Напоминание

"Формы организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения"


Автор: Кочетова Марина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Шараповская средняя школа"
Населённый пункт: Нижегородская область,Шатковский район,с.Шарапово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формы организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шараповская средняя школа»

Доклад

«Формы организации внеурочной

деятельности в условиях введения ФГОС

НОО второго поколения»

Подготовила: Кочетова Марина Ивановна

(учитель начальных классов)

с. Шарапово 2017 год

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды

деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение

з а д а ч

и х

в о с п и т а н и я

и

с о ц и а л и з а ц и и .

Внеурочная работа –

это

хорошая

возможность

для

организации

межличностных

отношений

в

классе,

между

обучающимися

и

классным

руководителем

с

целью

создания

ученического

коллектива

и

органов

ученического самоуправления.

В

настоящее

время

в

связи

с

переходом

на

новые

стандарты

второго

поколения

происходит

совершенствование

внеурочной

деятельности.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет

собой

ту

сферу,

в

условиях

которой

можно

максимально

развить

или

сформировать

познавательные

потребности

и

способности

каждого

учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по

желанию

учащихся

и

направлены

на

реализацию

различных

форм

ее

организации,

отличных

от

урочной

системы

обучения. На занятиях

руководители

стараются

раскрыть

у

учащихся

такие

способности,

как

организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в

духовном

развитии

подростков.

Внеурочные

занятия

направляют

свою

деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность

и востребованность.

Согласно требованиям Стандарта:

Внеурочная

деятельность

организуется

по

5

направлениям

развития

личности:

спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное,

социальное,

общекультурное,

общеинтеллектуальное.

2

Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в её 9 видах:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое

общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая

добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно

связаны между собой.

Спортивно-оздоровительное

направление создает

условия

для

полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему

освоить

гигиеническую

культуру,

приобщить

к

здоровому

образу

жизни,

формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

3

Ведущие формы деятельности:

Спортивно-массовые и физкультурно -оздоровительные общешкольные

мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья

Утренняя

зарядка,

физкультминутки

на

уроках,

организация

оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе

Контроль за соблюдением санитарно -гигиенических требований

Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажей

Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми

духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к

самостоятельному

выбору

нравственного

образа

жизни,

формирование

гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и

воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Ведущие формы деятельности:

Беседы, игры нравственного и духовно -нравственного содержания

Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей

Проведение совместных праздников школы и общественности

Экскурсии, целевые прогулки

Детская благотворительность

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)

Социальное

направление помогает

детям

освоить

разнообразные

способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные

умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и

творчеству.

4

Ведущие формы деятельности:

Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»

Работа по озеленению школы

Организация дежурства в классах

Профориентационные

беседы,

встречи

с

представителями

разных

профессий

Выставки поделок и детского творчества

Трудовые десанты, субботники

Сюжетно-ролевые игры

Общекультурная

деятельность о р и е н т и р у е т

д е т е й

н а

доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование

активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и

навыков.

Ведущие формы деятельности:

Культпоходы в музеи, библиотеки, выставки

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы

Кружки художественного творчества

Праздничное оформление школы и класса

Общеинтеллектуальное

направление предназначено

помочь

детям

освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира,

развить познавательную активность, любознательность.

Ведущие формы деятельности:

Викторины, познавательные игры

Детские исследовательские проекты

Внешкольные

акции

познавательной

направленности

(олимпиады,

конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

Предметные недели , праздники, уроки Знаний, конкурсы

5

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень (школьник знает и понимает общественную жизнь -

1

класс)

приобретение

школьником

социального

знания

(знания

об

общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и

неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), понимание социальной

реальности и повседневной жизни.

Второй уровень (школьник ценит общественную жизнь - 2 - 3 класс)

формирование

позитивных отношений школьников к базовым ценностям

общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Третий

уровень

(школьник

самостоятельно

действует

в

общественной

жизни

-

4

класс)

получение

школьником

опыта

самостоятельного общественного действия.

Методический конструктор внеурочной деятельности

(составители Д.В.Григорьев, П.В.Степанов)

Вид

внеурочной

деятельности

Уровень результатов

внеурочной

деятельности

П р е и м у щ е с т в е н н ы е

ф о р м ы

достижения результата

1. Игровая

1 .

П р и о б р е т е н и е

школьником

социальных знаний

Ролевая игра

2 .

Ф о р м и р о в а н и е

ценностного

о т н о ш е н и я

к

социальной

реальности

Деловая игра

3.

Получение

опыта

самостоятельного

социального действия

Социально-моделирующая игра

2.

Познавательн

ая

1 .

П р и о б р е т е н и е

школьником

социальных знаний

Викторины,

познавательные

игры,

познавательные беседы.

6

2 .

Ф о р м и р о в а н и е

ценностного

о т н о ш е н и я

к

социальной

реальности

Дидактический театр, общественный

смотр знаний.

3.

Получение

опыта

самостоятельного

социального действия

Детские

исследовательские

проекты,

внешкольные

акции

познавательной

н а п р а в л е н н о с т и

( о л и м п и а д ы ,

к о н ф е р е н ц и и

у ч а щ и х с я ,

интеллектуальные марафоны)

3. Проблемно-

ценностное

общение

1 .

П р и о б р е т е н и е

школьником

социальных знаний

Этическая беседа

2 .

Ф о р м и р о в а н и е

ценностного

о т н о ш е н и я

к

социальной

реальности

Дебаты, тематический диспут

3.

Получение

опыта

самостоятельного

социального действия

Проблемно-ценностная

дискуссия

с

участием внешних экспертов

4.

Досугово-

развлекательн

ая

деятельность

(досуговое

общение)

1 .

П р и о б р е т е н и е

школьником

социальных знаний

Культпоходы

в

театры,

м у з е и ,

концертные залы, выставки.

2 .

Ф о р м и р о в а н и е

ценностного

о т н о ш е н и я

к

социальной

реальности

Концерты,

инсценировки,

праздники

на уровне класса и школы.

3.

Получение

опыта

самостоятельного

социального действия

Ш кол ьн ы е

б л а г о т в о р и т е л ь н ы е

концерты, выставки, фестивали

5.

Художественн

ое творчество

1 .

П р и о б р е т е н и е

школьником

социальных знаний

Кружки художественного творчества.

2 .

Ф о р м и р о в а н и е

ценностного

о т н о ш е н и я

к

социальной

реальности

Художественные выставки, фестивали

искусств, спектакли в классе, школе.

3.

Получение

опыта

самостоятельного

социального действия

Социальные

проекты

на

основе

художественной деятельности

7

6. Социальное

творчество

(социально

значимая

волонтерская

деятельность)

1 .

П р и о б р е т е н и е

школьником

социальных знаний

Социальная

проба

(инициативное

участие ребенка в социальной акции,

организованной взрослыми).

2 .

Ф о р м и р о в а н и е

ценностного

о т н о ш е н и я

к

социальной

реальности

КТД (коллективно-творческое дело).

3.

Получение

опыта

самостоятельного

социального действия

Социальный проект.

7 .

Т р у д о в а я

(производственн

ая) деятельность

1.

Приобретение

школьником

социальных знаний

ЛЕГО

-

конструирование,

кружки

технического

творчества,

кружки

домашних ремесел.

2.

Формирование

ценностного

о т н о ш е н и я

к

социальной

реальности

Трудовой

десант,

«Город

мастеров»,

сюжетно-ролевые

игры

«Почта»,

«Фабрика».

3. Получение опыта

самостоятельного

социального

действия

Субботник, детская производственная

бригада.

8.

Спортивно-

оздоровительная

деятельность

1.

Приобретение

школьником

социальных знаний

Занятия спортивных секций, беседы о

ЗОЖ,

участие

в

оздоровительных

процедурах.

2.

Формирование

ценностного

о т н о ш е н и я

к

социальной

реальности

Школьные спортивные турниры.

3. Получение опыта

самостоятельного

социального

действия

Социально

значимые

спортивные

и

оздоровительные акции-проекты.

9.

Ту р ис т с ко -

краеведческая

деятельность

1.

Приобретение

школьником

социальных знаний

Образовательная экскурсия

8

2.

Формирование

ценностного

о т н о ш е н и я

к

социальной

реальности

Туристический поход

3. Получение опыта

самостоятельного

социального

действия

Краеведческая экспедиция

Туристско-краеведческая экспедиция

Понимая взаимосвязь результатов и форм организации внеурочной

деятельности школьников, педагоги смогут:

-

разрабатывать

образовательные программы внеурочной

деятельности

с

четким представлением о результате;

-

подбирать

такие

формы

внеурочной

деятельности,

которые

смогут

гарантировать достижение результата определенного уровня;

- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам

другого;

- оценивать качество программ внеурочной деятельности;

-

диагностировать

результативность

и

эффективность

внеурочной

деятельности.

Данные

формы

внеурочной

деятельности

в

начальной

школе

должны способствовать формированию:

- эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-

умения

активно

использовать

речевые

средства

для

решения

коммуникативных и познавательных задач;

- логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения

рассуждений;

9

-

умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности;

-

способности

использования

начальных

математических

знаний

для

описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений;

- значимости чтения для личного развития;

-

формирования

представлений

о

мире,

российской

истории

и

культуре,

первоначальных этических представлений;

- уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории,

культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-

навыков

устанавливать

и

выявлять

причинно-следственные

связи

в

окружающем мире;

- умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

10



В раздел образования