Напоминание

"Развитие художественно творческих способностей через индивидуальный подход к обучающимся на занятиях в объединении "Изодеятельность""


Автор: Сокова Татьяна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: пгт Санчурск Кировской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие художественно творческих способностей через индивидуальный подход к обучающимся на занятиях в объединении "Изодеятельность""
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

пгт Санчурск Кировской области

Методическая разработка

«Развитие художественно творческих способностей через

индивидуальный подход к обучающимся на занятиях в

объединении «Изодеятельность»»

Сокова Татьяна Николаевна

педагог дополнительного образования

МКОУ ДО «ЦДТ» пгт Санчурск

Кировской области

2018

Введение

Я работаю педагогом дополнительного образования в Центре детского

творчества поселка Санчурск Кировской области. Я руковожу двумя

объединениями «Изодеятельность» и «Природа и творчество». Моя

методическая тема «Развитие художественно творческих способностей через

индивидуальный подход к обучающимся на занятиях в объединении

«Изодеятельность»»

Развитие творческих способностей является важнейшей задачей образования.

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность

создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере

человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-

технической, хозяйственной.

Психологами установлено: свойства психики, основы интеллекта и духовная

сфера формируются в детстве. Поэтому задача учителя изобразительного

искусства – развитие у ребёнка его творческих возможностей.

Глава 1. Основы развития творческих способностей учащихся на уроках

изобразительного искусства

1. Характеристика творческих способностей школьников.

Каждый ребенок уникален и талантлив. Задача педагога заключается в том,

чтобы создать условия, в которых ребенок может проявить себя. По

статистике урок ИЗО является одним из любимых предметов у младших

школьников. В 5-7х классах интерес к художественно-творческой

деятельности ослабевает. Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы

сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности.

Дети, с которыми я работаю, имеют возраст от 7 до 15 лет. В силу возраста

все они имеют разный уровень знаний и умений.

Например: Сокова Анна ходит в студию первый год. Занимается с интересом,

проявляет самостоятельность и не боится возникающих в процессе работы

трудностей. Аня всегда доводит начатую работу до конца. В своей группе,

при необходимости, она оказывает помощь своим друзьям, показывая

правильность выполнения той или иной техники, закрепляя при этом свои

знания. Итогом работы этого года обучения стала персональная выставка в

районном доме культуры. Хотя работы Анны далеки от совершенства, но в

них много выдумки, фантазии, старания. Они отличаются своеобразным

решением творческих проблем.

В своей работе с детьми я ориентируюсь на особенности и потребности

воспитанников. Не все ребята готовы довести начатую работу до конца. С

такими детьми веду индивидуальную работу. Совместно мы выбираем такой

эскиз, который будет интересен для ребенка и доступен для самостоятельного

выполнения. В процессе работы подсказываю и направляю ребенка, создаю

условия, в которых он может проявить свои силы. Мы не только рисуем на

бумаге, но и комбинируем техники: делаем коллажи. Некоторые ребята

увлеклись этой техникой и стали применять при изготовлении подарков для

близких людей. Ко дню учителя, к 8 марта выполняют коллективные работы.

Это служит дополнительным стимулом для них. Они испытывают чувство

радости от достижения положительных результатов при совместных усилиях.

А развивать интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно

только с учетом индивидуальных способностей.

2. Методика развития творческих способностей школьников на уроках ИЗО.

2.1. Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО.

2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО.

На занятиях я использую следующие методы обучения.

Метод «открытий».

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.

Метод свободы в системе ограничений.

Метод диалогичности.

Метод сравнений.

Творческие мастерские.

Для поддержания интереса на занятиях, в ИЗО-студии проводятся выставки,

конкурсы творческих работ и пленэры. Урок-пленэр был проведен в качестве

эксперимента и полностью оправдал себя. Занятия прошли в

непринужденной творческой обстановке на природе. Дети получили

удовольствие от работы, и приобрели некоторые навыки.

2.3. Развитие творческих способностей через использование

нетрадиционных техник рисования.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать

понятие о разных техниках изображения.

На своих занятиях я использую нетрадиционные техники рисования такие

как:

Рисование мятой бумагой.

Смятая салфетка или бумага позволяет получить интересную текстуру.

Существует два способа рисования мятой бумагой.

Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий

промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается

смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след

на поверхности бумаги.

Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок

нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.

Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании

коллажей.

Рисование масляной пастелью и акварелью.

Техника рисования "волшебных" картинок с помощью белой масляной

пастели. На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор.

Но как только кисточка и красочка начинают украшать белый лист, то….дети

почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками

начнут проявляться волшебные картинки.

Монотипия.

Техника монотипия от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск,

касание, образ. Это техника рисования с помощью уникального отпечатка.

Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых

работы невозможно.

Существует два вида монотипии.

1. Монотипия на стекле

На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится

слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной

палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к

поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

2. Монотипия предметная

Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-

нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы

получить симметричный отпечаток.

Кляксография.

Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) -

это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень

увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через

соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка

в целом.

Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую

нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится

замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно

подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если

получилось волшебное существо.

Рисование ватными палочками.

В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в

живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его

основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или

прямоугольной формы.

Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для

этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на

рисунок, контур которого уже нарисован.

Граттаж.

Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести,

царапать).Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон.

Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной

масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на

поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым

предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне

появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

Рисование на макаронах.

На картон наклеиваем длинные макароны и гуашью рисуем выбранный

рисунок.

Набрызг (или аэрография).

Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который

держит над бумагой.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет

детям чувствовать себя смелее, развивает воображение, дает полную

свободу для самовыражения

Опыт работы показал, что такие занятия доставляет истинную радость, если

они строятся с учетом специфики деятельности и возраста детей.

3. Индивидуальный подход.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в

силу их индивидуальных особенностей. На занятиях стараюсь дать каждому

ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать

радость творческого труда.

Наблюдения за работой учащихся показывают: одни быстро и хорошо

выполняют поставленные перед ними задачи, и работы их выразительны,

интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим

количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами,

делают грубые ошибки, потому что не организованны, плохо слушают

педагога (и это при том, что этот кружок они выбрали по своему желанию);

четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как

стараются выполнить ее как можно лучше.

На основании анализа детских работ можно узнать различные

индивидуальные особенности каждого ребенка, которые проявляются и в

выборе сюжета, цвета и в раскрытии творческого замысла, и определить

уровень технических умений и навыков.

4. Роль педагога в развитии творческих способностей детей

На моих занятиях в основном идет практическая работа. И без активности и

сознательности ребенка добиться успеха в обучении невозможно. Поэтому

постоянно приучаю воспитанников к самостоятельной и активной работе.

Этого можно добиться самыми различными методами: поощрение, внушение

веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи.

О своем опыте индивидуального подхода к развитию творческих

способностей личности я расскажу на примере воспитанницы объединения

«Изодеятельность» Соковой Марины. В студии Марина начала заниматься с 7

лет. В первый год она ничем не отличалась от сверстников и не проявляла

особых способностей. Работала не спеша, стараясь как можно лучше,

аккуратнее выполнить свою работу. Приобретая художественные навыки и

знакомясь на уроках с новыми техниками, она пробовала себя в разных

направлениях и жанрах. Ее работы отличались яркими красками. В процессе

обучения я заметила, что девочка тонко чувствует цвет и умело передает это в

своих работах.

На этом этапе возник вопрос о составлении индивидуального

образовательного маршрута.

На экране представлены ранние работы Марины. Можно заметить, что все

они имеют законченный вид, в них преобладают яркие краски. Это простые

работы, линии нечеткие, детали не прорисованы.

Последующие работы отличаются более продуманным сюжетом, умением

последовательно выполнять работу в заданном формате, передачей

пропорций и характера изображаемого объекта, выявление конструктивных и

пластических особенностей формы и объема посредством светотеневой

проработки расположения в пространстве, передачей тональных отношений

при сохранении цельности изображения.

Сейчас Марине 15 лет. За последние два года в художественно-творческой

деятельности она добилась значительных успехов.

На ее счету две персональные выставки, на которых представлены работы

выполненные гуашью, акварелью, сухой и масляной пастелью.

В 2017-18 учебном году стала победителем районного экспресс-конкурса

детского рисунка «Дары осени». Участвовала в районном конкурсе

пейзажной живописи «Зимушка, зима!», где заняла 1 место в своей

возрастной группе. Имеет дипломы за участие во всероссийских конкурсах

рисунка для детей.

Заключение. Занятия рисованием не призваны сделать всех детей

художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии,

как творчество и самостоятельность; пробудить фантазию, развить

способности детей к наблюдению и оценке действительности. При

самостоятельной работе, использовании приобретенных навыков ребенок

становится искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность,

терпение и вкус.



В раздел образования