Автор: Лапина Светлана Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ СОШ 348
Населённый пункт: г.Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Создание благоприятного психологического климата при обучении английскому языку"
Раздел: среднее образование
Создание благоприятного психологического климата при обучении
английскому языку в школе.
Однажды я прочла слова английского педагога П. Андерсона : « Только
подумайте, как трагична судьба педагога, который преподаёт, не подвергая
свои действия никакому сомнению». Думаю, что большинство педагогов
задают себе этот вопрос: « Какой я учитель? Могу ли я отдать своим
ученикам всё то, что уже накоплено, приготовлено, задумано? Как мы будем
понимать и обогащать друг друга? Как построить урок, чтобы захотелось
воскликнуть: « Живу уроком, его нервом, его болью. Урок леплю, как
Пигмалион Галатею. Урок - это я сама, это моя суть. Именно за это я и
люблю свой труд – за счастье создавать урок»».
Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса,
где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия,
происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на
активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое,
целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика. Что
стоит за этим сухим определением из методического пособия? Может быть
высказывание В.Г.Белинского: « Иностранный язык как никакой другой
предмет способствует умственному развитию учащихся» или практический
совет английского педагога- учёного Майкла Уэста: «…учитель должен
максимально увеличить время тренировки каждого ученика, сохранить
контроль над классом, уменьшить возникающую усталость». Современный
урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по
формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших
технических средств. Учителю предстоит сочетать и реализовывать
разноплановые задачи : с одной стороны – сообщать, закреплять проверять
эффективность усвоения знаний, с другой стороны – находить пути
включения каждого ученика в процесс урока, используя индивидуальные
особенности учащихся.
Совершенствуя технологию преподавания английского языка и приёмы
обучения учитель неизбежно сталкивается с важной стороной урока - эего
психологическим компонентом. Часто именно этот компонент оказывается
ведущим, и эмоциональный тон урока в значительной мере определяет
результат обучения.
Чем опытнее учитель, тем больше подбирает он методических приёмов
отработки материала, тем больше он предвидит психологических подходов к
их реализации. И как следствие этого наблюдается парадокс: чем учитель
опытнее, тем больше он готовится к уроку.
Входя в класс, учитель должен оставить за дверью своё плохое настроение,
раздражительность. Приветливая улыбка, аккуратный внешний вид, - это
далеко не все и не главные, но необходимые предпосылки, которые мы
стремимся использовать, чтобы создать благоприятный фон для речевого
общения на уроке. Необходимо учитывать день недели, так в понедельник и в
пятницу работоспособность учащихся ниже, чем в другие дни поэтому
полезно провести энергичную речевую разминку, часть нового материала
перенести на другие дни недели, выполнять упражнения на знакомом
речевом материале. Важно учитывать какой это урок по счёту. На первом
уроке психические процессы ещё заторможены. Активизировать их помогают
игры с мячом, физкультминутки, рифмовки, которые сопровождаются
движениями. На шестом уроке, когда ученики утомились я стремлюсь
управлять их вниманием, меняя виды работы, используя элементы
соревнования, языковые игры («запомни и повтори», «угадай»). Важно
учитывать какой предмет был перед уроком английского языка: даже
пятиклассники с их энергией и желанием учиться бывают вялыми и
пассивными после урока физкультуры. Если обычно мы тратим 3-5 мин.
Чтобы ввести их в атмосферу иноязычного общения, то в данном случае это
время увеличивается. Первый урок после каникул - урок особенный.
Учащиеся не готовы к речевой деятельности нам том уровне, который у них
был до каникул и который восстановится через 2-3 урока. Отрицательные
результаты наблюдаются не только в языковом плане, но и в плане
психологическом, так как ослабли старые стереотипы общения.
Перед учителем встают сразу две задачи: выделить и повторить главное в
учебном материале, воссоздать благоприятный психологический климат
урока.
Если учащиеся пришли на урок с желанием работать, то учитель
максимально загружает их ,поддерживает высокий ритм деятельности. Я
заметила, что дети не утомляются практически при любой языковой нагрузке,
если уровень её сложности соответствует их возрасту или если при первых
признаках усталости меняются формы работы.
В моём кабинете учащиеся рассаживаются по партам чаще всего по своему
желанию. Я не ограничиваю их в выборе соседа по парте. Так в естественной
форме определяются пары учащихся с лучшей психологической
совместимостью, необходимой для коммуникативных упражнений. Нет
сомнения, что учитель иностранного языка должен владеть элементами
театрального искусства в той мере, которая позволила бы удерживать
внимание учащихся и управлять им в течение урока. Только после нескольких
лет работы узнаёшь, что понижение голоса вплоть до шепота может дать
больший эффект, причём эффект положительный, чем его повышение. Крик
вообще не совместим с уроком. Монотонная речь усыпляет, а энергичный тон
стимулирует учащихся. Так, например, если на уроке в шестом классе
появились признаки усталости, мы делаем физкультурную паузу. И
энергичный голос учителя как бы придаёт силы учащимся. Они улыбаются,
вялость отступает, урок можно продолжать. Нарушить психологический
комфорт урока может частое исправление ошибок, хотя оно и делается
учителем из лучших побуждений. На своих уроках я стараюсь не прерывать
учащихся в момент коммуникации, исходя из того, что ученик не живёт в
иноязычной среде, поэтому он объективно имеет право на ошибку. Тем не
менее, если количество ошибок значительно -это свидетельствует о
недостаточном усвоении материала. Просто указать на ошибку после ответа
учащегося, объяснить в чём она состоит,- приём малоэффективный.
Объяснение правила достаточно для понимания ошибки, но недостаточно для
правильного применения той или иной формы. Если провести в течении
нескольких уроков тренировочные упражнения, то ошибка, как правило,
исчезает.
Очень хорошо, если учитель обладает чувством юмора. Естественно, что
чувство юмора учителя основывается на уважении к личности ученика.
Урок удался, если учащийся не только усвоил определённый языковый
материал, но и в конце урока воскликнул: « Уже звонок! Так быстро!» А
старшеклассник говорит: « Интересно!» Лучшие учителя ищут разные
способы « оживления» урока, привлечения школьников к активной работе.
Например, для создания на уроке творческой, тёплой атмосферы я использую
игры.
Роль психологической разгрузки на уроке играет приём, когда учителя на
уроке заменяют отдельные учащиеся на определённых этапах урока. Замена
авторитарных форм преподавания методикой сотрудничества ещё более
повышает роль психологического аспекта урока. Лучшие учителя создают так
называемые авторские уроки в корне отличающиеся от пусть современных,
но стандартных уроков.