Напоминание

«Формирование культуры межличностных отношений посредством трудовой деятельности»


Автор: Балдина Наталья Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с №464 "Лукоморье"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование культуры межличностных отношений посредством трудовой деятельности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Автономное Дошкольное

Образовательное Учреждение

Детский сад №464 «Лукоморье»

Статья

Тема: «Формирование культуры межличностных отношений

посредством трудовой деятельности»

Составил:

Воспитатель первой квалификационной категории

Балдина Наталья Анатольевна

г. Нижний Новгород

2018 г.

Формирование культуры межличностных отношений посредством

трудовой деятельности

В современном обществе в связи с изменениями социально-экономической

ситуации

наблюдается

доминирование

материальных

ценностей

над

духовно

-

нравственными.

Преобладает

эгоцентричное

поведение:

люди

отличаются

равнодушием

к

окружающим,

отсутствием

взаимопонимания

и

терпимости

к

недостаткам.

Нежелание

оказывать

помощь

бескорыстно

обусловило

необходимость

воспитания

личности,

которая

делает

свой

выбор,

принимает

решения и совершает поступки, основываясь на нравственных ценностях.

Работая с детьми уже достаточно много лет, наблюдая за ними, я отметила,

что дети год от года становятся агрессивнее. Это проявляется в их недружелюбном

отношении друг к другу, драчливости, жадности, грубости и насмешками над

недостатками других.

Чтобы не получить в будущем равнодушное поколение я решила углубленно

работать

по

теме:

«Формирование

культуры

межличностных

отношений

посредством трудовой деятельности».

Ведущие психологи зарубежных и отечественных школ придают особое

значение в становлении личности и ее ценностных компонентов в дошкольном

периоде. Суть их вывода заключается в следующем: процесс становления ядра

личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться

не только осознанно, но и неосознанно; более того, он наиболее интенсивен именно

в

дошкольный

период.

Вот

почему

так

важна

правильная

организация

нравственного воспитания ребенка с самого раннего детства. В противном случае

не исключается ущерб развития, последствия которого устранить чрезвычайно

трудно.

Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, я сделала

вывод, что проблемы взаимоотношений детей дошкольного возраста достаточно

изучены отечественными психологами и педагогами. Детские взаимоотношения

исследовались

в

различных

видах

деятельности:

игровой,

трудовой,

бытовой,

изобразительной и учебной.

Актуальность моей темы заключается в необходимости создания психолого-

педагогических

условий,

обеспечивающих

индивидуальное

развитие

ребёнка

дошкольного возраста как субъекта межличностных отношений. Агрессивность

детей, их безнравственное отношение к сверстникам порой является серьёзной

проблемой, начиная уже с воспитания в детском саду. Именно поэтому необходимо

целенаправленно заняться формированием культуры межличностных отношений у

детей дошкольного возраста на первой ступени образования.

Роза Семеновна Буре отмечала, что уже в младших группах, организуя

отдельные

поручения,

«возможно

воспитание

у

детей

некоторых

трудовых

навыков,

на

основе

которых

формируются

такие

нравственные

качества,

как

заботливое

отношение

к

товарищам,

желание

сделать

им

приятное».

Эта

возможность возрастает при организации труда в средней группе, где в трудовой

деятельности принимают участие сразу несколько детей.

Под культурой межличностных отношений дошкольников друг с другом мы

понимаем

внутреннее

стремление

к

организации

своего

индивидуального

поведения на основе общечеловеческих нравственных норм поведения и правил

общения,

позволяющих

устанавливать

конструктивный

диалог.

Особо

хочется

отметить,

что

мы

пытаемся

создать

условия,

при

которых

у

детей

возникает

потребность действовать определённым способом.

При

организации

трудовой

деятельности

я

опиралась

на

следующие

принципы:

Принципы

системности,

учета

возрастных

о с обе нно с т е й,

постепенности при усвоении знаний;

Принципы

интеграции,

практического

применения

знаний,

преемственности

детского

сада

и

семьи,

проблематизации

педагогического

процесса;

Принцип культуросообразности.

Из

всего

выше

сказанного

-

Цель

моей

работы:

в

ходе

трудовой

деятельности формировать у детей 4-5 лет культуру межличностных отношений.

При

постановке

задач

я

исходила

из

классификации,

предложенной

Сергеевой Диной Васильевной

1

группа

задач

направлена

на

формирование

трудовой

деятельности,

совершенствование всех компонентов трудового процесса.

2 группа: это формирование нравственно-волевых качеств.

Для решения поставленных задач в группе была создана соответствующая

предметно-пространственная развивающая среда. Создавая среду в группе, мы

ориентируемся на возраст ребёнка, уровень его развития и виды организации

трудовой деятельности.

Для ознакомления с трудом взрослых были подобраны настольно-печатные

игры («Кем быть?», «Все профессии важны»,«Как сделать? Что взять с собой?»).

Дети в ходе игр знакомятся с новыми профессиями, орудиями труда.

На книжной полке в соответствии с возрастом детей были подобраны стихи,

рассказы, пословицы и поговорки о труде, сказки с поучительным содержанием.

Например такие сказки, как «Зимовье зверей», «Колосок»; рассказы Льва Толстого

для детей, К.И. Чуковский «Федорино горе», П. Воронько «Я носила воду».

Помимо поручений, в средней группе вводится дежурство: с начала года - по

столовой, со второй половины года - по уходу за комнатными растениями. Для

дежурства по столовой был организован уголок дежурных.

В

экологическом

центре

по

уходу

за

комнатными

растениями

были

подобраны орудия труда для данной возрастной группы

Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовые задачи малыши

часто переключаются на игру. Также в ходе игровой деятельности они выполняют

трудовые

операции,

поэтому

в

центре

сюжетно-ролевых

игр

для

отображения

трудовой деятельности детям были предложены следующие игрушки: пылесос,

гладильная доска с утюгом, ванночки для «стирки» белья, газовая плита и посуда,

швейная машинка и др.

Яркая и эстетичная среда привлекает внимание детей и они с удовольствием

находят занятия по интересам.

Чтобы трудовая деятельность дошкольников стала средством воспитания

культуры межличностных отношений я использую следующие формы работы:

- наблюдения и экскурсии

С детьми группы мы ходили на экскурсии в медицинский кабинет, на прачку

и кухню. Дети увидели приготовленный для них обед, узнали, как ухаживают за

постельным

бельем.

Они

наблюдали

воочию

трудовые

процессы

взрослых

в

реальных

условиях,

что

вызвало

у

них

положительное

отношение

к

труду

работников дошкольного учреждения. После прогулки, когда дети мыли руки Маша

сказала Алеше: «Руки с мылом лучше надо мыть, чтобы не пачкать полотенце».

-

беседы о профессиях взрослых с использованием игровых персонажей и

наглядности,

Рассматривание

картин

и

иллюстраций

о

профессиях

взрослых,

предметов и инструментов для труда.

При рассматривании картин и в беседах о профессиях или выполнении

каких - либо трудовых действий детьми и взрослыми я делаю акцент на важность

труда для общества, что чужой труд надо беречь, а также обращаю внимание детей

на отношения людей в ходе трудовой деятельности, о важности совместного труда.

Донести

данную

информацию

до

ребят

мне

помогают

игровые

персонажи,

дидактические игры.

Для закрепления знаний о трудовых процессах я предлагаю воспитанникам

такую настольную игру «Как сделать? Что взять с собой?». Она помогает детям

усвоить какое оборудование или материал нужны для выполнения конкретных

трудовых действий. В ходе игры для выполнения задания я предлагаю детям

объединится в пары и подобрать карточки к одному заданию. Что дает возможность

детям распределять обязанности и помогать друг другу.

Чтение

детской

художественной

литературы

в

яркой,

эмоциональной,

доступной форме дает возможность осознать нормы межличностных отношений в

совместном труде. Пословицы и поговорки о труде придают трудовой деятельности

эмоциональную

насыщенность.

В

своей

речи

я

чаще

пользуюсь

оборотами,

определениями, сравнениями из прочитанных ранее произведений о труде. Удачное

слово

запоминается

быстрее,

вызывает

определенные

ассоциации.

Например,

использую такую поговорку «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,

когда дети торопятся и небрежно что-либо делают.

Очень важно создание проблемных ситуаций, направленных на развитие

гибкого социального поведения в ходе трудовой деятельности

Во время дежурства многие дети хотят раздавать ложки и вилки, после

беседы с детьми мы пришли к такому решению – надо поделить ложки и вилки по

полам, затем ребята раскладывают их на столы.

При окончании труда обязательно идет оценка деятельности. В практике

чаще всего оценивается только результат выполненной работы. Я считаю, что для

воспитания ребёнка этого недостаточно, оцениваться должны и взаимоотношения в

труде.

Своё

отношение

к

совместной

деятельности

детей

я

выражаю

такими

словами: «Я очень рада, что ваша работа шла дружно и хорошо получилась.

Думаю, что ребята оценят ваши старания». В обед дети садятся за накрытые столы,

я спрашиваю у них:

Воспитатель: Вам нравится, как сегодня накрыты столы?

Дети: Да.

Воспитатель: Поблагодарим за это наших дежурных.

Когда

поведение

ребёнка

в

труде

заслуживает

поощрения,

я

выражаю

удовлетворение

от

его

поступка.

Например,

оказание

помощи

по

уходу

за

комнатными растениями: «Как приятно видеть настоящих товарищей по работе.

Никогда не ждите, когда вас попросят о помощи, если видите, что она нужна».

Я уверена, что в ходе дежурства, хозяйственно - бытового труда и по уходу

за

комнатными

растениями

педагогу

можно

создать

большое

количество

разнообразных ситуаций для формирования культуры отношений индивидуально,

учитывая характер, эмоциональность и возможности каждого ребенка группы.

Организация

жизненных

и

игровых

ситуаций

также

позволяет

детям

накапливать опыт межличностных отношений.

Очень важно уметь использовать возникающие ситуации для закрепления

норм поведения, формирования межличностных отношений, для

упражнения в

лучших нравственных поступках.

Большой

простор

для

закрепления

социального

опыта

дает

нам

самообслуживание, где ребенок справляясь со своей задачей самостоятельно при

этом

видит

трудности

рядом

находящихся

товарищей

и

пытается

им

помочь.

Сначала

я

подсказывала

детям,

которые

освободились

раньше,

чтобы

они

предложили свою помощь другим. Теперь многие ребята сами без напоминания

помогают своим друзьям.

Сюжетно-ролевые

игры

позволяют

детям

отражать

в

игре

трудовые

действия взрослых и обеспечивают создание условий для возникновения у детей

ассоциаций

норм

поведения,

это

способствует

переносу

знакомых

способов

установления межличностных отношений в новые условия.

Для поддержания интереса к трудовой деятельности, желания принимать и

решать задачи, поставленные взрослым, мы используем такой игровой прием: К

нам в группу очень часто в гости приходит Лунтик, мы учим его ухаживать за

растениями, за свое одеждой, помогать и дружить с ребятами. Представления о

взаимопомощи

формируются

на

основе

отзывчивости,

сочувствия,

готовности

отозваться на переживания другого, зарождения ответственного отношения к делу.

Я считаю, что игровой персонаж помогает детям лучше усвоить любые знания,

закрепить умения и навыки. Почему мы остановили свой выбор на этом персонаже

-

это

современный

герой,

который

с

экрана

телевизора

учит

детей

культуре

взаимоотношений, взаимовыручке, заботе о ближних. Он любит не только играть,

но и трудиться.

Родители являются первыми участниками в воспитании детей. Только с их

непосредственного участия у ребенка вырабатывается культура межличностных

отношений.

Поэтому,

для

успешного

решения

поставленных

задач

необходим

положительный

пример

родителей,

а

также

установление

сотрудничества,

доверительного делового контакта при взаимодействии с ними.

Здесь очень важно единство подходов к воспитанию и развитию ребенка,

свою работу с родителями мы начали с анкетирования, целью которого было

выявление знаний родителей по формированию трудолюбия у дошкольников

При анализе анкет родителей было установлено, что не все родители

считают детский труд одним из главных моментов в воспитании ребенка.

Причем, результаты анкетирования показали: в семьях, где даже у таких

малышек есть свои трудовые обязанности, у детей высокий уровень развития

трудовой деятельности; и, соответственно, в семьях, где практически не уделяется

внимание данному вопросу, у детей наблюдается низкий уровень.

Большая часть родителей (70%) хотели бы получить дополнительную

информацию по данному вопросу.

В результате анализа анкет, выявлено, что родители могут стать активными

помощниками

в

формировании

культуры

межличностных

отношений

и

приобщения детей к трудовой деятельности.

В работе с родителями мы использовали следующие формы:

- было проведено родительское собрание «Формирование трудолюбия у

дошкольников»

-

подготовлены консультации для родителей по данной теме «Трудовое

воспитание детей 5-го года жизни», «Учите детей трудится», «Труд детей в старину

и в наши дни»

- проведены индивидуальные беседы

- родители привлекались к созданию развивающей среды в группе и на

участке

(совместная

постройка

горки,

изготовление

кормушки,

приступили

к

совместному изготовлению игры «Наш любимый город»)

- приглашали родителей на занятия для ознакомления с их профессиями

(Знакомство с профессией – озеленитель )

- давали домашнее задание: подобрать и выучить пословицу о труде

- было проведено анкетирование

- в конце года мы планируем провести совместное развлечение «На все руки

мастер». Когда дети дома вместе с родителями изготовят поделку, а в группе ее

презентуют.

Исходя

из

наших

наблюдений,

активность

родителей

стала

возрастать.

Результатом

совместной

работы

с

семьей

является

повышение

культуры

межличностных отношений у детей, и надеемся у родителей тоже.

В середине года был проведен промежуточный мониторинг и получены

следующие

результаты:

увеличилось

количество

детей

с

высоким

уровнем

развития.

В

труде

даже

самые

непослушные,

неуверенные

дети

стали

целеустремленными, активными. У детей появилось стойкое желание брать на себя

повседневные трудовые обязанности, помогать взрослым. При выполнении каких-

либо поручений они престали хитрить, пытаться избежать работы, переложить свое

дело на товарища, отказываться от неинтересной, на их взгляд работы. Но не все

еще дети проявляют заботу о товарищах группы.

Уменьшилось количество детей с низким уровнем. Причину этого мы видим

в

том,

что

в

семьях

этих

детей

не

уделяют

должного

внимания

трудовому

воспитанию, не считая его важным (это избалованные и изнеженные дети).

Таким образом, правильно организованный труд привлекает дошкольников,

позволяет

им

осознать

свои

возможности,

испытать

радость

от

достигнутых

результатов.

Добиться положительных результатов и решить поставленные задачи мы

смогли благодаря тесному взаимодействию с семьями воспитанников, системной

организации

различных

видов

труда.

Создание

развивающей

предметно-

пространственной среды также способствовало решению поставленных задач.

Мы

планируем

продолжать

работу

в

данном

направлении

не

только

с

детьми,

но

и

активно

привлекая

родителей

к

совместной

с

детьми

трудовой

деятельности.

Работая в данном направлении, мы будем опираться на полученный ранее

опыт детей, который возникает не сам по себе, а в результате целенаправленной

образовательной деятельности.

Свою статью я хотела бы закончить словами Сухомлинского:

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших

воспитанников,

дает

радость

дружбы

и

товарищества,

пробуждает

первое

гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых не

возможна жизнь человека».



В раздел образования