Автор: Метельская Варвара Александровна
Должность: учитель музыки и МХК
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №1492"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение детей к национальной культуре"
Раздел: дополнительное образование
Метельская В.А.
Статья «Приобщение детей к национальной культуре».
«Искусство
очень
широко
и
глубоко
захватывает
различные
стороны
психики
человека,
не
только
воображение
и
чувство,
что
представляется
само
собой
разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и
самосознания,
в
воспитании
нравственного
чувства
и
формировании
мировоззрения.
Поэтому-то
художественное
воспитание
и
является
одним
из
могучих
средств,
содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности».
(психолог Б.М. Теплов)
Культурная жизнь России -это отечественная, русская культура- как
малая составная часть мировой культуры. Это также смешанная культура,
рожденная в национальных образованиях на территории России на основе
взаимодействия
проживающих
здесь
представителей
различных
наций
и
народностей. Это, собственно, исконно национальная культура, живущей в
определенном регионе нации.
Это
неисчерпаемое
творческое
достояние,
своеобразный
резерв
воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных
традиций русского народа в процессе общенационального созидания. Это
особая
форма
национального
самовыражения.
Национальная
культура
является совокупностью символов, верований , убеждений, ценностей, норм
,образцов поведения, которые так или иначе характеризуют всю духовно-
нравственную жизнь общества . Любая этническая национальная культура
идет своим оригинальным, особыми путем ки вносит свой неповторимый
вклад
в
копилку
общечеловеческих
ценностей.
Этническая
национальная
культура — словно ожерелье из ряда маленьких, "местных", "местечковых"
очагов "культур-жемчужин". В глобальном,
взаимосвязанном мире, где
каждый
день
несет
нам
"процесс
глобализации",ценнейшим
достоянием
человечества
остается
каждая
отдельная
область
каждой
национальной
культуры, в своем непохожем ни на кого и ни на что своеобразии , и, которые
,
словно
невидимыми
многочисленными
нитями
неизбежно
связаны
с
другими видами культур разных народов
и областей,
и так или иначе
взаимодействуют
с
ними
или
зависят
от
них.
Размышлять
о
своей
"собственной", "изолированной "культуре — это не только дань мещанству и
необразованности,
но
,
это
и
путь
к
гибельному
изоляционизму,
самоубийственному для любого народа. Народ, его социальная культурная
среда
-
единственный
и
неиссякаемый
источник
духовных
ценностей.
Великие художники,композиторы и поэты, всегда черпали вдохновение в
народе, из фольклора. Поэтому их творения во все эпохи были доступны ,
понятны и близки каждому человеку. Во все времена мерилом эстетической
ценности и нравственности был
труд. Эстетическое воспитание всегда
осуществлялось
в
теснейшей
взаимосвязи
с
трудовым
воспитанием.
Как
правило, и воспитание то осуществлялось, главным образом, в процессе
труда. (Например, песни бурлаков, ткачих, грузчиков и др. Пряли - пели,
рассказывали сказки; работали в поле, на лугу - пели... Рождался человек-
первая песня материнства- колыбельная, рос, играл- появлялась трудовая
песня,
плясовая.
Хороводная,
уходил
на
войну-
все
это
отражалось
в
солдатской песне, свадебные обряды породили свадебную песню, наконец
последний
вздох
и
смерть-
рождались
плачи
и
причитания.
В
области
музыкального народного фольклора мы видим отражение жизни человека. Но
вернемся к труду. Не случайно в народном творчестве в большинстве своем
преобладает трудовая тематика."Нам песня строить и жить помогает". На
этих примерах я хочу показать, как важна деятельность человека в развитии
его личности, его своеобразных творческих особенностей и способностей.
Естественно и закономерно стремление людей к познанию самобытной
национальной культуры своего народа, своего края. Ведь даже назначение
национального самосознания состоит в том, что оно морально укрепляет
человека,
пробуждает
его
интерес
к
отечественной
истории,
своим
ценностям
и
традициям.
Отрыв
от
национальных
корней
неизбежно
приводит
к
духовному
оскудению.
Народная
культура
воспитания
представляет собой крепкую почву,
основу для
всякой ( этнической)
культуры.
Младший
школьный
возраст
–
это
важнейший
этап
в
развитии
личности ребенка. Это период первичной социализации, приобщения его к
миру общечеловеческих ценностей, время установления его отношений с
природой, людьми и обществом. Именно в этом возрасте стоит стремиться
привить ребенку тягу к изучению культуры своего народа и народов всего
мира
в
целом.
Начинают
знакомство
с
того,
что
известно
ребенку
«с
пеленок», из первых услышанных от матери сказок, песенок, колыбельных ,
потешек. В этом возрасте у детей существует неосознанная тяга к чудесному,
сказочному. К сожалению, наша система школьного воспитания направлена
на усредненного ученика, в ней не остается места для чуда. Войти в сказку,
погрузиться в волшебный мир, разрушить границы времени и пространства,
почувствовать себя не просто созерцателем, а творцом должны помочь детям
занятия
и
различные
виды
деятельности.
Причем,
я
здесь
говорю
о
комплексе
различных
видов
деятельности-
игровой,
музыкальной,
хореографической и художественно-прикладной.
Национальное
самосознание
или
этническая
идентичность,
как
осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у
человека именно в дошкольном возрасте и в начальной школе. Поэтому этот
период
является
чрезвычайно
важным
в
становлении
основ
характера,
выработке определенных норм поведения, которые во многом зависят от
социального окружения ребенка.
Раскрытие
личности
в
ребенке
возможно
через
включение
его
в
культуру
собственного
народа.
И
это
не
просто
знание
о
культуре,
а
проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в
культурно-
социальное
пространство
общества.
Изучение
культуры
и
традиций
своего
народа
дает
возможность
освоения
культурного
пространства своего родного региона, своей «малой родины» .Позволяет
знакомиться
не
только
с
образом
жизни,
но
также
раскрыть
яркую
самобытность
соседствующих,
самобытных
культур,
их
внутреннее
сходство- в языке, территории, общем гражданско-правовым полем, а также
осознать
особенности
и
различия
культур
разных
народов,
населяющих
обширную
территорию
нашей
Родины.
В
целях
приобщения
детей
к
национальной
культуре
и
традициям
своего
народа
можно
организовать
предметно-развивающую среду так, чтобы заинтересовать ребят доступным
и интересным по содержанию материалом.
В школе искусств, где я в свое время работала, был замечательный
коллектив единомышленников, который своей сплоченностью и энтузиазмом
создал невероятное. А именно,- с приходом нового учителя рисования, наш
коллектив получил не только и не столько замечательного педагога, а сколько
неординарную
личность,
который
«зажег»
весь
коллектив
идеей
реконструкции
,
если
хотите,
истоков
народного
промысла-
Бабенской
игрушки. Когда-то давно, отец этого преподавателя работал росписных дел
мастером на
маленькой кустарной фабрике Бабенской игрушки, которую
благополучно закрыли к 50 году прошлого века. Отец скоро умер, судьба
сына тоже сложилась непросто, он долго работал на Севере, и вот в начале
90-
х
годов,
Сергея
Виданова(
так
зовут
нашего
преподавателя),
жизнь
заставила вернуться в родные края и он устроился на работу в нашу школу
искусств. С приходом в школу, задумал он реанимировать старый промысел,
стал
расспрашивать
старожилов,
собирал
информацию,
выспрашивал
секреты
мастерства,
запоминал,
записывал,
интервьюировал
людей
под
магнитофонную запись, теперь это ценные исторические документальные
свидетельства технологии и производства. Так , постепенно, за 15 лет в школе
образовался живой наглядный музей для занятий, где скопилось множество
наглядных материалов для уроков с ребятами на художественном отделении.
Помимо обычных уроков
рисунка и живописи, Сергей выработал новую
программу занятий по приобщению детей к местному токарному промыслу.
Школьные
задания
уже
дают
очень
интересные
результаты.
Ребята
расписывают готовые матрешки, яйца, фигурки, сначала- маленькие, потом
покрупнее. Дети с радостью перебирают токарные игрушки, играют, и это
позволяется на уроке. Педагог использует и специальный дидактический
материал. В мешочке с россыпью неокрашенных вещиц( волчки, катушки,
бутылочки, горшочки, кувшины, колесики, яйца) нужно нащупать и отыскать
парные. Это помогает выработать у ребят чувственное ощущение токарной
формы.
Следующий вид деятельности- сделать эскиз к своей будущей
игрушке. И к этому этапу своей деятельности ребята подходят уже более
осознанно. Они рисуют знакомых животных, сказочных персонажей, зверей.
Иногда стараются упростить или округлить изображение. Дальше следует
этап «взрослой учительской работы»: педагог вытачивает деревянных зайцев,
котов и других персонажей, по эскизам ребят.
Готовые фигурки ребята
разукрашивают
согласно
своей
фантазии.
Дети,
как
правило,
не
хотят
расставаться
со
своими
уникальными,
авторскими
работами.
В
школе
искусств
собрана
целая
выставка
таких
экспонатов
детского
труда
и
творчества. Мечта преподавателя –это создание отдельной промышленной
мастерской, такой учебно- производственный центр, в котором можно было
бы обучать и расширять контингент обучающихся, надеемся, не за горами.
Несколько
интересных
занятий
по
приобщению
ребят
к
национальной
культуре
в
рамках
декоративно-
художественного
творчества
см.
в
приложении
(
это
материалы
из
альманаха
«Народное
искусство
Подмосковья»
выпуск
2,
к
850-
летию
Москвы,ISBN-5-7151-0024-0,
Подольск, 1997, который был выпущен после большого вернисажа детского
творчества
в
Москве,
в
Центральном
выставочном
зале
«Манеж»,
где
проходили
,
наряду
с
выставкой
художествнно
-
прикладного
детского
творчества и концерт творческих музыкальных коллективов нашей школы
(
музыкального
и
хореографического
отделений).
На
«музыкальном
факультете»
можно понаблюдать интеграцию знаний об особенностях и
традициях
национальной
культуры.
Музыкальное
творчество
детей
ориентировано
в
структурно-
содержательной
характеристике
этнокультурного воспитания в духе поликультурной образовательной среды.
Мы
включаем
песни
и
художественное
слово
национальных
поэтов
и
композиторов
в
проведение
праздников
и
развлечений
в
обычной,
образовательной школе, на базе которой развивалась долгое время и наша
школа искусств, это такие праздники и мероприятия, как «8 Марта», «День
защитника Отечества», «День Победы», «Новый год», это именно то, что
расширяет представления детей о культуре народа, воспитывает любовь к
Родине и уважение к людям, населяющим ее.
Педагоги школы искусств востребованы в общеобразовательной школе, они
могут
провести
серию
классных
часов
по
теме
«Мой
город»,или
тематических концертных выступлений: «День толерантности», «Музыка без
границ и национальностей», «Вечер грузинской пенсии», «Вечер старинного
романса»,
совместно
с
учениками
педагоги
и
родители
с
удовольствием
принимают участие в таких объединенных мероприятиях. Интегрированные
занятия изобразительной и музыкальной деятельности, выставки в крупных
галереях
Москвы,
позволяют
автоматизировать
знания
языка
искусства,
полученные на занятиях.
У
ребенка,
в
результате,
расширяются
представления
о
достопримечательностях
родного
города,
государственных
и
народных
праздниках,
самобытности
культуры,
формируется
уважение
к
людям
и
гордость
за
свою
малую
Родину,
Формируется
желание
познать
красоту
национального языка. Очень важно наладить взаимодействие с родителями
обучающихся,
Ведь
именно
семья
является
главным
институтом
в
первоначальной
социализации
ребенка.,
Именно
в
семье
осуществляется
воспитательная работа на основе традиций родной культуры, Семья влияет на
становление личности, Именно семья обеспечивает активность детей на всех
этапах приобщения к народным традициям. Педагог должен
разработать
план
работы
с
родителями,
где
отражены
все
формы
работы:
беседы,
консультации, собрания, дни открытых дверей, совместные круглые столы,
праздники
и
развлечения,
экскурсионная
и
музейная
деятельность,
концерты.У ребенка младшего школьного возраста постепенно формируются
такие качества личности, как:
отзывчивость, скромность, справедливость,
гордость
за
свою
страну;
развиваются
волевые
личностные
психические
качества:
умение
преодолевать
препятствия
на
пути
достижения
цели,
осознанно
выполнять
требования
взрослых,
нормы
поведения
и
правила
этикета, в своих поступках приоритетно следовать положительному примеру.
Нельзя
недооценивать
такое
важное
дело
в
процессе
обучения
как
обобщающий момент занятий. В конце каждого урока педагогу необходимо
дать такое
задание, которое закрепит в памяти ребенка основные знания,
полученные
в
классе.
Таким
обобщающим
моментом
может
стать
выражение
полученных
эмоциональных,
положительных
впечатлений
в
процессе рисования, или работе над музыкальным произведением, пением
или танцем. Задания выбираются с учетом индивидуальных возможностей, в
связи с изучаемой темой и закрепляют на практике полученный теоретически
материал.
Актуально
закрепить
материал
помогают
и
музыкальная
театрализация, где в коллективно- деятельностном подходе закрепляются и
дифференцируются через эмоциональную среду основные знания, умения и
навыки.
Именно через эмоциональное проживание с помощью различных
видов
художественно-творческой
деятельности
формируется
восприятие
культурно-исторических сведений. У ребят повышается прочность знаний,
выступающих базовой основой становления культурной идентичности.
О
необходимости
приобщения
ребенка
к
культуре
своего
народа
написано очень много.Детям необходимо знать и изучать культуру своих
предков.
Знание
историисвоего
народа,
особенностей
своей
"малой
р од и н ы " ,
с п о с о б с т вуе т
оч е л о веч и ва н и ю
л и ч н о с т и ,
ч то
в
дальнейшемпоможет
ребенку
с
уважением
и
интересом
относиться
к
культурным
традициям
идругих
народов.
Этнонациональная
культура
помогает сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к
самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что
мир прекрасен и многообразная встреча с любой из культур дарит радость
открытий. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно
много методической литературы по данному вопросу. Так же воспитанию
основ
национальной
культуры
может
поспособствовать
оформление
тематических стендов.
Народные традиции, фольклор, музыка и живопись, художественные
промыслы и ремесла - все это в той или иной мере должно стать составной
частью содержания национального воспитания, входить в учебные планы и
программы не только школы искусств, но и общеобразовательной начальной
школы.
Школа
должна
пробудить
в
ребенке
чувство
национального
самосознания.Ведь основные учебные задачи заключаются в следующем:
- развитие у ребенка самостоятельного творческого мышления;
- трудовое, физическое и гигиеническое воспитание на основе национальных
исторических традиций
- развитие навыков организованного коллективного и индивидуального труда(
токарное дело);
-
овладение
основами
русской
национальной
музыки,
русской
народной
живописи и прикладного искусства, ознакомление с мировой художественной
культуройв контексте совремменной окуружающей действительности;
-
развитие
индивидуальной
и
коллективной
творческой
деятельности
учащихся.
В
ходе
занятий
по
художественно-
практической,
театральной,
музыкальной,
хореографической
деятельности
происходит
усвоение
материала о национальной культуре народа. Для этого необходимо учитывать
основы преподавания творческой деятельности и в общей школе.
Основными, учебно-воспитательными задачами, является развитие у
детей эстетических чувств и понимания прекрасного, воспитания интереса и
любви
к
искусству;
воспитание
у
учащихся
практических
навыков
в
деятельности,
в
труде,
а
выполнение
декоративных
рисунков;
развивает
наглядно- образное и абстракто- ассоциативное мышление.Не говоря уже о
развитиисобственно изобразительных способностей, художественного вкуса
и
творческого,
преобразующего,
трансформирующего
отношения
к
окружающей действительности.
В
процессе
обучения
у
ребят
,
зрительная
память,развивается
мышление,
художественные
способности,
творческое
воображение,
нравственные
чувства.
Это
является
необходимым
условием
успешного
формирования
мировоззрения,
гражданско-патриотческой
,
идейной
убежденности.Занятие искусствами - важное средство развития личности
школьника.
На
занятиях
формируются
такие
свойства
личности,
как
самостоятельность, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности,
основанные на материале народного творчества, позволяет выполнить одно
из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка - это
развитие
его
художественно-творческих
,
индивидуально-личностных
возможностей и способностей.
Важная
задача
современной
педагогики
-
формирование
интеллектуальной,
нравственно-эстетической
культуры
народачерез
глубокий
интерес
к
прогрессивному
прошлому
своего
народа,
к
национальной, отечественной культуре.
В
каждой
нации,
любого
самого
малочисленного
народа,
есть
свое
неповторимое,
уникальное,
добытое
собственной
мыслью,
историей,
обычаями
и
традициями,
собственной
национальной
энергией
неповторимое,
отличающего
его
от
других
культурное
разнообразие.
Знакомство и приобщение к культуре не только своего, но и других народов,
делает
человека
более
обогащенным
и
духовно,
и
эмоционально,
и
нравственно. Воспитывает не только человека, но и гражданина.
Культура народа - это сфера его материальной и духовной культуры,
которая непосредственно связана с воспитанием детей., то , что в народной
педагогике
формулируется
"ценной
передачей"
знаний
и
опыта
поколений.Она проявляется в различных видах творческой деятельности, в
различных
жанрах
музыкального,
литературного
творчесвта,
будь
то
колыбельные и лиигровые песни, игрушки или одежда, в подвижных играх,
детских орудиях труда, в детском питании и правилах кормления детей, в
детском фольклоре, традициях
детских праздникаов, и во многих других
элементах жизни общества..
Педагогический процесс национального воспитания детей нуждается в
гибком, подходе. Призван пробуждать у детей чувства любви к своей родине.
Творческий педагогический опыт помогает заинтересовать детей к изучению
культуры, национальных особенностей своего или любого другого народа..
Ведь постигая качества, присущие одной нации, ,одновременно с этим будет
повышаться и интерес к общемировому богатству человечества в рамках
мирового художественного и образовательного процесса.
Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания
чувства
гордости
и
любви
к
своей
Родине,
осознания
сво ей
самоидентичностии с русской историей и культурой,. Залогом гармоничного
развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное
богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье.
Посредством изобразительной деятельности с элементами национальных игр,
сказок,
песен
рассказов
можно
решить
сразу
несколько
задач.
С
одной
стороны, изобразительная деятельность представляет большие возможности
для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, а с другой
позволяет детям приобщиться к национальной культуре.