Автор: Кочетова Марина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Шараповская средняя школа"
Населённый пункт: Нижегородская область,Шатковский район,с.Шарапово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формы организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения"
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шараповская средняя школа»
Доклад
«Формы организации внеурочной
деятельности в условиях введения ФГОС
НОО второго поколения»
Подготовила: Кочетова Марина Ивановна
(учитель начальных классов)
с. Шарапово 2017 год
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды
деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение
з а д а ч
и х
в о с п и т а н и я
и
с о ц и а л и з а ц и и .
Внеурочная работа –
это
хорошая
возможность
для
организации
межличностных
отношений
в
классе,
между
обучающимися
и
классным
руководителем
с
целью
создания
ученического
коллектива
и
органов
ученического самоуправления.
В
настоящее
время
в
связи
с
переходом
на
новые
стандарты
второго
поколения
происходит
совершенствование
внеурочной
деятельности.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет
собой
ту
сферу,
в
условиях
которой
можно
максимально
развить
или
сформировать
познавательные
потребности
и
способности
каждого
учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по
желанию
учащихся
и
направлены
на
реализацию
различных
форм
ее
организации,
отличных
от
урочной
системы
обучения. На занятиях
руководители
стараются
раскрыть
у
учащихся
такие
способности,
как
организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в
духовном
развитии
подростков.
Внеурочные
занятия
направляют
свою
деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность
и востребованность.
Согласно требованиям Стандарта:
Внеурочная
деятельность
организуется
по
5
направлениям
развития
личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общекультурное,
общеинтеллектуальное.
2
Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в её 9 видах:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое
общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая
добровольческая деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность
Формы внеурочной деятельности:
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно
связаны между собой.
Спортивно-оздоровительное
направление создает
условия
для
полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему
освоить
гигиеническую
культуру,
приобщить
к
здоровому
образу
жизни,
формировать привычку к закаливанию и физической культуре.
3
Ведущие формы деятельности:
Спортивно-массовые и физкультурно -оздоровительные общешкольные
мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья
Утренняя
зарядка,
физкультминутки
на
уроках,
организация
оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе
Контроль за соблюдением санитарно -гигиенических требований
Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажей
Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми
духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к
самостоятельному
выбору
нравственного
образа
жизни,
формирование
гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и
воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Ведущие формы деятельности:
Беседы, игры нравственного и духовно -нравственного содержания
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей
Проведение совместных праздников школы и общественности
Экскурсии, целевые прогулки
Детская благотворительность
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)
Социальное
направление помогает
детям
освоить
разнообразные
способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные
умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и
творчеству.
4
Ведущие формы деятельности:
Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»
Работа по озеленению школы
Организация дежурства в классах
Профориентационные
беседы,
встречи
с
представителями
разных
профессий
Выставки поделок и детского творчества
Трудовые десанты, субботники
Сюжетно-ролевые игры
Общекультурная
деятельность о р и е н т и р у е т
д е т е й
н а
доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование
активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и
навыков.
Ведущие формы деятельности:
Культпоходы в музеи, библиотеки, выставки
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы
Кружки художественного творчества
Праздничное оформление школы и класса
Общеинтеллектуальное
направление предназначено
помочь
детям
освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира,
развить познавательную активность, любознательность.
Ведущие формы деятельности:
Викторины, познавательные игры
Детские исследовательские проекты
Внешкольные
акции
познавательной
направленности
(олимпиады,
конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
Предметные недели , праздники, уроки Знаний, конкурсы
5
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень (школьник знает и понимает общественную жизнь -
1
класс) –
приобретение
школьником
социального
знания
(знания
об
общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), понимание социальной
реальности и повседневной жизни.
Второй уровень (школьник ценит общественную жизнь - 2 - 3 класс) –
формирование
позитивных отношений школьников к базовым ценностям
общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).
Третий
уровень
(школьник
самостоятельно
действует
в
общественной
жизни
-
4
класс) –
получение
школьником
опыта
самостоятельного общественного действия.
Методический конструктор внеурочной деятельности
(составители Д.В.Григорьев, П.В.Степанов)
Вид
внеурочной
деятельности
Уровень результатов
внеурочной
деятельности
П р е и м у щ е с т в е н н ы е
ф о р м ы
достижения результата
1. Игровая
1 .
П р и о б р е т е н и е
школьником
социальных знаний
Ролевая игра
2 .
Ф о р м и р о в а н и е
ценностного
о т н о ш е н и я
к
социальной
реальности
Деловая игра
3.
Получение
опыта
самостоятельного
социального действия
Социально-моделирующая игра
2.
Познавательн
ая
1 .
П р и о б р е т е н и е
школьником
социальных знаний
Викторины,
познавательные
игры,
познавательные беседы.
6
2 .
Ф о р м и р о в а н и е
ценностного
о т н о ш е н и я
к
социальной
реальности
Дидактический театр, общественный
смотр знаний.
3.
Получение
опыта
самостоятельного
социального действия
Детские
исследовательские
проекты,
внешкольные
акции
познавательной
н а п р а в л е н н о с т и
( о л и м п и а д ы ,
к о н ф е р е н ц и и
у ч а щ и х с я ,
интеллектуальные марафоны)
3. Проблемно-
ценностное
общение
1 .
П р и о б р е т е н и е
школьником
социальных знаний
Этическая беседа
2 .
Ф о р м и р о в а н и е
ценностного
о т н о ш е н и я
к
социальной
реальности
Дебаты, тематический диспут
3.
Получение
опыта
самостоятельного
социального действия
Проблемно-ценностная
дискуссия
с
участием внешних экспертов
4.
Досугово-
развлекательн
ая
деятельность
(досуговое
общение)
1 .
П р и о б р е т е н и е
школьником
социальных знаний
Культпоходы
в
театры,
м у з е и ,
концертные залы, выставки.
2 .
Ф о р м и р о в а н и е
ценностного
о т н о ш е н и я
к
социальной
реальности
Концерты,
инсценировки,
праздники
на уровне класса и школы.
3.
Получение
опыта
самостоятельного
социального действия
Ш кол ьн ы е
б л а г о т в о р и т е л ь н ы е
концерты, выставки, фестивали
5.
Художественн
ое творчество
1 .
П р и о б р е т е н и е
школьником
социальных знаний
Кружки художественного творчества.
2 .
Ф о р м и р о в а н и е
ценностного
о т н о ш е н и я
к
социальной
реальности
Художественные выставки, фестивали
искусств, спектакли в классе, школе.
3.
Получение
опыта
самостоятельного
социального действия
Социальные
проекты
на
основе
художественной деятельности
7
6. Социальное
творчество
(социально
значимая
волонтерская
деятельность)
1 .
П р и о б р е т е н и е
школьником
социальных знаний
Социальная
проба
(инициативное
участие ребенка в социальной акции,
организованной взрослыми).
2 .
Ф о р м и р о в а н и е
ценностного
о т н о ш е н и я
к
социальной
реальности
КТД (коллективно-творческое дело).
3.
Получение
опыта
самостоятельного
социального действия
Социальный проект.
7 .
Т р у д о в а я
(производственн
ая) деятельность
1.
Приобретение
школьником
социальных знаний
ЛЕГО
-
конструирование,
кружки
технического
творчества,
кружки
домашних ремесел.
2.
Формирование
ценностного
о т н о ш е н и я
к
социальной
реальности
Трудовой
десант,
«Город
мастеров»,
сюжетно-ролевые
игры
«Почта»,
«Фабрика».
3. Получение опыта
самостоятельного
социального
действия
Субботник, детская производственная
бригада.
8.
Спортивно-
оздоровительная
деятельность
1.
Приобретение
школьником
социальных знаний
Занятия спортивных секций, беседы о
ЗОЖ,
участие
в
оздоровительных
процедурах.
2.
Формирование
ценностного
о т н о ш е н и я
к
социальной
реальности
Школьные спортивные турниры.
3. Получение опыта
самостоятельного
социального
действия
Социально
значимые
спортивные
и
оздоровительные акции-проекты.
9.
Ту р ис т с ко -
краеведческая
деятельность
1.
Приобретение
школьником
социальных знаний
Образовательная экскурсия
8
2.
Формирование
ценностного
о т н о ш е н и я
к
социальной
реальности
Туристический поход
3. Получение опыта
самостоятельного
социального
действия
Краеведческая экспедиция
Туристско-краеведческая экспедиция
Понимая взаимосвязь результатов и форм организации внеурочной
деятельности школьников, педагоги смогут:
-
разрабатывать
образовательные программы внеурочной
деятельности
с
четким представлением о результате;
-
подбирать
такие
формы
внеурочной
деятельности,
которые
смогут
гарантировать достижение результата определенного уровня;
- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам
другого;
- оценивать качество программ внеурочной деятельности;
-
диагностировать
результативность
и
эффективность
внеурочной
деятельности.
Данные
формы
внеурочной
деятельности
в
начальной
школе
должны способствовать формированию:
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-
умения
активно
использовать
речевые
средства
для
решения
коммуникативных и познавательных задач;
- логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения
рассуждений;
9
-
умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
-
способности
использования
начальных
математических
знаний
для
описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений;
- значимости чтения для личного развития;
-
формирования
представлений
о
мире,
российской
истории
и
культуре,
первоначальных этических представлений;
- уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории,
культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
-
навыков
устанавливать
и
выявлять
причинно-следственные
связи
в
окружающем мире;
- умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.
10