Автор: Иванова Светлана Викторовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №44
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях с помощью игры"
Раздел: дошкольное образование
1
Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях с
помощью игры.
Дошкольный
возраст
является
периодом
интенсивного
развития
ребенка. Овладение правильной речью, активное пользование ею - одно из
основных условий развития ребенка вообще, формирования полноценной
личности.
Развитие речи - весьма сложное явление. Оно происходит в течение
нескольких лет, начинаясь
в младенческом возрасте и углубляясь в более
старшем возрасте.
В настоящее время увеличилось число дошкольников, испытывающих
трудности в общении, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Так как
большинство
игр
носят
коллективный
характер,
они
способствуют
формированию у детей навыков общения. Следует использовать игровую
деятельность
также
для
воспитания
бережного
отношения
к
игрушкам,
игровому материалу, для развития первоначальных трудовых навыков.
Формирование
игровой
деятельности
в
дошкольном
возрасте
предполагает ее организацию логопедом и воспитателем. Что касается детей
с общим недоразвитием речи, то наряду с общим влиянием игр на весь ход их
психического
развития
оно
оказывает
специфическое
воздействие
на
становление речи.
В дошкольном возрасте игра
- ведущий вид деятельности ребенка,
эффективный метод воспитания,
одна из форм обучения, стимулирующая
р е ч е в у ю
а к т и в н о с т ь
д е т е й .
Игры со словом и звуком для детей являются интересными и
полезными. Эти игры направлены на развитие речи, уточнения и закрепления
словаря,
на
формирование
звукопроизношения.
Они
также
полезны
для
развития
познавательной
деятельности,
умственных
способностей.
Дошкольники учатся высказывать свое мнение, делать выводы, применять
п о л у ч е н н ы е
з н а н и я .
Речевые игры очень важны для развития речи и мышления, так как они
обогащают словарный запас, улучшают фонематический слух, учат детей
любить свой язык.
Большое
влияние
на
речевое
развитие
детей
оказывают
игры,
содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета – так
называемые
игры
драматизации.
Подобные
игры
формируют
также
произвольное запоминание текстов и движений.
В дошкольном возрасте производится сюжетно-ролевые игры и игры с
правилами. К последним относятся дидактические и подвижные игры.
2
В игре дети учатся сравнивать предметы по форме, цвету, и размеру,
знакомиться со свойствами материалов, из которых предметы изготовляются.
Как в сюжетно-ролевых играх, так и в играх с правилами дети учатся
организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего
у
них
формируют с я
т а кие
лич ны е
кач е с т ва
ка к
в ы д е р ж к а ,
дисциплинированность,
целеустремленность,
умение
регулировать
свои
желания
в
соответствии
с
поставленными
задачами.
В
процессе
игры
развивается
нравственные
качества
ребенка
–
смелость,
решительность,
честность, доброжелательность.
Поскольку дети очень любят учиться в игровой деятельности, то для
развития речи можно и нужно использовать разные игровые моменты. Игра
как
ведущая
деятельность
дошкольника
имеет
большое
значение
для
физического, умственного нравственного и эстетического воспитания детей с
общим недоразвитием речи.
Список литературы.
1.
«Воспитание
звуковой
культуры
речи
у
детей
в
ДОУ»
А в т о р :
Л . Р.
Б о л о т и н а ,
Н . В .
М и к л я е в а ,
Ю . Н .
Р о д и о н о в а .
2 .
Л о г о п е д и я
Е . Н .
К р ау з е
2 0 0 2 г о д .
3. А.И. Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя» 2005год.
4.
Миронова
С.А.
Развитие
речи
дошкольников
на
логопедических
занятиях. М: Просвещение, 1991.