Автор: Линина Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ № 9 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Лангепас, ХМАО–Югра
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа "Город Мастеров"
Тема: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования нетрадиционных техник рисования"
Раздел: дошкольное образование
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9 «СОЛНЫШКО»
Дополнительная образовательная программа
по рисованию для детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития с использованием
нетрадиционных техник рисования
«Город Мастеров»
на 2015-2017 учебный год
(Срок реализации 2 года)
Программу разработала:
Линина Марина Владимировна,
воспитатель I квалификационной категории
г. Лангепас,
2015 год
1
Содержание
I.
Пояснительная записка
1.1
Цели и задачи программы
1.2
Направленность программы
1.3
Актуальность
1.4
Краткая характеристика воспитанников
1.5
Общая оценка программы
II.
Методическое обеспечение и условие реализации программы
2.1.
Материально-технические условия
2.2
Кадровые условия
2.3
Информационно-методические условия
III.
Планируемые результаты освоения содержания программы
IV.
Порядок и содержание промежуточной аттестации
4.1.
Формы и методы промежуточной аттестации
4.2
Порядок проведения оценочных процедур
4.3
Порядок обобщения и представления результатов
V.
Учебно-тематический план
5.1
Основные разделы содержания
5.2.
Краткая характеристика содержания
5.3
Количество часов, отводимых на освоение содержания
5.4
Основной вид деятельности в рамках освоения каждого раздела
VI.
Календарный учебный график
VII.
Приложение
7.1
Оценочные материалы для проведения промежуточной
аттестации
7.2
Характеристика основных форм и методов реализации
программы
7.3
Интеграция с другими областями
7.4
Принципы построения педагогического процесса
7.5
План работы с родителями
VIII.
Список литературы
I.
Пояснительная записка
«Дети любят труд, в процессе которого
создается что-то красивое, необычное"
Сухомлинский В.А.
Цель программы: развитие художественно-изобразительных способностей детей с
задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования; учить
применять усвоенные способы в изобразительной деятельности.
Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание использовать
их в своей деятельности.
2
Воспитывать
у
детей
с
ЗПР
адекватную
самооценку
своих
способностей,
уверенность в своих возможностях.
1.2. Направленность программы
Программа «Город мастеров» относится к образовательной области «Художественно-
эстетическое развитие» и ориентирована на приобщение детей к увлекательному виду
творчества – рисованию.
1.3. Актуальность
В настоящее время образованию детей с ограниченными возможностями здоровья
уделяется большое внимание.
Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является создание
условий для творческой самореализации ребенка, в том числе и ребёнка с ОВЗ. Дети с
ограниченными возможностями здоровья – это особая категория обучающихся, которые,
как
никто
другой,
нуждаются
в
создании
условий
для
творческой
самореализации.
В
процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, выражает себя
и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с
различными инструментами и материалами.
Опыт
работы
показал,
что
изобразительная
деятельность
с
использованием
нетрадиционных техник рисования создаёт наиболее благоприятные условия для ребёнка с
задержкой психического развития, способствует раскрытию его творческого потенциала.
Овладение
детьми
с
ЗПР
нетрадиционными
техниками
изображения
доcтавляет
дошкольникам истинную радоcть, если оно строится с учетом специфики деятельности,
возраста
детей
и
их
возможностей.
Они
с
удовольствием
рисуют
разные
узоры
не
испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, ребят
не
пугает
их
многообразие
и
перспектива
самостоятельного
выбора.
Они
получают
огромное удовольствие от процесса выполнения. Дети готовы многократно повторить то
или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они
его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого
к своим достижениям. В процессе работы раскрываются и развиваются индивидуальные
художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Данная
программа
рассматривается
как
многосторонний
процесс,
связанный
с
развитием у детей с ЗПР не только мелкой моторики рук и творческих способностей, но и
речи, представлений об окружающем мире, психических процессов (восприятие, память,
мышление, воображение).
Учитывая всё вышеперечисленное, предпочтение при создании программы было отдано
нетрадиционным техникам рисования.
Преимущества нетрадиционного рисования перед традиционным:
Многообразие способов и средств рисования;
Лёгкость
в
освоении
методов.
Все
методы
интуитивно
понятны
и
легки
в
применении детьми с ОВЗ;
Создаёт атмосферу непринужденности, открытости;
Создаёт эмоционально-благоприятное отношение к выполнению заданий;
Развивает уверенность в своих силах;
Работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима;
Отсутствует отрицательный результат в работе детей.
3
Нормативно-правовая база
Дополнительная образовательная программа «Город
мастеров» разработана
в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
«Закон об образовании РФ» № 273 от 29.12.12г. Статья 79 «Организация получения
образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ
МО
и
Н
РФ
от
29.08.13г.
№1008
«Об
утверждении
Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
ФГОС дошкольного образования (приказ №1155 МО и Н РФ от 17.10.13 г, действует
с 01.01.2014 г)
«Концепция развития дополнительного образования детей» от 04.09.2014г. № 1726-Р
СанПиНы 2.4.4.3172-14. от 20.08.14г.
Образовательная программа и другие нормативно-правовые документы ЛГ МАДОУ
«ДСКВ №9 «Солнышко».
1.4. Отличительные особенности программы
Используется дифференцированный подход в работе с каждым ребёнком, так как
группа
формируются
из
детей
с
разным
уровнем
интеллектуального
развития,
имеющих различные уровни базовых знаний и умений.
Используется
творческий
подход
к
выбору
заданий
при
ознакомлении
с
новой
техникой
нетрадиционного
рисования,
интересной
для
детей
и
актуальной
на
данный момент времени.
Для занятий используются ИКТ.
Программа
даёт
возможность,
опираясь
на
имеющиеся
навыки
рисования
с
использованием нетрадиционных техник и материалов, проявлять детям с ЗПР свои
творческие способности в создании как индивидуальных, так и коллективных работ.
Программа нацеливает на активное участие в различных выставках и конкурсах.
Программа включает
в
себя
не
только
задачи
обучения
приёмам
и
способам
рисования, но и работу по коррекции общего развития детей с ЗПР.
1.5. Краткая характеристика воспитанников
Списочный состав воспитанников:
1.
Бабаев Юусиф
2.
Габдулганиева Радмила
3.
Гуньков Витя
4.
Ильясова Аида
5.
Копылов Алексей
6.
Лемьев Максим
7.
Мельникова Мария
8.
Новоселов Александр
9.
Тумашов Егор
10. Харлов Сергей
Всего 10 воспитанников - 7 мальчиков и 3 девочки.
Дополнительная
образовательная
программа
«Город
Мастеров»
предназначена
для
занятий с детьми 5-7 лет с задержкой психического развития.
4
Программа разработана и составлена с учетом психологических особенностей детей
данного возраста.
В связи с возрастными особенностями и состоянием здоровья воспитанников (5-7
лет
с
ЗПР)
-
отсутствие
устойчивого
внимания,
усидчивости,
быстрая
утомляемость,
рекомендуется
использование
техник,
не
требующих
длительных
усилий.
В
процессе
обучения в работу включаются более сложные техники; повышаются требования к качеству
выполняемых работ.
Уровень
подготовки
детей,
посещающих
занятия
различен,
поэтому
наиболее
продуктивным подходом к занятиям является дифференцированный подход, позволяющий
каждому ребенку добиваться положительного результата.
1.6. Общая оценка программы
Подбор материала, применение различных техник, методов, форм и педагогических
технологий
в
данной
программе
соответствуют
возрастным
и
психологическим
особенностям детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Планируемое
содержание
дополнительной
образовательной
программы
«Город
Мастеров» полностью соответствует имеющимся в ОУ условиям ее реализации.
II. Методическое обеспечение и условия реализации программы
2.1. Материально-технические условия
Помещение
для
занятий
отвечает
санитарно-гигиеническим
требованиям:
просторное,
хорошо
освещенное,
теплое,
проветриваемое.
Оно
оснащено:
детскими
регулируемыми модульными столами и стульями, переносными магнитными мольбертами.
Для применения во время занятий ИКТ имеется ноутбук, телевизор, магнитофон.
Материалы и инструменты, необходимые для работы: краски акварельные, гуашь,
стаканчики, кисти разного размера, бумага для акварели, бумага писчая, штампы, клей,
крахмал,
шерсть, разнообразный природный и бросовый материал и многое другое, что
может понадобиться в процессе работы.
2.2. Кадровые условия
Программа
разработана
и
реализуется
воспитателем
первой
квалификационной
категории, Лининой Мариной Владимировной.
2.3. Информационно-методические условия:
методические разработки занятий;
учебные и методические пособия;
технологические карты для знакомства с нетрадиционными техниками рисования;
дидактический наглядно-иллюстративный материал по каждой технике и теме;
образцы готовых изделий;
электронные
образовательные
ресурсы:
презентации
по
темам
занятий,
этапы
рисования, фото-выставки рисунков;
диски с записями детских мелодий, классической музыки.
Педагогический процесс должен обеспечиваться дидактическим материалом, в который
входят книги, журналы, образцы рисунков, выполненных в разных техниках, стенды с
рисунками
детей,
иллюстрации,
позволяющие
зрительно
воспринимать
услышанное.
Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении детьми нового материала.
5
Средства наглядности позволяют дать детям разностороннее понятие о какой-либо технике
и
способствует
более
прочному
усвоению
материала..
Использование
в
работе
ИКТ
позволяет сделать занятие еще более привлекательным и по-настоящему современным,
р е ш а е т
п о з н а в ат е л ь н ы е
и
т в о рч е с к и е
з а д ач и .
З а н я т и я
д о л ж н ы
б ы т ь
эмоциональными, яркими, содержать в себе сюрпризные моменты и проблемные ситуации.
Обучение
на
доступном
для
понимания
воспитанников
материале
способствует
повышению интереса и желанию учиться рисовать, стремлению к успешному выполнению
поставленной творческой задачи.
III. Планируемые результаты освоения содержания программы
К концу года первого года обучения ребенок может:
различать способы нетрадиционного рисования;
самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя
различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия,
цвет, композиция, колорит и т. д.);
самостоятельно передавать сюжетную композицию;
давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
К концу второго года обучения ребенок может:
различать и называть способы нетрадиционного рисования;
самостоятельно
подбирать
необходимые
материалы
для
работы
в
определенной
технике рисования;
использовать различные приспособления, необходимые для выполнения рисунка,
соблюдая при этом технику безопасности;
применять полученные знания на практике;
самостоятельно передавать сюжетную композицию;
слаженно работать в коллективе,
давать оценку своей деятельности.
IV. Порядок и содержание промежуточной аттестации
4.1. Формы и методы промежуточной аттестации:
ежемесячные отчетные выставки внутри группы;
персональные выставки воспитанников;
тематические выставки внутри детского сада;
участие в творческих конкурсах различного уровня;
Большое
воспитательное
значение
имеет
подведение
итогов
работы
детей.
Осознание значимости своего труда, необходимости самотворчества дает ребенку толчок к
самосовершенствованию, формирует потребность в приобретении новых знаний и навыков.
Поэтому каждый месяц организовываются выставки работ воспитанников, персональные
выставки
воспитанников,
позволяющие
пережить
успех
в
своей
работе.
Кроме
того,
выставки создают эстетическую среду в группе, приносят эмоциональное удовлетворение
ребятам, которые видят, что их труд нужен, а это в свою очередь побуждает к творчеству.
6
Результат
работы
с
использованием
нетрадиционных
техник
рисования
–
все
рисунки, созданные детьми, отлично подходят для оформления тематических выставок в
ДОУ.
Кружковая
работа
в
данном
направлении
даёт
возможность
каждому
ребёнку
почувствовать
себя
успешным,
помогает
выявить
и
раскрыть
талантливых
детей,
и
подтянуть отстающих, но имеющих желание работать.
4.2.
Порядок проведения оценочных процедур
Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно также определить,
воспользовавшись разработкой доктора пед. Наук, профессора Т.С. Комаровой «Критерии
оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».
Диагностика воспитанников проводится два раза в год – в начале (октябрь) и в конце
обучения (май); сравнительная - по результатам первого года обучения и второго.
4.3. Порядок обобщения и представления результатов оценки
Уровни полученных знаний, умений и навыков определяются по разработанным
критериям.
Критерии умений и навыков
Вид работы
Низкий уровень
(1 балл)
Средний уровень
(2 балла)
Высокий уровень
(3 балла)
1. Умение
использоват
ь
нетрадицио
нные
материалы
и
инструмент
ы
Не знает
нетрадиционные
материалы и
инструменты, не
умеет использовать
их
Во время работы с
нетрадиционными
материалами и
инструментами
требуется помощь.
Ребенок уверенно
применяет
нетрадиционные
материалы и
инструменты в работе.
2.
Изобразите
льные
навыки
рисует однотипно,
материал использует
неосознанно
испытывает
затруднения при
действиях с
изобразительными
материалами
легко усваивает новые
техники, владеет
навыками действия
изобразительными
материалами
3. Цвет
цвет передан
неверно, безразличие
к цвету, изображение
выполнено в одном
цвете.
есть отступления от
реальной окраски;
преобладание
нескольких цветов или
оттенков
передан реальный
цвет предмета;
цветовая гамма
разнообразна
7
4. Форма
искажения
значительные, форма
не удалась, части
предмета
расположены
неверно, пропорции
переданы неверно,
изображение
статическое.
есть незначительные
искажения, движение
передано
неопределенно
передана точно, части
предмета
расположены верно,
пропорции
соблюдаются, четко
передано движение
5. Знание
способов
нетрадицио
нного
рисования
Не знает способы
нетрадиционного
рисования
Знает способы
нетрадиционного
рисования, но
применяет их неумело
Знает способы
нетрадиционного
рисования, умело
применяет их в своей
работе
6.
Композиция
композиция не
продумана, носит
случайный характер;
пропорциональность
предметов передана
неверно.
Расположение не на
всей полосе листа; в
соотношении по
величине есть
незначительные
искажения;
расположение по
всему листу,
соблюдается
пропорциональность в
изображении разных
предметов
7.Регуляция
деятельност
и
безразличен к оценке
взрослого,
самооценка
отсутствует; не
заинтересован
(равнодушен)
продуктом
собственной
деятельности
эмоционально
реагирует на оценку
взрослого, неадекватен
при самооценке
(завышена, занижена),
заинтересован
процессом
деятельности
адекватно реагирует
на замечания
взрослого и критично
оценивает свою
работу; заинтересован
предложенным
заданием
8.Уровень
самостоятел
ьности,
творчества
необходима
поддержка и
стимуляция
требуется
незначительная
помощь, с вопросами
обращается редко,
оригинальность
изображения,
стремление к наиболее
полному раскрытию
замысла
выполняет задания
самостоятельно, в
случае необходимости
обращается с
вопросами,
самостоятельность
замысла,
оригинальность
8
изображения
Шкала уровней: 0-11– низкий уровень; 12-18– средний уровень; 19-24 – высокий уровень.
V. Учебно-тематический план.
5.1. Основные разделы содержания
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2015 – 2016 уч. год.
Старшая группа.
Месяцы по
неделям
Тематика
Содержание программы
Работа, вид
Сентябрь
(1 нед.)
Диагностика
Совершенствовать умения
и навыки в свободном
экспериментировании с
материалами,
необходимыми для работы
в нетрадиционных
изобразительных техниках.
Сентябрь
(2 нед.)
Красивый осенний
букет
Знакомить детей с
кляксографией и показать
ее возможности. Научить
дорисовывать детали
цветов, для придания им
законченности.
Техника кляксография и
ее освоение
Сентябрь
(3 нед.)
Шары воздушные
Хорошо закрепить
представление ребят о
цветовом разнообразии и
ознакомить их с
хроматическими и
ахроматическими цветами.
Дать им полное понятие
цветовой гаммы с
помощью введения новых
оттенков.
Смешивание основных
цветов для получения
более сложных оттенков
и его освоение.
Сентябрь
(4 нед.)
Варенье и
компоты
Знакомить деток с
печатанием фруктами —
новым видом
изобразительной техники и
упражнять их в печатании.
Развивать
световосприятие,
наблюдательность.
Печатание фруктами и
ее освоение.
9
Октябрь
(1 нед.)
Сказочный лес
Воспитать интерес и
эмоциональную
отзывчивость к красивой
осенней природе.
Знакомить с «печатью
растений».
Развить у детей
представление
художественного образа
через формы природы.
Развить чувство
композиции.
Техника печатания
растениями – как новый
вид изобразительной
техники и ее освоение.
Октябрь
(2 нед.)
Пестренький
котенок
Знакомить ребят с
тычком — пуантилизмом.
Научить рисовать гуашью
ватной палочкой, затем
смешивать краски. Развить
эстетику.
Пуантилизм и ее
освоение.
Октябрь
(3 нед.)
Смородина
красная
Воспитать эстетическое
отношение к природе,
представляя ее образ в
личном творчестве.
Расширить знания детей о
внешнем мире, показать
внешний вид красной
смородины.
Сформировать чувство
ритма и композиции и
научить объединять
различные техники
творчества в одной работе.
Совмещение
пуантилизма и
печатания листьями в
одной работе и их
освоение.
Октябрь
(4 нед.)
Подводный мир
Знакомить детей с
мыльными пузырями.
Продолжать обучению с
гуашью.
Воспитать интерес к
изобразительному
творчеству и
способствовать
развитию мышления,
воображения,
художественных навыков,
внимания.
Рисование мыльными
пузырями и ее освоение.
(Заготовить фон для
будущего коллажа).
Ноябрь
(1 нед.)
Цветные рыбки
Используя акварельные
карандаши, вызвать
Написание картины
акварельными
10
интерес детей к
рисованию. Добиться
выразительного образа
рыбки. Знакомить детей с
коллажем. Закрепить
способность пользоваться
трафаретами, клеем,
ножницами. Развить
самостоятельность.
карандашами, коллаж и
ее освоение.
Ноябрь
(2 нед.)
Унылая пора! Очей
очарованье
Научить детей
способности отражать в
картине осенние признаки,
которые соответствуют
поэтическим строкам.
Использовать разные
методы рисования деревьев
(пятно, которое замкнуто
контуром, изображенное
ладошкой, кулачком
дерево).
Развить эмоциональные
чувства, фантазию.
Закрепить способность
отличия пейзажа от картин
иного содержания.
Рисование пальцами,
ладошками.
Ноябрь
(3 неделя)
Рисуем по образцу
Расширить кругозор детей
о сложных предметах,
развить умение
нахождения взаимосвязи
главного и
второстепенного. Научить
ребят смотреть с разных
сторон на одну и ту же
форму и помочь увидеть
разнообразие предметов,
развить фантазию.
Способам изображения
различных объектов
обучать приемом
рисования готовых
образцов различных
геометрических форм.
Развить моторику рук.
Написание картины по
образцу и его освоение.
Ноябрь
(4 нед.)
Незаметный зверекЗнакомить ребят с
техникой рисования свечой
и продолжать обучению
образцов. Закрепить
Рисования свечой и ее
освоение.
11
способность использовать
разные материалы,
представление о сочетании
цветов. Развить фантазию,
самостоятельность в
выборе интересного
сюжета.
Декабрь
(1 нед.)
Снегири на ветвях
Знакомить детей с
техникой рисования
тычком полусухой жесткой
кистью. Научить снегирей
рисовать. Повторить
знания о зимующих птицах
нашей страны. Воспитать
заботу и любовь к птицам.
Рисование тычком
жесткой, сухой, кистью
и ее освоение.
Декабрь
(2 нед.)
Узоры зимы
Знакомить детей
монотипией (отпечатки),
рисованием нитками.
Показать возможности и
особенности рисования
этими способами.
Развить фантазию,
образное мышление,
цветовосприятие и вызвать
интерес к творчеству.
Продолжение освоения
монотипия.
Декабрь
(3 нед.)
Письмо для
Дедушки мороза
Создать предновогоднее
нестроение. Учить детей
представлять свои желания
рисунок и в
понравившейся технике
самостоятельно выполнять
работу.
Самостоятельная работа
ребят.
Декабрь
(4 нед.)
В лесу родилась
елочка
Продолжать обучать детей
различным
нетрадиционным способам
изображения, знакомить их
с новым необыкновенным
изобразительным
материалом. Развить
способность подбирания
цветовых сочетаний для
своей композиции.
Научить аккуратному
использованию клея,
Рисование нитками.
12
выкладыванию нити четко
по нарисованному контуру,
а также развить
координацию движений
рук.
Январь
(2 нед.)
Чародейка зима
Знакомить с набрызгом.
Учить новым методам
получения изображений.
Развить внимание.
Техника рисования –
набрызг и ее освоение.
Январь (3 нед.)
Волшебный
зимний лес
Продолжить обучение
детей самостоятельной
передачи сюжета зимнего
пейзажа с использованием
техник. Развить интерес
детей к изобразительному
творчеству. Научить
изображать предметы
оттиском капустного листа
и включать в картину елки,
снеговики.
Техника – оттиск
(капустный лист) и ее
освоение.
Январь
(4 нед.)
Снеговики и их
семья
Познакомить детей с
оттиском тканью. Создать
веселое настроение,
вызвать позитивные
чувства у детей и
продолжить развивать
воображение.
Оттиск тканью и ее
освоение.
Февраль
(1 нед.)
Мелодичный
рисунок
Развить цветовосприятие с
помощью музыки и
рисования. Улучшить
способность соотношения
цвета с музыкой, сравнивая
различие наиболее
красочных способов
музыкальной
выразительности, таких
как динамика, темп, ритм.
Научить детей
импровизировать с
цветовым пятном.
Работа ребят по
мнениям от
прослушанной музыки.
Техника выбирается по
желанию детей.
Февраль
(2 нед.)
Цветное небо
Научить детей рисовать по
мокрой бумаге. Развить
чувство композиции,
формы цвета. Привить
желание восхищаться
Рисование по мокрой
бумаге и ее освоение.
13
природой.
Февраль (3 нед.)
Соленое море
Обучить новому приему
рисования: посыпать соль
по мокрой краске для
придания изображения
объемности.
Продолжать развивать
воображение деток.
Повторить навыки
рисования красками, а
также способность
смешивать краску на
палитре для получения
необходимого оттенка.
Освоение техники
рисования с солью по
сырой краске.
Февраль
(4 нед.)
Картинки из
цветной нитки
Познакомить детей
рисованием нитью
(ниткографией). Развить
цветовосприятие и умение
подбирать для композиции
цветовые сочетания,
развить, творческое
воображение.
Ниткография и ее
освоение.
Март
(1 нед. )
Вид у озера
Повторить с детьми знания
о пейзаже.
Продолжить знакомить
монотипией техникой
изображения пейзажа,
показать ее особенности.
Объяснить детям, что
пейзаж можно придумать
самому, а не только
нарисовать с натуры.
Развить умения ребят
создавать композицию, с
самостоятельным
подбором цветовой гаммы
в соответствии с сюжетом.
Продолжение
знакомства с
монотипией.
Март
(2 нед.)
Превращение
ладошки
Улучшить умение делать
отпечатки ладонями и
дорисовать их до
отчетливого образа.
Развить творчество.
Рисование ладонями.
Март
(3 нед.)
Красивый подарок
маме
Улучшить умения детей в
разных изобразительных
Самостоятельная работа
ребят.
14
техниках. Развить
композиционное и
ритмическое чувство.
Март
(4 нед.)
Весеннее
воображение
Научить рисованию
способом размывания
красок на стекле и оттиска
стекла на бумажный лист.
Определить краски
«Весны», развить
воображение.
Техника рисования —
оттиск стеклом и ее
освоение.
Апрель
(1 нед.)
Дерево весной
Продолжить знакомить
ребят с «кляксографией».
Обучить их совмещать две
техники в одном рисунке
(кляксография и
пуантилизм).
Закрепить способность
пользования знакомыми
способами техники для
создания рисунка, развить
цветовосприятие, умение
делать заключения.
Развить дыхательную
систему, фантазию и
мышление.
Кляксография,
пуантилизм и их
освоение.
Апрель
(2 нед.)
Планеты
Повторить с детьми
технику коллаж. Улучшить
способность пользоваться
трафаретами, ножницами,
клеем. Развить,
самостоятельность и
аккуратность.
Заготовка деталей для
коллажа, упражняться в
вырезании.
Апрель
(3 нед.)
Дали Вселенной
Обучить создавать образ
неба со звездами, с
использованием смешения
красок, набрызга. Развить
цветовосприятие.
Упражняться в рисовании с
помощью данной техники
и коллажа. Научить
самостоятельно
располагать картины на
бумажном листе. Развить
чувство прекрасного.
Коллаж и ее освоение, а
также продолжить
набрызг.
Апрель
Верба праздничнаяОбъяснить, почему верба – Рисование техникой
15
(4 нед.)
символ Пасхи. Знакомить
детей с пастелью. Научить
рисовать вербу пастелью
по затонированной бумаге.
пастель.
Май
(1 нед.)
Праздничный
фейерверк
Знакомить детей с
восковыми мелками +
акварель. Закрепить знания
детей о праздниках 1 и 9
мая, научить рисовать
салют, соблюдать цветовой
колорит.
Восковые мелки +
акварель и ее освоение.
Май
(2 нед.)
Одуванчики –
легкое чудо
природы
Продолжить формировать
у детей художественные
способности с помощью
«набрызг». Обучить
особенностям изображения
объектов с помощью этой
техники, развить мелкую
моторику, восприятие
прекрасного, развить
воспитывать заботливое
отношение к природе с
помощью искусства.
Продолжение
осваивания техники –
набрызг.
Май
(3 нед.)
Вот и наступило
лето
Повторить умение ребят
изображать понравившейся
техникой. Развить интерес
к индивидуальной
художественной
деятельности. Воспитать
усидчивость, аккуратность,
эстетику.
Индивидуальная работа,
техника изображения по
выбору деток.
Май
(4нед.)
Диагностика.
Свободное
рисование в
техниках по
выбору детей
Совершенствовать умения
и навыки в свободном
экспериментировании с
материалами,
необходимыми для работы
в нетрадиционных
изобразительных техниках.
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2016 – 2017 уч. год.
Подготовительная группа.
Месяцы по
Тематика
Содержание программы
Работа, вид
16
неделям
Сентябрь
(1 нед.)
Диагностика.
Свободное
рисование в
техниках по
выбору детей
Совершенствовать умения и
навыки в свободном
экспериментировании с
материалами,
необходимыми для работы в
нетрадиционных
изобразительных техниках.
Сентябрь
(2 нед.)
Полезные фрукты.
«В садах созрели
яблоки».
Коллективная
работа
Учить детей рисовать
яблоки на ветке, закреплять
умение детей наносить один
слой краски на другой
методом тычка; расширять
знания о фруктах, о
полезных свойствах
продуктах; пробуждать
интерес к природе,
внимание к её сезонным
изменениям
Рисование методом
«Тычка» и ладошками
Сентябрь
(3 нед.)
«Осенний лес».
Познакомить с техникой
отпечатывания сухих
листьев. Учить детей
отражать в рисунке осенние
впечатления, рисовать
разнообразные деревья
(большие, маленькие,
высокие, низкие, стройные,
прямые, искривленные).
Учить по-разному
изображать деревья, траву,
листья. Закреплять приёмы
работы кистью и красками.
Развивать активность,
творчество. Продолжать
формировать умения
радоваться красивым
рисункам.
Отпечатывание сухих
листьев.
Сентябрь
(4 нед.)
«Бабье лето»
Ознакомить с
нетрадиционной техникой
рисования шерстью;
обучать смешивать два
цвета шерсти, чтобы
получить необходимый
цвет. Поэтапно
выкладывать фон рисунка, а
затем выкладывать
Шерстяная акварель
17
задуманный рисунок.
Развить аккуратность.
Октябрь
(1 нед.)
«Осенние листья»
Познакомить с техникой
тиснения. Учить обводить
шаблоны листьев простой
формы, делать тиснение на
них.. П о желанию можно
рисовать в парах, группах
Тиснение
Октябрь
(2 нед.)
«Астры, розы,
георгины в вазе»
Закрепить приемы
рисования оттиском смятой
бумаги. Развивать
эстетическое восприятие,
образные представления,
воображение, умение
самостоятельно
придумывать сюжет.
Формировать умение
оценивать рисунки.
Оттиск смятой бумагой
Октябрь
(3 нед.)
Сочные ягоды
Воспитать эстетическое
отношение к природе,
представляя ее образ в
личном творчестве.
Расширить знания детей о
внешнем мире, показать
внешний вид ягод
Сформировать чувство
ритма и композиции и
научить объединять
различные техники
творчества в одной работе.
Совмещение
пуантилизма и печатания
листьями в одной работе
и их освоение.
18
Октябрь
(4 нед.)
По замыслу
Совершенствовать умения и
навыки в свободном
экспериментировании с
материалами,
необходимыми для работы в
нетрадиционных
изобразительных техниках.
Закрепить умение выбирать
самостоятельно тему и
технику
Различные техники
Ноябрь
(1 нед.)
«Мой город»
Закреплять умение рисовать
в технике «Фигурография».
Учить отображать
особенности изображаемых
знаний зданий. Развивать
чувство композиции,
совершенствовать умение
работать в данной технике
Фигурография
Ноябрь
(2 нед.)
«Я люблю
пушистое, я люблю
колючее»
Совершенствовать умение
детей в различных
изобразительных техниках.
Учить отображать в рисунке
облик птиц наиболее
выразительно
Тычок жёсткой кистью,
оттиск скомканной
бумагой, поролоном
Ноябрь
(3 неделя)
«Домашнее
животное – собака»
Закреплять умение
самостоятельно
использовать знакомые
нетрадиционные техники
рисования. Воспитывать
эмоциональную
отзывчивость. Развивать
координацию движения рук.
Учить наносить отпечатки
по контуру рисунка.
Различные техники
Ноябрь
(4 нед.)
«Первый снег»
Продолжать знакомить с
нетрадиционной техникой
рисования шерстью;
обучать смешивать два
цвета шерсти, чтобы
получить необходимый
цвет. Поэтапно
выкладывать фон рисунка, а
затем выкладывать
задуманный рисунок.
Развить аккуратность.
Шерстяная акварель
19
Декабрь
(1 нед.)
«Зимние узоры»
Ознакомить с техникой
рисования на воде «Эбру».
Расширять знания техниках
разных стран и народов.
Научить рисовать узоры
при помощи живых красок
на специально
подготовленной воде;
развивать воображение.
Турецкая техника «Эбру»
Декабрь
(2нед.)
«Новогодняя ночь».Познакомить с новой
техникой рисования
«граттаж». Использовать
различные способы
рисования. Закрепить
знания о свойствах
различных
изобразительных
материалов. Учить
рисовать, сочетая в рисунке
разные материалы:
восковые мелки, гуашь.
Учить детей умению
отражать в рисунке
признаки праздника –
встречи нового года.
Закрепить умение создавать
композицию. Развивать
образное восприятие,
творчество.
Техника граттаж.
Декабрь
(3 нед.)
«Морозные узоры
на окне».
Закрепить умение детей
рисовать в технике
«свеча+акварель». Учить
детей рисовать по
представлению;
рассматривать,
придумывать и изображать
морозные узоры; учить
детей работать свечой (или
белым восковым мелком).
Воспитывать эстетическое
отношение, развивать
творчество.
Свеча+акварель
Декабрь
(4 нед.)
«Пурга».
Закрепить умение рисовать
«по – мокрому». Учить
детей передавать образ
ветреной снежной погоды в
холодной гамме; закреплять
Рисование «по-мокрому»
и «набрызгом»
20
знаний детей о
цветообразовании;
поощрять творческие
находки и стремление детей
к самостоятельному
решению образа.
Январь
(2 нед.)
«Зимняя ночь»
Познакомить с
нетрадиционной техникой
изображения «Чёрно-белый
граттаж». Учить передавать
настроение тихой зимней
ночи с помощью графики.
Техника «Чёрно-белый
граттаж»
Январь (3
нед.)
«Зимний лес»
Вызвать интерес детей к
выполнению задания
невидимыми материалами.
Развивать воображение,
самостоятельность
планирования своего
замысла.
Рисование восковыми
мелками, свечой.
Январь
(4 нед.)
«Животные,
которых я сам
придумал»
Продолжать работать в
технике «Кляксография».
Развивать воображение,
фантазию.
техника «Старая форма –
новое
содержание»(используем
различные предметы
ножницы, ложки, кольца)
Февраль
(1 нед.)
«Конфета для
друга».
Закрепить умение рисовать
в технике «монотипия».
Обогатить содержание
изобразительной
деятельности детей в
соответствии с задачами
познавательного развития.
Развивать декораторские
навыки. Учить рисовать
раппопортные узоры по
всему пространству
половины листа бумаги и
отпечатывания узора на
другую половину листа,
путём складывания бумаги.
Развитие чувства цвета,
ритма, формы. Воспитывать
дружеские качества..
Монотипия предметная
Февраль
(2 нед.)
« Военные
корабли».
Закреплять навыки
рисования при помощи
совмещения техник
Рисование «по-
мокрому»,
отпечатывание
21
нетрадиционного
рисования. Познакомить с
техникой
«пластилинографии»
Показать разные
интеграции рисования и
лепки. Развивать
композиционные умения
(размещать «кораблики «в
море» по всему листу
бумаги). Воспитывать
гордость за свою страну,
патриотизм.
поролоном, рисование
ватными палочками.
Пластилинография.
Февраль (3
нед.)
«Мое любимое
дерево в разное
время года»
Совершенствовать умение в
художественных техниках
печатания и рисования
пальчиками. Развивать
цветовое восприятие,
чувство ритма.
Способствовать
возникновению у детей
чувства радости от
полученного результата..
Оттиск печатками,
листьями, пенопластом,
рисование пальчиками
Февраль
(4 нед.)
«Какого цвета
конец зимы»
Учить создавать образ
используя трубочку.
Развивать цветовосприятие.
Упражнять в рисовании с
помощью данной техники.
Кляксография
Март
(1 нед. )
«Мимоза».
Закрепить умение рисовать
при помощи тычка. Учить
рисовать цветы, расширить
знания о цветах, развивать
эстетическое отношение к
окружающему миру;
формировать нравственные
основы: внимание и любовь
к близким, желание делать
подарки.
Рисование тычком.
Март
(2 нед.)
«Букет незабудок
для мамы»
Закреплять умение рисовать
ватными палочками. Учить
дорисовывать недостающие
детали кисточкой. Развивать
аккуратность, чувство
композиции.
Рисование ватными
палочками
Март
«Волшебные цветы Упражнять в технике
Рисование мыльной
22
(3 нед.)
для мамы»
рисования мыльной пеной
при составлении единой
композиции. Закреплять
умения подрисовывать
недостающие линии
кисточкой.
пеной
Март
(4 нед.)
«Волшебный
аквариум»»
Закреплять умение детей
передавать в рисунке
красоту подводного мира.
Развивать чувство
композиции.
Печать по трафарету,
пальцами, листьями.
Апрель
(1 нед.)
«Матрёшка».
Нанесение узоров при
помощи рисования
пальчиками и ватными
палочками.
Ознакомить детей с
историей рождения
русской деревянной
игрушкой; Развивать
умение украшать силуэт
Загорской матрешки.
Формировать
эстетический вкус и
развивать творческие
возможности детей в
процессе интеграции
разнообразных видов
деятельности.
Апрель
(2 нед.)
«Весеннее небо».
Создать условия для
свободного
экспериментирования с
акварельными красками и
разными художественными
материалами. Учить
изображать небо способом
цветовой растяжки «по-
мокрому». Создать условия
для отражения в рисунке
весенних впечатлений.
Развивать творческое
воображение.
Рисование «по-
мокрому».
Апрель
(3 нед.)
Неизведанный
космос
Продолжать создавать образ
звёздного неба, используя
смешение красок, набрызг,
печать по трафарету.
Развивать цветовосприятие.
Упражнять в рисовании с
помощью данных техник
Набрызг, печать
поролоном по трафарету
Апрель
«Дымковская
Совершенствовать умение
Тычок жесткой
23
(4 нед.)
игрушка»
детей в различных
нетрадиционных
изобразительных техниках.
Закреплять умения детей
передавать характер и
особенности дымковских
народных игрушек,
характер узора, его
цветовую гамму, развивать
самостоятельность,
творчество,
совершенствовать
технические навыки и
умения в создании новых
цветовых тонов и оттенков.
Развивать чувство
композиции.
полусухой кистью,
оттиск скомканной
бумагой, поролоном,
ватными палочками.
Май
(1 нед.)
Праздничный
салют
Продолжить знакомство с
техникой граттаж. Учить
детей отражать в рисунке
впечатления от праздника
Победы; создавать
композицию рисунка,
располагая внизу – дома, а
вверху – салют. Развивать
художественное творчество,
эстетическое восприятие.
Закреплять умение сочетать
в рисунке несколько
материалов (восковые
мелки, гуашь, стеку).
Воспитывать чувство
гордости за свою страну.
Техника граттаж.
Май
(2 нед.)
«Здравствуй,
лето!».
Закрепить навыки детей в
рисовании при помощи
нетрадиционных техник.
Продолжать учить детей
рисовать коллективно;
учить детей применять
знания о смещении цветов,
о перспективе и т.д.; учить
детей рисовать пейзаж в
правильном
колористическом решении в
соответствии с выбранным
временем года.
Коллективная работа
детей, созданная при
помощи совмещения
техник (фон листа –
«рисование по мокрому»,
тампонирование; деревья
– отпечатывание листьев;
дома – фигурография и
др.
Май
«Море»
Закрепить умение
24
(3 нед.)
передавать в рисунке
характерные особенности
предмета в технике
«граттаж».Продолжать
учить создавать
композицию рисунка.
Развивать чувство ритма.
Граттаж.
5.2. Краткая характеристика содержания
Старшая группа
Месяц
Раздел
Программное содержание
Сентябрь
Диагностика
Совершенствовать умения и навыки в свободном
экспериментировании с материалами, необходимыми для
работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Красивый
осенний букет
Знакомить детей с кляксографией и показать ее возможности.
Научить дорисовывать детали цветов, для придания им
законченности.
Шары
воздушные
Хорошо закрепить представление ребят о цветовом
разнообразии и ознакомить их с хроматическими и
ахроматическими цветами. Дать им полное понятие цветовой
гаммы с помощью введения новых оттенков.
Варенье и
компоты
Знакомить деток с печатанием фруктами — новым видом
изобразительной техники и упражнять их в печатании.
Развивать световосприятие, наблюдательность.
Октябрь
Сказочный
лес
Воспитать интерес и эмоциональную отзывчивость к красивой
осенней природе. Знакомить с «печатью растений».
Развить у детей представление художественного образа через
формы природы.
Развить чувство композиции.
Пестренький
котенок
Знакомить ребят с тычком — пуантилизмом. Научить рисовать
гуашью ватной палочкой, затем смешивать краски. Развить
эстетику.
Смородина
красная
Воспитать эстетическое отношение к природе, представляя ее
образ в личном творчестве. Расширить знания детей о внешнем
мире, показать внешний вид красной смородины.
Сформировать чувство ритма и композиции и научить
объединять различные техники творчества в одной работе.
Подводный
мир
Знакомить детей с мыльными пузырями. Продолжать обучению
с гуашью.
Воспитать интерес к изобразительному творчеству и
способствовать развитию мышления, воображения,
художественных навыков, внимания.
25
Ноябрь
Цветные
рыбки
Используя акварельные карандаши, вызвать интерес детей к
рисованию. Добиться выразительного образа рыбки. Знакомить
детей с коллажем. Закрепить способность пользоваться
трафаретами, клеем, ножницами. Развить самостоятельность.
Унылая пора!
Очей
очарованье
Научить детей способности отражать в картине осенние
признаки, которые соответствуют поэтическим строкам.
Использовать разные методы рисования деревьев (пятно,
которое замкнуто контуром, изображенное ладошкой, кулачком
дерево).
Развить эмоциональные чувства, фантазию. Закрепить
способность отличия пейзажа от картин иного содержания.
Рисуем по
образцу
Расширить кругозор детей о сложных предметах, развить
умение нахождения взаимосвязи главного и второстепенного.
Научить ребят смотреть с разных сторон на одну и ту же форму
и помочь увидеть разнообразие предметов, развить фантазию.
Способам изображения различных объектов обучать приемом
рисования готовых образцов различных геометрических форм.
Развить моторику рук.
Незаметный
зверек
Знакомить ребят с техникой рисования свечой и продолжать
обучению образцов. Закрепить способность использовать
разные материалы, представление о сочетании цветов. Развить
фантазию, самостоятельность в выборе интересного сюжета.
Декабрь
Снегири на
ветвях
Знакомить детей с техникой рисования тычком полусухой
жесткой кистью. Научить снегирей рисовать. Повторить знания
о зимующих птицах нашей страны. Воспитать заботу и любовь
к птицам.
Узоры зимы
Знакомить детей монотипией (отпечатки), рисованием нитками.
Показать возможности и особенности рисования этими
способами.
Развить фантазию, образное мышление, цветовосприятие и
вызвать интерес к творчеству.
Письмо для
Дедушки
мороза
Создать предновогоднее нестроение. Учить детей представлять
свои желания рисунок и в понравившейся технике
самостоятельно выполнять работу.
В лесу
родилась
елочка
Продолжать обучать детей различным нетрадиционным
способам изображения, знакомить их с новым необыкновенным
изобразительным материалом. Развить способность
подбирания цветовых сочетаний для своей композиции.
Научить аккуратному использованию клея, выкладыванию
нити четко по нарисованному контуру, а также развить
координацию движений рук.
Январь
Чародейка
зима
Знакомить с набрызгом. Учить новым методам получения
изображений. Развить внимание.
26
Волшебный
зимний лес
Продолжить обучение детей самостоятельной передачи сюжета
зимнего пейзажа с использованием техник. Развить интерес
детей к изобразительному творчеству. Научить изображать
предметы оттиском капустного листа и включать в картину
елки, снеговики.
Снеговики и
их семья
Познакомить детей с оттиском тканью. Создать веселое
настроение, вызвать позитивные чувства у детей и продолжить
развивать воображение.
Февраль
Мелодичный
рисунок
Развить цветовосприятие с помощью музыки и рисования.
Улучшить способность соотношения цвета с музыкой,
сравнивая различие наиболее красочных способов музыкальной
выразительности, таких как динамика, темп, ритм. Научить
детей импровизировать с цветовым пятном.
Цветное небо
Научить детей рисовать по мокрой бумаге. Развить чувство
композиции, формы цвета. Привить желание восхищаться
природой.
Соленое море
Обучить новому приему рисования: посыпать соль по мокрой
краске для придания изображения объемности.
Продолжать развивать воображение деток.
Повторить навыки рисования красками, а также способность
смешивать краску на палитре для получения необходимого
оттенка.
Картинки из
цветной
нитки
Познакомить детей рисованием нитью (ниткографией). Развить
цветовосприятие и умение подбирать для композиции цветовые
сочетания, развить, творческое воображение.
Март
Вид у озера
Повторить с детьми знания о пейзаже.
Продолжить знакомить монотипией техникой изображения
пейзажа, показать ее особенности. Объяснить детям, что пейзаж
можно придумать самому, а не только нарисовать с натуры.
Развить умения ребят создавать композицию, с
самостоятельным подбором цветовой гаммы в соответствии с
сюжетом.
Превращение
ладошки
Улучшить умение делать отпечатки ладонями и дорисовать их
до отчетливого образа. Развить творчество.
Красивый
подарок маме
Улучшить умения детей в разных изобразительных техниках.
Развить композиционное и ритмическое чувство.
Весеннее
воображение
Научить рисованию способом размывания красок на стекле и
оттиска стекла на бумажный лист. Определить краски «Весны»,
развить воображение.
27
Апрель
Дерево
весной
Продолжить знакомить ребят с «кляксографией». Обучить их
совмещать две техники в одном рисунке (кляксография и
пуантилизм).
Закрепить способность пользования знакомыми способами
техники для создания рисунка, развить цветовосприятие,
умение делать заключения. Развить дыхательную систему,
фантазию и мышление.
Планеты
Повторить с детьми технику коллаж. Улучшить способность
пользоваться трафаретами, ножницами, клеем. Развить,
самостоятельность и аккуратность.
Дали
Вселенной
Обучить создавать образ неба со звездами, с использованием
смешения красок, набрызга. Развить цветовосприятие.
Упражняться в рисовании с помощью данной техники и
коллажа. Научить самостоятельно располагать картины на
бумажном листе. Развить чувство прекрасного.
Верба
праздничная
Объяснить, почему верба – символ Пасхи. Знакомить детей с
пастелью. Научить рисовать вербу пастелью по затонированной
бумаге.
Май
Праздничный
фейерверк
Знакомить детей с восковыми мелками + акварель. Закрепить
знания детей о праздниках 1 и 9 мая, научить рисовать салют,
соблюдать цветовой колорит.
Одуванчики –
легкое чудо
природы
Продолжить формировать у детей художественные способности
с помощью «набрызг». Обучить особенностям изображения
объектов с помощью этой техники, развить мелкую моторику,
восприятие прекрасного, развить воспитывать заботливое
отношение к природе с помощью искусства.
Вот и
наступило
лето
Повторить умение ребят изображать понравившейся техникой.
Развить интерес к индивидуальной художественной
деятельности. Воспитать усидчивость, аккуратность, эстетику.
Диагностика
Совершенствовать умения и навыки в свободном
экспериментировании с материалами, необходимыми для
работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Старшая группа
Месяц
Раздел
Программное содержание
Сентябрь
Диагностика.
Свободное
рисование в
техниках по
выбору детей
Совершенствовать умения и навыки в свободном
экспериментировании с материалами, необходимыми для
работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
28
Полезные
фрукты.
«В садах
созрели
яблоки».
Коллективная
работа
Учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей
наносить один слой краски на другой методом тычка;
расширять знания о фруктах, о полезных свойствах продуктах;
пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным
изменениям
«Осенний
лес».
Познакомить с техникой отпечатывания сухих листьев. Учить
детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать
разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие,
стройные, прямые, искривленные). Учить по-разному
изображать деревья, траву, листья. Закреплять приёмы работы
кистью и красками. Развивать активность, творчество.
Продолжать формировать умения радоваться красивым
рисункам.
«Бабье лето»
Ознакомить с нетрадиционной техникой рисования шерстью;
обучать смешивать два цвета шерсти, чтобы получить
необходимый цвет. Поэтапно выкладывать фон рисунка, а затем
выкладывать задуманный рисунок. Развить аккуратность.
Октябрь
«Осенние
листья»
Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны
листьев простой формы, делать тиснение на них.. П о желанию
можно рисовать в парах, группах
«Астры, розы,
георгины в
вазе»
Закрепить приемы рисования оттиском смятой бумаги.
Развивать эстетическое восприятие, образные представления,
воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет.
Формировать умение оценивать рисунки.
Сочные ягоды
Воспитать эстетическое отношение к природе, представляя ее
образ в личном творчестве. Расширить знания детей о внешнем
мире, показать внешний вид ягод
Сформировать чувство ритма и композиции и научить
объединять различные техники творчества в одной работе.
По замыслу
Совершенствовать умения и навыки в свободном
экспериментировании с материалами, необходимыми для
работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Закрепить умение выбирать самостоятельно тему и технику
Ноябрь
«Мой город»
Закреплять умение рисовать в технике «Фигурография». Учить
отображать особенности изображаемых знаний зданий.
Развивать чувство композиции, совершенствовать умение
работать в данной технике
«Я люблю
пушистое, я
люблю
колючее»
Совершенствовать умение детей в различных изобразительных
техниках. Учить отображать в рисунке облик птиц наиболее
выразительно
«Домашнее
животное –
собака»
Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые
нетрадиционные техники рисования. Воспитывать
эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию
движения рук. Учить наносить отпечатки по контуру рисунка.
29
«Первый
снег»
Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования
шерстью; обучать смешивать два цвета шерсти, чтобы получить
необходимый цвет. Поэтапно выкладывать фон рисунка, а затем
выкладывать задуманный рисунок. Развить аккуратность.
Декабрь
«Зимние
узоры»
Ознакомить с техникой рисования на воде «Эбру». Расширять
знания техниках разных стран и народов. Научить рисовать
узоры при помощи живых красок на специально
подготовленной воде; развивать воображение.
«Новогодняя
ночь».
Познакомить с новой техникой рисования «граттаж».
Использовать различные способы рисования. Закрепить знания
о свойствах различных изобразительных материалов. Учить
рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые
мелки, гуашь. Учить детей умению отражать в рисунке
признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение
создавать композицию. Развивать образное восприятие,
творчество.
«Морозные
узоры на
окне».
Закрепить умение детей рисовать в технике «свеча+акварель».
Учить детей рисовать по представлению; рассматривать,
придумывать и изображать морозные узоры; учить детей
работать свечой (или белым восковым мелком).
Воспитывать эстетическое отношение, развивать творчество.
«Пурга».
Закрепить умение рисовать «по – мокрому». Учить детей
передавать образ ветреной снежной погоды в холодной гамме;
закреплять знаний детей о цветообразовании; поощрять
творческие находки и стремление детей к самостоятельному
решению образа.
Январь
«Зимняя
ночь»
Познакомить с нетрадиционной техникой изображения
«Чёрно-белый граттаж». Учить передавать настроение тихой
зимней ночи с помощью графики.
«Зимний лес»
Вызвать интерес детей к выполнению задания невидимыми
материалами. Развивать воображение, самостоятельность
планирования своего замысла.
«Животные,
которых я сам
придумал»
Продолжать работать в технике «Кляксография». Развивать
воображение, фантазию.
«Конфета для
друга».
Закрепить умение рисовать в технике «монотипия». Обогатить
содержание изобразительной деятельности детей в
соответствии с задачами познавательного развития. Развивать
декораторские навыки. Учить рисовать раппопортные узоры по
всему пространству половины листа бумаги и отпечатывания
узора на другую половину листа, путём складывания бумаги.
Развитие чувства цвета, ритма, формы. Воспитывать дружеские
качества..
30
Февраль
« Военные
корабли».
Закреплять навыки рисования при помощи совмещения техник
нетрадиционного рисования. Познакомить с техникой
«пластилинографии» Показать разные интеграции рисования и
лепки. Развивать композиционные умения (размещать
«кораблики «в море» по всему листу бумаги). Воспитывать
гордость за свою страну, патриотизм.
«Мое
любимое
дерево в
разное время
года»
Совершенствовать умение в художественных техниках
печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое
восприятие, чувство ритма. Способствовать возникновению у
детей чувства радости от полученного результата..
«Какого цвета
конец зимы»
Учить создавать образ используя трубочку. Развивать
цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной
техники.
«Мимоза».
Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать
цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое
отношение к окружающему миру; формировать нравственные
основы: внимание и любовь к близким, желание делать
подарки.
Март
«Букет
незабудок для
мамы»
Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить
дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать
аккуратность, чувство композиции.
«Волшебные
цветы для
мамы»
Упражнять в технике рисования мыльной пеной при
составлении единой композиции. Закреплять умения
подрисовывать недостающие линии кисточкой.
«Подснежник
и для моей
мамы»
Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту
подводного мира. Развивать чувство композиции.
«Волшебный
аквариум»»
Нанесение узоров при помощи рисования пальчиками и
ватными палочками.
Апрель
«Весеннее
небо».
Создать условия для свободного экспериментирования с
акварельными красками и разными художественными
материалами. Учить изображать небо способом цветовой
растяжки «по-мокрому». Создать условия для отражения в
рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое
воображение.
Неизведанны
й космос
Продолжать создавать образ звёздного неба, используя
смешение красок, набрызг, печать по трафарету. Развивать
цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных
техник
31
«Дымковская
игрушка»
Совершенствовать умение детей в различных нетрадиционных
изобразительных техниках. Закреплять умения детей
передавать характер и особенности дымковских народных
игрушек, характер узора, его цветовую гамму, развивать
самостоятельность, творчество, совершенствовать технические
навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков.
Развивать чувство композиции.
Праздничный
салют
Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей
отражать в рисунке впечатления от праздника Победы;
создавать композицию рисунка, располагая внизу – дома, а
вверху – салют. Развивать художественное творчество,
эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в
рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку).
Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Май
«Здравствуй,
лето!».
Закрепить навыки детей в рисовании при помощи
нетрадиционных техник. Продолжать учить детей рисовать
коллективно; учить детей применять знания о смещении
цветов, о перспективе и т.д.; учить детей рисовать пейзаж в
правильном колористическом решении в соответствии с
выбранным временем года.
«Море»
Закрепить умение передавать в рисунке характерные
особенности предмета в технике «граттаж». Продолжать учить
создавать композицию рисунка.
Развивать чувство ритма.
Диагностика.
Свободное
рисование в
техниках по
выбору детей
Совершенствовать умения и навыки в свободном
экспериментировании с материалами, необходимыми для
работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
5.3. Количество часов, отводимых на освоение содержания.
Занятия с детьми организуются 1 раз в неделю во вторую половину дня и входят в
учебный план по реализации адаптированной образовательной программы для детей с
задержкой психического развития.
Срок реализации программы 2 года. В году 35 НОД.
На каждую тему отводится по 0,5 часа (теория + практика). В старшей подгруппе
продолжительность занятий составляет 25 минут, в год = 14ч. 35 мин. В подготовительной
подгруппе продолжительность занятий составляет 30 минут, в год = 17ч. 30 мин.
5.4. Основной вид деятельности в рамках освоения каждого раздела
Основным
видом
деятельности
при
реализации
программы
являет ся
непосредственно образовательная деятельность, которая состоит из этапов:
организационный;
подготовительный;
основной;
итоговый;
рефлексивный.
32
Занятия строятся таким образом, что сначала детей знакомлю с новой техникой
нетрадиционного
рисования,
используя
которую
дети
рисуют.
Благодаря
правильно
подобранному художественному слову, музыке, наглядному материалу и т.п., создается
настрой, который вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе.
Занятие
проводится в
форме
совместной
игровой,
продуктивной
деятельности,
экспериментирования с материалами и веществами.
Каждое занятие является интегрированным (используются разные виды детской
деятельности), чередование умственной и физической нагрузки исключает переутомление
детей,
используются
различные
приёмы
активизации
и
поддержания
интереса
к
деятельности.
Структура занятия:
Создание проблемной ситуации (детям предоставляется возможность подумать, как
можно в рисовании использовать тот или иной предмет, представленный педагогом )
Создание
игровой
ситуации
(все
предметы,
необходимые
для
работы,
представляются
в
игровой
форме.
Они
являются
жителями
волшебной
страны
«Акварелька»; у каждого есть своя сказочная история, которая
помогла им стать
помощниками в рисовании).
Рассматривание и обследование предметов и явлений окружающего мира.
Объяснение, показ новой техники рисования.
Рисование детьми.
Физкультурная пауза.
Доработка рисунка (при необходимости дополнительными материалами).
Рассматривание и оценивание готовых работ.
Методические рекомендации:
При организации НОД необходимо помнить следующие правила:
Не мешать ребенку творить.
Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его.
Поддерживать инициативу детей.
Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Психолого-педагогические требования к проведению совместных занятий:
«Ритуальность» (наличие обязательных действий, которые начинают и заканчивают
занятие на протяжении всего года).
Максимальная эмоциональная включенность.
Искренность и открытость в выражении чувств и эмоций.
Активность в осуществлении эмоционального контакта взрослого и ребёнка.
Обеспечение атмосферы доверия, партнёрства, сотрудничества, взаимопомощи.
33
VI. Календарный учебный график
Длительность одного занятия – 25-30 минут.
Режим работы
День недели
Время в режиме дня
четверг
Старшая подгруппа 15:40 -16:05
Подготовительная подгруппа
15:40 - 16:10)
Начало
работы
кружка
Окончани
е работы
кружка
Количеств
о занятий
в неделю
Количеств
о занятий
в месяц
Количеств
о занятий
в год
Кол-во
образоват
. недель
Кол-во
образоват
. дней
01.09.2015г
.
31.05.2016г
.
1
4
35
35
35
34
VII. Приложения
7.1. Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации
Результаты первичного диагностического обследования воспитанников (первый год обучения)
Фамилия, имя
ребенка
Умение использовать
нетрадиционные
материалы и
инструменты
Изобразительные навыки
Цвет
Форма
Знание способов
нетрадиционного
рисования
Композиция
Уровень
самостоятельности,
творчества
Регуляция деятельности
Общ.
балл
Общ.
уров
1
Бабаев Юусиф
2
Габдулганиева Радмила
3
Гуньков Витя
4
Ильясова Аида
5
Копылов Алексей
6
Лемьев Максим
7
Мельникова Мария
8
Новоселов Александр
9
Тумашов Егор
10
Харлов Сергей
Результаты итогового диагностического обследования воспитанников (первый год обучения)
35
Фамилия, имя
ребенка
Умение использовать
нетрадиционные
материалы и
инструменты
Изобразительные навыки
Цвет
Форма
Знание способов
нетрадиционного
рисования
Композиция
Уровень
самостоятельности,
творчества
Регуляция деятельности
Общ.
балл
Общ.
уров
1
Бабаев Юусиф
2
Габдулганиева Радмила
3
Гуньков Витя
4
Ильясова Аида
5
Копылов Алексей
6
Лемьев Максим
7
Мельникова Мария
8
Новоселов Александр
9
Тумашов Егор
10
Харлов Сергей
Результаты первичного диагностического обследования воспитанников (второй год обучения)
36
Фамилия, имя
ребенка
Умение использовать
нетрадиционные
материалы и
инструменты
Изобразительные навыки
Цвет
Форма
Знание способов
нетрадиционного
рисования
Композиция
Уровень
самостоятельности,
творчества
Регуляция деятельности
Общ.
балл
Общ.
уров
1
Бабаев Юусиф
2
Габдулганиева Радмила
3
Гуньков Витя
4
Ильясова Аида
5
Копылов Алексей
6
Лемьев Максим
7
Мельникова Мария
8
Новоселов Александр
9
Тумашов Егор
10
Харлов Сергей
Результаты итогового диагностического обследования воспитанников (второй год обучения)
37
Фамилия, имя
ребенка
Умение использовать
нетрадиционные
материалы и
инструменты
Изобразительные навыки
Цвет
Форма
Знание способов
нетрадиционного
рисования
Композиция
Уровень
самостоятельности,
творчества
Регуляция деятельности
Общ.
балл
Общ.
уров
1
Бабаев Юусиф
2
Габдулганиева Радмила
3
Гуньков Витя
4
Ильясова Аида
5
Копылов Алексей
6
Лемьев Максим
7
Мельникова Мария
8
Новоселов Александр
9
Тумашов Егор
10
Харлов Сергей
Результаты сравнительного итогового диагностического обследования воспитанников (первый /второй год обучения)
38
Фамилия, имя
ребенка
Умение использовать
нетрадиционные
материалы и инструменты
Изобразительные навыки
Цвет
Форма
Знание способов нетрадиционного
рисования
Композиция
Уровень самостоятельности,
творчества
Регуляция деятельности
Общ.
балл
Общ.
уров
1 г.обуч.
2 г.обуч.
1 г.обуч.
2 г.обуч.
1 г.обуч.
2 г.обуч.
1 г.обуч.
2 г.обуч.
1 г.обуч.
2 г.обуч.
1 г.обуч.
2 г.обуч.
1 г.обуч.
2 г.обуч.
1 г.обуч.
2 г.обуч.
1 г.обуч.
2 г.обуч.
1 г.обуч.
2 г.обуч.
1
Бабаев Юусиф
2
Габдулганиева Радмила
3
Гуньков Витя
4
Ильясова Аида
5
Копылов Алексей
6
Лемьев Максим
7
Мельникова Мария
8
Новоселов Александр
9
Тумашов Егор
10
Харлов Сергей
39
7.2. Характеристика основных форм и методов реализации программы
На
занятиях
предусматриваются
следующие
формы
организации
образовательной
деятельности:
индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его
возможностей),
фронтальная (работа со всеми воспитанниками одновременно, например, при
объяснении нового материала или отработке определенного технологического
приема),
групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной
работы),
коллективное выполнение работ для выставки.
Используемые методы и приемы работы
Приём
Метод
- показ;
- пояснение;
- демонстрация натуральных объектов;
- интригующее начало;
- эффект удивления;
- применение народных примет, пословиц,
поговорок;
- отгадывание загадок;
- пальчиковые игры,
-динамические упражнения,
- приёмы релаксации;
- психогимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- анализ;
- обсуждение результатов;
- обучение техническим навыкам.
Наглядный:
- показ предметов;
- показ способов действий;
- использование дидактических пособий.
Словесный:
- беседа;
- объяснение способов действия;
- пояснение;
- использование малых фольклорных жанров;
- поощрение, убеждение;
Игровой:
- игры;
- сюрпризные моменты;
- игровые ситуации.
Практический:
- исследование;
- рисование;
- труд.
7.3. Интеграция содержания образовательной области «Художественно-эстетическое
развитие» с другими областями в ходе работы кружка
Образовательна
я область
Задачи, содержание и средства
организации образовательного процесса
40
«Физическое
развитие»
Осуществлять
постоянный
контроль
за
выработкой
правильной
осанки.
Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное
проветривание.
Продолжать
формировать
умение
правильно
пользоваться
мылом, аккуратно мыть руки, насухо вытирать руки, вешать полотенце на место.
Формировать
умение
соблюдать
элементарные
правила,
согласовывать
движения, ориентироваться в пространстве.
«Социально – коммуникативное развитие»
Продолжать объяснять детям, что нельзя брать в рот различные предметы,
засовывать их в уши, нос.
Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Формировать
доброжелательное
отношение
друг
к
другу.
Создавать
игровые
ситуации,
способствующие
формированию
внимательного,
заботливого
отношения
к
окружающим. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их
сведения,
о
происшедших
с
ним
изменениях
(сейчас
умеешь
правильно
и
красиво
лепить
и
т.п).
Стимулировать
детей
к
посильному
участию
в
эстетическом оформлении группы.
Побуждать
детей
к
самостоятельному
выполнению
элементарных
поручений: готовить материалы к занятиям (стаканчики, краски, бумагу и т.д.).
Формировать бережное отношение к своему труду и труду сверстников.
«Познавательное развитие»
Продолжать
развивать
восприятие,
создавать
условия
для
ознакомления
детей с цветом, формой, величиной. Закреплять умение выделять цвет, форму,
величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы
по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Подсказывать
детям название формы (круглая, треугольная, квадратная).
Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно
включать движения рук по предмету и его частям. Формировать представление
о связи результата деятельности и собственной целенаправленной активности,
т.е. об авторстве продукта.
Знакомить с геометрическими фигурами (круг,
квадрат,
треугольник).
Развивать
умение
классифицировать
предметы
по
заданному признаку.
41
«Речевое развитие»
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и
родителями. Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.
Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей. Формировать
умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с
естественными
интонациями.
Вовлекать
детей
в
разговор
во
время
рассматривания предметов, картин, иллюстраций. Формировать умение вести
диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос. В целях развития
инициативной
речи,
обогащения
и
уточнения
представлений
о
предметах
ближайшего
окружения
предоставлять
детям
для
самостоятельного
рассматривания картинки, иллюстрации, книги.
Игры
и
упражнения
под
тексты
стихотворений,
потешек.
Регулярно
рассматривать
с
детьми
иллюстрации.
Повторять
наиболее
интересные
потешки, и небольшие стихотворения.
7.4. Принципы построения педагогического процесса
Принцип
личностно-ориентированного
воздействия,
целью
которого
является
развитие ребенка с ЗПР.
Принцип
научной
обоснованности
и
практической
применимости (соответствие
основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом
имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
Принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные
цели и задачи).
Принцип
единства
воспитательных,
развивающих
и
обучающих
целей
и
задач
процесса образования детей дошкольного возраста с ЗПР, в ходе реализации которых
формируются
такие
знания,
умения
и
навыки,
которые
имеют
непосредственное
отношение к развитию дошкольника.
Учет возрастных особенностей воспитанников.
В связи с возрастными особенностями воспитанников (5-7 лет с ЗПР) - отсутствие
устойчивого внимания, усидчивости, быстрой утомляемости рекомендуется выбор
несложных
в
исполнении
техник
нетрадиционного
рисования,
не
требующих
длительных усилий.
В процессе обучения идет усложнение заданий и повышение требований к качеству.
Уровень подготовки детей посещающих занятия различен, поэтому наиболее
продуктивным подходом к занятиям является дифференцированный подход, позволяющий
каждому ребенку добиваться положительного результата.
Принцип наглядности.
Педагогический
процесс
должен
обеспечиваться
дидактическим
материалом,
в
который входят книги, стенды с готовыми рисунками педагога, иллюстрации, позволяющие
зрительно воспринимать услышанное. Применение наглядных пособий играет большую роль
в
усвоении
детьми
нового
материала.
Средства
наглядности
позволяют
дать
детям
разностороннее понятие о каком-либо предмете, явлении и способствуют более прочному
усвоению материала.
Принцип доступности.
42
Обучение
на
доступном
для
понимания
воспитанников
материале
способствует
повышению
интереса
и
желанию
учиться
выбранному
виду
творчества,
стремлению
успешному выполнению практических заданий.
43
7.5. План работы с родителями
Сроки
Виды работы
Сентябрь
Май
Собрания
Тема: «Знакомство родителей с задачами и содержанием работы кружка».
Тема: «Итоги работы за год. Рекомендации на летний период».
В течение
учебного года
Индивидуальные беседы
(по мере необходимости)
В течение
учебного года
Консультации
-
«Из
истории
рисования
с
использованием
нетрадиционных
техник
и
материалов»
- «Рисование – средство развития мелкой моторики»
- «Рисование и развитие речи»
- «Рисование – одно из средств эстетического воспитания»
- «Влияние рисования на развитие психических процессов»
Раз в квартал
Наглядная агитация
Папки-передвижки
- «Кружковая работа по рисования «Город Мастеров»
- «Полезные советы для родителей»
- «Рисование – это интересно»;
Май
Выставка детских работ
Результат работы с родителями:
Расширение знаний родителей о важности и значении развития мелкой моторики.
Ознакомление с техниками нетрадиционного рисования.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизации их позиции как
участников
педагогического
процесса
детского
сада.
Сплочение
внутрисемейных
отношений.
VIII. Список литературы
1.
Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников. – М.: Творческий центр,
2004г.
2.
Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». –М.: Мозаика –
Синтез, 2008г.
3.
Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги. – М.: Академия развития, 2001г
4.
Казакова Л.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». – М.: Творческий центр,
2005г
5.
Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования». Учебное пособие к
Программе под редакцией Васильевой М.А. - М.: Мозаика – Синтез, 2005г
6.
Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография /
Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.: цв. Вкл.
7.
Лыкова
И.А.
Программа
«Изобразительная
деятельность
в
детском
саду.
Подготовительная группа». – М.: «Карапуз – дидактика» 2007г.
8.
Лыкова И.А. Программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая
группа». – М.: «Карапуз – дидактика» 2007г.
44
9.
Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя
группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.
10. Лыкова И.А. Программа «Цветные ладошки». – М.:«Карапуз – дидактика», 2007г.
11. Ремезова Л.А. «Играем с цветом». - М.: «Школьная пресса», 2004г
12. Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.:
Издательство «ГНОМ и Д», 2001г
13. Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
Старшая группа» Москва – Владос 2003г
14. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». – М.: Академия развития, 2006г
45