Напоминание

"Учитесь властвовать собой"


Автор: Иванова Татьяна Юрьевна
Должность: педагог – психолог
Учебное заведение: МБОУ школа №1
Населённый пункт: с. Хороль Хорольского района Приморского края
Наименование материала: психологический час
Тема: "Учитесь властвовать собой"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Учитесь властвовать собой»

Цели: познакомить учащихся с понятием «настроение» и научить учащихся

сдерживать свои негативные эмоции, практическим навыкам саморегуляции

и умению выражать свой гнев приемлемыми способами; развивать внимание,

мышление, воображение.

Оборудование: мяч, кинетический песок, интерактивная доска –

презентация.

Ход занятия

1Этап. Организационный

- Сегодня мы поговорим о нашем настроении.

Приветствие «На что похоже мое настроение».

На

какое

время

года,

природное

явление

похоже

наше

настроение.

Мое

настроение

похоже

на

белое

пушистое

облачко,

оно

такое

же

легкое,

спокойное (солнышко, оно доброе, улыбчивое, теплое) а твое?

В нашей группе настроение хорошее, спокойное.

2 Этап. Мотивационный.

- Что же такое настроение? Это наше эмоциональное состояние. Настроение

зависит от того, какие чувства, эмоции мы переживаем. Настроение в разные

моменты жизни меняется. Оно может быть приподнятым или подавленным.

Может быть выражено в такой форме, как скука, печаль, страх, радость,

обида, удивление. Наше настроение зависит от многих причин. Назовите

причины, которые могут испортить вам настроение (пассажир опоздал на

самолет,

ребенок

получил

двойку,

боится

пауков).

Назовите

причины,

которые

могут улучшить,

приподнять

ваше

настроение

(комплимент,

анекдот,

веселая

песенка,

солнечная

погода,

награждение

грамотой,

получение подарка, поход в цирк).

- Посмотрите на доску и скажите, какое настроение у мальчика с левой

картинки? Как называется такая погода?

- Ребята, а что такое гнев? (высказывание детей)

Гнев – это такое состояние, с помощью которого организм сообщает нам,

что есть проблема, требующая решения.

- Посмотрите, как выглядит человек, когда злится? (выражение лица хмурое,

брови

опущены

и

сведены

вместе,

глаза

раскрыты,

губы

сжаты,

зубы

стиснуты. Кисти рук сжаты в кулаки, человек может размахивать руками,

топать ногами, громко кричать.

- А вы, ребята, а когда – нибудь злились? Почему это происходило?

- продолжите фразу: «Я злюсь, когда ….»

- человек испытывает отрицательные эмоции: грусть, обиду, страх, злость,

когда у него что-то не получается, когда происходят неприятные события и в

состоянии злости он может обидеть другого человека, нагрубить, оскорбить,

обозвать, ударить. Гнев заставляет человека делать и говорить разные вещи,

от

которых

сердятся

и

огорчаются

взрослые.

А

после

того,

как

злость

проходит нам становится грустно и неприятно.

- К чему может привести несдержанность и неумение контролировать себя?

(человек может остаться один, без друзей, без общения с близкими людьми).

- А сейчас давайте посмотрим и послушаем притчу, которая называется

«Все оставляет свой след».

- О каких следах говорится в притче? Это наши поступки и слова, которые

оставляют свой след. Агрессия, ненависть, злость ранят человека, делают ему

больно.

В

состоянии

ярости,

гнева

человек

говорит

жестокие,

скверные

слова. Мы должны следить за своей речью, за своими поступками, своим

поведением.

- Чему учит нас эта притча? Нельзя обижать друг друга, быть терпимее

друг к другу, уважать и ценить близких нам людей. Нужно дорожить своими

друзьями, родными и близкими людьми. Относись к другим так, как хочешь,

чтобы относились к тебе.

Гнев – это нехорошее чувство, оно мешает ясно мыслить, соображать.

Гнев разрушает человека. В гневе мы можем наделать много глупостей, о

которых потом будем сожалеть.

Очень важно научиться сдерживать свои негативные эмоции, т.е грубость,

агрессивность,

злобу,

гнев

и

контролировать

свое

поведение,

стараться

избегать ссор.

А.С. Пушкин говорил: «Учитесь властвовать собой».. Как вы понимаете эти

слова? (старайтесь контролировать себя, сдерживать свои эмоции, вести

себя

в

обществе

достойно,

не

проявлять

грубости,

заносчивости,

агрессивности,

т.е.

учитесь

быть

хозяевами

своих

эмоций,

своего

настроения). Все люди – и взрослые, и – дети – иногда приходят в ярость и

дают волю своему гневу, выплескивают свои негативные эмоции. Правда,

воспитанные люди стараются сдерживаться и срываются крайне редко.

Сегодня

мы

будем

учиться

сдерживать

свою

злобу,

гнев,

дурное

настроение. Есть много игр, упражнений, которые учат нас «сердится

правильно», т.е. так, чтобы не причинять никому вреда, не обижать

других людей.

Если, допустим, кто-то обозвал вас обидным словом, так и хочется ответить

тем же. В этом случае начнется крик, ругань, которая может перерасти в

драку.

Как

этого

не

допустить?

Я

предлагаю

вам

разыграть

небольшой

импровизированный спектакль. Для этого мы распределим роли.

Первым

делом нужно

успокоиться-

досчитать

до

10,

обидное

слово

повторить несколько раз на все лады: басом, писком, шепотом, по слогам,

пропеть, произнести по звукам, не разжимая зубы, - наверняка обида

исчезнет.

Если у вас плохое настроение или возникла какая-то проблема попробуйте

обратиться за помощью к близкому человеку (маме, папе, брату, другу) и

разделить с ним свою печаль, переживания. В этот момент вам нужно,

просто чтобы вас выслушали и поддержали.

Для снятия гнева или злости.

Упражнение «Воздушный шарик». Ребятам предлагается превратиться в

воздушный шарик, для этого необходимо: поднять руки вверх, изображая

воздушный

шарик;

глубоко

вдохнуть

наполнить

шарик

воздухом

и

задержать

дыхание.

После

медленно

выдохнуть,

выпустив

воздух

из

шарика, при этом руки медленно опускаются вниз. Шарик сдулся и стал

похож на тряпочку: голова склонилась на грудь, руки расслабленно опущены

вдоль туловища. Упражнение выполняется 2-3 раза.

Возникающие негативные чувства - злость, гнев - нельзя держать в себе и

нельзя выплескивать на окружающих. Необходимо избавляться от них с

помощью

приемлемых

способов: пробежаться

или

выполнить

другое

физическое упражнение; покричать наедине; побить боксерскую грушу.

Можно

нарисовать

на

листке

бумаги

обидчика,

а

после

скомкать,

разорвать на мелкие кусочки этот листок.

Упражнение

«Ругаемся

овощами». Мы будем ругаться, но не плохими

словами, а овощами и фруктами. Я начну: «Таня, а ты – свекла». Когда мяч

обойдет

круг 2 раза, обязательно завершим игру комплиментами, скажем

соседу что-нибудь приятное, например: «Таня мне нравится, что ты веселая, с

тобой интересно разговаривать» и т.д.

Упражнение – Соедините начало и конец пословицы.

Собой владеть – все одолеть.

Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь.

Прежде чем сказать что-то, надо подумать. Можно пожалеть о своих словах,

которые уже не вернешь. Нужно отвечать за свои слова и думать заранее о

последствиях.

Ссора – враг здоровью.

Помнить, что ссоры, ненависть, злоба очень плохо сказываются на здоровье.

Гневайся – да не обижай.

У огня не бывает прохлады, у гнева – рассудка.

Приветливое слово – гнев побеждает.

Старайтесь

избегать

ссор,

сдерживать

свою

злобу,

гнев.

Научитесь

контролировать негативные эмоции.

Игра с песком положительно влияет на наше эмоциональное самочувствие.

Песок

способен

убирать

негативную

энергию

человека

и

устанавливать

спокойное эмоциональное состояние. Если вы сильно напряжены, можно с

силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками. С помощью

песка можно вылепить свою злость, а потом победить ее. Слепите из песка

шар, катая песочный шар, мысленно произнесите все свои обиды, на что вы

злитесь, обижаетесь. Перенесите свои негативные эмоции на этот шар. А

теперь, чтобы избавиться от обид и злости, нужно разрушить песочный шар.

Разровняйте

поверхность

песка,

обведите

свою

ладонь

и

оживите

ее.

Нарисуйте на ладони свое настроение.

Наше

занятие

подошло

к

концу,

давайте

поделимся

своими

мыслями,

чувствами. Что нового для себя вы узнали на занятии? Понравилось ли

занятие и чем?



В раздел образования