Автор: Абдиев Султан Хамидуллаевич
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ЦДТ "Радуга" ГБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Нефтегорск Самарской области
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная программа "Звонкая струна"
Раздел: дополнительное образование
1
«Звонкая струна»
Художественная направленность
2
Паспорт дополнительной общеразвивающей программы
«Звонкая струна»
1.
По степени авторского вклада
Адаптированная
2.
По направленности
Художественная
3.
По уровню освоения содержания
Ознакомительная
4.
По уровню организации
педагогической деятельности
Интегрированная
5.
По степени усложнения
теоретического материала
Познавательная
6.
По возрасту обучения детей
Программа начального
основного, основного общего и
среднего (полного) общего
образования – 15-17 лет
7.
По форме организации детских
формирований
Групповые, индивидуальные,
дифференцированные
8.
По срокам реализации
Краткосрочная (1год)
9.
По масштабу реализации
программы
Учрежденческая
10.
По контингенту обучающихся
Общая
11.
По уровню организации
творческой деятельности
обучающихся
Репродуктивная,
репродуктивно-творческая
12.
Степень реализации программы
Освоена частично
3
Содержание
1.
Пояснительная записка ……………………………………… 3
2.
Учебно – тематический план………………………………… 7
3.
Содержание тем курса……………………………………….. 10
4.
Методическое обеспечение программы……………………. 13
5.
Список литературы…………………………………………… 14
6.
Приложение.Календарно – тематический план……………. 15
4
Пояснительная записка.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Звонкая
струна»
по
содержанию относится к художественной направленности; по функциональному
предназначению — досуговой, учебно-познавательной; по форме организации
— индивидуально
ориентированной,
студийной,
массовой;
по
времени
реализации — трехгодичной.
Новизна данной
образовательной
программы
-
в
приоритетности
воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта воспитанника, его
культурных и нравственных качеств.
Актуальность
предлагаемой
образовательной
программы
определяется
потребностью общества и детей данного возраста в решении задач, которым
посвящена программа.
Программа
«Звонкая
струна»
соответствует
действующим
нормативным
актам и государственным программным документам:
Федеральный
закон
от
29.12.2012
г.
№273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №
1008
«Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
Санитарно-эпидемиологические
правила
и
нормативы
СанПиН
2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N
33660);
Приложение
к
письму
Департамента
молодежной
политики,
воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России
от
11.12.2006
г.
№
06-1844
«О
примерных
требованиях
к
программам
дополнительного образования детей»;
Устав учреждения.
5
Программа
является
адаптированной,
в
основе
содержания
программы
–
материалы программ:
1.
Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.1970
2.
Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.2002
Основной концепцией в работе с
обучающимися является развитие
творческих
способностей
ребенка,
развитие
музыкального
слуха,
музыкального кругозора и эстетических вкусов, общей культуры.
Программа составлена для детей от 12 лет до 18 лет.
Общее музыкальное развитие необходимо для:
1.
Формирования гармоничной личности, адаптированной к современной
жизни.
2.
Музицирования в быту.
3.
Социализации
и
самоутверждения
личности
ребенка
в
коллективе
сверстников.
Основная цель программы: научить обучающихся самостоятельно разбирать и
исполнять произведения на гитаре.
Программа имеет следующие задачи:
Образовательные:
- Научить самостоятельно разучивать и грамотно исполнять
музыкальные произведения.
- обучить средствам музыкальной выразительности для передачи настроения,
характера и смысла музыкальных произведений;
- формировать художественно-эстетические вкусы на лучших образцах
классической и современной музыки;
- формировать исполнительские навыки.
Развивающие:
- Развить общемузыкальный и технический уровень обучающихся.
- развить индивидуальность, характер исполнителя;
- развить музыкальные способности: слух, ритм, память;
- развить пластические способности и технические навыки исполнительства;
- развить навыки самостоятельного творчества и музицирования.
6
Воспитательные:
- Сформировать навыки подбора по слуху, умение аккомпанировать,
транспонировать, играть в различных ансамблях.
- воспитать трудолюбие и самодисциплину;
- сформировать интерес к мировому музыкальному наследию на
примерах лучших классических и современных музыкальных произведений.
Отличительной особенностью данной программы и ее актуальностью
является приближение обучения игре на инструменте к запросам воспитанников
и их родителей и требованиям повседневной жизни.
Данная
программа
«Звонкая
струна»
соответствует
действующим
нормативным актам и государственным программным документам:
Федеральный
закон
от
29.12.2012
г.
№273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №
1008
«Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
Санитарно-эпидемиологические
правила
и
нормативы
СанПиН
2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N
33660);
Приложение
к
письму
Департамента
молодежной
политики,
воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России
от
11.12.2006
г.
№
06-1844
«О
примерных
требованиях
к
программам
дополнительного образования детей»;
Устав учреждения.
Педагогическая
целесообразность
заключается
в
формах
работы
с
воспитанниками.
Занятия с обучающимися ведутся как индивидуально, так и групповым
методом.
7
В
конце
каждого
полугодия
учебного
года
проводится
диагностика
по
определению
уровня
освоения
программы.
Основными
формами
контроля
являются отчетные концерты обучающихся.
Итоги обучения проводятся в конце каждого полугодия в форме
зачета, в виде концертного выступления. Дети принимают участие в классных,
школьных
и
выездных
концертах
от
учреждения
дополнительного
образования. В задачи программы не входит
подготовка воспитанников к профессиональному обучению.
Индивидуальное
обучение
музыке
-
одно
из
средств
воспитания
гармонического развития личности. Исполнение музыкального произведения
должно донести до слушателя содержание произведения, его художественные
образы, мысли и чувства. Однако проникнуть в смысл исполняемого можно
только при условии овладения исполнительскими умениями и навыками, что
требует сознательного и упорного труда.
В исполнительской деятельности развиваются мышление, внимание, воля и
воображение. Творческие задатки детей развиваются, растут и крепнут в
исполнительской деятельности.
В детское объединение «Обучение игре на гитаре» принимаются дети в
возрасте
12—18
лет,
обладающие
необходимыми
музыкально-слуховыми
данными (мелодическим, гармоническим слухом, чувством ритма, музыкальной
памятью),
наличие
и
состояние
которых
устанавливается
на
приемных
прослушиваниях.
Срок реализации программы - 3года.
Количество часов на каждый год обучения
Весь списочный состав воспитанников делится на группы. Занятия проходят
2
-3
раза
в
неделю.
Количество
обучающихся
в
группе
до
10
человек.
Количество групп - 4.
В течение года состав детей может несколько меняться /или не меняться/ из-
за
естественной
текучки
детей,
т.е.
может
быть
дополнительный
набор
желающих детей в коллектив на вакантные места на первый, второй, третий
годы обучения.
8
1 год обучения – 144 часа (1 группа, 2 группа, 3 группа – 2 раза в неделю по 2
часа, 4 группа – 3 раза в неделю по 2 часа) – 216 часов
2 год обучения – 144 часа
3 год обучения --144 часа
Индивидуальные занятия проводятся с детьми третьего года обучения для
развития
техники
музыкального
исполнения,
развития
индивидуальных
творческих
способностей,
закрепления
текста
и
звучания
исполняемых
произведений, начала самостоятельного исполнения выбранных произведений.
Ожидаемые результаты освоения программы.
После первого года обучения дети знают:
аккорды, длительности, паузы, метр и ритм; правописание нот в скрипичном
ключе;
умеют: исполнять несложные произведения, играть простой аккомпанемент
по буквенным обозначениям.
После второго года обучения дети знают: расположение нот на грифе гитары до
V лада, названия интервалов, репризу, фермату;
умеют:
играть
в
ансамбле,
грамотно
исполнить
пройденные
музыкальные
произведения, прочитать с листа простейшие произведения.
После
третьего
года
обучения
дети
знают:
теорию
предыдущих
годов
обучения, интервалы с обращениями, тоническое трезвучие; приемы игры на
гитаре;
умеют:
чувствовать
исполняемые
песни,
подобрать
аккомпанемент
к
популярным
песням
и
мелодиям,
исполнять
пройденные
музыкальные
произведения музыкально и технически грамотно, переложить понравившиеся
эстрадные песни для гитары.
Для проведения занятий имеется отдельный кабинет, инструмент,
необходимые подставки, удобное освещение, методическое оснащение.
Способы определения результативности:
Педагогическое наблюдение.
Педагогический анализ результатов активности обучающихся на занятиях,
участия воспитанников в концертах, на праздниках, викторинах.
9
Мониторинги
по
освоению
программы
2
раза
в
год
–
текущий,
промежуточный и итоговый (в зависимости от года реализации программы).
Содержание
программы
включает
в
себя
темы
разделов,
которые
повторяются и усложняются в развитии каждый учебный год.
Учебно – тематический план.
Первый год обучения
№
Наименование разделов и тем
Количество
часов
Всего
часов
Теория
Практ
ика
1
Инструктаж по технике безопасности. История
возникновения и развития гитары.
Знакомство с инструментом.
12
4
8
2
Посадка за инструментом.
Постановка рук.
10
4
6
3
Буквенное
обозначение
аккордов.
Строй
гитары. Расположение нот на грифе гитары
до V лада. Условные обозначения пальцев
правой и левой рук.
12
4
8
4
Знакомство
с
музыкальными
терминами.
Ритм.
Метр.
Такт.
Размер.
Тембр.
Темп.
Динамика.
20
8
12
5
Чтение
с
листа
различных
ритмических рисунков на одной ноте.
10
4
6
6
Средства звукоизвлечения. Упражнения в виде
различных
последовательностей
пальцев
разными
способами
звукоизвлечения
.
Арпеджио.
Диагностика
по
освоению
20
6
14
10
программы.
7
Разучивание муз.произведений.
20
4
16
8
Ознакомление с настройкой инструмента.
10
2
8
9
Повторение пройденного материала.
20
6
14
10
Подготовка
и
проведение
концертного
выступления
10
2
8
ИТОГО:
144 ч
100 ч
44 ч
Учебно – тематический план.
Второй год обучения
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
часов
Теория
Практи
ка
1
Инструктаж по технике безопасности.
Повторение пройденного материала.
8
2
6
2
Продолжение
работы
над
постановочно-двигательными
навыками,
звукоизвлечением
и
ритмом. Игра упражнений, арпеджио.
12
2
10
3
Мажорные гаммы: До, Соль - две
октавы
–
варианты
исполнения
в
различной аппликатуре, со сменой
позиций.
14
4
10
4
Знакомство с грифом гитары в
пределах четырех-девяти позиций.
10
4
6
5
Чтение
нот
с
листа.
Развитие
начальных навыков смены позиций,
аппликатурного мышления.
8
2
6
6
Разучивание
муз.произведений.
Народные
песни,
пьесы
танцевального характера.
20
4
16
11
7
Знакомство
с
творчеством
композиторов-классиков.
Игра
произведений
с
элементами
полифонии и произведений крупной
формы.
18
4
14
8
Развитие
беглости
пальцев
и
получение
технических
навыков.
Этюды.
18
4
14
9
Подбор
популярных
мелодий
от
разных звуков.
10
2
8
10
Подготовка к игре в ансамбле на
простейшем материале.
10
4
6
11
Приемы игры на гитаре.
6
2
4
12
Подготовка
и
проведение
концертного выступления
10
2
8
ИТОГО:
144 ч
36 ч
108 ч
Учебно – тематический план.
Третий год обучения
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Теория
Практи
ка
1
Инструктаж по технике безопасности.
Повторение пройденного материала
8
4
4
2
Развитие муз-образного мышления и
исполнительских
навыков
обучающихся.
12
4
8
3
Гаммы
Фа
мажор
и
Ре
минор
в
2
октавы.
Упражнения
для
развития
беглости пальцев, техники легато и
баррэ.
Смешанное
легато.
Хроматическая гамма. Арпеджио.
14
4
10
4
Чтение
нот
с
листа.
Развитие
навыков
смены
позиций,
аппликатурного мышления.
10
2
8
5
Разучивание
муз.
произведений.
Народные
песни,
пьесы
танцевального характера.
8
2
6
12
6
Игра
произведений
с
элементами
полифонии и произведений крупной
формы.
20
4
16
7
Развитие
беглости
пальцев
и
получение
технических
навыков.
Этюды.
18
2
16
8
Подбор
популярных
мелодий
от
разных звуков.
10
2
8
9
Игра в ансамбле.
10
2
8
10
Приемы игры на гитаре.
Динамические
возможности
инструмента.
6
2
4
11
Самодеятельная
авторская
песня
как
вид музыкального искусства
10
2
8
12
Подготовка и проведение концертного
выступления
10
2
8
ИТОГО:
144 ч
32 ч
112 ч
Содержание программы:
Тема 1: Повторение пройденного материала
Мажорные гаммы: До, Соль.
Посадка за инструментом. Постановка рук. Музыкальные термины.
Средства звукоизвлечения.
Тема 2
Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских
навыков обучающихся.
Связь содержания и формы музыкального произведения. Музыка- как звуковой
процесс. Ощущение перспективы дальнейшего развития.
Тема 3. Гаммы Фа мажор и Ре минор в 2 октавы. . Упражнения для развития
беглости пальцев, техники легато и баррэ. Смешанное легато. Хроматическая
гамма. Арпеджио.
Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Варианты исполнения
в
различной
аппликатуре,
со
сменой
позиций.
Приёмы
звукоизвлечения:
13
апояндо(опираясь)
и
тирандо
(щипком).
Упражнения
в
виде
различных
последовательностей пальцев разными способами звукоизвлечения (тирандо,
апояндо)
Принцип координации движений и ритмической
точности.
Принцип
пространственной точности. Аппликатура.
Тема 4: Чтение с листа различных ритмических рисунков на одной
ноте.
Развитие
начальных
навыков
смены
позиций,
аппликатурного
мышления. На примере русских народных песен «Во поле береза стояла», «Во
саду ли, в огороде» и т.д.
Тема
5: Разучивание
музыкальных произведений.
Народные
песни, пьесы
танцевального характера.
Техника звукоизвлечения. Принципы работы над непривычными
и нестандартными фигурациями. Проигрывания в
медленном темпе. Работа над красочностью звука, точность аппликатуры,
выработка
автоматизма
игровых
движений.
Закон
ежедневной
систематической тренировки.
Тема 6: Игра произведений с элементами полифонии и произведений
крупной формы. Достоверное, убедительное воплощение
композиторского
замысла.
Проблема
стиля:
эпоха
создания,
национальная
принадлежность
автора, особенности
творческого пути, характерные образы, история
создания сочинения.
Тема 7: Развитие беглости пальцев и получение технических навыков.
Этюды. .
Проигрывания в медленном темпе. Закрепление трудной фигурации через игру
различными ритмическими фигурами, использование технической фразировки.
Мелкая техника: лёгкость исполнения одноголосных пассажей и фигураций
различными штрихами: легато, нон легато, стаккато.
Тема 8: Подбор популярных мелодий от разных звуков.
Развитие слуха на примере детских песен: «Голубой вагон», «Чунга-чанга»,
«Облака» и т.д.
Тема 9. Игра в ансамбле.
14
Выработка чувства единения при игре в ансамбле, умение слышать не только
свою
партию,
но
и
партию
других
инструментов.
Исполнение
сложных
многоголосных произведений.
Тема 10. Приёмы игры на гитаре. Динамические возможности инструмента.
Мелизмы,
тремоло,
глиссандо.
Флажолеты:
натуральные
и
искусственные.
Арпеджиато.
Методика
исполнения
приёмов.
Виды
графического
обозначения.
Диапазон
гитары, его динамическая органичность.
Сравнение с другими инструментами (баян, фортепиано). Навыки игры пиано,
пианиссимо‚
фортиссимо,
крещендо,
диминуэндо.
Сложности
исполнения
аккордовой
фактуры.
Основные
недочеты.
Фразировка
музыкального
произведения с учётом технологических особенностей.
Тема 11
Самодеятельная авторская песня как вид музыкального искусства
Знакомство
с
феноменом
авторской
песни,
которую
строго
ни
к
чему
не
отнесёшь: ни к чистой поэзии, ни к песне, ни к театру. Фестивали авторской
песни. История становления и развития жанра.
Знакомство с творчеством бардов, для которых авторская песня стала второй
профессией.
Знакомство
с
авторскими
песнями
о
военных
действиях
в
Афганистане и Чечне. Авторская песня в туристических походах. Копилка
песен для участия в туристических слётах.
Рассказ о творчестве современных авторов-исполнителей.
Тема 12. Подготовка и проведение концертного выступления.
Подготовка
репертуара,
его
объем.
Обязательное
наличие
в
программе
гитариста оригинальных произведений. Принцип контраста. Обогащение
исполнительного
стиля
через
обогащение
репертуара.
Обыгрывание
программы.
Подведение итогов концерта.
Методическое обеспечение программы
При
организации
педагогического
процесса
на
занятиях
используются
общепедагогические принципы обучения и воспитания.
15
Принципы систематичности и прочности позволяют быстрее и качественнее
освоить и закрепить навыки игры.
Принцип доступности тесно связан с принципом последовательности учебного
процесса и требует, чтобы перед занимающимися ставились посильные задачи с
учетом возрастных и психологических особенностей.
Принцип от простого к сложному применяется как к каждому занятию, так и ко
всему образовательному процессу.
Дифференцированность
и
вариативность
изложения
учебного
материала
выражается в индивидуальном подходе,
опирается на
музыкальные данные,
способности и физиологические особенности учащихся.
Важным звеном в образовательном процессе является результативность
–отслеживание
результатов
с
помощью
контрольно-диагностических
мероприятий с обязательной оценкой и корректировкой.
Принцип воспитывающего обучения направлен на формирование личностных
качеств ребенка: формирование мировоззрения, расширение кругозора, развитие
и воспитание художественного вкуса.
Принцип
развивающего
обучения
предполагает
развитие
музыкальных
и
технических способностей обучающихся.
Список литературы.
1.
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. ДМШ. Вып.1.
Сост. А. Иванов-Крамской. М. 1976.
2.Хрестоматия
гитариста.
(Шестиструнная
гитара):
1-3
кл.
ДМШ.
Сост. Е. Ларичев. М. 1985.
16
3.
Хрестоматия
гитариста.
(Шестиструнная
гитара):
4-5
кл.
ДМШ.
Сост. Е. Ларичев. М. 1986
4.
Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.1985
5.
Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.1970
6.
Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.2002
7.
Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре.М. 1991
8.
Классические
этюды
для
шестиструнной
гитары.
Часть1.Сост.и
ред.А.Гитман. М.1997.
9.
Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М.2002
10.
Юному
гитаристу:
Учебно-методическое
пособие.
М.
Изд.
Вл.Катанского.2000
11.
Интернет ресурсы
12.
Малков О. Гитара в ансамбле. Учебное пособие для ДМШ. Издание
«Феникс» 2014г.
13.
Теслов Д. Идеальная школа техники гитариста. 2012 г.
17
Приложение 1.
Календарно-тематический план на 2015-2016
(таблицы)