Автор: Хасаншина Гулюзя Ахметовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Камышла
Населённый пункт: Самарской области
Наименование материала: мастер– класс
Тема: "Организация самостоятельной учебно– познавательной деятельности учащихся на уроках истории"
Раздел: полное образование
Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности
учащихся на уроках истории
В
связи
с
принятием
нового
историко-культурного
стандарта
и
необходимостью
осуществлять
системно
-
деятельностный
подход
как
методологической
основы
концепции
государственного
стандарта
общего
образования
второго
поколения
учителям
необходимо
привне сти
разнообразие в каждый урок, чтобы дети могли лучше усвоить учебный
материал,
запомнили
его
надолго,
а
главное,
захотели
узнать
что-то
за
пределами учебника.
Память многослойна: кратковременная - обычно не превышает 7 объектов
на несколько секунд; долговременная – на годы при поддержке повторением.
Всё остальное сбрасывается в подсознание, поэтому вспомнить бывает очень
трудно. Вся проблема упирается в систему хранения.
Для решения данной проблемы идеально подходят метод интеллект –
карт.
Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект - карт
позволяет:
- развивать креативность школьников;
-формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой
деятельности;
- улучшать все виды памяти;
- ускорять процесс обучения;
- учить ребят решать проблемы и т.д.
Интеллект - карты позволяют сделать обучение более информативным и
эффективным. Психологи давно доказали, что мозг человека устроен очень
интересно. Необходимость как следует потрудиться не всегда вызывает у него
восторг. Если человек видит перед собой скучные схемы, перегруженные
фактами,
загроможденные
таблицы,
его
мозг
попросту
блокируется
и
отказывается все это анализировать. Конечно, его можно заставить работать.
Но результативность от такой работы практически сводится к нулю. Если
анализ и будет проведен, то вряд ли его итог запомнится надолго. Но как
только
скучная
информация
дополняется
яркими
рисунками,
необычной
графикой, цветными диаграммами, мозг начинает усиленно работать. Ему
интересно получать и обрабатывать информацию. А значит, она лучше будет
запоминаться. Именно на этом и построено применение интеллект - карт. Они
являются одним из видов краткой записи и служат средством графического
обобщения материала.
Главное, помнить, что человеческий мозг не может воспринимать и
запоминать более чем 7 главных ветвей, и не более 50 ключевых слов и
образов.
Существуют специальные программы для создания интеллект - карт через
компьютер Map Mind, MindJet Mind Manager, но лучше детям составлять
карты памяти своими руками – это очень хорошая тренировка мышления и
фантазии.
Для начала необходимо дать детям некоторые азы по придумыванию
символов, возьмём к примеру основные понятия: дворцовый переворот –
перевёрнутый дворец, Верховный тайный совет - ВТС, привилегии - тортик,
фаворит
–
сеньор
помидор,
кондиции
–
условия,
гвардия
–
дворянство,
социальная база самодержавия. (нарисовать трон).
Как выглядит такая карта? Описать ее сложно. Дело в том, что процесс
создания интеллект - карт связан с ассоциациями. А они у каждого человека
свои.
Как
происходит
процесс
создания
карты?
Допустим,
учитель
дает
какую-то информацию. Для примера возьмём тему «Система образования
вчера и сегодня». В учебнике 7 класса эта тема представлена как большой
параграф, вся сложность для учителя истории состоит в том, что у нас
планирование составляется таким образом, что каждый урок новая тема и
практически
нет
возможности
закрепить
материал
или
уделить
больше
времени на изучение той или иной темы. Именно при изучении данной темы
стакиваешься с большим объёмом информации, которую трудно изложить за
45 минут.
Ученики конспектируют ее, но не словами и не цифрами, а рисунками,
набросками. При этом каждый ученик вырабатывает свою схему создания
карты. У одних это будет черно-белый эскиз, у других – масса цветных
рисунков. Важно то, что на основе этого рисунка ученик потом сможет
полностью воспроизвести ту информацию, которую услышал от учителя.
Где рекомендуется применять этот метод? Практически на каждом уроке.
Карты идеальны при составлении презентаций, проведения работ в группах,
разработке
лент
времени.
Но
особенно
они
выручают,
если
требуется
обработать, проанализировать и запомнить большие объемы информации.
Далее я предлагаю немного поиграть в учеников. 1 группа будет
рассматривать вопрос Цели Петра 1 в образовании, 2 группа- Доступность
образования времен Петра 1, 3 группа- структура образования.
Давайте посмотрим, что получилось у наших «учеников», вы видите какие
разные ассоциации, сколько людей, столько и вариантов. Теперь посмотрим,
что предлагают дети, это домашние заготовки. Но в моей практике был
ученик, который почти на всех уроках делал зарисовки по ходу урока, так он
через образы запоминал материал.
Применение в обучении методики интеллект-карт способствует развитию
памяти, логического мышления, анализа, синтеза, формированию умений и
навыков в работе учеников с различными источниками знаний, как
по
истории, так и по другим предметам.
Нужно помнить о том, что обучение будет приносить желаемый результат,
когда ученику понятно, а значит, доступно и интересно то, о чём говорит
учитель.
Труден путь к успеху. Что даёт нам силы? Конечно же, вера в учеников,
идущих с нами по этому пути.