Автор: Лекомцева Наталья Петровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ "СОШ №23"
Населённый пункт: г. Воркута, Республика Коми
Наименование материала: Программа факультатива
Тема: «Химические опыты на столе (аналитическая химия)»
Раздел: полное образование
ПРОГРАММА
Курса по выбору в 10 классе.
«Химические опыты на столе (аналитическая химия)»
Пояснительная записка
Содержание курса знакомит учащихся с основами аналитической химии – науки о
методах исследования свойств и состава веществ. Большое внимание уделено организации
практических и исследовательских работ, которые не только дополняют теоретические
знаний
по
неорганической
химии,
но
и
способствуют
формированию
практических
умений
в
области
химического
эксперимента,
дают
представления
учащимся
об
особенностях химического эксперимента и исследовательской деятельности. Кроме этого
курс содержит разделы по обучению учащихся решению различного типа
химических
задач. Это способствует углублению и расширению
знаний о химических свойствах
веществ.
Программа
составлена
на
основании
элективных
курсов
«Качественный
и
количественный анализ в химии», Сборник элективных курсов Химия, составитель Н.В.
Ширшина, 2007
и курса «Основы химических методов исследования веществ», автор
А.М.Колесникова
Цель курса: создать условия для расширения знаний о свойствах веществ, развития
практических умений в области их исследования.
Задачи курса:
Способствовать формированию интереса склонности учащихся к исследовательской
деятельности;
Ознакомить учащихся с основами химического анализа;
Сформировать
представления
об
области
применения
химического
анализа
в
различных сферах жизни человека.
Развить навыки решения химических задач различного типа.
Результатом изучения курса должны стать:
1.
Развитие экспериментальных умений учащихся;
2.
Сформированность умения решать химические задачи.
Итогом курса является защита учащимися исследовательской работы.
Содержание программы
Предмет и значение аналитической химии. Качественный и количественный анализ.
Понятие о качественной реакции, аналитический эффект.
Растворы. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворенного
вещества. Вычислений концентрации веществ.
Кислоты и основания. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Кислотно-
основные индикаторы. Определение рН раствора с помощью индикатора. Вычисление
водородного показателя.
Определение
анионов
в
растворе
методами
качественного
анализа
качественные
реакции на анионы.
Решение экспериментальных задач на распознавание анионов.
Классификация катионов. Качественные реакции на катионы. Качественные реакции на
определение анионов щелочноземельных металлов. Качественные реакции на катионы
алюминия, цинка, меди.
Анализ природных вод на содержание анионов и катионов аналитических групп.
Объемнометрический анализ. Метод нейтрализации: определение концентрации кислот
и щелочей.
Выполнение учащимися исследовательской работы. Подведение итогов курса.
Учебно-тематическое планирование.
№ Название разделов и тем.
Коли
чество
часов.
Форма
проведения
1
.
Предмет
и значение аналитической химии. Качественный и
количественный анализ реакции.
1
Лекция
2
.
Растворы растворимость веществ.
Способы выражения концентрации растворенного вещества.
1
Лекция
Практика
3
.
Расчеты
по
определению
концентрации
в е щ е с т в .
Приготовление растворов.
1
Практика
4
.
Инструктаж
по
правилам
техники
бе зо п а с н о с т и .
Практическая работа «Приготовление растворов
с заданной
концентрацией»
1
Практика
5
.
Кислоты
и
основания.
Ионное
произведение
воды.
Водородный показатель.
1
Практика
Лекция
6
.
рН растворов. Индикаторы.
1
Практика
7
.
Соли. Гидролиз солей.
1
Лекция
8
.
Инструктаж по правилам техники безопасности. Практическая
работа «Определение рН растворов солей».
1
Практика
9
.
Анионы. Качественные реакции на анионы .
1
Лекция
Практика
1
0.
Инструктаж по правилам техники безопасности. Практическая
работа «Решение экспериментальных задач на распознавание
анионов».
1
Практика
1
1.
Классификация катионов.
1
Лекция
Практика
1
2.
Инструктаж по правилам техники безопасности. Практическая
работа
«Качественные
реакции
на
распознавание
катионов
щелочноземельных металлов».
1
Практика
1
3.
Инструктаж по правилам техники безопасности. Практическая
работа «Решение экспериментальных задач на распознавание
катионов».
1
Практика
1
4.
Инструктаж по правилам техники безопасности. Практическая
работа «Анализ природных вод на распознавание анионного и
катионного состава».
1
Практика
1
5.
Расчеты концентрации кислот и щелочей.
1
Практика
1
6-
17
.
Выполнение исследовательской работы
5
Практика
1
8.
Защита исследовательской работы.
1
Практика
Методы и формы работы
Программа реализуется через использование лекционных форм работы и выполнении
практических работ обучающимися.
В основе системы преподавания активно используются следующие методы работы:
проблемное обучение,
ИКТ,
проектная и исследовательская технология,
тестовый контроль знаний.
Выбор технологии и методов обучения зависит от уровня подготовки детей,
посещающих занятия факультатива.
Контроль за
уровнем
знаний
учащихся
предусматривает
проведение
практических
работ, защиту проекта.
В результате изучения данного курса обучающиеся должны:
Уметь
осуществлять
самостоятельный
поиск
химической
информации
с
использованием
различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов
Интернета);
использовать
компьютерные
технологии
для
обработки
и
передачи
химической информации и ее представления в различных формах;
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности
и
повседневной жизни;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
безопасно работать с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях
и оценки их последствий;
распознавания
и
идентификации
важнейшие
катион
и
анионы
с
помощью
аналитических методов;
определять практически концентрацию кислоты и щелочей;
решать задачи в урочной и практической деятельности с использованием понятий
массовой доли растворенного вещества;
уметь вычислять массу и объем веществ по уравнениям химических реакций, если
известно значение массы или объема одного из реагирующих веществ;
критической
оценки
достоверности
химической
информации,
поступающей
из
различных источников.
Формы контроля
практические работы;
защита
исследовательского
проекта
в
соответствии
со
следующими
требованиями
Защита
–
10
мин,
точное
и
эмоциональное
изложение
сути
работы,
выделение
актуальности темы, новизны, практическое применение
Соответствие содержания исследовательской работы заявленной теме
Умение корректно сформировать цель, задачи выбранной темы
Наличие литературного образа, то есть краткой характеристики того, что известно
об исследуемом вопросе
Уровень анализа темы
Логически грамотное построение работы, структура
Уровень
самостоятельности
выполнения
(Личный
вклад
обучающего ся)
Оформление работы (титульный лист,
Список литературы согласно ГОСТа, грамотность, цитирование
Источники:
архивные,
музейные
фонды,
документы,
интервью,
или
только
литература
Список литературы
1.
Ахметов Н.С., Азизова М.К., Бадыгина Л.И. Лабораторные и
семинарские занятия по химии. М.:Высшая школа, 1988.
2.
Кукушкин Ю.Н. Рассказы о химии и веществах. СПб.: Синтез , 1995.
3.
Чернобельская Г.М. Руководство к практическим занятиям по
неорганической и органической химии. М.:Медицина 1982.
4.
Черткова И.Н., Жукова Н.П. Химический эксперимент с малым
количеством реактивов. М.: Просвещение, 1989.
5.
Предпрофильная подготовка и профильное обучение Ч.3 С.-П. –
Сыктывкар, 2005.