Напоминание

"Они видят мир не так как мы!"


Автор: Файнштейн Оксана Михайловна
Должность: учитель–дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №9 "Кристаллик"
Населённый пункт: город Салехард, Тюменская область
Наименование материала: Непосредственно образовательная деятельность
Тема: "Они видят мир не так как мы!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Шаг навстречу»

Направление: «Сохраним и укрепим

здоровье»

НОД «Они видят мир не так как

мы!»

Учитель-дефектолог (тифлопедагог):

Файнштейн Оксана Михайловна

МБДОУ «Детский сад №9

«Кристаллик»

г. Салехард

ОО «Речевое развитие»

ОО «Познавательное развитие»

Возраст: 6-7 лет

Аннотация

В

связи

с

увеличением

количества

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

актуальной

становится

проблема

негативного

отношения к этим детям со стороны сверстников. Поэтому одной из задач

специалистов

службы

психолого-педагогического

сопровождения

является

формирование у детей толерантности, т. е. способности понять и принять

человека таким, какой он есть, видеть в нем носителя иных ценностей,

логики мышления, иных форм поведения.

Совместно

организованная

деятельность

детей

с

ОВЗ

и

здоровых

сверстников

дает

многое,

как

здоровым

дошкольникам,

так

и

детям

с

нарушениями зрения. У здоровых детей формируется чувство терпимости к

физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи

и

стремления

к

сотрудничеству.

Воспитанникам

с

ограниченными

возможностями

в

развитии

совместное

обучение

дает

возможность

сформировать положительное отношение к своим сверстникам, адекватное

социальное поведение, более полную

реализацию потенциала развития и

обучения.

Цель: формирование

у

воспитанников

ценности

здоровья,

чувства

толерантности (способности понять и принять человека с ОВЗ таким, какой

он есть, желания помочь ему).

Образовательные:

формировать ценностное отношение к

здоровью и чувства ответственности за

его сохранение и укрепление.

Обобщить

и

расширить

представления

воспитанников о зрении, о его роли в

жизни человека.

Развивающие:

р а з в и в а т ь

м ы ш л е н и е ,

п а м я т ь ,

зрительное

и

слуховое

восприятие,

диалогическую

и

монологическую

формы

речи,

закреплять

н а в ы к и

ориентировки в пространстве.

Воспитательные:

воспитывать доброе, чуткое отношение к

людям с ограниченными возможностями

здоровья, стремление помочь им.

Материалы и оборудование:

-мяч;

- р а з р е з н ы е

к а р т и н к и

с

изображением глаз;

- н о ж н и ц ы ,

и г о л к а ,

ш и л о ,

карандаш,

мыло,

капли,

очки,

р а з н ы е

ж и д ко с т и ,

м е л к и е

предметы, сотовый телефон и т. д

И К Т,

и н т е р а к т и в н а я

и г р а

«Вредное — полезное»;

-повязки для глаз;

-два игровых поля, две карточки с

изображением «Здорового глаза» и

«Больного глаза», набор карточек

«Что

полезно

для

глаз»,

«Что

вредно для глаз».

Предварительная работа:

беседа «Для чего нужны глаза?»,

дидактические игры «Узнай по

запаху», «Узнай на ощупь»,

Чтение

книги

Н.

Орловой

«Ребятишкам

про

глаза»,

«Как

у с т р о е н

г л а з ? » ,

« П р о

очки», « П р о

к р о в а т ь ,

п р о

книжку, про одного мальчишку»,

«Глаза

умеют

говорить…»

-

п о д б о р к а

о т р ы в к о в

и з

стихотворений

М.

Цветаевой,

Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина

Заучивание наизусть Н. Орлова

«Береги свои глаза».

Отгадывание

загадок

по

теме

«Глаза».

Пословицы

и

поговорки

о

глазах.

«Самое интересное про глаза».

«Жизнь слепых людей».

Индивидуальная

работа: проведение

коррекции и профилактики зрительного

в о с п р и я т и я

( ф и кс а ц и я

в з о р а

и

прослеживание в разных направлениях).

Активизация словаря по теме.

Организационный момент.

(на

столе

у

каждого

ребенка

лежат

Педагог:

соберите

разре зные

картинки. Что на картинках?

разрезные

картинки

на

тему

«Глаза»)

Дидактическая игра с мячом, «Какие

бывают глаза?»

Дети: Глаза.

Дети стоят по кругу.

Педагог:

водящий берет в руки

мяч и, передавая соседу, говорит:

« Гл а з а

б ы в а ю т :

д о б р ы м и ,

веселыми,

грустными,

строгими,

маленькими, большими, зелеными

и т. д. (*цепочка слов).

Дидактическое упражнение

«Подумай и ответь»

Педагог: подумайте и ответьте:

– Для чего человеку нужны

глаза?

– Почему глаза так важны для

человека?

– Причины нарушений зрения?

– Почему быстро надоедает

сидеть с закрытыми глазами и

очень хочется их открыть?

– Как называют людей, которые

ничего не видят?

– Какие трудности испытывают

слепые дети? Почему?

– Как мы можем помочь

слепым детям?

Дидактическая игра

«Слепой и Поводырь».

Дети

разбиваются

на

пары.

Один - «слепой» одевает повязку

на

глаза,

другой

«поводырь»,

ко т о р ы й

д о л ж е н

п р о в е с т и

«слепого»

через

р а з л и ч н ы е

п р е п я т с т в и я .

« С л е п о й »

с

завязанными глазами встает сбоку

«поводыря» и держит его одной

рукой за руку в районе локтя. Цель

«поводыря» – провести «слепого»

так,

чтобы

тот

не

упал,

не

споткнулся, не ушибся. Поводырь

сначала

медленно

н ач и н а е т

передвигаться

по

помещению,

«слепой» следует за ним, стараясь

не потеряться. Затем траектория и

скорость движения увеличивайся.

Упражнение выполняется 5

минут,

затем

пары

меняются

ролями.

Педагог: Ребята, в нашем детском

с а д у

е с т ь

д е т и

с

р а з н ы м и

нарушениями

зрения.

Подумайте

и назовите, какие ориентиры есть

у

нас

для

детей

с

нарушением

зрения.

Ответы детей: жёлтые круги на

дверях,

тактильные

метки

на

д в е р я х

ка б и н е т о в ,

ж е л т ы е

тактильные полоски в коридорах,

т а кт и л ь н ы е

ко в р и к и

п е р е д

началом

ступенек

и

в

конце

ступенек и т. д.

Дидактическая игра «Объяснялки».

Педагог:

Вы

хотите

найти

причину,

почему

болят

глаза

и

узнать,

как

сохранить

хорошее

зрение?

Педагог:

Давайте

поиграем

в

игру «Объяснялки».

На

подносе

лежат

разные

предметы.

Вы

выбираете

один

предмет,

который

на

ваш

взгляд

может

быть

опасен

для

глаз, и

объясняете, в чем именно состоит

опасность.

Интерактивная

игра

«Вредное

полезное».

Педагог:

А

сейчас

давайте

п о и г р а е м

в

и г р у,

к о т о р а я

н а з ы в а е т с я

« В р е д н о е

п о л е з н о е » .

П р а в и л а

и г р ы

сложные,

но

думаю,

у

вас

все

получится. Ведь вы такие умные,

старательные

и

любознательные.

На

нашем

волшебном

столе

вы

в и д и т е

п р од у кт ы ,

ко т о р ы е

сохраняют и укрепляют зрение, а

есть и вредные для глаз продукты.

Ваша задача – разложить всё по

корзинкам.

В

зеленую

полезные, а в красную – вредные.

Л у ч ш и е

п р о д у к т ы

д л я

здоровья глаз

1.

Морковь

2.

Черника.

Недаром

в

народе говорят: «В доме, где

едят чернику да землянику,

врачу делать нечего».

3.

Шпинат

4.

Кукуруза

5.

Абрикос

6.

Шиповник

7.

Орехи и семечки

8.

Сельдь

9.

Лук, чеснок

10.

Свекла

Вредные продукты для здоровья

глаз

1.

Белый хлеб

2.

Кофе

3.

Чипсы, сухарики

4.

Соль

5.

Мучное

6.

Кол б а с н ы е

и з д е л и я ,

копчености

7.

Мороженое

8.

Газированные напитки

9.

Жевательные

резинки

и

жевательные конфеты

10.

Кириешки

Вывод:

М о л о д ц ы ,

р е б я т а ,

справились!

Обе

к о р з и н ы

заполнены

и

теперь

мы

точно

з н а е м ,

к а к и е

н у ж н о

е с т ь

продукты,

чтобы

с ох р а н и т ь

отличное зрение.

Физразминка «Зрительная гимнастика»

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать, как умеем мя моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри, влево посмотри, вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо –

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками.

Викторина «Полезно – вредно».

Педагог: перед вами два игровых

поля

и

комплект

карточек.

Вы

должны

разложить

карточки

на

игровых полях.

Карточки «Что

полезно

для

глаз»

разложить

на

игровое

поле «Здорового

глаза».

Карточки «Что вредно для глаз»

разложить

на

игровое

п ол е

«Больного глаза».

Приложение.

Викторина «Полезно – вредно».

Хорошо:

носить очки, если прописал врач;

умывать глаза;

делать зрительную гимнастику для глаз;

хорошее освещение;

кушать овощи и фрукты;

не допускать усталости глаз;

прогулки на свежем воздухе;

занятия физической культурой и т. д.

Плохо:

тереть глаза грязными руками;

читать лежа;

перегружать глаза;

низко наклоняться над книгой, тетрадью;

смотреть телевизор долго и на близком расстоянии;

играть острыми предметами;

смотреть на яркое солнце и т. д.

Пословицы и поговорки о глазах

Глаза – зеркало души.

Глаза на мокром месте.

Глаза боятся, а руки делают.

Свой глаз – алмаз, а чужой – стекло.

Человека по глазам видно.

Одни глаза и плачут, и смеются.

Врет и глазом не смигнет.

Глаза лучистые, да мысли нечистые.

Не верь ушам, а верь глазам.

У меня что, глаза на затылке?

Гляди в оба!

Идти куда глаза глядят.

Приложение

Приложение.

Правила бережного отношения к зрению

1. Умываться по утрам.

2. Смотреть телевизор не более 1–1,5 часа в день.

3. Сидеть не ближе 3 м от телевизора.

4. Играть на компьютере можно не более 30 минут в день.

5. Не читать лежа, не читать при плохом освещении.

6. Не читать в транспорте: книга трясется, меняется расстояние от глаза до

книги, хрусталик работает с чрезмерным напряжением.

7. Оберегать глаза от попадания в них инородных частичек.

8. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.

9. Рекомендуется соблюдать расстояние от глаз до текста 30–35 см.

10. Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов:

морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец.

11. Делать гимнастику для глаз.

12. Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.

13. Заниматься общей зарядкой, гулять на воздухе.

14. После 1 часа занятий обязательно давать глазам отдых на 20–25 минут.



В раздел образования