Автор: Селюнина Наталья Владимировна
Должность: доктор исторических наук, профессор
Учебное заведение: ТИ им, А.П Чехова (филиал) РГЭУ ( РИНХ)
Населённый пункт: г. Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: Роль информатики в профессиональной деятельности педагога историка
Раздел: высшее образование
Н.В.Селюнина,
д.и.н., профессор кафедры истории
ТИ им. А.П Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ)
Роль информатики в повышении компетентности педагога – историка.
Системный кризис, охвативший нашу страну в связи со сменой
общественного
строя
в
90-х
годах
истекшего
столетия,
оказал
соответствующее
влияние
на
российское
образование.
Одним
из
путей
устранения кризисных тенденций в образовании, в частности, гуманитарном,
является пересмотр стандартных основ и модернизация учебного процесса с
таким расчётом, чтобы он соответствовал сегодняшнему уровню развития
науки, потребностям социума, стал более интересным и привлекательным
для студентов. Поскольку молодёжь получает базовое образование в среднем
или среднем специальном учебном заведении, и только после этого приходит
в
высшую
школу,
модернизация
первичного
звена
важна
и
необходима.
Наиболее успешно её будут проводить выпускники педагогических вузов, в
полной
мере
овладевшие
новыми
технологиями,
в
ча с т н о с т и ,
информационными.
Одним из направлений модернизации педагогического образования
можно
считать
введение
в
качестве
регионального
компонента,
факультативов
дополнительных
учебных
дисциплин,
позволяющих
в
значительной
степени
углубить
подготовку
студентов
по
информатике.
Выпускник гуманитарного факультета педагогического вуза в этом случае
сможет
получить
соответствующую
подготовку
не
только
пользователя
компьютера,
но
и
специалиста,
способного
грамотно
поставить
задачу
профе ссиональному
программисту
по
поводу
и с п о л ь з о в а н и я
информационной техники в учебном процессе среднего учебного заведения.
Учитель, получивший достойную вузовскую подготовку, призван нести идеи
модернизации в средние учебные заведения. Именно в них закладывается
интеллектуальный фундамент нации.
1
В 2000 г. Россия приняла участие в программе PISA Организации
экономического сотрудничества и развития ОЭСР и провела простейшие
исследования компьютерной компетентности школьников и студентов в 46
регионах. Результаты оказались далеко не утешительными. Наши учащиеся в
значительной
степени
уступали
сверстникам
из
европейских
стран.
Выяснилось, что « школьники не владеют нужными способами действий. Не
умеют работать с информацией: сопоставлять, соотносить общее содержание
с его конкретизацией, целенаправленно искать информацию»[1]
Причины такого отставания многочисленны, но среди них сегодня с
особой
остротой
встала
проблема
компьютерной
компетентности
педагогического корпуса как школьного, так и вузовского.
Профессиональная компетентность педагогога - историка есть обладание
знаниями,
умениями
и
навыками,
чтобы
на
основе
диалектики
глубоко
анализировать
ретроспективные
факты
и
явления,
изучать
исторические
закономерности, определять перспективу развития человеческого общества.
Новое содержание приобретает компьютерная подготовка будущего педагога,
обучающегося в профильном вузе. Она является важной составляющей его
профессиональной компетентности.
Между тем обучение учащихся информатике не во всех средних школе
должным
образом
налажено.
Скудна
обеспеченность
учебных
заведений
компьютерной
техникой,
недостаточно
выделено
учебного
времени,
ощущается острая нехватка квалифицированных учителей информатики и
т.д.
В
городских
и
особенно
сельских
школах
не
сложились
традиции
отношения к информатике как одному из ведущих предметов.
Профессиональная подготовка будущих педагогов - историков по
информатике
пока
ещё
в
значительной
степени
отстаёт
от
потребностей
сегодняшнего дня. Казалось бы, составители вузовского Госстандарта 2005
г. и примерного учебного плана по специальности «история» могли бы учесть
современные
тенденции
развития
образования
и
уделить
дисциплинам
информатики
значительно
больше
внимания,
но
этого,
к
сожалению
не
2
произошло. В указанных документах содержится лишь немного названий
предметов, имеющих отношение к информатике. Авторы не могли не знать,
что
в
ряде
ведущих
вузов
страны:
Московском
государственном
университете, Омском, Пермском, Ставропольском и других университетах в
течение многих лет ведётся предмет «Историческая информатика», созданы
лаборатории,
компьютерные
классы
и
соответствующие
кафедры
на
исторических факультетах, систематически проводятся научно-методические
конференции, накоплен солидный опыт чтения преподавателями лекций и
ведения
практических
занятий
со
студентами,
издаётся
соответствующая
научно-методическая
литература.
Выпускники
этих
вузов,
как
правило,
профессионально владеют компьютерной техникой и умело приобщают к ней
школьников. Эта полезнейшая работа зачастую ведётся энтузиастами без
бюджетной
финансовой
поддержки
и
помощи
со
стороны
вышестоящих
инстанций.
Во многих вузах страны знают имена профессора МГУ Л.И.Бородкина,
его последователей И. А. Аникеева, С. А. Бешенкова, Е. Б. Беловой, И. М.
Гарсковой, Ю. С. Брановского, В. Н. Владимирова и других, сумевших в
сложнейших условиях 90-х годов прошлого века открыть и развивать новое
направление в историческом знании.[2]
На историческом факультете Таганрогского пединститута с 2000 года
ведутся
лекционные
и
практические
занятия
под
общим
названием
«Историческая
информатика».
На
эти
цели
выделено
360
часов
за
счёт
вузовского и регионального компонента. Комплексная дисциплина изучает
процесс
информатизации
исторической
науки
и
образования.
Область
интересов исторической информатики включает в себя разработку общих
подходов
к
применению
информационных
технологий
в
исторических
исследованиях, создание и использование баз и банков данных, применение
информационных технологий, предоставление и анализ структурированных,
текстовых,
изобразительных
и
других
источников,
компьютерное
моделирование
исторических
процессов
и
явлений,
использование,
3
геоинформационных систем, средств мультимедиа, информационных сетей
( Интернет и др.), а также новых направлений науки в образовании.
Получив определённую подготовку в средней школе, первокурсник уже
выступает
в
качестве
пользователя
и
в
состоянии
выполнять
тестовые
задания
по
историческим
дисциплинам,
вести
поиск
информации
в
библиотечном фонде института и в Интернете. В процессе обучения на 1-5
курсах
студент
приобретает
устойчивые
навыки
и
умения
владения
компьютерной техникой и способен творчески применять вычислительные
машины в учебном процессе общеобразовательной школы, грамотно ставить
задачи специалисту по программированию.
Учитывая важность внедрения информатики в учебный процесс
педагогических
вузов,
правомерно
развивать
систему
повышения
квалификации
в
подготовке
работников
образования
к
решению
новых
профессиональных
задач.
В
очередном
поколении
примерных
учебных
планов
по
педагогическим
дисциплинам,
в
том
числе
и
по
истории,
целесообразно
предусмотреть
цикл
дисциплин
по
информатике
с
выделением на эти цели достаточного количества часов. Если руководители
отечественного
образования
действительно
заинтересованы
во
внедрении
информатики
в
учебный
процесс
по
всем
специальностям,
то
цент ра лизованно
должны
быть
созданы
рабочие
п р о г р а м м ы
соответствующих циклов, подготовлены учебники и учебные пособия по
конкретным
дисциплинам.
Тогда
министерские
комиссии
будут
вправе
учитывать степень внедрения вычислительной техники в учебный процесс
при
аккредитации вузов. Этот далеко не полный комплекс мер будет для
преподавателей важным стимулом совершенствования научно-методической
деятельности и совершенствования своей компетенции.
Примечания:
1.
Новый
взгляд
на
грамотность.
По
результатам
международного
исследования PISA-2000. М, 2004.296 с.
4
2.
Бородкин Л.И. Историческая информатика: этапы развития. //Новая и
новейшая история, 1997, № 1.
Сведения об авторе:
Селюнина Наталья Владимировна, доктор исторических наук, профессор
Адрес. 347920, Таганрог, пер. 1-й Крепостной, д. 34, кв. 16.
Тел. Дом. 8 8634 360391
Тел. Сл. 8 8634 603424
Моб: 8 918 541 3233
5