
по
функциям, в течении всей жизнедеятельности человека. Мышление является
направляющей
функцией
поведения
человека,
отражающей
истинную
картину мира данного субъекта.