Напоминание

Исследование особенностей общения младших школьников в процессе внеурочной работы в начальных классах


Автор: Миняшева Сания Ринатовна
Должность: студентка 4 курса
Учебное заведение: филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: научная статья
Тема: Исследование особенностей общения младших школьников в процессе внеурочной работы в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




Студентка 4 курса

Филиала Ставропольского государственного

Педагогического института

в г. Железноводске

Миняшева Сания Ринатовна

Исследование особенностей общения младших школьников в процессе

внеурочной работы в начальных классах

Исследование особенностей общения младших школьников в процессе

внеурочной работы в начальных классах проводилось на базе МБОУ «СОШ

№5 с кадетскими классами имени Губина А.Т.» Объём выборки составил 20

человек, 3 «А» класса.

Исследование проводилось в 3 этапа:

1) Констатирующий этап

Цель: определение (констатация) начального уровня общения младших

школьников в процессе внеурочной работы, которые подлежат отслеживанию

в эксперименте.

2) Формирующий этап

Цель:

разработать

и

апробировать

коррекционно-

развивающую

программу развития особенностей общения младших школьников во время

внеурочной работы.

3) Контрольный этап

Цель: проводятся сбор и регистрация (измерения, описание, оценки)

всех конечных показателей диагностического процесса.

Таблица 1

Диагностический

инструментарий

исследования

особенностей

общения младших школьников во время внеурочной работы в начальной

школе

Название методики

Цель методики

1

1

Методика

«Дорога

к

дому»

(модифицированное

задание

«Архитектор-строитель)»

Диагностировать

умения

выделить

и

отображать

в

речи

существенные

ориентиры действия, а также передать

(сообщить) их партнеру, планирующая

и регулирующая функция речи

2

2

Методика

«Кто

прав?»

(по

Г.А. Цукерман и др.)

Изучить

действия,

направленные

на

учет позиции собеседника (партнера)

3

3

Методика «Аквариум»

И з у ч и т ь

у м е н и е

в ы д е л я т ь

и

отображать

в

речи

существенные

ориентиры действия, а также передать

(сообщить) их партнеру, планирующая

и регулирующая функция речи.

На

конст атирующем

эт апе,

используя

д и а г н о с т и ч е с к и й

инструментарий,

мы

провели

несколько

методик

с

контрольной

и

экспериментальной группами. Результаты получены следующие:

1.

Методика

«Дорога

к

дому»

(модифицированное

задание

«Архитектор-строитель» (Приложение 1).

Форма

(ситуация

оценивания):

выполнение

совместного

задания

в

классе парами. Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив

друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дается карточка А

с изображением пути к дому, другому — карточка Б с ориентирами-точками.

Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, второй —

действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но

нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения

задания

дети

меняются

ролями,

намечая

новый

путь

к

дому

(Карточки

представлены в Приложении 1). [12, с.42]

Таблица 2

Результаты методики «Дорога к дому» (модифицированное задание

«Архитектор-строитель» (констатирующий этап)

Высокий

Средний

Низкий

КГ

39%

54%

7%

ЭГ

38%

53%

9%

КГ

ЭГ

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

39%

38%

54%

53%

7%

9%

Высокий уровень

Средий уровень

Низкий уровень

Рис.1.

Результаты

исследования

по

методики

«Дорога

к

дому»

(констатирующий этап)

Результаты методики «Дорога

к

дому»

(модифицированное

задание

«Архитектор-строитель» показали, что в контрольной группе 3 обучающихся

(39%) находятся на высоком уровне общения, на среднем уровне общения

находятся 5 обучающихся (54%), на низком уровне 2 обучающихся (7%). В

экспериментальной

группе

3

обучающихся

(38%)

находятся

на

высоком

уровне общения, 4 обучающихся( 53%), на низком уровне общения находятся

3 обучающихся ( 9%).

2.Методика «Кто прав?» (по Г.А. Цукерман и др.) (Приложение 1)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка.

Описание

задания:

обучающему,

сидящему

перед

ведущим

обследование

взрослым, дается по очереди текст трех заданий и задаются вопросы.

Таблица 3

Результаты методики «Кто прав?» (по Г.А. Цукерман и др.)

(констатирующий этап)

Высокий

Средний

Низкий

КГ

26%

32%

42%

ЭГ

27%

30%

43%

КГ

ЭГ

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

40%

45%

50%

26%

27%

32%

30%

42%

43%

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Рис.2.

Результаты

исследования

по

методики

«Кто

прав?»

(по

Г.А.

Цукерман и др.) (констатирующий этап)

Результаты методики «Кто прав?» (по Г.А. Цукерман и др.) показали, что в

контрольной группе 2 обучающихся (26%) находятся на высоком уровне

общения, на среднем уровне общения находятся 3 обучающихся(32%); на

низком

уровне

5

обучающихся

(42%).

В

экспериментальной

группе

статистических отличий не наблюдалось: 2 обучающихся (27%) находятся на

высоком

уровне

общения;

3

обучающихся

(

30%)на

среднем

уровне,

на

низком уровне общения находятся 5 обучающихся ( 43%) [12, с.49].

3.Методика «Аквариум» (Приложение 1)

Форма

(ситуация

оценивания):

выполнение

совместного

задания

в

классе парами. Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив

друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), либо спиной друг к другу.

Дети в паре договариваются кто из них будет «ведущим», а кто «ведомым».

«Ведущий» диктует «ведомому» как расположен лист бумаги (горизонтально,

вертикально), что нужно рисовать, какими красками, в какой части листа.

Второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые

вопросы. Детям нельзя смотреть на рисунок друг друга. После выполнения

задания дети меняются ролями, тема для рисования та же [12, с.53].

Таблица 4

Результаты Методики «Аквариум» (констатирующий этап)

Высокий

Средний

Низкий

КГ

39%

40%

21%

ЭГ

37%

42%

21%

КГ

ЭГ

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

40%

45%

39%

37%

40%

42%

21%

21%

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Рис.3

Результаты

исследования

по

методики

«Аквариум»

(констатирующий этап)

Результаты методики «Аквариум» показали, что в контрольной группе 3

обучающихся

(39%)

находятся

на

высоком

уровне

общения,

на

среднем

уровне общения находятся также 3 обучающихся(40%); на низком уровне 4

обучающихся (21%). В экспериментальной группе статистических отличий

не

наблюдалось:

3

обучающихся

(37%)

находятся

на

высоком

уровне

общения;

3

обучающихся

(

42%)на

среднем

уровне,

на

низком

уровне

общения находятся 4 обучающихся ( 21%).

По итогам полученных результатов можно сделать вывод о том, что

низкий

уровень

общения

всё

же

присутствует

в

данном

классе,

но

доминирует средний уровень, а именно:

-

по

результатам

методики

«Дорога

к

дому»

(модифицированное

задание «Архитектор-строитель» можно увидеть, что у каждой из групп

(контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) преобладает средний уровень.

Результаты представлены следующим образом:

Контрольная группа: Высокий - 39%, Средний- 54%, Низкий - 7%.

Экспериментальная группа: Высокий - 38%, Средний -53%, Низкий-

9%

- по результатам методики «Кто прав?» (по Г.А. Цукерман и др.) доминирует

низкий уровень .

Контрольная группа: Высокий - 26%, Средний- 32%, Низкий - 42%.

Экспериментальная группа: Высокий - 27%, Средний -30%, Низкий-

43%

- по результатам методики «Аквариум» можно увидеть, что у каждой из

контрольной

(КГ)

и

экспериментальной

(ЭГ)

групп

преобладает

средний

уровень. Результаты представлены следующим образом:

Контрольная группа: Высокий - 39%, Средний- 40%, Низкий - 21%.

Экспериментальная группа: Высокий - 37%, Средний -42%, Низкий-

21%

По

результатам

проведенных

методик

мы

построили

графические

рисунки (Рисунок 1,2,3).

Таким

образом,

результаты,

полученные

на

констатирующем

этапе

опытно-экспериментального исследования свидетельствуют о недостаточном

уровне

общения

у

значительного

количества

детей

младшего

школьного

возраста и результаты диагностики в двух группах не имеют значительных

различий.

Высокий уровень общения мы наблюдали во время учебных занятий, в

играх,

в

выполнении

трудовых

поручений.

Многие

обучающиеся,

находящиеся

на

среднем

уровне

сформированного

общения,

допускали

вспышки

агрессии,

не

играли

с

классом,

предпочитая

одиночество.

Значительное число учеников находятся на низком уровне общения. Они не

умеют анализировать собственное поведение, поступки, качества личности,

эмоции

и

чувства.

В

общении

с

взрослыми

и

сверстниками

ведут

себя

непринужденно, используют не всегда соответствующий словарный запас и

нормы обращения. Не умеют конструктивно решать конфликты, не учитывая

интересы сверстника. Не умеют договариваться о совместных действиях. На

основании полученных данных, был сделан вывод, что у этих обучающихся

недостаточный уровень общения.

Чтобы

повысить

уровень

общения

у

них,

необходимо

проводить

систематическую работу по воспитанию интереса к окружающим людям,

взаимоуважение, взаимодоверие; создать у учеников

определенный запас

культурно-нравственных знаний, что поможет им в выработке жизненных

ценностей, которые будут способствовать положительным эмоциональным

контактам

с

окружающим

миром

и

обществом;

создавать

ситуации,

позволяющие воспитанникам проявлять и развивать свои индивидуальные

способности и потребности в общении.

Результаты проведенного практического исследования привели нас к

выводу о необходимости разработки и реализации программы, направленной

на

развитие

особенностей

общения

младших

школьников

во

время

внеурочной работы, описанной в следующем параграфе.



В раздел образования