Автор: Дунаева Ксения Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №655 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: город Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Проблемы формирования коммуникативной готовности дошкольников к обучению в школе"
Раздел: дошкольное образование
«Проблемы формирования коммуникативной готовности
дошкольников к обучению в школе»
Дунаева Ксения Владимировна
ГБОУ школа №655 Приморского района СПб
Коммуникативная
готовность
к
школе
воспитанников
дошкольного
образовательного
учреждения
–
сложная
междисциплинарная
проблема,
которой
посвящен
целый
ряд
психолого–педагогических
исследований,
изучающих
коммуникативную
культуру,
коммуникативные
способности,
готовность
к
школе
воспитанников
ДОО,
проблемы
межличностных
отношений.
Современные процессы общественного развития обуславливают изменение
приоритетов образования. Все большее значение приобретает поиск новых
путей
обучения
и
воспитания,
направленных
на
формирование
коммуникативной
готовности
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Развитие коммуникативной способности ребенка, то есть умения общаться со
сверстниками и взрослыми, является одной из важнейших задач дошкольного
периода. В настоящее время у
воспитанников наблюдаются трудности в
общении,
как
со
взрослыми,
так
и
со
сверстниками.
В
работах
таких
знаменитых исследователей, как В.С Бабич, В.С Мухина, У.В. Ульенкова
подтверждена эта проблема.
Дошкольный возраст содержит в себе глубокие потенциальные возможности,
которые позволяют будущему школьнику быть выразительным, свободным в
общении, лучше понимать внутренний мир других людей.
Проблема
формирования
коммуникативной
готовности
к
школе
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
интенсивно
разрабатывается
как
российскими, так и зарубежными учеными.
Всегда
актуальным является
развитие
у
дошкольников
потребности
в
общении
с
другими,
умение
подчиняться
интересам
и
обычаям
детской
группы,
развивающиеся
способности
поддерживать
положительную
мотивацию на общение.
Эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе,
являющейся,
в
свою
очередь,
одной
из
важнейших
задач
дошкольного
воспитания.
В реальной школьной жизни это проявляется в гармоничном взаимодействии
ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, это умение
задать
учителю
вопрос
по
существу,
спокойно
выразить
несогласие,
попросить
о
помощи
или
самому
предложить
ее,
умение
поддержать
и
сопереживать сверстнику. Дети, которые овладели этими навыками успешно
адаптируется
в
коллективе
школьников,
и
имеют
все
предпосылки
к
успешной самореализации.
Останавливая
свое
внимание
на
интеллектуальном
развитии
ребенка
в
старшем
дошкольном
возрасте,
родители,
воспитатели
упускают
из
виду
формирование
таких
коммуникативных
навыков,
как
умение
слушать
и
выполнять
инструкции
взрослого,
умение
подчинять
свое
поведение
требованиям детской группы, менять социальные роли в детском коллективе.
Коммуникативная готовность очень важна, так как ребенок, приходя в школу
окунается
в
среду,
изобилующую
постоянными
контактами
как,
со
взрослыми - учителями, другими взрослыми людьми, так и со сверстниками -
одноклассниками,
другими
детьми.
Этот
компонент
психологической
готовности
предполагает
сформированность
двух
характерных
для
рассматриваемого
возрастного
периода
форм
общения
–
умение
взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками
Ребенок
должен
иметь
навыки
взаимодействия
как
со
взрослыми
(учителями), так и со сверстниками. В общении с взрослыми ребенок должен
осознавать
фон
общения
и
уметь
правильно
принять
решение
в
выборе
нужного поведения. Например, знать, когда можно вставать во время урока и
следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам и так далее.
Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во-первых,
ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другими детьми.
Во-вторых,
ребенок
должен
достаточно
спокойно
себя
чувствовать
в
условиях конкуренции, ведь школьная жизнь - это соревнование.
Сегодня коммуникативная готовность должна рассматриваться как одно из
главных обязательных условий готовности ребенка к школе. Это как раз та
область, где личность ребенка проявляется наиболее ярко. Уже в группе
детского
сада
между
детьми
возникает
множество
конфликтов,
которые
свидетельствуют о неправильном развитии межличностных отношений. Как
правило,
проблемы
и
конфликты
между
детьми
порождают
острые
переживания обиды, неприязнь, зависть, злость, страх. У детей наблюдаются
недостаточно
сформированные
умения
распознавать
и
описывать
свои
эмоции,
а
также
выражать
свое
эмоциональное
состояние
социально
приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской
группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые
вытекают
в
тревожность,
гиперактивность,
застенчивость,
агрессивность,
замкнутость и т.д. Такие переживания могут стать серьезным препятствием
для развития у детей потребности в общении с другими, умения подчиняться
интересам и обычаям детской группы, способности справляться с ролью
школьника в ситуации школьного обучения.
На современном этапе воспитания детей произошли изменения и в семейном
воспитании, которое является основным фундаментом подготовки ребенка к
новым этапам жизни. Современное общество склонно растить «ребенка –
потребителя». Такой ребенок не стремится в школе приобрести новый опыт и
знания, его поведение основано на удовлетворении своих потребностей.
Соответственно
следует
уделять
особое
внимание
работе
с
родителями
воспитанников, направлять их на правильное общение со своими детьми, на
формирование
в
ребенке
позиций
сотрудничества
и
сотворчества
в
коллективе, а не позиции потребителя. Необходимо проводить для родителей
круглые
столы;
беседы;
консультации;
открытые
занятия;
семинары;
совме стные
мероприятия.
Необходимо иметь
представление
о
характеристиках портрета выпускника детского сада, те качества, которыми
он должен обладать: нацеленность на результат, уверенность в собственных
силах,
доброжелательность,
уважение
к
старшим
и
сверстникам,
любознательность, физическая подготовленность, интеллектуально развитый,
умение слушать и слышать, готовность отвечать за свои поступки, желание
идти в школу, а также важное место занимает сотворчество и сотрудничество.
Только
понимая
и
представляя
нужные
характеристики
и
действуя
целенаправленно можно получить положительный результат.
Успешное
решение
задач
развития
личности
ребёнка,
повышения
эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во
многом
определяется
тем,
насколько
верно
учитывается
уровень
подготовленности детей к школьному обучению.
Готовность
к
обучению
в
школе
рассматривается
как
комплексная
характеристика
ребёнка,
в
которой
раскрываются
уровни
развития
психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками
для
нормального
включения
детей
в
новую
социальную
среду
и
для
формирования у них предпосылок учебной деятельности.
Учитывая
и
используя
вышесказанное
в
деятельности
педагога
можно
выработать и сформировать умение распознавать эмоции других и владеть
своими
чувствами;
позитивное
отношение
к
другим
людям;
умение
сопереживать
-
радоваться
чужим
радостям
и
огорчаться
из-за
чужих
огорчений;
умение
выражать
свои
потребности
и
чувства
с
помощью
вербальных
и
невербальных
средств;
умение
взаимодействовать
и
сотрудничать, а также отмечается активное
участие и заинтересованность
родителей в процессе формирования у детей коммуникативных умений.
В
результате
целенаправленных
усилий
воспитателей
и
родителей
дети
обретают
способность
хорошо
ориентироваться
во
взаимоотношениях
с
окружающими, приобретают навык понимания и эмпатии к эмоциональному
настроению
окружения,
обучаются
сопереживанию
и
отзывчивости.
Целенаправленное
развитие
коммуникативных
навыков
совместными
усилиями дает существенное обогащение коммуникативного опыта детей и
способно нейтрализовать многие проблемы.