Автор: Лоран Ирина Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2200
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: «Средневековый костюм как внешний признак социального положения"
Раздел: среднее образование
СТАТЬЯ
«Средневековый костюм как внешний признак социального положения»
преподаватель
ГБОУ Школа №2200 ЛОРАН И.Н.
Содержание:
Введение
Рождение нового мира
Романский стиль
Готический стиль
Мода
.
Средневековье и этикет сегодня
Цели:
ознакомить с костюмом и этикетом Средневековья
проанализировать влияние на костюм этикета, общества и искусства
рассмотреть современные взгляды на моду, этикет и искусство
Введение
Свой
статью
я посвятила теме влияния на костюм этикета и социального неравенства, также
сравнивая
его
с
архитектурой
Средних
веков,
так
как
именно
она
ярче
всего
показывала
направления стиля в искусстве (будь то романский или готический стиль).
Следует отметить, что во времена Средневековья определения моды не существовало, однако я
буду использовать его в своем
работе
как непродолжительное господство определённого вкуса в
какой-либо сфере жизни или культуры (стиль или тип одежды).
Точно так же не существовало понятия этикета, появившееся при дворе Людовика XIV. Но я буду
его использовать в современном значении, т.е. общепринятые правила поведения в обществе.
Мода
-
это
периодическое
изменение
определенных
форм
любой
сферы
человеческого
существования: искусства, речи, поведения, этикета и т.д. На модные наряды могут повлиять и
политические события, и художественные течения. Недаром строитель первого готического собора
аббат Сугерий был одним из законодателей моды. Мода неразрывно переплетена с многими
социальными
явлениями.
Г.
Зиммель
предложил
так
называемую
элитарную
теорию
возникновения моды. Согласно этой теории низшие слои общества стремятся подражать элите
общества и копируют моды высших классов. Высшие же классы, стремясь подчеркнуть свое
положение и отличие от низов общества, вводят новые модные образцы. Они опять копируются
массами - и так до бесконечности. Этикет, как и мода, непрерывно меняется по мере развития и
изменения общественных отношений. Чем сильнее проявлено неравенство в обществе, чем оно
жестче и иерархичнее, тем сложнее и строже существующий в нем этикет.
В Средневековом обществе сведения об имущественном превосходстве и важных различиях в
статусе сигнализировал костюм, который одевал человек. Черти набрасываются на тех, кто одет
неподобающе своему сословию или ситуации. В одном трактате по демонологии рассказывается о
некой матроне, появившейся в церкви наряженной "подобно павлину": "Она не замечала, что на
длиннейшем подоле ее роскошного платья восседало множество маленьких чертенят; черные, как
эфиопы, они смеялись и хлопали от радости в ладоши, прыгая, как рыбы, попавшие в сеть, ибо
неподобающий
наряд
этой
дамы
представлял
собой
не
что
иное,
как
дьявольскую
сеть."
Греховность её поступка состоит не столько в том, что она позволила себе роскошь и излишества, а
в том, что ей не положено так одеваться из-за её низкого положения в обществе.
Именно
поэтому
я
решила
выбрать
эпоху
Средневековья
для
того,
чтобы
показать,
как
перекликаются
мода,
этикета
и
искусства,
взяв
за
основу
архитектуру,
поскольку
этот
вид
искусства являлся доминирующим в Средневековые времена, да и сейчас общедоступен и понятен.
Все важные мероприятия проходили именно в романских, а позже в готических соборах. При
социальном неравенстве, царившем в средневековом обществе, большое количество публичных
церемоний и обрядов объединяло людей в один народ, а декоративность этих обрядов, а также
места их проведения, т.е. архитектурных сооружений, помогала забыть о постоянной опасности
войн, пожаров и эпидемий. В своем проекте я буду рассматривать романский и готический
периоды как наиболее яркие и выразительные вехи в истории мировой культуры.
Рождение нового мира
Новая
эпоха
—
Средневековье
—
началась
в
ходе
«Великого
переселения
народов»,
этой
грандиозной многовековой борьбы и смешивания народов, языков, культур и традиций юга и
севера Европы. Основой этой новой цивилизации по всей Западной Европе стало соединение
земельной собственности с властью и четкое деление народа на три основные группы. На вершине
общества
—
правители-воины
во
главе
с
монархом.
Привилегированное
положение
заняли
священнослужители.
Третье
сословие,
низшее,
—
те,
кто
своим
трудом
обеспечивал
существование
первых
двух
групп:
налогообязанные
крестьяне
и
горожане,
в
раз ной
мере
пользующиеся
личной
свободой,
но
в
земельном
и
правовом
отношениях
подданные
своих
помещиков.
Как и всегда в истории, новые эпохи опираются на наследие ушедших времен, стремясь вобрать,
перекроить на свой лад все полезное. Естественно, что западное Средневековье произрастало на
великом античном наследии: сохранилась латинская письменность, многие произведения римских
и греческих авторов, уцелели многие города, сохранились приемы агротехники и ремесел, навыки
торговли, система денежного счета, строительные навыки, дороги и мосты, орудия труда и оружие,
военные тактики, римское право, которое по мере развития Средневековья все более проникало в
правосознание и правовую практику людей. И, наконец, Средневековье унаследовало от Рима
христианство и церковь, которые уже в первые века новой эпохи распространились на всю
Западную Европу, став одним из важнейших начал и признаков западноевропейской общности.
Сами же варвары, точнее, германцы, принесли свободную общину — общину земледельцев,
рукоделов, воинов. Община имела свои распорядки, выборных старейшин, суд по местным делам
и обычай знаменитое «обычное право», защищавшее простолюдинов со стороны родовой, а теперь
уже и служилой, новой знати. На протяжении всего Средневековья община останется защитой
простых землепашцев в деревне, а до складывания городского права и горожан. Средневековье
получило от германцев еще одно очень важное наследие: то, что можно назвать «общественным
договором» между народом и правителем. Правители обязаны были защищать свой народ с
помощью своей дружины и творить справедливый суд. За это подданные были обязаны содержать
правителей с их окружением и собираться в народное ополчение в случае войны. Но если вождь-
король был неудачлив и несправедлив в своих решениях, народ имел право сместить его и даже
убить. Решались вопросы выборов и смещения вождя на общих сходках всех взрослых членов
племени. Обычай таких сходок или общих собраний сохранялся и в христианской Европе, в ее
деревнях и городах, довольно долго.
Западноевропейский средневековый город - одно из ярчайших достижений Средневековья. Он с
самого начала вбирал в себя все функции, отличные от деревенского быта. Это разнообразнейшие
ремесла, торговля, это мореплавание или речное судоходство, это сфера обслуживания: гостиницы
и кабачки, извоз, перенос и доставка грузов, денежный
обмен. В городах сосредоточивались
политикоадминистративные и прочие властные структуры, во многих были резиденции королей и
местных правителей. Там находились суды, нотариат, тюрьмы. Здесь были архиепископские и
епископские кафедры, соборы и множество церквей, церковных школ, госпиталей, монастырей,
университетов, светских школ, библиотек и мастерских по изготовлению книг. Города служили
военным целям, имели укрепления, нередко группировались вокруг замка или крепости, где
размещались воинские контингента. Город был важным идеологическим, культурным и церковным
центром. Дворяне, их свита, духовенство, разноплеменные моряки составляли заметную часть
городской толпы. Здесь проходили театрализованные представления, массовые гуляния и шествия.
Популярным
зрелищем
служили
и
публичные
казни.
Существовали
и
такие
специфически
городские занятия, как нищенство, воровство и проституция.
Уже с VIII века пейзаж субрегиона меняется. Появляются замки и крепости господ с их прислугой
и гарнизонами. Они доминируют над территорией, символизируя и утверждая господство их
владельцев над местным населением. К концу X века в Западной Европе сложились основные
(современные)
государства
с
их
границами,
а
также
будущие
столичные
города.
Правда,
государства эти были скорее совокупностью почти самостоятельных областей, образовавшихся на
месте
бывших
племенных
союзов.
Единые,
относительно
централизованные
государства
образовались в Западной Европе лишь в XIV—XV веках, а на территории будущих Германии и
Италии — лишь в XVIII—XIX столетиях. Тем не менее, в средние века были заложены основы
национальных языков и национального самосознания.
Уже на первых этапах Средневековья стала
возникать практика групповых и сословных совещаний. Эта практика, равно как и трудности, с
которыми
сталкивались
монархи
при
решении
многих
вопросов,
натыкаясь
часто
на
противодействие
элиты,
привела
к
созданию
парламентов
—
органов
сословного
представительства. Они возникают в Западной Европе в XIII веке (Англия), а к XV столетию
распространяются по всем странам и землям.
Христианство
было
основной
идеологией,
а
христианская
церковь
-одним
из
важнейших
учреждений Средневековья. Вместо многих языческих культов, выдвигавших на первое место
физическое
начало,
христианство
отдало
главное
место
человеческой
душе,
возвышенности
человеческого сознания.
Начиная с XIII столетия жизнь при дворе подчинялась правилам "этикета". Впервые полный свод
придворного этикета был создан Филиппом Добрым - герцогом Бургундии. Главной его идеей был
порядок, которому подчинялись все, начиная с герцога. Соответствуя ему, молодые люди должны
были
выказывать
не
только
верность,
силу
и
мужество,
но
и
обходительность,
вежливость,
опрятность.
Появились
первые
элементы
дресс-кода:
приглашая
гостей
на
праздненство,
аристократы Средневековья рассылали им письма с пожеланиями и даже указаниями по поводу
внешнего вида и оружия не только господ, но и их слуг.
Подлинной энциклопедией куртуазного поведения для самых разных ситуаций стало стихотворное
сочинение Робера да Блуа "Хороший тон для дам".
Костюм
на
средневековом
Западе
формировался
довольно
медленно,
поэтапно
и
осторожно
соединяя элементы варварского германского, галльского, византийского и некоторые элементы
костюма жителей Малой Азии при сохранении некоторых античных традиций. Также постепенно
изменялось
менялось
общество,
акценты
общественной
морали
смещались,
архитектура
эволюционировала, достигнув небывалых высот. Каждый аспект жизни средневековых людей
нашел свое отражение в модном костюме. И продолжает находить его и в современности.
Романский стиль
По сравнению с античностью нравы в средневековой Европе изменились в ту сторону, которую
критики Нового времени называли "нецивилизованностью", "отсутствием гуманизма", "варварской
простотой". Естественным считалось есть суп из общей тарелки, раздирать мясо руками, пить из
одного кубка, обходившего стол. Человек Средневековья иначе ощущал физическое расстояние
между людьми. В рыцарском мире физическое уединение выглядело странностью или подвигом,
но никак ни нормой. Люди не стыдились не только своих тел, но и своих чувств. Жаркие объятия и
потоки слез упоминаются в самых разных произведениях. Напротив, сдержанность, скрытность и
хитрость воспринимались как нечто чуждое, неподобающее рыцарю.
В романских соборах чувствуется большая внутрення сила, его художественная концепция строга
и проста. План романской базиликальной церкви, внутренне пространство и вполне отражающий
его внешний вид отличаются ясностью архитектоники. Прежде всего воспринимается могучая
доминанта
продольного
корпуса,
уподобляющая
храм
кораблю
-
Ноевому
ковчегу,
спасению
верующих
от
гибели.
В
романском
соборе
нет
н
ичего
лишнего,
ничего
деструктивного,
вуалирующего архитектоническую логику. Архитектурный декор очень сдержан.
Любой
раннесредневековый
костюм,
состоял
из
небольшого
числа
предметов
и
был
почти
одинаков для всех: платье придворного мало чем отличалось от одеяний духовенства, костюм
замужней
женщины
напоминал
облачения
её
воинственного
супруга,
повседневная
одежда
служила
и
частью
парадного
туалета.
Все
костюмы
были
удлиненными,
многослойными
и
достаточно
плотными.
Орнаментам,
вышитым
у
горловины,
по
краю
рукава
и
по
подолу,
приписывалась магическая сила. Нательная рубаха считалась "второй кожей" человека. У мужчин
обязателен был пояс, к которому были привязаны штаны, состоящие из 2-х не сшитых друг с
другом штанин. Штаны дополнялись чулками-шоссами из ткани или кожи, державшимися на
разноцветных
подвязках.
Пояс
имел
ритуальное
значение
и
являлся
знаком
мужской
независимости. Человека, который оказался не в состоянии уплатить долг, закон обязывал передать
свой пояс заимодавцу вместе с правами на имущество. Так в Средневековье появлялись внешние
признаки социального положения человека.
Верхней одеждой считались платья в форме туники с поясом и различные накидки. Предпочтение
отдавалось материям натуральных цветов, но для парадных одежд знати использовали яркие
шелковые ткани, причем каждый цвет имел свое значение. Синий означал, что ты влюблен,
желтый - гнев, а серый - печаль.
Костюм
дополняли
драгоценные
пряжки,
булавки,
серебряные
и
золотые
пояса.
Массивные
ювелирные изделия покрывались витыми орнаментами, в которых переплетались языческие и
христианские мотивы, символизировали власть и становились талисманами: считалось, что они
приносят
удачу,
спасают
от
сглаза.
С
очевидностью
обнажаются
"варварские"
основы
европейского средневекого искусства. Это видно не только по использованию "звериного стиля" в
декоративно-прикладном искусстве, но также и в архитектуре, т.к. эти языческие образы очень
плотно укоренились в сознании людей того времени. Как правило, их погребали вместе с умершим
хозяином.
Универсальным головным убором можно назвать съемный капюшон, любимый всеми сословиями
как в эпоху Меровингов, так и в период царствования Валуа. Чем знатнее и богаче был человек,
тем объемнее он носил капюшон, тем больше меха шла на его опушку и тем длиннее делали у него
кончик. Во время траура капюшон, не надвигая на голову, носили за плечами, а кончик обматывали
вокруг шеи. Форма траурной одежды еще не определилась, и люди потерявшие кого-то из близких,
надевали простое платье, темно-коричневое или темно-серое, отказывались от украшений.
С античной эпохи была известна полукруглая накидка шап - плащ с рукавами и капюшоном. Его
кроили из плотной материи, порой из войлока; спереди был разрез, а сзади прикрепляли капюшон.
Такой плащ стал любимой одеждой странников. Человек недостойный лишался права носить шап.
Этот запрет распространился на иноверцев-евреев, продажных женщин и прокаженных. Шап из
узорного шелка или украшенный вышивкой был принадлежностью костюма высшего духовенства
и особ царской крови. Такая одежда как бы повторяла возвышающиеся на холмах каменные здания
со сторожевыми башнями, настороженные и угрожающие, с большеголовыми, большерукими
изваяниями,
стерегущими
его
от
врагов.
Дух
воинственности
и
постоянной
потребности
самозащиты
пронизывает
все
искусство
романского
периода.
Одежда
времен
Раннего
Средневековья - своего рода крепость, возводимая людьми для защиты самих себя от враждебного
мира.
Неотъемлемой
частью
костюма
воинственных
варваров
являлись
оружие
и
доспех.
Первых
рыцарей защищала кольчуга. Кольца воронили, придавая им различные оттенки, чаще всего
зеленоватый и красный. Самые знатные воины заказывали себе посеребренные и позолоченные
доспехи с коваными "кружевами" на рукавах и по низу железной рубашки. Поверх её они носили
сюркот, предохранявший их от лучей солнца. Позже он превратился в одеяние без рукавов, даже в
мантию, декорированную геральдическими узорами (к середине XII века стали формироваться
геральдические знаки). В платье без гербов ходили только по обету или во время траура. В XIV
веке кольчуги стали короче, и для защиты груди, колен, бедер и рук к ним стали прибавляться
детали из сплошного железа. К 1420 году все тело рыцаря было защищено металлическим
костюмом.
Но не только рыцари носили оружие. В ту неспокойную эпоху каждый свободный
мужчина имел короткий меч и острый нож, служивший для разрезания пищи.
Длинные,
свыше
метра,
мечи
служили
у
германцев
знаком
власти,
и
их
можно
назвать
благородным
оружием.
На
мече
полководца
или
вождя
обязательно
были
инкрустации
из
драгоценных камней и металлов, которые "приносились в жертву" клинку. Основу ножен и трубку
рукояти делали из дерева. Железо и сталь считались порождением волшебной стихии огня, золото
и
цветные
камни
-
воплощением
суетного
могущества
и
удачливости,
а
дерево
-
оберегом,
нейтрализующим злую силу. Впоследствии оружие начали освящать, прибегая к помощи Церкви.
К XI веку на вооружении у воинов были круглые и овальные щиты из дерева, покрытые кожей,
мехом или тканью и обитые металлическими лентами, расписанные красками, изображали диких и
фантастических зверей, драконов, кресты, звезды и всевозможные полоски-перевязи, а с XII века
на щит стали наноситься геральдические знаки.
Кроме обычного пояса на военном платье носили широкий пояс с металлическими украшениями,
к
которым
крепились
расшитые
шелком
и
жемчугом
ремни,
державшие
ножны.
Этот
пояс-
портупею, считавшийся собственно рыцарским поясом, торжественно надевали на благородного
воина в момент посвящения в рыцари и также публично снимали его, лишая бесчестного человека
рыцарского звания.
Большое значение имела и такая часть туалета, как прическа. Длинные волосы оставались лучшим
украшением
мужчины
германского
племени,
знаком
независимого
положения.
К
волосам
относились уважительно и почтительно, как к едва ли не к самому ценному, чем обладал человек.
За некоторые преступления людей наказывали лишением волос или их части. Вместе с тем пряди
волос
дарились
друзьям
и
возлюбленным,
посвящались
Богу
при
вступлении
в
монастырь.
Прически дополняли тканными диадемами и венками, сплетенными из мелких роз, маргариток и
других
цветов.
Девицам,
которых
в
средневековом
обществе
почитали
за
земных
ангелов,
полагалось ходить простоволосыми и с цветами и лентами в голове. Женщины заплетали и
закручивали волосы, закалывали длинными шпильками, прикрывали маленькими шапочками,
платками
и
вуалями.
Блестящие
обручи
из
серебра
и
меди,
царственные
золотые
венцы
с
самоцветными глазками и шелковые диадемы надевались поверх матерчатого головного убора.
Готический стиль
Эпоха первых Крестовых походов изменила стиль жизни в Европе. Сокровища, захваченные в
Святой земле и по дороге к ней у православных греков, украсили замки владетельных князей и
придворные часовни. Опыт жизни, приобретенный на Востоке, постепенно сказался на всем
обществе. Грубые нравы смягчались. По-прежнему много времени отнимали военные состязания,
пиры с обильными возлияниями, охота, азартные игры, но и формирование новых привычек и
манер способствовало возникновению нового костюма.
На рубеже XI-XII веков, утратив монолитность и романскую основательность, модный костюм
сделался сложным, разнообразным, прихотливым.
Нижняя одежда состояла из прямого свободно одеяния с рукавами, первоначально названного
шемиз и превратившегося в рубашку. Длина его почти достигала до колен, часто имелись разрезы
от середины подола спереди и на спине. Женская рубашка, подобная мужской, но достигавшая
земли, позже была названа сорочкой. Мужская рубаха, которую носили прямо на теле, была видна
через разрезы и отверстия верхней одежды. Ее кроили свободно и присбаривали вначале по
низкому вырезу горловины, а позже - на стойку с небольшим воротником или оборкой, от которой
произошел круглый гофрированный жесткий воротник. Грудь, ворот и края длинных широких
рукавов, также собиравшиеся в манжету в середину XVI в., вышивались черным, синим, красным
и золотым. Среди немногих вещей, ценимых в мире средневекого человека, особое место занимала
нательная рубаха. Люди относились к рубашке как к оберегу, считали её главной защитой от
внешнего
мира.
Её
старательно
прятали,
поскольку
верили,
что
через
неё
легко
околдовать
человека. В средневековом обществе очень долго сохранялся обычай клясться на рубашках и
обмениваться ими, демонстрируя самоотверженность и высшую степень доверия друг к другу.
Как мужчины, так и женщины стали носить платье блио, заменившее старинные туники. Блио, как
верхнее платье отличалось большой сложностью покроя. Верхняя часть платья стягивала торс и
грудь, ее делали по фигуре и зашнуровывали по бокам. Иногда шнуровка заменялась пуговицами.
На уровне бедер платье резко расширялось и ниспадало красивыми складками; чаще всего блио
было до пола. Рукава блио от плеча до локтя были очень узки, а от локтя – ниспадали длинными,
вертикально
свисающими
манжетами,
зачастую
доходившими
до
пола.
У
женщин
из
простонародья если и встречались манжеты, то не такие длинные. Платье не обременялось
золотом и драгоценностями. Мужское блио было узким, с боковыми разрезами и полукороткими
рукавами или без рукавов.
Котта - средневековая мужская и женская одежда. Длина мужской котты изменялась от короткой до
длинной (до щиколоток). У женщин котта была нижним платьем, сверху же надевалось сюрко.
Ранние формы сюрко в мужской и женской одежде повторяли форму котты. Самой причудливой
формой позднего сюрко было "королевское сюрко" без рукавов с низко вырезанной до бедер
проймой, как правило опушенной мехом горностая.
Котта, сюрко и блио были промежуточной стадией костюма, позже превратившегося сначала в
элегантный костюм Высокой готики, а затем в многозначный и экстравагантный костюм готики
Поздней. Такую стадию можно сравнить с тем, что происходило в тот момент в архитектуре,
менявшей
свое
направление
и
в
каком-то
смысле
свою
философию.
Если
взять
здания
промежуточного периода, видно, что готическая архитектура выросла из романской. Началось все
с простейшей клетки - ячейки, покрытой сводом, так называемой травеи. Затем эта ячейка все
усложнялась, дробилась, постепенно превращаясь в сложные, асимметричные и неоднородные
соборы Высокой и Поздней готики. Такое изменение влекло за собой и усложнение костюма.
Верхнюю одежду для людей с достатком кроили из яркой шерсти, для бедноты - из грубой
домотканой
материи,
при
этом
любое
платье
украшали
кусочками
разноцветной
ткани
или
лентами. На груди и спине выполняли небольшие разрезы, сквозь которые виднелась рубашка, то
белая, то желтая. С середины XII века и на протяжении всего готического периода в костюме будет
появляться все больше сквозных деталей, напоминавшие громадные окна готических соборов: то
узкие
и
высокие,
то
круглые
(так
называемые
готические
розы)
с
цветными
стеклами
и
сложнейшим переплетом рам. Витражи состояли из цветных стекол, дающей изумительной эффект
сиянием своих густых красок, красных, синих, лиловых и желтых, во много раз усиленных
солнечным светом.
Парадные платье, головные уборы, плащи отделывали мехом, дополняли поясами, ожерельями,
четками, нарядными пряжками - аграфами. В костюме отдавали предпочтение красному, все
оттенки которого выражали восторг, жизнелюбие, страсть; черному и фиолетовому - цветам
торжества
и
власти;
зеленому,
от
фисташкового
до
изумрудного,
как
символу
беспечной
молодости.
В
готическом
костюме
впервые
проявился
принцип
непривычных,
вызывающих
цветовых сочетаний, подобно цветовому решению витражей в соборах.
В
XIII
веке
готика
распространилась
далеко
за
предела
той
области,
которая
прежде
была
королевством франков. Впервые мода стала интернациональной как в части формирования вкусов,
так и в части распространения, запечатлев в истории костюма и искусства один из поразительных
образов человека - Человека Праздничного.
Костюм Высокой готики стал изящным, соразмерным и гармоничным. Грамотный крой теперь
ценился
выше,
чем
обильная
золотая
и
меховая
отделка.
Готические
портные-закройщики,
опираясь
на
хорошее
знание
анатомии,
геометрии
и
опыт
оружейников,
открыли
почти
все
варианты кроя, существующие и в наши дни. Костюм выстраивался как продуманный строгий
ансамбль.
Головные уборы логически завершали образ готической дамы. Волосы зачесывали наверх, а виски
и верхнюю часть лба выбривали или выщипывали, чтобы сделать лоб более выпуклым.
Различные
сочетания,
переплетения
вуалей
и
платков
позволяли
придать
лицу
идеальные
очертания,
усилить
общую
вертикальную
направленность
костюма,
получавшего
сходство
с
готической колонной. Один из главных признаков готики - высотность. Готические соборы высоки
и тянутся к небу бесчисленными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных
арок.
К 60-м гг XIV века мужское платье укоротилось, превратившись в куртку пурпуэн, которая едва
прикрывала бедра и ноги, обтянутые штанами-чулками, именуемыми шоссами, тем не менее
плащи свисали до пят. Но экстравагантнее всего выглядели остроносые башмаки, которые носили
не только в повседневной жизни, но и в бою. Грудь и плечи подбивались либо шерстью, либо
ватой, достигая эффекта молодости и силы. В предельной обтянутости костюма была главная
особенность моды.
Готический стиль становился витиеватым, многословным и экзальтированным, основные формы
соборов дробились, возводились звездчатые, сетчатые, шестидольные и девятидольные своды,
опоры сводов покрывались орнаментами, каменная скульптура оплывала как воск. Стены замков и
домов расписывались, драпировались мягкими тканями, потолочные балки покрывались резьбой и
золотились, в окна вставляли серебристо-зеленоватые стекла и витражи. В парадных покоях
ставились
зеркала,
резные
сундуки,
кровати
с
балдахинами,
вешались
ковры.
Вместе
с
архитектурой "дробился", усложнялся, порой доходя до абсурда, этикет, (например, в соответствии
с
долгом
гостеприимства
гостя
следовало
удерживать
как
можно
дольше,
и
ревностное
выполнение
этого
долга
становилось
настоящим
издевательством
над
гостем.
Так
супруга
Людовика II гостила у Филиппа Бургундского, и герцог не отпускал королеву домой, несмотря на
её мольбы и страх перед венценосным супругом).
Одеваться с пышной роскошью полагалось даже в путешествии. Путешествовали в эти времена
часто, обычно на лошадях, и дорожная пыль быстро портила одежду. Но дворяне все равно не
решались одеться скромно, чтобы их не приняли за купцов.
Поверх
облегающих
одежд
иногда
надевали
мантии,
необъятных
размеров
платья.
К
ним
полагались чалмообразные головные уборы шаперон.
Тяга к разного рода изыскам возродила моду на восточные орнаменты и разноцветные вышивки.
Рукава,
воротники,
лифы,
шлейфы
покрывались
шитьем
из
жемчуга,
самоцветов
и
бисера;
подвязки делали из крученного золота и серебра.
Властям приходилось законами ограждать благородное сословие: в частности, король Филипп
Красивый
запретил
горожанам
носить
горностай
и
белку,
украшать
платье
золотом
и
драгоценными камнями. Этикет, создававшийся для узкого круга знати, постепенно оказывал
влияние и на городскую среду, особенно на ту её часть, которая входила в соприкосновение с
аристократией, разбогатевших бюргеров и крупных купцов.
В композиции позднеготического костюма преобладали извилистые вертикальные линии. Общее
ощущение зыбкости усиливалось за счет узкой обуви без каблука, но с декоративно удлиненным
носом.
Обнажались ранее запретные части тела. Живший в XIV столетии аббат-бенедиктинец Жиль де
Муизис писал: "Сейчас у женщин на головах выросли рога, как у коров и оленей. Они не могут
обходиться
без
фальшивых
локонов
и
золотых
пуговиц.
Забавы
ради
они
держат
при
себе
маленьких собачек и ручных кроликов. Они красятся и обнажают грудь. Вместо заутрени они
часами накручивают закалывают вуали."
Дамы из свиты французских королев носили туго зашнурованные платья с длинными шлейфами, в
которых часто дремали комнатные собачки, не просыпавшиеся даже тогда, когда шлейф тянулся за
гулявшей женщиной, жакеты и безрукавки, отделанные пушистым мехом, шелковые перчатки,
широкие пояса с драгоценными пряжками. Юбку и шлейф драпировали и прикалывали сбоку или
н животе, придавая фигуре отчетливый S-образный, так называемый готический изгиб.
"Жизнь двора и аристократии украшена до максимума выразительности; весь жизненный уклад
облекается в формы, как бы приподнятые до мистерии, пышно расцвеченные яркими красками и
выдаваемые за добродетели," - писал Йохан Хёйзинга в книге "Осень Средневековья".
Мода,
Средневековье и этикет сегодня
Как я уже говорила, Средневековое общество - общество с жесткой иерархией, сословиями, а,
следовательно,
где
любое
несоблюдение
норм
этикета
воспринималось
очень
болезненно,
подчинение
иерархии
и
её
внешним
признакам
и
показателям
строго
обязательно.
Иоанн
Бесстрашный, например, однажды принял выехавшего с большой пышностью к нему навстречу
парижского палача за дворянина и приветствовал его, как и положено знати, прикосновением к
руке. Узнав о своей ошибке, он счел её тяжким позором, смыть который могла только смерть
палача.
Что же мы унаследовали от Средневековья
.
Можно
выявлять
рудименты
и
рецидивы
символов
средневековья
в
практике,
в
ритуалах,
в
искусстве,
в
развлечениях.
Рудиментами
Средневековья
являются
католицизм,
монархия
в
Великобритании,
Монако
в
Бельгии,
Нидерландах,
Норвегии,
Швеции,
Испании,
рыцарские
ордена, например, Мальтийский орден, увлечение черной магией и сатанизмом, литературный
жанр "fantasy". "Офицерский кодекс" - рудимент рыцарства. Он нигде не прописан и держится как
вялая традиция. Он настолько же слабее "рыцарского кодекса", насколько роль офицерства в
современном обществе меньше роли рыцарства в обществе Средневековом.
От Средневекового этикета у нас остался, безусловно, дресс-код, который впервые стал ярко
проявляться именно в эпоху Средневековья, "рыцарское" отношение к даме,
Можно сказать, что в западном обществе сложился культ Средневековья. Это культ маргинальный,
число его горячих приверженцев незначительно, но зато много шире круг людей, отзывающихся на
его символы. Но надо заметить, что человек, мысленно переносящий себя в Средневековье,
воображает себя уж никак не бедным крестьянином и не подмастерьем, даже не купцом, не
прелатом и не профессором университета - а умелым и удачливым рыцарем. Таким образом, имеет
место привязанность не столько к Средневековью вообще, сколько к рыцарству и его атрибутам,
тогда
как
остальное
в
средневековье
фигурирует
в
основном
как
антураж
рыцарства,
что
объясняет большое количество клубов, члены которых воспроизводят средневековое вооружение и
упражняются в бое холодным оружием.
В ушедшем столетии темпы изменений в жизни человека и образы, выразившие их, радикально
отличались от предшествующих эпох. Эти образы - это современное искусство, современная мода.
Мода, в прошлом бывшая привилегией избранных, становится доступной для всех. Появилось
множество
новых
способов
обработки
края,
скрепления
швов,
видов
кроя;
возникли
новые
материалы. Изменилась роль и самих создателей моды, теперь они не просто портные или
художники; они стали играть в жизни общества небывало важную роль; теперь мир моды не
является зеркалом нашего мира, но превратился в новую, во многом виртуальную реальность.
Современные дизайнеры используют средневековые мотивы в своих творениях, многих мастеров
вдохновляет
эта
эпоха.
Теперь
личный
подбор
модных
товаров
является
средством
самовыражения, т.к. диктат моды, существовавший в Средние века, отсутствует, благодаря этому
осуществилась свобода выбора и в мире моды тоже. Но идея моды не изменилась.
В XXI веке мода по-прежнему служит показателем социальных различий, но уже не столько
"высших" и "низших", сколько просто разных социальных групп (например, молодежная мода
подчеркивает различия между людьми разных возрастов). На мой взгляд, главная функция моды -
своего рода фильтрация людей, принадлежащих к твоему кругу или же нет, мода является своего
рода социальным термометром, показывающий материальное и социальное положение человека.