Автор: Абдуллина Ольга Владимировна
Должность: Методист
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества № 4"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: «Развитие кадрового потенциала Дома детского творчества № 4 через участие педагогических сотрудников в профессиональных конкурсах»
Раздел: дополнительное образование
«Развитие кадрового потенциала Дома детского творчества № 4 через
участие педагогических сотрудников в профессиональных конкурсах»
Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования
является
одним
из
основных
направлений
Концепции
развития
дополнительного образования детей, предполагающее:
-
апробацию
и
внедрение
профессионального
стандарта
педагога
дополнительного образования;
- модернизацию требований к уровню подготовки педагогических работников
сферы
дополнительного
образования
в
системах
образования,
культуры,
спорта, аттестации педагогических кадров с опорой на профессиональный
стандарт и модель карьерного роста;
-
внедрение
системы
оценки
достижений
педагогов
дополнительного
образования
как
инструмента
оценки
качества
профессиональной
деятельности и средства самооценки личности педагога и др.
Современный
педагог.
Какой
он?
Чем
же
характеризуется
профессиональная
компетентность
современного
педагога
или
педагогическая компетентность? Современный педагог — это профессионал.
Профессионализм
педагога
определяется
его
профессиональной
пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е.
целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы
для выполнения профессиональной деятельности.
Компетентностный подход к образованию убеждает в необходимости
критически проанализировать и оценить накопленный опыт в педагогической
деятельности
педагога.
Профессиональная
компетентность
педагога
определяется анализом опыта и индивидуальными способностями человека,
е г о
м о т и в и р о в а н н ы м
с т р е м л е н и е м
к
с а м о о б р а з о в а н и ю ,
к
самосовершенствованию, к самовыражению, к творческому отношению к
делу.
Анализ
профессионального
опыта
позволяет
определить
передовые
тенденции
в
деятельности
педагога,
их
достижения.
Он
выражается
в
творческом стиле деятельности, проявляющейся в характере выдвигаемых
целей, задач и результатов образования, использовании различных методов и
средств воспитания, широте и глубине духовных контактов с учащимися.
Творческие поиски, воплощенные в профессиональном педагогическом
опыте,
отражают
богатый
внутренний
мир
педагога,
его
способность
к
рефлексии и экспериментированию.
Такую
возможность
педагогу
предоставляет
участие
в
конкурсах
педагогического мастерства.
Участие
в
профессиональных
конкурсах
–
важное
условие
положительной
мотивации
педагога
на
профессиональное
становление
и
самосовершенствование, дальнейший профессиональный рост.
Сегодня в отечественном образовании немало как защитников, так и
противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за
сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий.
Однако при определенных условиях и соответствующей методике проведения
конкурсы
могут
стать
действенным
средством
развития
творческого
потенциала,
профессионального
роста.
Конкурс
создает
благоприятную
мотивационную
среду
для
профессионального
развития,
распространения
инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению.
Считаю, что
проведение профессиональных
конкурсов способствует
эффективному развитию отечественной системы образования, широкому
внедрению
в
практику
новых
интересных
методик
и
подходов
к
преподаванию, развитию профессиональны компетенций.
Участники
конкурсов
на
своём
примере
доказывают,
что
педагогический
дар
–
это,
прежде
всего,
призвание
и
огромный
труд.
Современный
высококлассный
педагог
–
не
просто
носитель
глубоких
знаний о предмете, но человек по-настоящему творческий, энергичный,
бесконечно преданный своему делу.
Профессиональные конкурсы направлены на выявление и изучение
новых направлений теории и практики управления в области образования,
поддержку
инновационных
разработок
и
технологий,
способствующих
развитию системы образования и оказывающих эффективное влияние на
процесс обучения и воспитания.
Профессиональные
конкурсы
–
не
только
смотры
педагогических
талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый
импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, как правило,
выводит
конкурсантов
на
новую
профессиональную
ступеньку,
они
как
будто бы получают ещё одно образование: растут их знания, продвигается
карьера.
В е л е н и е м
в р е м е н и
в ы з ва н а
н е о бход и м о с т ь
о в л а д е н и я
профессиональными
компетенциями.
Педагог
является
проводником
изменений
в
образовании
и
работает
в
условиях
перемен:
увеличения
объема научно-методической и научно-исследовательской составляющих в
структуре педагогической деятельности.
Педагогическое
мастерство
в
профессиональных
конкурсах
оттачивается и
является
высшим
уровнем
педагогической
деятельности,
проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании
искусства обучения, воспитания и развития человека. При подготовке к
конкурсам
присутствует
совокупность
потребностей,
мотивов,
целей,
которая побуждает, направляет и регулирует деятельность для достижения
положительных
результатов,
являющихся
объективным
проявлением
мотивационно-ценностного
отношения
личности
к
педагогической
деятельности.
Важнейшей
частью
педагогического
мастерства
являются
профессиональные знания и умения, а в успешной деятельности велика
роль профессиональных способностей, таких как: дидактические (учебные),
ком м у н и к ат и в н ы е
( с п о с о б н о с т ь
о б щ ат ь с я ) ,
п е р ц е п т и в н ы е
(профессиональная
зоркость,
наблюдательность),
эмоциональные
(способность чувствовать и управлять своими эмоциями, владеть собой),
прогностические
(способность
намечать
перспективы),
креативность
и
импровизация
(способность
к
творчеству),
интуиция
(способность
предвидеть), эмпатия (способность к сопереживанию).
Участие в профессиональных конкурсах дает возможность педагогу:
повысить свой социальный статус; изучить опыт коллег; реализовать свой
творче ский
потенциа л; приобщиться
к
научно-исследовательской
деятельности;
развить
собственные
коммуникативные
способности;
установить новые контакты на профессиональном уровне; опубликовать свои
методические материалы в научно-методических издания, сайтах; повысить
авторитет в педагогическом коллективе, социуме.
Приняв решение участвовать в профессиональном конкурсе, педагог
должен проделать колоссальную работу: установить контакт с методистом-
куратором
своего
предметного
направления,
куратором
конкурса;
ознакомиться с документами конкурса; изучить опыт участия в конкурсе
победителей
и
лауреатов
прошлых
лет;
взвешенно
оценить
собственные
возможности
участия:
не
преувеличивать
их,
но
и
не
умалять;
выбрать
номинацию, оценить необходимость повышения педагогического мастерства
по
выбранной
теме
номинации;
продумать
оптимальное
распределение
времени и сил в процессе конкурса; систематизировать свои методические
материалы,
необходимые
для
участия,
выделив
из
них
авторские
и
творческие
находки;
попытаться
привлечь
коллег
к
знакомству
со
своим
педагогическим
опытом:
их
мнения
и
суждения
(особенно
критические)
помогут посмотреть на себя со стороны; не пренебрегать возможностями
методической
и
психологической
поддержки;
продумать
состав
команды
поддержки, найти тех, кто оказал бы помощь в оформлении методических и
других материалов.
Конкурс
всегда
предоставляет
возможность
обогатить
свой
опыт
и
поделиться собственными ценными находками и достижениями в области
преподавательского
мастерства,
открыть
в
себе
ту
глубину
творческих
способностей, о которой, возможно, Вы сами не подозревали!