Напоминание

"Детская художественная литература – средство речевого развития детей дошкольного возраста"


Автор: Зайченкова Елена Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №1"Родничок",
Населённый пункт: г. Юхнов Юхновского района Калужской области
Наименование материала: педсовет
Тема: "Детская художественная литература – средство речевого развития детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕМА

:

«

ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ЛИТЕРАТУРА -

СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

».

ноябрь, 2017

Цель: пополнить знания педагогов об организации работы с детьми по знакомству с

художественной литературой.

Подготовка к педагогическому совету:

1.

Тематический

контроль

«Развитие

речи

и

речевого

общения

детей

посредством

художественной

литературы

и

создание

условий

для

ознакомления

с

детской

литературой»

2.

Анкетирование родителей: «Ребенок и книга»

3.

Подготовка вопросов для проведения деловой игры для педагогов.

4.

Конкурс для детей и родителей «Книга своими руками».

5.

Домашнее задание педагогам:

- сделать дидактическую игру по развитию речи каждому педагогу;

- сделать развивающую книгу своими руками;

-

подготовить

сообщение

на

тему:

«Лэпбук

как

средство

обучения

в

условиях

реализации ФГОС ДО» (воспитатель);

- «Читайте детям потешки, пословицы, загадки…» (воспитатель)

План проведения педсовета:

1.

Вступительное

слово:

"Значение

детской

книги

в

развитии

дошкольников".

(Заведующий )

2.

Итоги

тематического

контроля:

«Развитие

речи

и

речевого

общения

детей

посредством художественной литературы и создание условий для ознакомления с

детской литературой»

(Старший воспитатель)

3.

«Использование лэпбука для дошкольников» (Воспитатель)

4.

Деловая игра «Педагогический экспресс» (Старший воспитатель)

5.

Сообщение

из

опыта

работы

«Читайте

детям

потешки,

пословицы,

загадки…»

(Воспитатель)

Ход педсовета

1.Вступительное

слово:

"Значение

детской

книги

в

развитии

дошкольников".

Кто-то

однажды

сказал:

«Культура-это

нечто

неосязательное,

без

чего

человек

перестает быть таковым». Какие верные слова! И может быть, именно сегодня они

актуальны, как никогда.

Но недостаточно понимать важность этой истины, надо твердо усвоить: человек

культурный

формируется

в

раннем

детстве,

до

5

лет,

а

дальше

или

совершенствование, шлифование, углубление приобретенного, или путь, который,

скорее всего, никогда не пересечется с миром культуры.

Дошкольному детству в настоящее время уделяется большое внимание: создаются

программы, проводятся научные исследования, в детских садах детям читают книги, их

водят в музеи, но…

Но процесс формирования культурного человека не может быть только публичным,

массовым. Наоборот, чем более он личностный, тем более он значим для ребенка, тем

больший след оставляет в его душе.

Откройте стихотворение В. Д. Берестова «У калитки».

Весеннее утро. А я, как влюбленный,

Стою у калитки и жду почтальона.

Я в луже весенней и в зимнем пальто

Стою, хоть мне писем не пишет никто.

Зато я – читатель, прилежный и пылкий.

Давнишний подписчик «Чижа» и «Мурзилки».

Что письма? Они только взрослым нужны.

На них только яркие марки важны.

Их пишут солидные дяди и тети.

Стихов и рисунков вы в них не найдете.

Вот номер «Мурзилки». Смотрите, каков!

Мне пишут Чуковский, Маршак, Михалков!

Берестов очень точно указал здесь на извечную потребность ребенка в общении.

Ему важно знать: где, у кого он найдет ответы на все свои «почему» и «что такое хорошо и

что такое плохо». Постоянный неторопливый поиск на эти вопросы, раздумье над ними,

пусть детское и иногда по-детски парадоксальное,- вот что делает ребенка человеком

культурным.

Особую роль в этом процессе всегда играла литература. Русская детская литература

изначально формировалась как литература, не только понимающая детскую душу, но и

созидающая ее. В ней в доступной для ребенка форме решались сложнейшие вопросы его,

детской,

жизни: что хорошо и что дурно, как жить среди людей, что такое ценности

настоящие и мнимые, все ли можно получить с помощью волшебства.

На протяжении двух веков развития русской детской литературы ее лучшие

произведения были неотъемлемой частью детского сознания. В настоящее время картина

бытования детской литературы явно не в ладу с традициями. Сегодня литература не

участвует

в

воспитании

ребенка,

то

есть

не

реализует

одно

из

своих

изначальных

предназначений. С ребенком некогда говорить о нравственном и безнравственном. Детская

литература на современном этапе отказывается быть собеседником ребенку. Литература

для дошкольников, имеет игровой характер, что соответствует природе ребенка этого

возраста

и,

казалось

бы,

должно

утешать.

Но

можно

ли

назвать

правильно

сформированным

круг

чтения

ребенка-дошкольника,

если

он

состоит

из

сплошных

сказок? Взрослые – родители и воспитатели – должны являться для ребенка источником

знаний о книге, примером общения с нею и уважения к ней. Но, к сожалению, этого не

происходит,

так

как

лейтмотивом

жизни

большинства

взрослых

является

борьба

за

выживание.

Думая

только

о

материальном

достатке

как

определителе

качества

и

благополучия жизни, мы, взрослые, забываем о том, что усложняем жизнь собственным

детям, лишаем их детства при наличии, казалось бы, всех внешних признаков и атрибутов

того, что называется детством нормальным.

Не приобщив ребенка к книге в дошкольный период его жизни, мы, взрослые, тем

самым

создаем

трудности

для

него,

школьника.

Программы

начальной

школы

предполагают серьезную и интересную работу по литературе, но по-настоящему она

станет возможной тогда, когда основы формирования грамотного читателя будут заложены

в период от 0 до 7, когда ребенок придет в школу читателем. Замечу: не обязательно

читающим, но обязательно читателем, то есть человеком, связавшим свою жизнь с книгой

и на детском уровне понимающий ее смысл и значение.

Решение задачи воспитания грамотного читателя возможно только в союзе с

родителями.

2.

Итоги тематического контроля: «Развитие речи и речевого общения

детей посредством художественной литературы и создание условий для

ознакомления с детской литературой»

Тематический контроль включил в себя следующие вопросы:

1.

Изучение профессионального мастерства воспитателя.

2.

Изучение ЗУН детей во время НОД.

3.

Анализ

предметно-развивающей

среды,

условий

для

организации

детской

деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге.

4.

Изучение

планирования

воспитательно-образовательной

работы

с

детьми

по

разделу «Ознакомление с художественной литературой».

5.

Анализ взаимодействия с родителями по теме.

Актуальность. Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает.

Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место так называемым

устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение,

сегодня не обязательно бежать в библиотеку – интересующую книгу несложно найти в

Интернете. Учитывая это, задачи педагогов и родителей – оказывать помощь детям в

правильном выборе источников информации, а также повышать среди подрастающего

поколения престиж чтения и статус "читающего человека".

В

настоящее

время

перед

образовательными

учреждениями

стоит

задача

приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего

читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для

ребенка "социальном институте" – детском саду. Поэтому мы решили включить в годовой

план работы задачу: «Повышать эффективность воспитательно-образовательной работы

по

развитию

речи

и

речевого

общения

дошкольников

посредством

приобщения

к

произведениям художественной литературы».

1. Изучение профессионального мастерства воспитателя.

Педагоги детского сада стремились развивать у детей устойчивый интерес к книге

как к произведению искусства, источнику знаний; воспитывали бережное отношение к

книгам. Старались создавать условия для активного внедрения литературного опыта в

творческую

деятельность

воспитанников.

Поэтому

творческий

коллектив

нашего

учреждения разработал ряд мероприятий, объединяющих детей и их родителей в процесс

приобщения малышей к миру книги.

Был организован День открытых дверей; выставки

книг

на

тему

«Моя

любимая

книга»;

открытие

детской

мини-библиотеки

в

старшей

группе.

Сотрудники

детской

библиотеки

провели

для

воспитанников

детского

сада

театрализованную игровую программу «Осенняя сказка». Воспитатель подготовительной

группы организовала экскурсию в детскую библиотеку, где библиотекарь. рассказала о

пользе чтения, подчеркнула важность и актуальность посещения библиотеки. Специально

для этого события она подготовила выставку детских книг, познакомила с творчеством

детского писателя Маршака С.Я., провела викторину по его произведениям. Призвала всех

присутствующих учиться читать, бережно обращаться с книгами. Дети заинтересовались

библиотекой и ее работой. Также прошли открытые занятия во всех возрастных группах

по ознакомлению детей с художественной литературой. Яркими и интересными стали

занятия

для

воспитанников

в

1

младшей

группе,

во

2

младшей,

старшей

и

подготовительной группах.

2. Изучение ЗУН детей во время НОД.

Занятия,

проведённые

во

всех

группах

детского

сада,

показали,

что

речь

большинства детей соответствует уровню программных требований. Следует отметить,

что значительно повысился уровень связной речи в старшей группе по сравнению с

прошедшим учебным годом. Дошкольники групп имеют достаточный активный словарь,

который позволяет им свободно пользоваться лексикой родного языка, вступать в диалог

со сверстниками и взрослыми. Дети старшей и подготовительной групп используют в речи

распространённые

предложения,

могут

употреблять

сложносочинённые

и

сложноподчинённые синтаксические единицы речи, владеют элементарными нормами и

правилами устного высказывания, стараются соблюдать правила речевого этикета. Это

хорошо

заметно

при

выполнении

детьми

заданий

по

пересказу

художественного

произведения. Открытое занятие в старшей группе показало, что дети не только могут

пересказать

текст,

но

и

обыграть

его.

Воспитанники

подготовительной

группы

промоделировали эпизоды сказки «Три медведя».

Стоит также отметить необходимый уровень речевого развития у детей

второй

младшей группы. Дети умеют внимательно слушать произведения, активны в речевом

диалоге, используют в речи под руководством педагога разные формы художественного

слова (стихи, загадки, сказки). Умеют отвечать на вопросы воспитателя.

Речевые

умения

малышей

в

первой

младшей

группе

тоже

соответствуют

требованиям

программы.

Несмотря

на

адаптационные

трудности,

дети

многому

научились, что было хорошо заметно на занятиях. Дети умеют слушать воспитателя,

понимают

его

речь,

эмоционально

реагируют

на

побуждения

педагога

выполнить

подражательные

действия,

характерные

для

того

или

иного

персонажа

сказки

или

потешки.

Некоторые малыши уже умеют употреблять в речи простые предложения,

отвечая на вопросы воспитателя.

Таким образом, наблюдения за дошкольниками в процессе занятий, анализ их

речевой

активности

и

правильности

употребления

лексико-грамматических

структур,

индивидуальные беседы с детьми свидетельствуют о том, что речь детей дошкольных

групп

соответствует

норме,

за

исключением

её

фонетической

стороны

(ЗКР,

интонационной выразительности речи). Такой результат является показателем системы

работы с дошкольниками. С целью повышения качества работы по речевому развитию

ребёнка стоит обратить внимание на следующие требования:

- в средней, а затем и в старших группах обращается внимание не только на

обогащение

активного

и

пассивного

словаря

детей,

построение

грамматически

правильного высказывания, но и на развитие образной речи дошкольников. Дети должны

научиться употреблять в речи эпитеты, метафоры и др. средства художественно-речевой

выразительности. Этому поможет детская книга, дидактическая игра, живое общение

взрослого и ребёнка.

3.Анализ предметно-развивающей среды, условий для организации детской

деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды по ознакомлению детей с

художественной литературой

показал, что грамотно оформлены книжные уголки, в

старшей и подготовительной группах в наличии имеются атрибуты для сюжетно-ролевой

игры «Библиотека». В каждой возрастной группе есть оборудование для театрализованной

деятельности,

дидактические

игры,

методическая

литература,

набор

материалов

для

диагностирования

детей,

среда

соответствует

принципам

организации

РППС,

для

родителей доступна и эстетически оформлена наглядная информация.

Книжный уголок оценивался по выполнению требований к содержанию книжного

уголка,

по

использованию

инноваций

в

способах,

формах

представления

книг

в

соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей, по содержанию

книжных уголков на развитие познавательных, речевых, творческих способностей детей

средствами

детской

книги,

по

взаимодействию

с

родителями

по

вопросам

создания,

наполнения и пополнения книжных уголков, и, конечно, по дизайну и размещению уголка

в пространстве группы.

Во

всех

возрастных

группах

книжные

уголки

размещены

целесообразно

по

отношению других игровых зон и пространства группы в целом (спокойная зона, рядом

стол и стульчики и т.д.).

Воспитатели каждой группы организовали свои уголки так, что ребенок может

посмотреть (почитать) книгу, поиграть с ней.

Можно дать положительную оценку деятельности педагогов по созданию книжных

уголков, несмотря на то, что в ходе проверки были сделаны незначительные замечания и

рекомендации.

4. Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по

разделу «Ознакомление с художественной литературой».

Изучение перспективных планов работы с родителями во всех возрастных группах

показало, что воспитателями всех групп работа запланирована, темы актуальны, формы

проведения разнообразны.

Анализ календарного и перспективного планирования по теме

позволил сделать вывод. Воспитатели понимают значимость детской художественной

литературы

во

всестороннем

развитии

ребёнка.

Организуется

ежедневное

чтение

разнообразных художественных произведений с последующей беседой, драматизацией

сказок, коротких рассказов. В связи с этим педагоги планируют художественно-речевую

деятельность с детьми в организации разных режимных моментов, но не систематически.

Используются стихи, загадки во время наблюдений на прогулке.

В

младших

группах

потешки,

весёлые

песенки

помогают

при

создании

положительного эмоционального настроя во время проведения культурно-гигиенических

процедур, приёма пищи, укладывания в постель, одевании на прогулку.

Однако, всем воспитателям следует обратить внимание на систему планирования. К

сожалению, воспитатели от случая к случаю планируют индивидуальную работу с детьми

по данному направлению. Кроме того не продумывают при планировании другие формы

работы

с

дошкольниками

по

приобщению

их

к

чтению

художественной

литературы

(например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей). При

планировании воспитатели не соблюдают «закон взаимосвязи» НОД, предшествующей и

последующей

работы

с

детьми.

Так

же

стоит

воспитателям

обратить

внимание

при

планировании

художественной

литературы

на

каждый

день:

необходимо

подбирать

литературные

произведения

в

соответствии

с

возрастной

группой;

использовать

для

чтения разнообразные жанры.

5. Анализ взаимодействия с родителями по теме.

На момент проверки во всех возрастных группах, в «Уголках для родителей», были

оформлены папки-раскладушки с консультациями по проблеме «Роль книги в развитии

ребенка».

В рамках детско-взрослых совместных мероприятий во всех возрастных группах

был

объявлен

конкурс

«Книга

своими

руками», в

котором

приняли

участие

39

воспитанников. Некоторые книги заняли призовые места: 1 место – 1; 2 место – 3; 3 место

– 3. Все получили дипломы и подарки.

Было проведено анкетирование родителей «Ребенок и книга»

Выводы и рекомендации.

-Считать

работу

воспитателей

по

развитию

речи

детей

посредством

художественной

литературы на необходимом уровне.

-Продолжить работу по годовой задачи в тесном сотрудничестве с родителями:

во всех

группах

организовать

взаимодействие

с

родителями

по

созданию

своими

руками

тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов

собственного сочинения и иллюстраций; поделок по сказкам, сделанные совместно с

родителями и детьми.

-Во

всех

возрастных

группах

тематику

занятий

по

художественной

литературе

систематически отображать в уголке книги.

- Планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению.

-Продумывать

при

планировании

другие

формы

работы

с

дошкольниками

по

приобщению их к чтению художественной литературы (например, викторины, вечера

загадок, беседы по творчеству детских писателей).

-При

планировании

воспитателям

соблюдать

«закон

взаимосвязи»

НОД,

предшествующей и последующей работы с детьми.

-Воспитателям

обратить

внимание

при

планировании

художественной

литературы

на

каждый

день:

необходимо

подбирать

литературные

произведения

в

соответствии

с

возрастной группой; использовать для чтения разнообразные жанры.

3.

«Лепбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО»

СЛАЙД

1.Современные требования,

предъявляемые

государством

к

качеству

образовательно –

воспитательной

деятельности

в

детском

саду,

подразумевают,

что

педагогу

необходимо

постоянно

повышать

свой

уровень

профессиональной

компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые

подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы

интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы

решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

С Л А Й Д

2

Федеральный

го сударственный

ст андарт

д о ш кол ь н о го

образования (Ф Г О С

Д О)

о р и е н т и р у е т

н а с ,

п е д а г о г о в ,

н а

с о з д а н и е

благоприятных условий для

развития

детей

в

соответствии

с

их

возрастными

и

индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого

потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,

взрослыми и окружающим миром.

Результаты такой деятельности привели к появлению нового современного средства

обучения в дошкольной педагогике – это лэпбук.

СЛАЙД

3

.Впервые

создавать

лэпбуки

начали

американцы.

Лэпбук (lapbook)

в

дословном переводе с английского языка значит " наколенная книга".

Она

представляет

собой

тематическую

папку

с

кармашками,

блокнотами

и

окошками,

подвижными

деталями,

которые

ребенок

может

доставать,

перекладывать,

складывать по своему усмотрению.

СЛАЙД

4.

Адаптировала

его

под

наш

менталитет

Татьяна

Пироженко.

Она

разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать

ее в исследовательской работе с детьми.

Научной

литературы

по

технологии

«лепбук»

на

данный

момент

нет.

Авторы

передового опыта дают разное толкование данной технологии: одни относят ее к игровой,

другие к проектной, третьи – к исследовательской технологии. По всей видимости, это

определяется от ведущей задачи работы с использованием лэпбука.

Татьяна Пироженко, автор адаптированной технологии лепбук в нашей стране, дает

следующее

определение

этому

термину

«это

самодельная

бумажная

книжечка

с

кармашками,

дверками,

окошками,

подвижными

деталями,

которые

ребенок

может

доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал

по

какой-то

определенной

теме.

При

этом

лэпбук

-

это

не

просто

поделка.

Это

заключительный

этап

самостоятельной

исследовательской

работы,

которую

ребенок

проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет

выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.»

Почему технология «лэпбук» актуальна в наше время?

СЛАЙД 6

1

. Лэпбук

отвечает

требованиям

ФГОС

дошкольного

образования

к

пространственной предметно - развивающей среде:

информативен

одной

папке

можно

разместить

достаточно

большой

объем

информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал),

полифункционален:

способствует

развитию

творчества,

воображения,

есть

возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает

дидактическими

свойствами,

является

средством

художественно

эстетического

развития ребенка;

вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);

его

структура

и

содержание

доступны

детям

дошкольного

возраста,

обеспечивает

игровую,

познавательную,

исследовательскую

и

творческую

активность

всех

воспитанников

СЛАЙД 7.

ЛЭПБУК ОБЕСПЕЧИВАЕТ

построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с

детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;

развитие

любознательности,

познавательной

мотивации

и

образовательной

активности;

развитие воображения, творческой инициативы, в том числе речевой;

возможность

выбора

детьми

материалов,

видов

работы,

участников

совместной

деятельности и общения;

создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.

В зависимости от назначения:

•учебные;

•игровые;

•поздравительные,

•праздничные;

•автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка:

путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)

В зависимости от формы:

•стандартная книжка с двумя разворотами;

•папка с 3-5 разворотами;

•книжка-гармошка;

•фигурная папка.

Организация материала:

•стандартные кармашки;

•обы чны е

и

ф и г у р н ы е

конверты;

•кармашки-гармошки;

•кармашки-книжки;

•окошки и дверцы;

•вращающиеся детали;

•высовывающиеся детали;

•карточки;

•теги;

•стрелки;

•пазлы;

•чистые листы для заметок и

т.д.

Значимость и преимущества технологии «лэпбук»:

активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;

позволяет

самостоятельно

собирать

нужную

информацию

старшем возрасте);

развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику,

речь;

помогает

разнообразить

занятия,

совместную

деятельность

со

взрослым;

помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно

если ребенок визуал);

позволяет сохранить собранный материал;

объединяет педагогов, детей и родителей;

способствует организации материала по изучаемой теме в рамках

комплексно-тематического планирования;

способствует

организации

индивидуальной

и

самостоятельной

работы с детьми;

обеспечивает

реализацию

партнерских

взаимоотношений

между

взрослыми и детьми;

способствует творческой самореализации педагога.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ЛЕПБУКА

1. Начинаем мы с выбора темы. Не менее важным моментом перед

выбором темы является обозначение возраста детей, для которых будет

предназначен лэпбук. Это связано с тем, что не все темы подходят для

детей, например, младшей группы ввиду своей сложности, и не все темы

интересны детям старшего возраста в силу возрастных особенностей и

интересов.

Тема лэпбука может быть любая:

•интересные события, происходящие с ребенком;

•увлечения детей;

•темы недели;

•литературные произведения;

•мультипликационные герои и т.д.

Темы

могут

быть

как общие,

так

и частные. Например,

можно

сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь

конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.

При создании лепбука необходимо учесть:

эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)

долговечность

(помни,

с

лэпбуком

будут

заниматься

дети,

он

должен быть крепким)

минимум

подписей

(никаких

методических

рекомендаций,

больших текстов с описаниями, лишней информации)

приветствуется

большое

количество

удобно

открываемых

кармашков с разными «сюрпризами»

2. План.

После

того,

как

мы

выбрали

тему,

составляется

план,

раскрывающий

выбранную

тему

(Что

вы

хотите

в

этой

папке

рассказать)

Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких

задач предполагает образовательная программа по той или иной теме.

Работая

над

определённой

темой,

необходимо

затронуть

все

образовательные области, поэтому содержание лэпбука, должно отражать

материал

по

всем

пяти

направлениям. Содержание

может

быть

разнообразно,

это

зависит

от

возраста

детей

и

задач,

поставленных

программой и педагогом.

3. Создание макета и оформление.

После составленного плана можно приступать к рисованию макета.

Вся

предполагаемая

информация

размещается

на

разных

элементах:

в

кармашках,

блокнотиках,

мини-книжках,

книжках-гармошках,

вращающихся кругах, конвертиках и т.д.

После

создания

макета

можно

приступать

к

изготовлению

и

оформлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться

ребенок. Заниматься по тематической папке желательно постепенно: одно

занятие – одно задание. Такая необычная подача материала обязательно

привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке,

чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого,

повторить пройденный материал.

Предлагаем

обсудить,

как

могут

родители

помочь

в

создании

лэпбука? Какие формы работы с родителями можно использовать в работе

по созданию лепбука?

(Мнения

и

предложения

педагогов,

обсуждение

эффективности

форм работы с родителями по созданию лэпбука)

Создание

лэпбука

является

эффективным

средством

для

привлечения

родителей

к

сотрудничеству.

Родители

могут

обеспечить

поддержку:

1.

организационную (экскурсии, походы);

2.

техническую (фото, видео);

3.

информационную (сбор информации для лэпбука);

4.

мотивационную

(поддержание

интереса,

уверенности

в

успехе)

Результатом использования данного пособия является:

Объединение

детей,

родителей

и

педагогов,

то

есть

социальная

направленность.

Дети учатся находить информацию самостоятельно, то есть

учатся учиться.

Развивается

творческое

мышление,

любознательность,

находчивость,

воображение,

мелкая

моторика,

пространственная

ориентировка, что тесно связано с развитием речи.

Расширение представлений детей об окружающем мире.

Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать

информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.

Использование

инновационной

игровой

технологи

«лэпбук»

является

успешным

шагом

на

пути

внедрения

ФГОС

ДО.

Ведь

она

позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и

реализовывать

основные

принципы:

быть

открытыми

для

семьи,

сотрудничать

с

родителями

в

воспитании

детей,

создавать

единую

развивающую

среду,

обеспечивать

одинаковые

подходы

к

развитию

ребенка в семье и детском саду.

2.

Работа

с

лэпбуком

отвечает

основным

направлениям

партнерской деятельности взрослого с детьми:

- включенность воспитателя наравне с детьми,

- добровольное присоединение детей к деятельности,

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности,

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем

темпе).

Лэпбук могут делать:

Педагоги;

Педагоги с детьми;

Педагоги, дети и родители;

Дети и родители;

Родители

Дети

самостоятельно,

что

будет

последней,

высшей

ступенью

развития познавательной деятельности детей.

Лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома.

Разновидности тематических папок.

5.

Деловая игра «Педагогический экспресс».

Уважаемые

коллеги,

сегодня

я

вам

предлагаю

поиграть,

как

известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного.

Любовь

детей

к

сказкам

и

художественной

литературе

общеизвестна,

поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу.

Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся.

Я предлагаю разделиться на 2 команды. Очки будут представляться в

форме фишек.

I станция. Разминка

Задание: назовите одним словом

1.

образное,

краткое

изречение,

метко

определяющее

какое-либо

явление (поговорка)

2.

короткий

рассказ,

чаще

всего

стихотворный,

иносказательного

содержания с выводом-моралью (басня)

3.

устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных

событиях (былина)

4.

основной

вид

устного

народного

творчества,

художественное

повествование

фантастического,

приключенческого

или

бытового

характера (сказка)

5.

короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную

тему (анекдот)

6.

устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)

7.

небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального

исполнения (песня)

8.

вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует

решения (загадка)

9.

краткое

выразительное

изречение,

имеющее

поучительный

смысл (пословица)

10.

короткая,

из

2

или

4

строчек

припевка,

в

быстром

темпе,

часто

сопровождающаяся переплясом (частушка

).

II

станция.

«

Чудесный мешочек»

Задание: определите возрастную группу для представленных задач.

1.

Предоставлять

детям

возможность

договаривать

слова,

фразы

при

чтении воспитателем знакомых стихотворений. (2 младшая группа).

2.

Способствовать

формированию

эмоционального

отношения

к

литературным произведениям. (старшая группа)

3.

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

(подготовительная группа).

4.

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах (2

младшая группа).

5.

Помогать детям объяснять основные различия между литературными

жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. (подготовительная группа).

6.

Поддерживать

внимание

и

интерес

к

слову

в

литературном

произведении.(средняя группа).

7.

Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию

народные

песенки,

потешки,

сказки,

а

также

авторские

произведения

(проза, стихи) (2 мл. группа).

8.

Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения;

запоминать

небольшие

и

простые

по

содержанию

считалки.

(средняя

группа).

9.Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие

к

героям

книги,

отождествлять

себя

с

полюбившимся

персонажем.

(подготовительная группа).

10. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка

литературного персонажа. (старшая группа).

III станция. Литературная викторина "С книгами знаться - ума

набираться" – 1. Задание: подберите нужное слово.

Мороз...(Иванович), К р а с н а я . . . ( Ш а п о ч к а ) , М а л е н ь к и й

. . .

( М у к ) ,

Бременские..

.(Музыканты),

Кот..

.(Леопольд),

Аленький..

.(Цветочек),

Доктор...(Айболит), Заюшкина...(Избушка), Царевна...(Лягушка, Лебедь),

К р о ш е ч к а . . . ( Х а в р о ш е ч к а ) , С н е ж н а я , . . ( К о р о л е в а ) ,

Цветик...(Семицветик),

Золотой...(Петушок,

Ключик),

Курочка...

(Ряба),

Жар... (Птица), Мальчик... (с пальчик), Сивка...(Бурка), Конек...(Горбунок).

2.Задание: продолжите чтение текста:

Мы едем, едем, едем

В далекие края...

(Хорошие соседи,

Счастливые друзья...)

С. В. Михалков

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И.. .(корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица).

К.И. Чуковский

Ж и л

ч е л о в е к

рассеянный

На улице Бассейной.

Сел

он

утром

на

кровать,

С т а л

р у б а ш к у

надевать...

рукава

просунул

руки

-

Оказалось,

это

брюки.)

С В. Михалков

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем, и ночью кот ученый...

(Все ходит по цепи кругом.

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит...)

А. С. Пушкин

3. Вспомните, откуда эти строчки и кто их автор:

Но веселые ребята - поросята, медвежата –

Пуще прежнего шалят, зайца слушать не хотят.

А в болоте медведица рыщет,

Медвежат под корягою ищет.

(К.И. Чуковский. «Краденое солнце»)

А жуки рогатые, мужики богатые,

Шапочками машут, с бабочками пляшут.

(К.И. Чуковский. «Муха-Цокотуха»)

Га-га-га, усни, малютка!

После дождика в саду червяка тебе найду!

(С.Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»)

I

V станция «Практическая часть»

1. Покажите сценку – пантомиму одной из предложенных сказок от

начала и до конца так, чтобы команда противников могла узнать ее. На

подготовку 2 минуты.

Для первой команды: «Теремок»

Для второй команды: «Колобок»

2.Игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица

героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.

Образец:

сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом:

«Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу

я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не

было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он

остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился.

Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу

ему

зайчик

…и

т.п.

таким

образом,

рассказываем

сказку

до

конца,

применяя

знания

о

произведениях

художественной

литературы

на

практике.

Для первой команды: «Рукавичка» от лица рукавички

Для второй команды: «Три медведя» от лица Михайло Потапыча.

V станция «Педагогическая копилка»

Домашнее задание.

Представить дидактические пособия по развитию речи детей, кратко

рассказывая

о

том,

где

и

как

оно

может

быть

использовано

и

развивающую книгу своими руками.

4.

Сообщение

из

опыта

работы

«Читайте

детям

потешки, пословицы, загадки…»

Речь – появляется на ступени раннего детского возраста, интенсивно

совершенствуется

в

дошкольном,

младшем

школьном

и

подростковом

возрасте. Взрослые, окружающие ребенка, просто обязаны его правильно

учить говорить уже с младенческого возраста, преподносить красивые

образцы русского литературного языка – это немало важно в дошкольном

возрасте, так как ребёнок развивается интеллектуально, у него появляется

способность

представлять,

затем

мыслить,

воображать

и

с

каждой

возрастной

ступенью

эти

способности

совершенствуются.

Особое

значение

в

данный

период

времени

приобретает знакомство

с

родной

литературой, с текстами художественных произведений,

Потешки, пестушки, прибаутки, песенки, пословицы,

скороговорки и стихи для самых маленьких- это первые художественные

тексты для малышей, начинающих осваивать окружающий мир.

Потешки (от слова «потешать») и пестушки (от слова «пестовать» –

нянчить, холить, заботиться) – это короткие стихотворные приговорки на

все случаи жизни. Они помогают успокоить или развеселить ребенка,

умыть и покормить его быстро и весело.

Наши

предки

верили,

что

пестушки,

потешки

и

колыбельные

не

только

делают

ежедневные

процедуры

легкими

и

радостными,

но

и

помогают ребенку расти здоровым и сильным.

Потешки, пестушки и пальчиковые игры тренируют ловкость

детских

ручек,

тем

самым

развивая

речь

и

мышление

ребенка.

Как

правило,

они

сопровождаются

поглаживаниями,

похлопываниями,

растираниями

необходимым

малышу

телесным

контактом

с

родным

человеком.

Колыбельные

песни,

помогают

ребенку

спокойно

заснуть,

гармонизируют

его

психологическое

состояние

после

наполненного

эмоциями дня.

Прибаутки нужны, чтобы развеселить и рассмешить малыша. Эти

веселые минутки позволяют ребенку увидеть многие вещи с необычной

стороны,

поднимают

настроение.

В

сюжетах

прибауток

часто

обыгрываются голоса птиц и животных, описываются природные явления

и т. п. Поэтому прибаутки важны для развития образного мышления и

творческих навыков ребенка.

Используя

русские

народные

пословицы

и

поговорки

в

повседневной речи и простыми словами объясняя ребенку смысл этих

выражений, мы не только обогатим его словарный запас, разовьем его

образное

мышление,

но

и

начнете

знакомить

его

с

такими

важными

темами, как отношения в семье, дружба, труд.

Проговаривание

скороговорок

не

просто

способ

научиться

правильно произносить звуки, но и своеобразная веселая игра, в которой

ошибка – это повод лишний раз посмеяться над собой. А считалки вносят

разнообразие в любую игру.

Загадки – один из самых любимых и детьми, и взрослыми видов

стихотворного

творчества.

В

старину

загадки

предназначались

для

испытания мудрости, а позднее стали веселой народной забавой, какой

остаются и по сей день.

Все стихотворные произведения, посвященные малышам, развивают

речевое

внимание,

тренируют

память,

способствуют

увеличению

словарного запаса, развитию музыкальных и творческих способностей.

Рифмовки

стихотворные

тексты,

специальным

образом

построенные

по

законам

ритма

и

рифмы.

Большая

часть

рифмовок

напоминает загадки – взрослый начинает читать текст, а ребенок должен

угадать, чем он заканчивается, опираясь на смысл рифмовки и подбирая

необходимое слово.

Стихотворения русских поэтов можно использовать для чтения

вслух, заучивания наизусть, для подготовки к праздникам – и дома, и в

детском

саду.

Чтение

поэтических

произведений

способствует

эмоциональному,

эстетическому,

интеллектуальному

и

нравственному

развитию ребенка, формирует его как личность.

Систематическое и целенаправленное использование разного рода

художественных

произведений

как

средства

развития

речи

определяет

возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников,

способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную

культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и

эмоциональной.

Дети активно

проявляют

себя

в

разных

видах

художественной

деятельности

и

творчески

активны,

у

них

развито

самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного

доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.

Уважаемые

коллеги!

Мы

плодотворно

поработали,

показали

свои

знания

и

практические

умения,

проявили

инициативу,

творчество

в

обсуждении

вопросов

речевого

развития

детей

по средством

художественной

литературы.

Хочется

напомнить

вам

слова

известного

педагога Ш.А. Амонашвили о том, что «детей надо любить всем сердцем,

что каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него

радость и оптимизм».



В раздел образования