Автор: Шкабарня Марина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №14 "Солнышко"
Населённый пункт: город Салаир, Кемеровская область
Наименование материала: конспект интегрированного занятия
Тема: "Уж небо осенью дышало..."
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной
деятельности в подготовительной группе
«Уж небо осенью дышало…»
Цель: Создание эмоционального настроения у детей.
Задачи:
1. Образовательная:
Систематизировать
представления
детей
о
характерных
признаках
осени,
учить
находить
их
в
природе,
уточнив
представления
об
изменениях,
происходящих в это время года. Продолжать учить различать деревья по
описанию.
Обогащать
словарный
запас
детей
(Лесовушка,
караван,
лиственные, хвойные). Закреплять навыки работы с пластилином.
2. Развивающая:
Развивать
воображение,
внимание,
память,
мелкую
моторику
рук,
музыкальный слух.
3.Воспитательная:
Воспитывать
познавательный
интерес,
бережное
отношение
к
природе,
чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа. Воспитывать дружеское
отношение
к
своим
сверстникам,
чувство
коллективизма,
аккуратность
в
работе с пластилином.
Интеграция
образовательных
областей:
речевое
развитие,
социально-
коммуникативное
развитие,
художественно-эстетическое
развитие,
физическое развитие.
Предварительная работа:
беседы об осени;
чтение
художественных
произведений:
«Листопадничек»
И.
Соколов-
Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А.
Плещеева, А. И. Бунина;
разучивание стихов и поговорок об осени;
пение песен об осени и слушание музыки;
рассматривание
иллюстраций
и
фотографий
с
изображением
осенней
природы;
рисование
на
занятиях
по
изодеятельности
и
само стоятельной
художественной деятельности различных деревьев;
работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
наблюдение за деревьями на прогулке;
поделки из природного материала;
заготовка ствола дерева из пластилина.
Материалы и оборудование:
иллюстрации с изображением смешанного леса;
заготовка ствола дерева на основе;
пластилин
коричневого,
красного,
желтого
и
оранжевого
цветов,
доски,
стеки, салфетки;
кукла Лесовушка из кукольного театра;
3
запись музыкального произведения П.И.Чайковского цикл «Времена года»
(сентябрь, октябрь, ноябрь).
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель: У нас сегодня необычная встреча. Послушайте, как звучит
красиво музыка. Какие слова можно подобрать к этой музыке? (задумчивая,
яркая, замечательная) А какое время года она вам напоминает? (осень).
Слушание музыкального произведения П.И. Чайковского «Октябрь»
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (осень)
-Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-Какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)
-Сейчас какая осень? (поздняя)
-Давайте
вспомним
приметы
осени.
Отвечайте
полными
предложениями.
(Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно.
Люди
надевают
теплую
одежду
(сапоги,
куртки,
шапки).
С
деревьев
опадают
листья
-
начался
листопад.
Какими
становятся
листья?
(желтыми,
красными,
оранжевыми,
коричневыми).
Осенью
в
садах
и
огородах собирают урожай).
-А стихи про осень вы помните? (дети читают стихи)
Воспитатель: Молодцы ребята, все помните. Давайте теперь закроем глаза и
представим, что мы попали в сказочный осенний лес (звучит музыка). (На
фоне музыки звучит отрывок произведения «Евгений Онегин» А.С.Пушкина
«Уж небо осенью дышало….»)
Сюрпризный момент:
Раздается стук: Тук-тук-тук!
(воспитатель на руку одевает куклу Лесовушку)
Воспитатель: Здравствуйте, тетушка! Кто же вы такая?
Лесовушка: Здравствуйте, ребята! Я - тетушка Лесовушка, жена Лесовика.
Живем мы с Лесовиком в лесу и охраняем его. Лесовик ушёл провожать
птиц в тёплые края, а мне скучно стало одной в лесу, и я решила прийти к вам
в гости, хочу с вами поиграть. Проходите вот на эту полянку. Повторяйте за
мной.
Физкультминутка.
- Вдруг закрыли небо тучи (Дети встают на носочки, поднимают вверх
перекрещенные руки).
- Начал капать дождь колючий. (Прыгают на носочках, держа руки на поясе)
- Долго будет дождик плакать, разведет повсюду слякоть. (Приседают, держа
руки на поясе).
- Грязь и лужи на дороге, (Идут по кругу, высоко поднимая колени).
- Поднимайте повыше ноги.
Лесовушка: Присаживайтесь (дети садятся на коврик). У меня в лесу много
деревьев. А вы знаете, как они называются?
Игра "Назови дерево" (с показом деревьев)
4
Лесовушка: Чем деревья похожи между собой? (у всех деревьев есть ствол,
корень, ветки)
-А чем отличаются друг от друга? (У одних деревьев есть листочки, их
называют
лиственными,
а
у
других
иголочки
-
хвойные,
а
ещё
они
отличаются по цвету коры (береза).
Лесовушка: Ребята, есть такая пословица: "Возле леса жить - голодным не
быть" Чем можно полакомиться в осеннем лесу? (ягоды, грибы)
Лесовушка: А вы загадки любите отгадывать? У меня тут припасены кое-
какие.
Загадки:
1. Лежала между ёлками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала (ёж)
2. Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
3. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
А когда придет весна, просыпается от сна (медведь)
4. Угадай-ка, что за шапка, меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? (заяц).
Лесовушка: Молодцы, ребята! Всех зверей в лесу знаете. Мне понравилось с
вами играть.
Воспитатель:
Лесовушка,
а
наши
ребята
много
про
осень
знают
(про
листопад, про отлёт птиц, про изменения в природе). Мы начали рисовать
картину, да не просто красками, а разноцветным пластилином. Но еще не
закончили ее. (Показывает на картину, где нарисован только ствол дерева).
Лесовушка: А разве такое бывает, чтобы рисовать пластилином?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем и покажем Лесовушке, как нужно
правильно рисовать пластилином.
-
Как
вы
думаете,
что
можно
добавить,
чтобы
картина
получилась
завершенной? (Ответы детей).
- Какой у дерева ствол? (Шершавый, гладкий у осины, прямой, толстый,
тонкий, корявый, изгибистый…) Как мы катаем «колбаски»? Как можно
скрутить «колбаски» в «спиральку»? Как будем катать шарики для листиков?
Что нужно сделать, чтобы из шарика получилась монетка, ведь листочки
деревьев осенью похожи на золотые монетки?
- Сейчас мы сделаем заготовки веточек и листьев осеннего дерева. Дети
выполняют работу, воспитатель помогает при затруднении. (Звучит музыка)
«Ноябрь» П.И.Чайковский
Пальчиковая гимнастика:
Долго, долго мы лепили (сжимаем пальцы рук в кулачки и разжимаем)
Наши пальцы утомились.
Пусть немного отдохнут (встряхиваем кистями рук)
Дружно руки разведем (Отвести руки назад – вперед отклоняясь на спинку
стула).
5
И опять лепить начнем (2-3 раза).
Коллективная работа «Соберем осеннее дерево»
-Вот сколько всего у нас получилось заготовок для дерева! Ребята, а теперь
мы соберем из ваших заготовок осеннее дерево путем налепливания веток и
листьев на основу.
Дети подходят и собирают дерево
6
-Посмотрите, какое красивое осеннее дерево получилось.
Поговорить о дереве, о его красоте и пользе.
Воспитатель: Ребята, давайте эту картину подарим Лесовику. А ты, дорогая
Лесовушка, приходи к нам в гости почаще!
7
Лесовушка: Конечно, я буду к вам в гости приходить. Часто – часто, каждый
год! Буду играть с вами и веселиться. И вы ко мне в гости приходите. А
теперь
мне
пора.
Нельзя
лес
без
присмотра
оставлять.
Мне
очень
понравилось у вас, и знаете вы про осень много, красивую картину сделали!
Приду в лес, расскажу про вас Лесовику, покажу вашу картину! Вот он
обрадуется! Я вам принесла в подарок игру «Путешествие по осеннему
лесу». До свидания!
Дети: Спасибо, Лесовушка. До свидания!
8