Автор: Диктяренко Елена Александровна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №9 "Кристаллик"
Населённый пункт: город Салехард, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Игры эти любят дети!»
Раздел: дошкольное образование
Реализация инклюзивного проекта
«Шаг навстречу»
Направление: «Играем вместе»
НОД «Игры эти любят дети!»
Педагог-психолог: Диктяренко Елена
Александровна
МБДОУ «Детский сад №9 «Кристаллик»
г. Салехард
"
Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий
об окружающем мире»
Блок игр направлен на формирования эмпатии
у
д е т е й ,
н а
р а з в и т и е
п р о д у к т и в н о г о
взаимодействия со сверстниками.
Цель – развитие конструктивного общения.
Задачи:
1.
развивать умение устанавливать контакт;
2.
корригировать
пассивность,
вялость,
излишнюю эмоциональную возбудимость,
проявление негативизма;
3.
ф о р м и р о в а т ь
э м о ц и о н а л ь н у ю
лабильность;
4.
обучать
альтернативным
м е т од а м
коммуникации;
5.
воспитывать толерантность.
Форма
работы:
групповая,
индивидуальная
и
п/группам.
Формы
проведения
занятий:
и г р ы ,
развивающие
упражнения,
психогимнастика,
этюды
Количество человек: 10 -12 человек.
Структура занятия
I.
Ритуал
приветствия. Цель:
создание
позитивного настроя на занятие.
II. Основная часть: практическая:
Цель: развитие конструктивного общения,
снятие
психоэмоционального
напряжения,
психоролевые
игры,
упражнения,
рисование,
беседы;
III.
Рефлексия
занятия. Цель:
осознание
своих
чувств,
ощущений
от
тех
или
иных
заданий.
IV.
Ритуал
прощания. Ц е л ь : создание
ощущения завершенности, позитивного настроя
и желания встретиться снова.
Предполагаемый конечный результат:
Знать:
- Способы конструктивного общения;
-
Способы
повышения
самооценки
дошкольника
-Определять
эмоциональное
состояние
другого человека через внешнее прояления
Уметь:
--Устанавливать
контакт
с
другим
человеком
- Использовать навыки конструктивного
общения;
- Слушать, слышать другого;
- Использовать мимику и пантомимику.
Тематическое планирование
№ Ме
сяц
Тема занятия
Цель занятия
Содержание занятия
1
Октябрь
Занятие №1.
Знакомство
1.Развитие умения
устанавливать контакт
2.Развитие вербального и
невербального общения
3. Снять телесное и
эмоциональное напряжение
1. Игра «Давайте поздороваемся»
2. Упражнение «Искра»
3. Упражнение «Я- сказочный герой»
4. Подвижная игра «Паровозик имен, или в
страну Дружбы»
5. Релаксация «Цветок дружбы»
6.Пальчиковая игра «Дружба»
7.Ритуал прощания «Эстафета дружбы»
Занятие №2.
Наша группа.
Что мы умеем…
1.Развитие способности к
согласованному действию
2.Развитие вербального и
невербального общения
3.Снять телесное и
эмоциональное напряжение
4.Формировать отношения
доверия, умения
сотрудничать
1. Приветствие «Как живешь…»
2.Игра «Делай как я»
3. Беседа с психологом
4.Конкурс «Хвастунов»
5. Игра «Пересядьте те, кто…»
6. Совместное рисование
7. Ритуал прощания «Доброе животное»
Занятие №3.
Правила
поведения на
занятиях
1.Развитие у детей умения
уступать друг другу
2.Развитие вербального и
невербального общения
3.Снять телесное и
эмоциональное напряжение
1. Приветствие «Здравствуй солнце
золотое…»
2.Игра «Подарок»
3. Игра «Кто кем будет ?»
4. Пальчиковая игра «Замок»
5. Упражнение «Доброе тепло»
Занятие №4.
Страна
«Психология»
1.Развитие вербального и
невербального общения
2.Снять телесное и
эмоциональное напряжение
3.Развитие способности
подчинять свои действия
интересам группы
1. Приветствие с помощью волшебной
палочкой
2.Игра «Горячо-холодно»
3.Игра «Болото»
4. Игра «Пересядьте те, кто…»
5.Город «Помощников»
6.Игра «Театр настроения»
7. Игра «Топ-хлоп»
Занятие №5.
Радость, грусть
1.Познакомить детей с
чувством радости
2. Обучение различению
эмоционального состояния
по его внешнему проявлению
и выражение его через
мимику, пантомимику,
интонацию
3.Формирование навыков
адекватного эмоционального
реагирования на
совершенное действие
4.Учить детей выражать
чувство радости в рисунке
1. Приветствие «Страна настроения»
2.Динамическая пауза « Путешествие в
лес»
3.Беседа по пиктограммам
4.Упражнение «Определи, какое
настроение у героя..»
5.Пальчиковая гимнастика «Дружба»
6.Игра «Будь внимателен»
2
Ноябрь
Занятие №1.
Гнев
1.Познакомить с чувством
гнева
2. Обучение различению
эмоционального состояния
по его внешнему проявлению
и выражение его через
мимику, пантомимику,
интонацию
3.Развитие умения
принимать разные роли
4.Учить детей выражать
чувство радости в рисунке
1. Приветствие «Страна настроения»
2.Сказка
3.Беседа по пиктограмме
4.Пальчиковая гимнастика «Помиримся»
4.Рисуем гнев
5. Ритуал прощания «Доброе животное»
Занятие №2.
Гнев
1.Познакомить с чувством
гнева
2. Обучение различению
эмоционального состояния
по его внешнему проявлению
и выражение его через
мимику, пантомимику,
интонацию
3.Развитие умения
принимать разные роли
4.Учить детей выражать
чувство гнева в рисунке
1. Приветствие «Страна настроения»
2.Сказочные герои
3.Прослушивание музыки И.Чайковского
«Баба-Яга»
4.Пальчиковая гимнастика «Помиримся»
4.Рисуем гнев
5. Ритуал прощания «Доброе животное»
Занятие №3.
Удивление
1.Познакомить с чувством
удивления
2. Обучение различению
эмоционального состояния
по его внешнему проявлению
и выражение его через
мимику, пантомимику,
интонацию
3.Учить детей выражать
чувство удивления в рисунке
1. Приветствие «Страна настроения»
2. Беседа по пиктограмме
3. Упражнение «Удивительные запахи»
4.Пальчиковая гимнастика «Удивительно»
5.Подвижная игра «Есть или нет?»
6.Фокус со стаканом
Занятие №4.
Испуг
1.Развитие у детей умения
уступать друг другу
2.Познакомить с чувством
страха
3. Обучение различению
эмоционального состояния
по его внешнему проявлению
и выражение его через
мимику, пантомимику,
интонацию
1. Приветствие «Страна настроения»
2.Сказка
3.Беседа по пиктограмме
4.Упражнение «Страшные звуки»
5.Пальчиковая гимнастика
6.Игра «Я страшилок не боюсь, в кого
хочешь - превращусь»
7.Упражнение «У страха глаза велики»
3
Декабрь
Занятие №1.
Спокойствие
1.Познакомить с чувством
спокойствия
2. Обучение различению
эмоционального состояния
по его внешнему проявлению
и выражение его через
мимику, пантомимику,
интонацию
1.Приветствие с мячиками
2.Спокойная картина
3.Беседа по пиктограмме
4.Упражнение «Медвежата в берлоге»
5. Пальчиковая гимнастика «Спокойные
цветки»
6.Упражнение «Спокойные игрушки»
3.Учить детей выражать
чувство удивления в рисунке
4.Снять телесное и
эмоциональное напряжение
Занятие №2.
Диагностика
1.Диагностика
коммуникативной и
эмоциональной сферы
2.Диагностика мышления,
воображения, внимания
1.Приветствие «Волшебные валенки»
2.Подвижная игра «Паровозик дружбы»
3. Загадка
4. Пальчиковая гимнастика «Белка»
5. Подвижная игра «Сосульки, сугробы,
снежинки»
6.Релаксация
7.Ритуал прощания
Занятие №3.
В гости
праздник к нам
пришел
1.Закрепление и обобщение
знаний о чувствах радости,
грусти, гнева, удивления,
испуга, спокойствия
2.Развитие способности
понимать и воспринимать
эмоциональное чувство
другого человека
3.Обагощение и активизация
словаря детей за счет слов,
обозначающих различные
эмоции, чувства, настроение,
их оттенки.
1.Приветствие «Волшебные руковицы »
2..Игра «Волшебный башмачок»
3.Игра «Волшебные слова»
4. Подвижная игра «Дровосек»
5. Танец «Мороз»
4
Январь
Занятие №1.
Страна
Вообразилия
1.Развивать фантазию и
воображение при
сравнительном восприятии
музыкальных и поэтических
произведений
2. Развивать вербальное и
невербальное общение
3.Формировать интерес к
творческим играм
1.Приветствие с помощью воображаемого
мяча
2.Игра «Средства передвижения»
3. Игра «Чудо-дерево»
4.Игра «Волшебные камешки»
5.Пальчиковая гимнастика «Маланья»
6.Игра «Несуществующее животное»
Занятие №2.
Этикет.
Внешний вид.
1.Познакомить детей с
правилами личной гигиены
2.Сформировать
представление о внешнем
виде культурного и
опрятного человека и
желание выполнять правила
личной гигиены
3.Продолжить формировать
навыки вербального и
невербального общения,
вежливого обращения.
4.Воспитывать у детей
нравственные качества и
чувства
1.Приветствие «Этикет»
2.Беседа о культуре внешнего вида
3.Физкультминутка
4.Упражение «Зеркало»
5.Игра «Правильно-неправильно»
Занятие №3.
Общественный
этикет
1.Познакомить детей с
общественным этикетом
2.Развитие самосознание и
навыков саморегуляции
3.Продолжить формировать
навыки вербального и
1.Приветствие «Этикет»
2.Игра в лото «Пассажирский транспорт»
3.Правила поведения в автобусе
4.Сценка на улице
5.Сценка в театре
6.Пальчиковая гимнастика «Магазин»
невербального общения,
вежливого обращения.
5
Февраль
Занятие №1.
Столовый этикет
1.Познакомить детей со
столовым этикетом
2.Сформировать
представление о культуре
поведения за столом и
желание следовать
столовому этикету
3.Продолжить формировать
навыки вербального и
невербального общения,
вежливого обращения.
4.Развивать навыки
произвольного поведения у
детей
1.Приветствие «Этикет»
2.Беседа о культуре поведения за столом
3.Практикум: закрепление правила,
развитие воображения, психогимнастика
4.Упражнение «За столом»
5. Подвижная игра «Съедобное -
несъедобное»
6.Игра «Правильно- не правильно»
Занятие №2.
Подарочный
этикет
1.Познакомить детей с
подарочным этикетом
2.Сформировать
представление о культуре
поведения за столом и
желание следовать
столовому этикету
3.Продолжить формировать
навыки вербального и
невербального общения,
вежливого обращения.
4. Развивать навыки
произвольного поведения у
детей
1.Повторение
2.Беседа «Как дарить и принимать
подарки»
3.Путешествие
4.Физкультминутка «Настроение»
5.Релаксация
6.Игра «Настроение»
Занятие №3.
Гостевой этикет
1.Познакомить детей с
гостивым этикетом
2.Сформировать
представление о культуре
поведения за столом и
желание следовать
столовому этикету
3.Продолжить формировать
навыки вербального и
невербального общения,
вежливого обращения.
4. Развивать навыки
произвольного поведения у
детей
1.Приветствие «Этикет»
2.Беседа «Как ходить в гости?»
3.Подвижная игра «День и ночь»
4.Игра «Комплементы»
5.Беседа «Как принимать гостей»
6.Пальчиковая гимнастика
Занятие №4.
Защитники
отечества
1.Воспитывать любовь и
уважение к отцу, дедушке,
дяде
2. Продолжать знакомить
детей с праздником 23
февраля
3.Расширить и уточнить
словарь детей по теме
«Мужские профессии»
1.Приветствие «Рукопожатие»
2.Беседа о празднике
3. Фотовыставка
4. Игра с мячом «Профессии»
5.Двигательное упражнение «Товарищ
командир»
6. Пальчиковая гимнастика
7. Подвижная игра «Разведчики»
6
Март
Занятие №1.
Волшебные
средства
понимания
1.Сплотить группу
2. Развивать вербальное и
невербальное общение
3.Формировать отношения
доверия, умение
сотрудничать
1.Приветствие необычным способом
2.Появление персонажа Словоежка
3.Игра «Угадай жест»
4. Игра «Объясни без слов»
5.Подвижная игра «Подмигалы»
Занятие №2.
Мамины
помощники
1.Воспитывать любовь и
уважение к маме, бабушке,
тете
2.Расширить и уточнить
словарь детей по теме
«Женские профессии»
1.Приветствие «Весенняя капель»
2.Вводная беседа
3.Фотовыставка
4. Сказка «Про маму»
5.Беседа по сказке
6.Танец «Стирка»
7. Физкультминутка
8.Подведение итогов
Занятие №3.
Я и моя семья
1.Воспитывать любовь и
уважение к семье
2.Расширить представление
детей о семье, об
обязанностях членов семьи
3.Развивать умение
действовать по правилам,
вербальное и невербальное
общение
1.Приветствие «Просыпается природа»
2.Отгадывание ребуса
3.Игра «Семья»
4. Фотовыставка
5. Чтение сказки «Сон»
6. Подвижная игра «Заячья семья»
7.Рефлексия
Занятие №4.
Я и мои друзья
1.Расширить и углубить
представление о
доброжелательном
отношении к окружающим
его людям
2.Раскрыть значимость
моральной поддержки
друзей
3.Воспитывать доброе
отношение детей друг к
другу
1.Приветствие «Улыбка»
2.Беседа
3.Задание «Вместе с другом»
4.Пальчиковая гимнастика « Дружат в
нашей группе …»
5.Подвижная игра «Если нравится тебе»
7
Апрель
Занятие №1.
Я и мое имя
1.Идентификация ребенка со
своим именем
2.Формирование
позитивного отношения
ребенка к своему Я
3.Стимулирования
творческого самовыражения
1.Приветствие «Ласковые имена»
2.Сказка «Разноцветные имена»
3.Беседа по сказке
4.Подвижная игра «Кто позвал?»
5.Подвижная игра «Не прослушай свое
имя»
6.Рефлексия
Занятие №2.
Кто такой «Я»?
Черты характера
1.Формировать умения
различать индивидуальные
особенности своей
внешности
2.Развитие представлений о
себе, качествах своего
характера
1.Приветствие
2.Игра «Зеркало»
3.Игра «Сказочные герои»
4.Игра «Какой я»
5.Игра «Противоположности»
6.Рефлексия
Занятие №3.
Я особенный
1.Способность к осознанию
ребенком своих
положительных качеств
2.Учить детей понимать себя,
свои желания
3.Развивать самосознание
4.Снять телесное и
1.Приветствие «Эхо»
2.Беседа с Незнайкой
3. Задание «Ласковое имя»
4.Игра «Волшебный стул»
5.Коллективная работа «Волшебное
дерево»
6.Рефлексия
эмоциональное напряжение
Занятие №4.
Волшебный
город счастья
1.Развивать образ «Я»
2. Повышать самооценку
детей
1.Приветствие
2.Динамическая пауза
3.Упражнение «Любопытная Варвара»
4.Диагностика самооценку по И.Вачкову
5 Рисуем
6.Релаксация
8
Май
Занятие №1.
Словарик
эмоций
1.Закрепление и обобщение
знаний о чувствах радости,
грусти, гнева, удивления,
испуга, спокойствия
2.Развитие способности
понимать и воспринимать
эмоциональное чувство
другого человека
3.Обагощение и активизация
словаря детей за счет слов,
обозначающих различные
эмоции, чувства, настроение,
их оттенки.
1. Приветствие «Страна настроения»
2.Сказка
3. Игра «Кубик настроения»
4.Игра «Азбука эмоций»
5.Игра «Угадай музыкальное настроение»
Занятие №2.
Итоговая
диагностика -1
1.Диагностика
коммуникативной и
эмоциональной сферы
2.Диагностика мышления,
воображения, внимания
1.Приветствие «Здравствуйте»
2.Появление персонажа ежа
3.Полоса препятствий
4.Игра «Кубик настроения»
5.Задание «Волшебное дерево»
6.Рефлексия
Занятие №3.
Итоговая
диагностика -2
1.Диагностика
коммуникативной и
эмоциональной сферы
2.Диагностика мышления,
воображения, внимания
1.Приветствие «Помощники»
2.Карта дороги к лесной школе
3.Пальчиковая гимнастика «Колючий
клубок»
4.Игра «Парные картинки»
5.Подвижная игра «Урок-перемена»
6.Задание «Что лишнее?»
7.Рефлексия
Литература
1.
Игры: обучение, тренинг, досуг. / Под ред. Петрусинского. М., 1994.
2.
Изарад К. Эмоции человека. М. 1983.
3.
Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника. Занятия, игры, упражнения. СПб.,
2002.
4.
Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.
5.
Лютова Е. К. Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2001.
6.
Стребелева Е.А.Стребелева Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе
дидактических игр.М.,2008
7.
Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик» программа психолого-педагогических занятий для
дошкольников. Санкт-Петербург,2013
8.
Шалаева Г.П., Журавлева О.М.Правила поведения для воспитанных детей.М.,2004
9.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, хвастаюсь и радуюсь.М.,2009