Автор: Деккоева Анжелла Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОБОУ"АШИ №9"
Населённый пункт: Новгородская область Хвойнинский район деревня Мякишево
Наименование материала: доклад по самообразованию
Тема: Формирование механизмов компенсации у детей с ОВЗ через художественно–творческую деятельность.
Раздел: дополнительное образование
ГОБОУ «АШИ №9»
«Формирование механизмов компенсации у детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ), через художественно – творческую деятельность».
Составила воспитатель Деккоева Анжела Владимировна
Я
«Формирование механизмов компенсации у детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ), через художественно – творческую деятельность».
Эстетическое воспитание призвано развивать художественный вкус, облагораживать
человека. Эстетика способствует гармоническому развитию личности, умению правильно
оценивать прекрасное.
Главными направлениями эстетического воспитания:являются научить видеть красоту во
всех сферах жизни, готовить к художественному творчеству в области литературы,
музыки, живописи, театрального искусства. Тесно связаны друг с другом эстетика и
нравственность. Важным фактором эстетического восприятия мира человеком является
возникновение эстетических ситуаций, которые вызывают духовную радость,
наслаждение художественным образом.
Формирование эстетического отношения к труду – необходимый аспект общего
воспитательного процесса. Важный вклад в осуществление эстетического воспитания
вносят праздники, посвященные трудовым процессам.
Восприятие произведений театрального искусства и литературы, живописи, музыки
осуществляется лишь при создании особой психологической установки. Каждый из видов
искусства раскрывает те или иные стороны жизни. Красота форм и красок передается
живописью, связь человека с действительностью отражает литература, музыка передает
чувства человеческой души.
Большая роль в эстетическом воспитании детей отводится кино. Демонстрации детских
фильмов, мультфильмов положительно воздействуют на мировоззрение ребенка, на его
художественный вкус.
Важным звеном эстетического воспитания является изучение литературы, и в частности
поэзии. Особое внимание надо отвести читательским конференциям, часам поэзии,
игровой театрализованной деятельности, конкурсам чтецов.
Неотъемлемой частью эстетического воспитания является изучение музыки. Без музыки
не обходится ни один праздник.
Содержанием образовательной области «Искусство» является одна из форм культуры –
ИСКУССТВО, которое Л.С.Выготский назвал художественной концентрацией
действительности, орудием общества, посредством чего оно вовлекает в круг социальной
жизни самые интимные, самые личные стороны нашего существа. Именно с помощью
искусства мы получаем представление об этических и эстетических ценностях – добре,
истине, красоте…
Значение искусства в определении этических человеческих начал огромно, но мы должны
помнить, что оно небезгранично. Еще Аристотель отметил особую специфику
взаимодействия искусства и морали. У искусства нет способности превращать зло в
добро, но оно способно «прояснять» нравственное чувство человека, и именно это
«прояснение» способно изменить нравственные позиции человека и человечества в
целом. Эту особую способность «прояснения» можно назвать основным средством
нравственного воспитания и развития личности средствами искусства. Эстетическое
воспитание тесно переплетается с нравственным воспитанием, так как существует связь
между эстетическими и этическими ценностями. Любое воспитание предполагает
соотнесение внутриличностных позиций с прекрасным, к которому эта личность
стремится.
Я
Средством, способным решить все эти задачи, является искусство. Потому в системе
коррекционной работы с детьми с ОВЗ можно выделить основные направления
использования искусства в этой работе:
- психофизиологическое;
- психотерапевтическое;
- психологическое;
- социально – педагогическое.
1. Психофизиологическое направление, связанное с коррекцией
психосоматических нарушений.
2. Психотерапевтическое направление, связанное с воздействием на
когнитивную и эмоциональную сферу.
3. Психологическое направление, выполняющее катарсистическую,
регулятивную, коммуникативную.
4. Социально – педагогическое направление, связанное с развитием
эстетических потребностей, расширением общего и художественно –
эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей
ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.
В системе психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья можно выделить два взаимосвязанных и взаимодополняющих направления:
- артпедагогика
- арттерапия.
Артпедагогика или художественная педагогика, по отношению к специальному
образованию – это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики).
Обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-
направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и
вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и
художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную,
художественно-речевую, театрализовано-игровую). Включающая в себя все общепринятые
педагогические принципы и методы.
Цель артпедагогики является художественное развитие детей с ОВЗ и формирование
основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.
Основные задачи артпедагогики:
Я
- культурологическая – обусловленная объективной связью личности с культурой как
системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной
культуры, становления ее творцом.
- образовательная – направленная на развитие личности и освоение ею действительности
посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и
практических навыков в художественно-творческой деятельности.
- воспитательная – формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-
рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с
помощью искусства.
- коррекционная – содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков
в развитии.
И тесно связанная с ней арттерапия, которая имеет несколько значений:
- рассматривается как совокупность видов искусства;
- используемых в лечении и коррекции;
- как комплекс арттерапевтических методик;
- как направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;
- как метод.
Арттерапия применительно к специальному образованию как синтез несколько областей
научного знания (искусства, медицины и психологии). А в лечебной и
психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении
разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью
стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с
проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических,
психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Арттерапия влючает в себя много видов, для своей работы я выбрала такие виды как:
- музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется как в лечебных так и в
коррекционных целях.
- фототерапии – использование фотоматериалов и слайдов в работе.
- игровая терапия – метод коррекции посредством игры.
- изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной
деятельности
- библиотерапия – воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции.
- работа с семьей – восстановление механизмов интеграции семьи и коррекция
неэффективной родительской позиции.
Я
Систематизация разных видов арттерапии основывается на специфике каждого вида
искусства.
Формы организации индивидуальная и групповая. Каждая из этих форм может быть
представлена в трех видах:
1.
рецептивная – пассивная
2.
активная – активное участие ребенка
3.
интегративная – сочетание рецептивной и активной.
Арттерапия имеет свои общие функции для использования в работе с детьми, имеющими
ограниченные возможности здоровья:
- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);
- регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических
процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
- коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения,
формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
В своей работе я использую функции и виды арттерапии – ведь это благодатная почва для
коррекционной работы. Вся эта работа имеет положительные результаты для развития и
адаптации личности таких учащихся в современном социуме: созданы комфортные
условия для обучения и развития таких детей. А они, в свою очередь, имеют
определенные успехи в своём развитии; родители нашли контакт со школой, с
пониманием относятся к школьным проблемам своих детей, постоянно контактируют с
учителем и воспитателем.
Для себя я поставила задачи в данной работе:
выявление с помощью индивидуального подхода к каждому ребенку его
творческого потенциала;
развивать способности учащихся в самых различных видах досуговой
деятельности;
воспитание умения видеть особенности мира окружающей природы;
понимать красоту и особенность народных ремесел;
создание условий для равного проявления учащимися группы своих
индивидуальных способностей;
развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться
своим успехам и успехам своих товарищей, и огорчаться за чужие неудачи;
использование досуговой деятельности как средства развитие эстетических умений
учащихся и становление этических понятий.
Положительные и отрицательные эмоции, соуправление, самовоспитание, способности,
творчество, культура коммуникации, речь и речевое общение, пластика, умение слушать и
слышать человека, смотреть и видеть внутренняя и внешняя культура.
Используя в своей работе педагогические технологии, с одной стороны, всегда ставится
перед собой цель наиболее эффективного развития детей, а с другой стороны –
корректировки эмоционально-волевой сферы детей. Использование коррекционных
педагогических технологий, взятых в полном объеме или применяемых поэлементно, но
систематически, позволит педагогу наиболее успешно решать свои профессиональные
задачи.
Я
Я продолжаю изучать опыт работы Татьяны Геннадьевны Неретиной канд.пед.наук,
доцент кафедры педагогики начального образования и педагогической валеологии
Магнитогорского государственного университета. Также интересен опыт работы Нины
Ивановны Пьянковой, Юлии Александровны Вакуленко, Татьяны Николаевны Назаровой.
Содержит разнообразный методический, справочный, информационный материал. При
разработке вопросов эстетического воспитания средствами изобразительного искусства
большую помощь педагогу могут оказать исследования в области психологии
эстетического воспитания и творческого воображения: Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьева,
Б.М.Теплова, Б.Ф.Ломова, Е.И.Игнатьева, А.А.Люблинской, В.И.Кириенко, Н.Н.Волков,
Л.М.Якобсона и др.
Ежегодно учащиеся принимают активное участие в школьных, районных, областных,
всероссийских конкурсах. Идет планомерное накопление материалов; все проведенные
мероприятия отражены в фотоматериалах и школьном сайте. В течении учебного года
учащиеся принимают активное участие в школьных, районных, областных мероприятиях.
Совместно с воспитателями проводят общешкольные праздники «Парад осени»,
«Осенние, зимние, весенние и летние именинники», «День матери», «Приключение у
новогодней елки», «День Святого Валентина», «День защитника Отечества», «8 марта
женский день», «День книги», «День смеха», «Митинг, посвященный 9 мая», «Последний
звонок» и т.д. К каждому празднику дети рисуют поздравительные газеты, открытки, на
свободную тематику «Времена года», «Мой родной край», делают поделки на выставку из
природного материала, к новому году делают из бумаги поделки (оригами) для
оформления помещений. Дети с желанием читают стихотворения, танцуют, исполняют
песни соответственно тематике проводимых мероприятий.
Работа по эстетическому воспитанию детей с нарушением интеллекта тесно связана со
всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и
результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание эстетического
отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности
ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для того чтобы научиться понимать
прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления
элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо
определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Я