Автор: Балдина Наталья Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с №464 "Лукоморье"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование культуры межличностных отношений посредством трудовой деятельности»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Автономное Дошкольное
Образовательное Учреждение
Детский сад №464 «Лукоморье»
Статья
Тема: «Формирование культуры межличностных отношений
посредством трудовой деятельности»
Составил:
Воспитатель первой квалификационной категории
Балдина Наталья Анатольевна
г. Нижний Новгород
2018 г.
Формирование культуры межличностных отношений посредством
трудовой деятельности
В современном обществе в связи с изменениями социально-экономической
ситуации
наблюдается
доминирование
материальных
ценностей
над
духовно
-
нравственными.
Преобладает
эгоцентричное
поведение:
люди
отличаются
равнодушием
к
окружающим,
отсутствием
взаимопонимания
и
терпимости
к
недостаткам.
Нежелание
оказывать
помощь
бескорыстно
обусловило
необходимость
воспитания
личности,
которая
делает
свой
выбор,
принимает
решения и совершает поступки, основываясь на нравственных ценностях.
Работая с детьми уже достаточно много лет, наблюдая за ними, я отметила,
что дети год от года становятся агрессивнее. Это проявляется в их недружелюбном
отношении друг к другу, драчливости, жадности, грубости и насмешками над
недостатками других.
Чтобы не получить в будущем равнодушное поколение я решила углубленно
работать
по
теме:
«Формирование
культуры
межличностных
отношений
посредством трудовой деятельности».
Ведущие психологи зарубежных и отечественных школ придают особое
значение в становлении личности и ее ценностных компонентов в дошкольном
периоде. Суть их вывода заключается в следующем: процесс становления ядра
личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться
не только осознанно, но и неосознанно; более того, он наиболее интенсивен именно
в
дошкольный
период.
Вот
почему
так
важна
правильная
организация
нравственного воспитания ребенка с самого раннего детства. В противном случае
не исключается ущерб развития, последствия которого устранить чрезвычайно
трудно.
Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, я сделала
вывод, что проблемы взаимоотношений детей дошкольного возраста достаточно
изучены отечественными психологами и педагогами. Детские взаимоотношения
исследовались
в
различных
видах
деятельности:
игровой,
трудовой,
бытовой,
изобразительной и учебной.
Актуальность моей темы заключается в необходимости создания психолого-
педагогических
условий,
обеспечивающих
индивидуальное
развитие
ребёнка
дошкольного возраста как субъекта межличностных отношений. Агрессивность
детей, их безнравственное отношение к сверстникам порой является серьёзной
проблемой, начиная уже с воспитания в детском саду. Именно поэтому необходимо
целенаправленно заняться формированием культуры межличностных отношений у
детей дошкольного возраста на первой ступени образования.
Роза Семеновна Буре отмечала, что уже в младших группах, организуя
отдельные
поручения,
«возможно
воспитание
у
детей
некоторых
трудовых
навыков,
на
основе
которых
формируются
такие
нравственные
качества,
как
заботливое
отношение
к
товарищам,
желание
сделать
им
приятное».
Эта
возможность возрастает при организации труда в средней группе, где в трудовой
деятельности принимают участие сразу несколько детей.
Под культурой межличностных отношений дошкольников друг с другом мы
понимаем
внутреннее
стремление
к
организации
своего
индивидуального
поведения на основе общечеловеческих нравственных норм поведения и правил
общения,
позволяющих
устанавливать
конструктивный
диалог.
Особо
хочется
отметить,
что
мы
пытаемся
создать
условия,
при
которых
у
детей
возникает
потребность действовать определённым способом.
При
организации
трудовой
деятельности
я
опиралась
на
следующие
принципы:
Принципы
системности,
учета
возрастных
о с обе нно с т е й,
постепенности при усвоении знаний;
Принципы
интеграции,
практического
применения
знаний,
преемственности
детского
сада
и
семьи,
проблематизации
педагогического
процесса;
Принцип культуросообразности.
Из
всего
выше
сказанного
-
Цель
моей
работы:
в
ходе
трудовой
деятельности формировать у детей 4-5 лет культуру межличностных отношений.
При
постановке
задач
я
исходила
из
классификации,
предложенной
Сергеевой Диной Васильевной
1
группа
задач
направлена
на
формирование
трудовой
деятельности,
совершенствование всех компонентов трудового процесса.
2 группа: это формирование нравственно-волевых качеств.
Для решения поставленных задач в группе была создана соответствующая
предметно-пространственная развивающая среда. Создавая среду в группе, мы
ориентируемся на возраст ребёнка, уровень его развития и виды организации
трудовой деятельности.
Для ознакомления с трудом взрослых были подобраны настольно-печатные
игры («Кем быть?», «Все профессии важны»,«Как сделать? Что взять с собой?»).
Дети в ходе игр знакомятся с новыми профессиями, орудиями труда.
На книжной полке в соответствии с возрастом детей были подобраны стихи,
рассказы, пословицы и поговорки о труде, сказки с поучительным содержанием.
Например такие сказки, как «Зимовье зверей», «Колосок»; рассказы Льва Толстого
для детей, К.И. Чуковский «Федорино горе», П. Воронько «Я носила воду».
Помимо поручений, в средней группе вводится дежурство: с начала года - по
столовой, со второй половины года - по уходу за комнатными растениями. Для
дежурства по столовой был организован уголок дежурных.
В
экологическом
центре
по
уходу
за
комнатными
растениями
были
подобраны орудия труда для данной возрастной группы
Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовые задачи малыши
часто переключаются на игру. Также в ходе игровой деятельности они выполняют
трудовые
операции,
поэтому
в
центре
сюжетно-ролевых
игр
для
отображения
трудовой деятельности детям были предложены следующие игрушки: пылесос,
гладильная доска с утюгом, ванночки для «стирки» белья, газовая плита и посуда,
швейная машинка и др.
Яркая и эстетичная среда привлекает внимание детей и они с удовольствием
находят занятия по интересам.
Чтобы трудовая деятельность дошкольников стала средством воспитания
культуры межличностных отношений я использую следующие формы работы:
- наблюдения и экскурсии
С детьми группы мы ходили на экскурсии в медицинский кабинет, на прачку
и кухню. Дети увидели приготовленный для них обед, узнали, как ухаживают за
постельным
бельем.
Они
наблюдали
воочию
трудовые
процессы
взрослых
в
реальных
условиях,
что
вызвало
у
них
положительное
отношение
к
труду
работников дошкольного учреждения. После прогулки, когда дети мыли руки Маша
сказала Алеше: «Руки с мылом лучше надо мыть, чтобы не пачкать полотенце».
-
беседы о профессиях взрослых с использованием игровых персонажей и
наглядности,
Рассматривание
картин
и
иллюстраций
о
профессиях
взрослых,
предметов и инструментов для труда.
При рассматривании картин и в беседах о профессиях или выполнении
каких - либо трудовых действий детьми и взрослыми я делаю акцент на важность
труда для общества, что чужой труд надо беречь, а также обращаю внимание детей
на отношения людей в ходе трудовой деятельности, о важности совместного труда.
Донести
данную
информацию
до
ребят
мне
помогают
игровые
персонажи,
дидактические игры.
Для закрепления знаний о трудовых процессах я предлагаю воспитанникам
такую настольную игру «Как сделать? Что взять с собой?». Она помогает детям
усвоить какое оборудование или материал нужны для выполнения конкретных
трудовых действий. В ходе игры для выполнения задания я предлагаю детям
объединится в пары и подобрать карточки к одному заданию. Что дает возможность
детям распределять обязанности и помогать друг другу.
Чтение
детской
художественной
литературы
в
яркой,
эмоциональной,
доступной форме дает возможность осознать нормы межличностных отношений в
совместном труде. Пословицы и поговорки о труде придают трудовой деятельности
эмоциональную
насыщенность.
В
своей
речи
я
чаще
пользуюсь
оборотами,
определениями, сравнениями из прочитанных ранее произведений о труде. Удачное
слово
запоминается
быстрее,
вызывает
определенные
ассоциации.
Например,
использую такую поговорку «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,
когда дети торопятся и небрежно что-либо делают.
Очень важно создание проблемных ситуаций, направленных на развитие
гибкого социального поведения в ходе трудовой деятельности
Во время дежурства многие дети хотят раздавать ложки и вилки, после
беседы с детьми мы пришли к такому решению – надо поделить ложки и вилки по
полам, затем ребята раскладывают их на столы.
При окончании труда обязательно идет оценка деятельности. В практике
чаще всего оценивается только результат выполненной работы. Я считаю, что для
воспитания ребёнка этого недостаточно, оцениваться должны и взаимоотношения в
труде.
Своё
отношение
к
совместной
деятельности
детей
я
выражаю
такими
словами: «Я очень рада, что ваша работа шла дружно и хорошо получилась.
Думаю, что ребята оценят ваши старания». В обед дети садятся за накрытые столы,
я спрашиваю у них:
Воспитатель: Вам нравится, как сегодня накрыты столы?
Дети: Да.
Воспитатель: Поблагодарим за это наших дежурных.
Когда
поведение
ребёнка
в
труде
заслуживает
поощрения,
я
выражаю
удовлетворение
от
его
поступка.
Например,
оказание
помощи
по
уходу
за
комнатными растениями: «Как приятно видеть настоящих товарищей по работе.
Никогда не ждите, когда вас попросят о помощи, если видите, что она нужна».
Я уверена, что в ходе дежурства, хозяйственно - бытового труда и по уходу
за
комнатными
растениями
педагогу
можно
создать
большое
количество
разнообразных ситуаций для формирования культуры отношений индивидуально,
учитывая характер, эмоциональность и возможности каждого ребенка группы.
Организация
жизненных
и
игровых
ситуаций
также
позволяет
детям
накапливать опыт межличностных отношений.
Очень важно уметь использовать возникающие ситуации для закрепления
норм поведения, формирования межличностных отношений, для
упражнения в
лучших нравственных поступках.
Большой
простор
для
закрепления
социального
опыта
дает
нам
самообслуживание, где ребенок справляясь со своей задачей самостоятельно при
этом
видит
трудности
рядом
находящихся
товарищей
и
пытается
им
помочь.
Сначала
я
подсказывала
детям,
которые
освободились
раньше,
чтобы
они
предложили свою помощь другим. Теперь многие ребята сами без напоминания
помогают своим друзьям.
Сюжетно-ролевые
игры
позволяют
детям
отражать
в
игре
трудовые
действия взрослых и обеспечивают создание условий для возникновения у детей
ассоциаций
норм
поведения,
это
способствует
переносу
знакомых
способов
установления межличностных отношений в новые условия.
Для поддержания интереса к трудовой деятельности, желания принимать и
решать задачи, поставленные взрослым, мы используем такой игровой прием: К
нам в группу очень часто в гости приходит Лунтик, мы учим его ухаживать за
растениями, за свое одеждой, помогать и дружить с ребятами. Представления о
взаимопомощи
формируются
на
основе
отзывчивости,
сочувствия,
готовности
отозваться на переживания другого, зарождения ответственного отношения к делу.
Я считаю, что игровой персонаж помогает детям лучше усвоить любые знания,
закрепить умения и навыки. Почему мы остановили свой выбор на этом персонаже
-
это
современный
герой,
который
с
экрана
телевизора
учит
детей
культуре
взаимоотношений, взаимовыручке, заботе о ближних. Он любит не только играть,
но и трудиться.
Родители являются первыми участниками в воспитании детей. Только с их
непосредственного участия у ребенка вырабатывается культура межличностных
отношений.
Поэтому,
для
успешного
решения
поставленных
задач
необходим
положительный
пример
родителей,
а
также
установление
сотрудничества,
доверительного делового контакта при взаимодействии с ними.
Здесь очень важно единство подходов к воспитанию и развитию ребенка,
свою работу с родителями мы начали с анкетирования, целью которого было
выявление знаний родителей по формированию трудолюбия у дошкольников
При анализе анкет родителей было установлено, что не все родители
считают детский труд одним из главных моментов в воспитании ребенка.
Причем, результаты анкетирования показали: в семьях, где даже у таких
малышек есть свои трудовые обязанности, у детей высокий уровень развития
трудовой деятельности; и, соответственно, в семьях, где практически не уделяется
внимание данному вопросу, у детей наблюдается низкий уровень.
Большая часть родителей (70%) хотели бы получить дополнительную
информацию по данному вопросу.
В результате анализа анкет, выявлено, что родители могут стать активными
помощниками
в
формировании
культуры
межличностных
отношений
и
приобщения детей к трудовой деятельности.
В работе с родителями мы использовали следующие формы:
- было проведено родительское собрание «Формирование трудолюбия у
дошкольников»
-
подготовлены консультации для родителей по данной теме «Трудовое
воспитание детей 5-го года жизни», «Учите детей трудится», «Труд детей в старину
и в наши дни»
- проведены индивидуальные беседы
- родители привлекались к созданию развивающей среды в группе и на
участке
(совместная
постройка
горки,
изготовление
кормушки,
приступили
к
совместному изготовлению игры «Наш любимый город»)
- приглашали родителей на занятия для ознакомления с их профессиями
(Знакомство с профессией – озеленитель )
- давали домашнее задание: подобрать и выучить пословицу о труде
- было проведено анкетирование
- в конце года мы планируем провести совместное развлечение «На все руки
мастер». Когда дети дома вместе с родителями изготовят поделку, а в группе ее
презентуют.
Исходя
из
наших
наблюдений,
активность
родителей
стала
возрастать.
Результатом
совместной
работы
с
семьей
является
повышение
культуры
межличностных отношений у детей, и надеемся у родителей тоже.
В середине года был проведен промежуточный мониторинг и получены
следующие
результаты:
увеличилось
количество
детей
с
высоким
уровнем
развития.
В
труде
даже
самые
непослушные,
неуверенные
дети
стали
целеустремленными, активными. У детей появилось стойкое желание брать на себя
повседневные трудовые обязанности, помогать взрослым. При выполнении каких-
либо поручений они престали хитрить, пытаться избежать работы, переложить свое
дело на товарища, отказываться от неинтересной, на их взгляд работы. Но не все
еще дети проявляют заботу о товарищах группы.
Уменьшилось количество детей с низким уровнем. Причину этого мы видим
в
том,
что
в
семьях
этих
детей
не
уделяют
должного
внимания
трудовому
воспитанию, не считая его важным (это избалованные и изнеженные дети).
Таким образом, правильно организованный труд привлекает дошкольников,
позволяет
им
осознать
свои
возможности,
испытать
радость
от
достигнутых
результатов.
Добиться положительных результатов и решить поставленные задачи мы
смогли благодаря тесному взаимодействию с семьями воспитанников, системной
организации
различных
видов
труда.
Создание
развивающей
предметно-
пространственной среды также способствовало решению поставленных задач.
Мы
планируем
продолжать
работу
в
данном
направлении
не
только
с
детьми,
но
и
активно
привлекая
родителей
к
совместной
с
детьми
трудовой
деятельности.
Работая в данном направлении, мы будем опираться на полученный ранее
опыт детей, который возникает не сам по себе, а в результате целенаправленной
образовательной деятельности.
Свою статью я хотела бы закончить словами Сухомлинского:
«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших
воспитанников,
дает
радость
дружбы
и
товарищества,
пробуждает
первое
гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых не
возможна жизнь человека».