Напоминание

"Формы, виды и методы контроля знаний при изучении профессиональных модулей"


Автор: Андреева Галина Николаевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Бутурлиновский механико–технологический колледж"
Населённый пункт: г. Бутурлиновка, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формы, виды и методы контроля знаний при изучении профессиональных модулей"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формы, виды и методы контроля знаний при изучении

профессиональных модулей

Г.Н. Андреева

ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико-технологический колледж»

Контроль знаний и умение студентов - один из главных элементов учеб-

ного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффектив-

ность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки

специалистов. Благодаря контролю между преподавателем и студентом уста-

навливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвое-

ния учебного материала, действительный уровень владения системой знаний,

умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррек-

тивы в организацию учебного процесса.

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором учебное содер-

жание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня це-

лостности. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивиду-

ализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельно-

сти, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся. Каждый мо-

дуль имеет свою дидактическую цель, которая означает:

- в модуле излагается принципиально важное содержание учебной ин-

формации;

- дается разъяснение к этой информации;

- определяются условия погружения в информацию;

- приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;

- указаны практические задания.

В своей работе для проведения контроля и оценки освоения профессио-

нальны и общих компетенций, при изучении ПМ 02 Производство мукомоль-

ной продукции я использую следующие формы и методы контроля и оценки.

Контроль и оценка освоения профессиональных компетенций

Результаты

(освоенные

профессиональны

е компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы

контроля и оценки

П К

2 . 1

Обеспечивать

работоспособность

оборудования

для

производства

муки

и манной крупы.

-

демонстрация

знаний

свойств

сырья,

аргументированность и точность определения

видов сырья;

-

демонстрация

применения

входной

документации;

-

соответствие

приемки

сырья

инструкциям,

правилам, действующим стандартам;

-

соответствие

заполненных

обра зц ов

производственных

лабораторных

журналов

установленным требованиям;

-

точность

и

обоснованность

выбора

технологического оборудования;

-

точность

и

обоснованность

отбора

проб

сырья для анализов;

-

качество

и

правильность

оформления

производственной

и

т е х н о л о г и ч е с ко й

документации

при

приемке,

размещении

и

переработке

сырья,

хранении

готовой

продукции;

-

выполнение

требований

инструкций

по

охране труда, технике безопасности, пожарной

безопасности;

-

демонстрация

умений

по

контролю

за

качеством хранящейся продукции;

- демонстрация умений по

проектированию

технологического

процесса

производства

мукомольной продукции;

Текущий контроль в

ф о р м е

з а щ и т ы

лабораторных

работ, практических

занятий;

н а б л ю д е н и е

з а

организацией

р а б о т ы

с

информацией;

контроль

решения

ситуационных

задач;

собеседование;

экспертная

проверка записей в

образцах

производственных

ж у р н а л а х

и л и

д н е в н и к а х

п р и

прохождении

практики

ПК 2.2

Устанавливать

и

контролировать

режимы

веде н ия

технологического

процесса

производства

муки

и манной крупы.

-

качество

и

правильность

оформления

производственной

и

т е х н о л о г и ч е с ко й

документации

при

приемке,

размещении

и

хранении готовой продукции;

-

демонстрация

умений

по

контролю

за

качеством хранящейся продукции;

-

демонстрация

умений

использования

в

производстве муки и манной крупы ресурсо- и

энергосберегающих технологий;

-

интерпретировать

расчет

и

п од б о р

технологического оборудования;

-

интерпретировать

параметры

оптимальной

работы оборудования;

Текущий контроль в

ф о р м е

з а щ и т ы

лабораторных

работ, практических

занятий;

н а б л ю д е н и е

з а

организацией

р а б о т ы

с

информацией;

контроль

решения

ситуационных

задач;

собеседование;

экспертная

проверка записей в

образцах

производственных

ж у р н а л а х

и л и

д н е в н и к а х

п р и

прохождении

практики

П К

2 . 3

Контролировать

качество

сырья

и

готовой

продукции

(муки

и

манной

крупы).

-

демонстрация

знаний

свойств

сырья

и

готовой

продукции,

аргументированность

и

точность определения видов сырья и готовой

продукции;

- демонстрация умений правильности подбора

режимов хранения сырья и готовой продукции;

-

выполнение

требований

инструкций

по

охране труда, технике безопасности, пожарной

безопасности;

-

демонстрация

умений

по

контролю

за

качеством

хранящихся

сырья

и

готовой

продукции;

-

д е м о н с т р а ц и я

у м е н и й

ко н т р о л я

технологических

процессов

по

всем

этапам

производства;

-

интерпретировать

схемы

автоматизации

основных

технологических

процессов

по

производству муки и манной крупы.

Текущий контроль в

ф о р м е

з а щ и т ы

лабораторных

работ, практических

занятий;

н а б л ю д е н и е

з а

организацией

р а б о т ы

с

информацией;

контроль

решения

ситуационных

задач;

собеседование;

экспертная

проверка записей в

образцах

производственных

ж у р н а л а х

и л и

д н е в н и к а х

п р и

прохождении

практики

П К

2 . 4

Р а с сч и т ы в ат ь

и

составлять

помольные смеси

-

демонстрация

умений

расчета

помольных

смесей различными методами;

- способы составления помольных смесей на

мукомольных производствах;

Текущий контроль в

ф о р м е

з а щ и т ы

лабораторных

работ, практических

занятий;

н а б л ю д е н и е

з а

организацией

р а б о т ы

с

информацией;

контроль

решения

ситуационных

задач;

собеседование;

экспертная

проверка записей в

образцах

производственных

ж у р н а л а х

и л и

д н е в н и к а х

п р и

прохождении

практики

Формы

и

методы

контроля

и

оценки

результатов

обучения

должны

позволять

проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций,

но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие

компетенции)

Основные показатели оценки

результата

Формы и методы

контроля и

оценки

ОК.1.

Понимать сущность и

социальную значимость своей

будущей профессии, проявлять к

ней устойчивый интерес

Суммирующее оценивание всех

показателей деятельности

студента за период обучения.

Демонстрация интереса к

будущей профессии

Наблюдение,

мониторинг, оценка

содержания

портфолио

студента

ОК.2.

Организовывать собственную

деятельность, определять методы

и способы выполнения

профессиональных задач,

оценивать их эффективность и

качество.

Выбор метода и способа

решения профессиональных

задач с соблюдением техники

безопасности и согласно

заданной ситуации.

Оценка эффективности и

качества выполнения согласно

заданной ситуации.

Осуществление самоконтроля в

процессе выполнения работы и

ее результатов.

Анализ результативности

использованных методов и

способов выполнения учебных

задач.

Адекватная реакция на

внешнюю оценку выполненной

работы.

Экспертная оценка

в процессе защиты

практических

работ, решения

ситуационных

задач.

Интерпретация

результатов

наблюдения за

деятельностью

обучающихся в

процессе освоения

образовательной

программы

ОК.3.

Принимать решения в

стандартных и нестандартных

ситуациях и нести за них

ответственность

Признание наличия проблемы и

адекватная реакция на нее.

Выстраивание вариантов

альтернативных действий в

случае возникновения

нестандартных ситуаций.

Грамотная оценка ресурсов,

необходимых для выполнения

заданий.

Расчет возможных рисков и

определение методов и способов

их снижения при выполнении

профессиональных задач.

Интерпретация

результатов

наблюдений за

деятельностью

обучающихся в

процессе деловых

и имитационных

игр.

Мониторинг и

рейтинг

выполнения работ

на учебной и

производственной

практиках

ОК. 4.

Осуществлять поиск и

использование информации,

необходимой для эффективного

выполнения профессиональных

задач, профессионального и

личностного развития

Нахождение и использование

разнообразных источников

информации.

Грамотное определение типа и

формы необходимой

информации.

Получение нужной информации

и сохранение ее в удобном для

работы формате.

Определение степени

достоверности и актуальности

информации.

Извлечение ключевых

фрагментов и основного

содержание из всего массива

Экспертное

наблюдение и

оценка

деятельности

обучающегося в

процессе

самостоятельной

работы.

Экспертная оценка

выполненной

домашней работы.

Подготовка

рефератов,

докладов, курсовой

проектирование,

информации.

Упрощение подачи информации

для ясности понимания и

представления.

использование

электронных

источников

ОК.5.

Использовать информационно-

коммуникационные технологии

для совершенствования

профессиональной деятельности.

Моделирование

профессиональной деятельности

с помощью прикладных

программных продуктов в

соответствии с заданной

ситуацией.

Работа на современном

технологическом оборудовании

Экспертная оценка

в процессе защиты

практических

работ, решения

ситуационных

задач.

ОК. 6.

Работать в коллективе и команде,

обеспечивать ее сплочение,

эффективно общаться с

коллегами, руководством,

потребителями.

Положительная

оценка

вклада

ч л е н о в

к о м а н д ы

в

общекомандную работу.

Передача

информации,

идей

и

опыта членам команды.

Формирование

понимания

членами

команды

личной

и

коллективной ответственности.

Демонстрация собственной

деятельности в условиях

коллективной и командной

работы в соответствии с

заданной ситуацией

Интерпретация

результатов

наблюдений за

деятельностью

обучающихся в

процессе деловых

и имитационных

игр, групповой

работы при

выполнении

практических

работ.

ОК.7.

Ставить цели, мотивировать

деятельность подчиненных,

организовывать и контролировать

их работу с принятием на себя

ответственности за результат

выполнения заданий.

Грамотная постановка целей.

Точное установление критериев

успеха и оценки деятельности.

Гибкая адаптация целей к изме-

няющимся условиям.

Обеспечение выполнения по-

ставленных задач.

Демонстрация способности

контролировать и

корректировать работу

коллектива.

Демонстрация

самостоятельности в принятии

ответственных решений.

Интерпретация

результатов

наблюдений за

деятельностью

обучающихся в

процессе деловых

и имитационных

игр, групповой

работы при

выполнении

практических

работ.

ОК. 8.

Самостоятельно определять

задачи профессионального и

личностного развития,

заниматься самообразованием,

осознанно планировать

повышение квалификации.

Способность к организации и

планированию самостоятельных

занятий и домашней работы при

изучении профессионального

модуля.

Эффективный поиск

возможностей развития

профессиональных навыков при

освоении модуля.

Разработка, регулярный анализ и

совершенствование плана

личностного развития и

повышения квалификации.

Экспертное

наблюдение и

оценка

деятельности

обучающегося в

процессе

самостоятельной

работы.

Экспертная оценка

выполненной

домашней работы.

ОК.9.

Ориентироваться в условиях

частой смены технологий

в профессиональной

деятельности

Анализ инноваций в области

профессиональной деятельности

Экспертное

наблюдение и

оценка

деятельности

обучающегося в

процессе освоения

профессионального

модуля, при

выполнении работ

по учебной и

производственной

практик.

Экспертное

наблюдение и

оценка

деятельности

обучающегося в

процессе

самостоятельной

работы.

Систематический контроль знаний и умений студентов при изучении

профессиональных модулей – одно из основных условий повышения каче-

ства обучения. Преподаватель в своей работе должен использовать не только

общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, уст-

ный опрос у доски и т.д.) но систематически изобретать, внедрять свои сред-

ства

контроля.

Умелое

владение

преподавателем

различными

методами

контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности сту-

дентов, обеспечивает активную работу каждого студента

.

Литература

1. Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н., Мелехова О.П., Ро-

дионова С.Е., Тарлыков В.А., Шехонин А.А. Методические рекомендации по

проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образо-

вательных программ ВПО при компетентностном подходе. М.: Изд-во МГУ,

2007. – 148 с.

2. Субетто А.И. Оценочные средства и технологии аттестации качества

подготовки специалистов в вузах: методология, методика, практика: моногра-

фия. СПб.–М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специ-

алистов, 2004. 280 с.



В раздел образования