Напоминание

"Программа по географии 5–9 класса в соответствии с ФГОС"


Автор: Розенберг Вероника Михайловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ Шелеховская СОШ
Населённый пункт: село Шелехово
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Программа по географии 5–9 класса в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шелеховская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена на заседании

МО учителей естественно-

математического цикла

Протокол №

от « »______2017 г.

Руководитель МО:

______/Туманова А.Г./

Согласована:

Заместитель директора

по УВР:

« »______ 2017г

__________

/Грицкевич И.Д./

Утверждена:

Приказом №_ от ____2017г

и.о.директора школы:

_________ /Валынкина О.Л./

Рабочая программа учебного предмета:

«География»

для 5-9 класса

на 2017-2018 учебный год

Составитель:

Розенберг Вероника Михайловна,

Учитель географии, молодой

специалист

с.Шелехово

2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «География» для 5-9 классов на 2017 – 2018 учебный год

составлена на основе ООП ООО ФГОС МКОУ Шелеховской СОШ

Цели:

формирование системы географических знаний как компонента научной картины

мира;

формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его

уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т. д.);

понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном

этапе его развития с учётом исторических факторов, значения окружающей среды и

рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого

развития в масштабах России и мира;

познание основных природных, социально-экономических, экологических,

геополитических процессов и закономерностей, характерных для географического

пространства России и мира;

формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных,

коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически

целесообразное поведение в окружающей среде;

формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости

географического пространства для жизни на Земле;

Задачи:

формирование у обучающихся комплексного представления о географической

среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их

ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических

условиях;

целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-

общественных территориальных систем,формирующихся и развивающихся по

определённым законам;

Описание места учебного предмета в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов

за пять лет обучения 274

Учебно-методический комплекс

Николина В. В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная

звезда». 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И.

Алексеев, Е. К. Липкина. — 2-е изд., дополн. — М. : Просвещение, 2013. — 112 с.

5

класс- Николина

В.

В. География.

Поурочные

разработки.

5—6

классы

:

пособие

для

учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина. — М. : Просвещение, 2012. —160 с.

Класс

Колич. в год

В неделю

5 кл

35 ч.

1 ч.

6 кл

35 ч.

1 ч.

7 кл

68 ч.

2 ч.

8 кл

68 ч.

2 ч.

9 кл

68 ч.

2 ч.

Итого:

274

6

класс-

Николина

В.

В. География.

Поурочные

разработки.

5—6

классы

:

пособие

для

учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина. — М. : Просвещение, 2012. —160 с.

7

класс- География. Поурочные рзработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват.

организаций /[В.В. Николина, А.А. Королева, Н.В. Кучинова, М.Е. Юлова]; Рос. Акад. Наук,

Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». -М.: Просвещение, 2014.-176 с.

8 класс- Николина В. В. География. Поурочные разработки. 8 класс : пособие для учителей

общеобразоват. организаций /В. В. Николина. — М. : Просвещение, 2014. — 176 с.

9 класс- Николина В. В. География. Поурочные разработки. 9 класс : пособие для учителей

общеобразоват. учреждений/ В. В. Николина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд_во

«Просвещение». — М. : Просвещение, 2010. — 128 с.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

При изучении географии в основной школе обеспечивается достижение

личностных, метопредметных и предметных результатов

Личностным результатом обучения географии в основной школе является

формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных

ориентаций,

идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-

личностные позиции:

гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать

этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях

(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных

районов и стран;

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте

и роли в современном мире;

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания

всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки

других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее

сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни

других народов, толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в

соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной

системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных

жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего

продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и

сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной

деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является

формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– спосоности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,

умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать

средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

5–6 классы

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель

учебной деятельности, выбирать тему проекта;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из

предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения

проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять

ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии

оценки.

7–9 классы

самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной

учебной деятельности;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из

предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения

проекта);

подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать

наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные

приборы, компьютер);

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью

деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том

числе и Интернет);

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из

цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы

выхода из ситуации неуспеха;.

уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной

деятельности;

организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о

здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,

социального взаимодействия;

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые

установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога

на

этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений

(учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных

интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,

сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных

технологий:

5–6- классы

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять

причины и следствия простых явлений;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая

основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на

основе дихотомического деления (на основе отрицания);

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных

связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать

информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

вычитывать все уровни текстовой информации;

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск

информации, анализировать и оценивать её достоверность.

7–9 классы

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного

материала;

осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с

меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных

связей;

создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать

модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя

форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной

форме в зависимости от адресата;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство

(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать

различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы

слушания;

самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,

соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент

для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные

программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде

всего продуктивные задания учебника, нацеленные на: осознание роли географии в

познании окружающего мира и его устойчивого развития; освоение системы

географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов,

на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования

современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

5–6 классы

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие

цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

7–9 классы

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение

механизмом эквивалентных замен);

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать

ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство

(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного

диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а

также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения

Предметными результатами

изучения курса «География» 5–9-х классах являются следующие умения:

5 класс

осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и

явлений.

использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа

разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных

характеристик компонентов природы.

использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

понимание смысла собственной действительности:

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и

защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к

условиям окружающей среды.

6 класс

осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и

явлений;

- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними,

их

изменения в результате деятельности человека;

- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних

и

внешних сил;

- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

- выделять причины стихийных явлений в геосферах.

использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа

разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных

характеристик компонентов природы.

использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения

окружающей среды;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и

защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к

условиям окружающей среды.

7 класс

осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и

географической оболочки;

- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;

- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной

поясности;

- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;

- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями,

ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических

проблем

на глобальном, региональном и локальном уровнях.

использование географических умений:

- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;

- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для

объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические

проблемы

на разных материках и в океанах.

использование карт как моделей:

- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и

явлений

на материках, в океанах и различных странах.

понимание смысла собственной действительности:

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и

защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к

условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов

разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных

стран мира.

8 класс

осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и

природы;

- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного

социоприродного

развития.

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от

природных условий территории;

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала,

демографической ситуации, степени урбанизации.

использование географических умений:

- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;

- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;

- составлять рекомендации по решению географических проблем.

использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации:

картографическими,

статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному

природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур,

национальным проектам и государственной региональной политике.

9 класс

осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и

природы;

- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и

географических районов.

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

использование географических умений:

- прогнозировать особенности развития географических систем;

- прогнозировать изменения в географии деятельности;

- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики

отдельных компонентов географических систем.

использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации:

картографическими,

статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному

природопользованию, качеству жизни населения, деятельности и экономических структур,

национальным проектам и государственной региональной политике.

Выпускник научится:

• выбирать

источники

географической

информации

(картографические,

статистические,

текстовые,

видео-

и

фотоизображения,

компьютерные

базы

данных),

адекватные решаемым задачам;

• ориентироваться в источниках географической информации (картографические,

статистические,

текстовые,

видео-

и

фотоизображения,

компьютерные

базы

данных):

находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и

количественные

показатели,

характеризующие

географические

объекты,

процессы

и

явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и

другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую

географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

представлять

в

различных

формах

виде

карты,

таблицы,

графика,

географического

описания)

географическую

информацию,

необходимую

для

решения

учебных и практико-ориентированных задач;

использовать

различные

источники

географической

информации

(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные

базы

данных)

для

решения

различных

учебных

и

практикоориентированных

задач:

выявление

географических

зависимостей

и

закономерностей

на

основе

результатов

наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации

объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и

географических

различий);

расчет

количественных

показателей,

характеризующих

географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических

прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке

географической информации;

• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,

атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты,

направления и скорости течения водных потоков;

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать

географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и

проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях

между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения

их

свойств,

условий

протекания

и

различий;

оценивать

характер

взаимодействия

деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки

зрения концепции устойчивого развития;

различать

(распознавать,

приводить

примеры)

изученные

демографические

процессы

и

явления,

характеризующие

динамику

численности

населения

Земли

и

отдельных регионов и стран;

использовать

знания

о

населении

и

взаимосвязях

между

изученными

демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-

ориентированных задач;

• описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

различать

географические

процессы

и

явления,

определяющие

особенности

природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

• устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения,

материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к

разным природным условиям;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

• приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных

территорий;

различать

принципы

выделения

и

устанавливать

соотношения

между

государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

• оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей

на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

• использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для

решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени

территорий в контексте реальной жизни;

различать

географические

процессы

и

явления,

определяющие

особенности

природы России и ее отдельных регионов;

оценивать

особенности

взаимодействия

природы

и

общества

в

пределах

отдельных территорий России;

объяснять

особенности

компонентов

природы

отдельных

частей

страны;

оценивать

природные

условия

и

обеспеченность

природными

ресурсами

отдельных

территорий России;

использовать

знания

об

особенностях

компонентов

природы

России

и

ее

отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах

отдельных территорий России для решения практико- ориентированных задач в контексте

реальной жизни;

различать

(распознавать,

приводить

примеры)

демографические

процессы

и

явления,

характеризующие

динамику

численности

населения

России

и

отдельных

регионов;

факторы,

определяющие

динамику

населения

России,

половозрастную

структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические

различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

использовать

знания

о

естественном

и

механическом

движении

населения,

половозрастной

структуре,

трудовых

ресурсах,

городском

и

сельском

населении,

этническом

и

религиозном

составе

населения

России

для

решения

практико-

ориентированных задач в контексте реальной жизни;

находить

и

распознавать

ответы

на

вопросы,

возникающие

в

ситуациях

повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и

социальных

процессов

или

закономерностей;

различать

(распознавать)

показатели,

характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства

России;

использовать

знания

о

факторах

размещения

хозяйства

и

особенностях

размещения

отраслей

экономики

России

для

объяснения

особенностей

отраслевой,

функциональной

и

территориальной

структуры

хозяйства

России

на

основе

анализа

факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории

страны;

• объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных

регионов России;

• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов

России;

• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности

жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других

стран; 76

• уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта,

использовать компас для определения азимута;

• описывать погоду своей местности; • объяснять расовые отличия разных народов

мира;

• давать характеристику рельефа своей местности;

уметь

выделять

в

записках

путешественников

географические

особенности

территории

• приводить примеры современных видов связи, применять современные виды

связи для решения учебных и практических задач по географии;

• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать

простейшие

географические

карты

различного

содержания;

моделировать географические объекты и явления;

• работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками

географической информации;

• подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о

современных исследованиях Земли;

• ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для

сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей

среде;

приводить

примеры,

показывающие

роль

географической

науки

в

решении

социально-экономических

и

геоэкологических

проблем

человечества;

примеры

практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания

в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

составлять

описание

природного

комплекса;выдвигать

гипотезы

о

связях

и

закономерностях

событий,

процессов,

объектов,

происходящих

в

географической

оболочке; • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих

глобальных изменений климата;

оценивать

положительные

и

негативные

последствия

глобальных

изменений

климата для отдельных регионов и стран;

объяснять

закономерности

размещения

населения

и

хозяйства

отдельных

территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

• оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,

обусловленные

м ировым и

геодемографиче скими,

геополитиче скими

и

геоэкономическими

изменениями,

а

также

развитием

глобальной

коммуникационной

системы;

• давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени,

оценивать границы с точки зрения их доступности;

делать

прогнозы

трансформации

географических

систем

и

комплексов

в

результате изменения их компонентов;

• наносить на контурные карты основные формы рельефа;

• давать характеристику климата своей области (края, республики);

показывать

на

карте

артезианские

бассейны

и

области

распространения

многолетней мерзлоты;

выдвигать

и

обосновывать

на

основе

статистических

данных

гипотезы

об

изменении

численности

населения

России,

его

половозрастной

структуры,

развитии

человеческого капитала;

• оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

• объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов

России

• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации

гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

выбирать

критерии

для

сравнения,

сопоставления,

места

страны

в

мировой

экономике;

• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем

человечества;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

Содержание учебного предмета, курса

Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование

картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для

объяснения,

оценки

и

прогнозирования

разнообразных

природных,

социально-

экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей

среды

и

обеспечения

безопасности

жизнедеятельности.

Это

позволяет

реализовать

заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении

географии.

Обучающиеся

овладеют

научными

методами

решения

различных

теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать,

проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять

их с объективными реалиями жизни.

География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного

знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими,

этнографическими,

социальными,

экономическими

аспектами,

необходимыми

для

развития

представлений

о

взаимосвязи

естественных

и

общественных

дисциплин,

природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии

отражает

комплексный

подход

к

изучению

географической

среды

в

целом

и

ее

пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Содержание учебного предмета «География» включает темы, посвященные актуальной

геополитической ситуации страны, в том числе воссоединение России и Крыма.

Учебный предмет «География» способствует формированию у учащихся умения

безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать

полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение

предмета

«География»

в

части

формирования

у

учащихся

научного

мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование),

освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях

с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы

безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

5 класс

На какой Земле мы живём

В теме рассматривается как люди открывали Землю; география сегодня.

Практические работы.

Практическая работа №1 «Анализ источников географической информации»

Планета Земля

В теме рассматривается: мы во вселенной; движение Земли; солнечный свет на

Земле

Практические работы.

Практическая работа №2. Составление схемы "Тепловые пояса Земли".

План и карты

В теме рассматривается ориентирование на местности; Земная поверхность на

плане и карте; географические карты; градусная сетка; географические координаты;

Практические работы.

Практическая работа №3. «Ориентирование на местности при помощи компаса.

Определение азимута»

Практическая работа №4 «Определение масштаба»

Практическая

работа

№5

«Определение

относительной

высоты

точек

и

форм

рельефа на местности»

Практическая работа №6 «Определение географических координат»

Человек на Земле

В теме рассматривается как люди заселяли Землю; расы и народы.

Практические работы.

Практическая работа №7 «Сравнение стран мира»

Литосфера-твёрдая оболочка Земли

В теме рассматривается Земная кора-верхняя часть литосферы; горные породы,

минералы

и

полезные

ископаемые,

движение

земной

коры;

рельеф

Земли.

Равнины;

Рельеф Земли. Горы; Литосфера и человек.

Практические работы.

Практическая работа №8 «Определение горных пород и описания их свойства»

Практическая

работа

№9

«Обозначение

на

контурной

карте

крупнейших

гор,

равнин, вулканов»

Практическая работа №10 «Описание по карте гор и равнин по плану»

Практическая работа №11 «Определение и изменение земной коры под

воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)

6 класс

Гидросфера-водная оболочка Земли

Данная тема изучает состав и строение гидросферы; мировой океан; воды океана;

реки-артерии Земли; озёра и болота, подземные воды и ледники; гидросфера и Человека

Практические работы.

Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте объектов гидросферы»

Практическая работа№2 «Составление сравнительной характеристики и

географического положения двух океанов»

Практические работы №3 «Описание рек по плану»

Практическая работа №4. Проект «Прокладывание по карте маршрута

путешествия»

Атмосфера - водная оболочка Земли

В данной теме рассматриваются состав и строение атмосферы; тепло в атмосфере;

атмосферное давление; ветер; влага в атмосфере; погода и климат; атмосфера и человек.

Практические работы.

Практическая работа №5 «Построение розы ветров по данным календаря погоды»

Практическая работа №6. «Наблюдение за погодой. Обработка данных дневника

погоды»

Биосфера-живая оболочка Земли

Данная тема рассматривает: биосфера-земная оболочка; почвы; биосфера-сфера

жизни

Практические работы.

Практическая работа №7 «Составление схемы взаимодействия оболочек Земли»

Практическая

работа

№8

«Описание

одного

растения

или

животного

своей

местности»

Географическая оболочка

Тема

рассматривает

географическую

оболочку

Земли;

природные

зоны

Земли;

культурные ландшафты.

Практические работы.

Практическая работа №9 «Составление характеристик природного комплекса»

Практическая работа «Моделирование возможных преобразований на участке

культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения»

7 класс

Введение

Данная тема включает вводный урок о том как мы будим изучать географию в 7

классе

Практические работы.

Исследовательская практика №1. Учимся с Полярной звездой получать

информацию изучая фотографии.

Практическая работа №1 «Анализ карт географического атласа»

Население Земли

Данная тема изучает: народы, языки и религии; города и сельские поселения;

страны мира;

Практические работы.

Исследовательская практика №2. Учимся с Полярной звездой изучать население по

картам и диаграммам

Природа Земли

Тема

рассматривает:

развитие

земной

коры;

земная

кора

на

карте;

природные

ресурсы земной коры; температура воздуха на разных широтах; давление воздуха и осадки

на разных широтах; общая циркуляция атмосферы; климатические пояса и области Земли;

океанические течения; реки и озера Земли; растительный и животный мир; почва.

Практические работы.

Исследовательская практика №3.Учимся с Полярной звездой искать информацию в

сети Интернет.

Практическая работа №2 «Обозначение на контурной карте крупнейших платформ

и горных систем»

Практическая работа №3 «Закономерности размещения полезных ископаемых»

Практическая работа №4.Анализ карт «Среднегодовое количество осадков»

Практическая работа №5«Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер

Земли»

Природные комплексы Земли

Данная тема рассматривает: природные зоны Земли; океаны; материки; как мир

делится на части и как объединяется.

Практические работы.

Практическая работа № 6 «Описание океанов по плану»

Материки и страны

Африка:

образ

материка;

Африка

в

мире;

Африка:

путешествие

(1),

Африка:

путешествие

(2);

Египет;

Австралия:

образ

материка;

Австралия:

путешествие;

Антарктида;

Южная

Америка:

образ

материка

(1);

Южная

Америка:

образ

материка

(2);Латинская Америка в мире; Южная Америка: путешествие (1); Южная Америка:

путешествие

(2);

Бразилия;

Северная

Америка:

образ

материка;

Англо-Саксонская

Америка;

Северная

Америка:

путешествие

(1);

Северная

Америка:

путешествие

(2);

Соединенные штаты Америки; Евразия: образ материка (1); Евразия: образ материка (2);

Европа в мире; Европа: путешествие (1); Европа: путешествие (2); Германия; Франция;

Великобритания; Азия в мире; Азия: путешествие (1); Азия: путешествие (2); Китай;

Индия.

Практические работы.

Исследовательская практика №4. Учимся с Полярной звездой разрабатывать проект

Практическая

работа.

№7

«Описание

географического

положения

Африки

по

плану»

Практическая работа № 8 «Описание Египта по плану»

Практическая работа №9 «Географическое положение материка»

Практическая работа №10 «Описание географического положения материка»

Практическая работа №11 «Географическое положение материка»

Практическая работа №12 «Описание Бразилии по плану».

Практическая работа №13 «Работа с картами путешествия»

Практическая работа №14 «Работа с картами путешествия»

Практическая работа №15 «Знакомство с туристической схемой»

8 класс

Россия в мире

В теме рассматривается Россия на картах мира и часовых поясов, изучается, как

ориентироваться по карте России, как формировалась территория страны, в чём состоит

наше богатство и наследие;

Практические работы.

Практическая работа1 «Определение разницы во времени на карте часовых

поясов».

Практическая работа.№ 2«Обозначение на контурной карте границы соседей,

крайних точек, морей».

Россияне

Тема содержит параграфы о численности, воспроизводстве, миграциях, рынке

труда и занятости населения, а также знакомит с «демографическим портретом» россиян,

многообразием народов и их размещением по территории страны, городами и сельскими

поселениями, проблемами урбанизации;

Практические работы.

Практическая работа №3 «Построение графика численности населения»

Природа

В теме рассматривается история развития земной кары и её ресурсы, рельеф,

климат, внутренние воды и моря России, почвы, а также проблемы, обусловленные

взаимодействием природы и хозяйства;

Практические работы.

Практическая работа № 4 «Обозначение климатических поясов на карте».

Урок практикум №5 по теме природа «Сравнение ГЭС и ТЭЦ»

Хозяйство

Тема

содержит

общий

обзор

хозяйства

России.

В

ней

вводятся

понятия

о

производственном,

человеческом

и

природно-ресурсном

капитале

страны,

структуре

экономики

(функциональной,

отраслевой,

территориальной),

характеризуются

особенности

экономики

России

и

пути

её

дальнейшего

развития.

Рассматриваются

отдельные

отрасли

и

отраслевые

комплексы,

а

также

транспортная,

социальная

и

информационная структура – их проблемы и перспективы.

Практические работы.

Практическая работа №6 «Составление характеристики одного из угольных

бассейнов по картам и статистики»

Практическая работа № 7 Нанесение на контурную карту основных районов

добычи нефти, газа, угля, пути их транспортировки»

Практическая работа № 8 «Описание лесопромышленного комплекса своей

области»

Урок-практикум № 9 по теме хозяйство «Проблемы АПК своего района»

Урок-практикум № 10 по теме хозяйство «Изучение групп отраслей образующие

сфер услуг нашего района»

Природно-хозяйственные зоны

Тема знакомит с основными природными зонами России, особенностями

хозяйственного освоения и проблемами, вызванными антропогенным воздействием

человека;

Практические работы.

Практическая

работа

11

«Составление

карт

природных

зон

и

природно-

хозяйственных зон России»

Практическая работа № 12 «Составление характеристики природных зон по плану»

Практическая работа №13 «Природно-хозяйственные зоны».

Наше наследие

Тема содержит параграфы о территориальной организации общества, а том как все

связанно со всем, о природных и культурных памятниках нашей страны, а также о защите

и

сохранение природного и культурного наследия России»

9 класс

Регионы России

В теме рассматривается регионы России,

Тема содержит параграфы о районировании России, Великие равнины России-

Восточно –Европейская и Западно- Сибирская, горные каркасы России-Урал и горы

Южной Сибири, мерзлотная Россия-Восточная и Северо-Восточная Сибирь, экзотика

России-Северный Кавказ и Дальний Восток, экзотическая ситуация в России,

экологическая безопасность России;

Практические работы.

Практическая работа №1 по теме «Изучение изображения Земли из космоса»

Практическая работа№2 по теме «Оценка экологической ситуации в различных

регионах России на основе экологической карты, материалов печати»

Европейская Россия

В теме рассматривается:

- Центральной России: освоение территории и население, Центральные районы,

Волго-вятский район, Центрально –Черноземный район, Москва и Подмосковье

- Северо –Запад: пространство Северо –Запада, Северо-Запад: «окно в Европу»;

хозяйство, Санкт-Петербург –вторая столица России;

-Европейский Север: Пространство Европейского Севера; освоение территории и

население, хозяйство и проблемы

- Северный

Кавказ: Пространство Северного Кавказа; освоение территории и

население; хозяйство и проблемы.

-Поволжье: Пространство Поволжья; освоение территории и население; хозяйство

и проблемы

-Урал: Пространство Урала; освоение территории и хозяйство,; население и города

Практические работы.

Практическая работа №3 по теме «Создание образа региона на основе текста и карт

учебника, СМИ, интернета»

Практическая работа №4 «Оценка природно-ресурсного потенциала района на

основ тематических карт»

Практическая работа №5 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей

хозяйственного развития Западной и Восточной части Урала»

Азиатская Россия

В тема рассматривается

- Сибирь: Пространство Сибири; освоение территории и население; хозяйство;

Западная Сибирь, Дальний Восток: Пространства Дальнего Востока; освоение территории

и население; хозяйство.

Восточная Сибирь- главная жемчужина Байкала.

Практические работы.

Практическая работа №6 «Природные условия»

Практическая работа № 7 «Значение морского транспорта. Портовое хозяйства»

Заключение

В теме рассматриваются соседи России и сферы влияния России

Тематическое планирование 5-9 классы

5 класс

Тема

Кол-во

В

т.ч.

кол-

В

т . ч .

п/п

часов

во

контрольн

ых

работ

практи

ческие

1

Введение

1

-

1

2

На какой земле мы живём

3

1

-

3

Планета Земля

4

1

-

4

План и карта

13

3

3

5

Человек на Земле

5

1

1

6

Литосфера-твёрдая оболочка Земли

8

1

4

Всего:

34

7

9

6 класс

п/п

Тема

Кол-во

часов

В

т.ч.

кол-

во

контрольн

ых

работ

В

т . ч .

практи

ческие

1

Гидросфера - водная оболочка Земли

13

3

4

2

Атмосфера – воздушная оболочка

Земли

13

3

2

3

Биосфера – живая оболочка Земли

4

-

2

4

Географическая оболочка

4

1

2

Всего:

34

7

10

7 класс

п/п

Тема

Кол-во

часов

В

т.ч.

кол-

во

контрольн

ых

работ

В

т . ч .

практи

ческие

1

Вводный

3

-

2

2

Население земли

5

1

1

3

Природа Земли

14

2

5

4

Природные комплексы региона

6

1

1

5

Материки и страны

40

3

10

Всего:

68

7

19

8 класс

п/п

Тема

Кол-во

часов

В

т.ч.

кол-

во

контрольн

ых

работ

В

т . ч .

практи

ческие

1

Россия в мире

5

1

2

2

Россияне

11

2

1

3

Природа

16

1

2

4

Хозяйство

20

1

5

5

Природно-хозяйственные зоны

10

1

3

6

Наше наследие

6

1

-

Всего:

68

7

13

9 класс

п/п

Тема

Кол-во

часов

В

т.ч.

кол-

во

контрольн

ых

работ

В

т . ч .

практи

ческие

1

Регионы России

12

2

2

2

Европейская Россия

34

6

3

3

Азиатская Россия

13

2

2

4

Заключение

9

1

-

Всего:

68

11

7

Календарно-тематическое планирование по предмету: «География» для 5 класса на

2017-2018 год – Приложение №1

Календарно-тематическое планирование по предмету: «География» для 6 класса на

2017-2018 год – Приложение №2

Календарно-тематическое планирование по предмету: «География» для 7 класса на

2017-2018 год – Приложение №3



В раздел образования