Автор: Жмылёва Наталья Юрьевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБДОУ№23
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Забота
о
сохранении
и
укреплении
здоровья
ребёнка
является
основополагающим направлением образовательного процесса в дошкольном
учреждении
любого
вида
и,
особенно,
в
отношении
воспитания
детей,
имеющих отклонения в развитии, поскольку в данном случае речь идёт не
только о сбережении и улучшении здоровья, но и о коррекции его нарушений.
В
нашем
ГБДОУ
д/с
23
компенсирующего
вида
для
детей
с
тяжёлыми
нарушениями
речи
применяются
как
традиционные
педагогические
технологии здоровьесбережения, направленные на улучшение физического и
психического здоровья ребёнка и формирования у него знаний, умений и
н а в ы ко в
з д о р о в о го
о б р а з а
ж и з н и ,
т а к
и
н е т р а д и ц и о н н ы е
здоровьесберегающие
методики
и
приемы,
значительно
помогающие
логопедам и другим специалистам, проводящим коррекционно-развивающую
работу с детьми-логопатами достигать стойких результатов.
В общем режиме дошкольного учреждения работа ведётся в следующих
направлениях:
специальная подготовка педагогов
взаимодействие с родителями
совместная деятельность педагогов, родителей и детей
формирование здоровьесберегающего пространства
Этапы формы и методы работы разработаны на основании «Программы
воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В.
Гербовой,
Т.С.
Комаровой
и
приносит
хорошие
результаты.
Реализация
содержания
каждого
направления
программы
предусматривает
несколько
результатов:
1. подготовительный
изучение представлений детей о здоровье и ЗОЖ, определение доступного
содержания, планирование видов работы и организационных форм
2. основной
сообщение
детям
новых
сведений
о
ЗОЖ
с
опорой
на
различные
виды
деятельности; основной формой работы является специально организованная
совместная деятельность по ознакомлению с окружающим миром
3. закрепляющий этап
закрепление и систематизация представлений детей о ЗОЖ; основные формы
работы
на
этом
этапе
–
занятия,
беседы,
прогулки,
опыты,
игры,
соревнования и т. д., а так же оздоровительные и закаливающие процедуры.
Проводимый регулярно мониторинг показывает, что воспитанники успешно
овладевают знаниями и формируют навыки образа жизни.
В
нашем
дошкольном
учреждении
создано
единое
коррекционно-
образовательное
пространство
с
сетью
интегративных
с вя з е й.
Эффективность
коррекционного
воздействия
и
повышение
потенциала
здоровья
воспитанников
напрямую
зависит
от
того,
насколько
грамотно
педагоги используют эти связи в повседневной работе, как выдерживают все
режимные
моменты,
чередуют
интенсивную
умственную
нагрузку
с
релаксационной
деятельностью,
каким
образом
создают
позитивный
психологический
климат
в
детском
коллективе.
Цель
совместной
работы
специалистов,
работающих
в
логопедической
группе
–
развитие
психофизических
возможностей
ребёнка,
выразительной
связной
речи,
эмоционально-личностной
сферы,
артикуляционного
аппарата,
голоса,
просодической стороны речи и сенсомоторных возможностей – достигается
путём комплексного подхода педагогов к проблеме и использования ими в
коррекционной работе здоровьесберегающих методов и приёмов.
Модель
взаимодействия
специалистов
в
коррекционно-развивающей
деятельности
представляет
собой
целостную
систему,
включающую
диагностический, профилактический и коррекционно-развивающие аспекты.
Методы
и
приёмы
здоровьесбережения,
применяемые
специалистами,
разнообразны и имеют несколько направлений: логопедическое, психолого-
педагогическое, коррекционно-педагогическое, физкультурно-педагогическое
и музыкальное.
Логопедическое направление коррекционного воздействия является ведущим.
Основные здоровьесберегающие технологии этого направления следующие:
1.
Кинезиологические
упражнения
А.Л.
Сиротюк,
необходимые
для
становления
многих
психических
процессов.
Под
влиянием
кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные
структурные изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые
способности
и
расширить
границы
возможностей
мозга
ребёнка.
Используются упражнения: «Колечко», «Кулак – ребро - кулак», «Ухо -
нос» и др.
2.
Сенсорно
–
координаторные
тренажи
В.Ф.
Базарного,
синхронно
сочетающие
движения
головы,
глаз
и
туловища.
Особенность
таких
занятий
состоит
в
том,
что
они
проводятся
в
режиме
движения
наглядного материала, поиска и выполнения активизирующих заданий.
Используются
подвижные
«Вертушки»
с
заданиями
и
возможными
вариантами
ответов.
Полезно
внедрить
режим
непроизвольного
зрительно-моторного
скольжения
по
траекториям,
способствующий
расширению
зрительных
горизонтов
у
детей
и
развивающих
воображение, целостное восприятие, а так же значительно повышающий
двигательную активность детей.
3.
Биоэнергопластика – содружественное взаимодействие руки и языка.
Этот приём создаёт условия для реабилитации детей с органическими
поражениями
ЦНС,
тяжёлыми
речевыми
нарушениями
(дизартрия,
алалия,
заикание).
Он
значительно
помогает
достигать
лучших
результатов в работе над правильной артикуляцией звуков.
4.
Методика
Е.А.
Алябьевой
–
«Логоритмические
упражнения
без
музыкального сопровождения». Эти упражнения нормализуют темп и
ритм
речи,
развивают
словарный
запас,
а втом ат и з и ру ю т
звукопроизношение. Рассказывание стихов с помощью рук, вызывает у
детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус.
5.
Алфавит телодвижений С.И.Веневцева, состоящий из 33 двигательных
поз,
образно
представляющих
буквы
алфавита.
Дети,
используя
мышечные
движения,
изображают
букву,
либо,
анализируя
позу,
называют букву. Движения, которые выполняются при показе той или
иной
буквы,
являются
хорошо
знакомыми
и
доступными
детям
(движения рук и ног, наклоны туловища и головы, полуприседания и
приседания). К концу года у детей улучшаются показания двигательной
сферы, осанка, возрастают показатели двигательной памяти и фонем
слуха.
6.
Су-джок терапия. Развитие мелкой моторики и пальцевого праксиса с
помощью
массажёров
с
целью
воздействия
на
рефлекторные
точки
организма. Цели: нормализовать мышечный тонус, развивать мелкую
моторику и пальцевый праксис, опосредованно стимулировать речевые
области в коре головного мозга. Су-джок акупунктура («су» - кисть,
«джок»
-
стопа)
последнее
достижение
восточной
медицины.
Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что
морфологическое и функциональное формирование речевых областей
коры
головного
мозга
совершается
под
влиянием
кинестетических
импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми
играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических
целях су-джок терапия активизирует развитие речи ребёнка. Су-джок
терапия
–
это
высокая
эффективность,
безопасность
и
простота.
С
помощью
массажных
шариков,
пружинных
массажёров,
резиновых
ковриков, мячей («ёжиков») удобно массировать пальцы рук, ног для
благотворного
влияния
на
весь
организм.
В
механизме
лечебного
воздействия
на
«жизненные
зоны»
лежат
сложные
рефлекторные
физиологические процессы. Вся поверхность тела человека является
рефлексогенной зоной, так же как и все органы чувств. Одни сигналы
поступают
в
область
сознания,
другие
в
те
области
мозга,
которые
ведают вегетативными функциями организма. Биологически активные
зоны регулируют функции внутренних органов, следовательно, имеют
прямое отношение к физиологическому состоянию здоровья человека.
Стимуляция рефлекторных точек массажёрами эффективно лечит многие
заболевания,
стимулирует
работу
всех
внутренних
органов.
Массаж
кистей,
стоп
(на
специальных
резиновых
ковриках)
и
пальцев
рук
заменяет
общий
массаж
тела,
улучшает
энергетический
баланс,
стимулирует или успокаивает (в зависимости от способа воздействия)
вегет ативную
нервную
систему,
усиливает
а р т е р и а л ь н о е
кровоснабжение,
регулирует
питание
тканей,
деятельность
желёз
внутренней
секреции,
снижает
нервное
и
мышечное
напряжение,
способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее
профилактическое действие.
Психолого-педагогическое
направление нацелено
на
сохранение
психологического
здоровья
детей
ОНР.
В
его
рамках
используется
тренинговая программа О.В. Хухлаевой – работа с эмоциями, самосознанием,
ролевым
поведением
детей.
С
целью
снятия
психологических
зажимов,
образующихся
в
результате
переживаний
и
эмоциональных
проблем,
применяется
метод
обучения
способам
мышечного
расслабления.
Используются
музыкальные
и
двигательные
упражнения,
развивающие
пластику,
гибкость,
снимающие
мышечные
зажимы,
способствующие
снижению агрессивности и страхов.
Коррекционно-педагогическое направление. Здесь важное место занимают
1.
Динамические паузы, развивающие психоэмоциональную устойчивость
и
физическое
здоровье
детей,
повышающие
функциональную
деятельность мозга и тонизирующие организм (упражнения «Обезьянки»,
«Лягушки» и др.).
2.
Арт-терапевтические
техники,
стимулирующие
развитие
мелкой
моторики рук. Живопись с помощью пальцев, благотворно влияет на
психику ребёнка, успокаивая и расслабляя её.
Физкультурно-оздоровительное
направление.
В
нём
п р и м е н я е т с я
инновационная
технология
–
горизонтальный
пластический
балет,
объединяющий
положительные
черты
художественной
гимнастики,
аэробики,
балета,
акробатики
и
музыкального
занятия.
Движения
в
горизонтальном
пластическом
балете
должны
быть
изящными,
законченными, с сохранением необходимых поз, жестов, мимики. И могут
быть как развивающе-оздоровительными, так и специально-коррекционными,
направленными на преодоление тех или иных двигательных нарушений.
Музыкальное
направление. В нём широко используется фонопедический
метод по В.В. Емельянову. Биоакустическая цель этого метода: включение и
развитие защитных механизмов фонации. Критерии, по которым строится
работа
–
акустическая
эффективность,
энергетическая
экономичность,
биологическая целесообразность.
Применение в системе методов педагогики оздоровления, сотрудничество
специалистов обеспечивает полноценное развитие ребёнка и способствует
формированию
у
детей
уверенности
в
себе
и
своих
силах,
развитию
самоконтроля, необходимого для правильной, грамматически оформленной
выразительной речи.
Тесное
взаимодействие
педагогов
на
основе
наложенной
с ети
интегрированных связей и качественной комплексной диагностики помогает
осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта и
возрасту детей.
Список используемой литературы
Алябьева
Е.А.
Логоритмические
упражнения
без
музыкального
сопровождения. М. 2005г
Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка. М. 2005г.
Веневцев С.И. Использование двигательных действий при обучении грамоте
учащихся начальных классов вспомогательных школ. Красноярск. 1996г.
Емельянов В.В., Трифонова И. Развивающие голосовые игры. СПб. 1997г.
Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровлении дошкольников.
М. 1999г.
Сиротюк Л.П. Коррекция развития интеллекта дошкольника. М. 2002г.
Хухлаева О.Н. Тропинка к слову Я. М. 2004г.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям
раннего и дошкольного возраста. СПб. КАРО. 2013г.