Автор: Миняшева Сания Ринатовна
Должность: студентка 4 курса
Учебное заведение: филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: научная статья
Тема: Исследование особенностей общения младших школьников в процессе внеурочной работы в начальных классах
Раздел: начальное образование
Студентка 4 курса
Филиала Ставропольского государственного
Педагогического института
в г. Железноводске
Миняшева Сания Ринатовна
Исследование особенностей общения младших школьников в процессе
внеурочной работы в начальных классах
Исследование особенностей общения младших школьников в процессе
внеурочной работы в начальных классах проводилось на базе МБОУ «СОШ
№5 с кадетскими классами имени Губина А.Т.» Объём выборки составил 20
человек, 3 «А» класса.
Исследование проводилось в 3 этапа:
1) Констатирующий этап
Цель: определение (констатация) начального уровня общения младших
школьников в процессе внеурочной работы, которые подлежат отслеживанию
в эксперименте.
2) Формирующий этап
Цель:
разработать
и
апробировать
коррекционно-
развивающую
программу развития особенностей общения младших школьников во время
внеурочной работы.
3) Контрольный этап
Цель: проводятся сбор и регистрация (измерения, описание, оценки)
всех конечных показателей диагностического процесса.
Таблица 1
Диагностический
инструментарий
исследования
особенностей
общения младших школьников во время внеурочной работы в начальной
школе
№
Название методики
Цель методики
1
1
Методика
«Дорога
к
дому»
(модифицированное
задание
«Архитектор-строитель)»
Диагностировать
умения
выделить
и
отображать
в
речи
существенные
ориентиры действия, а также передать
(сообщить) их партнеру, планирующая
и регулирующая функция речи
2
2
Методика
«Кто
прав?»
(по
Г.А. Цукерман и др.)
Изучить
действия,
направленные
на
учет позиции собеседника (партнера)
3
3
Методика «Аквариум»
И з у ч и т ь
у м е н и е
в ы д е л я т ь
и
отображать
в
речи
существенные
ориентиры действия, а также передать
(сообщить) их партнеру, планирующая
и регулирующая функция речи.
На
конст атирующем
эт апе,
используя
д и а г н о с т и ч е с к и й
инструментарий,
мы
провели
несколько
методик
с
контрольной
и
экспериментальной группами. Результаты получены следующие:
1.
Методика
«Дорога
к
дому»
(модифицированное
задание
«Архитектор-строитель» (Приложение 1).
Форма
(ситуация
оценивания):
выполнение
совместного
задания
в
классе парами. Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив
друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дается карточка А
с изображением пути к дому, другому — карточка Б с ориентирами-точками.
Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, второй —
действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но
нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения
задания
дети
меняются
ролями,
намечая
новый
путь
к
дому
(Карточки
представлены в Приложении 1). [12, с.42]
Таблица 2
Результаты методики «Дорога к дому» (модифицированное задание
«Архитектор-строитель» (констатирующий этап)
Высокий
Средний
Низкий
КГ
39%
54%
7%
ЭГ
38%
53%
9%
КГ
ЭГ
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
39%
38%
54%
53%
7%
9%
Высокий уровень
Средий уровень
Низкий уровень
Рис.1.
Результаты
исследования
по
методики
«Дорога
к
дому»
(констатирующий этап)
Результаты методики «Дорога
к
дому»
(модифицированное
задание
«Архитектор-строитель» показали, что в контрольной группе 3 обучающихся
(39%) находятся на высоком уровне общения, на среднем уровне общения
находятся 5 обучающихся (54%), на низком уровне 2 обучающихся (7%). В
экспериментальной
группе
3
обучающихся
(38%)
находятся
на
высоком
уровне общения, 4 обучающихся( 53%), на низком уровне общения находятся
3 обучающихся ( 9%).
2.Методика «Кто прав?» (по Г.А. Цукерман и др.) (Приложение 1)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка.
Описание
задания:
обучающему,
сидящему
перед
ведущим
обследование
взрослым, дается по очереди текст трех заданий и задаются вопросы.
Таблица 3
Результаты методики «Кто прав?» (по Г.А. Цукерман и др.)
(констатирующий этап)
Высокий
Средний
Низкий
КГ
26%
32%
42%
ЭГ
27%
30%
43%
КГ
ЭГ
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
50%
26%
27%
32%
30%
42%
43%
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Рис.2.
Результаты
исследования
по
методики
«Кто
прав?»
(по
Г.А.
Цукерман и др.) (констатирующий этап)
Результаты методики «Кто прав?» (по Г.А. Цукерман и др.) показали, что в
контрольной группе 2 обучающихся (26%) находятся на высоком уровне
общения, на среднем уровне общения находятся 3 обучающихся(32%); на
низком
уровне
5
обучающихся
(42%).
В
экспериментальной
группе
статистических отличий не наблюдалось: 2 обучающихся (27%) находятся на
высоком
уровне
общения;
3
обучающихся
(
30%)на
среднем
уровне,
на
низком уровне общения находятся 5 обучающихся ( 43%) [12, с.49].
3.Методика «Аквариум» (Приложение 1)
Форма
(ситуация
оценивания):
выполнение
совместного
задания
в
классе парами. Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив
друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), либо спиной друг к другу.
Дети в паре договариваются кто из них будет «ведущим», а кто «ведомым».
«Ведущий» диктует «ведомому» как расположен лист бумаги (горизонтально,
вертикально), что нужно рисовать, какими красками, в какой части листа.
Второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые
вопросы. Детям нельзя смотреть на рисунок друг друга. После выполнения
задания дети меняются ролями, тема для рисования та же [12, с.53].
Таблица 4
Результаты Методики «Аквариум» (констатирующий этап)
Высокий
Средний
Низкий
КГ
39%
40%
21%
ЭГ
37%
42%
21%
КГ
ЭГ
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
39%
37%
40%
42%
21%
21%
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Рис.3
Результаты
исследования
по
методики
«Аквариум»
(констатирующий этап)
Результаты методики «Аквариум» показали, что в контрольной группе 3
обучающихся
(39%)
находятся
на
высоком
уровне
общения,
на
среднем
уровне общения находятся также 3 обучающихся(40%); на низком уровне 4
обучающихся (21%). В экспериментальной группе статистических отличий
не
наблюдалось:
3
обучающихся
(37%)
находятся
на
высоком
уровне
общения;
3
обучающихся
(
42%)на
среднем
уровне,
на
низком
уровне
общения находятся 4 обучающихся ( 21%).
По итогам полученных результатов можно сделать вывод о том, что
низкий
уровень
общения
всё
же
присутствует
в
данном
классе,
но
доминирует средний уровень, а именно:
-
по
результатам
методики
«Дорога
к
дому»
(модифицированное
задание «Архитектор-строитель» можно увидеть, что у каждой из групп
(контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) преобладает средний уровень.
Результаты представлены следующим образом:
Контрольная группа: Высокий - 39%, Средний- 54%, Низкий - 7%.
Экспериментальная группа: Высокий - 38%, Средний -53%, Низкий-
9%
- по результатам методики «Кто прав?» (по Г.А. Цукерман и др.) доминирует
низкий уровень .
Контрольная группа: Высокий - 26%, Средний- 32%, Низкий - 42%.
Экспериментальная группа: Высокий - 27%, Средний -30%, Низкий-
43%
- по результатам методики «Аквариум» можно увидеть, что у каждой из
контрольной
(КГ)
и
экспериментальной
(ЭГ)
групп
преобладает
средний
уровень. Результаты представлены следующим образом:
Контрольная группа: Высокий - 39%, Средний- 40%, Низкий - 21%.
Экспериментальная группа: Высокий - 37%, Средний -42%, Низкий-
21%
По
результатам
проведенных
методик
мы
построили
графические
рисунки (Рисунок 1,2,3).
Таким
образом,
результаты,
полученные
на
констатирующем
этапе
опытно-экспериментального исследования свидетельствуют о недостаточном
уровне
общения
у
значительного
количества
детей
младшего
школьного
возраста и результаты диагностики в двух группах не имеют значительных
различий.
Высокий уровень общения мы наблюдали во время учебных занятий, в
играх,
в
выполнении
трудовых
поручений.
Многие
обучающиеся,
находящиеся
на
среднем
уровне
сформированного
общения,
допускали
вспышки
агрессии,
не
играли
с
классом,
предпочитая
одиночество.
Значительное число учеников находятся на низком уровне общения. Они не
умеют анализировать собственное поведение, поступки, качества личности,
эмоции
и
чувства.
В
общении
с
взрослыми
и
сверстниками
ведут
себя
непринужденно, используют не всегда соответствующий словарный запас и
нормы обращения. Не умеют конструктивно решать конфликты, не учитывая
интересы сверстника. Не умеют договариваться о совместных действиях. На
основании полученных данных, был сделан вывод, что у этих обучающихся
недостаточный уровень общения.
Чтобы
повысить
уровень
общения
у
них,
необходимо
проводить
систематическую работу по воспитанию интереса к окружающим людям,
взаимоуважение, взаимодоверие; создать у учеников
определенный запас
культурно-нравственных знаний, что поможет им в выработке жизненных
ценностей, которые будут способствовать положительным эмоциональным
контактам
с
окружающим
миром
и
обществом;
создавать
ситуации,
позволяющие воспитанникам проявлять и развивать свои индивидуальные
способности и потребности в общении.
Результаты проведенного практического исследования привели нас к
выводу о необходимости разработки и реализации программы, направленной
на
развитие
особенностей
общения
младших
школьников
во
время
внеурочной работы, описанной в следующем параграфе.