Напоминание

"Приобщение детей к национальной культуре"


Автор: Метельская Варвара Александровна
Должность: учитель музыки и МХК
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №1492"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение детей к национальной культуре"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Метельская В.А.

Статья «Приобщение детей к национальной культуре».

«Искусство

очень

широко

и

глубоко

захватывает

различные

стороны

психики

человека,

не

только

воображение

и

чувство,

что

представляется

само

собой

разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и

самосознания,

в

воспитании

нравственного

чувства

и

формировании

мировоззрения.

Поэтому-то

художественное

воспитание

и

является

одним

из

могучих

средств,

содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности».

(психолог Б.М. Теплов)

Культурная жизнь России -это отечественная, русская культура- как

малая составная часть мировой культуры. Это также смешанная культура,

рожденная в национальных образованиях на территории России на основе

взаимодействия

проживающих

здесь

представителей

различных

наций

и

народностей. Это, собственно, исконно национальная культура, живущей в

определенном регионе нации.

Это

неисчерпаемое

творческое

достояние,

своеобразный

резерв

воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных

традиций русского народа в процессе общенационального созидания. Это

особая

форма

национального

самовыражения.

Национальная

культура

является совокупностью символов, верований , убеждений, ценностей, норм

,образцов поведения, которые так или иначе характеризуют всю духовно-

нравственную жизнь общества . Любая этническая национальная культура

идет своим оригинальным, особыми путем ки вносит свой неповторимый

вклад

в

копилку

общечеловеческих

ценностей.

Этническая

национальная

культура — словно ожерелье из ряда маленьких, "местных", "местечковых"

очагов "культур-жемчужин". В глобальном,

взаимосвязанном мире, где

каждый

день

несет

нам

"процесс

глобализации",ценнейшим

достоянием

человечества

остается

каждая

отдельная

область

каждой

национальной

культуры, в своем непохожем ни на кого и ни на что своеобразии , и, которые

,

словно

невидимыми

многочисленными

нитями

неизбежно

связаны

с

другими видами культур разных народов

и областей,

и так или иначе

взаимодействуют

с

ними

или

зависят

от

них.

Размышлять

о

своей

"собственной", "изолированной "культуре — это не только дань мещанству и

необразованности,

но

,

это

и

путь

к

гибельному

изоляционизму,

самоубийственному для любого народа. Народ, его социальная культурная

среда

-

единственный

и

неиссякаемый

источник

духовных

ценностей.

Великие художники,композиторы и поэты, всегда черпали вдохновение в

народе, из фольклора. Поэтому их творения во все эпохи были доступны ,

понятны и близки каждому человеку. Во все времена мерилом эстетической

ценности и нравственности был

труд. Эстетическое воспитание всегда

осуществлялось

в

теснейшей

взаимосвязи

с

трудовым

воспитанием.

Как

правило, и воспитание то осуществлялось, главным образом, в процессе

труда. (Например, песни бурлаков, ткачих, грузчиков и др. Пряли - пели,

рассказывали сказки; работали в поле, на лугу - пели... Рождался человек-

первая песня материнства- колыбельная, рос, играл- появлялась трудовая

песня,

плясовая.

Хороводная,

уходил

на

войну-

все

это

отражалось

в

солдатской песне, свадебные обряды породили свадебную песню, наконец

последний

вздох

и

смерть-

рождались

плачи

и

причитания.

В

области

музыкального народного фольклора мы видим отражение жизни человека. Но

вернемся к труду. Не случайно в народном творчестве в большинстве своем

преобладает трудовая тематика."Нам песня строить и жить помогает". На

этих примерах я хочу показать, как важна деятельность человека в развитии

его личности, его своеобразных творческих особенностей и способностей.

Естественно и закономерно стремление людей к познанию самобытной

национальной культуры своего народа, своего края. Ведь даже назначение

национального самосознания состоит в том, что оно морально укрепляет

человека,

пробуждает

его

интерес

к

отечественной

истории,

своим

ценностям

и

традициям.

Отрыв

от

национальных

корней

неизбежно

приводит

к

духовному

оскудению.

Народная

культура

воспитания

представляет собой крепкую почву,

основу для

всякой ( этнической)

культуры.

Младший

школьный

возраст

это

важнейший

этап

в

развитии

личности ребенка. Это период первичной социализации, приобщения его к

миру общечеловеческих ценностей, время установления его отношений с

природой, людьми и обществом. Именно в этом возрасте стоит стремиться

привить ребенку тягу к изучению культуры своего народа и народов всего

мира

в

целом.

Начинают

знакомство

с

того,

что

известно

ребенку

«с

пеленок», из первых услышанных от матери сказок, песенок, колыбельных ,

потешек. В этом возрасте у детей существует неосознанная тяга к чудесному,

сказочному. К сожалению, наша система школьного воспитания направлена

на усредненного ученика, в ней не остается места для чуда. Войти в сказку,

погрузиться в волшебный мир, разрушить границы времени и пространства,

почувствовать себя не просто созерцателем, а творцом должны помочь детям

занятия

и

различные

виды

деятельности.

Причем,

я

здесь

говорю

о

комплексе

различных

видов

деятельности-

игровой,

музыкальной,

хореографической и художественно-прикладной.

Национальное

самосознание

или

этническая

идентичность,

как

осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у

человека именно в дошкольном возрасте и в начальной школе. Поэтому этот

период

является

чрезвычайно

важным

в

становлении

основ

характера,

выработке определенных норм поведения, которые во многом зависят от

социального окружения ребенка.

Раскрытие

личности

в

ребенке

возможно

через

включение

его

в

культуру

собственного

народа.

И

это

не

просто

знание

о

культуре,

а

проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в

культурно-

социальное

пространство

общества.

Изучение

культуры

и

традиций

своего

народа

дает

возможность

освоения

культурного

пространства своего родного региона, своей «малой родины» .Позволяет

знакомиться

не

только

с

образом

жизни,

но

также

раскрыть

яркую

самобытность

соседствующих,

самобытных

культур,

их

внутреннее

сходство- в языке, территории, общем гражданско-правовым полем, а также

осознать

особенности

и

различия

культур

разных

народов,

населяющих

обширную

территорию

нашей

Родины.

В

целях

приобщения

детей

к

национальной

культуре

и

традициям

своего

народа

можно

организовать

предметно-развивающую среду так, чтобы заинтересовать ребят доступным

и интересным по содержанию материалом.

В школе искусств, где я в свое время работала, был замечательный

коллектив единомышленников, который своей сплоченностью и энтузиазмом

создал невероятное. А именно,- с приходом нового учителя рисования, наш

коллектив получил не только и не столько замечательного педагога, а сколько

неординарную

личность,

который

«зажег»

весь

коллектив

идеей

реконструкции

,

если

хотите,

истоков

народного

промысла-

Бабенской

игрушки. Когда-то давно, отец этого преподавателя работал росписных дел

мастером на

маленькой кустарной фабрике Бабенской игрушки, которую

благополучно закрыли к 50 году прошлого века. Отец скоро умер, судьба

сына тоже сложилась непросто, он долго работал на Севере, и вот в начале

90-

х

годов,

Сергея

Виданова(

так

зовут

нашего

преподавателя),

жизнь

заставила вернуться в родные края и он устроился на работу в нашу школу

искусств. С приходом в школу, задумал он реанимировать старый промысел,

стал

расспрашивать

старожилов,

собирал

информацию,

выспрашивал

секреты

мастерства,

запоминал,

записывал,

интервьюировал

людей

под

магнитофонную запись, теперь это ценные исторические документальные

свидетельства технологии и производства. Так , постепенно, за 15 лет в школе

образовался живой наглядный музей для занятий, где скопилось множество

наглядных материалов для уроков с ребятами на художественном отделении.

Помимо обычных уроков

рисунка и живописи, Сергей выработал новую

программу занятий по приобщению детей к местному токарному промыслу.

Школьные

задания

уже

дают

очень

интересные

результаты.

Ребята

расписывают готовые матрешки, яйца, фигурки, сначала- маленькие, потом

покрупнее. Дети с радостью перебирают токарные игрушки, играют, и это

позволяется на уроке. Педагог использует и специальный дидактический

материал. В мешочке с россыпью неокрашенных вещиц( волчки, катушки,

бутылочки, горшочки, кувшины, колесики, яйца) нужно нащупать и отыскать

парные. Это помогает выработать у ребят чувственное ощущение токарной

формы.

Следующий вид деятельности- сделать эскиз к своей будущей

игрушке. И к этому этапу своей деятельности ребята подходят уже более

осознанно. Они рисуют знакомых животных, сказочных персонажей, зверей.

Иногда стараются упростить или округлить изображение. Дальше следует

этап «взрослой учительской работы»: педагог вытачивает деревянных зайцев,

котов и других персонажей, по эскизам ребят.

Готовые фигурки ребята

разукрашивают

согласно

своей

фантазии.

Дети,

как

правило,

не

хотят

расставаться

со

своими

уникальными,

авторскими

работами.

В

школе

искусств

собрана

целая

выставка

таких

экспонатов

детского

труда

и

творчества. Мечта преподавателя –это создание отдельной промышленной

мастерской, такой учебно- производственный центр, в котором можно было

бы обучать и расширять контингент обучающихся, надеемся, не за горами.

Несколько

интересных

занятий

по

приобщению

ребят

к

национальной

культуре

в

рамках

декоративно-

художественного

творчества

см.

в

приложении

(

это

материалы

из

альманаха

«Народное

искусство

Подмосковья»

выпуск

2,

к

850-

летию

Москвы,ISBN-5-7151-0024-0,

Подольск, 1997, который был выпущен после большого вернисажа детского

творчества

в

Москве,

в

Центральном

выставочном

зале

«Манеж»,

где

проходили

,

наряду

с

выставкой

художествнно

-

прикладного

детского

творчества и концерт творческих музыкальных коллективов нашей школы

(

музыкального

и

хореографического

отделений).

На

«музыкальном

факультете»

можно понаблюдать интеграцию знаний об особенностях и

традициях

национальной

культуры.

Музыкальное

творчество

детей

ориентировано

в

структурно-

содержательной

характеристике

этнокультурного воспитания в духе поликультурной образовательной среды.

Мы

включаем

песни

и

художественное

слово

национальных

поэтов

и

композиторов

в

проведение

праздников

и

развлечений

в

обычной,

образовательной школе, на базе которой развивалась долгое время и наша

школа искусств, это такие праздники и мероприятия, как «8 Марта», «День

защитника Отечества», «День Победы», «Новый год», это именно то, что

расширяет представления детей о культуре народа, воспитывает любовь к

Родине и уважение к людям, населяющим ее.

Педагоги школы искусств востребованы в общеобразовательной школе, они

могут

провести

серию

классных

часов

по

теме

«Мой

город»,или

тематических концертных выступлений: «День толерантности», «Музыка без

границ и национальностей», «Вечер грузинской пенсии», «Вечер старинного

романса»,

совместно

с

учениками

педагоги

и

родители

с

удовольствием

принимают участие в таких объединенных мероприятиях. Интегрированные

занятия изобразительной и музыкальной деятельности, выставки в крупных

галереях

Москвы,

позволяют

автоматизировать

знания

языка

искусства,

полученные на занятиях.

У

ребенка,

в

результате,

расширяются

представления

о

достопримечательностях

родного

города,

государственных

и

народных

праздниках,

самобытности

культуры,

формируется

уважение

к

людям

и

гордость

за

свою

малую

Родину,

Формируется

желание

познать

красоту

национального языка. Очень важно наладить взаимодействие с родителями

обучающихся,

Ведь

именно

семья

является

главным

институтом

в

первоначальной

социализации

ребенка.,

Именно

в

семье

осуществляется

воспитательная работа на основе традиций родной культуры, Семья влияет на

становление личности, Именно семья обеспечивает активность детей на всех

этапах приобщения к народным традициям. Педагог должен

разработать

план

работы

с

родителями,

где

отражены

все

формы

работы:

беседы,

консультации, собрания, дни открытых дверей, совместные круглые столы,

праздники

и

развлечения,

экскурсионная

и

музейная

деятельность,

концерты.У ребенка младшего школьного возраста постепенно формируются

такие качества личности, как:

отзывчивость, скромность, справедливость,

гордость

за

свою

страну;

развиваются

волевые

личностные

психические

качества:

умение

преодолевать

препятствия

на

пути

достижения

цели,

осознанно

выполнять

требования

взрослых,

нормы

поведения

и

правила

этикета, в своих поступках приоритетно следовать положительному примеру.

Нельзя

недооценивать

такое

важное

дело

в

процессе

обучения

как

обобщающий момент занятий. В конце каждого урока педагогу необходимо

дать такое

задание, которое закрепит в памяти ребенка основные знания,

полученные

в

классе.

Таким

обобщающим

моментом

может

стать

выражение

полученных

эмоциональных,

положительных

впечатлений

в

процессе рисования, или работе над музыкальным произведением, пением

или танцем. Задания выбираются с учетом индивидуальных возможностей, в

связи с изучаемой темой и закрепляют на практике полученный теоретически

материал.

Актуально

закрепить

материал

помогают

и

музыкальная

театрализация, где в коллективно- деятельностном подходе закрепляются и

дифференцируются через эмоциональную среду основные знания, умения и

навыки.

Именно через эмоциональное проживание с помощью различных

видов

художественно-творческой

деятельности

формируется

восприятие

культурно-исторических сведений. У ребят повышается прочность знаний,

выступающих базовой основой становления культурной идентичности.

О

необходимости

приобщения

ребенка

к

культуре

своего

народа

написано очень много.Детям необходимо знать и изучать культуру своих

предков.

Знание

историисвоего

народа,

особенностей

своей

"малой

р од и н ы " ,

с п о с о б с т вуе т

оч е л о веч и ва н и ю

л и ч н о с т и ,

ч то

в

дальнейшемпоможет

ребенку

с

уважением

и

интересом

относиться

к

культурным

традициям

идругих

народов.

Этнонациональная

культура

помогает сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к

самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что

мир прекрасен и многообразная встреча с любой из культур дарит радость

открытий. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно

много методической литературы по данному вопросу. Так же воспитанию

основ

национальной

культуры

может

поспособствовать

оформление

тематических стендов.

Народные традиции, фольклор, музыка и живопись, художественные

промыслы и ремесла - все это в той или иной мере должно стать составной

частью содержания национального воспитания, входить в учебные планы и

программы не только школы искусств, но и общеобразовательной начальной

школы.

Школа

должна

пробудить

в

ребенке

чувство

национального

самосознания.Ведь основные учебные задачи заключаются в следующем:

- развитие у ребенка самостоятельного творческого мышления;

- трудовое, физическое и гигиеническое воспитание на основе национальных

исторических традиций

- развитие навыков организованного коллективного и индивидуального труда(

токарное дело);

-

овладение

основами

русской

национальной

музыки,

русской

народной

живописи и прикладного искусства, ознакомление с мировой художественной

культуройв контексте совремменной окуружающей действительности;

-

развитие

индивидуальной

и

коллективной

творческой

деятельности

учащихся.

В

ходе

занятий

по

художественно-

практической,

театральной,

музыкальной,

хореографической

деятельности

происходит

усвоение

материала о национальной культуре народа. Для этого необходимо учитывать

основы преподавания творческой деятельности и в общей школе.

Основными, учебно-воспитательными задачами, является развитие у

детей эстетических чувств и понимания прекрасного, воспитания интереса и

любви

к

искусству;

воспитание

у

учащихся

практических

навыков

в

деятельности,

в

труде,

а

выполнение

декоративных

рисунков;

развивает

наглядно- образное и абстракто- ассоциативное мышление.Не говоря уже о

развитиисобственно изобразительных способностей, художественного вкуса

и

творческого,

преобразующего,

трансформирующего

отношения

к

окружающей действительности.

В

процессе

обучения

у

ребят

,

зрительная

память,развивается

мышление,

художественные

способности,

творческое

воображение,

нравственные

чувства.

Это

является

необходимым

условием

успешного

формирования

мировоззрения,

гражданско-патриотческой

,

идейной

убежденности.Занятие искусствами - важное средство развития личности

школьника.

На

занятиях

формируются

такие

свойства

личности,

как

самостоятельность, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности,

основанные на материале народного творчества, позволяет выполнить одно

из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка - это

развитие

его

художественно-творческих

,

индивидуально-личностных

возможностей и способностей.

Важная

задача

современной

педагогики

-

формирование

интеллектуальной,

нравственно-эстетической

культуры

народачерез

глубокий

интерес

к

прогрессивному

прошлому

своего

народа,

к

национальной, отечественной культуре.

В

каждой

нации,

любого

самого

малочисленного

народа,

есть

свое

неповторимое,

уникальное,

добытое

собственной

мыслью,

историей,

обычаями

и

традициями,

собственной

национальной

энергией

неповторимое,

отличающего

его

от

других

культурное

разнообразие.

Знакомство и приобщение к культуре не только своего, но и других народов,

делает

человека

более

обогащенным

и

духовно,

и

эмоционально,

и

нравственно. Воспитывает не только человека, но и гражданина.

Культура народа - это сфера его материальной и духовной культуры,

которая непосредственно связана с воспитанием детей., то , что в народной

педагогике

формулируется

"ценной

передачей"

знаний

и

опыта

поколений.Она проявляется в различных видах творческой деятельности, в

различных

жанрах

музыкального,

литературного

творчесвта,

будь

то

колыбельные и лиигровые песни, игрушки или одежда, в подвижных играх,

детских орудиях труда, в детском питании и правилах кормления детей, в

детском фольклоре, традициях

детских праздникаов, и во многих других

элементах жизни общества..

Педагогический процесс национального воспитания детей нуждается в

гибком, подходе. Призван пробуждать у детей чувства любви к своей родине.

Творческий педагогический опыт помогает заинтересовать детей к изучению

культуры, национальных особенностей своего или любого другого народа..

Ведь постигая качества, присущие одной нации, ,одновременно с этим будет

повышаться и интерес к общемировому богатству человечества в рамках

мирового художественного и образовательного процесса.

Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания

чувства

гордости

и

любви

к

своей

Родине,

осознания

сво ей

самоидентичностии с русской историей и культурой,. Залогом гармоничного

развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное

богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье.

Посредством изобразительной деятельности с элементами национальных игр,

сказок,

песен

рассказов

можно

решить

сразу

несколько

задач.

С

одной

стороны, изобразительная деятельность представляет большие возможности

для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, а с другой

позволяет детям приобщиться к национальной культуре.



В раздел образования