Авторы: Гридина Людмила Владимировна, Дулинец Галина Геннадьевна
Должность: к.пс.н
Учебное заведение: КГПУ им В.П.Астафьева
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности мотивационной готовности детей к школьному обучению
Раздел: дополнительное образование
Гридина Л. В.
cтудент магистатуры КГПУ
им.В.П.Астафьева
Научный руководитель доцент
к.пс.н.Дулинец Г. Г.
УДК 740.
Особенности мотивационной готовности детей к школьному
обучению.
Аннотация. В данной статье представлен анализ мотивационной
готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в
условиях
МБДОУ
ХХ.
Показано,
что
особенности
формирования
мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста зависит
не только от внутренней позиции школьника, а так же от условий, которые
будут созданы в образовательной организации.
This article presents an analysis of the motivational readiness of children of
preschool age to school in the conditions of MBDOU XX. It is shown that the features
of the formation of motivational readiness in children of preschool age depends not
only on the internal position of the student, as well as on the conditions that will be
created in the educational organization.
Ключевые слова: мотивационная готовность, психологическая готовность
к школьному обучению, старший дошкольный возраст.
Motivational readiness, psychological readiness for school education, senior
preschool age.
Проблема готовности детей к школе является одной из важнейших в
современной педагогике и психологии, так как, с одной стороны, требования
социума к интеллектуальному уровню человека становятся все выше, а с другой
стороны,
существует
целый
ряд
факторов,
осложняющих
своевременное
интеллектуальное
развитие
ребенка.
При
этом,
от
решения
этой
проблемы
зависит
и
построение
наиболее
эффективной
стратегии
обучения,
и
осуществление полноценной учебной деятельности у обучающихся в начальной
школе.
Мотивационная готовность рассматривается в отечественной психологии
исследователями
Л.И.Божович,
Д.Б.Элькониным
[8],
в
первую
очередь,
как
зрелость мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности.
Это совокупность определенных качеств, компетенций и способов поведения
ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных
стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Особое
значение
придается
развитию
познавательной
мотивации
и
мотивации
достижения, когда в основе деятельности ребенка начинает доминировать не
увлеченность
игровым
процессом,
а
стремление
узнать
что-то
новое,
попробовать свои силы в новом виде деятельности и достичь определенного
результата. Основной акцент в работах Л.А.Венгера, Н.И.Гуткиной сделан на
с о ц и а л ь н ы х
м от и ва х
у ч е н и я ,
кото р ы е
п о з в ол я ют
о б н а р у ж и т ь
последовательность
в
формировании
внутренней
позиции
школьника
и
определяют
его
личностную
готовность
к
школьному
обучению.
В
целом,
школьную
готовность
можно
определить
как
способность
ребенка
успешно
отвечать когнитивным, социальным, физическим и эмоциональным ожиданиям,
связанным с посещением школы [3,5].
Формирование готовности детей к обучению в школе в настоящее время
становится все актуальнее. В современных исследованиях указывается на то, что
количество детей с несформированной готовностью к школьному обучению,
увеличивается. В городских школах составляет 10-50 %, а в сельских – 75-90 %
[6].
Рассматривая проблему готовности детей к обучению в школе следует
отметить, что она традиционно находилась в сфере научных интересов ведущих
психологов нашей страны. В отечественной литературе имеется значительное
количество работ, целью которых является изучение проблемы готовности детей
к
школьному
обучению:
М.М.
Безруких,
Л.А.
Венгер,
Л.И.
Божович,
Л.С.
Выготский,
В.В.
Давыдов,
Е.Е.
Кравцова,
Т.Д.
Марцинковская
и
др.
[1].
Исследованием
мотивационной
(личностной,
социально-психологической)
готовности занимались Ш.А. Амонашвили, Л.В. Артемова, В.К. Котырло и др.,
которые особо в структуре психологической готовности к обучению в школе
выделяют значимость мотивационного компонента, а также утверждают, что
мотивационный компонент выступает не только как составляющая структуры
учебной деятельности, но и в целом воспитания [4].
Актуальность проблемы мотивационной готовности к систематическому
обучению детерминирована также и ростом числа «немотивированных» детей,
как считают исследователи Г. Н. Жаворонков, И. А. Невский [7]. Специалисты
считают,
что
проблема
неуспевающих
в
школе
детей
выходит
за
рамки
психологической
проблемы
и
становится
одной
из
актуальных
и
трудно
решаемых социальных проблем. Ежегодно увеличивается рост детей, не готовых
к школе, не желающих идти в школу, среди которых все чаще попадают дети с
достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками
чтения и счета еще до школы.
Именно в дошкольном возрасте ребенок накапливает опыт, который
становится базой для формирования психологической готовности, в том числе и
мотивационной,
к
школьному
обучению.
Этот
этап
жизни
человека
мы
рассматриваем как один из факторов, обеспечивающих успешную социализацию
и самореализацию личности. Поэтому компонент «мотивационная готовность
ребенка
к
школе»
на
сегодняшний
день
является
значительным
аспектом
в
развитии дошкольника, это подчеркивается педагогами и осознается родителями.
Этим определяется и необходимость поиска эффективных методов и средств,
которые
будут
способствовать
развитию
у
детей
мотивации
к
познанию,
осознания своей новой позиции, связанной с очередным этапом взросления.
Решение
этой
задачи
требует
серьезного
изучения
особенностей
развития
мотивационной
готовности
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Многие
авторы (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.Д. Шадриков и др.) отмечают важность
именно
мотивационного
компонента
в
структуре
готовности
к
обучению.
Известно,
что
мотивы,
будучи
основой
деятельности,
оказывают
значимое
влияние
на
всех
этапах
и
во
всех
структурных
единицах
деятельности.
Например,
от
характера
мотивов
зависит
и
выбор
средств
достижения
результатов деятельности, и характер действий, с мотивами связаны рефлексия и
оценка полученного результата деятельности [2,5].
В условиях дошкольной образовательной организации используются
различные методы психолого-педагогического влияния для развития мотивации
детей
к
обучению
и
достижениям,
обеспечения
перехода
ребенка
в
новую
социальную и образовательную ситуацию. Если использовать систему занятий с
использованием художественной литературы и организации сюжетно-ролевой
игры, направленных на развитие внутренних мотивов учения и положительного
эмоционального
отношения
к
школе,
формирование
мотивации
к
обучению
может стать более эффективным. В связи с этим представляется важной такая
цель исследования, как изучить формирование мотивационной готовности детей
к школьному обучению в условиях образовательной организации. Результатом
такого исследования должна стать программа по формированию мотивационной
готовности
детей
к
школьному
обучению
в
условиях
дошкольной
образовательной
организации,
эффективность
которой
будет
подтверждаться
экспериментально.
Разработанная программа будет расширять возможности повышения
мотивации
учения
у
старших
дошкольников,
может
применяться
в
работе
психологической
службы
дошкольной
образовательной
организации
по
развитию
готовности
к
школьному
обучению,
в
развитии
мотивационной
готовности к школьному обучению.
Библиографический список
1. Архипова Г.К., Коваленко В.И. Учебная мотивация как критерий готовности к
школе // Смальта. 2016. № 2. С.61-64.
2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение
мотивации поведения детей и подростков. М.: МГУ, 1992. С. 26-37.
3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание,
1994. 234 с.
4. Готовность к школе / под ред. И.В. Дубровиной. М.: Наука-Академия,
1995. 119 с.
5. Гуткина Н. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер,
2007. 208 с.
6. Заляева А.В. Особенности психологической готовности современного ребенка
к обучению в школе. // Психология. Социология. Педагогика. 2012. № 6 (19).
С.33-37.
7. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет / под. ред. Д.Б.Эльконина,
А.Л.Венгера. М.: Педагогика, 1998. 347 с.
8. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб.
заведений. М.: Академия, 2007. 194 с.
Электронный адрес: luvena2009@rambler.
ru
89232839725