Напоминание

"Проблемы формирования коммуникативной готовности дошкольников к обучению в школе"


Автор: Дунаева Ксения Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №655 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: город Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Проблемы формирования коммуникативной готовности дошкольников к обучению в школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Проблемы формирования коммуникативной готовности

дошкольников к обучению в школе»

Дунаева Ксения Владимировна

ГБОУ школа №655 Приморского района СПб

Коммуникативная

готовность

к

школе

воспитанников

дошкольного

образовательного

учреждения

сложная

междисциплинарная

проблема,

которой

посвящен

целый

ряд

психолого–педагогических

исследований,

изучающих

коммуникативную

культуру,

коммуникативные

способности,

готовность

к

школе

воспитанников

ДОО,

проблемы

межличностных

отношений.

Современные процессы общественного развития обуславливают изменение

приоритетов образования. Все большее значение приобретает поиск новых

путей

обучения

и

воспитания,

направленных

на

формирование

коммуникативной

готовности

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Развитие коммуникативной способности ребенка, то есть умения общаться со

сверстниками и взрослыми, является одной из важнейших задач дошкольного

периода. В настоящее время у

воспитанников наблюдаются трудности в

общении,

как

со

взрослыми,

так

и

со

сверстниками.

В

работах

таких

знаменитых исследователей, как В.С Бабич, В.С Мухина, У.В. Ульенкова

подтверждена эта проблема.

Дошкольный возраст содержит в себе глубокие потенциальные возможности,

которые позволяют будущему школьнику быть выразительным, свободным в

общении, лучше понимать внутренний мир других людей.

Проблема

формирования

коммуникативной

готовности

к

школе

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

интенсивно

разрабатывается

как

российскими, так и зарубежными учеными.

Всегда

актуальным является

развитие

у

дошкольников

потребности

в

общении

с

другими,

умение

подчиняться

интересам

и

обычаям

детской

группы,

развивающиеся

способности

поддерживать

положительную

мотивацию на общение.

Эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе,

являющейся,

в

свою

очередь,

одной

из

важнейших

задач

дошкольного

воспитания.

В реальной школьной жизни это проявляется в гармоничном взаимодействии

ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, это умение

задать

учителю

вопрос

по

существу,

спокойно

выразить

несогласие,

попросить

о

помощи

или

самому

предложить

ее,

умение

поддержать

и

сопереживать сверстнику. Дети, которые овладели этими навыками успешно

адаптируется

в

коллективе

школьников,

и

имеют

все

предпосылки

к

успешной самореализации.

Останавливая

свое

внимание

на

интеллектуальном

развитии

ребенка

в

старшем

дошкольном

возрасте,

родители,

воспитатели

упускают

из

виду

формирование

таких

коммуникативных

навыков,

как

умение

слушать

и

выполнять

инструкции

взрослого,

умение

подчинять

свое

поведение

требованиям детской группы, менять социальные роли в детском коллективе.

Коммуникативная готовность очень важна, так как ребенок, приходя в школу

окунается

в

среду,

изобилующую

постоянными

контактами

как,

со

взрослыми - учителями, другими взрослыми людьми, так и со сверстниками -

одноклассниками,

другими

детьми.

Этот

компонент

психологической

готовности

предполагает

сформированность

двух

характерных

для

рассматриваемого

возрастного

периода

форм

общения

умение

взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками

Ребенок

должен

иметь

навыки

взаимодействия

как

со

взрослыми

(учителями), так и со сверстниками. В общении с взрослыми ребенок должен

осознавать

фон

общения

и

уметь

правильно

принять

решение

в

выборе

нужного поведения. Например, знать, когда можно вставать во время урока и

следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам и так далее.

Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во-первых,

ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другими детьми.

Во-вторых,

ребенок

должен

достаточно

спокойно

себя

чувствовать

в

условиях конкуренции, ведь школьная жизнь - это соревнование.

Сегодня коммуникативная готовность должна рассматриваться как одно из

главных обязательных условий готовности ребенка к школе. Это как раз та

область, где личность ребенка проявляется наиболее ярко. Уже в группе

детского

сада

между

детьми

возникает

множество

конфликтов,

которые

свидетельствуют о неправильном развитии межличностных отношений. Как

правило,

проблемы

и

конфликты

между

детьми

порождают

острые

переживания обиды, неприязнь, зависть, злость, страх. У детей наблюдаются

недостаточно

сформированные

умения

распознавать

и

описывать

свои

эмоции,

а

также

выражать

свое

эмоциональное

состояние

социально

приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской

группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые

вытекают

в

тревожность,

гиперактивность,

застенчивость,

агрессивность,

замкнутость и т.д. Такие переживания могут стать серьезным препятствием

для развития у детей потребности в общении с другими, умения подчиняться

интересам и обычаям детской группы, способности справляться с ролью

школьника в ситуации школьного обучения.

На современном этапе воспитания детей произошли изменения и в семейном

воспитании, которое является основным фундаментом подготовки ребенка к

новым этапам жизни. Современное общество склонно растить «ребенка –

потребителя». Такой ребенок не стремится в школе приобрести новый опыт и

знания, его поведение основано на удовлетворении своих потребностей.

Соответственно

следует

уделять

особое

внимание

работе

с

родителями

воспитанников, направлять их на правильное общение со своими детьми, на

формирование

в

ребенке

позиций

сотрудничества

и

сотворчества

в

коллективе, а не позиции потребителя. Необходимо проводить для родителей

круглые

столы;

беседы;

консультации;

открытые

занятия;

семинары;

совме стные

мероприятия.

Необходимо иметь

представление

о

характеристиках портрета выпускника детского сада, те качества, которыми

он должен обладать: нацеленность на результат, уверенность в собственных

силах,

доброжелательность,

уважение

к

старшим

и

сверстникам,

любознательность, физическая подготовленность, интеллектуально развитый,

умение слушать и слышать, готовность отвечать за свои поступки, желание

идти в школу, а также важное место занимает сотворчество и сотрудничество.

Только

понимая

и

представляя

нужные

характеристики

и

действуя

целенаправленно можно получить положительный результат.

Успешное

решение

задач

развития

личности

ребёнка,

повышения

эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во

многом

определяется

тем,

насколько

верно

учитывается

уровень

подготовленности детей к школьному обучению.

Готовность

к

обучению

в

школе

рассматривается

как

комплексная

характеристика

ребёнка,

в

которой

раскрываются

уровни

развития

психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками

для

нормального

включения

детей

в

новую

социальную

среду

и

для

формирования у них предпосылок учебной деятельности.

Учитывая

и

используя

вышесказанное

в

деятельности

педагога

можно

выработать и сформировать умение распознавать эмоции других и владеть

своими

чувствами;

позитивное

отношение

к

другим

людям;

умение

сопереживать

-

радоваться

чужим

радостям

и

огорчаться

из-за

чужих

огорчений;

умение

выражать

свои

потребности

и

чувства

с

помощью

вербальных

и

невербальных

средств;

умение

взаимодействовать

и

сотрудничать, а также отмечается активное

участие и заинтересованность

родителей в процессе формирования у детей коммуникативных умений.

В

результате

целенаправленных

усилий

воспитателей

и

родителей

дети

обретают

способность

хорошо

ориентироваться

во

взаимоотношениях

с

окружающими, приобретают навык понимания и эмпатии к эмоциональному

настроению

окружения,

обучаются

сопереживанию

и

отзывчивости.

Целенаправленное

развитие

коммуникативных

навыков

совместными

усилиями дает существенное обогащение коммуникативного опыта детей и

способно нейтрализовать многие проблемы.



В раздел образования