Напоминание

Статья


Автор: Разина Марина Алфеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 105"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: "Игра как метод экологического развития детей дошкольного возраста"
Тема: Статья
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 105» г.Ярославль

Статья

«Игра как метод

экологического развития детей

дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель Разина Марина Алфеевна

2018 г.

Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем,

освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.

В игре ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем

без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко,

естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и

радостного возбуждения.

Трудно переоценить вклад игры в развитие ребёнка, в том числе и

в формирование его экологического сознания и экологической культуры.

Играя, малыш познает разнообразный мир природы, учится общаться с

животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы,

усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.В результате

этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его

нравственные и эстетические чувства.

Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста

представляет усвоение правил поведения в природе, а также, таких

нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание.

И усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности.

Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так

возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в

природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками.

Важную роль играет совместная с другими детьми, коллективная игра.

В таких играх дети ярко проявляют себя как с хороших, так и с плохих сторон.

Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая

их действия и состояния, ребёнок проникается к ним чувствами, сопереживает,

что способствует развитию у ребёнка экологической этики. Однако надо иметь

в виду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и

содержанию. Чтобы реализовать посредством игры задачи

экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и

анализ игрового материала.

Требования к отбору игр для экологического образования дошкольников.

Игру необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех

задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном

этапе

Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже

полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям,

формируемым в процессе других видов деятельности.

Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами нормами

поведения в природе

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Психологи рассматривают

игровую деятельность как проявление сложившегося у ребёнка положительного

отношения к тому содержанию, которое она в себе несёт.

Какие же условия необходимы для того, чтобы дети имели возможность

проявить творчество в экологических играх, чтобы эти игры были

привлекательны?

Во-первых, необходимо, чтобы содержание игры соответствовало интересам и

возможностям детей, особенностям детской субкультуры.

Во-вторых, педагогическое сопровождение игр должно строиться с учётом

постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка.

В-третьих, предметно-игровая среда группы должна быть динамично

изменяющейся, а в её создании должны принимать участие дети.

В экологическом образовании дошкольников широко используются

разнообразные игры. Применяются две группы игр:

1. игры с готовым содержанием и правилами;

2. творческие игры.

Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр используют

дидактические и подвижные игры.

Дидактические игры - это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В

процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у

них знания о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом

игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей

применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные

умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения

играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами

природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.

Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают

эмоциональное отношение к природе.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и

индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за

счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий.

Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на

предметные игры, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы

(листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр можно

назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус»

и т. д. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются

представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Младшим детям можно давать несложные задания6 «Найди по листу дерево»,

«Узнай на вкус», найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи

листочки по порядку: самый большой, поменьше, маленький» и т.д.), которые

позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам.

Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность.

Проводятся они со всей группой детей и с ее частью. Особое значение игровые

упражнения имеют в младшей и средней группах. Старшие дети уже могут

определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделять отдельные части

растений, группировать растения по принадлежности, по месту произрастания и

другим признакам.

Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные и парные

картинки («Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года»,

«Растения», «Подбери листок» и т. д.).

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детейо

растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом,

которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей

формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой

реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого

числа играющих и используются в повседневной жизни.

В младшей группе дети чаще всего подбирают картинки с изображением цветов,

овощей, фруктов, животных попарно или на общую карту. В старшей группе

большое место уделяется играм, где дети классифицируют предметы и делают

обобщения.

Словесные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные

знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления у

детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх

знания о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают

внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа

«Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В

воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» и т. д.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием

повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой

природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и

кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т. д. Подражая действиям,

имитируя звуки, дети закрепляют знания. Получаемая в ходе игры радость

способствует углублению интереса к природе.

Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для

развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них

дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и

повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и

проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во

время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на

птицеферме, в свинарнике, теплице и т. д.), идет процесс осознания значения

труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

Самостоятельный характер творческих игр не дает возможности воспитателю

использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям, но

они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений.

Воспитатель должен приглядываться к творческим играм детей, чтобы в

дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены ими, какие следует

уточнить, расширить.

При обедненном содержании игр педагог обогащает знания детей о труде

взрослых на экскурсиях, прогулках, показывая диафильмы, читая книги. Особое

влияние на игры детей оказывают рассказы взрослых о своей работе. Живое

общение с людьми вызывает интерес детей к их труду, способствует обогащению

содержания игр. Кроме этого, необходимо создавать определенные условия для

развертывания творческих игр природоведческого содержания: в группах должны

быть специальные наборы игрушек - животные, овощи, фрукты,

сельскохозяйственные машины и т. д.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным

материалом (песок, снег, глина, камешки, шишки и т. д.). В этих играх дети

познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный

опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с

помощью поисковых действий.

Строительные игры могут служить основанием для постановки опытов, которые

организуются с целью разрешения возникающих вопросов: почему в одних

условиях снег лепится, а в других - нет? Почему вода бывает жидкой и твердой?

Почему лед и снег превращаются в воду в теплом помещении?

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным

материалом во все времена года. Это песочные дворики и столы, резиновые

фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки,

веточки, желуди, репейник, металлические каркасы, с помощью которых лепят

снежные фигурки, печатки для создания «картин» на снегу, оборудование для

поделки цветного льда и т. д.

Ценность природного материала - в возможности его разнообразного

использования, что помогает детям открывать все новые и новые свойства и

качества предметов. Педагог должен помочь воспитанникам в отборе и

использовании природного материала.

В экологическом воспитании детей дошкольного возраста используется

театрально – игровая деятельность: кукольный театр во всех его видах,

инсценировки сказок, настольный театр, плоскостной театр, игры-драматизации,

игры –имитации, где ребенок может воспроизвести отдельные действия птиц,

животных, насекомых; ролевой диалог героев сказок; образно-пластические

движения учат двигаться в определенном пространстве. Придумывать и

передавать в движении образ, используя жест, мимику, пластику.

Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении

задач в формировании основ экологической культуры.



В раздел образования