Автор: Левагина Любовь Михайловна
Должность: Преподаватель общественных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Жигулёвский государственный колледж"
Населённый пункт: Самарская область, г. Жигулевск
Наименование материала: статья
Тема: "Мотивация в обучении истории"
Раздел: среднее профессиональное
Мотивация в обучении истории
Левагина Любовь Михайловна,
преподаватель общественных дисциплин
ГАПОУ СО «Жигулевский государственный колледж»
Согласно
ФГОС
нового
поколения
одной
из
главных
целей
профессионального обучения является формирование компетенций.
Под
обучением,
основанном
на
компетенциях,
понимается
обучение,
которое строится на определении, освоении и демонстрации не только умений и
знаний, но и типов поведения и отношений, необходимых для конкретной
трудовой
деятельности,
т.е.
процесс
обучения
должен
быть практико-
ориентированным.
Проблема
мотивации
учебной
деятельности
студентов
является
очень
важной
задачей,
без
решения
которой
невозможно
решить
многие
другие.
Мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих
сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы
деятельности и придают это деятельности направленность, ориентированную
на достижение определенных целей.
В связи с этим можно говорить о крупных блоках в структуре занятия,
одним
из
которых
является
мотивационный.
Он
состоит
из
следующих
составных:
1.Организационная часть. Озвучивается или совместно формулируются
ожидаемые результаты, устанавливаются правила работы, определяются роли,
сообщается
о
системе
оценивания,
даются
инструкции.
В
отличие
от
традиционных
целей
и
задач
урока
ожидаемые
результаты
ставятся
максимально конкретно, с использованием приема фиксации предполагаемого
результата (дать определения следующих понятий, называть не менее трех
характеристик такого-то явления, привести два примера и.т.п.); они обращены к
учащимся и формулируются от их лица («В результате проведения занятия
студенты смогут…»), затрагивают не только знаниевые компоненты, но также
области умений, ценностей, отношений.
2.Содержательная
часть.
В
данном
случае
идет
речь
о
стремлении
непосредственно заинтересовать студентов изучаемой темой.
3.Проблемная
часть.
Постановка
проблемы
может
осуществляться
с
помощью наводящих вопросов, знакомства с разными (противоположными)
взглядами,
противоречащими
друг
другу
изображениями,
графиками
и
пр.
Возможно и простое формулирование проблемы преподавателем.
Формирование мотивации предполагает разнообразие форм и приемов, с
помощью которых большинство студентов вовлекается в активную учебную
работу. При этом надо понимать, что развитие мотивации учения на самоцель,
но всего лишь одно из средств развития личности обучающихся.
Для проведения мотивационной части занятия преподавателем
могут
быть использованы следующие приемы:
1.Событие, имеющее широкий общественный резонанс. Преподавателю
важно
точно
определить
какое
событие
вызовет
у
студентов
повышенный
интерес и стремление к поиску дополнительной информации, а что оставит
школьников равнодушными и пассивными.
2.Графическое изображение. Картина, а также рисунок, фотография или
карикатура
могут
стать
началом
обсуждения
проблемы.
В
данном
случае
задействуют образное мышление студентов и их творческие способности.
3.Использование
нескольких
понятий
или
терминов.
Ряд
понятий
или
терминов,
представляющих
смысловое
единство,
может
быть
предположен
учащимся для самостоятельного определения темы. Кроме того, преподаватель
может использовать несколько определений одного понятия, попросив выбрать
наиболее удачное из всех предположенных вариантов и пояснить свой выбор.
Также эффективным способом мотивации является предположение учащимся
вставить пропущенные слова в высказывание, предложение.
4.Произведение
художественной
литературы.
И с п ол ь з о ва н и е
произведения
художественной
литературы
имеет
огромный
потенциал
для
установления
межпредметных
связей
и
позволяет
актуализировать
знания,
полученные на уроках литературы.
5.Ролевая игра. Небольшая игра с использованием как реалистичных, так и
абсолютно
фантастических
ситуаций
создает
атмосферу
сотрудничества
и
способствует дальнейшему взаимодействию в учебном процессе.
6.Документ. Начало занятия может быть посвящено обсуждению письма,
листовки, воззвания, интервью или статьи в газете. Кроме того, документ могут
представлять
взгляды
известных
исторических
деятелей,
публицистов,
политиков или ученых.
7.Афоризм.
В начале занятия преподаватель может предложить одно или
несколько
высказываний,
предоставив
обучающимся
право
выступать
с
их
оценкой.
8.Видеосюжет.
Кадр
или
фрагмент
из
художе ственного
и л и
мультипликационного фильмов, документальные хроники и информационно-
аналитические
программы
дают
возможность
задействовать
образное
мышление студентов.
9.Неоконченное
предложение.
Преподаватель
просит
закончить
предложение,
фразу,
рассказ
(например:
«Выступление
декабристов
…»).
Студенты
могут
дополнить
текст,
предположить
восстановить
смысл
потерянной информации.
10.Определение автора. Предположения об авторе, теме, произведении
способны превратить начало занятия в увлекательную игру и вызвать интерес к
изучаемой теме.
Подводя итоги, можно констатировать, что мотивация является важнейшей
частью
современного
занятия.
Не
зря
известный
восточный
мудрец
Саади
говорил: «Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев».
Литература:
А.Н. Иоффе «Мотивации в учебной деятельности». - М.: Педагогика, 2013г.