Автор: Розенберг Вероника Михайловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ Шелеховская СОШ
Населённый пункт: село Шелехово
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Программа по географии 5–9 класса в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шелеховская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании
МО учителей естественно-
математического цикла
Протокол №
от « »______2017 г.
Руководитель МО:
______/Туманова А.Г./
Согласована:
Заместитель директора
по УВР:
« »______ 2017г
__________
/Грицкевич И.Д./
Утверждена:
Приказом №_ от ____2017г
и.о.директора школы:
_________ /Валынкина О.Л./
Рабочая программа учебного предмета:
«География»
для 5-9 класса
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
Розенберг Вероника Михайловна,
Учитель географии, молодой
специалист
с.Шелехово
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «География» для 5-9 классов на 2017 – 2018 учебный год
составлена на основе ООП ООО ФГОС МКОУ Шелеховской СОШ
Цели:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины
мира;
формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его
уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т. д.);
понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном
этапе его развития с учётом исторических факторов, значения окружающей среды и
рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого
развития в масштабах России и мира;
познание основных природных, социально-экономических, экологических,
геополитических процессов и закономерностей, характерных для географического
пространства России и мира;
формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных,
коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически
целесообразное поведение в окружающей среде;
формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости
географического пространства для жизни на Земле;
Задачи:
формирование у обучающихся комплексного представления о географической
среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их
ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических
условиях;
целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-
общественных территориальных систем,формирующихся и развивающихся по
определённым законам;
Описание места учебного предмета в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов
за пять лет обучения 274
Учебно-методический комплекс
Николина В. В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная
звезда». 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И.
Алексеев, Е. К. Липкина. — 2-е изд., дополн. — М. : Просвещение, 2013. — 112 с.
5
класс- Николина
В.
В. География.
Поурочные
разработки.
5—6
классы
:
пособие
для
учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина. — М. : Просвещение, 2012. —160 с.
Класс
Колич. в год
В неделю
5 кл
35 ч.
1 ч.
6 кл
35 ч.
1 ч.
7 кл
68 ч.
2 ч.
8 кл
68 ч.
2 ч.
9 кл
68 ч.
2 ч.
Итого:
274
6
класс-
Николина
В.
В. География.
Поурочные
разработки.
5—6
классы
:
пособие
для
учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина. — М. : Просвещение, 2012. —160 с.
7
класс- География. Поурочные рзработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват.
организаций /[В.В. Николина, А.А. Королева, Н.В. Кучинова, М.Е. Юлова]; Рос. Акад. Наук,
Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». -М.: Просвещение, 2014.-176 с.
8 класс- Николина В. В. География. Поурочные разработки. 8 класс : пособие для учителей
общеобразоват. организаций /В. В. Николина. — М. : Просвещение, 2014. — 176 с.
9 класс- Николина В. В. География. Поурочные разработки. 9 класс : пособие для учителей
общеобразоват. учреждений/ В. В. Николина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд_во
«Просвещение». — М. : Просвещение, 2010. — 128 с.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
При изучении географии в основной школе обеспечивается достижение
личностных, метопредметных и предметных результатов
Личностным результатом обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций,
идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-
личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать
этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных
районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте
и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания
всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки
других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни
других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и
сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной
деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– спосоности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
5–6 классы
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
7–9 классы
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать
наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные
приборы, компьютер);
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том
числе и Интернет);
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;.
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,
социального взаимодействия;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога
на
этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий:
5–6- классы
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять
причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на
основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.
7–9 классы
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала;
осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной
форме в зависимости от адресата;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать
различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы
слушания;
самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент
для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде
всего продуктивные задания учебника, нацеленные на: осознание роли географии в
познании окружающего мира и его устойчивого развития; освоение системы
географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов,
на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования
современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
5–6 классы
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
7–9 классы
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен);
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения
Предметными результатами
изучения курса «География» 5–9-х классах являются следующие умения:
5 класс
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений.
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды.
6 класс
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними,
их
изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних
и
внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения
окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды.
7 класс
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и
географической оболочки;
- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной
поясности;
- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями,
ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических
проблем
на глобальном, региональном и локальном уровнях.
использование географических умений:
- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для
объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические
проблемы
на разных материках и в океанах.
использование карт как моделей:
- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и
явлений
на материках, в океанах и различных странах.
понимание смысла собственной действительности:
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов
разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных
стран мира.
8 класс
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и
природы;
- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного
социоприродного
развития.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от
природных условий территории;
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала,
демографической ситуации, степени урбанизации.
использование географических умений:
- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;
- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;
- составлять рекомендации по решению географических проблем.
использование карт как моделей:
- пользоваться различными источниками географической информации:
картографическими,
статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному
природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур,
национальным проектам и государственной региональной политике.
9 класс
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и
природы;
- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и
географических районов.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
использование географических умений:
- прогнозировать особенности развития географических систем;
- прогнозировать изменения в географии деятельности;
- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики
отдельных компонентов географических систем.
использование карт как моделей:
- пользоваться различными источниками географической информации:
картографическими,
статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному
природопользованию, качеству жизни населения, деятельности и экономических структур,
национальным проектам и государственной региональной политике.
Выпускник научится:
• выбирать
источники
географической
информации
(картографические,
статистические,
текстовые,
видео-
и
фотоизображения,
компьютерные
базы
данных),
адекватные решаемым задачам;
• ориентироваться в источниках географической информации (картографические,
статистические,
текстовые,
видео-
и
фотоизображения,
компьютерные
базы
данных):
находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и
количественные
показатели,
характеризующие
географические
объекты,
процессы
и
явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и
другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую
географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
•
представлять
в
различных
формах
(в
виде
карты,
таблицы,
графика,
географического
описания)
географическую
информацию,
необходимую
для
решения
учебных и практико-ориентированных задач;
•
использовать
различные
источники
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
базы
данных)
для
решения
различных
учебных
и
практикоориентированных
задач:
выявление
географических
зависимостей
и
закономерностей
на
основе
результатов
наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации
объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и
географических
различий);
расчет
количественных
показателей,
характеризующих
географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических
прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке
географической информации;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты,
направления и скорости течения водных потоков;
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях
между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения
их
свойств,
условий
протекания
и
различий;
•
оценивать
характер
взаимодействия
деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки
зрения концепции устойчивого развития;
•
различать
(распознавать,
приводить
примеры)
изученные
демографические
процессы
и
явления,
характеризующие
динамику
численности
населения
Земли
и
отдельных регионов и стран;
•
использовать
знания
о
населении
и
взаимосвязях
между
изученными
демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-
ориентированных задач;
• описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
•
различать
географические
процессы
и
явления,
определяющие
особенности
природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
• устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения,
материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к
разным природным условиям;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
• приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
•
различать
принципы
выделения
и
устанавливать
соотношения
между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
• оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей
на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
• использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для
решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени
территорий в контексте реальной жизни;
•
различать
географические
процессы
и
явления,
определяющие
особенности
природы России и ее отдельных регионов;
•
оценивать
особенности
взаимодействия
природы
и
общества
в
пределах
отдельных территорий России;
•
объяснять
особенности
компонентов
природы
отдельных
частей
страны;
•
оценивать
природные
условия
и
обеспеченность
природными
ресурсами
отдельных
территорий России;
•
использовать
знания
об
особенностях
компонентов
природы
России
и
ее
отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий России для решения практико- ориентированных задач в контексте
реальной жизни;
•
различать
(распознавать,
приводить
примеры)
демографические
процессы
и
явления,
характеризующие
динамику
численности
населения
России
и
отдельных
регионов;
факторы,
определяющие
динамику
населения
России,
половозрастную
структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические
различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
•
использовать
знания
о
естественном
и
механическом
движении
населения,
половозрастной
структуре,
трудовых
ресурсах,
городском
и
сельском
населении,
этническом
и
религиозном
составе
населения
России
для
решения
практико-
ориентированных задач в контексте реальной жизни;
•
находить
и
распознавать
ответы
на
вопросы,
возникающие
в
ситуациях
повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и
социальных
процессов
или
закономерностей;
•
различать
(распознавать)
показатели,
характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства
России;
•
использовать
знания
о
факторах
размещения
хозяйства
и
особенностях
размещения
отраслей
экономики
России
для
объяснения
особенностей
отраслевой,
функциональной
и
территориальной
структуры
хозяйства
России
на
основе
анализа
факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории
страны;
• объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных
регионов России;
• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов
России;
• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности
жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других
стран; 76
• уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта,
использовать компас для определения азимута;
• описывать погоду своей местности; • объяснять расовые отличия разных народов
мира;
• давать характеристику рельефа своей местности;
•
уметь
выделять
в
записках
путешественников
географические
особенности
территории
• приводить примеры современных видов связи, применять современные виды
связи для решения учебных и практических задач по географии;
• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
•
создавать
простейшие
географические
карты
различного
содержания;
•
моделировать географические объекты и явления;
• работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками
географической информации;
• подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о
современных исследованиях Земли;
• ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей
среде;
•
приводить
примеры,
показывающие
роль
географической
науки
в
решении
социально-экономических
и
геоэкологических
проблем
человечества;
примеры
практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания
в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
•
составлять
описание
природного
комплекса;выдвигать
гипотезы
о
связях
и
закономерностях
событий,
процессов,
объектов,
происходящих
в
географической
оболочке; • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих
глобальных изменений климата;
•
оценивать
положительные
и
негативные
последствия
глобальных
изменений
климата для отдельных регионов и стран;
•
объяснять
закономерности
размещения
населения
и
хозяйства
отдельных
территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
• оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,
обусловленные
м ировым и
геодемографиче скими,
геополитиче скими
и
геоэкономическими
изменениями,
а
также
развитием
глобальной
коммуникационной
системы;
• давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени,
оценивать границы с точки зрения их доступности;
•
делать
прогнозы
трансформации
географических
систем
и
комплексов
в
результате изменения их компонентов;
• наносить на контурные карты основные формы рельефа;
• давать характеристику климата своей области (края, республики);
•
показывать
на
карте
артезианские
бассейны
и
области
распространения
многолетней мерзлоты;
•
выдвигать
и
обосновывать
на
основе
статистических
данных
гипотезы
об
изменении
численности
населения
России,
его
половозрастной
структуры,
развитии
человеческого капитала;
• оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
• объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов
России
• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации
гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
•
выбирать
критерии
для
сравнения,
сопоставления,
места
страны
в
мировой
экономике;
• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем
человечества;
• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Содержание учебного предмета, курса
Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование
картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для
объяснения,
оценки
и
прогнозирования
разнообразных
природных,
социально-
экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды
и
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности.
Это
позволяет
реализовать
заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении
географии.
Обучающиеся
овладеют
научными
методами
решения
различных
теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать,
проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять
их с объективными реалиями жизни.
География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного
знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими,
этнографическими,
социальными,
экономическими
аспектами,
необходимыми
для
развития
представлений
о
взаимосвязи
естественных
и
общественных
дисциплин,
природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии
отражает
комплексный
подход
к
изучению
географической
среды
в
целом
и
ее
пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Содержание учебного предмета «География» включает темы, посвященные актуальной
геополитической ситуации страны, в том числе воссоединение России и Крыма.
Учебный предмет «География» способствует формированию у учащихся умения
безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать
полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение
предмета
«География»
в
части
формирования
у
учащихся
научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование),
освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях
с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы
безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
5 класс
На какой Земле мы живём
В теме рассматривается как люди открывали Землю; география сегодня.
Практические работы.
Практическая работа №1 «Анализ источников географической информации»
Планета Земля
В теме рассматривается: мы во вселенной; движение Земли; солнечный свет на
Земле
Практические работы.
Практическая работа №2. Составление схемы "Тепловые пояса Земли".
План и карты
В теме рассматривается ориентирование на местности; Земная поверхность на
плане и карте; географические карты; градусная сетка; географические координаты;
Практические работы.
Практическая работа №3. «Ориентирование на местности при помощи компаса.
Определение азимута»
Практическая работа №4 «Определение масштаба»
Практическая
работа
№5
«Определение
относительной
высоты
точек
и
форм
рельефа на местности»
Практическая работа №6 «Определение географических координат»
Человек на Земле
В теме рассматривается как люди заселяли Землю; расы и народы.
Практические работы.
Практическая работа №7 «Сравнение стран мира»
Литосфера-твёрдая оболочка Земли
В теме рассматривается Земная кора-верхняя часть литосферы; горные породы,
минералы
и
полезные
ископаемые,
движение
земной
коры;
рельеф
Земли.
Равнины;
Рельеф Земли. Горы; Литосфера и человек.
Практические работы.
Практическая работа №8 «Определение горных пород и описания их свойства»
Практическая
работа
№9
«Обозначение
на
контурной
карте
крупнейших
гор,
равнин, вулканов»
Практическая работа №10 «Описание по карте гор и равнин по плану»
Практическая работа №11 «Определение и изменение земной коры под
воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)
6 класс
Гидросфера-водная оболочка Земли
Данная тема изучает состав и строение гидросферы; мировой океан; воды океана;
реки-артерии Земли; озёра и болота, подземные воды и ледники; гидросфера и Человека
Практические работы.
Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте объектов гидросферы»
Практическая работа№2 «Составление сравнительной характеристики и
географического положения двух океанов»
Практические работы №3 «Описание рек по плану»
Практическая работа №4. Проект «Прокладывание по карте маршрута
путешествия»
Атмосфера - водная оболочка Земли
В данной теме рассматриваются состав и строение атмосферы; тепло в атмосфере;
атмосферное давление; ветер; влага в атмосфере; погода и климат; атмосфера и человек.
Практические работы.
Практическая работа №5 «Построение розы ветров по данным календаря погоды»
Практическая работа №6. «Наблюдение за погодой. Обработка данных дневника
погоды»
Биосфера-живая оболочка Земли
Данная тема рассматривает: биосфера-земная оболочка; почвы; биосфера-сфера
жизни
Практические работы.
Практическая работа №7 «Составление схемы взаимодействия оболочек Земли»
Практическая
работа
№8
«Описание
одного
растения
или
животного
своей
местности»
Географическая оболочка
Тема
рассматривает
географическую
оболочку
Земли;
природные
зоны
Земли;
культурные ландшафты.
Практические работы.
Практическая работа №9 «Составление характеристик природного комплекса»
Практическая работа «Моделирование возможных преобразований на участке
культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения»
7 класс
Введение
Данная тема включает вводный урок о том как мы будим изучать географию в 7
классе
Практические работы.
Исследовательская практика №1. Учимся с Полярной звездой получать
информацию изучая фотографии.
Практическая работа №1 «Анализ карт географического атласа»
Население Земли
Данная тема изучает: народы, языки и религии; города и сельские поселения;
страны мира;
Практические работы.
Исследовательская практика №2. Учимся с Полярной звездой изучать население по
картам и диаграммам
Природа Земли
Тема
рассматривает:
развитие
земной
коры;
земная
кора
на
карте;
природные
ресурсы земной коры; температура воздуха на разных широтах; давление воздуха и осадки
на разных широтах; общая циркуляция атмосферы; климатические пояса и области Земли;
океанические течения; реки и озера Земли; растительный и животный мир; почва.
Практические работы.
Исследовательская практика №3.Учимся с Полярной звездой искать информацию в
сети Интернет.
Практическая работа №2 «Обозначение на контурной карте крупнейших платформ
и горных систем»
Практическая работа №3 «Закономерности размещения полезных ископаемых»
Практическая работа №4.Анализ карт «Среднегодовое количество осадков»
Практическая работа №5«Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер
Земли»
Природные комплексы Земли
Данная тема рассматривает: природные зоны Земли; океаны; материки; как мир
делится на части и как объединяется.
Практические работы.
Практическая работа № 6 «Описание океанов по плану»
Материки и страны
Африка:
образ
материка;
Африка
в
мире;
Африка:
путешествие
(1),
Африка:
путешествие
(2);
Египет;
Австралия:
образ
материка;
Австралия:
путешествие;
Антарктида;
Южная
Америка:
образ
материка
(1);
Южная
Америка:
образ
материка
(2);Латинская Америка в мире; Южная Америка: путешествие (1); Южная Америка:
путешествие
(2);
Бразилия;
Северная
Америка:
образ
материка;
Англо-Саксонская
Америка;
Северная
Америка:
путешествие
(1);
Северная
Америка:
путешествие
(2);
Соединенные штаты Америки; Евразия: образ материка (1); Евразия: образ материка (2);
Европа в мире; Европа: путешествие (1); Европа: путешествие (2); Германия; Франция;
Великобритания; Азия в мире; Азия: путешествие (1); Азия: путешествие (2); Китай;
Индия.
Практические работы.
Исследовательская практика №4. Учимся с Полярной звездой разрабатывать проект
Практическая
работа.
№7
«Описание
географического
положения
Африки
по
плану»
Практическая работа № 8 «Описание Египта по плану»
Практическая работа №9 «Географическое положение материка»
Практическая работа №10 «Описание географического положения материка»
Практическая работа №11 «Географическое положение материка»
Практическая работа №12 «Описание Бразилии по плану».
Практическая работа №13 «Работа с картами путешествия»
Практическая работа №14 «Работа с картами путешествия»
Практическая работа №15 «Знакомство с туристической схемой»
8 класс
Россия в мире
В теме рассматривается Россия на картах мира и часовых поясов, изучается, как
ориентироваться по карте России, как формировалась территория страны, в чём состоит
наше богатство и наследие;
Практические работы.
Практическая работа1 «Определение разницы во времени на карте часовых
поясов».
Практическая работа.№ 2«Обозначение на контурной карте границы соседей,
крайних точек, морей».
Россияне
Тема содержит параграфы о численности, воспроизводстве, миграциях, рынке
труда и занятости населения, а также знакомит с «демографическим портретом» россиян,
многообразием народов и их размещением по территории страны, городами и сельскими
поселениями, проблемами урбанизации;
Практические работы.
Практическая работа №3 «Построение графика численности населения»
Природа
В теме рассматривается история развития земной кары и её ресурсы, рельеф,
климат, внутренние воды и моря России, почвы, а также проблемы, обусловленные
взаимодействием природы и хозяйства;
Практические работы.
Практическая работа № 4 «Обозначение климатических поясов на карте».
Урок практикум №5 по теме природа «Сравнение ГЭС и ТЭЦ»
Хозяйство
Тема
содержит
общий
обзор
хозяйства
России.
В
ней
вводятся
понятия
о
производственном,
человеческом
и
природно-ресурсном
капитале
страны,
структуре
экономики
(функциональной,
отраслевой,
территориальной),
характеризуются
особенности
экономики
России
и
пути
её
дальнейшего
развития.
Рассматриваются
отдельные
отрасли
и
отраслевые
комплексы,
а
также
транспортная,
социальная
и
информационная структура – их проблемы и перспективы.
Практические работы.
Практическая работа №6 «Составление характеристики одного из угольных
бассейнов по картам и статистики»
Практическая работа № 7 Нанесение на контурную карту основных районов
добычи нефти, газа, угля, пути их транспортировки»
Практическая работа № 8 «Описание лесопромышленного комплекса своей
области»
Урок-практикум № 9 по теме хозяйство «Проблемы АПК своего района»
Урок-практикум № 10 по теме хозяйство «Изучение групп отраслей образующие
сфер услуг нашего района»
Природно-хозяйственные зоны
Тема знакомит с основными природными зонами России, особенностями
хозяйственного освоения и проблемами, вызванными антропогенным воздействием
человека;
Практические работы.
Практическая
работа
№
11
«Составление
карт
природных
зон
и
природно-
хозяйственных зон России»
Практическая работа № 12 «Составление характеристики природных зон по плану»
Практическая работа №13 «Природно-хозяйственные зоны».
Наше наследие
Тема содержит параграфы о территориальной организации общества, а том как все
связанно со всем, о природных и культурных памятниках нашей страны, а также о защите
и
сохранение природного и культурного наследия России»
9 класс
Регионы России
В теме рассматривается регионы России,
Тема содержит параграфы о районировании России, Великие равнины России-
Восточно –Европейская и Западно- Сибирская, горные каркасы России-Урал и горы
Южной Сибири, мерзлотная Россия-Восточная и Северо-Восточная Сибирь, экзотика
России-Северный Кавказ и Дальний Восток, экзотическая ситуация в России,
экологическая безопасность России;
Практические работы.
Практическая работа №1 по теме «Изучение изображения Земли из космоса»
Практическая работа№2 по теме «Оценка экологической ситуации в различных
регионах России на основе экологической карты, материалов печати»
Европейская Россия
В теме рассматривается:
- Центральной России: освоение территории и население, Центральные районы,
Волго-вятский район, Центрально –Черноземный район, Москва и Подмосковье
- Северо –Запад: пространство Северо –Запада, Северо-Запад: «окно в Европу»;
хозяйство, Санкт-Петербург –вторая столица России;
-Европейский Север: Пространство Европейского Севера; освоение территории и
население, хозяйство и проблемы
- Северный
Кавказ: Пространство Северного Кавказа; освоение территории и
население; хозяйство и проблемы.
-Поволжье: Пространство Поволжья; освоение территории и население; хозяйство
и проблемы
-Урал: Пространство Урала; освоение территории и хозяйство,; население и города
Практические работы.
Практическая работа №3 по теме «Создание образа региона на основе текста и карт
учебника, СМИ, интернета»
Практическая работа №4 «Оценка природно-ресурсного потенциала района на
основ тематических карт»
Практическая работа №5 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей
хозяйственного развития Западной и Восточной части Урала»
Азиатская Россия
В тема рассматривается
- Сибирь: Пространство Сибири; освоение территории и население; хозяйство;
Западная Сибирь, Дальний Восток: Пространства Дальнего Востока; освоение территории
и население; хозяйство.
Восточная Сибирь- главная жемчужина Байкала.
Практические работы.
Практическая работа №6 «Природные условия»
Практическая работа № 7 «Значение морского транспорта. Портовое хозяйства»
Заключение
В теме рассматриваются соседи России и сферы влияния России
Тематическое планирование 5-9 классы
5 класс
№
Тема
Кол-во
В
т.ч.
кол-
В
т . ч .
п/п
часов
во
контрольн
ых
работ
практи
ческие
1
Введение
1
-
1
2
На какой земле мы живём
3
1
-
3
Планета Земля
4
1
-
4
План и карта
13
3
3
5
Человек на Земле
5
1
1
6
Литосфера-твёрдая оболочка Земли
8
1
4
Всего:
34
7
9
6 класс
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
В
т.ч.
кол-
во
контрольн
ых
работ
В
т . ч .
практи
ческие
1
Гидросфера - водная оболочка Земли
13
3
4
2
Атмосфера – воздушная оболочка
Земли
13
3
2
3
Биосфера – живая оболочка Земли
4
-
2
4
Географическая оболочка
4
1
2
Всего:
34
7
10
7 класс
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
В
т.ч.
кол-
во
контрольн
ых
работ
В
т . ч .
практи
ческие
1
Вводный
3
-
2
2
Население земли
5
1
1
3
Природа Земли
14
2
5
4
Природные комплексы региона
6
1
1
5
Материки и страны
40
3
10
Всего:
68
7
19
8 класс
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
В
т.ч.
кол-
во
контрольн
ых
работ
В
т . ч .
практи
ческие
1
Россия в мире
5
1
2
2
Россияне
11
2
1
3
Природа
16
1
2
4
Хозяйство
20
1
5
5
Природно-хозяйственные зоны
10
1
3
6
Наше наследие
6
1
-
Всего:
68
7
13
9 класс
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
В
т.ч.
кол-
во
контрольн
ых
работ
В
т . ч .
практи
ческие
1
Регионы России
12
2
2
2
Европейская Россия
34
6
3
3
Азиатская Россия
13
2
2
4
Заключение
9
1
-
Всего:
68
11
7
Календарно-тематическое планирование по предмету: «География» для 5 класса на
2017-2018 год – Приложение №1
Календарно-тематическое планирование по предмету: «География» для 6 класса на
2017-2018 год – Приложение №2
Календарно-тематическое планирование по предмету: «География» для 7 класса на
2017-2018 год – Приложение №3