Автор: Андреева Галина Николаевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Бутурлиновский механико–технологический колледж"
Населённый пункт: г. Бутурлиновка, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формы, виды и методы контроля знаний при изучении профессиональных модулей"
Раздел: среднее профессиональное
Формы, виды и методы контроля знаний при изучении
профессиональных модулей
Г.Н. Андреева
ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико-технологический колледж»
Контроль знаний и умение студентов - один из главных элементов учеб-
ного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффектив-
ность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки
специалистов. Благодаря контролю между преподавателем и студентом уста-
навливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвое-
ния учебного материала, действительный уровень владения системой знаний,
умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррек-
тивы в организацию учебного процесса.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором учебное содер-
жание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня це-
лостности. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивиду-
ализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельно-
сти, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся. Каждый мо-
дуль имеет свою дидактическую цель, которая означает:
- в модуле излагается принципиально важное содержание учебной ин-
формации;
- дается разъяснение к этой информации;
- определяются условия погружения в информацию;
- приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;
- указаны практические задания.
В своей работе для проведения контроля и оценки освоения профессио-
нальны и общих компетенций, при изучении ПМ 02 Производство мукомоль-
ной продукции я использую следующие формы и методы контроля и оценки.
Контроль и оценка освоения профессиональных компетенций
Результаты
(освоенные
профессиональны
е компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы
контроля и оценки
П К
2 . 1
Обеспечивать
работоспособность
оборудования
для
производства
муки
и манной крупы.
-
демонстрация
знаний
свойств
сырья,
аргументированность и точность определения
видов сырья;
-
демонстрация
применения
входной
документации;
-
соответствие
приемки
сырья
инструкциям,
правилам, действующим стандартам;
-
соответствие
заполненных
обра зц ов
производственных
лабораторных
журналов
установленным требованиям;
-
точность
и
обоснованность
выбора
технологического оборудования;
-
точность
и
обоснованность
отбора
проб
сырья для анализов;
-
качество
и
правильность
оформления
производственной
и
т е х н о л о г и ч е с ко й
документации
при
приемке,
размещении
и
переработке
сырья,
хранении
готовой
продукции;
-
выполнение
требований
инструкций
по
охране труда, технике безопасности, пожарной
безопасности;
-
демонстрация
умений
по
контролю
за
качеством хранящейся продукции;
- демонстрация умений по
проектированию
технологического
процесса
производства
мукомольной продукции;
Текущий контроль в
ф о р м е
з а щ и т ы
лабораторных
работ, практических
занятий;
н а б л ю д е н и е
з а
организацией
р а б о т ы
с
информацией;
контроль
решения
ситуационных
задач;
собеседование;
экспертная
проверка записей в
образцах
производственных
ж у р н а л а х
и л и
д н е в н и к а х
п р и
прохождении
практики
ПК 2.2
Устанавливать
и
контролировать
режимы
веде н ия
технологического
процесса
производства
муки
и манной крупы.
-
качество
и
правильность
оформления
производственной
и
т е х н о л о г и ч е с ко й
документации
при
приемке,
размещении
и
хранении готовой продукции;
-
демонстрация
умений
по
контролю
за
качеством хранящейся продукции;
-
демонстрация
умений
использования
в
производстве муки и манной крупы ресурсо- и
энергосберегающих технологий;
-
интерпретировать
расчет
и
п од б о р
технологического оборудования;
-
интерпретировать
параметры
оптимальной
работы оборудования;
Текущий контроль в
ф о р м е
з а щ и т ы
лабораторных
работ, практических
занятий;
н а б л ю д е н и е
з а
организацией
р а б о т ы
с
информацией;
контроль
решения
ситуационных
задач;
собеседование;
экспертная
проверка записей в
образцах
производственных
ж у р н а л а х
и л и
д н е в н и к а х
п р и
прохождении
практики
П К
2 . 3
Контролировать
качество
сырья
и
готовой
продукции
(муки
и
манной
крупы).
-
демонстрация
знаний
свойств
сырья
и
готовой
продукции,
аргументированность
и
точность определения видов сырья и готовой
продукции;
- демонстрация умений правильности подбора
режимов хранения сырья и готовой продукции;
-
выполнение
требований
инструкций
по
охране труда, технике безопасности, пожарной
безопасности;
-
демонстрация
умений
по
контролю
за
качеством
хранящихся
сырья
и
готовой
продукции;
-
д е м о н с т р а ц и я
у м е н и й
ко н т р о л я
технологических
процессов
по
всем
этапам
производства;
-
интерпретировать
схемы
автоматизации
основных
технологических
процессов
по
производству муки и манной крупы.
Текущий контроль в
ф о р м е
з а щ и т ы
лабораторных
работ, практических
занятий;
н а б л ю д е н и е
з а
организацией
р а б о т ы
с
информацией;
контроль
решения
ситуационных
задач;
собеседование;
экспертная
проверка записей в
образцах
производственных
ж у р н а л а х
и л и
д н е в н и к а х
п р и
прохождении
практики
П К
2 . 4
Р а с сч и т ы в ат ь
и
составлять
помольные смеси
-
демонстрация
умений
расчета
помольных
смесей различными методами;
- способы составления помольных смесей на
мукомольных производствах;
Текущий контроль в
ф о р м е
з а щ и т ы
лабораторных
работ, практических
занятий;
н а б л ю д е н и е
з а
организацией
р а б о т ы
с
информацией;
контроль
решения
ситуационных
задач;
собеседование;
экспертная
проверка записей в
образцах
производственных
ж у р н а л а х
и л и
д н е в н и к а х
п р и
прохождении
практики
Формы
и
методы
контроля
и
оценки
результатов
обучения
должны
позволять
проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций,
но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы
контроля и
оценки
ОК.1.
Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес
Суммирующее оценивание всех
показателей деятельности
студента за период обучения.
Демонстрация интереса к
будущей профессии
Наблюдение,
мониторинг, оценка
содержания
портфолио
студента
ОК.2.
Организовывать собственную
деятельность, определять методы
и способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество.
Выбор метода и способа
решения профессиональных
задач с соблюдением техники
безопасности и согласно
заданной ситуации.
Оценка эффективности и
качества выполнения согласно
заданной ситуации.
Осуществление самоконтроля в
процессе выполнения работы и
ее результатов.
Анализ результативности
использованных методов и
способов выполнения учебных
задач.
Адекватная реакция на
внешнюю оценку выполненной
работы.
Экспертная оценка
в процессе защиты
практических
работ, решения
ситуационных
задач.
Интерпретация
результатов
наблюдения за
деятельностью
обучающихся в
процессе освоения
образовательной
программы
ОК.3.
Принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность
Признание наличия проблемы и
адекватная реакция на нее.
Выстраивание вариантов
альтернативных действий в
случае возникновения
нестандартных ситуаций.
Грамотная оценка ресурсов,
необходимых для выполнения
заданий.
Расчет возможных рисков и
определение методов и способов
их снижения при выполнении
профессиональных задач.
Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающихся в
процессе деловых
и имитационных
игр.
Мониторинг и
рейтинг
выполнения работ
на учебной и
производственной
практиках
ОК. 4.
Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития
Нахождение и использование
разнообразных источников
информации.
Грамотное определение типа и
формы необходимой
информации.
Получение нужной информации
и сохранение ее в удобном для
работы формате.
Определение степени
достоверности и актуальности
информации.
Извлечение ключевых
фрагментов и основного
содержание из всего массива
Экспертное
наблюдение и
оценка
деятельности
обучающегося в
процессе
самостоятельной
работы.
Экспертная оценка
выполненной
домашней работы.
Подготовка
рефератов,
докладов, курсовой
проектирование,
информации.
Упрощение подачи информации
для ясности понимания и
представления.
использование
электронных
источников
ОК.5.
Использовать информационно-
коммуникационные технологии
для совершенствования
профессиональной деятельности.
Моделирование
профессиональной деятельности
с помощью прикладных
программных продуктов в
соответствии с заданной
ситуацией.
Работа на современном
технологическом оборудовании
Экспертная оценка
в процессе защиты
практических
работ, решения
ситуационных
задач.
ОК. 6.
Работать в коллективе и команде,
обеспечивать ее сплочение,
эффективно общаться с
коллегами, руководством,
потребителями.
Положительная
оценка
вклада
ч л е н о в
к о м а н д ы
в
общекомандную работу.
Передача
информации,
идей
и
опыта членам команды.
Формирование
понимания
членами
команды
личной
и
коллективной ответственности.
Демонстрация собственной
деятельности в условиях
коллективной и командной
работы в соответствии с
заданной ситуацией
Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающихся в
процессе деловых
и имитационных
игр, групповой
работы при
выполнении
практических
работ.
ОК.7.
Ставить цели, мотивировать
деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать
их работу с принятием на себя
ответственности за результат
выполнения заданий.
Грамотная постановка целей.
Точное установление критериев
успеха и оценки деятельности.
Гибкая адаптация целей к изме-
няющимся условиям.
Обеспечение выполнения по-
ставленных задач.
Демонстрация способности
контролировать и
корректировать работу
коллектива.
Демонстрация
самостоятельности в принятии
ответственных решений.
Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающихся в
процессе деловых
и имитационных
игр, групповой
работы при
выполнении
практических
работ.
ОК. 8.
Самостоятельно определять
задачи профессионального и
личностного развития,
заниматься самообразованием,
осознанно планировать
повышение квалификации.
Способность к организации и
планированию самостоятельных
занятий и домашней работы при
изучении профессионального
модуля.
Эффективный поиск
возможностей развития
профессиональных навыков при
освоении модуля.
Разработка, регулярный анализ и
совершенствование плана
личностного развития и
повышения квалификации.
Экспертное
наблюдение и
оценка
деятельности
обучающегося в
процессе
самостоятельной
работы.
Экспертная оценка
выполненной
домашней работы.
ОК.9.
Ориентироваться в условиях
частой смены технологий
в профессиональной
деятельности
Анализ инноваций в области
профессиональной деятельности
Экспертное
наблюдение и
оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
профессионального
модуля, при
выполнении работ
по учебной и
производственной
практик.
Экспертное
наблюдение и
оценка
деятельности
обучающегося в
процессе
самостоятельной
работы.
Систематический контроль знаний и умений студентов при изучении
профессиональных модулей – одно из основных условий повышения каче-
ства обучения. Преподаватель в своей работе должен использовать не только
общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, уст-
ный опрос у доски и т.д.) но систематически изобретать, внедрять свои сред-
ства
контроля.
Умелое
владение
преподавателем
различными
методами
контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности сту-
дентов, обеспечивает активную работу каждого студента
.
Литература
1. Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н., Мелехова О.П., Ро-
дионова С.Е., Тарлыков В.А., Шехонин А.А. Методические рекомендации по
проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образо-
вательных программ ВПО при компетентностном подходе. М.: Изд-во МГУ,
2007. – 148 с.
2. Субетто А.И. Оценочные средства и технологии аттестации качества
подготовки специалистов в вузах: методология, методика, практика: моногра-
фия. СПб.–М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специ-
алистов, 2004. 280 с.