Автор: Толстых Людмила Стапановна
Должность: учитель изо
Учебное заведение: МОБУ СОШ №5 п. Новочунка
Населённый пункт: Чунского района Иркутской область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс
Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное учреждение
«Отдел образования администрации Чунского района»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 п.Новочунка
Рассмотрено
на заседании
методического
объединения школы
Протокол №
от «»_____20
г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР__________
Мжельская Н. С.
«____»______20 __ г.
«Утверждаю»
Директор_______О.Н.Коровкина
Приказ №
от «____»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
1-4 класс
Срок реализации: 2016- 2020 гг
Составиль:
Толстых Людмила Степановна, первая квалификационная категория,
2016 год
1
Рабочая
программа
предмета
«Изобразительное
искусство»
составлена
для
обучающихся 1-4 класов Муниципального общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы№ 5 п. Новочунка на основе:
1.
Федерального стандарта НОО (2009 года),
2.
Примерной программы НОО по изобразительному искусству,
3.
Программы
для
общеобразовательных
учреждений,
созданной
под
руководством Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» М.:
Просвещение, 2011(УМК «Школа России»)
В
основу
рабочей
программы
положены
идеи
и
положения
Федерального
государственного
общеобразовательного
стандарта
начального
общего
образования
и
Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России (Данилюк А.Я.,
Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России.М.: Просвещение)
Рабочая
программа
составлена
с
учётом
следующего
учебно-методического
обеспечения:
Учебники:
Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаеш и строишь.1
класс;
Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс; Изобразительное
искусство. Искусство вокруг нас. 3класс;
Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс.
Пособия для учащихся:
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь.2 класс; Изобразительное
искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс;
Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская.4 класс.
Пособие для учителя:
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.
Программа рассчитана на 135 часов.
1 класс: количество часов в год -33
количество часов в неделю -1
2 класс: количество часов в год – 34
количество часов в неделю -1
3 класс: количество часов в год – 34
количество часов в неделю -1
4 класс: количество часов в год – 34
количество часов в неделю -1
2
Планируемые результаты освоения учебного курса
1-4 класс
1 класс
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся,
которые
они
должны
приобрести
в
процессе
освоения
предмета
«Изобразительное искусство». К ним относятся:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-
толерантное
принятие
разнообразия
культурных
явлений,
национальных
ценностей и духовных традиций;
-
художественный
вкус
и
способность
к
эстетической
оценке
произведения
искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
-
сформированность
эстетических
потребностей
(потребности
общения
с
искусством,
природой,
потребности
в
творческом
отношении
к
окружающему
миру,
потребности в самостоятельной практической творческой деятельности).
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в
первом классе является формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе
анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания
материалы и инструменты;
- предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения
отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства
(рисунки,
инструкционные
карты,
приспособления
и
инструменты),
осуществлять
контроль
точности
выполнения
операций
(с
помощью
сложных
по
конфигурации
шаблонов, чертежных инструментов);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
-
активное
использование
языка
изобразительного
искусства
и
различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей
или их украшения;
-
ориентироваться
в
своей
системе
знаний
и
умений:
понимать,
что
нужно
использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и
умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так
и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установление
аналогий
и
причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать
простейшие обобщения и выводы;
3
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу
одноклассников
с
позиций
творческих
задач
данной
темы,
с
точки
зрения
содержания и средств его выражения.
Коммуникативные УУД:
-
умение
сотрудничать
с
товарищами
в
процессе
совместной
деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
-
готовность
слушать
собеседника
и
вести
диалог;
готовность
признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные
результаты характеризуют
опыт
учащихся
в
художественно-
творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
-
знание
видов
художественной
деятельности:
изобразительной
(живопись,
графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-
применение
художественных
умений,
знаний
и
представлений
в
процессе
выполнения художественно-творческих работ;
-
способность
узнавать,
воспринимать,
описывать
и
эмоционально
оценивать
несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
материалы и техники;
-
способность
передавать
в
художественно-творческой
деятельности
характер,
эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный художественный
образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы
цветоведения, графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны.
2 класс
Личностные
результаты
отражаются
в
индивидуальных
качественных
свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по
программе «Изобразительное искусство и художественный труд»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
-
понимание
особой
роли
культуры
и
искусства
в
жизни
общества
и
каждого
отдельного человека;
-
сформированность
эстетических
чувств,
художественно-творческого
мышления,
наблюдательности и фантазии;
-
сформированность эстетических потребностей: в общении с искусством, природой;
4
творческом отношении к окружающему миру; самостоятельной практической творческой
деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
-
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу
одноклассников
с
позиций
творческих
задач
данной
темы,
с
точки
зрения
содержания и средств их выражения.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированно сти
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
творческой деятельности:
-
овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-
овладение
умением
вести
диалог,
распределять
функции
и
роли
в
процессе
выполнения коллективной творческой работы;
-
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-
творческих
задач
в
процессе
поиска
дополнительного
изобразительного
материала;
выполнение
творческих
проектов
отдельных
упражнений
по
живописи,
графике,
моделированию и т. д.;
-
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
-
умение
рационально
строить
самостоятельную
творческую
деятельность;
организовывать место занятий;
-
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности,
который
приобретается
и
закрепляется
в
процессе
освоения
учебного
предмета:
-
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура),
конструктивной
(дизайн
и
архитектура),
декоративной
(народные
и
прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-
применение
художественных
умений,
знаний
и
представлений
в
процессе
выполнения художественно-творческих работ;
-
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать великие
произведения русского и мирового искусства;
-
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев
своего региона;
-
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-
способность
использовать
в
художественно-творческой
деятельности
различные
5
художественные материалы и художественные техники;
-
способность
передавать
в
художественно-творческой
деятельности
характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный
образ;
-
освоение
умений
применять
в
художественно-творческой
деятельности
основы
цветоведения, графической грамоты;
-
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, изображения
средствами аппликации и коллажа;
-
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
-
умение
рассуждать
о
многообразии
представлений
о
красоте
у
народов
мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную
художественную культуру;
-
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы,
человека, народных традиций;
-
умение
узнавать
и
называть,
к
каким
художественным
культурам
относятся
предлагаемые
(знакомые
по
урокам)
произведения
изобразительного
искусства
и
традиционной культуры;
-
способность
эстетически,
эмоционально
воспринимать
красоту
городов,
сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;
-
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества
для современного общества;
-
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и
историческим ансамблям древнерусских городов;
-
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости
и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
3 класс
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
третьеклассников,
которые
они
должны
приобрести
в
процессе
освоения
предмета
«Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
-
сформированность
эстетических
потребностей
(потребности
общения
с
искусством,
природой,
потребности
в
творческом
отношении
к
окружающему
миру,
потребности в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и
чувств;
-
развитие
эстетических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
овладение
навыками
коллективной
деятельности
в
процессе
совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-
умение
сотрудничать
с
товарищами
в
процессе
совместной
деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
6
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу
одноклассников
с
позиций
творческих
задач
данной
темы,
с
точки
зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные
результаты характеризуют
уровень
сформированности
универсальных
способностей
третьеклассников,
проявляющихся
в
познавательной
и
практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признаком;
-
овладение
умением
вести
диалог,
распределять
функции
и
роли
в
процессе
выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных
учебно-творческих
задач
в
процессе
поиска
дополнительного
изобразительного
материала,
выполнение
творческих
проектов,
отдельных
упражнений
по
живописи,
графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
-
умение
рационально
строить
самостоятельную
творческую
деятельность,
организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт третьеклассников в художественно-
творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
-
сформированность
первоначальных
представлений
о
роли
изобразительного
искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание
красоты
как
ценности,
потребности
в
художественном
творчестве
и
в
общении
с
искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных
видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании);
-
знание
видов
художественной
деятельности:
изобразительной
(живопись,
графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства);
-
применение
художественных
умений,
знаний
и
представлений
в
процессе
выполнения художественно-творческих работ;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
4 класс
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
третьеклассников,
которые
они
должны
приобрести
в
процессе
освоения
предмета
«Изобразительное искусство»:
7
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
-
сформированность
эстетических
потребностей
(потребности
общения
с
искусством,
природой,
потребности
в
творческом
отношении
к
окружающему
миру,
потребности в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и
чувств;
-
развитие
эстетических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
овладение
навыками
коллективной
деятельности
в
процессе
совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-
умение
сотрудничать
с
товарищами
в
процессе
совместной
деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу
одноклассников
с
позиций
творческих
задач
данной
темы,
с
точки
зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные
результаты характеризуют
уровень
сформированности
универсальных
способностей
четвероклассников,
проявляющихся
в
познавательной
и
практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признаком;
-
овладение
умением
вести
диалог,
распределять
функции
и
роли
в
процессе
выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных
учебно-творческих
задач
в
процессе
поиска
дополнительного
изобразительного
материала,
выполнение
творческих
проектов,
отдельных
упражнений
по
живописи,
графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
-
умение
рационально
строить
самостоятельную
творческую
деятельность,
организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные
результ аты характеризуют
опыт
четвероклассников
в
художественно-творческой
деятельности,
который
приобретается
и
закрепляется
в
процессе освоения учебного предмета:
-
сформированность
первоначальных
представлений
о
роли
изобразительного
искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание
красоты
как
ценности,
потребности
в
художественном
творчестве
и
в
общении
с
искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
8
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных
видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании);
-
знание
видов
художественной
деятельности:
изобразительной
(живопись,
графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства);
-
применение
художественных
умений,
знаний
и
представлений
в
процессе
выполнения художественно-творческих работ;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
Содержание учебного курса.
1 класс (33 часа)
9
10
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Основные виды деятельности
I.
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 часов)
Изображения всюду вокруг нас.
1
Изображения в жизни человека. Предмет
«Изобразительное искусство». Красота и
разнообразие окружающего мира природы.
Развитие наблюдательности. Эстетическое
восприятие деталей природы.
Мастер Изображения учит видеть.
1
Знакомство с понятием «форма».
Сравнение по форме различных листьев и
выявление её геометрической основы.
Использование этого опыта в изображении
разных по форме деревьев. Сравнение
пропорций частей в составных, сложных
формах.
Изображать можно пятном.
1
Знакомство с «пятном» как способом
изображения на плоскости. Образ на
плоскости. Тень как пример пятна, которое
помогает увидеть обобщённый образ
формы. Наблюдение над образами на
основе пятна в иллюстрациях известных
художников к детским книгам о животных.
Изображать можно в объёме
1
Знакомство с понятиями «объёмные
изображения», «объём», «образ» в
трёхмерном пространстве. Лепка: от
создания большой формы к проработке
деталей. Лепка птиц и зверей.
Изображать можно линией.
1
Знакомство с понятиями «линия» и
«плоскость». Наблюдение линий в
природе, линейных изображений на
плоскости. Повествовательные
возможности линии (линия – рассказчица)
Разноцветные краски.
1
Знакомство с цветом. Краски: гуашь.
Отработка навыков работы с гуашью.
Организация рабочего места. Цвет.
Эмоциональное и ассоциативное звучание
цвета (что напоминает цвет каждой
краски?).проба красок. Ритмическое
заполнение листа (создание красочного
коврика).
Изображать можно и то, что
невидимо (настроение)
1
Изображение линий на плоскости.
Выражение настроения в изображении.
Слушание музыкальных произведений.
Беседа «Живописна ли музыка? Цвет в
музыке». Анализ своей работы и работ
одноклассников.
Художники и зрители (обобщение
темы)
1
Художники и зрители. Первоначальный
опыт художественного творчества и опыт
восприятия искусства. Знакомство с
понятием «произведение искусства».
Картина. Скульптура.
Цвет и краски в картинах художников.
II.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов)
Мир полон украшений.
1
Беседа «Мир украшений».
Отработка навыков работы акварелью,
умений использовать цвет для достижения
собственного замысла.
Красоту надо уметь замечать.
1
Выполнение упражнений на развитие
наблюдательности.
Наблюдение за многообразием и красотой
форм, узоров, расцветок и фактур в
2 класс (34 часа)
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Основные виды деятельности
I.Как и чем работает художник ? (8 ч.)
Три основных цвета – желтый,
красный, синий.
1
Наблюдать цветовые сочетания в природе.
Смешивать краски сразу на листе бумаги,
посредством приема «живая краска».
Овладевать привычными живописными
навыками. Изображать на основе
смешивания трех основных цветов
разнообразные цветы по памяти и
впечатлению.
Белые и черные краски.
1
Учиться различать и сравнивать темные и
светлые оттенки цвета и тона. Смешивать
цветные краски с белой и черной для
получения богатого колорита. Развивать
навыки работы с гуашью. Создавать
живописными материалами различные по
настроению пейзажи, посвященные
изображению природных стихий.
Цветные мелки и их
выразительные возможности.
1
Расширять знания о художественных
материалах. Понимать красоту и
выразительность мелков, акварели.
Развивать навыки работы мелками,
акварелью. Овладеть первичными
знаниями перспективы (загораживание,
ближе, дальше). Изображать осенний лес,
используя выразительные возможности
материалов.
Аппликация из осенних листьев.
1
Овладеть техникой и способами
аппликации. Понимать и использовать
особенности изображения на плоскости с
помощью пятна. Создавать коврики на
тему осенней земли, опавших листьев.
Графические материалы.
Волшебный цветок.
1
Понимать выразительные возможности
линии, точки, темного и белого пятен (язык
графики) для создания художественного
образа. Осваивать приемы работы
графическими материалами (тушь,
палочка, кисть). Наблюдать за пластикой
деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.
Изображать используя графические
материалы, зимний лес.
Пластилин. Древний мир.
1
Сравнивать, сопоставлять выразительные
возможности различных художественных
материалов, которые применяются в
скульптуре (дерево, камень, металл и др.).
Развивать навыки работы с целым куском
пластилина. Овладевать приемами работы
с пластилином (вдавливание, заминание,
вытягивание, защипление). Создавать
11
объемное изображение животного с
передачей характера.
Выразительные возможности
бумаги.
1
Развивать навыки создания геометрических
форм (конуса, цилиндра, прямоугольника)
из бумаги, навыки перевода плоского листа
в разнообразные объемные формы.
Овладевать приемами работы с бумагой.
Неожиданные материалы
(обобщение темы)
1
Повторять и закреплять полученные на
предыдущих уроках знания о
художественных материалах и их
выразительных возможностях. Создавать
образ ночного города с помощью
разнообразных неожиданных материалов.
Обобщать пройденный материал,
обсуждать творческие работы на итоговой
выставке, оценивать собственную
художественную деятельность и
деятельность своих одноклассников.
II.Реальность и фантазия (7 ч.)
Изображение и реальность.
Животные родного края.
1
Рассматривать, изучать и анализировать
строение различных животных.
Изображать животных, выделяя пропорции
частей тела. Передавать в изображении
характер выбранного животного.
Закреплять навыки работы от общего к
частному
Изображение и фантазия.
Сказочные существа.
1
Размышлять о возможностях изображения
как реального, так и фантастического мира.
Рассматривать слайды и изображения
реальных и фантастических животных
(русская деревянная и каменная резьба и
т.д.). Придумывать выразительные
фантастические образы животных.
Изображать сказочные существа путем
соединения воедино элементов разных
животных и даже растений. Развивать
навыки работы гуашью.
Украшения и реальность.
Паутинка.
1
Наблюдать и учиться видеть украшения в
природе. Эмоционально откликаться на
красоту природы. Создавать с помощью
графических материалов, линий
изображения различных украшений а
природе (паутинки, снежинки и т.д.).
Развивать навыки работы тушью, пером,
углем, мелом.
Украшения и фантазия. Кружева.
1
Сравнивать, сопоставлять природные
формы с декоративными мотивами в
кружевах, тканях, украшениях, на посуде.
Осваивать приемы создания орнамента:
повторение модуля, ритмическое
чередование элемента. Создавать
украшения (воротничок для платья, подзор,
12
закладка для книг и т.д.), используя узоры.
Работать графическими материалами
(роллеры, тушь, фломастеры) с помощью
линий различной толщены.
Мой дом.
1
Рассматривать природные конструкции,
анализировать их формы, пропорции.
Эмоционально откликаться на красоту
различных построек в природе. Осваивать
навыки работы с бумагой (закручивание,
надрезание, складывание склеивание).
Конструировать из бумаги формы
подводного мира. Участвовать в создании
коллективной работы.
Постройка и фантазия. Городок-
коробок.
1
Сравнивать, сопоставлять природные
формы с архитектурными постройками.
Осваивать приемы работы с бумагой.
Придумывать разнообразные конструкции.
Создавать макеты фантастических зданий,
фантастического города. Участвовать в
создании коллективной работы.
Постройка и фантазия. Городок-
коробок. Обобщение темы.
1
Повторять и закреплять полученные на
предыдущих уроках знания. Обсуждать
творческие работы на итоговой выставке
оценивать собственную художественную
деятельность и деятельность своих
одноклассников.
III.О чем говорит искусство (11 ч.)
Изображение природы в
различных состояниях.
1
Наблюдать и рассматривать животных в
различных состояниях. Давать устную
зарисовку-характеристику зверей. Входить
в образ изображаемого животного.
Изображать животного с ярко выраженным
характером и настроением. Развивать
навыки работы гуашью.
Изображение характера
животных.
1
Наблюдать и рассматривать животных в
различных состояниях. Давать устную
зарисовку-характеристику зверей. Входить
в образ изображаемого животного.
Изображать животного с ярко выраженным
характером и настроением. Развивать
навыки работы гуашью.
Изображение характера человека,
женский образ.
1
Создавать противоположные по характеру
сказочные женские образы (Золушка и злая
мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь,
добрая и злая волшебница), используя
живописные и графические средства.
Внешнее и внутреннее
содержание человека.
1
Создавать противоположные по характеру
сказочные женские образы (Золушка и злая
мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь,
добрая и злая волшебница), используя
живописные и графические средства.
13
Изображение характера человека,
мужской образ.
1
Характеризовать доброго и злого
сказочных герое. Сравнивать и
анализировать возможности и
использования изобразительных средств
для создания доброго и злого образов.
Учиться изображать эмоциональное
состояние человека. Создавать
живописными материалами выразительные
контрастные образы доброго или злого
героя (сказочные и былинные персонажи).
Эмоциональная и нравственная
оценка образа в его изображении.
1
Характеризовать доброго и злого
сказочных герое. Сравнивать и
анализировать возможности и
использования изобразительных средств
для создания доброго и злого образов.
Учиться изображать эмоциональное
состояние человека. Создавать
живописными материалами выразительные
контрастные образы доброго или злого
героя (сказочные и былинные персонажи).
Образ человека в скульптуре.
1
Сравнивать, сопоставлять выразительные
возможности различных художественных
материалов, которые применяются в
скульптуре (дерево, камень, металл и др.).
Развивать навыки создания образов из
целого куска пластилина. Овладевать
приемами работы с пластилином
(вдавливание, заминание, вытягивание,
защипление). Создавать в объеме
сказочные образы с ярко выраженным
характером.
Человек и его украшения.
Кокошники, доспехи.
1
Понимать роль украшения в жизни
человека. Сравнивать и анализировать
украшения, имеющие разный характер.
Создавать декоративные композиции
заданной формы (вырезать из бумаги
богатырские доспехи, кокошники,
воротники). Украшать кокошники, оружие
для добрых и злых сказочных героев и т.д.
О чем говорят украшения.
Сказочные паруса.
1
Сопереживать, принимать участие в
создании коллективного панно. Понимать
характер линии, цвета, формы, способных
раскрыть намерения человека. Украшать
паруса двух противоположных по
намерениям сказочных флотов.
Образ здания. Сказочные
постройки.
1
Учиться видеть художественный образ в
архитектуре. Приобретать навыки
восприятия архитектурного образа в
окружающей жизни и сказочных построек.
Приобретать опыт творческой работы.
Выражение человеком
отношения к миру. Обобщение
1
Повторять и закреплять полученные на
предыдущих уроках знания. Обсуждать
14
темы.
творческие работы на итоговой выставке,
оценивать собственную художественную
деятельность и деятельность
одноклассников.
IV. Как говорит искусство (8 ч.)
Теплые и холодные цвета.
1
Расширять знания о средствах
художественной выразительности. Уметь
составлять теплые и холодные цвета.
Понимать эмоциональную
выразительность теплых и холодных
цветов. Уметь видеть в природе борьбу и
взаимоотношение цвета. Осваивать
различные приемы работы кистью (мазок
«кирпичик», «волна», «пятнышко»).
Развивать колористическое навыки работы
гуашью. Изображать простые сюжеты с
колористическим контрастом (угасающий
костер вечером, сказочная жар-птица и
т.п.).
Тихие и звонкие цвета. Весенний
пейзаж.
1
Уметь составлять на бумаге тихие (глухие)
и звонкие цвета. Иметь представление об
эмоциональной выразительности цвета -
глухого и звонкого. Уметь наблюдать
многообразие и красоту цветовых
состояний в весенней природе. Изображать
борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов,
изображая весеннюю землю.
Что такое ритм линий? Весенние
ручьи.
1
Расширять знания о средствах
художественной выразительности. Уметь
видеть линии в окружающей
действительности. Фантазировать,
изображать весенние ручьи, извивающиеся
змейками, задумчивые, тихие и
стремительные (в качестве подмалевка –
изображение весенней земли). Развивать
навыки работы пастелью, восковыми
мелками.
Характер линий. Ветка дерева.
1
Уметь видеть линии в окружающей
действительности. Наблюдать,
рассматривать, любоваться весенними
ветками различных деревьев. Изображать
ветки деревьев с определенным характером
и настроением.
Ритм пятен. Пейзаж.
1
Расширять знания о средствах
художественной выразительности.
Понимать, что такое ритм. Развивать
навыки творческой в технике обрывной
аппликации.
Пропорции выражают характер.
1
Расширять знания о средствах
художественной выразительности.
Создавать выразительные образы
15
животных или птиц с помощью изменения
пропорций.
Ритм линий и пятен, цвет,
пропорции – средства
выразительности.
1
Понимать и закреплять полученные знания
и умения. Понимать роль взаимодействия
различных средств художественной
выразительности для создания того или
иного образа. Создавать коллективную
творческую работу (панно) «Весна. Шум
птиц». Сотрудничать с товарищами в
процессе совместной творческой работы,
уметь договариваться, объясняя замысел,
уметь выполнять работу в границах
заданной роли.
Обобщающий урок года.
1
Анализировать детские работы на
выставке, рассказывать о своих
впечатлениях от работ товарищей и
произведений художников. Понимать и
уметь называть задачи, которые решали в
каждой четверти.
3 класс (34 часа)
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Основные виды деятельности
I.Искусство в твоем доме (8 ч.)
Мастер Изображения,
Постройки, Украшения.
Художественные материалы.
1
Характеризовать и эстетически оценивать
разные виды игрушек, материалы, из
которых они сделаны. Понимать и
объяснять единство материала, формы и
внешнего оформления игрушек
(украшения).
Выявлять в воспринимаемых образцах
игрушек работу Мастеров Постройки,
Украшения и Изображения, рассказывать о
ней.
Учиться видеть и объяснять образное
содержание конструкции и украшения
предмета.
Создавать выразительную пластическую
форму игрушки и украшать ее, добиваясь
целостности цветового решения.
Твои игрушки.
1
Характеризовать и эстетически оценивать
разные виды игрушек, материалы, из
которых они сделаны. Понимать и
объяснять единство материала, формы и
внешнего оформления игрушек
(украшения).
Выявлять в воспринимаемых образцах
игрушек работу Мастеров Постройки,
Украшения и Изображения, рассказывать о
ней.
Учиться видеть и объяснять образное
16
содержание конструкции и украшения
предмета.
Создавать выразительную пластическую
форму игрушки и украшать ее, добиваясь
целостности цветового решения.
Посуда у тебя дома.
1
Характеризовать связь между формой,
декором посуды (ее художественным
образом) и ее назначением.
Уметь выделять конструктивный образ
(образ формы, постройки) и характер
декора, украшения (деятельность каждого
из Братьев-Мастеров в процессе создания
образа посуды).
Овладевать навыками создания
выразительной формы посуды и ее
декорирования в лепке, а также навыками
изображения посудных форм,
объединенных общим образным решением.
Обои и шторы у тебя дома.
1
Понимать роль цвета и декора в создании
образа комнаты.
Рассказывать о роли художника и этапах
его работы (постройка, изображение,
украшение) при создании обоев и штор.
Обретать опыт творчества и
художественно-практические навыки в
создании эскиза обоев или штор для
комнаты в соответствии с ее
функциональным назначением.
Мамин платок.
1
Воспринимать и эстетически оценивать
разнообразие вариантов росписи ткани на
примере платка.
Понимать зависимость характера узора,
цветового решения платка от то¬го, кому и
для чего он предназначен.
Знать и объяснять основные варианты
композиционного решения росписи платка
(с акцентировкой изобразительного мотива
в центре, по углам, в виде свободной
росписи), а также ха¬рактер узора
(растительный, геометрический)
Различать постройку (композицию),
украшение (характер декора), изображение
(стилизацию) в процессе создания образа
платка.
Обрести опыт творчества и художественно-
практические навыки в со¬здании эскиза
росписи платка (фрагмента), выражая его
назначение (для мамы, бабушки, сестры;
праздничный или повседневный).
Твои книжки.
1
Понимать роль художника и Братьев-
Мастеров в создании книги (многообразие
форм книг, обложка, иллюстрации,
17
буквицы и т.д.). Знать и называть
отдельные элементы оформления книги
(обложка, иллюстрации, буквицы).
Узнавать и называть произведения
нескольких художников-иллюстраторов
детской книги.
Создавать проект детской книжки-
игрушки. Овладевать навыками коллектив-
ной работы.
Открытки.
1
Понимать и уметь объяснять роль
художника и Братьев-Мастеров в создании
форм открыток, изображений на них.
Создавать открытку к определенному
событию или декоративную закладку
(работа в технике граттажа, графической
монотипии, аппликации или в смешанной
технике). Приобретать навыки выполнения
лаконичного выразительного изображения.
Труд художника для твоего дома.
Обобщение темы.
1
Участвовать в творческой обучающей игре,
организованной на уроке, в роли зрителей,
художников, экскурсоводов, Братьев-
Мастеров. Осознавать важную роль
художника, его труда в создании среды
жизни человека, предметного мира в
каждом доме. Уметь представлять любой
предмет с точки зрения участия в его
создании волшебных Братьев-Мастеров.
Эстетически оценивать работы
сверстников.
II.Искусство на улицах твоего города (7 ч.)
Памятки архитектуры.
1
Учиться видеть архитектурный образ,
образ городской среды.
Воспринимать и оценивать эстетические
достоинства старинных и современных
построек родного города (села).
Раскрывать особенности архитектурного
образа города.
Понимать, что памятники архитектуры —
это достояние народа, которое необходимо
беречь. Различать в архитектурном образе
работу каждого из Братьев-Мастеров.
Изображать архитектуру своих родных
мест, выстраивая композицию листа,
передавая в рисунке неповторимое
своеобразие и ритмическую
упорядоченность архитектурных форм.
Парки, скверы, бульвары.
1
Сравнивать и анализировать парки, скверы,
бульвары с точки зрения их разного
назначения и устроения (парк для отдыха,
детская площадка, парк-мемориал и др.).
Эстетически воспринимать парк как
18
единый, целостный художественный
ансамбль.
Создавать образ парка в технике коллажа,
гуаши или выстраивая объемно-
пространственную композицию из бумаги.
Овладевать приемами коллективной
творческой работы в процессе создания
общего проекта.
Ажурные ограды.
1
Воспринимать, сравнивать, давать
эстетическую оценку чугунным оградам в
Санкт-Петербурге и Москве, в родном
городе, отмечая их роль в украшении
города. Сравнивать между собой ажурные
ограды и другие объекты (деревянные
наличники, ворота с резьбой, дымники и
т.д.), выявляя в них общее и особенное.
Различать деятельность Братьев-Мастеров
при создании ажурных оград.
Фантазировать, создавать проект (эскиз)
ажурной решетки. Использовать ажурную
решетку в общей композиции с
изображением парка или сквера.
Волшебные фонари.
1
Воспринимать, сравнивать, анализировать
старинные фонари Москвы, Санкт-
Петербурга и других городов, отмечать
особенности формы и украшений.
Различать фонари разного эмоционального
звучания. Уметь объяснять роль художника
и Братьев-Мастеров при создании на-
рядных обликов фонарей. Изображать
необычные фонари, используя графические
средства или создавать необычные
конструктивные формы фонарей, осваивая
приемы работы с бумагой (скручивание,
закручивание, склеивание).
Витрины.
1
Понимать работу художника и Братьев-
Мастеров по созданию витрины как
украшения улицы города и своеобразной
рекламы товара. Уметь объяснять связь
художественного оформления витрины с
профилем магазина.
Фантазировать, создавать творческий
проект оформления витрины магазина.
Овладевать композиционными и
оформительскими навыками в процессе
создания образа витрины.
Удивительный транспорт.
1
Уметь видеть образ в облике машины.
Характеризовать, сравнивать, обсуждать
разные формы автомобилей и их
украшение. Видеть, сопоставлять и
объяснять связь природных форм с
инженерными
19
конструкциями и образным решением
различных видов транспорта.
Фантазировать, создавать образы
фантастических машин.
Обрести новые навыки в конструировании
из бумаги.
Труд художника на улицах твоего
города (села). Обобщение темы.
1
Осознавать и уметь объяснять
важную и всем очень нужную работу
художника и Мастеров Постройки,
Украшения и Изображения в создании
облика города. Создавать из отдельных
детских работ, выполненных в течение
четверти, коллективную композицию.
Овладевать приемами коллективной
творческой деятельности. Участвовать в
занимательной образовательной игре в
качестве экскурсоводов
III.Художник и зрелище (11 ч.)
Художник в цирке.
1
Понимать и объяснять важную роль
художника в цирке (создание красочных
декораций, костюмов, циркового реквизита
и т.д.). Придумывать и создавать красочные
выразительные рисунки или аппликации на
тему циркового представления, передавая в
них движение, характеры,
взаимоотношения между персонажами.
Учиться изображать яркое, веселое,
подвижное.
Художник в театре.
1
Сравнивать объекты, элементы театрально-
сценического мира, видеть в них
интересные выразительные решения,
превращения простых материалов в яркие
образы.
Понимать и уметь объяснять роль
театрального художника в создании
спектакля. Создавать «Театр на столе» —
картонный макет с объемными (лепными,
конструктивными) или плоскостными
(расписными) декорациями и бумажными
фигурками персонажей сказки для игры в
спектакль. Овладевать навыками создания
объемно-пространственной композиции.
Театр кукол.
1
Беседа об истоках развития кукольного
театра (Петрушка – герой ярмарочного
веселья), о разновидностях кукол:
перчаточные, тростевые, куклы-
марионетки.
Познакомиться с куклами из коллекции
С.Образцова.
Образ куклы, ее конструкция и
костюм.
1
Иметь представление о разных видах кукол
(перчаточные, тростевые, марионетки) и их
20
истории, о кукольном театре в наши дни.
Придумывать и создавать выразительную
куклу (характерную головку куклы,
характерные детали костюма,
соответствующие сказочному персонажу);
применять для работы пластилин, бумагу,
нитки, ножницы, куски ткани.
Использовать куклу для игры в кукольный
спектакль.
Маски.
1
Конструировать выразительные и
острохарактерные маски к театральному
представлению или празднику.
Искусство маски в театре и на
празднике. Грим.
1
Беседа о масках разных времён и народов.
Отмечать характер, настроение, выражение
в маске, а также выразительность формы и
декора, созвучные образу.
Объяснять роль маски в театре и на
празднике.
Афиша и плакат.
1
Иметь представление о назначении
театральной афиши, плаката (привлекает
внимание, сообщает название, лаконично
рассказывает о самом спектакле).
Уметь видеть и определять в афишах-
плакатах изображение, украшение и
постройку.
Иметь творческий опыт создания эскиза
афиши к спектаклю или цирковому
представлению, добиваться образного
единства изображения и текста.
Особенности языка плаката,
афиши.
1
Иметь представление о назначении
театральной афиши, плаката (привлекает
внимание, сообщает название, лаконично
рассказывает о самом спектакле). Уметь
видеть и определять в афишах-плакатах
изображение, украшение и постройку.
Иметь творческий опыт создания эскиза
афиши к спектаклю или цирковому
представлению; добиваться образного
единства изображения и текста. Осваивать
навыки лаконичного, декоративно-
обобщенного изображения (в процессе
создания афиши или плаката).
Праздник в городе.
1
Объяснять работу художника по созданию
облика праздничного города.
Фантазировать о том, как можно украсить
город к празднику Победы (9 Мая), Нового
года или на Масленицу, сделав его
нарядным, красочным, необычным.
Создавать в рисунке проект оформления
праздника.
Роль художника в создании
праздничного облика города.
1
Объяснять работу художника по созданию
облика праздничного города.
21
Фантазировать о том, как можно украсить
город к празднику Победы (9 Мая), Нового
года или на Масленицу, сделав его
нарядным, красочным, необычным.
Создавать в рисунке проект оформления
праздника.
Школьный карнавал. Обобщение
темы.
1
Понимать роль праздничного оформления
для организации праздника. Придумывать и
создавать оформление к школьным и
домашним праздникам. Участвовать в
театрализованном представлении или
веселом карнавале. Овладевать навыками
коллективного художественного
творчества.
IV.Художник и музей (8 ч.)
Музей в жизни города.
1
Понимать и объяснять роль
художественного музея, учиться понимать,
что великие произведения искусства
являются национальным достоянием.
Иметь представление и называть самые
значительные музеи искусств России
-Государственную Третьяковскую галерею,
Государственный русский музей, Эрмитаж,
Музей изобразительных искусств имени А.
С. Пушкина.
Иметь представление о самых разных
видах музеев и роли художника в создании
их экспозиций.
Картина – особый мир. Картина –
пейзаж.
1
Иметь представление, что картина — это
особый мир, созданный художником,
наполненный его мыслями, чувствами и
переживаниями.
Рассуждать о творческой работе зрителя, о
своем опыте восприятия произведений
изобразительного искусства.
Рассматривать и сравнивать картины-
пейзажи, рассказывать о настроении и
разных состояниях, которые художник
передает цветом (радостное, праздничное,
грустное, таинственное, нежное и т.д.).
Знать имена крупнейших русских
художников-пейзажистов. Изображать
пейзаж по представлению с ярко
выраженным настроением.
Выражать настроение в пейзаже цветом.
Картина – портрет.
1
Иметь представление об изобразительном
жанре — портрете и нескольких известных
картинах-портретах.
Рассказывать об изображенном на портрете
человеке (какой он, каков его внутренний
мир, особенности его характера).
22
Создавать портрет кого-либо из дорогих,
хорошо знакомых людей (родители,
одноклассник, автопортрет) по
представлению, используя выразительные
возможности цвета.
Картина – натюрморт.
1
Воспринимать картину-натюрморт как
своеобразный рассказ о человеке —
хозяине вещей, о времени, в котором он
живет, его интересах.
Понимать, что в натюрморте важную роль
играет настроение, которое художник
передает цветом.
Изображать натюрморт по представлению
с ярко выраженным настроением
(радостное, праздничное, грустное и т.д.).
Развивать живописные и композиционные
навыки.
Знать имена нескольких художников,
работавших в жанре натюрморта.
Картины исторические и
бытовые.
1
Иметь представление о картинах
исторического и бытового жанра.
Рассказывать, рассуждать о наиболее
понравившихся (любимых) картинах, об их
сюжете и настроении.
Развивать композиционные навыки.
Изображать сцену из своей повседневной
жизни (дома, в школе, на улице и т.д.),
выстраивая сюжетную композицию.
Осваивать навыки изображения в
смешанной технике (рисунок восковыми
мелками и акварель).
Скульптура в музее и на улице.
1
Рассуждать, эстетически относиться к
произведению скульптуры, объяснять
значение окружающего пространства для
восприятия скульптуры. Объяснять роль
скульптурных памятников. Называть
несколько знакомых памятников и их
авторов, уметь рассуждать о созданных
образах. Называть виды скульптуры
(скульптура в музеях, скульптурные
памятники, парковая скульптура),
материалы, которыми работает скульптор.
Лепить фигуру человека или животного,
передавая выразительную пластику
движения.
Роль художественных выставок в
жизни людей.
1
Понимать и закреплять полученные знания
и умения.
Понимать роль взаимодействия различных
средств художественной выразительности
для создания того или иного образа.
Создавать коллективную творческую
работу (панно) «Весна. Шум птиц».
23
Сотрудничать с товарищами в процессе
совместной творческой работы, уметь
договариваться, объясняя замысел, уметь
выполнять работу в границах заданной
роли.
Художественная выставка.
Обобщение темы.
1
Участвовать в организации выставки
детского художественного творчества,
проявлять творческую активность.
Проводить экскурсии по выставке детских
работ.
4 класс (34 часа)
Тема урока
Кол-во
часов
Основные виды деятельности
I.Истоки родного искусства (8 часов)
Пейзаж родной земли.
(компановка)
1
Характеризовать красоту природы родного
края.
Характеризовать особенности красоты
природы разных климатических зон.
Изображать характерные особенности
пейзажа родной природы.
Использовать выразительные средства
живописи для создания образов природы.
Изображать российскую природу (пейзаж)
Пейзаж родной земли.
(цветовое решение)
1
Использовать выразительные средства
живописи для создания образов природы.
Изображать российскую природу (пейзаж)
Образ традиционного русского
дома (изба)
1
Рассуждать о роли природных условий в
характере традиционной культуры народа.
Рассказывать об избе, как образе
традиционного русского дома.
Рассказывать о воплощении в конструкции
и декоре избы космогонических
представлений – представлений о порядке
и устройстве мира.
Объяснять конструкцию избы и назначение
её частей. Понимать единство красоты и
пользы, единство функциональных и
духовных смыслов. Рассказывать об
украшениях избы и их значениях.
Характеризовать значимость гармонии
постройки с окружающим ландшафтом.
Изображать фасад избы.
Использовать материалы: гуашь, кисти,
бумага.
Деревня – деревянный мир
(создание ансамбля)
1
Рассказывать о деревянной архитектуре.
Раскрывать традиции конструирования и
декора избы в разных областях России.
Создавать образ традиционной деревни:
коллективное панно (объединение
индивидуальных работ)
Красота человека
1
Объяснять представление народа о красоте
24
(женский образ)
человека, связанное с традициями жизни и
труда в определённых природных и
исторических условиях.
Приобретать опыт эмоционального
восприятия традиционного народного
костюма.
Различать деятельность каждого из
Братьев-Мастеров (Мастера Изображения,
Мастера Украшения, Мастера Постройки)
при создании русского народного костюма.
Размышлять о традиционной одежде как о
выражении образа красоты человека
Красота человека (мужской
образ)
1
Воспевание труда в искусстве.
1
Характеризовать и эстетически оценивать
образы человека-труженика в
произведениях художников (А.Венецианов,
И.Аргунов, В.Суриков, В.Васнецов,
В.Тропинин, З.Серебрякова,
Б.Кустодиев).рассуждать об образе труда в
народной культуре.
Изображать сцены труда из крестьянской
жизни.
«Народные праздники».
(обобщение темы)
1
Рассказывать о празднике как о народном
образе радости и счастливой жизни.
Понимать роль традиционных народных
праздников в жизни людей.
Воспринимать и характеризовать образ
народного праздника в изобразительном
искусстве (Б.Кустодиев, К Юон,
Ф.Малявин и др.). Изображать
календарные праздники: осенний праздник
урожая, ярмарка; народные гулянья
связанные с приходом весны или концом
страды и др., используя гуашь, кисти,
листы бумаги..
II.Древние города нашей земли (7 часов)
Древнерусский город-крепость
1
Характеризовать образ древнего русского
города.
Объяснять значение выбора места для
постройки города. Описывать крепостные
стены и башни, въездные ворота.
Объяснять роль пропорций в
формировании конструктивного образа
города. Знакомиться с картинами русских
художников (А.Васнецова, И.Билибин,
Н.Рерих, С.Рябушкин и др.).
Создавать макет древнерусского города
(лепка крепостных стен и башен)
использовать материалы: пластилин, стеки.
Древние соборы
1
Составлять рассказ о соборах как о
святыни города, воплощении красоты,
25
могущества и силы государства, как об
архитектурном и смысловом центре города.
Раскрывать особенности кострукции и
символики древне-русского каменного
храма, объяснять смысловое значение
постройки, украшения и изображения в
здании храма. Создавать макет здания
древнерусского каменного храма.
Использовать материалы: пластилин,
стеки, коробки, ножницы, клей.
Города Русской земли.
1
Называть основные структурные части
города: Кремль, торг, посад. Рассказывать о
размещении и характере жилых построек,
их соответствии сельскому деревянному
дому с усадьбой.
Рассказывать о монастырях как о
произведении архитектуры и их роли в
жизни древних городов.
Рассказывать о жителях древнерусских
городов, о соответствии их одежды
архитектурно-предметной среде.
Изображение древнерусского города
(внешний или внутренний вид города).
Использовать материалы: тушь, палочка.
Новгород. Псков. Владимир.
Суздаль. Москва.
1
Определять общий характер и
архитектурное своеобразие разных
городов.
Рассказывать о старинном архитектурном
образе Новгорода, Пскова, Владимира,
Суздаля, Москвы. Характеризовать особый
облик города, сформированный историей и
характером деятельности жителей.
Рассказывать о храмах-памятниках в
Москве: о Покровском соборе (храм
Василия Блаженного) на Красной площади,
о каменной шатровой церкви Вознесения в
Коломенском.
Древнерусские воины защитники
1
Рассказывать об образе жизни людей
древнерусского города; о князе и его
дружине, о торговом люде.
Характеризовать одежду и оружие воинов:
их форму и красоту. Определять значение
цвета в одежде, символические значения
орнаментов. Развивать навыки
ритмической организации листа,
изображения человека.
Изображать древнерусских воинов,
княжескую дружину.
Использовать материалы: гуашь и кисти
или мелки, бумагу.
Узорочье теремов
1
Рассказывать о росте и измерении
назначения городов – торговых и
26
ремесленных центров.
Иметь представление о богатом украшении
городских построек, о теремах, княжеских
дворцах, боярских палатах, городских
усадьбах.
Объяснять отражение природной красоты в
орнаментах (преобладание растительных
мотивов).
Изображать интерьер теремных палат.
Использовать материалы: листы бумаги для
панно (бумага тонированная или цветная),
гуашь, кисти.
Пир в теремных палатах
(обобщение темы)
1
Объяснять роль постройки, украшения и
изображения в создании образа
древнерусского города. Изображать
праздник в интерьере царских или
княжеских палат, участников пира (бояр,
боярынь, музыкантов, царских стрельцов,
прислужников).
Изображать посуду на праздничных столах.
Использовать материалы: гуашь, кисти,
бумагу, ножницы, клей.
III.Каждый народ - художник (11 часов)
Страна восходящего солнца.
Образ японских построек.
1
Рассказывать о художественной культуре
Японии, как об очень целостной,
экзотичной и в то же время вписанной в
современный мир. Умение видеть
бесценную красоту каждого маленького
момента жизни, внимание к красоте
деталей, их многозначность и
символический смысл.
Рассказывать о традиционных постройках:
о лёгких сквозных конструкциях построек
с передвижными ширмами, отвечающих
потребности быть в постоянном контакте с
природой. Изображать природу через
характерные детали.
Использовать материалы: листы мягкой
(можно обёрточной) бумаги, обрезанные
как свиток, акварель (или жидко взятая
гуашь), тушь, мягкая кисть.
Страна восходящего солнца.
Отношение к красоте природы в
японской культуре.
1
Объяснять особенности изображения,
украшения и постройки в искусстве
Японии.
Называть традиционные праздники:
«Праздник цветения вишни-сакуры»,
«Праздник хризантем» и др.
Изображать природу через характерные
детали для японских художников.
Использовать материалы: листы бумаги,
гуашь или акварель, пастель, карандаши.
27
Страна восходящего солнца.
Изображение японок в
национальной одежде
1
Характеризовать образ женской красоты –
изящные ломкие линии, изобразительный
орнамент росписи японского платья-
кимоно, отсутствие интереса к
индивидуальности лица. Называть
характерные особенности японского
искусства: графичность, хрупкость и
ритмическая асимметрия. Изображать
японок в кимоно, передавать характерные
черты лица, причёски, волнообразные
движения фигуры.
Искусство народов гор и степей.
1
Рассказывать о разнообразии природы
нашей планеты и способности человека
жить в самых разных природных условиях.
Объяснять связь художественного образа
культуры с природными условиями жизни
народа. Видеть изобретательность человека
в построении своего мира. Называть
природные мотивы орнамента, его связь с
разнотравным ковром степи. Изображать
жизнь в степи и красоты пустых
пространств (развитие живописных
навыков). Использовать материалы: гуашь,
кисти, бумагу.
Народы гор и степей.
1
Изображать жизнь в степи и красоты
пустых пространств (развитие живописных
навыков)
Образ художественной культуры
средней Азии.
1
Рассказывать о городах средней Азии.
Видеть орнаментальный характер
культуры. Создавать образ древнего
среднеазиатского города (аппликация на
цветной бумаге или макет основных
архитектурных построек). Использовать
материалы: цветная бумага, мелки,
ножницы, клей.
Древняя Эллада.
Образ художественной культуры
Древней Греции.
Древнегреческая архитектура
1
Рассказывать об особом значении
искусства Древней Греции для культуры
Европы и России. Определять храм как
совершенное произведение разума
человека и украшение пейзажа.
Видеть красоту построения человеческого
тела – «архитектуру» тела, воспетую
греками.
Изображать греческий храм
(полуобъёмные или плоские аппликации)
для панно или объёмное моделирование из
бумаги. Использовать материалы: бумагу,
ножницы, клей; гуашь, кисти.
Древняя Эллада.
Образ художественной культуры
Древней Греции (панно)
1
Рассказывать о повседневной жизни.
Называть праздники: Олимпийские игры,
праздник ВеликихПанафиней.
Определять особенности изображения,
28
украшения и постройки в искусстве
древних греков. Преобретать навыки
создания коллективного панно
«Древнегреческий праздник» (пейзаж,
храмовые постройки, праздничное шествие
или Олимпийские игры).
Использовать материалы: бумагу,
ножницы, клей; гуашь, кисти.
Европейские города
средневековья.
Образ художественной культуры
средневековой Западной Европы.
(готика)
1
Знакомиться с образом готических городов
средневековой Европы: узкие улицы и
сплошные фасады каменных домов. Видеть
красоту готического храма, его величие и
устремлённость вверх, готические витражи
и производимое ими
впечатление.Рассказывать о ратуше и
центральной площади города, о городской
толпе, сословном разделении людей.
Рассматривать средневековые готические
костюмы, их вертикальные линии,
удлинённые пропорции. Подготовительный
этап: изучать архитектуру, одежду человека
и его окружение (предметный мир)
европейских городов средневековья.
Европейские города
средневековья.
Одежда и предметы быта
горожан средневековья
1
Видеть единство форм костюма и
архитектуры, общее в их конструкции и
украшениях. Создавать панно «Площадь
средневекового города» (или «Праздник
цехов ремесленников на городской
площади»).
Использовать материалы: цветную и
тонированную бумагу, гуашь, кисти (или
пастель), ножницы, клей.
Многообразие художественных
культур в мире (обобщение темы)
1
Рассуждать о богатстве и многообразии
художественных культур народов мира.
Объяснять влияние особенностей природы
на характер традиционных построек,
гармонию жилья с природой, образ
красоты человека, народные праздники
(образ благополучия, красоты, счастья в
представлении этого народа).
Осознать как прекрасное то, что
человечество столь богато разными
художественными культурами. Участвовать
в выставке работ и беседе на тему
«Каждый народ - художник».
Понимать разности творческой работы в
разных культурах.
IV.Искусство объединяет народы (8 часов)
Все народы воспевают
материнство
1
Рассказать о своих впечатлениях от
общения с произведениями искусства,
анализировать выразительные средства
29
произведений.
Развивать навыки творческого восприятия
произведений искусства и
композиционного изображения.
Изображать (по представлению) образ
матери и дитя, их единства, ласки, т. е.
отношения друг к другу. Использовать
материалы: гуашь, кисти или пастель,
бумага.
Все народы воспевают мудрость
старости.
1
Наблюдать проявления духовного мира в
лицах близких людей.
Видеть выражение мудрости в
произведениях искусства (портреты
Рембрандта, автопортреты Леонардо да
Винчи, Эль Греко и т.д.).
Создавать изображение любимого
пожилого человека, передавать стремление
выразить его внутренний мир.
Использовать материалы: гуашь или
мелки, пастель, бумага.
Сопереживание – великая тема
искусства.
1
Рассуждать о том, что искусство разных
народов несёт в себе опыт сострадания,
сочувствия, вызывает сопереживание
зрителя.
Учиться видеть изображение печали и
страдания в искусстве.
Создавать рисунок с драматическим
сюжетом, придуманным автором (больное
животное, погибшее дерево и т. п.).
Использовать материалы: гуашь (чёрная
или белая), кисти, бумага.
Герои, боры и защитники.
1
быть героем-защитником. Изображать
событие, которое волнует сегодняшних
школьников.
Использовать материалы: гуашь, кисти,
бумага.
Все народы скорбят о павших за
справедливость и воспевают их
подвиг.
1
Рассуждать о том, сто все народы имеют
своих героев-защитников и воспевают их в
своём искусстве. Выполнять лепку эскиза
памятника герою. Использовать
материалы: пластилин, стеки, дощечка.
Юность и надежды
1
Рассуждать о том, что в искусстве всех
народов присутствуют мечта, надежда на
светлое будущее, радость молодости и
любовь к своим детям. Выполнять
изображение радости детства, мечты о
счастье, подвигах, путешествиях,
открытиях. Использовать материалы:
гуашь, кисти или мелки, бумага.
Искусство народов мира
(обобщение темы)
1
Рассказывать об особенностях
художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, об
30
особенностях понимания ими красоты.
Объяснять, почему многообразие
художественных культур (образов красоты)
является богатством и ценностью всего
мира.
Праздник искусства (обобщение
за год)
1
Участвовать в организации выставки
детского художественного творчества,
проявлять творческую активность.
Проводить экскурсии по выставке детских
работ.
Обсуждать и анализировать свои работ и
работы одноклассников с позиций
творческих задач, с точки зрения
выражения содержания в работе.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
Книгопечатная продукция
Программа «Изобразительное искусство» для 1—4 классов
общеобразовательных учреждений под редакцией и научным руководством
Б.М. Неменского. Авторы: Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева, Н.А. Горяева и
др. УМК «Школа России» Издательство «Просвещение».
УЧЕБНИКИ
Учебник для 1 класса «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, ты
украшаешь и строишь»;
Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство. Ты и искусство»;
Учебник для 3 класса «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас»;
Учебник для 4 класса «Изобразительное искусство. Каждый народ —
художник».
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ
Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство» Твоя мастерская. 1
класс Коротеева Е.И.
Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство» Искусство и ты"
для 2 класса. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. / Под ред.
Неменского Б.М.
Рабочая тетрадь к учебнику "Изобразительное искусство: Искусство вокруг
нас" для 3 класса Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. / Под.
ред. Неменского Б.М.
Рабочая тетрадь к учебнику "Изобразительное искусство:Твоя мастерская 4
класс Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:
Уроки изобразительного искусства, Поурочные разработки, 1-4 класс,
Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротеева Е.И., 2013.
Технические средства обучения
1. Классная (магнитная) доска.
2. Интерактивная доска (приставка).
3. Персональный компьютер с принтером.
4. Ксерокс.
31
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Альбомы по искусству
Книги о художниках и художественных музеях
Методические журналы по искусству
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства)
Примерная программа начального общего по изобразительному искусству
Рабочие программы по изобразительному искусству
Словарь искусствоведческих терминов
Учебно-наглядные пособия в виде таблиц
Учебники по изобразительному искусству
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Энциклопедии по искусству, справочные издания
Печатные пособия
Портреты русских и зарубежных художников
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному
искусству
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
Экранно-звуковые пособия
DVD-фильмы: памятники архитектуры; художественные музеи; народные промыслы
Презентации на CD-дисках: виды изобразительных (пластических) искусств; жанры
изобразительных искусств; стили и направления в искусстве; народные промыслы
Учебно-практическое оборудование
Краски акварельные
Краски гуашевые
Тушь
Ручка с перьями
Бумага А3, А4
Бумага цветная
Фломастеры
Восковые мелки
Пастель
Сангина
Уголь
Кисти беличьи
Емкости для воды
Стеки (набор)
Пластилин
Клей
Ножницы
Рамы для оформления работ
Модели и натурный фонд
Муляжи фруктов (комплект)
Изделия декоративно-прикладного искусства
Керамические изделия
Драпировки
Предметы быта
Игры и игрушки
Театральные маски
Маски
32
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
Корректировка
по
плану
факт.
причины
способы
устранени
я
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 часов)
1
Изображения всюду
вокруг нас.
1
2
Мастер Изображения
учит видеть.
1
3
Изображать можно
пятном
1
4
Изображать можно в
объёме.
1
5
Изображать можно
линией.
1
6
Разноцветные краски.
1
7
Изображать можно и то,
что невидимо
1
33
(настроение)
8
Художники и зрители
(обобщение темы)
1
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов)
9
Мир полон украшений.
1
10
Красоту надо уметь
замечать.
1
11
Узоры, которые создали
люди.
1
12
Узоры, которые создали
люди.
1
13
Как украшает себя
человек
1
14
Как украшает себя
человек
1
15
Мастер Украшения
помогает сделать
праздник.
1
16
Мастер Украшения
помогает сделать
праздник (обобщение
темы).
1
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 часов)
17
Постройки в нашей
жизни.
1
18
Дома бывают разными.
1
19
Домики, которые
построила природа.
1
20
Дом снаружи и внутри.
1
21
Строим город.
1
22
Строим город.
23
Всё имеет своё строение.
24
Строим вещи.
25
Строим вещи.
26
Город, в котором мы
живём.
27
Город, в котором мы
живём (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 часов)
28
Три Брата Мастера всегда
трудятся вместе.
29
«Сказочная страна».
Создание панно.
30
«Праздник весны».
Конструирование из
бумаги
31
Урок любования.
Умение видеть.
34
32
Здравствуй, лето!
(Обобщение темы)
Повторение (1 час)
33
Выставка работ.
Календарно-тематическое планирование. 2класс
№ п/п
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
Корректировка
по
плану
факт.
причины
способы
устранени
я
Как и чем работает художник ? (8 часов.)
1
Три основных цвета –
желтый, красный, синий.
1
2
Белые и черные краски
1
3
Цветные мелки и их
выразительные
возможности.
1
4
Аппликация из осенних
листьев.
1
5
Графические материалы.
Волшебный цветок.
1
6
Пластилин. Древний мир.
1
7
Выразительные
1
35
возможности бумаги.
8
Неожиданные материалы
(обобщение темы)
1
Реальность и фантазия (7 часов.)
9
Изображение и
реальность. Животные
родного края.
1
10
Изображение и фантазия.
Сказочные существа
1
11
Украшения и реальность.
Паутинка.
1
12
Украшения и фантазия.
Кружева.
1
13
Мой дом.
1
14
Постройка и фантазия.
Городок-коробок.
1
15
Постройка и фантазия.
Городок-коробок.
Обобщение темы.
1
О чем говорит искусство (11 часов.)
16
Изображение природы в
различных состояниях.
1
17
Изображение характера
животных.
1
18
Изображение характера
человека, женский образ.
1
19
Внешнее и внутреннее
содержание человека.
1
20
Изображение характера
человека, мужской образ.
1
21
Эмоциональная и
нравственная оценка
образа в его изображении.
1
22
Образ человека в
скульптуре.
1
23
Человек и его украшения.
Кокошники, доспехи.
1
24
О чем говорят украшения.
Сказочные паруса.
1
25
Образ здания. Сказочные
постройки.
1
26
Выражение человеком
отношения к миру.
Обобщение темы.
1
Как говорит искусство (8 часов.)
27
Теплые и холодные цвета.
1
28
Тихие и звонкие цвета.
Весенний пейзаж.
1
29
Что такое ритм линий?
Весенние ручьи.
1
36
30
Характер линий. Ветка
дерева.
1
31
Ритм пятен. Пейзаж.
1
32
Пропорции выражают
характер.
1
33
Ритм линий и пятен, цвет,
пропорции – средства
выразительности.
1
34
Обобщающий урок года.
1
Календарно-тематическое планирование 3класс
№ п/п
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
Корректировка
по
плану
факт.
причины
способы
устранени
я
Искусство в твоем доме (8 часов.)
1
Мастер Изображения,
Постройки, Украшения.
Художественные
материалы.
1
2
Твои игрушки.
1
3
Посуда у тебя дома.
1
4
Обои и шторы у тебя
дома.
1
5
Мамин платок.
1
37
6
Твои книжки.
1
7
Открытки.
1
8
Труд художника для
твоего дома. Обобщение
темы.
1
Искусство на улицах твоего города (7 часов.)
9
Памятки архитектуры.
1
10
Парки, скверы, бульвары.
1
11
Ажурные ограды.
1
12
Волшебные фонари.
1
13
Витрины.
1
14
Удивительный транспорт.
1
15
Труд художника на
улицах твоего города
(села). Обобщение темы.
1
Художник и зрелище (11 часов.)
16
Художник в цирке.
1
17
Художник в театре.
1
18
Театр кукол.
1
19
Образ куклы, ее
конструкция и костюм.
1
20
Маски.
1
21
Искусство маски в театре
и на празднике. Грим.
1
22
Афиша и плакат.
1
23
Особенности языка
плаката, афиши.
1
24
Праздник в городе.
1
25
Роль художника в
создании праздничного
облика города.
1
26
Школьный карнавал.
Обобщение темы.
1
Художник и музей (8 часов.)
27
Музей в жизни города.
1
28
Картина – особый мир.
Картина – пейзаж.
1
29
Картина – портрет.
1
30
Картина – натюрморт.
31
Картины исторические и
бытовые.
1
32
Скульптура в музее и на
улице.
1
33
Роль художественных
выставок в жизни людей.
1
38
34
Художественная
выставка. Обобщение
темы.
1
Календарно-тематическое планирование 4класс
№ п/п
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
Корректировка
по
плану
факт.
причины
способы
устранени
я
Истоки родного искусства (8 часов)
1
Пейзаж родной земли.
(компановка)
1
2
Пейзаж родной земли.
(цветовое решение)
1
3
Образ традиционного
русского дома (изба)
1
4
Деревня – деревянный
мир
1
39
(создание ансамбля)
5
Красота человека
(женский образ)
1
6
Красота человека
(мужской образ)
1
7
Воспевание труда в
искусстве.
1
8
«Народные праздники».
(обобщение темы)
1
Древние города нашей земли (7 часов)
9
Древнерусский город-
крепость
1
10
Древние соборы
1
11
Города Русской земли.
1
12
Новгород. Псков.
Владимир. Суздаль.
Москва.
1
13
Древнерусские воины
защитники
1
14
Узорочье теремов
1
15
Пир в теремных палатах
(обобщение темы)
1
Каждый народ - художник (11 часов)
16
Страна восходящего
солнца. Образ японских
построек.
1
17
Страна восходящего
солнца. Отношение к
красоте природы в
японской культуре.
1
18
Страна восходящего
солнца. Изображение
японок в национальной
одежде
1
19
Искусство народов гор и
степей.
1
20
Народы гор и степей.
1
21
Образ художественной
культуры средней Азии.
1
22
Древняя Эллада.
Образ художественной
культуры Древней
Греции.
Древнегреческая
архитектура
1
23
Древняя Эллада.
Образ художественной
культуры Древней Греции
(панно)
1
40
24
Европейские города
средневековья.
Образ художественной
культуры средневековой
Западной Европы.
(готика)
1
25
Европейские города
средневековья.
Одежда и предметы быта
горожан средневековья
1
26
Многообразие
художественных культур
в мире (обобщение темы)
1
Искусство объединяет народы (8 часов)
27
Все народы воспевают
материнство
1
28
Все народы воспевают
мудрость старости.
1
29
Сопереживание – великая
тема искусства.
1
30
Герои, боры и защитники.
1
31
Все народы скорбят о
павших за
справедливость и
воспевают их подвиг.
1
32
Юность и надежды
1
33
Искусство народов мира
(обобщение темы)
1
34
Праздник искусства
(обобщение за год)
1
41
42